Страховой стаж. Страховой (трудовой) стаж

В результате изменений пенсионной системы появилось понятие «страховой стаж» . Оно плотно связано:

  • с продолжительностью трудовой деятельности граждан, которые с введением индивидуального (персонифицированного) учета стали участниками системы обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • и взносами , перечисляемыми в ПФР работодателями за своих работников.

Страховой стаж - это периоды, в которые человек трудился и (или) выполнял иную деятельность, исчисляемые суммарно , в течение которых за него были начислены и уплачивались страховые пенсионные взносы .

Наличие стажа и его размер, а также сумма перечислений необходимы для определения права гражданина на получение пенсионного пособия и для его расчета.

Понятие страхового стажа определено в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . До изменений системы пенсионного обеспечения и введения этого термина, при назначении пенсионного обеспечения использовалось понятие «трудовой стаж».

Страховой и трудовой стаж: в чем отличие?

Не смотря на изменения в законодательстве, понятие трудового стажа применяется на практике и сегодня.

  • К нему относятся все периоды рабочей деятельности и другой (общественно полезной), имеющие место до начала 2002 года .
  • Его продолжительность используется для подсчета размера пенсии граждан по состоянию на эту дату. После этого времени с проведением реформ, определение пенсионных прав и расчет пособия зависит от страхового стажа .

Страховой, в отличие от трудового, непосредственно связан с перечисляемыми взносами, производимыми в ПФР во время работы человека. По этой причине, в него не включаются некоторые временные промежутки, в течение которых суммы не перечислялись . Так, например, в страховой период не входит учеба , в том числе с отрывом от производства.

Виды трудового (страхового) стажа

Наличие или отсутствие трудовых периодов влияет на принятие решения о назначении пенсионного обеспечения граждан, сроках его назначения и размере. Правда страховой стаж нужен не только для расчета пенсии, но и для расчета пособий в связи с нетрудоспособностью. От его продолжительности размер такого пособия может составлять 60, 80 или 100% от среднего заработка .

Порядок подсчета периодов работ для того и другого случая может различаться в зависимости от учитываемых для этого периодов.

В обоих случаях для назначения и подсчета выплат стаж подразделяется на виды:

  • общий страховой;
  • специальный профессиональный.

Специальный страховой стаж

Продолжительность работы в тяжелых и вредных условиях труда, в определенной отрасли, производстве, в сложных климатических условиях, определяется как специальный страховой стаж .

Наработав его, работник получает право на льготы в пенсионном обеспечении:

  • повышенный размер пособия и т.п.

Современное пенсионное законодательство после проведения ряда изменений предусматривает применение специального стажа для льготного назначения и расчета выплат:

  • по старости для лиц, трудившихся в особых условиях, занятых на подземных работах и в горячих цехах;
  • за выслугу лет для сотрудников вооруженных сил, государственных служащих, педагогов, медицинских и творческих работников.

Общий трудовой стаж

За общий страховой (трудовой) стаж следует принимать продолжительность трудовых периодов граждан (суммарная) при определении права на страховое пенсионное обеспечение , во время которых в Пенсионный фонд поступали страховые взносы . При этом:

  • Рабочая деятельность человека фиксируется в трудовой книжке , которая заводится на всех работников, поступающих на работу. По ней можно посчитать количество трудового стажа для расчета назначаемых выплат.
  • В общий стаж пенсионным законодательством включаются и другие, не относящиеся к трудовым, периоды жизни человека.

Что входит в трудовой стаж при начислении пенсии?

В соответствии с законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в подсчете страховых периодов учитывается время работы или иной, приносящей доход, деятельности, которая выполнялась гражданами РФ:

  • на территории нашей страны, если в это время в ПФР были уплачены страховые взносы;
  • за пределами Российской Федерации, в предусмотренных законодательством РФ случаях или при уплате страховых сумм в ПФР.

Вышеуказанным законом в страховой стаж могут включаться определенные социально значимые периоды , не имеющие уплаты страховых взносов.

Нестраховые периоды при назначении пенсионного обеспечения

К периодам, дополнительно засчитываемым в страховой стаж кроме времени трудовой деятельности, относятся:

  1. время военной и другой, приравненной к ней службы;
  2. получение пособия в связи с наступлением временной нетрудоспособности;
  3. уход матери или отца за каждым ребенком до его возраста 1,5 лет (всего не более 6 лет);
  4. получение пособия по безработице, выполнение оплачиваемых общественных работ, время переезда в другую местность для устройства на работу по направлению от службы занятости;
  5. нахождение под стражей и в местах ограничения свободы, ссылке в случае необоснованного привлечения к ответственности, если невиновность затем будет доказана;
  6. уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом , гражданами в возрасте от 80 лет ;
  7. проживание жены военнослужащего в местности, где она не может устроиться на работу (не более 5 лет);
  8. проживание за пределами территории РФ супругов граждан, выполняющих обязанности в представительствах и консульствах РФ (не более 5 лет);
  9. период, предусмотренный в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» .

Эти периоды могут учитываться при назначении выплат, если до них и после них присутствовали периоды работы (не зависимо от их времени), в течение которых происходило перечисление страховых взносов в ПФР.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону

После проведения реформы пенсионной системы 2015 года с изданием и вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» повысилось требование к минимальному размеру стажа для назначения страховой пенсии по возрасту .

  • Еще до 2002 года установление пенсии и ее размер не зависел от стажа.
  • После вступления в силу закона «О трудовых пенсиях в РФ», выплата могла назначаться при наличии 5 лет трудовой деятельности.
  • После реформы 2015 года его значение увеличилось до 15 лет.

При этом после изменения пенсионной системы не изменилась величина стажа для назначения досрочной пенсии отдельным категориям граждан, указанным в статье и закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Минимальный стаж для начисления пенсии с 2018 года в России

Кроме возрастных требований для назначения страховых выплат по старости в 2018 году необходимо обязательное наличие минимального страхового стажа не менее 9 лет. В соответствие с законом требование к минимальному стажу будет постепенно увеличиваться, прибавляя по одному году ежегодно . Например, уже в 2019 году для установления пенсии необходимо 10 лет страхового стажа, в 2020 - уже 11 лет, пока к 2025 году не достигнет 15 лет (см. таблицу).

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону (таблица 2018)

Год выхода на пенсию Какой минимальный стаж нужен для пенсии, лет Минимальное количество пенсионных баллов (ИПК)
2015 6 6,6
2016 7 9
2017 8 11,4
2018 9 13,8
2019 10 16,2
2020 11 18,6
2021 12 21
2022 13 23,4
2023 14 25,8
2024 15 28,2
2025 15 30

Тем гражданам, которые стаж не заработали совсем или его размер составляет ниже минимального, через 5 лет после достижения пенсионного возраста (то есть по достижении в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин) может быть назначена социальная пенсия .

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа

Порядок вычисления страхового стажа регулируется статьей 13 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , в которой предусмотрены следующие моменты:

  • страховой стаж высчитывается по календарному принципу ;
  • если нетрудовой период по датам совпадает со временем работы, то при подсчете по выбору будущего пенсионера учитывается один из них;
  • деятельность самозанятого населения или работа по договорам у физического лица включаются в стаж в случае имеющейся уплаты страховых взносов в ПФР;
  • при установлении пенсии в другом государстве, периоды работы, учтенные там, для российского пенсионного обеспечения не принимаются ;
  • получателям государственного пособия за выслугу лет , периоды, учтенные при начислении этой выплаты, не учитываются при назначении пенсионного обеспечения по старости;
  • лица, имеющие стаж, приобретенный до реформы 2015, могут выбрать по каким правилам подсчитывать его, предусмотренным новым законодательством или по старому.

При назначении пенсионного обеспечения не всегда требуется подтверждение страхового стажа.

Трудовые периоды после введения индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) и получения СНИЛС подтверждаются автоматически на основании сведений, зафиксированных на индивидуальном лицевом счете будущего пенсионера, вместе с периодами до введения ИПУ.

Подтверждение периодов трудовой деятельности при наличии трудовой деятельности до введения индивидуального учета может понадобиться:

  • В случае отсутствия в ПФР соответствующих данных. При этом, как правило, требуются подтверждающие документы от работодателя или из госорганов, в предусмотренном законодательством порядке.
  • В случае уничтожения без возможности восстановления или утраты документов о работе без вины работника. При этом установление стажа (за исключением характера работ) происходит на основании свидетельских показаний (2 и более человек ).

Заключение

В истории изменений пенсионной системы относительно трудового (страхового) стажа можно выделить некоторые моменты :

  • Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность, все также является трудовая книжка. Сведения, зафиксированные в ней, подтверждаются данными ПФР и засчитываются в стаж, если за время работы были уплачены страховые взносы.
  • Периоды работы, имевшиеся до введения регистрации в системе ОПС , проконвертированы и занесены в ПФР на индивидуальные лицевые счета граждан.
  • В случае самозанятого населения, работы у предпринимателя или физического лица, подтверждением страхового стажа будут являться договоры и сведения ПФР, если в это время была произведена уплата страховых взносов .
  • В результате пенсионной реформы 2015 г. все трудовые периоды граждан с учетом внесенных взносов оцениваются в индивидуальные пенсионные коэффициенты , и в дальнейшем для принятия решения о назначении пенсии вместе с требованием к минимальному стажу будет учитываться их размер.

По достижению определенного возраста граждане РФ имеют право получать от государства выплаты в виде пенсии. В последние годы пенсионная система в нашей стране неоднократно подвергалась реформированию. Теперь размер пособия определяется многими факторами, но наличие трудового стажа для выхода на пенсию остается одним из самых важных условий.

До 2002 года размер пенсии в России определял единственный показатель: количество лет, отраженных в трудовой книжке. В трудовой стаж включались периоды прохождения воинской службы, получения образования и нахождения в декретном отпуске. Требованием для начисления трудовой пенсии было соответствие пенсионному возрасту и наличие подтвержденного стажа 20 или 25 лет для женщин и мужчин соответственно. Каждый дополнительный отработанный год означал прибавку к пенсии в размере 1% от оклада.

После вступления в силу Федерального закона от 28.12 2013 года N-400-ФЗ “О страховых пенсиях” введено новое понятие “страховой стаж”. Начиная с 2002 года в расчет берутся только те периоды, в которые производились страховые взносы в пенсионный фонд. Перечисляет их работодатель, а размер отчислений зависит от того, сколько составляет заработная плата работника. Поэтому принципиально важными становятся и факт трудоустройства в соответствии с ТК, и наличие “белой” зарплаты.

В течение 13 лет минимальный стаж для начисления пенсии был равен всего 5 годам непрерывной работы со страховыми отчислениями. При условии высокой зп, даже за столь небольшой срок граждане могли претендовать на пенсию размером выше средней, что не совсем справедливо в отношении людей, отработавших десятки лет с меньшим окладом. К тому же мягкие требования к продолжительности страховых взносов недостаточно эффективны в мотивации граждан искать официальную работу и не соглашаться на зарплату “в конверте”.

Реформа 2015 года

С учетом наблюдаемых последствий предыдущей реформы и развившегося экономического кризиса в 2015 году в пенсионную систему вновь были внесены существенные изменения:

  • Правительство приняло решение постепенно к 2025 году поднять минимальный трудовой стаж для начисления пенсии по старости с 5 до 15 лет. Так в 2019 году необходимый минимум – 9 лет.
  • Система накопления пенсии переводится в баллы, на количество которых влияет и стаж, и размер дохода. С одной стороны, это минимизирует риски влияния инфляции. В течении трудовой деятельности фактически не копятся сами деньги, а формируется коэффициент, на основании которого будет в итоге рассчитываться размер пенсионного пособия. С другой стороны, получается, что за каждым гражданином больше не закреплена какая-то конкретная сумма, и всё зависит от реального положения дел в экономике страны на момент выхода на пенсию.
  • Повышается минимальный стаж для выхода на пенсию «за выслугу» в некоторых отраслях.
  • Внесены изменения в части видов и сроков иной деятельности, учитываемой при подсчете страхового стажа.
  • Отменено понятие , учитывается общий стаж работника.

С 2015 года обязательным становится не только количество лет, посвященных трудовой деятельности, но и то, сколько перечислено страховых взносов в пенсионный фонд. То есть возможна ситуация, когда стажа хватает, а норма баллов не набрана. На 2019 год достаточно 12,4 балла, а к 2025 году нужно будет иметь не меньше 30 баллов. Это значит, что в скором будущем работа за низкую “белую” зарплату не будет гарантировать право на страховую выплату даже при наличии минимального стажа для получения пенсии.

Какие периоды включаются в трудовой стаж

Если работодателем или самим гражданином осуществляются перечисления страховых взносов в пенсионный фонд, трудовой стаж в большинстве случаев рассчитывается так: 1 день трудоустройства равен 1 дню стажа. Но бывают периоды, в которые работник не исполняет свои трудовые обязанности. Страховые взносы не перечисляются, однако в стаж это время в соответствии со ст.12 Федерального закона N400-ФЗ засчитывается:

  • Период прохождения службы в армии.
  • Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (учитывается не более 6 лет в сумме).
  • Период временной неработоспособности в результате травмы или болезни.
  • Время нахождения под заключением в случае несправедливого привлечения к уголовной ответственности.
  • Период поиска работы при условии и соблюдении правил взаимодействия с ней.
  • Период ухода за инвалидом или гражданином старше 80 лет.

Важным условием учета времени, потраченного в результате данных обстоятельств, является наличие официальной работы до и после этих периодов.

С введением балльной системы социально значимая деятельность не просто включается в стаж, но и подразумевает начисление баллов за каждый год в размере:

  • Армия -1,8 балла
  • Декрет – от 1,8 балла в зависимости от количества детей
  • Уход за инвалидом – 1,8 балла

Годы получения образования, за исключением повышения квалификации и трудовой оплачиваемой практики, по новому законодательству больше не принимаются в общий стаж. Предполагается, что в дальнейшем полученный уровень квалификации обеспечит более высокую заработную плату, что позволит получать большее количество баллов.

Льготное исчисление стажа

В некоторых случаях возможно . Речь идет о выплате “за выслугу”. Начисляется такая выплата, если гражданин трудился в особенных вредных, сложных условиях или занимался определенным общественно полезным видом деятельности:

  • Жителям Крайнего севера и территорий, приравненных к ним на 7-10 лет снижен возраст возможного выхода на пенсию. Есть требования к общему стажу, количеству лет, прожитых в данных регионах и стажу в определенной отрасли.
  • Медицинскому персоналу и учителям пенсия положена после отработанных 25-30 лет в профессии.
  • Летчикам и военнослужащим достаточно 20-25 лет службы для оформления пенсии.
  • В ряде производств, предполагающих вредное воздействие на здоровье человека установлен минимальный возраст выхода на пенсию ниже общепринятого на 5 лет.
  • Госслужащие раньше получали право на пенсию “за выслугу” после 15 лет стажа. Согласно закону N143-ФЗ, принятому мае 2016 года, требуемый срок государственной службы поэтапно к 2026 году поднимется до 20 лет.

Пенсия для безработных

Чтобы претендовать на страховую пенсию, важно соответствовать установленным законом требованиям: иметь необходимое количество баллов и минимальный стаж для назначения пенсии по старости. Но если какой-то из двух пунктов не выполнен, это не значит, что гражданин преклонного возраста не имеет права на пособие.

В случае недостаточного стажа или его отсутствия, государство выплачивает социальную пенсию по старости. Она устанавливается на основании Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Так как сумма в итоге получается незначительная, за счет средств регионального бюджета размер социальной пенсии доводят до принятого в данном регионе прожиточного минимума. Начать получать социальную пенсию можно только неработающим гражданам по достижению 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, что на 5 лет позже общего требования к пенсионному возрасту.

В последние годы увеличен минимальный пенсионный стаж, посредством балльной системы выставлены обязательные требования к объему страховых взносов, наблюдается тенденция сокращения возможности досрочного выхода на пенсию “за выслугу”. Правительство не скрывает, что реформы направлены на сокращение расходов государства на пенсионные выплаты. Такая мера объясняется возникшим дисбалансом между количеством трудоспособного населения и количеством людей пенсионного и предпенсионного возраста.

Выплата пособий, в том числе пенсионных, ежегодно является одной из самых крупных статей расходов в федеральном бюджете. Государство рассчитывает, что принятые меры способны повлиять на пополнение пенсионного фонда за счет страховых отчислений, и тем самым частично решить вопрос с дефицитом средств на выплату трудовой пенсии нынешним и будущим пенсионерам.

Чтобы подсчитать страховой стаж для пенсии по старости, нужно сложить сумму рабочих периодов. Сюда включаются и другие промежутки времени, когда человек не работал, но по законодательству получает за них право на денежное содержание.

Нормативно-правовое регулирование

Страховым стажем является общее время выработки, которое гражданин потратил на трудовую и иную деятельность, производя соответствующие выплаты ПФР. Для назначения содержания по старости эти периоды суммируются. Расчет осуществляется на основании страховых взносов, сделанных человеком.

Законодательство, которое регулирует отношения, связанные с пенсией по старости, представлено следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция РФ.
  2. Трудовой кодекс РФ.
  3. Федеральные законы №400-ФЗ, №166-ФЗ, №173-ФЗ, №167-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа…» (02.10.2014 № 1015).

Основным законом является №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (28.12.2013). Перечень не ограничивается этими документами. Существуют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, инструкции, определяющие порядок пенсионных выплат по старости, вплоть до льготных условий на территории того или иного субъекта РФ.

Виды страхового стажа

Выплаты по старости назначаются и исчисляются на основании трех видов стажа:

  1. Общий страховой. Суммирует все рабочие периоды граждан. Они фиксируются трудовой книжкой. Общая выработка охватывает также нетрудовые отрезки жизни граждан, определяемые законодательством.
  2. Непрерывный. Работа в одной и той же организации либо на разных предприятиях, но промежуток перехода не превышает 1 месяца (3 недель, если работник уволился по собственному желанию).
  3. Специальный (профессиональный). Это общая продолжительность работы по профессии, связанной с вредными или опасными для жизни и здоровья условиями, трудовая деятельность в районах с тяжелой климатической средой, например, северных районах страны.

Какие периоды учитываются

Существуют определенные условия назначения страховой пенсии по старости:

  • Время, когда гражданин осуществлял на территории России трудовую деятельность, за которую работодателем начислялись закрепленные законодательством страховые платежи ПФР.
  • Другая деятельность, в период которой происходило начисление пенсионных взносов (предпринимательство, гражданские договоры, частная практика и т.п.).
  • Время работы гражданина за пределами России, но при условии все тех же страховых платежей ПФР.
  • Добровольная уплата взносов ПФР за себя или другое лицо.

Социально значимые нестраховые периоды, включаемые в страховой стаж

Некоторые промежутки времени, не сопровождающиеся страховыми выплатами, засчитываются как выработка:

  • прохождение службы в армии и другой, приравненной к ней;
  • временная нетрудоспособность с получением пособия по соцстрахованию;
  • уход за детьми кем-то из родителей по достижении ими возраста полутора лет (целиком не более 6 лет);
  • безработный период с постановкой на учет в Центре занятости, общественные работы, переезд с целью последующего трудоустройства по направлению ЦЗН;
  • необоснованное содержание под стражей с последующим отбыванием наказания;
  • отстранение от работы после такого неоправданного привлечения к уголовной ответственности;
  • домашний присмотр, если есть инвалид, имеющий I группу, ребенок-инвалид, 80-летний пенсионер;
  • проживание с супругом военнослужащим за время его службы по контракту в месте, где отсутствует возможность трудоустроиться (не более 5 лет);
  • проживание за границей с супругом, направленным в дипломатические, торговые и иные представительства, международные организации и т.п., утвержденные Правительством;
  • участие в оперативно-розыскной деятельности.

Минимальный стаж для назначения пенсии по старости

По итогам пенсионной реформы с 2015 года необходимый стаж для получения пенсии по старости увеличивается каждый год. В 2019 г. он составляет 9 лет.

Количество баллов, необходимое для назначения страхового довольства, тоже ежегодно увеличивается – на 2,4 пункта.

Плановое увеличение представлено таблицей, где ИПК – это индивидуальный пенсионный коэффициент:

Год выхода

Количество лет минимального страхового стажа

Размер ИПК

Страховые взносы, уплаченные в ПФР, переводятся в баллы, которые потом суммируются и умножаются на ИПК. Так формируется пенсионное содержание граждан. Если человек не набрал минимальной выработки или количества баллов за тот или иной год, то вместо страховой ему назначают социальную пенсию. Это произойдет спустя 5 лет по достижении пенсионного возраста.

Право на досрочное получение страховой пенсии по профессиональным критериям

Существуют льготные категории граждан, получающие по своей специальности право уйти на заслуженный отдых по старости раньше общеустановленного срока. Эти профессии разделяются на два основных критерия. Первый связан с опасными тяжелыми производствами: работа с рудой, черными и цветными металлами, химическими и радиоактивными веществами, газом, нефтью и т.п.:

Второй критерий связан с вредными трудовыми условиями (более легкими): работа в горах, на стройке, в металлургической сфере и т.п.:

Еще есть отдельные категории работников, которым можно досрочно выйти на страховую пенсию, независимо от возраста. Нужна просто профессиональная выработка в конкретной деятельности: рабочие шахт, рыболовных судов, спасатели, педагоги и др.

Минимальный стаж для выхода на пенсию по социальным основаниям

Существуют социальные основания для досрочного начисления содержания отдельным группам лиц. Некоторые из них представлены в таблице:

Минимальный страховой стаж в годах

Возраст ухода на пенсию

Многодетные матери

Инвалиды вследствие военной травмы

Инвалиды I группы по зрению

Лица, работавшие на территории Крайнего Севера

  • Какой должен быть минимальный стаж для назначения пенсии по старости
  • Сколько трудового стажа нужно для выхода на пенсию в 2018 году?
  • Трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости, официальная информация
  • Назначение пенсии по старости при недостаточном страховом стаже

Какой должен быть минимальный стаж для назначения пенсии по старости

В 2013 году российское пенсионное законодательство претерпело некоторые изменения, а именно, повысился минимальный трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию по старости. К периоду ежегодной трудовой деятельности ежегодно будет прибавляться 1 год, то есть гражданам, вышедшим на пенсию в 2014 году, требовалось 5 лет, в 2015 году – 6 лет, а в 2017 году значение данного показателя составит уже 8 лет. Завершающий этап – достижение 15-ти летнего минимального стажа для назначения страховой пенсии.

Сколько трудового стажа нужно для выхода на пенсию в 2018 году?

Для получения права выхода на пенсию по старости в общеустановленные сроки необходимо соблюдение трех обязательных условий:

наступление возраста, установленного законом;

наличие страхового (трудового) стажа;

наличие установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) или другими словами размер пенсионных баллов.

С 2018 года обязательным условием для назначения пенсии при достижении пенсионного возраста (сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) является наличие 9 лет стажа и 13,8 баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости, официальная информация

В законе предъявляются единые требования к стажу и показателю ИПК, необходимым для начисления страховой пенсии по старости женщинам и мужчинам.

Таким образом, ответ на вопрос, сколько нужно стажа для выхода на пенсию на общих основаниях представителям обоих полов, будет аналогичным. Если же речь идет о досрочной пенсии, то в этом случае гендерная принадлежность иногда имеет значение.

Основания для выхода на пенсию до достижения пенсионного возраста перечислены в ст. 31–32 закона № 400-ФЗ. В частности, претендовать на такие преференции могут:

работники, трудившиеся на Крайнем Севере более 15 лет (минимальный страховой стаж снижается на 5 лет);

женщины - инвалиды по зрению I группы (минимальный стаж - 10 лет).

Некоторые категории граждан получают пенсию от государства по правилам специальных законов (например, закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе…» от 12.02.1993 № 4468-I). Для них определяющее значение имеет выслуга (длительность работы в определенной сфере), а не стаж. Например, военнослужащие и сотрудники МВД получают право на пенсию, уволившись после 20 лет службы либо после 10, если увольнение произошло по льготным основаниям (в рамках оргштатных мероприятий, по состоянию здоровья).

Другие пенсии по выслуге представляют собой надбавку и выплачиваются вместе со страховой пенсией.

Так, мужчины - пилоты гражданской авиации могут претендовать на досрочную государственную пенсию при стаже работы по основной специальности 12,5 года, женщины - 10 лет. Однако в отсутствие общего 15-летнего страхового стажа от пенсионного фонда данным гражданам полагается только урезанная выплата к государственной пенсии, вычисляемая по правилам ч. 3 ст. 20 закона № 400-ФЗ.

Назначение пенсии по старости при недостаточном страховом стаже

Отсутствие достаточного страхового стажа не дает гражданину права на страховую пенсию. Тогда в случае невозможности продолжать трудовую деятельность назначается пенсия по государственному обеспечению, больше известная как социальная.

При этом в силу п. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на социальную пенсию возникает:

у мужчин, достигших 65 лет, и женщин, отметивших 60-летний юбилей;

мужчин 55 и женщин 50 лет, относящихся к малочисленным народам Севера.

Длительность и недостаточность страхового стажа для пенсии от ПФР не оказывают влияния на размер социальной пенсии по старости. Он одинаков для всех и составляет 3 626,71 руб. без учета регулярной (и тоже одинаковой для всех) индексации.

Таким образом, требования к минимальному стажу для назначения пенсии по возрасту зависят от условий трудовой деятельности потенциального пенсионера. Если в отношении общего стажа для страховой пенсии вопросов обычно не возникает, то минимальный стаж выслуги для государственной пенсии зачастую индивидуален, зависит от сферы деятельности лица, его пола, состояния здоровья, осуществления работы на Крайнем Севере.