Свадебные традиции и обычаи. Свадьба в Индии: традиции. Осыпание рисом, лепестками роз, монетами, конфетами - старинная свадебная традиция

Свадьбе у славянских народов уделялось особое значение. Это был знаковый момент в жизни каждой невесты, поэтому всегда брак связывался со многими обычаями, традициями и поверьями. Свадебные обряды никогда не придумывались просто так, на ровном месте. Каждый из них имел особое значение и был направлен на достижение счастья и гармонии в молодой семье.

Сейчас, к сожалению, многие обычаи утеряны, а когда-то важные сакральные действия приобрели чисто развлекательный характер. И все же, это русская история, даже славянская. Ведь когда-то жители России, Украины и Беларуси были тесно взаимосвязаны и представляли собой ветви одного народа – восточных славян. Поэтому и ритуалы у нас настолько схожи.

Смысл и таинство бракосочетания по-славянски

Прошлое, из которого вытекает и настоящее, у нас основано на славянском мировоззрении. Все современные обычаи, соблюдаемые на свадьбе, имеют исторические корни , связаны с особенностями отношения к жизни наших предков и основаны на логичных и последовательных действиях. В славянской свадьбе не было ничего лишнего. Поэтому, желая провести бракосочетание, учитывая все древние традиции, вы должны прекрасно понимать, какое обоснование они под собой имели.

Свадебный обряд – особое действие, направленное на достижение какого-либо определенного положительного результата. Цель брака – создать крепкую и дружную семью, в которой муж и жена держались бы друг за друга. Не зря ведь русские слова для них – супруги, т.е. люди, находящиеся в одной жизненной упряжке и на равных тянущие все радости и тяготы быта.

Все народные свадебные обряды , а также и традиции сводятся к одному: правильно выдать дочь замуж и обмануть нечистую силу, чтобы она не напакостила. Русские поверья были очень тесно связаны с представлением о злых духах, которые витают вокруг в огромном количестве и так и стремятся испоганить жизнь человеку. Тем более, тому человеку, который находится на грани, т.е. переходит из одного состояния в другое.

Это напрямую касалось невесты. Она в то время считалась именно таким, пограничным существом. Ведь девушка уходила из отчего дома и переходила из невинного девичьего состояния в женское, а впоследствии должна была стать матерью. Поэтому основной задачей было укрыть ее от нечисти, защитить, тем самым защитив и будущую семью. Отсюда и идет это слово – «невеста», неизвестная, сокрытая, тайная.

Практически все обычаи были направлены на достижение 3 важнейших результатов:

  1. Оградить будущую супругу, не дать нечисти прорваться к ней, а, следовательно, и окутать новоиспеченную семью благом. В то время это считалось очень серьезной задачей;
  2. Привлечь как можно больше добрых духов, чтобы они, наоборот, сопутствовали этой семье и укрепляли ее;
  3. Достичь плодовитости и прирастания нового семейного очага. Проще говоря, сделать все возможное, чтобы у молодых не только было большое количество детей (мы все знаем, насколько огромными были славянские семьи), но и росли материальные блага: был свой богатый дом, хороший урожай, крепкий и плодовитый скот. Народы России и Беларуси были в большинстве своем земледельцами, и для них в понятие семейного очага входило и процветающее, сильное домашнее хозяйство. Без этого нормальной и крепкой семьи не могло существовать, что отражено и во многих народных предания, песнях и стихах России.

Понимая эту особенность славянского, а впоследствии и русского мировоззрения, мы можем увидеть особый смысл, который несут в себе ритуалы на бракосочетание.

Основные обряды, известные и сегодня

Современное мировосприятие не позволяет так серьезно относиться ко всем традициям, как относились наши предки. Смысл многих действий мы просто не понимаем, но все же стараемся соблюдать. Свадебные обряды хоть и стали сейчас сродни развлечению, но не умерли, что подчеркивает их огромное значение для народа. Более того, где-то на глубинном уровне, мы все так же верим, что соблюдение определенных мер, а также и древние ритуалы, помогут сохранить любовь и счастье в новоиспеченной семье.

Вот давайте о них и поговорим. Практически на каждой свадьбе, желающей соблюсти все старинные традиции, проводятся следующие ритуалы:

  1. Благословение молодых;
  2. Выкуп;
  3. Венчание;
  4. Приезд в дом жениха;
  5. Свадебный пир.

Это основные ритуалы. Но они состоят из более мелких традиционных действий , тоже тесно связанных с благополучием новой семьи. В наше время все еще остались обряд породнения семей, зажжения семейного очага, благословения дочери, встречи молодых. И хотя они уже не соблюдаются в нужном сакральном порядке, но значение все еще имеют.

Кстати, многие из них можно встретить и в странах Европы. Это лишний раз доказывает, что традиции России и ее западных соседей все же имели под собой одно основание и формировались в одном мировосприятии.

Обряд породнения семей

Переходя из состояния девушки в состояние женщины, новобрачная уходит под опеку духов мужниного рода. Соответственно, между ее родителями и родителями супруга устанавливается особая связь, сродни магической. Семьи обязательно должны породниться, ведь дети, рожденные от этого брака, будут принадлежать им обеим.

В наше время это скорее веселая традиция, нежели магическое действо. Обряд породнения сейчас проводится иногда шутливо, иногда для него пишется даже отдельный минисценарий. Обычно используется кубок, наполненный каким-либо напитком (чаще всего, вином). Для того чтобы породнение состоялось, и родители, и новобрачные должны отпить из этого сосуда, хотя бы по глотку, но каждый и обязательно.
Как правило, подносит напиток свидетель, он же говорит и напутственные слова, и строго следит, чтобы все участники ритуала испили напиток.

В стародавние времена обряд породнения проходил несколько иначе. Кстати, он есть и у украинского народа, и у белорусского. Уже после венчания семьи обязаны были его совершить, иначе духи не примут нового человека. Для устранения этой опасности и существовал ритуал породнения, который проходил с чтением специальных заговоров и так же с отпитием напитка из общей чаши.

Без породнения не будет и счастливой семейной жизни, в это верили твердо. Но существовал и еще один обычай, без которого также не представлялось счастливой будущей семейной жизни.

Благословение дочери

Очень близок к обряду породнения. Ведь и там, и там особую роль играют родители – старшие представители двух сливающихся родов. Важно было благословить именно дочь, ведь она уходит в другую семью. Вообще, в славянском мировоззрении свадьба была сродни смерти для невесты: она умирала как девушка и начинала жить как женщина и мать.

В настоящее время к этому обряду относятся уже не так трепетно. А ведь родительское благословение – важнейшее условие семейного процветания. И в странах Европы оно до сих пор существует.

Итак, прежде чем невеста пойдет под венец, отец и мать должны дать дочери свое благословение. Тем самым они одобряют этот союз, соглашаются на него. А если учитывать, насколько велико было у славян уважение к своим родителям, то и понятно значение этого обычая. Благословение не получено, значит, брак не будет плодотворным и счастливым. Вот почему союзы, заключенные втайне от отца и матери, не одобрялись и вообще не поддерживались.

Если отец и мать желают счастье дочери и поддерживают ее выбор, они должны дать свое благословение. Совершается ритуал перед бракосочетанием. Родители крестят дочь, произносят напутственные слова, выражают одобрение. В давнее время были еще и специальные заговоры, но сейчас они уже забыты.

Зажжение очага новой семьи

Помимо обряда породнения и родительского благословения, существовал и еще один, сейчас часто забываемый. В России и других славянских государствах он называется ритуалом зажжения семейного очага. В Европе существует аналог, тоже имеющий такое же значение, но несколько иной порядок выполнения действия и их последовательности.

Семейный очаг – то, что основывает новая семья, то, что должно всегда гореть и согревать каждого члена брачного союза. Символическое значение здесь имеет огонь. Смысл ритуала заключается в том, что, загоревшись единожды, пламя семейного очага не должно погаснуть никогда. Задача каждого из супругов – поддерживать огонь любви и беречь вторую половинку. Естественно, все эти представления вылились в конкретные действа.

Каждому браку предшествует знакомство. Сначала оно происходит между парнем и девушкой, потом между их родителями. Постепенно разжигается пламя любви и страсти, которое потом станет основой для семейного очага. Кстати, встреча молодых тоже имеет огромное символическое значение в славянской свадебной культуре. Но о ней мы поговорим чуть ниже.

После того как любовь случилась, пламя вспыхнуло, а венчание состоялось, необходимо перевести его стихийную горячность в умеренно сияние тихого очага. Иными словами, из обоюдной страсти и любви, создать крепкую семью. Для этого у славян был разработан целый комплекс специальных ритуальных действий. Они сопровождались чтением определенных заговоров, вбирали в себя значительную часть древней магии.

Сейчас многое уже утеряно и не соблюдается, но обычай сохранил прежнее название ритуала зажжения семейного очага. В настоящее время он проводится уже после заключения брака в загсе, и после венчания, если оно было. Ему предшествуют ритуалы породнения семей и благословения невесты ее родителями. Если вы хотите соблюсти все народные традиции, выполните действия правильно.

Проводится обряд довольно просто. Для ритуала потребуется 3 или 2 свечи. Участниками его являются матери мужа и жены и молодожены. Если у кого-то из супругов матери нет, тогда только одна берет на себя святую обязанность передать огонь новоиспеченной семье. У каждой матери в руках должна быть свеча. У мужа и жены одна общая, которую жених держит правой рукой, а невеста – левой.

Родительскую свечу зажигает отец перед началом проведения обряда. Мамы принимают ее и, с поздравительными или напутственными речами, заготовленными заранее, передают пламя своим детям. Матери соединяют огонь двух свечей в единый и им поджигают свечку новобрачных. После чего родительское пламя тушится, а свеча жениха и невесты должна гореть до тех пор, пока молодая не снимет свою фату.

В нашей стране обряд зажжения очага популярен до сих пор. Он не только глубоко символичен, но и невероятно трогателен.

Обряд встречи новобрачных

Встреча для славян имела огромное значение. Она объединяла 2 любящих сердца, разжигала новые чувства и являлась основой для формирования новой семьи.

Затем происходила встреча родителей жениха и невесты, и она называлась сватовством. В России этот обычай, предшествующий свадьбе, практически не сохранился, а вот в странах Европы все еще соблюдается. Вообще, Запад в этом отношении более патриархален.

После сватовства происходит встреча жениха и невесты уже как почти супругов. Будущий муж сначала выкупает свою нареченную, а потом получает возможность увидеть ее. Это тоже знаковый момент, и в славянских традициях он имел большое значение. После выкупа молодые должны отправиться в церковь , где произойдет венчание, а согласно современной культуре – в загс, где состоится регистрация брака.

И только потом происходит главная встреча. Она тоже окружена множеством поверий и берет свое начало из очень древних представлений. Называется ритуал – встреча молодых, и проходит он на пороге дома новоиспеченного супруга.

С ним связаны многие древние представления, сейчас уже почти забытые. После бракосочетания муж и жена отправляются на новое место проживания супруги – в дом супруга. На пороге с хлебом-солью их встречают родители. Выбор атрибутики тоже не случаен. В древние времена хлеб был символом плодородия и процветания, а соль, которую добыть было крайне сложно, – богатства.

Встреча молодых проходила шумно, радостно. Она сопровождалась напутствиями и поздравлениями. Но самым главным было – отломить кусочек от каравая. У кого он получался больше, тот, считалось, и будет главным в новой семье. Естественно, все ждали, этого от жениха. Ведь руководить в семье должен мужчина.

Встреча молодых – это и пожелание добра и процветания, и радостный момент, и приглашение к столу. Дальше начинался свадебный пир, в который тоже необходимо было соблюсти огромное количество обычаев. Но самое главное ждало супругов впереди: первая брачная ночь. Сейчас традиция уже не актуальна, а раньше она имела огромное значение. Наутро муж обязан был предъявить доказательство невинности супруги: простыню с кровью. И если жена оказывалась нечестной, это влекло огромный позор на весь ее род.

Для славян встреча носила сакральный, очень глубокий и важный смысл. Ведь согласно поверьям наших предков, ничего в этом мире не происходило просто так. И раз двое встретились, значит, так того захотели духи. А их решение необходимо почитать и уважать.

Обряды и приметы имеют большое значение и в сегодняшнее время. Вся современная жизнь вытекла из того, что было раньше. Именно поэтому все эти действа: породнения, дача родительского благословения, встреча молодых и многие другие до сих пор так тщательно сохраняются и берегутся.

Это история, которую важно беречь и помнить. Она обширная, общая, что подтверждают и брачные обряды Европы, практически не отличимые от наших.

Скоро свадьба. Эти слова вызывают в душе разные чувства. Тебя переполняет радость от того, что скоро ты навсегда свяжешь свою судьбу с любимым человеком. Но как сделать так, чтобы твой брак оказался по-настоящему крепким и счастливым?

О том, какие существуют магические и старинные свадебные обряды и как они проходят читайте и смотрите в нашей статье.

Конечно, ни одна свадьба не обойдётся без традиционных свадебных ритуалов. Это и встреча молодых с караваем, и бросание букета невесты, и свадебный торт. Эти обряды известны всем, однако есть еще десяток-другой обычаев, которые часто упускаются молодыми из виду. Но именно они помогут вас сделать вашу свадьбу душевной и незабываемой.

Всех за один раз перечислить просто невозможно, поэтому предлагаем вам выбрать из тех, которые являются самыми распространёнными, значимыми и красивыми.

По старинной английской примете невеста обязательно должна надеть на свадьбу что-то старое, новое, голубое и взятое взаймы («something old andsomething new, something borrowed and something blue»).

Расшифровывается это так: новая вещь символизирует удачу для невесты в её новой семейной жизни. Старое (обычно это семейная драгоценность) символизирует связь с родной семьёй невесты, приносит ей душевный покой. Взятое взаймы гарантирует, что у невесты всегда рядом будут верные друзья. А что-то голубое принесёт невесте любовь и верность.

Сейчас стало модным, когда молодожёны вешают на мосты замок со своими именами. Но этот старинный русский обряд проводился несколько по иному. Перед тем, как молодые соберутся выходить из дома под порог дома кладется замок. После того, как молодые переступят через замок, его закрывают, а ключ выкидывают в глубокий водоём. Замок должен храниться в семье, как символ любви.

Запуск голубей уже стал традиционным. Этот обычай пришёл из Италии, где невеста выпускала на волю голубку в знак того, что она покидает свой дом. Сейчас молодожёны при запуске голубей загадывают желание и, если голуби полетели рядом, то желание обязательно исполнится.

Совсем новый обычай – невеста выпускает в небо небесный фонарик или воздушный шар с написанной на нем своей девичьей фамилией в знак того, что она с ней прощается.

При встрече молодожёнов после обряда с караваем бьют бокалы, бросая их через спину. Бокалы бьют в знак того, что молодые оставили все свое зло позади. А по осколкам разбитых тарелок смотрят, насколько счастливы будут молодожёны – чем больше осколков, тем больше счастья.

Перед началом свадебного банкета (а иногда и перед отъездом молодых домой) проводится церемония зажжения семейного очага. Мамы молодых при помощи свечей передают тепло родительского семейного очага своим детям. Молодожены двумя свечами зажигают одну большую. Эта большая свеча и будет символизировать их семейный очаг.

Свадебный танец, который на Руси появился в эпоху Петра I, в наше время сильно изменился. Все популярнее становится танец постановочный, когда молодые готовят свой красивый свадебный танец задолго до свадьбы.

Красивый обычай – танец отца и дочери. Обычно после трогательного танца отец подводит дочь к ее избраннику и передаёт дочку в надёжные руки молодого мужа, но встречаются и весьма веселые воплощения этого действа в жизнь.

Обряд прощания с фатой все больше входит в моду. Существует несколько его вариаций.

По одному сценарию во второй половине свадьбы невеста переодевается из свадебного платья в бальное, а свою фату дарит незамужней подруге, мечтающей найти своего суженого.

Однако чаще всего фату снимает свекровь, покрывая сразу же голову невесты платком или шалью. Это символизирует, что свекровь принимает невесту в свой дом, как дочь, как продолжательницу рода. Саму же фату следует хранить дома, ее нельзя отдавать чужим людям. Наши бабушки говорили, что молодая мама может укрывать кроватку младенца, если он спит беспокойно.

В западной Украине проводится «растанцовка» фаты. Невеста танцует с незмужними подругами и держит фату у нее над головой. Таким образом невеста «натанцовывает» подруге мужа.

На свадьбе невеста может подарить коробочку от свадебных колец той девушке, которой она желает быстрого замужества.

Молодым дарят связанные бутылки с шампанским, одну из которых они выпивают на годовщину свадьбы, а вторую на рождение первенца.

Современных свадебных ритуалов и обрядов существует очень много: постоянно появляются новые, а иногда просто возвращаются хорошо забытые старые свадебные обряды. Выбирайте, какие вам по душе, какие будут красиво смотреться на вашей свадьбе, и те, которые несут смысл. Вполне возможно, что на вашей свадьбе будут обряды, которые подскажет вам бабушка или кто-то из знакомых.

Но не забывайте, что к проведению обрядов стоит подходить осторожно, чтобы их не было слишком много, и каждый обряд стал ярким и запомнился не только вам, но и вашим гостям.

Вот то связывающее звено, которым живет свадьба. Конечно, каждая девушка знает много примет, обычаев и традиций . А уж если не знает - то обязательно узнает перед свадьбой. А ведь есть традиции , которые бережно хранят в своем сердце родители.... и после того, как голова уже не может вместить всю информацию возникает вопрос

-" Ктознает как ПОЛОЖЕНО, КАК надо ИГРАТЬ СВАДЬБУ?"

Возможно кто-то может подсказать разные мелкие моменты, свадебные приметы и традиции . Но все свадебные традиции и приметы дошли до нас из глубокой старины, частью устарели - частью противоречивы, частью невыполнимы. Ниже собраны некоторые моменты, которые мы знаем и будем дополнять!

Предлагаем пользоваться только теми свадебными традициями и приметами , что нравиться Вам самим. Ведь наша задача - организовать веселую свадьбу , веря только в те приметы , которые помогут сделать ее красивой и доброй!

Если есть свои локальные (региональные) традиции - пользуйтесь, если нет - придумайте сами - и возможно через пару поколений ваши внуки скажут « Да вы что? Без этого и свадьба не свадьба!»

Мы предлагаем список того, что ВАМ может пригодиться при подготовке в СВАДЬБЕ и соответственно будет руководством к действию! Вперед, молодожены! В добрый путь!

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ:

  • На застольежених с невестой ломают каравай, чтобы выбрать главу в семье
  • В концезастолья происходит гадание на мальчика девочку- кто будет первым у молодых, мальчик или девочка, собирают деньги в ползунки (на подносы) потом считают. У кого больше тот и родится первым.
  • Зажжение домашнего очага - родители молодых подносят свои свечи в незажженной свече молодых и деляться частичкой своего тепла и семейного благополучия.
  • Отголосок старинной русской традиции - в ЗАГС молодые едут в разных машинах. Раньше жених приезжал к церкви раньше невесты и ждал ее у входа.

  • Традиция гудеть всем свадебным кортежем по дороге из загса имеет свои глубокие корни - на Руси было принято шуметь изо всех сил, чтобы оградить молодых от злых духов. Традиционные катание тоже родом из тех времен.
  • В некоторых районах обязательным считается после регистрации брака посадить дерево в специальной «аллее молодоженов».
  • При переезде через мост - жених должен пронести жену на руках. После половины пути обычно помогает и свидетель
  • Перед отьездом в ЗАГС молодые поливают все комнатные растения, которые есть в доме и кормят домашних животных
  • В конце дня молодые запускают в небо связку шаров - прощаются с неприятностями и невзгодами
  • Во время катания на машинах молодые сжигают список неприятностей и развеивают по ветру - эта свадебная традиция известна немногим
  • Перед входом в зал молодые кормят друг друга - соленым хлебом, чтобы это был последний раз, когда они насолили друг другу
  • В зал где происходит гулянье молодые входят под хлебом солью, который мамы молодых высоко поднимают аркой. Под этими воротами гости загадывают желание, которое обязательно сбудется
  • Молодожены заезжают в детский сад- ясли и оставляют там столько кукол(пупсиков) сколько хотят иметь детей
  • При входе перед молодыми кладут 2 тарелки вверх дном - кто быстрее раздавит тарелку тот и глава в доме.(жених берет невесту на руки и разбивает обе тарелки сам)
  • Все деньги подаренные гостями раскладывают жениху по всем карманам - чтоб деньги водились, а невесте в лифчик - чтоб всегда была «заначка»
  • Старая свадебная традиция - ПЕРЕД окончанием гулянья мама невесты снимает с невесты фату, а с костюма зятя цветок.
  • Перед тем как уехать родственники снимаю с невесты фату и одевают фартук (мол, кончился праздник - началась семейная жизнь)
  • Перед отьездом невеста, согласно этой свадебной традиции разувается и отдает свои туфли младшей сестре или другой младшей родственнице
  • Руки молодых перед тем как посадить за стол связывают рушником, чтобы шли они по жизни вместе - рука об руку.
  • Молодые оставляют в ресторане, где гуляли свадьбу бутылку шампанского - для следующей свадьбы
  • Традиция отпускать в небо голубей связана с гаданием - одному голубю привязывают голубую ленточку, второму розовую - какой голубь выше поднимется означает кто родиться первым мальчик или девочка.
  • 2 бутылки шампанского стоящие на первом столе, перед молодыми - завязывают лентой - и выпивают одну на первую годовщину свадьбы, 2-ую в день рождения первенца(вариант - на золотую свадьбу).(Кстати, иногда эти же бутылки передают по столу и на них расписывааются все гости)
  • музыкантам и тамаде в конце свадьбы дарят спиртное в знак уважения

  • Обручальные кольца нельзя давать мерять другим людям - к расставанию
  • Массивные обручальные кольца - к богатству и достатку
  • Жених не должен видеть свадебного платья невесты до свадьбы - к ссоре
  • Если на свадьбе связать 2 бутылки шампанского и не пить их - молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первенца
  • Жениться с родительскими обручальными кольцами - повторить их семейные отношения
  • Чтобы семейная жизнь была без слез и ссор - лучше покупать гладкие ко льца
  • Первой из сестер замуж должна выйти старшая.
  • Еще одна примета на свадьбу не дарят ножей и вилок - чтобы не было ссор в молодой семье
  • Если надевая кольцо жених или невеста роняют его - быть измене

  • Для всех гостей: Когда чекаетесь - смотрите друг другу в глаза, иначе 10 лет секса небудет:)
  • Когда молодые садяться за стол желательно сидеть на одной скамье - тогда семья будет дружной
  • Когда бьются бокалы, смотрят, сколько получилось крупных осколков, столько и мальчиков будет у молодых.
Народная примета - если в день свадьбы проехать по 7 мостам - семейная жизнь будет счастливой.
  • Когда чекамся смотрим друг другу в глаза, иначе 5 лет секса не будет:)
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ : Послесвадебная философия стакана, Традиции и правила при венчании

Хочешь жениться? Сват пригодится! Немного об обряде сватовства. Как проводилось раньше, как проводят сейчас.

Многие обряды , служившие нашим дедам и прадедам, уже канули в небы

тие. И дело не в том, что они были чем-то плохи. Просто рано или поздно многие церемонии становятся несовременными, отчего и теряют свою популярность. Среди прочих есть и так называемый обряд сватовства.

Раньше для того, чтобы жениться , нужно было послать к семье невесты сватов . Сваты выбирались среди родственников предстоящего жениха. Если среди них не находилось человека, способного провернуть такое непростое дело, то сват или сваха могли быть приглашены или даже наняты со стороны.

Цель этих людей была одна - получить одобрение родственников , и утвердить дату окончательного ответа. Окончательный ответ давался через некоторое время даже в том случае, если все были согласны на свадьбу . Это показывало, что родственники ценят будущую невесту и бездумно не отдадут ее замуж в первый же день. На окончательном решении сваты получали решительное «да» или «нет», не забывая при этом о дипломатии. В случае отказа сватам пытались объяснить разумные причины отказа. К примеру, причиной отказа мог стать слишком юный возраст невесты. Рассерженные сваты нередко уходя закрывали за собой входную дверь при помощи спины. Это означало, что они желают несостоявшейся невесте трудностей с выходом замуж.
Но если ответ был все-таки положительным, то назначалась последующая встреча. На этой встрече уже другие сваты или родственники жениха в доме невесты обсуждали все тонкости предстоящей свадьбы . Каждую мелочь - от приданного до количества гостей и дня свадьбы оговаривали на этой встрече.

Остается добавить о некоторых особых приметах .

  • В среду и пятницу засылать сватов и разговаривать о свадьбе считалось дурной приметой.
  • Зато 3, 5, 7 и 9 числа наоборот считались счастливыми.
  • Кроме этого свататься уходили с закатом солнца, видимо, уберегая дело от злого глаза.
  • Отметим, что эти приметы можно применять и суеверным жителям сов ременного мира. Ведь этим числам подчиняется также день, когда молодой человек решается сделать предложение любимой.

Кстати, говоря о современности, сватовство практически исчезло из нашей жизни . Ведь мало кто испытывает особое желание несколько раз выпрашивать руку любимой женщины. Да и на мнение родственников многие просто не обращают внимание. Если в былые времена благословение отца жениха было необходимым элементом свадьбы, то сейчас это не более чем совет, к которому можно прислушаться или нет.

Сам же обряд сватовства упростили до невозможности. Теперь вместо того, чтобы засылать сватов в дом невесты, просто происходит встреча жениха с родителями невесты. На этой встрече родители узнают о предстоящей свадьбе своей дочери. Хотелось бы заметить, что до встречи с родителями молодые обычно уже договариваются пожениться между собой. На встречу жених является с подарками для всех членов семьи. Для будущей жены и ее мамы он непременно покупает два букета цветов. Отношения с тещей нужно налаживать еще до вступления в брак.

Итак, заглядывая в прошлое можно сказать, что от обряда сватовства осталось одно лишь название. Разве что старообрядец решит полностью проследовать старинным ритуалам или кто-нибудь решится на это из желания сделать свою свадьбу очень особенным событием. Ведь к старинному обряду сватовства можно добавить какую-нибудь современную «изюминку». Но это уже отдельная большая тема.

Обычно, празднование свадьбы, застолье, или банкет - это заключительный этап церемонии. Свадьбу празднуют после регистрации брака в ЗАГСе и венчания. В современной украинской традиции, свадебная церемония должна проводиться в следующем порядке:

- венчание

- регистрация в ЗАГСе (РАГСе)

- банкет

Такой порядок согласуется и с религиозными традициями, и с современными обычаями и обрядами. Современная свадьба, по сути, представляет собой церемонию, замешанную почти в равной мере как на древних, так и на современных обрядах. И разобраться во всем этом бывает, подчас, непросто. Но любая свадьба требует соблюдения необходимого минимума традиций - иначе это уже будет и не свадьба вовсе! Поэтому Свадебный портал «Жених и невеста» представляет вашему вниманию выдержку самых распространенных обрядов и традиций современной украинской свадьбы

Своды - прощание с холостяцкой жизнью

Своды происходят перед отправлением пары под венец. Своды - это символическое соединение жениха и невесты. Обряд совершается под песни, в избе или же во дворе. Молодых подводили друг к другу дружка или сват, соединяли их руки и связывали их платком. Потом молодых водят по кругу - обязательно три раза. В некоторых обычаях пара «нарезает круги» вокруг стола, кадки для теста - в общем, утвари, символизирующей домашний очаг.

Свадебные обряды с хлебом

Обряды с хлебом имеют важное, чуть ли не магическое, значение. Обмен хлебом символизирует радушие сторон, обмен достатком, благополучием. Молодых чуть ли не везде встречают караваем, сваты обмениваются хлебом, гостям на свадьбе раздают краюшки каравая.

Существует еще один красивый обычай, когда дружка отрезает краюшки от каравая невесты и привезенного с собой хлеба жениха, связывает их красной ленточкой и передает крестной матери. Крестная относит их на стол, где соединенным кусочкам хлеба положено лежать рядом до конца банкета. Иногда хлеб разламывают над головами молодых, и потом обмениваются половинками - часть жениха отдают родителям невесты, и наоборот.

Сейчас эти хлебные обряды, в основу которых положена магия укрепления брачных уз и которые символизировали соединение молодых в одно целое, распространены не столь широко, как раньше. На современной свадьбе можно встретить скорее различные вариации этих обрядов, у которых не столь ярко выражена магия, но явно видно их происхождение.

Так, в Украине распространен обычай «Ломать каравай». Сразу после росписи молодым преподносят каравай (а чаще - просто шишку из каравая), и под восторженные крики гостей жених и невеста ломают хлеб. Чья часть больше - тот и будет главой семьи.

Связываем молодых навеки

Обычаи связывать различные предметы распространены очень широко. Так, на свадебном банкете часто можно встретить перевязанные ленточкой две бутылки шампанского. Связанные предметы гордо красуются в течение всего банкета на столе возле молодых. Встречаются обычаи, где жениху и невесте наливают шапманское из связанных бутылок, которые после свадьбы должны целый год храниться в доме молодой семьи. По другим обычаям, связанные бутылки хранятся целый год, после чего одну из них открывают на первую годовщину свадьбы, а вторую - когда у семьи родится первенец. Связывают еще ложки, вилки, бокалы и т.п. У автора этих строк, например, до сих пор хранится пара связанных еще со свадьбы ложек. Что с ними делать, ума не приложу, но пусть лежат - так вот до свадьбы старшего сына, пожалуй, и долежат!

Осыпание зерном

Отправление из дома и жениха, и невесты, сопровождается похожими обрядами. Из которых самый распространенный и важный - осыпание хмелем и овсом. Это делается с пожеланиями «В добрый путь!», с желанием счастья и удачи. Вообще, молодых осыпают несколько раз во время церемонии, и всегда это связано с отправлением, когда пара куда-то идет. В Украине осыпают не только овсом и хмелем - может быть и пшеница, и рожь - в принципе, любое зерно, символизирующее урожайность и достаток. Часто вместо зерна используют смесь зерна, конфет и монет.

А когда молодые выходят из ЗАГСа после регистрации брака или из церкви после венчания, их принято осыпать рисом. Рисовый дождь знаменует рождение послушных, хороших, здоровых детей.

В старину в некоторых областях Российской Империи существовал обычай, согласно которому перед отправлением к венцу жених и невеста должны были одновременно стать ногой в лукошко с овсом.

На свадьбу - через огонь

Существует обычай перешагнуть через огонь. В некоторых случаях это происходит при выходе из дома, в некоторых - при выходе из церкви или ЗАГСа, перед заходом в банкетный зал. В качестве угля может выступать что угодно: заженная лучина, пучок соломы или же просто комок бумаги. Перешагивание через огонь на свадьбе, по повериям, предохраняет молодых от порчи.

Для защиты от злых духов в старину дружки иногда щелкали кнутом или стреляли из ружья. До наших времен этот обычай, практически, не дожил.

Свадебный каравай

Каравай - обязательный атрибут свадьбы. В древности на Руси пекли «Рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки - это символы жениха и невесты, а палочки - это роща, в которой все деревья растут вместе, а не поодиночке. Тесто - основа каравая и пирогов, всегда считалось символом плодородия, благополучия.

Встреча с родителями и другие обряды

После ЗАГСа или церкви родители встречают молодых у дома или у банкетного зала. Это - первая официальная встреча молодой семьи. Встречают молодоженов хлебом-солью, иногда с музыкой.

Невеста должна идти справа от жениха, он ее ведет под руку. Хлеб и соль, которыми встречают молодых, помещают на длинное полотенце. Первое слово при встрече новой семьи - за мамой. Теща или свекровь приветствует молодых, потом говорят отцы.
Существует обычай, когда при выходе невесты и церкви разбивают яйцо - это должно способствовать легким родам будущей мамы.

А когда молодожены в первый раз переступают порог родного дома, муж обязан взять жену на руки, чтобы уберечь ее от разного рода напастей и передряг, защитить от происков злых сил.

Первый бокал шампанского молодые должны разбить на счастье.

Еще существует поверье, по которому невеста не должна видеть жениха раньше времени в день свадьбы, а жених не должен видеть свадебного платья невесты до свадьбы.

Согласно распространенному обычаю, молодые должны подъезжать к ЗАГСу или церкви по солнцу - ни в коем случае нельзя двигаться против солнца.

Существует еще множество обрядов и обычаи, многие из которых не вошли в эту статью, но вы их обязательно найдете на страницах свадебного портала !

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.