Священный месяц раджаб. В преддверии месяца раджаб

ВОПРОС: Ассалям аллейкум Уважаемый Мейрам!
Спасибо за разъяснения которые Вы даете, объясняя простым и доступным языком.
Пусть Аллах даст Вам крепкое здоровье!

Расскажите, пожалуйста, про месяц Раджаб, в какие временные рамки протекает этот месяц и как держать пост, то есть правила поста.

С Уважением Гаухар.

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Гаухар!

Амин, большое спасибо з теплые пожелания! Пусть Аллах и вам даст всех благ мира!

Это один из великих месяцев, сотворенных Всевышним Аллахом для нас. Многие ошибаются, что в этом месяце надо держать только пост. Согласно Сунне, кто держит пост, получает многократное вознаграждение. Только постом нельзя ограничиваться в этом месяце, наоборот, надо стараться делать побольше добрых деяний, потому что за них также вознаграждение увеличиваются. Кто как может, по состоянию своего организма, держать пост в этом месяце, сколько может. А кто не может, хотя бы в первый, пятнадцатый и последний день этого месяца. Но в то же время очень желательно держать пост 17 июня, который соответствует 27 дню месяца Раджаб , когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил чудесное Вознесение - Аль-Исра" уа-ль-Ми"радж.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Помните, раджаб – месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен ». Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце. В этом месяце нельзя грешить. В этом месяце мусульманину нужно искренне каяться во всех совершенных грехах, очищать свою душу от пороков и дурных мыслей, больше творить добра. Ценна каждая ночь месяца раджаб, ценна также каждая пятница. Первый четверг месяца раджаб также желательно поститься, а ночь после четверга, то есть, первую пятничную ночь месяца раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Лайлат-уль-Рагаиб. В эту ночь состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Еще ее называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости Своим рабам. Молитва, совершенная в эту ночь, не отвергается. За намаз, пост, милостыню и прочие богослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о достоинствах ибадата в месяц раджаб. Один пожилой человек, живший во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал, что не может поститься в течение всего месяца раджаб. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил: «Ты постись первый, пятнадцатый и последний дни месяца раджаб! Получишь благодать, равную месячному посту. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Однако не забывай о ночи на первую пятницу славного раджаба ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Месяц раджаб превосходит другие месяцы так же, как Коран превосходит речь людей. Превосходство месяца ша"бан по сравнению с другими месяцами такое же, как мое превосходство по сравнению с другими пророками. А превосходство рамазана равно превосходству Аллаха по сравнению с Его творениями ».

Месяц раджаб считается месяцем прощения и милости, ша"бан – очищения и одухотворения, а рамазан – приобретения благ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), кроме обязательного поста в месяц рамазан, не постился ни в какие другие месяцы так много, как в рaджaб и ша"бан. Ибн Аббас передал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Раджаб – месяц Аллаха, ша"бан – мой месяц, а рамазан – месяц моей уммы (общины) ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти) и защиты от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах ».

اَسْتَعِيذُ بِاللهِ: وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَ الْاِنْسَ اِلَّا لِيَعْبُدُونَ (سُورَةُ الذَّرِيَات 56)
قَالَ رَسُولُ الله صلعم: اَللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِي رَجَبَ وَ شَعْبَانَ وَ بَلِّغْنَا رَمَضَانَ

Дорогие братья! В сегодняшней проповеди мы объясним про месяц Раджаб. После месяца Джумадиль Ахыйр, следуют друг за другом три благословенных месяца; первым из которых является Ражаб, затем Шагбан, а после него долгожданный месяц Рамазан.
Слово “раджаб” происходит от “ат-тарджиб”, что означает “возвеличивать”.Этот месяц еще называют “проливающим” из-за милости, проливающейся в нем на кающихся, и лучей принятия, озаряющих творящих благие дела. Так же о нем говорят “ безмолвный”, потому что в этот месяц не слышно звуков войны.
Каждое творение Всевышнего Аллаха создано с мудростью, и у каждого из них есть свое предназначение. Самым совершенным творением Аллаха является человек. Всевышний Аллах создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему. В Священном Коране говорится: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» («Аз-зарийат»:56). Во-втором аяте суры аль-Мульк говорится: “Аллах сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше..». Мы созданы для того, чтобы поклоняться и отправлены на землю для испытания, но жизни людей живущих на земле не одинаковы. Например: наш праотец Адам (мир ему) прожил на земле тысячи лет, Пророки Ной и Идрис (мир им) тоже приблизились к этому возрасту. Другие общины по сравнению с нами прожили очень много, выполняли повеления Всевышнего и достигли больших высот духовности, а в Судный День за свои поклонения получат огромные вознаграждения. Мы же за короткие сроки не сможем совершить много поклонений, и достичь их высот, судя по их меркам. На первый взгляд как то не справедливо получается, но Всевышний Аллах проявил свою милость по отношению к нашей общине, и поклонения, совершенные в некоторые месяца, умножаются многократно. Одним из таких бонусных месяцев является месяц Ражаб. Пророк (с.а.в) сказал: «Ражаб – это месяц Всевышнего Аллаха, Шагбан – это мой месяц, а Благословенный Рамазан – это месяц моей общины». Из-за того что Ражаб является месяцем самого Создателя, он ни один народ не погубил в этот месяц. В начале этого месяца, есть благословенная ночь Рагаиб, а в конце этого месяца ночь Вознесения Пророка (с.а.в) на небеса, т.е. ночь Миградж. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Есть пять благословенных ночей, молитвы совершенные в них принимаются Всевышним без сомнений: первая ночь месяца Раджаб – является одной из этих ночей». В другом хадисе говорится: «Поистине в раю есть одна река, ее название Раджаб. Она белее, чем молоко и слаще чем мед. Тот, кто продержит хотя бы один день пост в месяц Раджаб, Всевышний Аллах напоит этого человека из этой реки». В другом хадисе говорится: « Пост в первый день месяца Раджаб, служит искуплением за грехи трех лет, во второй день искуплением за два года, в третий день за год, а потом каждый из следующих дней за месяц». Пророк (с.а.в) сказал: «Во время вознесения в небеса, я увидел реку. Она была белее молока, холоднее, чем снег, слаще, чем мед и ее запах приятнее любого мускуса. Я спросил у ангела Джабраиля (а.с): Для кого эта река? Он мне ответил: Для тех людей, которые будут говорить тебе салават в месяц Раджаб. Посланник Аллаха (с.а.в) в месяц Раджаб, читал очень много следующего дуа: «Аллахумма баарик ляняя фий Ражаба ва Шагбана ва баллигнаа Рамазана». О Аллах, сделай для нас благословенными месяцы Раджаб и Шагбан, и помоги нам достичь месяца Рамазан». Пусть Всевышний примет наши поклонения совершенные в этот месяц, укрепит нашу веру и поможет отличить истину от лжи! Аминь.

РАДЖАБ 7-й месяц по мусульманскому календарю (хиджре) и является одним из 4-х месяцев харама. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Раджаб месяц Аллаха, и шагбан мой месяц, и рамадан месяц моей уммы». Входить в этот месяц следует постящимся.

В хадисе говорится что, тот, кто продержит пост в первый день месяца раджаб, получит награду за три года нафиль поста, во второй день — получит награду за два года нафиль поста, в третий день получит награду за один год поста. После этих трех дней поста за каждый день поста будет засчитываться награда за один месяц нафиль поста.

Раджаб это месяц Аллаха и поэтому в этом месяце следует много читать суру Ихлас.

В знак уважения этому месяцу желательно ежедневно по 11 раз читать суру Ихлас, таухид и истигфар

Таухид – ләә ил әәһә илл ә-ллааһ; Истигфар – Ә ст ағ фиру-лла һү л- ғ а ҙ ыы й м үә ә т үү б ү ил ә ййк.

Также будет большая награда тому, кто в этом месяце каждый день утром и вечером будет читать 7 раз суру Аль-Фатиха и 100 раз суру Ихлас.

По возможности в этом месяце следует проводить «хатмуль- анбия» и держать пост. Те, кто в этом месяце будут поститься 13, 14 и 15 числах (три дня) получат исцеление от мелких болезней.

В первую ночь месяца раджаб желательно прочитать тасбих намаз, а также намаз в 10 ракагатов (давая салям через каждые два ракагата), в каждом ракагате после суры Аль-Фатиха читать три раза суру Кафирун и три раза суру Ихлас.

Также в этом месяце между 1-м и 10-ми, 11-м и 20-ми, 21-м и 30-ми числами читается 10-ти ракагатный хаджат намаз. Его можно прочитать как после намаза магриб (акшам) так и после намаза иша (йасту). В ночь с четверга на пятницу и с воскресенья на понедельник желательно прочитать его во время тахаджуд намаза (в последнюю треть ночи). Этот намаз разделит верующего от лицемера (мунафика) т.к лицемер не сможет его совершить. Те кто прочитают 30 ракагатов данного намаза будут в хидояте (иншааллах). Кальб (сердце) у мусульман совершающих этот намаз не умрет. Данный намаз передается от парикмахера Посланника Аллаха (мир ему) Сальман-и Пак (да будет даволен им Аллах).

Порядок совершения:

Намерение на намаз делается следующим образом: «О Господь! Воимя нашего господина, чьим приходом Ты озарил мир светочем Своим, Воимя твоего любимого месяца раджаб; Дай достич мне света Твоего Божественного, прощенья Твоего божественного и довольства Твоего божественного; включи меня в состав набожных рабов Своих и освободи меня от трудностей мира этого и вечного воимя довольства Твоего великого. Аллаһү әкбәр.»

В каждом ракагате читается 1 раз сураАль Фатиха, 3 раза Куль йа аййухаль каафируун…, 3 раза Куль хуа Аллаху ахад…. И через каждые два ракагата дается салям.

Между 1-м и 10-м числом после хаджат намаза читается 11 раз следующее дуа:

Лəə илəəһə иллə-ллааһү үəхдəһүү лəə шəриикə лəһ. Лəһүл-мүлкү үə лəһүл-хәмдү йүхйии үə йүмиит. Үə һүə хаййүл лəə йəмүүт. Бийəдиһиль хаййир. Үə һүə ғәлəə күлли шəй-иң ҡадииирь.

Между 11-м и 20-м числом читается 11 раз следующее дуа:

Иләәһән үәәхидән әхдән самадән фәрдән үитран хаййан ҡаййүүмән дәә-имән әбәдән.

Между 21-м и 30-м числом читается 11 раз следующее дуа:

Аллааһүммә ләә мәәниғә лимәә әғтайтә үә ләә муғтыйә лимәә мәнәғтә үә ләә раа-ддә

лимәә ҡадҙайтә үә ләә мүбәддилә лимәә хәкәмтә үә ләә йәнфәғү ҙәл-джәдди минкәл-джәддү сүбхәәнә раббийәл-ғәлиййил-әғләл-үәһһәәәб сүбхәәнә раббийәл-ғәлиййил-әғләл-үәһһәәәб сүбхәәнә раббийәл-ғәлиййил-әғләл-кәриимил-үәһһәәәб йәә үәһһәәбү йәә үәһһәәбү йәә үәһһәәбү

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

Сегодня мы поговорим о достоинствах месяца Раджаба.
Раджаб, седьмой месяц по исламскому календарю, является мостиком к благоприятным месяцам Шаабан и Рамадан. Раджаб относится к Ашур Хурум (священным месяцам), это один из четырех месяцев, в которые были запрещены военные действия. Когда появлялась луна месяца Раджаб, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) произносил следующее дуа:

اللهم بارك لنا في رجب وشعبان وبلغنا رمضان

«Аллахумма баарик ляна фии раджаба уа ша"бана уа балигна рамадаан»
«О Аллах, даруй нам благословение в месяц Раджаб и Шаабан и дай нам достигнуть месяца Рамадан»

Это дуа следует читать регулярно в месяцы Раджаб и Шаабан. В подготовке к Рамадану уместность Раджаба можно рассматривать как месяц для посева семян (т.е. хороших дел), Шаабан - как месяц, в который мы орошаем эти семена (слезами раскаяния), а Рамадан - месяц сбора урожая.

Как уже сказали месяц Раджаб относится к числу запретных месяцев, это обозначает, что после его наступления верующий должен более внимательно следить за своими поступками, ибо один совершенный грех будет приумножен. В Священном Коране сказано:
«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9:36).
В другом аяте Всевышний предостерегает верующих от кровопролитий, любые притеснения и преступления совершенные в запретном месяце будут иметь еще большую тяжесть:
«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217).

Мусульмане, которые проводят запретные месяцы в поклонении, получают от Всевышнего Аллаха особые награды в этой и будущей жизни, о чем ранее говорили видные сподвижники (да будет доволен всеми ими Аллах). Ибн Аббас сказал:
«Аллах выделил из двенадцати месяцев четыре, сделав их запретными, возвеличив их значение. И Он сделал так, что грехи в эти месяцы хуже, а благие деяния и награда выше!» .

«Раджаб» - арабское слово, оно имеет несколько значений, его корень «тарджиб» обозначает почитание и уважение. Действительно, даже до появления Ислама язычники уважали Раджаб, с приближением запретного месяца они приостанавливали межплеменные конфликты. В одном хадисе описывается их жизнь до Ислама, Абу Раджа аль-Утариди сообщил: «Мы поклонялись камням (до ислама). Но когда мы находили лучший камень, чем предыдущий, мы выбрасывали предыдущий камень и брали последний. Если мы не находили камень, мы брали землю (почву), приносили овцу и доили эту овцу над ней, и исполняли вокруг этого таваф. Когда приходил месяц Раджаб, мы (прекращали воевать), называя этот месяц “съемником железа”, ибо в течение него мы снимали и выбрасывали железные части всех копьев и стрел» (аль-Бухарий).

Имам Газали писал, что слово раджаб образовано тремя буквами, имеющими следующий смысл: ра означает рахмат ("милость Всевышнего Аллаха"), джим – джарм аль-абд ("грех, вина раба Аллаха"), ба – бирр Аллахи Тааля ("добро Всевышнего Аллаха"). Всевышний Аллах словно говорит: "О мои рабы, Я заключу ваши грехи между Своим Милосердием и Своим добром"

С месяцем Раджабом связаны несколько значимых для мусульман исторических событий.
Во-первых, согласно некоторым риваятам, в месяце Раджабе поженились родители пророка Мухаммада (алейхиссалям). Его отца звали Абдуллой, а мать Аминой. Их бракосочетание состоялось в ночь на первую пятницу раджаба. Эту ночь многие называют «Рагаиб» т.е. «Ночью Благоволения» .

Во вторых, именно в этот месяц пророк Мухаммад (алейхиссалям) был вознесен (аль-Миградж) на небеса и перенесен (аль-Исра) из Мекки в Иерусалим. Ранее ни один пророк (мир им) не удостаивался подобной милости. В честь этого события одна из сур Корана носит название «Перенес Ночью» , которая начинается так:
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он - Слышащий, Видящий» (17:1)

На небесах пророк (алейхиссалям) встретился со Всевышним, пророками и посланниками (мир им). Именно во время вознесения «аль-Миграджа» были ниспосланы последние аяты самой длинной суры Корана - «Коровы»

Вознесение Пророка (алейхиссалям) случилось в самый трудный период, за год до переселения (хиджры). Первых сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) сильно притесняли язычники, они применяли к верующим разные санкции, не торговали с ними. От голода погибало множество невинных людей. Когда Посланник (алейхиссалям) рассказал людям о случившимся, многие усомнились в нем и не захотели верить ему.

И третье событие это то, что во время Вознесения, Аллах Тагаля вменил мусульманам совершение обязательной пятикратной молитвы.

Так же в достоверных хадисах о достоинствах священного месяца Раджаб говорится. «Тот, кто будет поститься, хотя бы один день в раджаб, тот как будто бы постился 40 лет». В другом из них упомянуто: «Пост в первый день Раджаба является искуплением за три года, пост во второй день искупление за два года, а пост в третий день искупление за один год. Затем каждый последующий день поста месяца раджаб является искуплением за один месяц» Также в хадисе оговаривается: «Раджаб является месяцем Всевышнего Аллаха, Ша"бан мой месяц, Рамадан месяц всей моей уммы...» .

В конце прошу Всевышнего о том, чтобы каждый из нас провел предстоящий Запретный месяц в поклонениях, совершая добрые поступки! Не теряйте попусту время! Помогайте тем, кого знаете и не знаете, проявляйте больше стараний на пути поклонения Всевышнему!

"О Аллах! Сделай для нас благословенными месяца Раджаб и Шабан и дай нам достичь (дожить) Рамадана".

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Сегодня первый день седьмого по счету месяца лунного календаря Раджаб. Месяц Раджаб является одним из четырех запретных месяцев, в котором запрещены войны, вражда, совершение греховного.

В Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах – с богобоязненными» (8:36).

В хадисе посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Год состоит из 12 месяцев, четыре из которых являются запретными, три из них идут подряд: зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб Музара, который между джумада и абаном» (Бухари).

Значимыми событиями, произошедшими в месяц Раджаб являются Исра и Мирадж (Ночное переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Иерусалим и вознесение на небеса). Также в этом месяце в ночь Рагаиб состоялся благословенный никах родителей Пророка Мухаммада (мир ему).

Праведники говорили, что месяц Раджаб – это месяц посевов. Следующий за ним месяц Шабан – месяц полива и ухода за этими посевами. А священный Рамадан – месяц сбора урожая. Стало быть, Раджаб – это первая ступень духовного очищения на пути подготовки к священному месяцу Рамадан. В этом месяце верующему стоит уделить особое внимание:

1. Соблюдать пост. Пророк (мир ему) сказал: «Пост в первый день месяца Раджаб является искуплением за грехи совершенные в течении трех лет. Пост во второй день искуплением за два года. В третий день за один год. Каждый из остальных дней являются искуплением за месяц совершенных грехов» .

«Помните, Раджаб − месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен».

«В некоторые годы посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) так долго постился в месяце Раджаб, что мы думали, что он уже никогда не прервет свой пост. А в некоторые годы он так долго не приступал к посту в месяце Раджаб, что мы думали, неужели он вообще не будет поститься» .

2. Отдалиться от грехов. Грех запрещен всегда и всегда отдаляет нас от довольства Всевышнего Аллаха. Но грех, совершенный в священные месяцы, каковым является Раджаб, превышает тот, что совершен в другие месяцы. Поэтому особенно важно во избежание недовольства Аллаха держать себя в руках, управлять своим нафсом и остерегаться запретного.

3. Совершать благие дела еще больше. Помогать родителям, укреплять родственные узы, уделять больше времени семье, помогать бедным и давать милостыню. Любое даже самое малое благо приносит большую награду в Священные месяцы. Кто помогает совершить благое, указывает и объясняет об этом другим, получает такое же вознаграждение как совершившие это благое дело.

4. Возмещать пропущенные намазы и посты. Учитывая, что впереди Рамадан, верующему стоит начать готовиться к нему основательно еще до его наступления, первым делом возместив пропущенные намазы, посты и другие пропущенные религиозные обязательства.

Раджаб - особенный месяц, в котором Всемилостивейший, Милостивый Аллах удваивает благие дела верующих и стирает их прегрешения. Несметные награды в Раю ждут того, кто будет поститься в течение этого благословенного времени. В приведённых нами преданиях о достоинствах поста в Раджабе Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, подробно описывает невероятные блага, которые уготованы мусульманину за каждый день его поста, постится ли он один день или все тридцать.

1. Касир Науа передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Нух сел на ковчег в первый день месяца Раджаб и повелел поститься в этот день тем, кто был с ним. И он сказал: „Кто будет поститься в этот день, от того огонь будет отдалён на расстояние года. Кто будет поститься семь дней, для того закроются семь врат Ада. Кто будет поститься восемь дней, для того откроются восемь врат Рая. Кто будет поститься пятнадцать дней, тому будет удовлетворена просьба. А кто прибавит, тому прибавит Великий и Всемогущий Аллах“».

2. Мубарак передал слова Имама Казыма, да будет мир с ним: «Раджаб - это река в Раю, которая белее молока и слаще мёда. Кто будет поститься один день в Раджабе, того Великий и Всемогущий Аллах напоит из этой реки».

3. Имам Казым, да будет мир с ним, сказал: «Раджаб - величественный месяц, в котором Аллах удваивает благодеяния и стирает злодеяния. Кто будет поститься один день в Раджабе, от того огонь будет отдалён на расстояние ста лет. А кто будет поститься три дня, для того станет обязателен Рай».

4. Абу Саид Худри передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Воистину, Раджаб - „глухой“ (асамм) месяц Аллаха, и он был назван „глухим“, потому что ни один месяц из месяцев не приблизится к нему в запретности и достоинстве перед Аллахом. Люди эпохи невежества возвеличивали его, а когда пришёл ислам, он не прибавил ему ничего кроме величия и достоинства. Воистину, Раджаб - месяц Аллаха, Ша’бан - мой месяц, а Рамадан - месяц моей общины.

Кто будет поститься один день в Раджабе, веруя и надеясь на награду, тот заслужит великое довольство Аллаха. Его пост в этот день погасит гнев Аллаха и закроет для него врата Ада. И если он раздаст переполненную золотом землю, то это не превзойдёт его поста. И если он будет искренен к Аллаху, то награда его не восполнится ничем из ближнего мира, кроме благодеяний. А когда наступит вечер, удовлетворятся десять его просьб. Если он попросит о чём-либо из быстротечного мира, то Аллах дарует ему это. А если нет, то Он запасёт для него из блага то, что превосходит всё, о чём просил Его просящий из числа Его друзей, любимцев и праведников.

Кто будет поститься два дня, почтение Аллаха к тому не смогут описать описывающие из обитателей неба и земли, и будет записана ему награда подобная награде десяти правдивых в течение их жизни, какой бы долгой ни была их жизнь. В День суда он будет заступаться подобно тому, как заступаются они, и он будет собран в их числе, пока не войдёт в Рай и не станет их товарищем.

Кто будет поститься три дня в Раджабе, между тем и огнём Аллах установит ров и преграду длиной в семьдесят лет. И скажет Великий и Всемогущий Аллах во время его разговения:

„Стало обязательным для Меня твоё право, стали обязательными для тебя Моя любовь и Моё покровительство. О Мои ангелы, Я беру вас в свидетели, что простил ему прошедшие грехи и будущие!“.

Кто будет поститься четыре дня в Раджабе, тот пребудет в благополучии от всех несчастий, сумасшествия, проказы, экземы, смуты Даджаля и будет он защищён от наказания могилы. И будет записана ему награда просящих прощения и кающихся, и Книга деяний будет дарована ему в правую руку в числе первых поклоняющихся.

Кто будет поститься пять дней в Раджабе, тот будет иметь право на то, чтобы в День суда Аллах сделал его довольным, и в День суда он будет воскрешён с лицом подобным луне в ночь полнолуния. Будут записаны ему благодеяния по числу несметных песчинок, войдёт он в Рай без расчёта и будет сказано ему:

„Пожелай у своего Господа всё, что захочешь!“.

Кто будет поститься шесть дней в Раджабе, тот выйдет из своей могилы со светом на лице, сияющим ярче, чем свет солнца. И помимо этого ему будет дарован свет, которым осветятся собравшиеся в День суда. Он будет воскрешён в День суда в числе пребывающих в безопасности, пройдёт без расчёта мост Сират и будет избавлен от ослушания родителей и разрыва родственных уз.

Кто будет поститься семь дней в Раджабе, для того за каждый день поста Аллах закроет одни врата из семи врат Ада и запретит его тело для огня.

Кто будет поститься восемь дней в Раджабе, для того за каждый день поста Аллах откроет одни врата из восьми врат Рая и скажет ему:

„Войди в любые из врат райских садов, в какие пожелаешь!“.

Кто будет поститься девять дней в Раджабе, тот выйдет из своей могилы, возглашая: „Нет божества, кроме Аллаха“, и его лицо будет обращено к Раю. Он выйдет из своей могилы со светом на лице, которым осветятся собравшиеся в День суда и даже скажут: „Это избранный пророк!“. И самое малое, что будет даровано ему - это вхождение в Рай без расчёта.

Кто будет поститься десять дней в Раджабе, тому Аллах сотворит два зелёных крыла, на которые нанизаны жемчуг и яхонт, и словно быстрая молния он пролетит с ними в райские сады над мостом Сират. Аллах превратит его злодеяния в благодеяния, и он будет записан в числе приближённых и справедливых ради Аллаха, и будто в течение ста лет он поклонялся Аллаху терпеливым, стойким и надеющимся на награду.

Кто будет поститься одиннадцать дней в Раджабе, лучше того не будет раба, которого Аллах вознаградит сполна, за исключением постящегося столько же или больше.

Кто будет поститься двенадцать дней в Раджабе, тот в Судный день будет облачён в два зелёных одеяния из атласа и парчи, которыми он украсится. Если одно из двух одеяний будет спущено в ближний мир, то засияет всё, что между Востоком и Западом, и ближний мир станет ароматнее запаха мускуса.

Кто будет поститься тринадцать дней в Раджабе, для того в День суда под тенью трона будет установлен трапезный стол из зелёного яхонта, ножки которого из жемчуга, и он в семьдесят раз просторнее ближнего мира. На нём посуда из жемчуга и яхонта, и в каждой посуде семьдесят тысяч видов еды, и не похож один вид на другой и один аромат на другой. Он будет есть с трапезного стола, а люди - в тяжкой беде и великом горе.

Кто будет поститься четырнадцать дней в Раджабе, тому Аллах дарует награду в виде райских дворцов, возведённых из жемчуга и яхонта, которые не видел глаз, не слышало ухо и не представляло сердце.

Кто будет поститься пятнадцать дней в Раджабе, тот в Судный день остановится на стоянке пребывающих в безопасности, и не пройдёт мимо него ни ангел, ни пророк, ни посланник, который не сказал бы:

„Да пребудешь ты в блаженстве! Ты - находящийся в безопасности, приближённый, почтенный, счастливый и ликующий обитатель райских садов“.

Кто будет поститься шестнадцать дней в Раджабе, тот станет первым из тех, кто взберётся на верховых животных из света и полетит на них в просторах райских садов к обители Милостивого.

Кто будет поститься семнадцать дней в Раджабе, для того в День суда на мосту Сират будут установлены семьдесят тысяч светильников, и он пройдёт по мосту к райским садам под светом этих светильников. И ангелы будут сопровождать его приветствиями и пожеланиями мира.

Кто будет поститься восемнадцать дней в Раджабе, тот в вечном Раю потеснит Ибрахима в его шатре на ложах из жемчуга и яхонта.

Кто будет поститься девятнадцать дней в Раджабе, для того Аллах воздвигнет в райском саду дворец из сияющего жемчуга напротив дворца Адама и Ибрахима. Он поприветствует их, а они поприветствуют его, почитая его и отдавая ему должное. И за каждый день поста Аллах запишет для него пост тысячи лет.

Кто будет поститься двадцать дней в Раджабе, тот словно поклонялся Аллаху в течение двадцати тысячи лет.

Кто будет поститься двадцать один день в Раджабе, тот в Судный день будет заступаться за количество, подобное племенам Рабиа и Мудар (то есть многочисленное количество), все из которых являются людьми ошибок и грехов.

Кто будет поститься двадцать два дня в Раджабе, к тому воззовёт взывающий с неба:

„О друг Аллаха, возрадуйся великому почёту и обществу пророков, правдивых, мучеников и праведников, которых облагодетельствовал Аллах! И как прекрасны эти товарищи!“.

Кто будет поститься двадцать три дня в Раджабе, к тому будет обращено с неба:

„Да пребудешь ты в блаженстве, о раб Аллаха! Ты немного трудился, и долго будешь наслаждаться. Да пребудешь ты в блаженстве, когда с тебя будет сорван покров, и ты будешь доставлен к огромной награде от твоего Великодушного Господа и станешь соседствовать с Халилом (Ибрахимом) в обители благополучия!“.

Кто будет поститься двадцать четыре дня в Раджабе, к тому спустится ангел смерти, представ перед ним в образе юноши в одеянии из зелёной парчи, на коне из райских коней, в руке которого зелёный шёлк, надушенный ароматным мускусом, а в другой руке - золотая чаша, наполненная райским питьём. Он напоит его им в момент выхода его души и облегчит ему мучительную агонию смерти. Он примет его душу в этот шёлк, из которого исходит аромат, вдыхаемый обитателями семи небес. И тогда он останется в своей могиле напоенным и воскреснет из могилы напоенным, пока не явится у водоёма к Пророку.

Кто будет поститься двадцать пять дней в Раджабе, того встретят семьдесят тысяч ангелов, когда он выйдет из своей могилы. В руке каждого ангела знамя из жемчуга и яхонта, и с ними драгоценные украшения и одеяния, и скажут они:

„О друг Аллаха, поспеши к твоему Господу!“.

И он будет в числе первых людей, вошедших в райские сады вместе с приближёнными, которыми доволен Аллах, а они довольны Им. И это - великое преуспевание.

Кто будет поститься двадцать шесть дней в Раджабе, для того Аллах возведёт в тени Трона сто дворцов из жемчуга и яхонта. На вершине каждого дворца красный шатёр из райского шёлка, в котором он будет обитать в благоденствии, а люди будут ждать расчёта.

Кто будет поститься двадцать семь дней в Раджабе, могилу того Аллах расширит на расстояние в четыреста лет и наполнит всё это мускусом и амброй.

Кто будет поститься двадцать восемь дней в Раджабе, между тем и огнём Великий и Всемогущий Аллах установит девять рвов, и расстояние каждого рва между небом и землёй пятьсот лет.

Кто будет поститься двадцать девять дней в Раджабе, того Аллах простит, даже если он будет сборщиком податей [несправедливого правителя], и даже если постившаяся будет женщиной, семьдесят раз совершившей распутство. Если она пожелает этим постом Лика Великого и Всемогущего Аллаха и избавления от Ада - Аллах непременно простит её.

Кто будет поститься тридцать дней в Раджабе, к тому воззовёт возглашающий с неба:

„О раб Аллаха, что касается прошедшего, то тебе уже прощено - начни же свои деяния заново в том, что осталось!“.

Великий и Всемогущий дарует ему в каждом райском саду сорок тысяч городов из золота. В каждом городе сорок тысяч дворцов, в каждом дворце сорок тысяч тысяч жилищ, в каждом жилище сорок тысяч тысяч трапезных столов из золота, на каждом столе сорок тысяч тысяч блюд, в каждом блюде сорок тысяч тысяч видов еды и питья, и каждая еда и каждое питьё из этих видов - особенные. И в каждом жилище сорок тысяч тысяч лож из золота, и длина каждого ложа равна тысяче локтей на две тысячи локтей. На каждом ложе дева из райских гурий, на которой триста тысяч локонов из света, и несут каждый из этих локонов тысяча тысяч служанок. Надушена она мускусом и амброй, чтобы прибыл к ней постящийся в месяце Раджаб. И это для того, кто постился весь месяц Раджаб».

Его спросили: «О Пророк Аллаха. Кто-то неспособен поститься в месяце Раджаб из-за слабости или по какой-либо имеющейся у него причине, или женщина, которая не чиста. Что им сделать, чтобы достичь того, что ты описал?». Он сказал: «Пусть каждый день он даёт беднякам лепёшку в качестве милостыни. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Если каждый день он будет давать такую милостыню, то он достигнет того, что я описал, и даже больше. Если соберутся все творения из числа обитателей небес и земли, чтобы определить величину его награды, то они не постигнут и десятой части того, что из достоинств и степеней получит он в райских садах». Его спросили: «О Посланник Аллаха. А что сделать тому, кто не способен на такую милостыню, чтобы достичь того, что ты описал?». Он сказал: «Каждый день месяца Раджаб до окончания тридцатого дня пусть он сто раз прославляет Аллаха этим прославлением: „Пречист славный Бог. Пречист Тот, кроме которого не следует никого прославлять. Пречист Величайший, Щедрейший. Пречист Тот, кто облачился в величие и Он достоин этого“ („Субханаль-иляхиль-джалиль. Субхана ман ля йанбагит-тасбиху илля лях. Субханаль-а’аззиль-акрам. Субхана ман лябисаль-‘изза уа хуа ляху ахлюн“) ».

5. Хасан ибн Баккар передал слова Имама Резы, да будет мир с ним: «Аллах отправил Мухаммада спустя три ночи после начала месяца Раджаб, и пост в этот день подобен посту семидесяти дней». Са’д ибн Абд-Аллах сказал: «Наши шейхи говорили, что это ошибка писавшего, а правильно будет: „За три ночи до окончания Раджаба“».

Садук, «Саваб аль-а’маль», глава 129, хадисы 222-226