Японская деревянная обувь: описание и особенности, фото. Гейши в гэта

В начале 21 века сильно возрос интерес к культурам стран Востока, в том числе и Японии. Самобытное искусство и непохожие традиции привлекают внимание европейского общества и России. К традициям можно отнести совершенно разные аспекты жизни народа. Одной из наиболее понятных и близких, и при этом исторически содержательной, можно считать особенности этнической одежды и обуви. Традиционная японская обувь достаточно разнообразна. Особый интерес у современных людей вызывает деревянная обувь. О ней и пойдет речь.

Классификация традиционной японской обуви

Как и во многих традиционных культурах, тип одежды и обуви зависит от географических и климатических условий. Так, в Японии выделяют два направления развития обувного ремесла:

1. Южное (юг Китая и юго-восток Азии) - деревянная и плетеная обувь с одной междупальцевой петлей (между 1 и 2 пальцами).

2. Северное (север Китая и Северная Корея) - напоминают башмаки, полностью закрывающие стопы.

А то, как называется японская деревянная обувь, представляет особый интерес как для специалистов, так и для простых людей.

Средневековый предок

Самым первым исторически сложившимся типом обуви, какой удалось установить, являются варадзи и варадзори - "тапочки", напоминающие русские лапти. Установить этот факт помогли гравюры средневекового японского поэта и художника У. Куниеси. По изображениям видно, что такую обувь носили японские самураи.

Варадзори плели из льняных волокон, из тряпок, из коры деревьев и др. Они имели слабую износоустойчивость и были очень дешевыми. Как правило, варадзори носили простолюдины и имели достаточный запас пар обуви.

Делались варадзори в стандартных размерах, поэтому стопа владельца могла нависать как спереди, так и сзади над подошвой. Форма подошвы была овальной. В паре сандали не делились на правую и левую, не имели как таковой пятки, бортов и носка. Закреплялись на ноге при помощи традиционной петли и завязок.

А вот варадзи изготавливались из соломы. Они были более прочными, а потому их предпочитали не только самураи, но и монахи с путешественниками. Подошва снизу укреплялась полностью или частично кожей, жгутами из соломы и даже металлической пластиной.

Для тех, кто много и активно передвигался, было немаловажным то, что кроме носочной петли, варадзи имели дополнительные боковые петли - ти и пяточную петлю с бантом - каеси. Через петли так пропускались шнурки, что закрепляли стопу на подошве наподобие бортика.

Выделяют два вида варадзи:

  • ецудзи - с четырьмя петлями;
  • муцудзи - с пятью петлями.

Японская обувь гэта

Этот вид деревянной обуви - один из базовых и наиболее популярных моделей для японок. Традиционно гэта - японская обувь для передвижения по улице. Изобрели ее около двух столетий назад. Другое ее название - "скамеечка". Связано это с особенностями ее формы: плоский горизонтальный брусок закреплен на двух брусочках-столбиках, а к ноге крепится ремешками или тесемками наподобие хорошо знакомых нам "вьетнамок". Гэта бывают мужские и женские.

Для мужских сандалей, как правило, используются дорогие породы дерева и отличная от женских моделей форма.

Женские сандали имеют несколько разновидностей:

  • с квадратным носком;
  • со скошенным вниз носком (номэри).

Эти сандалии плохо держались на ноге. Стопа не имела надежного положения на платформе. Это хорошо видно на изображенной на фото деревянной обуви. А, кроме того, этот вид обуви был достаточно тяжелым. Чтобы удержаться самой и не потерять "башмачок", японские женщины должны были передвигаться небыстро и мелкими частыми шажками. Так сформировалась в культуре традиционная паряще-семенящая походка японок. Дополняли японские гэта узкие кимоно, также сковывающие шаг.

Традиционно и мужская и женская деревянная японская обувь этого вида надевается на специальные белые носки из хлопка, у которых отдельно находится большой палец. Носили носки-таби все, кроме гейш.

Есть еще одна удивительная деталь для гэта - специальный непромокаемый чехольчик-колпачок для носовой части, выполненный из водонепроницаемого материала и прикрепляющийся шнурками к пятке. Он обычно используется в случае ненастья.

По назначению и особенностям изготовления выделяют:

  • никкои-гэта;
  • та-гэта;
  • янаги-гэта - бытовая обувь из для гейш;
  • поккури-гэта - роскошная, изысканно и дорого декорированная обувь для девушек-аристократок;
  • кири-гэта - темного цвета с "зубами" и без каблуков гэта для мужчин;
  • хиери-гэта - часто обтянутые кожей мужские гэта с тонкими зубцами;
  • сукэроку-гэта - имеют овальную подошву со скосом в районе носка и один зубец, используются в театре Кабуки;
  • тэцу-гэта - гэта из железа, скрепленные цепью, для тренировок ниндзя и борцов;
  • сукээто-гэта - своеобразные "коньки" для катания по льду, у которых вместо зубцов-брусков прикреплены лезвия или проволока.

Названий деревянной японской обуви существует немало. И все они для европейцев звучат непривычно и интригующе.

Никкои-гэта

Создана эта модификация была специально для горных районов, где располагаются японские монастыри и лежит снег. Чтобы ноги не скользили, не мерзли, а положение их было устойчивым, совместили два вида обуви: гэта и дзори. Плетеную подошву дзори прикрепили к варианту деревянной подошвы гэта, сформировав платформу у носа и широкий каблукоподбный брусок под пяткой. Шнурки крепятся в районе носка и по бокам таким образом, что не продеваются сквозь всю толщину подошвы и не прикрепляются к бокам, а вшиваются между подошвой из соломы и деревянной платформой. В таких сандалиях в жару прохладно, а в холод тепло.

Та-гэта

Этот вид деревянной обуви японцев существовал еще 2 тысячи лет назад. Работающим в заводненных территориях на уборке риса крестьянам было необходимо защитить стопы от влаги и травм. Потому самым простым способом было привязывание к стопам дощечек. Их приматывали к ноге, пропустив шнуры в специальные отверстия. Этот не был легким и изящным, а с налипшей на него грязью и вовсе становился неподъемным. Для управления ими использовали специальные веревки. А для работы в море надевали разновидность та-гэта - нори-гэта, которые имели два яруса. К нижнему привязывались большие камни, чтобы человек мог двигаться по дну и не всплывать. А после Второй мировой войны японцы носили о-аси - разновидность та-гэта.

Окобо

Этот вид японской обуви является разновидностью поккури-гэта. Он предназначен для учениц гейш и представляет собою туфли на высокой подошве со скошенным у носка углом. Их высота колебалась в районе 14 см. Однако наиболее высокого ранга гейши носили и очень высокие окобо, такие, что передвигаться без посторонней помощи было практически невозможно. Преимущество этого типа туфель заключалось в том, что в них можно было, не пачкая ног, передвигаться по достаточно серьезному грязевому слою. А ведь если вспомнить особенности климатических условий Японии, то многочисленные реки, часто выходящие из берегов, несут с собою много грязи, которую оставляют, уходя обратно в свое русло.

Дзори

Этот вид японской деревянной обуви изображен на фото. Он очень похож на гэта. Раньше делался только из дерева, а сейчас для изготовления дзори используют разнообразные материалы: от соломы до синтетических пластмасс. Главной особенностью, отличающей дзори от гэта, считается наличие большого утолщения платформы у пятки и почти полное его отсутствие в районе носка. Дзори - достаточно удобная и практичная обувь и годится для повседневного ношения. Однако современные японки, так как мы говорим о женском виде деревянной японской обуви, предпочитает носить в быту мягкие башмачки, а традиционные сандали надевать лишь по особо торжественным случаям.

По своей сути дзори - это модернизированные варадзи. Японские воины носили асинака - разновидность дзори без каблуков. Пальцы и пятка выступают за пределы подошвы.

Сэтта

О том, как называется эта японская деревянная обувь, можно выяснить, изучая информацию о дзори. Оказалось, что эти сандалии сложной конструкции - их разновидность. Сложность заключается в том, что подошва имеет несколько слоев:

  • верхний - плели из бамбука;
  • нижний - обшивали кожей;
  • каблук;
  • низ каблука - пластинка из металла.

Сэнгай

На средневековых японских деревянных гравюрах 18 века можно встретить изображение еще одного вида японской обуви. Она не относится к разновидносям деревянной обуви. Это тканая шелковая обувь для знатных дам и девушек из аристократических семей.

Таби

Про таби уже упоминалось выше как о носках, которые надевают под гэта или иногда под дзори. Однако японцы рассматривают таби как отдельный вид обуви, не деревянный, а из хлопковой материи. Таби имеют специальное углубление для ремешка, что делает их очень удобными в использовании.

Разновидность таби - дзико-таби - более похожа на башмак, так как здесь к традиционному таби присоединяется резиновая подошва. Такие башмаки позволяют ходить без иной обуви даже по влажной почве. Кроме того, дзико-таби не позволяют скользить в случае работы на скользких поверхностях, так как имеют на подошве специальные выемки, помогающие обеспечить пальцами лучшее сцепление.

Домашняя обувь японцев

Переодевание обуви при входе в японский дом - давняя и очень стойкая традиция японской культуры. На смену используются национальные варианты тапочек. Давным-давно японцы дома вообще не использовали обувь - ходили босиком. Со временем в качестве домашней обуви они стали использовать белые носочки таби.

А позже появились суриппа. Мягкая домашняя обувь, выполняющая роль тапочек, очень любима японцами. Она дарит им ощущение покоя и умиротворения, уюта и комфорта.

Одной из разновидностей суриппа является тоирэ суриппа или по-другому - "туалетные тапочки". Их надевают вместо суриппа при входе в туалет или ванную. Изготавливают их из пластика или резины, а сверху иногда обшивают мягкой тканью.

Есть и другой вид популярной некогда японской обуви для дома - сицунайбаки. Чаще всего их используют в холодное время года, так как изготавливают из очень плотного хлопка или шерсти. Внешне они напоминают носки. Подобные носки ранее использовались для тренировок при обучении боевым искусствам.

Гэ́та (яп.下駄) - традиционные японские сандалии на деревянной подошве, которые надеваются к кимоно. Выполняются одинаковыми для обеих ног. Подошва обуви представляет собой деревянную платформу, закрепленную на одном, двух или трех поперечных брусках («зубах»). Каблуки-«зубы» могут иметь различную высоту в зависимости от назначения гэта. На ноге обувь закрепляется с помощью ремешков, соединенных между большим и указательным пальцами ноги.

История

Первые изображения гэта на свитках с рисунками относятся к Х веку нашей эры. В начале XVIII века с появлением новых инструментов, гэта перешли в массовое производство. В то время они стали модной обувью в Эдо (Токио). Их оформление становилось все более затейливым, и Сёгунат, орган который наказывал простых людей за излишнее внимание к собственному внешнему виду, даже запретил ношение покрытых лаком моделей. Сначала гэта носили только простолюдины: в высокой обуви было удобно снимать плоды с деревьев, передвигаться по мокрой земле и пр. Со временем сандалии на деревянной подошве стали носить и представители высших сословий. Их обувь мастера украшали золотой парчой, росписью, резьбой, колокольчиками.

Со временем сформировалось четкое разграничение типов гэта – сандалии с закругленными углами носили священнослужители и зрелые мужчины, классические прямоугольные – мужчины средних лет, наклоненные вперед – актеры. Женские модели четко указывали на возраст их обладательниц. Гэта были основной обувью японцев в течение нескольких веков. Самое большое количество пар было реализовано в 1955 году – 93 миллиона. Примерно с этого же времени в Японии начала распространяться европейская обувь, а популярность гэта стала угасать. В настоящее время их обычно надевают в храмы и на традиционные праздники. Также гэта носят гейши и люди, должность которых обязывает ходить в традиционном костюме.

Виды

– самые древние гэта эпохи Яёй. Их носили японские крестьяне, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Существование тагэта является опровержением теории о том, что этот вид обуви изначально появился в Китае.

– ивовые гэта для неторжественных случаев, которые носили японские гейши в конце XVII века. Платформа-скамеечка на двух «зубах» имеет округлую форму.


Поккури-гэта (коппори-гэта) – роскошно декорированные гэта с полой подошвой из древесины павалонии, предназначенные для гейш, майко, гэйко, кабуро и камуро. Имеют платформу высотой от 10 до 20 см, скошенную под носком. Высота разновидности поккури — окобо-гэта – от 7 до 11 см.

Кири-гэта – мужские гэта темных цветов без каблуков или с небольшими «зубами». Могут иметь полузакрытый верх.

Хиёри-гэта (тошихиса-гэта) – парадная мужская обувь на двух тонких «зубах». Гэта этого типа могут быть обтянуты кожей или иметь съемные носки, защищающие от влаги.



Сукэроку-гэта (фунагата) — гэта актеров японского театра Кабуки с округлой подошвой–«лодочкой» и одним высоким «зубом».

– железные гэта, предназначенные для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). Чтобы ноги не разъезжались, сандалии скреплялись между собой цепью.

— гэта на лезвиях или железной проволоке для катания на льду.

Taби - японская национальная обувь, которая используется коренным населением с древних времен. Особенностью такой обуви является отделение большого пальца ноги от других небольшой выемкой. Обычно их носят с тапочками Дзори.





Таби носят как женщины, так и мужчины. для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие. Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей.


Дзика-таби . У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться.


Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира. Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами. Существуют также Роскошные дзори для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов.


Существует и еще один, совершенно особый вид домашней обуви у японцев – это специальные «туалетные тапочки» тоирэ суриппа .
Они будут ждать вас при входе в японскую ванную или туалет. Механизм здесь следующий - заходите в туалет – меняете обычные тапочки на туалетные, выходите – совершаете обратную процедуру. Сделаны такие тапочки обычно из пластика или резины, но иногда бывают и «мягкие сверху», но все же прорезиненные внутри. Если в японском магазине вам придется выбирать тапочки, вы легко сможете понять, какие из них – «туалетные». Такой «фокус с переодеванием» преследует несколько целей – во-первых, так будет более гигиенично. А во-вторых, окружающие без лишних слов поймут, что в туалете кто-то есть. Самое главное – не забыть переодеть «туалетные» тапочки при выходе из данного заведения. Обычно иностранцы, не привыкшие к такой традиции, забывают поменять тапочки и становятся предметом «подхихикивания» со стороны японцев. Хотя и среди японцев есть невнимательные люди, которые забывают переодеть тапочки.


Сменная обувь в школе называются увабаки они одинаковы для всех. Хранятся при входе в школу: в вестибюле для них стоят специальные стеллажи. Каждый тапочек вдоль заднего шва подписан фамилией владельца, чтобы не путать с другими. Увабаки (как правило, белые) раз в неделю берут домой, чтобы выстирать, причем учитель настаивает, чтобы делал это сам ребенок, а не его мама. Учителя тоже переобуваются при входе в школу. А для гостей есть специальные гостевые тапки, такие ужасные на вид, что многие родители, приходя на собрание, берут тапки с собой или просто шлепают босиком - в школу в обуви нельзя.

Диетические тапочки . У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью.Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность
и поправить здоровье.


Поккури . Деревянные туфли на высокой платформе со скосом, просто покрытые лаком, разрисованные узорами или обтянутые тканью, - традиционная обувь майко, будущих гейш. Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе.


Гэта - обувь-скамеечка. Конструкция действительно причудлива: деревянная плоская платформа, которая лежит на двух вертикально установленных, находящихся на некотором расстоянии друг от друга брусочках (иногда довольно высоких). Эти деревянные сандалии держатся на ноге с помощью двух ремешков, которые протягиваются между большим и вторым пальцами ноги. В настоящее время их носят во время отдыха или в ненастную погоду. Гэта весьма неудобна по меркам европейцев, однако, японцы в ней не один век ходили, бегали, воевали – словом, вели активный образ жизни и ничуть не смущались неудобностью.

ТАБИ — носочки с отдельным большим пальцем. Шьются из плотного материала, обычно белого, и застегиваются вдоль щиколотки.

Но лично я видела несколько видов носочков, поэтому буду искать более интересные подробности.

Гэта — японские деревянные сандалии. Выглядят как маленькая скамеечка. У них нет правой или левой. Обычно это просто прямоугольник. Крепятся ремешками по типу современных сланцев, между большим и вторым от него пальцем.

Перекладины (или каблуки) называются «ха» («зубы»).

Гэта монахов:

Существует множество разных видов гэта.

1.吉原下駄 – Ёшивара-гэта или Ёшихара-гэта – обувь жителей Ёшивары, т.е. ойран и таю. Обувь средней торжественности из 2-х равных по высоте каблуков (10 см), у носка каблук (зуб) широкий.

2. ぽっくり下駄 Поккури-гэта, 木履 Поккури, Коппори-гэта, おこぼ等々 Окобо тоудоу (чуть пониже обычных) – обувь гейш, майко, гэйко, кабуро, камуро. Платформа 10-20см высоты с прямым углом-скосом к носку.

3. 柳下駄 Янаги-гэта – ивовые гэта, в конце 17-го века носили гейши в неторжественных случаях. Чуть округлой прямоугольной формы, на 2-х невысоких каблуках.

4.桐下駄 Кири-гэта – гэта мужские, без каблуков, или с небольшими, вместо лямок иногда полузакрытая форма, темных цветов.

5.助六下駄Сукэроку-гэта,

Фунагата 舟形 — гэта актеров Кабуки с округлой подошвой (лодочка). Хотя там используются и другие виды.
(Вот в этом месте я пока не уверенна, буду исследовать этот вопрос).

6. 右近下駄 Юкон-гэта – наиболее приближенные к привычному образу обуви.

7.日和下駄 Хиёри-гэта, 利久下駄 Тошихиса-гэта – парадная преимущественно мужская обувь, на двух тонких зубах. Иногда обтягиваются кожей. У некоторых видов бывают съемные носки от дождя.


8.鉄下駄 Тэцу-гэта – железные гэта, еще смертоноснее, чем обычно Х) Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). 鬼の下駄 «Они но гэта» иногда называются – «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

9. 高下駄 Така-гэта – следующая изощренная пытка — очень высокие гэта (за 30см) на сплошной платформе (сэри-гэтаせり下駄), внизу иногда имеются веревки по краю подошвы, — против скольжения. Парадная обувь ойран и таю.



А) 二本歯足Нибонха-аши на 2-х зубах – они еще выше.

Б)三本歯足Самбонха-аши,三本足Самбонъаши, 花魁の下駄 Ойран-но гэта – их разновидность, такие же высокие, но платформа состоит из 3-х зубов.


10.一本歯 Иппонха, 厚歯 Ацушиха,天狗下駄 Тэнгу-гэта – для тренировки опять же сюгэндо, ходьбы священников и воинов-священников (ямабуши). По преданию, были даны аскетам самими тэнгу, их учителями для практики ловкости. Бывают высокими, тогда к названию добавляется иногда така-гэта.



11. 田下駄 Тагэта – гэта эпохи Яёй, т.е. самые древние (что опровергает версию пришествия гэта из Китая), использовали крестьяне.


12. 下駄スケートГэта – сукээто – гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.



13. 八ツ割 Яцувари – бамбуковые/пробковые мягкие гэта с нарезанной пластформой.

Ну и немного гэта-позитива 🙂

«Шпилькой в глаз и весь сказ…»





Сипатишный просто 🙂

Варадзи — те самые плетеные шлепочки. Обувь без каблуков.

Они делаются из соломы. Например, рис, конопля, ячмень, пальмовое волокно и т.д.

Дзори 草履 — Сандалии на танкетке. Крепятся, так же, как гэта. Чаще всего используются в парадном костюме. Их делают из кожи, соломы или, сейчас уже прогресс до всего дошел, из синтетических материалов. Это так же и домашний вариант варадзи. Кроме того, в отличие от гэта, дзори делались для правой и левой ноги.



Зачастую, для креплений используют полоски ткани.

Вот еще современный вариант дзори:

Статья дополнена, но еще не дописана. Я пока беру из разных русскоязычных источников, но залезая на японские, вижу некоторые расхождения. Так что я пока выложу все, что найду на наших «просторах», а потом буду вести неравные бои с кандзи. Сейчас у меня здесь часть информации взята из википедии, а часть у этого автора http://www.liveinternet.ru/users/karinalin/post153252883. Те, кто ищет проверенную информацию, оставайтесь со мной. Позднее я обязательно доберусь до первоисточников. Это мое правило.
Сейчас роюсь в истории «пришествия» гэта в Японию.

Японская обувь может похвастаться достаточно богатой историей. Несмотря на то, что сейчас большинство жителей Страны восходящего солнца носят туфли, кроссовки и прочие европейские предметы обуви, традиционная обувь никуда не пропала.

Началось же все с того, что некоторые виды обуви были заимствованы из Китая. Пару тысяч лет назад именно Китай был самым развитым азиатским государством. Нет ничего удивительного, в стремлении японцев воспользоваться местными технологиями в своих интересах. Тогда же обувь начали строго делить на: открытую и закрытую.

Ниже представлен список японских традиций, связанных с обувью:

Японцы, как и россияне, очень сильно удивляются, когда видят европейцев и американцев, которые могут не снимать обувь практически целый день и перемещаться в ней по жилому помещению. Для чистоплотных жителей Страны восходящего солнца такое неприемлемо, в результате чего обувь принято оставлять у двери.


- Чистота и опрятность - это важно . Вам придется сильно постараться, чтобы найти в Японии человека, который готов ходить в грязной или откровенно потрепанной обуви. Как правило, местные жители регулярно чистят предметы своего гардероба и заменяют их чем-то новым, когда требует ситуация.

- Обуви должно быть много . У японцев достаточно много обуви. Например, в гостях человеку могут предложить мягкие тапочки (суриппа), но идя в уборную, он должен будет переобуться в специальные шлепанцы. Также не принято приходить на торжественные мероприятия в повседневной обуви, а для посещения священных храмов и вовсе имеется отдельная пара, которую не надевают в иных случаях. В итоге, в гардеробе среднестатистического японца может быть не один десяток пар обуви.


- Национальная обувь актуальна только по праздникам . Учитывая тот факт, что традиционная японская обувь (о ней речь пойдет чуть ниже) не очень-то удобна, ее принято одевать только во время праздников. В сочетании с кимоно и другой аналогичной одеждой, она выглядит крайне привлекательно.

Примеры японской обуви

Хочется выделить три наиболее популярных модели японской обуви:

- Гэта . Такая обувь представляет собой доску, подобранную под размер ступни, в основании которой крепятся два бруска. Для закрепления на ноге используется тесемка/веревочка, продеваемая между большим и указательным пальцем. Именно благодаря постоянному ношению такой обуви, у японских женщин на протяжении многих веков была специфическая «летящая походка». Дело все в том, что гэта не позволяет сделать широкий шаг без дополнительных усилий, в результате чего, женщины двигались очень плавно, и со стороны казалось, будто бы они парят над поверхностью земли.

- Поккури . Обувь такого типа обращает на себя внимание благодаря высоте платформы (от 7 до 12 сантиметров) и экстравагантному по европейским меркам дизайну. Вообще, поккури никогда не были особо популярной обувью. Их носили исключительно майко - девушки, которые в будущем должны стать гейшами. Подобная обувь все еще производится в Японии, но стоит очень дорого и используется исключительно во время разнообразных церемоний. Следовательно, встретить на улицах Токио или любого другого города девушку в поккури практически невозможно.

Эта модель не подразумевает наличие брусков-каблуков. Тем не менее, подошва здесь не прямая - в области пятки присутствует ощутимое утолщение. Было решено отказаться и от использования древесины в процессе производства обуви. Ей на смену пришла кожа, а в дальнейшем резина и прочие синтетические материалы. А вот техника крепления к ноге осталась без изменений. Сейчас японцы не носят такую обувь каждый день, но надевают, когда проходят обряд посвященный совершеннолетию.


На заметку: приобретайте недорогую и удобную обувь на сайте