Грудное вскармливание и стресс. Как эмоциональное состояние будущей матери влияет на ребенка

анонимно

Здравствуйте! Прошу совета. Вот уже год как я стала мамой. У меня хороший, веселый ребенок, правда, очень привязанный ко мне, и боится посторонних, ему 1,1. Но я чувствую себя все хуже и хуже, частые головокружения, плохое настроение, упадок сил. Прошла обследования – проблем со здоровьем нет, только некоторое нарушение сердечного ритма. По утрам одно желание – скорей бы вечер, чтобы уложить ребенка и самой лечь спать. Я не знаю, во что с ним играть, не умею, не помню, чтобы со мной как-то играли в детстве. От этого постоянно чувствую себя плохой мамой, чувствую, что недодаю ему знаний, развития. Что-то пробовали (лепка, рисование, аппликации) – ему не интересно. Вместе смотрим книжки, развивающие видео, карточки, гуляем на площадке. В магазине и в транспорте он всегда плачет, поэтому выходим с ним куда-то редко. Никак не могу навести в доме порядок, а из-за того, что смотрю на бардак, на нерешенные проблемы быта постоянно – настроение еще больше портится. В последнее время и с едой появились проблемы. Часто не знаю, что хотела бы съесть, не успеваю приготовить, нет желания это делать – в результате ем вредное (чай с печеньем, сладкое, то, что под рукой). Еще страдаю оттого, что не могу себя организовать, а еще и мужа приходится организовывать, чтобы хоть что-то делалось. Постоянная тяжесть на душе мешает жить полноценной жизнью, заниматься сыном и домом. До декрета я работала дизайнером в маленькой фирме, возвращаться туда не буду по ряду причин. Куда пойти работать, как себя реализовать – вот еще одна задача, которую я не могу решить. Мне иногда кажется, что я не люблю своего ребенка и мужа. Я понимаю, что дело не в ребенке, ведь многие, сидя в декрете, успевают куда больше, чем я. Дело во мне самой. Но как справится с таким своим состоянием (кажется, что не живу, а выживаю), я не знаю. Буду благодарна, если подскажите направление, в котором начать.

Вам надо отдохнуть. Вы просто устали. Переложите (хотя бы на время) часть нагрузки, связанной с малышом, на мужа, других близких. Уделите внимание себе. Сходите в гости к подруге. В кино. Погуляйте. Почувствуйте себя и свои потребности... И самое главное - не ругайте себя ни в коем случае - НИ ЗА ЧТО - ни за беспорядок, ни за неумение играть с ребёнком. И когда Вы перестанете себя насиловать и ругать, уверяю Вас - Ваше естественное чувство привязанности к близким освободиться и наполнит Вас радостью и энергией. А играть ребёнок может с другими детьми - на детской площадке, в яслях и т.д. Во всяком случае - скоро это будет легко. Надеюсь, у Вас дома бывают гости, в том числе и с детьми. Так что играть Вы не обязаны в смысле "развлекать" малыша, а вот развивать его в игровой манере - Ваша главная задача как родителя. Здесь желательно запастись литературой или хотя бы развивающими играми - на них обычно есть надписи, для какого возраста они предназначены. И поверьте - это совсем не скучно, это радостно и увлекательно. Хотя сейчас главное - всё-таки отдых!

анонимно

Елена, спасибо большое за ответ! Но дело в том, что стандартные способы отдыха для мамы, сидящей дома с малышом (сходить по магазинам, в кафе, к подруге, кино и т.п.) мне уже не помогают, даже чтение книг и ароматная ванна (все, что можно дома). А других возможностей, например, путешествие на пару дней, у меня нет, все еще кормлю. Видимо, пора прекращать ГВ, т.к. отношение у меня к этому стало чаще негативное (несвобода). У меня все-время такое чувство, что на сердце что-то давит, и нет желания что-то делать. Как еще можно себе помочь, чтобы не срываться на близких?

Наиболее естественным выходом будет отдых и изменение ритма жизни. Например, начните ходить на какие-нибудь курсы или хотя бы в бассейн, или, например, на йогу. Ещё может быть полезным бить подушку - минут по 15 в день, чтобы выпустить пар. Сначала может не понравиться, но потом Вы войдёте во вкус. При этом и агрессия выбрасывается, и напряжение в теле перераспределяется... Любые методы расслабления тоже могут оказаться полезными - лягте на спину на пол ягодицами к стенке, а ноги поднимите и обоприте на стену; полежите так несколько минут, прижимая позвоночник к полу. Или - попрыгайте, хаотично, энергично; или - подеритесь с мужем в шутку (подушками, например). Всех возможностей не перечислишь, каждая нуждается в повторении. Но самое главное - Вам неплохо сменить обстановку, а если - не получается, то изменить что-то в своих буднях... Ищите, пробуйте и - пишите! Я буду ждать!

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволили по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельства ми и факторами перинатального развития. Это прежде всего работы зарубежных исследователей: С. Грофа, Ж. Грабера, Ф. Дольто, X. Никеля, С. ФантиД. Верни, А. Бертинаидр. Среди отечественных ученых этой проблемой занимаются Э.К. Айламазян, В.В. Абрамчен ко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусилов ский, К. Гайдебранд, А.И.Захаров, Ю. Змановский, Н.Н. Константинова и др. Кратко обобщив выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают перинатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.

Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, - не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Исследования подтвердили особенную значимость первой реакции женщины на факт беременности для формирования качеств психики ребенка. Негативная реакция порождает самые тяжелые психические проблемы, мать закладывает так называемую программу «смерти и саморазрушения» в очень глубокие слои бессознательного своего ребенка. Это вполне понятно, если учесть тот факт, что время в утробе течет иначе, оно уплотнено, поэтому воздействие психических вибраций беременной женщины на ранних этапах внутриутробного развития формирует самые глубокие слои психики ребенка и влияют на всю его последующую жизнь.

В перинатальный период в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Поэтому перинатальное развитие ребенка не есть «созревание», а скорее напоминает, по мнению В.Синельникова, процесс гальванопластики - нанесения золотого покрытия на пластину из обычного металла. И мать является тем мастером-ювелиром, который из простого природного материала создает произведение искусства. Но она еще и источник тех свойств, которые получит ребенок. Она - его первая Вселенная, в которой он обретает свое существование.

Любовь матери к своему ребенку, ее мысли о нем, общение с ним расширяют формирующиеся возможности ребенка, его клеточную память, определяя главные силы личности. Если мать сознательно готовилась к зачатию и родам, старалась всю беременность пребывать в позитивном состоянии, была чутка к своим желаниям и потребностям, во время беременности представляла будущего ребенка, его внешность, характер, прислушивалась к шевелениям, старалась понять их язык, нежными прикосновениями к животу стимулировала ответную реакцию, придумывала имя для мальчика и девочки, ощущала ребенка и как часть себя, и, временами, как отдельное существо, то тогда формируется гармоничная перинатальная матрица.

Нами было проведено эмпирическое изучение передачи первых сценарных посланий матери ребенку, жизненных позиций и функциональных эго-состояний рожениц, которые влияют на соматическое состояние, патологию беременности и родов. В исследование было включено 30 женщин в возрасте от 17 до 37 лет. При исследовании были использованы: структурированное интервью «Раннее сценарное программирование»; опросник «ОК-Томаса» для по строения ОК-Коррала испытуемых; опросник «Личностного стиля» для выявления их эгограммы; опросник «Рабочий стиль»; опросник «Внутренние эго-состояния». Полученные данные были дополнены клинико-анамнестическими сведениями.

Исследование проводилось в модальности транзактного анализа. Большую помощь в проведении исследования оказали медицинские работники роддома № 1 г. Рязани, консультации кандидата медицинских наук Ховрачева А.П., участие в экспериментальном исследовании студентки факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А. Есенина Гуськовой А.А.

На первом этапе мы применили структурированное интервью «Раннее сценарное программирование», направленное на определение социального положения женщины, на исследование общего анамнеза, течение беременности и родов, отсутствия или наличия патологий как матери, так и ребенка. Также рассматривались возраст, уровень образования, семейное положение не только самой роженицы, но и ее близких родственников: родителей, мужа. Ключевые вопросы интервью сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве, переживания женщиной беременности, отношения к неродившемуся ребенку.

Рассматривая возраст роженицы, были сделаны следующие выводы:

1. Чем старше роженицы, тем выше их уровень образования;

2. От возраста увеличивается количество болезней, уменьшаются сопутствующие патологии, вредные привычки;

3. Чем старше роженица, тем хуже протекает период кормления ребенка грудью, роженицы пребывают в ВД эго-состоянии, а СД с возрастом теряет свою значимость.

Анализ коммуникативного опыта женщины говорит о его значимости. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, это означает, что стартовые условия для формирования субъективного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена.

Мы предположили, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного роженицей в общении с близкими взрослыми, можно судить по эффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

Если родители были ласковы, общение оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. И здесь мы говорим о том, что механизм запущен: родительская программа начала действовать.

На втором этапе нашей работы исследовался процесс передачи ранних пред писаний. К этому нас побудила следующая оценка роли перинатального периода: характер протекания беременности, родов и первых дней жизни выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей психопатологии, но и, возможно, являются ответственными за «влечение к смерти».

Мы говорим об этом, потому что при анализе 12 классических типов предписаний, выделенных М. и R. Goulding (1979), а именно:

1. Не живи (сгинь, умри);

2. Не будь самим собой;

3. Не будь ребенком;

4. Не расти (оставайся маленьким);

5. Не делай успехов;

6. Не делай (ничего не делай);

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);

8. Не принадлежи;

9. Не будь близким;

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым);

11. Не думай;

12. Не чувствуй.

В перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей рождения ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воз действий данного периода.

Если рассматривать суммарное воздействие всех форм передачи послания «Не живи», то в нашем исследовании не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

Возникает вопрос: «Зачем родители от дают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него.

Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за по ведения матери или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Впоследствии ребенок может сам отдать себе приказание «Не живи», если мать в скрытом виде предала ему, на пример, следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием «Разорванной матери»). В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, заслуживаю мучений или смерти».

К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Не живи», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...» Многоточие может быть заполнено различными решениями, например,«... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Страшный вывод...

Мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. Она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

В отношении другого предписания мы получили следующие цифры: 10 % матерей не строили планов по поводу предпочтительно го пола своего ребенка; 50 % хотели родить мальчика; 40 % хотели родить девочку; 33 % матерей были разочарованы в своих ожиданиях, а соответствующий процент детей по лучил предписание «Не будь самим собой». При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика - «под девочку».

Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежду и иметь привычки, соответствующие другому полу.

«Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре, сравнивать с другими детьми. В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Естественно, что нам было интересно посмотреть, чем детерминируется та или иная форма сценарного предписания. Оказалось, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения. Самые ранние способы передачи «Не живи», осуществляемые с помощью патологии беременности, значимо и позитивно коррелировали (г = + 0,417; Р< 0,002) с выраженностью Адаптированного Детского эго-состояния матери, тогда как первая экзистенциальная позиция «Я - ОК, Ты - ОК» была для них препятствием (г = - 0,351; Р < 0,01).

Данная жизненная позиция была взаимосвязана с большим ростом и весом родившихся детей (г = + 0,356; Р<0,01 и г = + 0,282; Р<0,03, соответственно), что может быть расценено как наличие сценарного послания «Живи».

Проклятья, полученные через патологию родов соотносились со второй жизненной позицией «Я - не ОК, Ты - ОК» (г = + 0,264; Р<0,04). Эта корреляция подтверждается и более низкой оценкой новорожденных от женщин с данной позицией по шкале Апгар (г = - 0,275; Р < 0,03), свидетельствующей о принятии младенцами летального материнского предписания.

Детская патология, полученная в течение первых пяти суток жизни, отрицательно коррелировала с первой экзистенциальной позицией (г = - 0,275; Р < 0,03). А послания, передаваемые через нарушения лактации, оказались детерминированы выраженностью материнского эго-состояния Контролирующего Родителя (г = + 0,377, Р < 0,004).

В противоположность этому, увеличение эго-состояния Адаптированного Дитя предотвращало появление нарушений лактации (г = -0,263; Р < 0,04).

Однако эго-состояние Адаптированного Дитя в целом было благоприятным фактором передачи проклятья «Не живи», оцениваемого по суммарному количеству негативных перинатальных воз действий (г = + 0,247; Р< 0,05). Принятие данного летального предписания, отслеживаемое по нарушению питания ново рожденного, также было связано с выраженностью эго-состояния Адаптированного Дитя у матерей (г = + 0,279; Р < 0,03), тогда как усиление жизненной позиции «Я - ОК, Ты - ОК» свидетельствовало об обратном процессе (г = -0,300; Р< 0,02).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний.

На третьем этапе исследования мы провели корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний, а также более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией. Наши родители имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передали нам сценарные послания из этих трех эго-состояний, а мы приняли и распределили их в трех наших эго-состояниях.

В построенной по результатам тестирования эгограмме данной группы эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным. Заботящийся Родитель (ЗР) и эго-состояние Взрослого (В) превалировали над другими. Выраженность эго-состояний Свободного Дитя (СД) и Адаптированного Дитя (АД) почти не различались между собой.

В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом благополучно и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве, и, казалось бы, не предвещает больших сценарных посланий.

Анализ взаимосвязи эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние Заботящегося Родителя (ЗР) позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = 0,253; Р < 0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (г = 0,-327; Р < 0,02) и патологией родов (г = 0,259; Р < 0,04).

Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состояний Заботящегося Родителя (ЗР), который реализуется в позиции Спасителя и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние Адаптивного Дитя (АД) было положительно связано с патологией раннего развития матерей (г = 0,248; Р<0,05). Нарастание Адаптивного Дитя (АД) сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (г = -0,300; Р<0,03) и нарушений лактации (г = - 0,263; Р < 0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (г = 0,417; Р< 0,003), снижения роста и веса новорожденного (г = -0,320; Р<0,02 и (г = -0,250; Р<0,05) и нарастания нарушений питания новорожденного (г = -0,279; Р<0,03).

Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психопрофилактических занятиях с беременными.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояний Взрослого (В), позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (г = 0,310; Р < 0,02). Кроме того выраженность Взрослого (В) эго-состояния отрицательно соотносилась с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,410; Р< 0,003) и патологией прошлых родов (г = 0,365; Р< 0,006).

В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции Взрослого (В) эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Их распределение оказалось следующим: жизненная позиция «Я - ОК, Ты - не ОК» выражена в меньшей степени, тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание величина жизненной позиции «Я - не ОК, ты - ОК» и «Я - не ОК, ты - не ОК», свидетельствующих о значительной базальной патологии личности. В этой связи превалирование Заботящегося Родителя (ЗР) в эгограмме приобретает характер защитного механизма, запускающего функции «Спасителя». Это должно приводить к игнорированию потребностей ребенка в ходе отчаянных попыток материнской фигуры компенсировать собственный депрессивный радикал через гиперопекающее поведение.

Данная точка зрения была подтверждена в ходе корреляционного анализа, обнаруживающего статистически значимую позитивную зависимость эго-состояния Заботящегося Родителя (ЗР) как с жизненной позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = 0,547; Р< 0,001), обращающей депрессивность сценарного решения самой роженицы, так и с позицией «Я - не ОК, ты - не ОК» (г = 0,260; Р< 0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к роли «Жертвы» для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояний Контролирующего Родителя (КР) позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией «Я - ОК, ты - не ОК» (г = 0,458; Р < 0,001) и негативно - с позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = - 0,490; Р < 0,001), отражая наличие у ряда рожениц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место «Преследователя».

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции «Я - не ОК, ты - не ОК» обнаружила негативные черты депрессивной позиции. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциональной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (г = 0,404; Р< 0,003).

Избегающая экзистенциональная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (г = 0,252; Р < 0,04), создавая таким образом возможность для развития патологических стратегий. Здоровая жизненная позиция «Я - ОК, ты - ОК», наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом родов (г = 0,296; Р<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,300; Р<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний Заботящего Родителя (ЗР) и Контролирующего Родителя (КР), а особенно Взрослого (В) и Свободного Дитя (СД), при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием Адаптированного Дитя (АД) (г = 0,294; Р < 0,03), возможно отражает функциональную регрессию родильниц во время столь значимого события как рождение ребенка.

Выводы по результатам исследования

1. Выявлено, что каждая роженица, оказавшаяся в исследовательской группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов.

2. Установлено, что характер протекания беременности и родов выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей патологии, но и являются ответственными за «влечение к смерти».

3. Из двенадцати классических типов предписаний, выделенных М. и К. Goulding, в перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воздействий данного периода.

4. При рассмотрении суммарного воз действия всех форм передачи сценарного послания «Не живи» в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

5. При рассмотрении той или иной формы сценарного предписания выявлено, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения.

6. Полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний. Поэтому более подробное изучение реальной картины передачи перинатальных сценарных посланий представляется нам крайне актуальным вопросом.

7. Проведенный корреляционный анализ отражает наличие значительной базальной патологии личности, центральным ядром которой представляется актуализация базальной тревоги.

Таким образом, мы считаем, что крайне актуальной задачей является предоставление беременным женщинам профессиональной психологической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2001. С.189-286.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С.82-89.
5. Грейс Крайг. Мнения и факты: возможно ли обучение ребенка до рождения? // Психология развития. 2000.№ 2. С. 164. 6. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997. С.44-72.
8. Пэрну Л. Я жду ребенка. М., 1986. С. 27-40.
9. Равич Р. Тайная жизнь еще не рожденного ребенка // Семья и школа. № 9. 1995. С. 10-12.
10. Hay J. Transactional Analysis for Trainers Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Pub lishing, 1996. 256 p.

Привязанность, или стремление к установлению и поддержанию контакта и близости, является базовой человеческой потребностью от колыбели до могилы. Мы нуждаемся в близких людях, когда приходим в этот мир, и мечтаем видеть любящие лица, когда покидаем его. Для маленького ребёнка нет ничего ужаснее, чем внезапное ощущение брошенности, потеря контакта с заботящимися о нём взрослыми.

Чтобы поддерживать у ребёнка ощущение непрерывности связи, важно не только физическое присутствие близких ему людей, но и их эмоциональная вовлеченность в отношения. Эмоциональная недоступность, холодность в общении воспринимаются малышом как потеря контакта и близости, у ребёнка наступает сепарационная тревога и дистресс.

Эдвард Троник (Dr. Edward Tronick), директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете, проводил лабораторный эксперимент под условным названием “Безжизненное (или каменное) лицо” (Still Face Еxperiment). В эксперименте он просил родителей посидеть и поиграть с их маленьким ребёнком так, как они обычно это делают. Затем экспериментатор просил родителя прекратить общение с ребенком. Мать или отца инструктировали продолжить смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение.

В начале эксперимента мать и младенец настроены друг на друга, их эмоции синхронизированы. Затем мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности. Мы видим (в буквальном смысле), как включаются защитные реакции ребёнка. Эти реакции инстинктивны, они не зависят от разума. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на ребёнка, он достаточно быстро приходит в себя, успокаивается, защита сменяется эмоциональным контактом с матерью.

В данном эксперименте эмоциональное “воссоединение” происходит довольно быстро и не наносит вреда. Но представьте, если младенец подолгу находится в ситуациях, когда на его нужды не реагируют: мама в депрессии или в семье не принято «нянчиться» с младенцем, или семьи банально нет.

Например, дети, матери которых находились в депрессии в первый год их жизни, намного более склонны к развитию психопатологий, чем дети из контрольной группы. У многих детей из детских домов, которые с самого рождения не имели возможности сформировать отношения со взрослым (они все время лежали в кроватках одни, а персонал следил только за гигиеной и режимом питания) обнаруживается сильнейшее недоразвитие орбитофронтальной зоны коры головного мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями.

Роды индуцируются определенным соотношением нескольких гормонов. Женщина находится под воздействием своего рода «гормонального взрыва». Разумеется, изменяющееся гормональное состояние оказывает влияние также и на нервную систему.

Известно, что у рожающей женщины высок уровень окситоцина. Окситоцин - противострессовый гормон. Уровень окситоцина повышается от поглаживаний кожи, в процессе сексуальной активности, во время родов и в течение периода грудного вскармливания . Окситоцин - гормон благополучия. Если у человека все хорошо и спокойно, уровень окситоцина в его крови выше. Обычно кормящая мама спокойна и расслаблена. Это скорее свидетельствует о «правильном» течении послеродового процесса, чем о каких-то негативных изменениях в организме родившей женщины.

В регулировке лактации тоже принимает участие гормон пролактин. Пролактин отвечает за выработку молока, разумеется, его уровень в организме повышается в процессе лактации. Известен обезболивающий эффект пролактина, что способствует снижению чувствительности кормящей мамы к внешним раздражителям.

У психологов есть интересный термин - «послеродовый блюз» Это определенное адаптивное состояние психики, подстраивающегося под изменившиеся обстоятельства человека.

Согласно зарубежным исследованиям, вероятность блюза или даже послеродовой депрессии выше у тех мам, которые испытывают проблемы с грудным вскармливанием или вообще не кормят грудью. Если женщина испытывает боль при кормлении, ее психологическое состояние обоснованно сложное.

Поэтому так важно при проблемах и трудностях как можно раньше обращаться за помощью и поддержкой к опытным мамам и специалистам по лактации.

Исследование

В 2012 году белорусский психолог и консультант по грудному вскармливанию Ольга Бабаян провела работу по изучению эмоционального состояния кормящей женщины и степенью благополучия ее грудного вскармливания. Обнаружилась тесная связь. Чем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния (настроения), тем ближе она к благополучию грудного вскармливания и наоборот, чем благополучнее грудное вскармливание, тем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния.

Исходя из предположения о том, что благополучное грудное вскармливание и эмоциональное состояние женщины тесно взаимосвязаны, если помочь матери наладить лактацию, она сможет получать удовольствие от естественного вскармливания и ее эмоциональное состояние, ее настроение будут преимущественно положительными. А это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному становлению и развитию полноценной личности ребенка.

Поскольку мы знаем, что кормить грудью естественно, при возникновении проблем и закономерного снижения настроения, может возникнуть еще и чувство вины. На помощь придут консультанты по ГВ, способные помочь с налаживанием кормлений. Есть альтернативные кормлению из груди способы - кормление сцеженным молоком, кормление донорским молоком. Вероятно, это будет решением текущего момента, а через какое-то время ситуация наладится.

Немедикаментозное лечение психологических проблем, рекомендуемое зарубежными специалистами по грудному вскармливания, состоит в следующем:

  1. Омега-3 жирные кислоты;
  2. Регулярные физические упражнения;
  3. Физиотерапия;
  4. Травы отдельно и в сборах (неоднозначный способ, так как не все лекарственные травы приемлемо употреблять при кормлении грудью).

Полина Лыкова
Врач, консультант по лактации, член АКЕВ
Преподаватель курса ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию

Нужно осознавать, что волнения беременной женщины приводят к опасным изменениям ее организме, воздействуя на физическое состояние будущего ребенка. Нежеланные дети – это те, которых решили родить, но не захотели научиться любить.

Развиваясь, малыш адекватно воспринимает особенности маминого влияния на него слышит как бьется сердце, как шумит кровь в сосудах. Чувствует напряжение мышц, как меняются дыхание, голос. И учится анализировать разное состояние мамы в то или иное время, в той или иной ситуации.

Пример: женщина смотрите комедию – у нее хорошее настроение, вырабатываются эндорфины (гормоны удовольствия), попадающих с кровотоком в мозг ребенка, слышит музыку и мамин смех. Тело женщины расслабилось, она ровно дышит. В кровь попадает достаточно кислорода как для нее, так и для малыша. Женщина касается живота, мягко поглаживает. Ребенок фиксирует – музыка, смех, кислород. Мамино прикосновение – это хорошо.

Другой пример: женщина нервничает, ругается с мужем, ее тело напряжено, недостает кислорода, потому что его поглощает крик. Гормональная система вырабатывает гормон адреналин и другие стрессовые гормоны. У ребенка возникает гипоксия (не хватает кислорода), она слышит крик, испытывает напряжение, слышит голос отца. Фиксирует – когда я слышу этот голос, мне плохо.

Рассмотрим ситуацию, когда женщина не хочет ребенка. Психологически этот ребенок будет обделенной. Она развивается, не испытывая поддержки, не имея общения, постоянно вынуждена получать гормоны стресса и то учится реагировать на них. Поскольку все в человеке взаимосвязано, то нерешенные психологические проблемы, психологическая незрелость, неготовность влияют на работу репродуктивных органов и всей гормональной системы женщины. В конечном итоге возникает угроза выкидыша и вот почему.

При стрессе вследствие нежелания женщины вынашивать ребенка в первую очередь реагирует на нее кора головного мозга. Далее следует ответ гипоталамо-гипофизарной системы. В кровь попадает гормон стресса, который вырабатывают железы внутренней секреции. В ответ на уровень гормона в крови реагируют мышцы, которые провоцируют выработку адреналина. После этого уровень пролактина повышается, а прогестерона уменьшается – возникает угроза за счет реакции мышц матки. Чем больше и чем дольше сохраняется повышенный тонус матки, тем опаснее для ребенка.

Таким образом следует помнить, что мать и ребенок влияют друг на друга. Физическое состояние, эмоции, настроение они делят на двоих. Ребенок получает свой собственный опыт почти с первых дней существования. То, как женщина готовится к появлению малыша, как она воспринимает изменения, которые происходят с ней и в ней, как она относится к ребенку – все это имеет отражение на будущее.