Хватательный рефлекс у новорожденных. Рефлексы новорожденных — классификация и методика исследования

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  2. Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом , а способность проглотить съеденную пищу – глотательным .

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы— набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Рефлекс «автоматической» походки , являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые - приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный - это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Итак, рефлексы новорожденных деток - это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой , или его еще называют сосательным , - первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный - это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный . Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный . Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро . Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Безусловные рефлексы новорожденных

Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными. Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире. Безусловные рефлексы - это реакции без условий, "готовые". Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.

Физиологические рефлексы новорожденных

При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии - это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.

Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:

  1. Поисковый . Проявляется опусканием губы и поворотом головки новорожденного в сторону взрослого (раздражителя) в ответ на поглаживание в области рта.
  2. Хоботковый . Если постукивать по верхней губе малыша, то у него будет происходить сокращение мимической мускулатуры лица. Это проявляется складыванием губок ребенка хоботком.
  3. Рефлекс Бабкина еще называют ладонно-ротовым. Когда надавливать на ладошку ребенка, то он непроизвольно открывает ротик. Такая ответная реакция, как правило, исчезает до 3 месяцев.
  4. Рефлекс Робинзона . Это тот же хватательный, когда новорожденный при хватании удерживает вес своего висящего тела.
  5. Опорный . Когда новорожденного приставить к опоре, то он разгибает свои ножки и всей стопой упирается об ту поверхность, на которую его ставят. До 2-месячного возраста такая реакция исчезает.
  6. Шаговый . Он тоже исчезает до двух месяцев жизни малыша, а заключается он в передвижении ножками, если дитя держать в вертикальном положении.
  7. Рефлекс Бауэра , или ползучий. Когда надавить на подошву ног лежащего на животе ребенка, он начинает рефлекторно ползти. Исчезает к 3-4 месяцам.
  8. Защитный проявляется у уложенного на живот ребенка поворотом головы и попытками ее приподнять.
  9. Нижний хватательный . Возникает при надавливании на подошву ножки новорожденного. При этом происходит сгибание пальчиков ноги, которое напоминает хватание руками. Исчезает такая рефлекторная реакция в год.
  10. «Утиный» . Он проявляется в задержке дыхания малыша при попадании на его личико воды, струи воздуха.

Атавистические рефлексы новорожденных

Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.

Пример - рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.

Другой атавистический рефлекс - переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.

Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте - и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для - Диана Руденко

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться. Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет. В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.

При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.
Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.

При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных - прим. сайт). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.
У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов. Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.



Рефлексы у новорожденного ребенка — это навыки без которых он просто не сможет нормально существовать и жить в дальнейшем. Конечно все думают, что сразу после рождения ребенок ничего не умеет, но на самом деле это не так. Некоторые из них очень важные, другие могут и не играть слишком большой роли, но благодаря им или их отсутствию можно понять насколько хорошо развитый ребенок. Кроме того, благодаря рефлексам можно понять есть ли у ребенка отклонения в развитии или нет. Некоторые рефлексы остаются у человека на всю жизнь. А другие начинают постепенно исчезать через некоторое время после рождения.

Из-за того, что кора головного мозга еще не так хорошо развита, как у взрослого человека, то у новорожденного есть определенные автоматические рефлексы. Их контролируют более простые отделы спинного и головного мозга. Если ребенок полностью здоровый, то после рождения он должен иметь стандартный набор рефлексов. Которые потом исчезнут примерно к 3-4 месяцу жизни. Если рефлексы у ребенка отсутствуют или же исчезают раньше положенного времени, то тогда речь идет о патологии, которую нужно немедленно лечить.

К основным рефлексам новорожденного ребенка можно отнести: поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой и сосательный.

Поисковый рефлекс или рефлекс Куссмауля

Данный рефлекс относится к категории сосательных рефлексов и полностью исчезает уже к концу четвертого месяца жизни ребенка. Сам рефлекс заключается в том, что когда погладить уголок рта ребенка пальцем, то он автоматически повернет голову в сторону вашего пальца и откроет рот. Также на сегодняшний день различают несколько подвидов данного рефлекса. Если надавить ребенку на середину нижней губы, то он начинает наклонять голову и при этом опускает нижнюю губу и может даже открыть рот. В случае если рефлекс не исчезает к трем месяцам, то необходимо проконсультироваться у врача на наличие патологии. Стоит отметить, что прикасаться при этом нужно крайне легко, чтобы не причинить ребенку боли, ведь в противном случае он отвернется и заплачет.

Хоботковый рефлекс новорожденного

Данный рефлекс относится к оральным. Исчезает примерно к трем месяцам жизни. Вызвать его можно очень просто: достаточно прикоснуться к верхней губе малыша и он начнет вытягивать рот в виде «хоботка». В данном случае также необходима консультация врача для исключения патологии, если рефлекс не исчез до трех месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Также относится к оральным рефлексам. Вызывается он путем надавливания пальцем на ладонь ребенка. В результате этого малыш будет открывать рот и пытаться двигать головой вперед. Когда ребенок голоден — этот рефлекс особенно хорошо выраженный. Нормальным принято считать исчезновение рефлекса к 2-3 месяцам жизни крохи. Если у ребенка нет ладонно-ротового рефлекса, то это может говорить о наличии проблем с нервной системой. Такие же выводы можно сделать и при сохранении рефлекса в более старшем возрасте. По наличию отклонений от норм можно сделать предварительные выводы о проблемах с шейным отделом позвоночника, которые могли возникнуть непосредственно во время родов.

Сосательный рефлекс новорожденного

Данный рефлекс есть основным и очень хорошо выраженный у всех, полностью здоровых, новорожденных детей. Кроме того, сосательный рефлекс позволяет определить степень зрелости ребенка. Сосание — это очень сложный процесс и за него отвечает пять пар нервов в черепной коробке. Стоит отметить, что более слабым сосательный рефлекс будет сразу после кормления, а потом снова будет восстанавливаться. Если рефлекс слабый, то нужно проверить ребенка на наличие поражений головного мозга или нервов, которые отвечают за данный процесс.

Рефлексы у новорожденного: что должны знать родители

Рефлекс — это очень важный процесс, который должен быть у каждого новорожденного ребенка. Они очень простые и помогают малышу выживать и крепнуть в первые месяцы жизни. Со временем они начинают ослабевать и исчезать. По наличию, отсутствию или же интенсивности того или иного рефлекса, можно понять есть ли у ребенка отклонения в физическом развитии и какие именно.

Хватательный рефлекс новорожденного

Когда вы начинаете прикасаться к ладошке ребенка, то он сгибает пальцы и захватывает в кулак то, чем вы прикасались. Нормальным есть, когда данный рефлекс очень хорошо выраженный. В некоторых деток хватательный рефлекс насколько сильный, что вы легко сможете приподнять малыша в воздух только благодаря тому, что он крепко держится за ваш палец. Также есть возможность вызывать данный рефлекс путем надавливания пальцем на подушечку стопы. Тогда пальчики ребенка начинают автоматически сгибаться. Примерно к концу 4 месяца жизни ребенка рефлекс практически полностью исчезает. Изначально хватательный рефлекс есть основой для формирования произвольного захватывания того или иного предмета. Если есть проблемы с хватательным рефлексом, то скорее всего это вызвано проблемами в шейном отделе позвоночника.

Рефлекс Моро

Данный рефлекс относится к спинальному автоматизму. Вызвать его можно разными способами. Например. Ударить по поверхности на которой лежит ребенок на расстоянии 15 см от него или же приподнять малыша в то время, когда у него будут разогнуты ножки. Стоит отметить, что рефлекс делится на две фазы. В первой фазе малыш разводит в стороны руки, полностью распрямляет их и даже растопыривает пальцы. На протяжении второй фазы ребенок возвращает ручки в исходное положение. Рефлекс Моро очень хорошо выражается сразу же после рождения ребенка. Конечно, если у ребенка была внутричерепная травма или родовые травмы шейного отдела позвоночника, то такой рефлекс может и не проявиться или же будет очень слабым. Постепенно исчезает рефлекс Моро к концу 3-4 месяца жизни малыша.

Рефлекс Галанта

Вызывается данный рефлекс путем раздражения кожи вдоль позвоночника ребенка. Тогда ребенок начинает выгибаться дугой. Стоит отметить, что нога, которая находится на стороне раздражителя будет полностью выпрямленной. Заметить рефлекс Галанта можно уже с конца первой недели жизни малыша и остается он до 3-4 месяца жизни. Если у ребенка есть проблемы с центральной нервной системой, то данный рефлекс может быть слабо выраженным или же его может вообще не быть.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы новорожденных

Если ребенка поставить вертикально, то он будет сгибать ноги в коленях. Если же кроху поднести к опоре, то его ножки довольно быстро станут прямыми и он сможет стоять на стопе. Если при этом новорожденного еще немного наклонить вперед, то он начнет совершать движения, которые будут очень сильно напоминать ходьбу. Не стоит считать, что когда у ребенка перекрещиваются ножки, то это патология, ведь у маленьких деток сильнее выраженный сгибательный тонус. Проходит рефлекс примерно через 1-1,5 месяца. Если есть проблемы с нервной системой, то такого рефлекса не будет.

Защитный рефлекс

Вызвать рефлекс можно тогда, когда ребенка будут укладывать на живот, а он при этом будет поворачивать голову. Такой рефлекс есть в наличии с первых минут жизни ребенка. Если у ребенка есть поражения нервной системы, то защитный рефлекс не будет четко выражаться и если ему не повернуть головку в положении лежа, то малыш может даже задохнуться. Церебральный паралич же вызывает закидывание головы или же сильный ее подъем во время переворачивания на живот.

Рабият Зайниддинова

Врач-неонатолог,

Научный Центр

здоровья детей РАМН

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутрен-ней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая перифериче-ская клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную инфор-мацию далее - по чувствительным волокнам (отрост-кам) нервных клеток. Следующие звенья рефлектор-ной дуги - центральная часть - нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и пе-редающие его дальше. Здесь импульс встречают двига-тельные нервные клетки и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по реф-лекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга - это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизне-деятельность организма любого человека, в том чис-ле и ребенка. Но в случае с безусловными, врожден-ными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жиз-ненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему - и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информа-ция «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке - двигательному нейрону, который «бу-дит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т. е. при нормаль-ной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ малыш поворачивает голову к ис-точнику раздражения и открывает рот - так реализу-ется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зре-лость ребенка, что позволяет доктору судить о функ-циональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, состояние его нервной системы. Лишь некоторые из них имеют определенное значении для обеспечения жизнедеятельности, например, соса-тельный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некото-рых основных безусловных рефлексов - сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорож-денного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусо-гнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц - сги-бателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтан-ные движения - периодически сгибает и разгибает ножки, хао-тично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, зву-ки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлек-сы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основ-ные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых - на уровне спинного мозга.

К оральным рефлексам относятся:

Сосательный - вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жиз-ни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) - в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый - при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокраще-ние круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) - относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладо-ни, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтя-гиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый го-лодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схва-тывая соску или грудь матери. Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Создаем условия

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме луч-ше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормле-ния и при естественном освещении.

Верхний защитный рефлекс - при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, де-лает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути. Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем го-ловки и изменение ее положения у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших реф-лексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным, обеспечивает крошечному человечку способ-ность к выживанию в новой для него среде. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы сни-жен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы - если малыша, держа за подмышки, припод-нять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суста-вах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых но-гах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 ме-сяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить впе-ред, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражени-ем нервной системы автоматическая походка задер-живается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) - если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползаю-щие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка - он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем - угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) - вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно при-поднять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) - аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания П-Ш пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по на-ружному краю стопы в направлении от пятки к паль-цам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II—V паль-цев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) -вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В от-вет на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1 фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращают-ся в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2 фаза). В норме 1 и 2 фаза рефлекса в за-висимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта - при проведении большим и ука-зательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он ду-гообразно изгибает спину и голову в сторону раздра-жителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и оста-ется в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса - лежащему на животе ребенку проводят паль-цем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется пояс-ничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднима-ет таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы на-блюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется невроло-гом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных авто-матизмов является тревожным признаком, говорящим о возмож-ном поражении центральной нервной системы на уровне спин-ного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от из-менения положения тела. В норме они угасают по мере того, как ма-лыш самостоятельно овладевает основными двигательными навы-ками - способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса - Клей-на) - вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обра-щено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти - поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы - при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании голо-вы наблюдается обратный эффект - разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблю-даются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс - в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводит-ся к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулач-ки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлич-но». Однако, если выявлены настораживающие признаки (отсут-ствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наобо-рот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего - это ультразвуковое исследование головного мозга -эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополни- тельные исследования. Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом воз-расте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявле-ния рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других), повторный осмотр обязательно должен состоять-ся спустя назначенное время - оно может быть различным в зави-симости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Внимательность и осторожность

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы - дей-ствия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса) могут вызывать резкий диском-форт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно ска-жите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и со-стояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие пока-затели состояния здоровья малыша, а также историю беременно-сти, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.