Скелет человека строение. Пластическая анатомия скелет человека

Как нарисовать скелет человека? Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Используя данный алгоритм, даже начинающий художник справится с этой задачей. Для достижения успешного результата советуем шаг за шагом выполнять рекомендации опытного мастера.

Создаем каркас будущего скелета

Шаг 1. Теперь узнаем поподробнее, как нарисовать скелет карандашом. Сначала рисуем базовый каркас. Для этого необходимо начать с круга для черепа. Круг двумя пересекающимися под прямым углом линиями разделить на 4 сегмента, немного ниже под горизонтальной линией провести еще одну. Под кругом провести контур низа черепа. Нарисовать глазницы, отверстие носа и зубы как показано на рис. 1.

Вертикальную линию черепа продлить ниже - это (позвоночник). Добавить линию плеч, параллельно этой линии ниже дорисовать 2 прямые покороче для обозначения основ таза. От плечевой и тазовой линий вниз дорисовать прямыми линиями основу для костей рук и ног соответственно.

Середину позвоночника отметить фрагментом синусоиды. Посередине прямых, обозначающих и ног, кружочками наметить локтевые суставы и колени. На концах этих прямых овалами отметить будущие кисти и стопы. Строя каркас, сверяйтесь с рисунком 1, который подскажет, как нарисовать скелет правильно.

Рисуем верхнюю часть скелета туловища

Шаг 2. Для начала расстояние между черепом и плечевой линией заполним двумя короткими плоскими овалами для создания видимости шейных позвонков.

Нарисуем ключицы, для чего удлиненными овалами обведем горизонтальные линии по всей длине справа и слева от шеи. Нарисуем одинаковыми по длине плечевую (верхнюю) кость и предплечье (нижнюю). При этом для правдоподобности следует обязательно выделить плечевые и локтевые суставы.

На рисунке 2 хорошо видно, как нарисовать скелет непосредственно грудной клетки. Главное - постараться правильно нарисовать - это кости, которые соединены попарно с грудными позвонками. Всего у человека имеется 12 пар ребер, но на меньше (на нашем рисунке изображено 7 пар ребер).

Если все получилось, половина дела сделана. Переходим в следующему этапу.

Как нарисовать скелет нижней части туловища

Шаг 3. Под костью грудины схематически дорисовываем 4 позвонка. Под ними вытянутым вертикально конусом обозначим крестец.

Нарисовать будет немного сложнее. Если присмотреться к рисунку, контуром они напоминают Линия начинается от кости крестца, плавным полукругом поднимается к реберным костям и также плавно под углом опускается к низу крестцовой кости. Получилось то, что в анатомии называется областью малого таза.

Теперь рисуем бедренную (верхнюю) и берцовые (нижнюю) кости обеих ног. При этом обратите внимание, что верхняя кость для соблюдения пропорциональности скелета рисуется на несколько миллиметров длиннее, чем нижняя.

Между собой соединяются бедренная и берцовые кости в области коленной чашечки. На первом рисунке это место обозначалось кружком.

Завершающий этап

Шаг 4. Для придания рисунку естественности необходимо убрать ластиком все осевые (вспомогательные) линии. В конце желательно добавить деталей, чтобы сделать скелет максимально похожим на настоящий. Например, в черепе обязательно дорисовать скулы, более подробно обрисовать лучевые и локтевые кости рук, большеберцовые и малоберцовые кости ног, соединительные суставы, тщательно прорисовать кистей рук и ступней.

После завершающего этапа ваш рисунок должен напоминать этот. Если все получилось, то теперь вы знаете, как нарисовать скелет.


Для основательного овладения рисунком фигуры человека крайне необходимо не только теоретическое изучение строения костных основ человеческого тела, но и умение грамотно и верно изображать его графически.

Внешняя пластическая форма человеческого тела продиктована ее внутренним строением. Поэтому без четкого понимания причин, обуславливающих изменение внешних форм, невозможно убедительно и правильно построить фигуру человека в рисунке. В противном случае процесс рисования сведется к пассивному срисовыванию видимых форм и бессмысленному его повторению. Надо твердо усвоить, что рисование, по существу, есть продолжение изучения закономерностей строения человеческого тела. Рисуя человека, студенты должны познавать логику строения его тела и правильно передавать и конструировать тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и с целым. Изучение и рисование анатомических основ человеческого тела следует начинать со скелета-каркаса. Кости скелета служат опорой для всех частей тела, а также защищают внутренние органы.

Переходя к рисованию скелета, следует напомнить студентам, что не обязательно прорисовывать каждую косточку, нужно знать закономерности внутренней структуры, то есть необходимо овладеть конструктивно-структурными принципами изображения скелета человека. Многие студенты, рисуя скелет, излишне акцентируют внимание на отдельных деталях, не видя и не понимая при этом главного, срисовывают все с натуры, доходят до того, что пересчитывают все ребра, смакуя каждое в отдельности, что изначально недопустимо. Рисуя скелет, прежде всего надо заострить внимание на его общей конструктивной форме, как бы не замечая отдельных ребер и костей. Такое видение формы позволяет студентам уже с самого начала и до окончания рисунка верно ориентироваться в логике конструктивного построения скелета.

При построении скелета человека необходимо пользоваться узловыми характерными точками, имеющимися на нем. Этими точками помечают места сгиба суставов, соединений, края и основания отдельных частей скелета, опираясь на которые, можно быстро и верно решить сложные задачи при изображении структуры скелета, движений, масштабности, пропорции, а также перспективных сокращений формы.

Чтобы иметь более полное представление о строении формы скелета человека, рисовать его следует не менее, чем с трех положений,например: вид спереди, вид сбоку, вид со спины или из положения три четверти в том же порядке. Но, к примеру, рисуя скелет в три четверти справа, незачем изображать его повторно с противоположной стороны, точно так же и сбоку, и со спины, и т.п. Весь смысл рисования скелета с разных положений заключается в получении полной информации об изучаемом и изображаемом объекте.

Приступая к изображению формы скелета человека, необходимо подумать об ее размещении на листе бумаги, т.е. о композиционном решении. Размещая рисунки скелета в трех положениях, нужно учитывать их взаимное расположение по отношению друг к другу. Это необходимо для правильной организации композиционного центра при изображении объекта в различных положениях. В большинстве случаев, как показывает практика, студенты, упрощая свою композиционную задачу, размещают рисунки по принципу очередности, не задумываясь о художественной стороне дела. В результате каждый рисунок смотрится отдельным, в отрыве от единства, отсутствуют целостность и организация всего рисунка на листе. Поэтому, рисуя скелет с различных положений, нужно учитывать следующее. При рисовании вида спереди, сбоку и со спины один из видов должен быть изображен несколько большего размера и, более контрастно, чем остальные. При этом главное положение желательно разместить по центру листа, а вид со спины - на любой из сторон.

Размещать третье положение "вид сбоку" следует таким образом, чтобы лицевая часть была повернула к центру листа. Словом, все три изображения должны располагаться так, чтобы не вызывать ощущения разъединения, а устремлялись к центру и в то же время гармонично уравновешивались в пределах плоскости листа бумаги. По четкости и контрастности рисунка они должны быть различны, иначе рисунки будут смотреться разрозненными, будет отсутствовать целостность.

Приступая к построению рисунка формы скелета, прежде осмотрите модель, изучая ее со всех сторон. Только после этого можно будет начинать работу над построением рисунка. Для начала нужно наметить основные параметры формы скелета: высоту, ширину, пропорциональные членения - уровни расположения лобкового сочленения, плечевого пояса, головы, грудной клетки, таза, кости большого вертела, коленного сустава. Все, что касается пропорции человеческого тела, читайте в разделе "Пропорции".


/ Анализ построения обобщенной формы конструкции скелета туловища. Рисунки выполнены по методу Г.Баммеса /

Для более осознанного понимания строения формы скелета можно его рассмотреть без составляющих частей, верхних и нижних конечностей, головой с шеей, так как при рассмотрении скелета в обычном виде внимание студентов рассеивается и они плохо осваивают логику его строения.

Итак, скелет без верхних и нижних конечностей, а также головы с шеей есть скелет туловища. Туловище, в свою очередь, состоит из таза, грудной клетки и связующего элемента - позвоночного столба. Как видите, туловище состоит из трех составных элементов. (Как все просто!). Поэтому начинать рисунок следует именно с туловища. Вначале нужно порисовать на полях линейную схему скелета туловища в различных положениях и даже в ракурсе. Не спешите с остальными составляющими элементами, пока не разберетесь с основным. Постепенно, по мере продвижения работы, попробуйте разобраться с конечностями. Что касается головы, кистей рук и ступней ног, то их придется осваивать параллельно, со всей серьезностью. Как показывает практика, большинство студентов плохо справляется с такими деталями. Хорошим упражнением здесь являются наброски и зарисовки с анатомических атласов, схем, таблиц, скелета, гипсовых слепков, а также с натуры, начиная с собственных рук и ног.


/ Конструктивный анализ формы таза. Рисунки выполнены по методу Г.Баммеса /

Рисуя скелет, не приучайте себя срисовывать отдельные ребра, а старайтесь разобраться в логике строения основной формы. На рисунках выше показано объемно-пространственное построение изображения скелета, где сложная пространственная конструкция грудной клетки образована четырьмя основными плоскостями, а конструкция формы таза рационально обобщена и логично выстроена без лишней деталировки, строго линейно-конструктивным методом. С использованием этого же метода изображены все составные элементы скелета. Линеино-конструктивный метод является наиболее рациональным способом изображения пространственных форм на плоскости и позволяет предельно лаконично выражать конструктивную сущность формы и структуру скелета. Работая над рисунком скелета, не забывайте о пропорциональных соотношениях частей между собой и с целым. Правильно взятые отношения помогут в решении поставленной задачи. Следя за пропорцией в рисунке, следите за степенью перспективного искажения форм в пространстве. И то и другое имеет основополагающее значение для изображения анатомической структуры костей скелета, в том числе и самой формы скелета.



/ Конструктивный анализ формы плечевого пояса /

Работая над рисунком общей формы скелета, одновременно, в целях исследования, порисуйте на полях или на отдельном листке конструкцию формы суставов, чтобы лучше понять и разобраться в закономерностях механики движения тех или иных костных суставов.

Работая над рисунком суставов, следует заняться рисованием отдельных костей, учитывая, что рисование как один из способов познания реальной действительности поможет вам лучше разобраться в закономерностях строения костных структур. Кости имеют самую разнообразную форму в зависимости от функционального назначения. Так, например, кости ребер имеют плоскую форму, кости бедра, плеча, предплечья и ключицы - круглую. При этом каждая длинная трубчатая кость состоит из тела - средней части и двух утолщений в области суставов с заметными гранями, тогда как в средней части тела грани более смягченные. При внимательном рассмотрении видно, что все круглые кости так или иначе имеют грани, на что и следует ориентироваться при их изображении. Более подробно читайте об этом в разделе «Пластическая анатомия».


/ Кости нижних конечностей:
а- кость бедра (вид спереди); б- кость бедра (вид сзади); в- общий вид бедренной кости; г- надколенная чашка; д- кости голени.
/

При рисовании скелета человека не менее важное значение имеет рисунок формы костей таза. Как показывает практика, студенты зачастую ограничиваются лишь срисовыванием видимых форм отдельных костей, не вникая в конструктивную сущность строения формы. Чтобы научиться строить форму таза, прежде всего нужно основательно заняться изучением его строения, непосредственно с карандашом в руке, делая зарисовки с натуры в различных положениях и ракурсах. При этом постарайтесь понять закономерность строения формы, не ограничивайтесь поверхностным видением отдельных костей.

Сложная пространственная конструкция таза образована четырьмя основными плоскостями, ограниченными со всех сторон конкретными костями. Форма таза образована тремя костями: подвздошной, лобковой и седалищной. Сзади таз замыкает крестец, который принадлежит позвоночному столбу. Две боковые (парные) кости таза - подвздошная и лобковая - соединяются друг с другом спереди в лонном сращении, тем самым образуя таз, представляющий собой замкнутое кольцо. Срастаясь между собой и представляя одну сплошную кость, они, между тем (все три), участвуют в образовании вертлужных впадин, располагающихся симметрично по обе стороны для соединения с бедренной костью.

Рисуя кости плечевого пояса, также обращайте особое внимание на закономерности их анатомического строения. К плечевому поясу относятся кости лопатки и ключицы. Форма лопатки напоминает плоский треугольник и имеет две поверхности. Ее наружная поверхность имеет хорошо выраженную ость, идущую в наружную сторону и заканчивающуюся плечевым отростком - акрамионом. Рядом с акрамионом наружный угол лопатки имеет суставную впадину для образования плечевого сустава. Благодаря своему поверхностному положению в области спины, лопатка оказывает существенное влияние на формирование внешней формы туловища.

Рассматривая ключицу, следует отметить, что она имеет изогнутую S-образную форму при рассмотрении сверху и проходит в горизонтальном направлении от рукоятки грудины к плечевому отростку лопатки. Имеет круглое поперечное сечение. Кости плечевого пояса не образуют замкнутого кольца, а, соединяясь своими внутренними окончаниями с рукояткой грудинной кости, формируют грудинно-ключичный сустав. В пластическом отношении ключица играет важную роль в формировании внешней формы области плечевого пояса.

Рисование скелета человека должно непременно основываться на знании пропорций, которые, выступая в различных математических отношениях, выражают правильность строения форм. Это также касается рисования верхних и нижних конечностей. При изображении верхних и нижних конечностей особое внимание следует обратить на характер формы костей и их пропорциональные отношения.

В силу разных функциональных назначений размеры нижних и верхних конечностей различны. Разница этих величин хорошо прослеживается. Обращая внимание на характер формы костей, внимательно проследите за их структурным строением. Так, например, кость бедра, в отличие от боковых костей, имеет в верхней части шарообразную головку с шейкой и большой вертел. Шаровидная головка, соединяясь с вертлужной впадиной, образует тазобедренный сустав. Средняя часть тела кости, постепенно расширяясь и несколько утолщаясь книзу, заканчивается суставной головкой. Скелет кости следует изображать предельно лаконично в линейно-конструктивном построении, выражая его конструктивную сущность.

Касаясь строения костей голени, мы наблюдаем, что у них, как и у костей предплечья, двойное костное образование: с внутренней стороны располагается большая берцовая кость, а снаружи - более тонкая малая берцовая кость. Большая берцовая кость, как и все кости конечностей, имеет на своих концах головки. Верхняя головка по массе больше, чем нижняя. Средняя часть тела кости напоминает в поперечном сечении трехгранную призму.

Особое внимание следует обратить на конструкции головок. Верхняя головка напоминает пятигранную призму и по массе несколько приближена к сопредельной головке бедренной кости. Над их суставными соединениями располагается отдельная косточка, называемая надколенной чашкой. Нижняя головка большой берцовой кости также имеет утолщение, но по своим размерам вдвое меньшее, чем верхняя. С наружной стороны к ней примыкает малая берцовая кость, ее верхняя головка не участвует в образовании коленного сустава, тогда как нижняя, прикрепляясь к краю головки большой берцовой кости, вместе с ней образует внутренние и наружные выступы, называемые лодыжками, которые участвуют в образовании голеностопного сустава. При этом надо заметить, что наружная лодыжка всегда располагается несколько ниже, чем внутренняя, что обуславливает внешнюю форму сустава при рисовании спереди и с тыльной стороны.


/ Конструктивно-анатомический анализ костей верхних конечностей и их суставов /

При изображении костей верхних конечностей особое внимание следует уделить характеру строения костей предплечья и головок костей локтевого сустава. Скелет верхней конечности состоит из плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти. Рисуя плечевую кость, обратите внимание на конструкцию формы головки и принадлежащую ей конструкцию суставной впадины лопатки. Понимая их принадлежность, легче строить конструктивную форму суставных механизмов. Нижняя головка плечевой кости имеет форму шарнирного валика для соединения с двумя костями предплечья - локтевой и лучевой. Обе эти кости, в отличие от плечевой, находясь вместе, утолщаются в противоположных направлениях, т.е. локтевая- к верху, а лучевая- к низу, при этом пропорциональная величина головок каждой кости заметно велика.


/ Последовательность выполнения рисунка скелета /

Нелишним будет напомнить, что, рисуя скелет и его кости, ни в коем случае не приучайте себя к механическом срисовыванию. Такой подход совершенно недопустим в рисунке. Поэтому, рисуя скелет и его кости, старайтесь вникнуть в существо дела, серьезно анализируя структуру анатомического строения скелета, помните о его объемно-пространственной характеристике и целостности форм.

В процессе работы не забывайте время от времени сверять свои рисунки с натурной моделью. При этом следите за тем, как определены пропорциональные отношения, учтены перспективные сокращения, а также проверяйте состояние объемно-конструктивного построения рисунка скелета.



/ Размещение изображения на бумаге /

В этом разделе сознательно не упомянуты три важных детали скелета: череп, кисти и стопы. Учитывая сложные структурные строения этих деталей, они представлены отдельно в разделах «Рисование черепа» и «Рисование конечностей. Кисти и стопы».

Таким образом, завершив работу над рисунком скелета человека, изучив основные анатомические закономерности строения костей, следует перейти к изучению и рисованию мышечных образований.

Простой способ выучить строение человеческого тела — поиграть с малышами в игру «Собери скелетик». Ориентируясь на возраст ребенка, можно усложнить/упростить правила игры, подобрать соответствующую картинку. Делимся простой идеей создания игры своими руками.

ru.wikipedia.org

Найдите в интернете подходящую картинку и распечатайте на принтере. Вырежьте отдельные элементы и наклейте на картон (для прочности). При желании можно оклеить детали скотчем с обеих сторон.


allfortheboys.com

Когда все готово, расскажите малышу, из каких «запчастей» состоит наш скелет. Все косточки условно можно сгруппировать так:
— кости головы (череп);
— кости туловища (позвоночный столб, грудная клетка);
— кости верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть);
— кости нижних конечностей (таз, бедро, голень, стопа).

Если этой информации покажется мало вашему любознательному почемучке, изучите скелет более детально, расскажите о функциях каждой группы косточек. Попросите ребенка подвигаться и понаблюдать за работой той или иной части тела.

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей.


allfortheboys.com

Варианты игры

Вариантов игры может быть много:

  • Просто складывать «человечка», как пазл.
  • Спрятать детальки в рисе или любой другой крупе и дать ребенку возможность устроить самые настоящие «раскопки». Представляете, с каким азартом юный палеонтолог будет собирать скелет древнего человека. Вы можете придумать любую историю и откопать хоть самого Дарвина.
  • Играть на скорость. Для этого распечаток нужно несколько (по количеству игроков). Очередность ходов определяется кубиком. Например, у кого больше выпало на костях, тот и ходит. Или кто выбросил дубль на обоих кубиках, тот имеет право присоединить одну деталь скелета.
  • Играть на удачу. Распечатать 2 набора и вырезать делали не по контуру, а простыми прямоугольниками. Перевернуть карточки обратной стороной и тянуть из колоды. В процессе можно меняться «запчастями». Выигрывает тот, кто быстрее соберет своего человечка. Правила можно придумать самим — это даже интереснее.

Скелет из ватных палочек



Обычно скелеты рисуют на хэллоуин, праздник монстров, призраков и прочей нечести. В этой статье мы продемонстрируем как нарисовать скелет, одного из основных персонажей данного праздника, а также фильмов и игр.

Если у вас уже есть какой-то опыт в рисовании людей, то это очень хорошо, потому что скелеты изображаются чуть сложнее из-за большого количества мелких элементов.

Пошаговый пример

Данный пример демонстрирует как поэтапно нарисовать скелет всего за 7 этапов. Итак, готовьте свои принадлежности для рисования мы приступаем!

Первым шагом будет рисование простого наброска, который нам будет помогать в дальнейшем при добавлении каких-то частей тела. Изображаем набросок с руками, ногами и головой.

Нажимайте на карандаш не сильно, потому что эти линии в конечном итоге нам не понадобятся и их будет необходимо стереть.

Теперь потихоньку наращиваем конечности к нашему наброску. Обратите внимание на то, как идут линии черепа: верхняя сливается с кругом наброска, скуловая кость полукругом выходит за края, а затем идет внутрь головы к зубам, челюсть состоит из угловатых контуров.

Спускаемся ниже и рисуем шею, плечи и по семь ребер с одной и с другой стороны. Ребра, являются, пожалуй, одним из самой сложных элементов данного рисунка. Поэтому, вам придется потратить много времени на их рисование.

Теперь прорисовываем руки. Верхняя часть состоит из одной большой кости, а нижняя из двух тонких. Затем идет кисть состоящая из множества мелких элементов.

Так как позвоночник находится сзади и его большую часть не видно за грудной клеткой, прорисовываем всего три косточки. Затем идет тазобедренная кость, которая немного напоминает уши слона.

Прорисовываем ноги, изображаются они из двух больших костей и стопы.

Стираем все вспомогательные линии и кружки и наш рисунок готов!

Веселый скелет

В этот раз рассмотрим веселый вариант на хэллоуин, который покажет как нарисовать скелет человека. Данной способ рисования немного проще, чем предыдущий, поэтому отлично подойдет для начинающих художников или детей.

Для начала нарисуем череп. Изобразим простой контур головы. Так как скелеты состоят только из костей и у них отсутствуют все человеческие органы мы нарисуем пространство под глаза, нос и улыбающийся рот.

Рисуем плечи и позвоночник из 10 элементов. Так как данный способ рисования упрощенный, грудная клетка не будет скрывать его часть, она будет изображаться вокруг него.

Грудная клетка в сумме будет состоять всего из восьми маленьких косточек. Они должны немного напоминать форму банана и изгибаться к низу. По высоте ребра скелета должны заканчиваться раньше, чем позвоночник.

Работаем над ногами. Так как наш персонаж веселый, он будет танцевать, поэтому ноги в коленях сделаем немного согнутыми. Ступни изобразим максимально просто, узкая трапеция и по четыре пальца в форме капли на каждой ноге.

Чтобы изобразить нашего героя танцующим согнем его руки в локтях. Одну поднимем вверх, а другую опустим вниз. Самое сложное на данном этапе — это кисти. Чтобы ее изобразить нам нужно нарисовать четырехугольник, из которого будут расти пальцы состоящие из двух овалов.

Пример карандашом

Последний пример покажет нам как нарисовать скелет карандашом и будет, пожалуй, самым сложным и реалистичным способом рисования в рамках данной статьи. Подготовьте карандаш, чисты лист и ластик, мы приступаем!

Делаем простейший набросок в виде палочек туловища, рук и ног. Сверху изобразим ровный круг, на месте которого в дальнейшем появится череп.

Дорабатываем наш набросок и изображаем на нем мелкие детали, которые в будущем превратятся в элементы тела скелета.

Эскиз готов и нам пора переходить к детализации геометрических фигур. Начнем сверху и будем постепенно спускаться ниже. Итак, прорисовываем череп, две верхних кости рук и грудную клетку. Чтобы рисунок получился более аккуратным, обязательно поточите карандаш перед данным этапом.


Позвоночник состоит из очень мелких элементов, но обычно не вызывает никаких трудностей при рисовании. А вот тазобедренная кость может показаться вам сложной в рисовании, так как они имеет весьма необычную форму.


Самое простое в этом рисунке — это ноги, так как они изображаются из двух длинных костей и ступни.


Пришло время наконец-то воспользоваться ластиком и стереть все вспомогательные линии, которые нам больше не нужны. Также, не забудьте раскрасить рисунок в светлый цвет.

Голова

А для тех, кто хочет научиться рисовать голову скелета мы подготовили специальную большую статью, которую вы можете почитать.

Сейчас у нас будет урок по анатомическому рисованию. Мы будем учиться рисовать скелет человека. Для этого необходимо обладать минимумом биологических знаний, хотя бы из курса школьной программы. Все знают, что скелет — это как бы каркас тела человека. Он состоит из костей, которые соединены друг с другом связками и суставами. А к костям крепятся мышцы.

Все это составляет костно-мышечную систему человека и формирует его внешний облик. Костей в человеческом скелете очень много. Все они имеют свое латинское и русское название. И у каждой кости свое предназначение. Муляжи скелетов человека можно увидеть в кабинетах биологии в школах, в медицинских заведениях. Приступаем к рисованию этого непростого объекта.

Этап 1. Скелет рисуем на весь лист бумаги. Предполагаемая линия поясницы будет в середине листа. Поэтому над серединой набрасываем предварительно вспомогательные линии верхней части скелета. А под серединой листа — такие же линии нижней части скелета.Итак, в верхней части набрасываем два овала, побольше и поменьше и одну слегка изогнутую кривую линию. В маленьком овале рисуем контуры черепа головы. Его лобную часть делаем крупной, показываем скуловые выступы. Нижняя челюсть крепится к верхней. Далее рисуем позвоночный столб. И уже под головой показываем первые три шейных позвонка на позвоночнике.



Этап 2. Рисуем отростки позвонков, по обе стороны от него. Также показываем две симметрично расположенных лопаточные кости — лопатки. Они рисуются под кривой. Далее, оформляем грудную клетку. По большому овалу рисуем ребра в обе стороны. Они сходятся к центральной прямой позвоночника.



Этап 3. Теперь рисуем тазовые кости. Вообще, таз сформирован тремя парами тазовых костей, которые срастаются между собой. Стороны таза рисуем с двух сторон от нижней части позвоночного столба. Они похожи на раскрытые крылья бабочки. Затем, надо нарисовать кости конечностей. По линиям рисуем плечо и предплечье.Это скелет руки. А от таза также по прямым с двух сторон рисуем бедро и голень. Это скелет ноги. Самые крупные — это бедренные кости.

Этап 4. На этом этапе в увеличенном виде в окошках показаны разные элементы скелета, которые надо еще дорисовать более точно. Это грудная клетка. Здесь дорисовываем грудину и крепящиеся к ней ребра. А внизу надо добавить несколько штрихов в изображение таза.



Этап 6. Добавляем в скелете рук фаланги пальцев кисти. На черепе показываем глазницы, носовую впадину и рот.

Этап 7. Ну вот вы и справились с этим сложным уроком! Получилось изображение скелета человека почти со всеми подробностями.