Небесная молния. гороскоп: аномалии роковой любви. Тест "Любовь страстная или роковая?"

1. Мужчина и женщина ищут в отношениях внимания к себе. Любое неудовлетворение в отношениях возникает из-за того, что одна из сторон недополучает внимание от партнера.

Может показаться, что отношения терпят крушение из-за сложного характера, дурных привычек, непристойных поступков одного или обоих партнеров, но если партнеры дают внимание друг другу, эти причины не могут привести к разрыву.

А вот когда один партнер прекращает давать внимание другому, тогда начинается битва, в которой есть место всем негативным чувствам.

Мужчина и женщина по разному оперируют вниманием.

На самом деле есть два внимания. Женская форма внимания, когда человек полностью внимает собеседнику, т.е. без сопротивления воспринимает образ, переданный ему собеседником, и мужская форма внимания - вовлечение в какой-то процесс. В этом случае человек полностью вовлечен, и не отвлекается ни на что другое.

Мужчина жаждет, чтобы женщина полностью внимала ему, раскрыв рот и соглашаясь со всеми его доводами. Принимала его информацию безоговорочно. Другими словами, проявляла к нему женскую форму внимания. Примерно так мужчина ожидает, что женщина будет всегда готова к sекsу с ним.

И чтобы женщина внимала ему, мужчина применяет свой прием обращения со вниманием. Он вовлекает ее (или тех, в ком заинтересован) в процесс формирования новых впечатлений, чтобы она (они) раскрылись и начали внимать.

Мужчина в отношениях всегда задает направление, т.е. предлагает проявить интерес к чему-нибудь новому, где, по его мнению, могут возникнуть новые впечатления и тем самым ему начнут внимать.

Женщина, не поддерживающая длительно мужчину в его вовлечениях, становится для него источником дискомфорта и постепенно он прекращает завоевывать ее внимание.

Мужчина, прекративший вовлекать женщину в сферу своих интересов, не дающий ей новых впечатлений, вызывает в ней разочарование.

Женщина считает слабым того мужчину, который не смог убедить ее внимать ему, мужчина считает стервой ту женщину, которая не вовлекается в его предложения.

Однако, если внимание и вовлечение существовали в отношениях мужчины и женщины хоть некоторое время, возникает связь, которая живет сама по себе и является Второй тайной.

Вторая тайна:

2. Между мужчиной и женщиной существует канал отношений, чувственная связь. При разрыве отношений связь остается и вызывает страдания у одной стороны и накачку энергией для второй. Пока связь существует, партнеры попеременно меняют направление движения энергии по этому каналу. Следовательно, то один, то второй чувствует себя то лучше, то хуже партнера.

Любые отношения представляют собой некий процесс энергообмена, а чувства, эмоции, особенности поведения – следствием его.

То, что отношения можно представить в виде трубы между мужчиной и женщиной, по которой перекачиваются чувства и эмоции от одного партнера к другому, значительно упрощает объяснение, почему при разрыве отношений одному из партнеров плохо, а другому, как говорится, удача сама в руки идет.

Связь, труба, привязка – называйте как хотите. Её не видно, но ощущения дискомфорта ведь есть. Как не видно волн, которые приходят в ваш мобильный телефон, но звук в трубке – реальность.

Многие из вас часто ощущали длительные, изматывающие периоды плохого самочувствия, когда хотелось хоть небольшой поддержки партнера в виде смс, звонка или теплого слова.
Но оттуда ни звука, никакого шевеления.
А когда доносятся слухи о том, что партнеру везет?! Внутри начинают кипеть обида, месть, желание рвать и метать!

Что же делать?
А) Осознать, что ваша связь – самостоятельная единица Вселенной. Точно также, как труба вашего пылесоса. Труба есть и она присоединена к вам. Связь в виде трубы всегда будет искать момент, чтобы дать вам знать о себе. Для этого труба будет вызывать негативные чувства и отток энергии.

Б) После того, как вы ее осознали, используйте трубу по назначению в последний раз. Заберите через нее у партнера все, что принадлежит вам и отдайте ему все, что принадлежит ему. Таким образом, необходимость в трубе исчезнет. Она растворится.

В) Поблагодарите партнера за то, что он был в вашей жизни. Дайте ему место в сердце.
С) А вы помните про Тайну Ноль? В этих отношениях вы удовлетворили потребность предков? Если нет, то на место этого партнера придет такой же.

Чтобы отношения не приходили к разрыву и страданиям, нужно знать о Третьей тайне:

Третья тайна:

3. Мужчина должен развестись с мамой прежде, чем решит жениться на женщине.

У мужчины всегда есть его первая женщина. Это его мать.
Будучи мальчиком он привязан к ней первые двенадцать лет жизни. Дальше связь ослабевает, но всегда ли она рвется?

Если мама – самодостаточная, зрелая личность, она легко отпустит сына в мир.
Мать передает сына в руки отца. Теперь мужчина ответственен за мужчину. Так мужественность переходит от отца к сыну.
Но в наши дни не всегда все так гладко.

Часто мать сама остается маленькой Внутренней девочкой, полной страхов и недоверия. И тогда она не может доверить своего сына кому бы то ни было. Ни отцу ребенка, которого возможно давно нет рядом, ни тем более девушке, положившей глаз на самое дорогое в ее жизни.

Мать не дает свободы сыну, решает все за него. Если бы она знала, что собственноручно превращает его в Неудачника! Но она не хочет этого знать – она Мать и больше всех любит свою кровиночку!
Подсознательно она хочет быть нужной и востребованной хотя бы ему, потому что чувствует себя полным Ничтожеством. И растит себе подобного.
Ну и что! – скажет она. - Пока я жива он будет под моей защитой и полностью обеспечен.
Так и хочется спросить: А когда вас не станет, ему тоже пойти за вами в иной мир?

Мамы, пожалуйста, стране нужны мужчины! Отпустите их – дайте им стать Мужчинами! Любите их по-настоящему, а не из страха за своего заплаканного Внутреннего ребенка.

Мамы, чтобы мужчина оставался в зрелом возрасте в состоянии вашего подопечного, или еще хуже “психологическим мужем”, ему придется пить. Только там, в запое, он сможет выполнить ваш родительское послание: “Не расти!”

Мужчины, не женитесь, пока не разведетесь с мамой. Все равно мама, как “первая и законная” отобьет вас от жены.

После того, как мужчина разведется с мамой и к нему, согласно Писаниям, прилепится жена, возникнет то, что скрывается в Четвертой тайне:

Четвертая тайна:

4. Женщина всегда будет хотеть лишить мужчину мужественности, чтобы он не достался другой.

Мужественность – это способность проникнуть в непознанное, в мир, где ничего еще не известно и где необходимо создать порядок. Вселенная возложила эту ответственность на мужчин, заставив их расширять свою мужественность, преодолевая препятствия и раскрывая загадки природы.

Мужчина должен вовлекаться в новое, осваивать это новое и приносить добычу, знания к ногам своей женщины. Жене, или маме. (Давайте считать, что наш мужчина уже развелся и приносит трофеи жене).
Так растет его мужественность.

А что его женщина? Она и есть та Вселенная, которая желает быть изученной ее мужчиной. Она то раскрывается перед ним, то скрывает некие свои тайны, дабы вызвать его интерес к новому познанию им самой себя.

И когда он хочет начать изучать другую вселенную, то в ней возникает сначала недоумение, а потом обида: “Как? Ты еще не познал меня! Как ты можешь изучать что-то другое? Я не могу такое простить тебе!”

Видя его предназначение – познавать новое, она предлагает ему свое “идеальное решение”:
СИДИ ДОМА И ОХОТЬСЯ, ПОЗНАВАЙ ОТСЮДА!
Так она лишает его мужественности, потому что теперь он не может ей отказать – будет скандал: “Как? Ты хочешь мне изменить? Тогда проваливай насовсем!”
Он соглашается остаться рядом и потихоньку становится ей сынком, а она ему – мамой.

Их sекsуальные отношения сходят на нет, но для нее главное достигнуто – рядом есть тот, кто всегда будет изучать и обслуживать ее Вселенную.
Какой же выход из этой ситуации? Он в Пятой тайне:

Пятая тайна:

5. Мужчина растет в статусе только лишь на любви его женщины. Этих женщин у него две: мама и жена. Если мужчина не растет в статусе, значит, любви к нему нет.

Чего хотят все люди? Правильно, развития, роста!
Рост в человеческой повседневной жизни выглядит, как переход от одного статуса в другой.

Чтобы расти в статусе, нужны ресурсы, нужна поддержка. Кто дает эту поддержку? Тот, кто верит, тот, кто любит!

Когда пара долгое время не может перейти из своего статуса в более высокий ранг, например, долгое время невозможно накопить на расширение жилплощади, это означает, что мужчине, как добытчику и охотнику, не хватает сил. Ему нужна поддержка.
Поддержку он может взять только у женщины, которая силой своей веры покажет ему, что он сильный и классный.

Мужчина не сильнее женщины. Мужчина становится сильнее, когда ему позволяет чувствовать себя сильным женщина.
Женщина не слабее мужчины. Просто она понимает, что ее мужчине необходимо чувствовать себя героем, когда он путешествует по просторам ее пока еще неисследованной вселенной.

Женщина готова дать мужчине энергию для того, чтобы он вовлекался своим вниманием к ее персоне, к ее интересам. Женщина дает энергию, напомню, через свое внимание и чувство любви к мужчине.

На ее любви он чувствует себя сильнее и имеет возможность вырасти в статусе, чтобы передать этот статус своей женщине (или маме).
Как только женщина прекращает давать внимание и любовь мужчине, его рост в статусе останавливается. Можно много упрекать мужчину за отсутствие роста и денег, но причина в женщине, которая не дает ему любви.

Что же такое любовь узнайте из Шестой тайны:

Шестая тайна:

6. Любовь – это стремление развить своего партнера. Если партнер не желает вашего развития, он вас не любит.Очень часто слышны такие высказывания: “Зачем тебе эти книжки, тренинги, семинары? Сиди дома, занимайся детьми!”
Что хочет сказать этим человек, произносящий такое? Он просит дать ему Внимание.

Если Внимания он получает много, но все равно продолжает удерживать партнера в “золотой клетке”, то он не желает роста и развития своему близкому.

Почему тогда эти люди рядом?
Потому что им обоим выгодно оставаться ранеными детьми и играть в роли своих неудовлетворенных предков:
Один –жертва, другой – палач. Один – ничтожество, другой – превосходство.

Тот из двоих, кто в позиции сверху, в позиции превосходства, тот более раненый, но скрывает эту правду от себя. Его стратегия: чтобы не чувствовать своей боли, надо быть круче других. Возвышаясь над жертвами я не замечу, что сам такой же убогий, как они.

Эта стратегия приводит его к решению не давать возможность партнеру развиваться, иначе партнер сбежит из-под его рабства.
Очнется, увидит, что путь к свободе открыт и сбежит!

Но рост не остановить, и тогда медленно, потихоньку, через свою роль палача, тирана, партнер начинает самостоятельно, в пределах созданной “золотой клетки” вытаскивать из своей жертвы ее раненных Внутренних детей.

Процесс мучительный и заключен он в Седьмой тайне:

Седьмая тайна:

7. Мужчина служит женщине каждым своим действием, даже негативным: пьянством, бездельем, побоями. Мужчина – зеркало женщины, в котором отражается все то, что она о себе не хочет знать.

Даже в самых тяжелых отношениях, в так называемых неблагополучных семьях, мужчина и женщина служат друг другу. Они – зеркало того, чего сами в себе не хотят признавать.

Двое всегда вместе, пока им есть чего дать друг другу. И, возможно, они дают друг дружке боль, унижения, страдание. Но они не расходятся. И причина здесь только одна: История предков.

Двое повторяют историю своих предков, показывая свою любовь не к партнеру, а к предку: бабушке, прадедушке, или к абортированному ребенку мамы.

Я много писал об этом на страницах своего Блога, но сейчас я просто хочу повторить старую мысль новыми словами:
Если вы не расходитесь с тем, кто вас не развивает и заставляет страдать, вы, благодаря своему тирану, осознаете понемногу и извлекаете из себя тех раненых Внутренних детей, которые были созданы во времена жизни ваших предков.

Жаль, но это так… Поблагодарите тирана, ведь в его роду такие же истории, что и в вашем. Потому вы и пара.

Двое бьются за любовь, но выиграть можно, только зная Восьмую тайну:

Восьмая тайна:

8. Чтобы мужчине победить женщину, ему нужно выиграть битву в ее глазах, чтобы женщине победить мужчину, ей нужно проиграть ему.

Даосы говорили: “Женщина – широка, а мужчина – глубок”.
Это значит, что женщина хорошо себя чувствует, когда может распахнуть свою душу широко-широко, а для этого ей нужно позволить себе довериться миру, принять его, не желая перемен.

Такое состояние бывает в поле, когда лежишь на траве и впускаешь в себя небо, солнце, воздух, траву, мурашек и солнце. И всех-всех-всех.

Женская энергия течет горизонтально, она как Земля.
А мужская энергия вертикальна, и мужчина чувствует себя прекрасно, когда, возвышаясь, как крепкое дерево, проникает глубоко корнями в землю.
Мужчина питается от женской энергии, как дерево питается от земли.

В отношениях, если женщина возвышается над мужчиной, она чувствует победу, но, в итоге проигрывает, потому что дерево под землей означает землетрясение.
В эти минуты женщину трясет, как горы во время подземных толчков и она чувствует глубоко спрятанную тревогу. С каждой победой над мужчинами-деревьями тревога растет и от этого растет усталость. Победы уже не радуют, потому что на этой земле уже давно никто не хочет селиться.

В горах всегда мало жителей и все они оказались там по одной причине: когда-то их предки бежали от смертельной опасности в эти горные ущелья, чтобы там их никто не нашел. Так их потомки и стали горцами. Я сам горец, потому могу так говорить.
Женщина, которая проигрывает мужчине, всегда победительница. Ее энергия спокойна и равнинна. К ее территории многие присоединяются и жизнь становится все более и более многообразной.

У такой женщины много друзей и помощников, потому что она не трясет своей энергией тех, кто решил подойти к ее просторам.

Теперь она готова к новому росту, который раскрывается в Девятой тайне:

Девятая тайная:

9. Мужчина мечтает превратить свою женщину в Королеву, а женщина мечтает о готовом Короле.

Женщина всегда ищет себе Мужчину-Учителя, который сможет помочь ей познать саму себя. Её бескрайняя Вселенная нуждается в человеке, который не пройдет мимо самых разных ее явлений и сможет включить все ее женские состояния: Девочку, Хозяйку, Любовницу и Королеву.

На такое способен только Король и потому ей нужен сильный мужчина, выросший над своими детскими страхами и успокоивший духов предков.

А мужчина хочет быть творцом женщины, он готов сам создавать из своей женщины Королеву и поэтому так ревностно выслушивает ее слова о том, что она хотела бы поучиться где-то, но не у него.

Чтобы превратить мужчину в Короля, женщине стоит дать ему королевское внимание и с почтением признать его заслуги перед ней.

Он – Король, и женщина, создающая в мужчине состояние реализовавшегося Короля, всегда счастлива и живет в согласии и изобилии.

Каждый мужчина понимает это и чтобы ощутить себя Королем, он должен знать Десятую тайну:

Десятая тайна:

10. Мужчина должен понимать, что его интонации влияют на состояние женщины. Ведь она любит ушами. Поэтому мужчина должен уметь любить голосом, заботясь о своих интонациях.

Сильный Мужчина, Король – тот, кто может понять чувства женщины. Чувства – не слова. Они, как листочки на ветру. От сильного ветра дрожат. Обычный мужчина даже не предполагает, что его слова и интонации – это тот ветер, который может напугать женщину. Женщина может испугаться настолько, что спрячется и откажет мужчине во Внимании. А без ее Внимания, он прекращает рост в статусе

Давайте сразу уточним: роковая страсть — это не обязательно та, которая приводит к трагическим последствиям.

Это — большое, всепоглощающее чувство, которое изматывает до предела, приводит все мысли в беспорядок и дает то ощущение полета, к которому мы стремимся потом всю жизнь. Да что мы вам рассказываем — и без нас небось знаете, не маленькие уже…

Тут вот что интересно. Ученые, которые любят анализировать все подряд (в том числе и чувства человеческие), перед Большой Любовью оказались бессильны. Пытались они и ее изучать, да пока что-то не получается. Есть кое-какие выкладки касательно того, что у человека, поглощенного страстью, учащается сердцебиение и ухудшается аппетит, так это и без ученых понятно. Зато в литературе все то же самое описано куда подробнее и главное — гораздо красивее, душевнее. Поэтому сегодня мы попытаемся понять законы Большой Любви и привлечем в качестве экспертов не психологов, а писателей.

Она такая внезапная!

По мнению ученых (как будто они в этом что-то понимают!), любви с первого взгляда не существует. Любовь, говорят они, зарождается долго, в несколько этапов. А вот так сразу бывает только помутнение рассудка, срабатывание установки на любовь. В психиатрии даже существует специальный термин для обозначения этого явления — «лунный удар». Но почитаем, что пишут в книгах:

«…Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих сразу. Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, а я там, тогда… с этой, как ее…»

М. Булгаков.

«Мастер и Маргарита».

«…Я увидел Ее, просто представился, сказал что-то. Она тоже. Я даже не запомнил ее имени, не зафиксировал, какая у нее прическа и т. д… Я уехал еще до шашлыков… Но на следующее утро я подумал о ней. А потом днем подумал: «А кто ей этот мужик с дурацкой бородой? И как ей с ним? Ведь он же зануда, наверняка зануда». Я вспоминал о ней все лето и начало осени…»

Е. Гришковец. «Рубашка».

Ну и кто, по-вашему, прав — писатели или ученые? Кому верить? И главное — как отличить: где помутнение рассудка, а где действительно Большая Любовь? Тут нам поможет закон N 2.

Роковая любовь — это полное слияние. Так считают и писатели, и психологи.

Чем труднее, тем лучше

Обычная любовная история протекает более или менее гладко. Познакомились, повстречались, поженились. Интрижка на стороне, когда это не Большая Любовь, тоже не мешает семье. А наоборот — даже укрепляет узы брака, опять-таки, по мнению некоторых психологов.

А вот Большая Любовь — совсем другое дело. Между влюбленными то и дело возникают преграды, что-то непременно мешает им быть рядом, видеться каждую минуту. Ромео и Джульетте мешали родственники, Мастера и Маргариту разлучили обстоятельства. В сказках возлюбленных красавиц похищают драконы (зачем, кстати?). «Книжные» любовники часто совершают странные и роковые ошибки. Они бесконечно стремятся друг к другу, но при этом сами устраивают себе душераздирающие испытания и разлуки. И все эти трудности ради того, чтобы потом вместе их преодолевать.

Так вот, различие между психологическим расстройством и настоящими чувствами состоит в том, что Большая Любовь, проходя через тернии, только усиливается и укрепляется. А расстройство не выдерживает испытаний.

«…Неужели была какая-либо возможность жизни моей с Ниной, жизни едва вообразимой, напоенной наперед страстной, нестерпимой печалью, жизни, каждое мгновение которой прислушивалось бы, дрожа, к тишине прошлого? Глупости! Так что же мне было делать, Нина, с тобой?..»

В. Набоков.

«Весна в Фиальте».

«…Теперь его жизнь каким-то образом растроилась на три части: работа, любовь и семья. Смоленскому всегда представлялось, что любовь — это счастье, а теперь выяснилось, что любовь — это болезнь, похожая на аппендицит. Распространенная и вроде неопасная, но, если не вырежешь вовремя, помрешь от перитонита…»

В. Токарева.

«Пропади оно пропадом».

Мы преодолеем все тяжести судьбы, лишь бы быть вместе!

От нее нет спасения

Ученые считают, что любовь длится один-два года. А там либо вообще кончается, либо переходит на уровень дружбы, нежности, привязанности.

Но зато роковая страсть, утверждают писатели, никогда не угасает. Е

Ленька не был в числе лучших учеников в классе. Не видел в этом необходимости. По его мнению, чтобы стать отличником в школе, много ума не надо. Программа рассчитана на средний уровень интеллекта. Чтобы ее освоить, достаточно проявить усидчивость и дисциплинированность. «Пока, - размышлял он, - в этом нет необходимости». Четверки и даже тройки его устраивали вполне. Зато не приходилось напрягаться в учебе. Читал книги, какие нравились. Играл в шахматы до одури, иногда по двадцать пять партий сразу. Увлекался настольным теннисом, ну и, конечно, преферансом. Бывало, просиживал за картами до утра. Не на деньги, а так, на интерес. Родители не докучали «моралью строгой», и педагоги относились к ученику терпимо.

Но однажды, в одиннадцатом классе, к ним прибыла из другого города ученица Вера. Сначала, как новенькая, девушка какое-то время находилась в центре всеобщего внимания. Она не была привлекательной. Невыразительное лицо немного бледноватое. Узко посаженные глаза серого цвета. Жидковатая пепельная косичка. Очень даже ординарная юная особа. Характер, правда, покладистый. Поэтому новенькая легко вписалась и вскоре стала равноправным членом ученического коллектива. Все относились к ней так, будто знали с детства. Ни завышенных требований, ни льгот прибывшей уже не полагалось. В общем, стала своей.

И только один Леонид разглядел в девушке что-то такое, из-за чего его сильно потянуло к ней. Сначала возникла просто симпатия, но потом он влюбился, да так, что места себе не находил.

Ученице нравилось, как парень пожирает ее страстными глазами, вертится возле нее, оказывает какие-то услуги. Она даже поощряла это. То попросит показать достопримечательности города, то обратится за консультацией по физике или математике.
Леньке все предметы давались без труда. А тут он из кожи лез вон, чтобы не ударить в грязь лицом. Выучивал все по программе и читал дополнительную литературу. Новый материал объяснял однокласснице не хуже преподавателя.

Почти все свободное от занятий время они проводили вместе. Все считали парочку женихом и невестой. Никто не догадывался, какая чисто платоническая была у них любовь. Парень не сводил глаз с девушки, не отходил от нее, но ни разу не поцеловал и даже не делал попыток.

Как-то Вера завела разговор на эту тему:
-Почему это в кино, да и в жизни все влюбленные целуются? Это что, обязательная составляющая любви?
-Я думаю, что поцелуи и секс только опошляют любовь. Это что-то от животных. Человек - высшее существо, и его чувства должны быть совершеннее. Настоящая любовь - субстанция не физическая, не материальная, а духовная, - растолковывал юный философ.

Вероятно, в этот момент Вера впервые насторожилась. Ничего не сказала, но у нее стали появляться причины, чтобы на вечер-другой «оторваться» от своего поклонника. То она уезжала к дальней родственнице за город, то ходила с мамой на вечерние курсы кройки и шитья. Кавалер дожидался ее в подъезде. Сначала удовлетворялся объяснениями, а затем стал высказывать упреки:
- Ты меня не любишь, ты избегаешь меня.
Девушку это забавляло, но упреки стали перерастать в подозрения и обвинения:
- Ты, наверное, полюбила другого. У тебя кто-то есть. Ты с ним целуешься. Думаешь, я не могу? Вот, - он неожиданно обнял девушку и поцеловал.
Тут она впервые сорвалась:
- Что ты себе позволяешь? Разве я давала повод? Разве я говорила, что люблю тебя? Оставь меня в покое. Не ходи за мной. Мне это надоело.

Леня побледнел, медленно отступил на шаг, затем, словно ошалелый, убежал. Дома закрылся в ванной комнате и прорыдал несколько часов. Родители пытались всячески успокоить влюбленного неудачника, а он все бился в истерике. На следующий день в школу не пошел. Неизвестно, что было бы дальше, но после уроков забежала Вера:
- Извини, Ленечка. Я, наверное, дрянная девчонка. Ты хороший мальчик. Помиримся?

Окончили школу, поступили в политехнический институт. Причем, парень сначала думал об институте связи, но изменил мечте, чтобы быть с девушкой рядом. Теперь они вместе шли в институт и вместе возвращались. Влюбленность у Леонида не проходила. Но Вера через некоторое время стала избегать своего воздыхателя. Снова начались упреки и скандалы, пока однажды девушка не сказала:
- Я люблю другого и выхожу замуж. А с тобой мы останемся друзьями. Хочешь?

Леонид прибежал домой, закрылся в ванной и вскрыл себе вены. Родители, почувствовали неладное, вышибли дверь, увидели умирающего сына, вызвали скорую помощь. Медики спасли, выходили несчастного. В наши дни сватовство не модно. Но здесь отец и мать, пренебрегая гордостью, пошли к родителям возлюбленной своего чада и стали умолять отдать дочь за их сына. Все вместе принялись уговаривать девушку, ссылаясь на то, что любовь - благородное чувство, и что ей посчастливилось быть так сильно любимой. Уговорили. Молодые поженились.

Но недолгим было их счастье. Муж буквально подавлял волю жены, лишил всякой свободы, так деспотична была его любовь. Молодая женщина не выдержала и ушла к родителям. Тогда он вышел на балкон и прыгнул с третьего этажа. Покалечился основательно, но остался жив. С сотрясением мозга, переломами ног и нескольких ребер был доставлен в больницу. Приходя в сознание кричал, что все равно жить не будет. Утихомирился только, когда его стала навещать жена.

Через несколько месяцев выписался домой. Целыми днями ожидал Веру из института, расспрашивал о том, что делала, где была. Наконец поправился и сам приступил к занятиям. Опять молодые весь день вместе. Муж не сводит влюбленных глаз с жены.

Вскоре Вера почувствовала, что у нее приближается нервный срыв. Вероятно, супруг был из числа вампиров, которые питаются биоэнергией других. Она заявила, что порывает с ним, иначе станет истеричкой. Собрала вещи, чтобы уйти. Леонид закрыл дверь на защелку, вышел на балкон, облил себя бензином и позвал жену. Она решила еще что-то сказать на прощание, вышла, но, почувствовав странный запах, хотела убежать в комнату. Муж задержал ее одной рукой сзади, другой чиркнул зажигалкой. Пламя мгновенно обхватило парочку, но Вера успела вырваться и занавеской с окна загасила огонь на себе. Как-то открыла дверь, позвала соседей, а те бросились спасать самоубийцу. Наконец пламя сбили, Леонид упал без сознания на пол. Прибывшая скорая помощь зафиксировала, что ожогом поражено семьдесят процентов кожи. Некоторые участки просто обуглились.

На этот раз Леонид пролежал в больнице около семи месяцев. Что только не делали врачи. С немногих уцелевших участков кожу пересаживали на пораженные очаги. Она плохо приживалась, раны гноились из-за почечной недостаточности и интоксикации крови. Наступил летальный исход. Умер больной в страшных мучениях, но не произнес ни одного плохого слова о возлюбленной и не выразил сожаления по поводу содеянного.

А Вера выздоровела. Более-менее все обошлось благополучно. Правда, на затылке волосы расти не будут, так как там был сильный ожог. Ну да это не страшно - можно прикрыть отращенной косой или париком. Она постепенно успокоилась, стала регулярно посещать кладбище, где похоронен муж. Подолгу сидела молча, уставив отрешенный взгляд в одну точку. Родителям покойного, конечно, было приятно, что сноха постоянно приносит цветы на могилку. Но им стало жалко ее:
- Верочка, дорогая, не надо так убиваться. Ты молодая, живая, следует думать о будущем. А Ленечку уже не воскресить.
Вера обычно отмалчивалась или говорила что-то о злой судьбе, а своим сокурсникам объясняла:
- Я воздаю должное самой любви. Несчастье в том, что мне довелось встретиться с роковой страстью, но многим ли дано быть так любимыми, как была я...

1952 год. Похороны в мусульманской семье. Вдруг с неба на маленького Риззу (Парзан Дастур) падает красная дупатта… В этот же день за обедом Риззу стал свидетелем ссоры бабушки Файязи (Сурекха Сикри-Реге) и деда (Амриш Пури); бабушка просила своего мужа простить наконец их единственную дочь… Мальчика эти события стали тяготить, и он попросил свою няню Зайнаби рассказать ему о маме, спросил где она. Тогда няня рассказывает Риззу о его «второй маме»- сказочной принцессе Зубейде, которая танцевала в кино, а потом ее встретил махараджа и увез на ковре-самолете в далекую сказочную страну, но этот самолет упал и сейчас дом Зубейды среди звезд. Звезды мерцают, когда она начинает танцевать… Риззу уснул, и во сне ему явилась сказочная принцесса Зубейда…

Проходят годы. Действие фильма переносится в 1980 год. Риззу/Риаз Масуд (Раджит Капур) — киножурналист, он задался целью узнать правду о жизни своей матери, которую от него так тщательно скрывали все эти годы и попытаться понять тайну ее гибели. Он мечтает раздобыть пленку единственного фильма Зубейды «Девушка-цыганка» с ее легендарным танцем. Молодой человек едет в Пуну, где встречается с постановщиком этого танца Мастером Хиралалом (Шакти Капур), который с любовью вспоминает о талантливой красавице Зубейде ("Зубейда!!! Как она танцевала! Она могла стать известной актрисой! Сейчас же девушки напялят на себя короткие маечки и мини-юбки и прыгают как обезьяны! И это танцы?»), но помочь с пленкой не может. Хиралал направляет Риаза к Роуз Девенпорт/Рози (Лиллит Дубей) — известной актрисе и танцовщице того времени, подруге Зубейды, музе и любовнице Сулеймана Сетха, отца Зубейды, владельца киностудии.

Так, из обрывков воспоминаний разных людей и чтения дневника Зубейды, перед Риазом открывается картина жизни его матери.

… Зубейда (Каришма Капур за работу в этом фильме удостоена премии Национальной ассоциации кинематографистов Индии и Filmfare Awards как Лучшая актриса 2001 года) — единственная дочь известного и влиятельного кинопродюсера Сулеймана Сетха. Она молода, красива и талантлива и мечтает стать актрисой, но отец категорически против. Он может показаться деспотом, на самом же деле он старается уберечь дочь от возможного пагубного влияния мира кино. На вечеринке Сулейман объявляет о предстоящей свадьбе дочери. Слезы Зуби, ее нежелание выходить замуж за нелюбимого не смогли сломить волю отца: «Любовь только в кино и в поэзии. Какое это имеет отношение к замужеству?» Сулейман насильно выдает дочь замуж за Мехбуба Алама (Винод Шерават) — сына своего старого приятеля Саджида Масуда (С. М. Захир), который переехал из Пакистана.

Вскоре у Зубейды рождается сын Риззу, но именно в этот день главы породнившихся семейств ссорятся и Мехбуб разрывает брачные узы… Зуби остается одна с ребенком на руках, но судьба дает ей еще один шанс — однажды на скачках, куда она поехала вместе с Рози, в нее с первого взгляда влюбляется привлекательный правитель княжества раджпутов махараджа Фатехпура Виджейендра Сингх/Виктор (Манодж). В жизнь Зубейды приходит любовь, и она наполняется смыслом. Но, оказывается, Виктор женат и не собирается разводиться со своей женой Мандирой Деви (Рекха), у него двое маленьких детей. Зубейда соглашается стать его второй женой.. .

Мать благословляет Зуби и дает добро на этот брак при одном условии — Риззу останется с ними, чтобы продолжить их род. Зуби уезжает в Фатехпур и проводит там несколько счастливых лет с любимым человеком, став младшей госпожой Минакши Деви. Конечно, не все было гладко; жизнь во дворце текла по строгим правилам и эти правила являлись частью культуры раджпутов.» У нас есть права и долг, это две стороны нашей жизни и мы должны следовать этому» — сказала однажды Мандира Деви/Манди. Обязанность же Зуби заключалась, по словам Виктора, в том, чтобы всегда выглядеть красивой и ублажать своего мужа.

Сам Виктор большое количество времени уделял государственным делам, подготовке к выборам и в этом ему помогала Манди. Зуби жила в охотничьем домике, куда ровно в 13 часов приходил на обед Виктор и оставался с ней до вечера… Зуби все чаще ощущала себя птичкой в золотой клетке. И однажды красивая сказка о принцессе-танцовщице и прекрасном правителе княжества закончилась трагедией…

Режиссер фильма Шьям Бенегал — известный мастер серьезного думающего кино. В своих ранних работах он предпочитал снимать мастеров «новой волны» индийского кинематографа — Смиту Патиль, Шабану Азми, Насируддина Шаха, Амриша Пури, Кулбхушана Кхарбанду, Саида Джаффри, Ома Пури, Гириша Карнада, Ананта Нага и других. Наиболее известны его фильмы в России — «Росток», «Конец ночи», «Трудная роль», «Рыночная площадь». «Zubeidaa» нисколько не уступает лучшим работам гениального Мастера; это драматическая и печальная история девушки, страстно ищущей свою дорогу в жизни, свое счастье, на которые она имеет полное право. Это история любви в контексте семейных отношений и традиций. Кто побеждает в этом поединке? И есть ли виновные?

Фильм поставлен просто отлично, нет ни единого момента, где бы не хотелось верить происходящему на экране. Абсолютно все актеры играют изумительно и очень достоверно, никакого переигрывания, вставных эпизодов, все песни гармонично вплетены в канву повествования. Превосходно передан колорит той эпохи, от костюмов и песен до воссоздания домов и сооружений, не говоря уже о быте, нравах и традициях. Я была восхищена искусством перевоплощения Лиллит Дубей. Роль Зубейды, наверное, лучшая в карьере Каришмы, настолько замечательно переданы все эмоции и чувства своей героини, что порой я забывала, что смотрю фильм, искренне сопереживая Зуби. Манодж величав и статен, настоящий махараджа. Рекха красива и грациозна, ее героиня мудра и спокойна. Сурекха и Амриш замечательно смотрелись в роли диаметрально противоположных, но образующих одно целое супругов — суровый и деспотичный Сулейман и безропотная Файязи.

Эта истрия произошла достаточно давно, пару лет назад. Я тогда работала в другой компании, была еще очень наивной и доверчивой. Коллектив у нас был дружный, сплоченый, молодой, соответственно встречались мы не только на работе. но и очень часто за ее пределами.

В параллельной со мной смене работал молодой человек, назовем его Денисом. который был немного старше меня. а точнее на полтора года. Тесного общения у нас никогда не было, т. к. смены разные, соответственно общение между нами происходило только на пересечении смен. Но в какой-то момент Денис сам подошел познакомиться, под эгидой помощи в осваивании нового ПО, которое, я к своему стыду, тогда не особо понимала. Естесственно мы разговорились, а в перерыв пошли играть в настольный тенис. Так начались наши непростые отношения.

Со временем я влюбилась в Дениса. мне нравилось проводить с ним время, гулять, общаться на работе, играть в пинг-понг. К слову сказать, с ума от него я никогда не сходила, он мне просто был очень приятен. Его же отношение ко мне было совершенно непонятным, с одной стороны он старался со мной почаще видеться, с другой стороны он был неисправимым ловеласом и у него всегда было много девушек.

Так прошло достаточно много времени, я уже подала заявление на увольнение, Денис к тому моменту уже уволился. Мы продолжали периодически общаться. но встречались уже гораздо реже. И вот ранней осенью, мы решили собраться большой компанией, вспомнить свои рабочие будни, пообщаться, в общем приятно провести время. Итогом этой встречи стало то, что мы с Денисом остались на едине. Я тогда была свободна от отношений, он тоже, мы симпатизировали друг други и в результате проснулись мы в одной постели.

Встречались мы не долго месяца два, ровно до того момента, как я узнала, что беременна. После этого начался Ад. Я заранее знала, что пойду на аборт, что ребенок на данной стадии жизни ни мне, ни Денису не нужен, и счастья от его рождения не испытает никто. Но так так в "создании" ребенка участвовала не только я, но и он, я, естесственно ему написала, спросила его мне ния, сказала, что планирую делать аборт и деньги уже отложила.

После этого разговора Денис начал террор в мою сторону. Я оказалась шлюхой, которая вытягивала из него деньги, хотела привязать его к себе ребенком. начались ночные звонки от него и его друзей с угрозами в мой адрес, он подкарауливал меня возле моего дома, оскорблял, не давал покоя. Я перестала узнавать человека, который когда-то меня боготворил и буквально носил на руках.

Я не знаю, как я пережила то время. Во-первых аборт, это впринципе очень тяжелая ситуация для женщины, а тут еще и такая травля. Я надолго замкнулась в себе, боялась доверять кому либо. Денис же как ни в чем не бывало продолжал распускать обо мне грязные сплетни.

Сейчас у меня в жизни уже все наладилось. Я почти забыла весь этот ужас. Хочу посоветолвать девушкам, не будьте наивны, за красивой оболочкой часто скрывается дьявольская сущьность. Будьте бдительны!