Традиционная мусульманская одежда для женщин. Как правильно и красиво научиться завязывать платок на голову мусульманке поэтапно? Как закалывают иголку на платке мусульманки? Способы ношения платков на голове мусульманки. Девушки мусульманки в платках на

Согласно священному Корану и Сунне Пророка ﷺ , женщина не должна демонстрировать посторонним свою красоту. В Коране сказано (смыл): «Пусть они (верующие женщины) не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (т.е. овал лица и кистей рук), и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди...» (сура «ан-Нур» 31). Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что однажды Асма, дочь Абу Бакра, пришла к Посланнику Аллаха ﷺ в тонкой одежде. Пророк ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Женщина, которая достигла совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих мест», – показывая на лицо и кисти рук». Согласно этому мусульманкам предписано полностью покрывать свою голову вместе с шеей за исключениям лица. Всевышний создал мужчин и женщин влекущими к друг другу, а открытость женщины толкает мужчину на запретные действия приводящие к плохим последствиям. Одетая согласно предписанию девушка обережена от взора посторонних мужчин и подчеркивает своё целомудрие.

Платок – это и есть хиджаб?

Не всегда платок можно назвать хиджабом. Так как хиджаб означает скрыть всё женское тело кроме овала лица и кистей рук, одеждой не прозрачной не облегающей не привлекающий внимание противоположного пола. Если же одеть любой платок так чтобы закрывалась голова и шея кроме овала лица, то он тоже становиться частью её хиджаба. Иногда же платок не соответствует условиям хиджаба так как некоторые мусульманки завязывают его таким образом, что видна часть головы, волосы и шея. Это не соответствует канонам ислама и если её видят посторонние мужчины она попадает под грех.

Каким должен быть головной убор мусульманки?

Можно сказать, что ответ на этот вопрос уже стал ясным из предыдущих ответов. Однако хочу добавить, что надевая платок девушки должны понимать, что платок не должен быть из ярко выраженных цветов привлекающее внимание посторонних мужчин, как и её остальная одежда, из-под платка не должны просвечиваться её волосы или оголенные части тела. Мусульманка должна понимать, что платок покрывающий всю голову – это не только стиль её одежды, но и жизненная позиция, проявление её веры. Именно веры, так как девушка покрываясь выполняет то, что ей предписано Всевышним Аллахом. И многие девушки признают, что ношение хиджаба придаёт им чувство защищенности и уверенности, делает её красоту скромной и достойной, охраняя и оберегая её.

Всегда ли мусульманка должна покрывать голову?

Женщина обязана покрывать голову от посторонних мужчин не относящихся к категории «махрам». Она может не покрывать голову перед женщинами, близкими родственниками их числа мужчин (махрам) и мужем. Но если в гости придёт посторонний мужчина не относящихся к числу махрам, то даже в присутствии мужа, брата, или отца, она обязана покрыть свое тело кроме лица и кистей рук.

К мужчинам из числа махрам относятся те мужчины, которые не имеет права по Исламу вступить с ней в брак по следующим причинам:

1) Кровного родства, (отец, дед, сын, внук, правнук, дядя по отцовской и материнской линиям, ее родные братья и сыновья родных братьев и сестер).

2) Молочного родства (молочный брат или муж ее молочной матери).

3) Брачного родства (тесть или отец тестя, муж её матери (отчим) или его отец, а также сын или внук ее мужа).

Когда мусульманка должна носить платок, хиджаб с детства?

Что касается конкретного возраста, с которого следует приучать девочку носить хиджаб, то учёные-богословы рекомендуют с семи лет, опираясь на хадис: «Велите вашим детям молиться, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не делают этого, когда им исполниться десять лет. И разделяйте их в разных кроватях» (Абу Дауд). Сюда относятся все предписания Ислама, а не только совершение намаза.

В грех за не ношения хиджаба девочка попадает с совершеннолетия. К признакам совершеннолетия девушки относятся такие как: появление волос на половом органе, появление поллюций или первой крови (месячных).

Наверное, ни одна одежда в мире не вызывала столько споров, и не приковывала к себе столько внимания, как одежда мусульманских женщин.

Некоторые даже не пытаются разглядеть свободу самовыражения в выборе женщин носить одежду, которая соответствует правилам шариата.

И пока в остальном мире запрещают и разрешают ношение буркини на пляже, Update предлагает вам узнать в чем различия мусульманской женской одежды.

Хиджаб

Переводится с арабского как "покрывало" или "завеса". Широкая шаль на голову до плеч, скрывающая волосы и шею, но при этом оставляющая открытым лицо.

Так обозначают любую женскую одежду, отвечающую требованиям шариата, а в западных обществах - традиционный исламский женский головной платок.

Никаб

Если переводить дословно с арабского, то никаб - это "маска".

Представляет из себя головной убор, скрывающий волосы и лицо женщины, оставляя лишь прорезь для глаз.

Как и в случае с хиджабом, существует большое число вариантов форм никаба и его сочетаний с другими предметами исламского женского костюма.

Распространен в странах Персидского залива, Йемене, на юге Пакистана. Традиционно,такой головной убор шьют из черной ткани.

Чадра

Чадра - это не цельная женская одежда, это покрывало, которое может одеваться поверх другой одежды, которое скрывает тело женщины с головой, лицо же может быть и закрыто, и открыто.

Является традиционным иранским вариантом исламской женской одежды, которую шьют из белой, синей или черной ткани.

Паранджа


Халат без рукавов, закрывающий тело с головы до пят. Она скрывает все тело, оставляя прорезь для глаз, покрытую прямоугольной плотной сеткой - чачваном.

Название происходит от персидского термина "фараджи", который первоначально означал широкую верхнюю одежду. Наибольшее распространение традиция ношения паранджи получила в конце 19 — начале 20 века в Средней Азии.

Бурка

Покрывало, закрывающее тело с головой, с затянутой сеткой прорезью для глаз.

Фактически обязательна для женщин на большей территории Афганистана и северо-запада Пакистана. Обычно она голубого цвета и сшита из дешевого синтетического материала.

Химар

Головная накидка, фасон, длина и способ ношения которой могут быть разным.

Химар в виде головного платка распространен на Ближнем Востоке, в Турции, среди европейских мусульманок и является наиболее мягкой формой хиджаба.

Аль-амира


Состоит из двух компонентов: хлопчатобумажной шапочки, поверх которой затем повязывается головной шарф.

Иногда вместо шарфа в комплекте с такой шапочкой идет "труба" из такой же ткани.

Шейла

Представляет длинный прямоугольный шарф, оборачиваемый вокруг головы.

Концы спрятаны или лежат вдоль плеч. Один из наиболее свободных вариантов химара. Распространен в странах Персидского залива.

Абайя

Длинное традиционное арабское платье свободного кроя, не предусматривающее пояса.

Предназначено для ношения в общественных местах. В некоторых арабских странах обязательная одежда мусульманок.

Джалабия

Одежда представляющая собой платье или рубаху до пят. У джалабии длинные рукава, закрывающие руки до кистей.

Бывает женской и мужской вид, а надевают такую одежду чаще всего дома.

Буркини

Купальный костюм, отвечающий требованиям шариата.

По крою близок к пижаме, закрывает все тело, кроме стоп, ладоней и лица. Имеет плотно сидящий на голове капюшон. Существуют варианты для занятий другими видами спорта.


Некоторые удивляются, а можно ли вообще быть юристом, врачом, администратором, журналистом или кем-то еще, когда на тебе - «длинные развевающиеся одежды»?


Разумеется, платье, напоминающее цветочную палатку, в деловой части города будет выглядеть неуместно. Однако, надевая хиджаб, можно выглядеть и деловой женщиной, и профессионалом в своей работе.


Если у вас есть иголка и нитка, вы можете приспособить для себя большинство моделей одежды. А можно найти портного, который приспособит и удлинит для вас ту или иную модель. Если так сделать не удается, походите по магазинам и внимательно приглядитесь. Вы обязательно найдете подходящую одежду. Иногда можно просто купить платье на несколько размеров больше - оно будет на вас свободно и достаточно длинно, и таким образом будет пригодно как хиджаб.




Если вы небольшого роста, а в моде - длинные платья и юбки, то ваша задача решена. Женщины среднего роста, купившие одежду, предназначенную для высоких, также окажутся в длинных юбках и платьях! Более высокие женщины могут зайти в специализированные магазины (для высоких).


Магазины, где продаются единичные модели, тоже могут предлагать длинную одежду. Хотя, конечно, в некоторых из таких «специализированных» магазинов цены бывают слишком высоки. Таким образом, приложив незначительные усилия, вы можете выглядеть достаточно деловой, чтобы свободно браться за любую работу и при этом не приносить в жертву свои исламские принципы!


На самом деле ношение хиджаба не представляет собой какой-то особой проблемы. Практические способы приобретения нужной одежды уже были приведены выше. Ныне женщин, носящих хиджаб, можно встретить на улицах, в магазинах и в офисах фирм, на телевидении и в других средствах массовой информации. Это уже не так «странно», как было, скажем, десять лет назад.



Хиджаб - один из очень важных аспектов жизни мусульманской женщины . В настоящее время это слово в целом означает женскую Исламскую одежду. Оно часто употребляется также применительно к женской головной накидке или платку. Однако часто упускается из виду тот факт, что Хиджаб означает гораздо больше, чем просто одежду: следование Исламскому стилю в одежде требует Исламского стиля и в поведении.

Поэтому мы будем говорить о “внешнем” Хиджаб (одежда), Внешний Хиджаб.



Есть некоторые условия которые мы должны выполнять для того, чтобы одежда, которую мы носим, считалась Хиджаб. Такая одежда не предполагает какого-либо “особого стиля”, - вы можете носить все, что пожелаете. Нужно только, чтобы ваша одежда удовлетворяла определенным требованиям, установленным для . Выбирая для себя вещи, вы можете исходить из различных факторов, например таких, как климат вашей страны, ее традиции, ваш личный вкус и даже особенности современной моды.


Существует, например, мода в стиле “шалвар-хамиз” и других стилях мусульманской одежды. И она не менее изменчива, чем мода на женскую одежду в западном мире. Мода не является проблемой до тех пор, пока мы не идем за ней слепо. Нам нужно научиться чувствовать и сознавать, в каких случаях фасоны женской одежды являются неприемлемыми для Ислама, и с этого момента «осмелиться» выглядеть «немодной» в глазах западной публики.



Одежда не должна походить на мужскую одежду. Такие предметы гардероба, как брюки, должны быть женского стиля, покроя и декора. Нежелательно, чтобы одежда сильно выделяла вас «из толпы» Лучше избрать для себя «приспособленные» к мусульманскому стилю варианты западной одежды, например костюм, состоящий из длинного прямого жакета и длинной юбки прямого покроя.


Выбор одежды в огромной мере зависит от индивидуальности каждой женщины, ее сознания и совести, но при выборе Хиджаб следует учитывать такие факторы, как климат страны, род занятий и место работы.



На просторах интернета мусульманки привлекают к себе внимание и интерес со всего мира, становясь эталоном моды, стиля и образа жизни. Такие не сочетаемые понятия, как мусульманский стиль и блоги, объединились и представили мусульманское одеяние как атрибут стильной и успешной женщины. Здесь мусульманки сами создают свой образ модной и стильной девушки с активной жизненной позицией и преданностью главному составляющему своего внешнего вида – скромности.








Наша религия Ислам охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе просвещает нас относительно того, как должен одеваться мусульманин. Путеводителем во всех вопросах, в том числе и в этом, служат аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение).

Одеваться, прикрывать своё тело – признак цивилизованности и культуры. Особенности одежды – от цвета до фасона – не что иное, как внешнее отражение внутренней составляющей человека – души.

Исламская одежда включает в себя множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, и так называемой модой, но исламские одежды всегда будут скромны и чисты. Если европейцы считают одежду мусульман невзрачной, некрасивой, стесняющей движения, то мусульмане по этому поводу придерживаются своей точки зрения – они желают одеваться скромно. В хадисе сказано: «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой Ислама служит скромность» (Ибн Маджах).

В Исламе, кроме частей тела, которые чётко обозначены как аврат (части тела, которые мусульманин(-ка) не имеет права показывать посторонним) и должны быть прикрыты, нет других требований, касающихся одежды. При соблюдении условий мусульмане имеют право одеваться согласно своей культуре, обычаям и традициям. В вопросе подчинения законам Ислама мужчины и женщины равны.

Одеяние мужчин

Как мы уже упоминали, Ислам не предполагает какого-то единого стандарта одежды, но предписывает выполнение определённых важных норм. Норма, установленная Исламом для мужчин, это прикрытие аврата от посторонних людей. Согласно источникам исламской юриспруденции (фикх), авратом мужчины в намазе, в присутствии мужчин или представителей женского пола, на которых ему запрещено жениться (махрам), является место между пупком и коленями. В тех же источниках чётко излагается другое мнение учёных, что же является авратом мужчины в присутствии посторонних ему женщин. Так, в книгах «Аль-Фикх ала мазахибил арбаати», «Фикхуль Манхадж» ясно написано, что аврат мужчины перед посторонними женщинами является подобным аврату женщины в намазе, то есть его авратом считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Помимо этого Ислам запрещает мужчинам надевать одежду, походящую на женскую. Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».

Мужчинам также не позволяется носить одежды, сделанные из шёлка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение), обратившись к мужчинам, сказал: «Не носите шёлковые и атласные одежды» (Абу Дауд).

Также нужно заметить, что одежда не должна быть полностью красного цвета, потому что чисто красная одежда не дозволена для мужчин. В свете хадисов учёные сказали, что красные полосатые накидки привозились из Йемена. Они были не полностью красными. Эти красные полосатые накидки (плащи) были очень ценными и дорогими. Пророк (мир ему и благословение), как сообщают, надел наряд, сшитый из этой ткани из Йемена. Пророк (мир ему и благословение) надел эту одежду, чтобы показать умме, что дозволяется надевать одежду такого вида и цвета, но носить одежду полностью красную и полностью жёлтую мужчинам не позволено.

Одеяние женщин

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

(смысл): «О Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, т.е. лицо и кисти рук» (сура «Ан-Нур», аят 31).

Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины прикрывали своё тело от посторонних.

Условия женского одеяния:

1) одежда должна закрывать всё тело кроме лица и кистей рук;

2) не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать ярких светящихся цветов;

3) не разрешается прозрачная ткань;

4) не дозволяется облегающая одежда;

5) не должна иметь запаха парфюмерии;

6) также запрещена походящая на мужскую;

«Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел Асму, сестру своей жены Айши (да будет доволен ею Аллах), которая была одета в тонкое платье. Пророк (мир ему и благословение) отвел глаза и сказал: “О Асма! Женщина, достигшая совершеннолетия, должна скрывать своё тело, кроме этого”, – и указал на лицо и руки» (Абу Дауд).

Нужно отметить, что всё это – требования, которые должны соблюдаться в одежде женщины перед посторонними людьми. А наедине с мужем женщина может позволить себе всё, чтобы понравиться мужу.

Этика одевания

Когда мусульманин надевает свою одежду, желательно начинать с «Бисмиллях», сделать намерение подчиняться велению Всевышнего Аллаха прикрывать аврат и прочитать при этом следующее дуа: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу покрыть себя, и в то, чем могу украсить себя в моей жизни». И остерегаться от намерения одеваться ради того, чтобы красоваться своей одеждой перед людьми. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) всякий раз, когда надевал что-нибудь новое из одежды – пусть это будет чалма, рубашка или кофта, – постоянно читал следующую молитву: «О Аллах, приношу тебе бесчисленные благодарения за то, что позволил мне надеть эти новинки. Пусть эта одежда и тот, кто её надевает, будут удачливыми и благонравными. Также прошу защитить от неблагих поступков того, кто надевает!»

Стиль одежды Пророка (мир ему и благословение)

Принимая во внимание жизнь Пророка (мир ему и благословение), в форме одежды видны три меры, которым он следовал:

1) избегать всего лишнего;

2) не использовать одежду как способ показухи, гордости и т. п.;

3) одеваться так, как положено по своему социальному положению.

Как известно из источников, дошедших до нас, одежда Пророка (мир ему и благословение), за исключением одного, не была новшествами Ислама. Все виды одежды принадлежали современному обществу или являлись традиционными. Например, такие, как рубашка, плащ, обувь, использовались как в доисламском периоде идолопоклонниками и представителями других верований, так и продолжали использоваться мусульманами после принятия Ислама. Однако единственным исключительным новшеством был головной убор Пророка (мир ему и благословение) под названием чалма (амама). На превосходную голову надевались бурнус или каленсуве, и на них наматывалась чалма. Поверхностная одежда была в виде плаща, изар и рубашки. Она в основном состояла из двух частей: верхняя часть называлась рида (плащ), нижняя – изар (ланиты). Больше всего Пророк (мир ему и благословение) предпочитал длинную рубаху с закрытым передом под названием камис. На ноги надевал обувь типа сандалет (налайн). По сведениям из источников, одежда Пророка (мир ему и благословение) состояла из вышеперечисленных вещей.

Пророк (мир ему и благословение) предпочитал одежду белого цвета и советовал мусульманам одеваться в белое. От Самурата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Носите белые одежды, поскольку они являются лучшими, и покрывайте ваших мёртвых ими» (ан-Насаи, № 1870; Абу Давуд, № 3380; Тирмизи, № 915; Ахмад, № 2109). Вместе с изделиями из хлопка использовалась и шерстяная одежда.

Уклад жизни арабских женщин всегда вызывал бурный интерес у европейцев, как, впрочем, всё необычное и диковинное. Представления о нём у уроженцев Запада зачастую складывается из предрассудков и домыслов. Одним арабская женщина видится сказочной принцессой, купающейся в роскоши, другим - безвольной рабыней, запертой дома и насильно облачённой в паранджу. Однако обе романтические идеи имеют мало общего с реальностью.

Женщина в исламе

В уклад жизни женщины во многом определяет ислам. Перед Богом она равна мужчине. Женщина, как и представители сильного пола, обязана соблюдать рамадан, исполнять ежедневный намаз, делать пожертвования. Однако социальная роль у неё особенная.

Предназначение женщины в арабских странах - это брак, материнство и воспитание детей. На неё возложена миссия хранительницы умиротворённости и религиозности домашнего очага. Женщина в исламе - праведная супруга, почтительно и с уважением относящаяся к мужу, которому предписано взять на себя за неё полную ответственность и обеспечивать материально. Женщине надлежит его слушаться, быть покорной и скромной. К роли хозяйки и жены мать готовит её с детства.

Жизнь арабской женщины, впрочем, не ограничивается только лишь домом и бытовыми делами. Она имеет право учиться и работать, если это не мешает семейному счастью.

Как одевается арабская женщина?

Женщина в арабских странах скромна и целомудренна. Выходя из дома, она может оставить открытыми только лицо и руки. При этом одеяние не должно быть прозрачным, плотно облегать грудь, бёдра и талию или пахнуть духами.

Арабская одежда для женщин имеет специфический Основных предметов гардероба, призванных защитить девушку от посторонних глаз, существует несколько:

  • паранджа - халат с длинными ложными рукавами и сеткой, закрывающей глаза (чачван);
  • чадра - лёгкое покрывало, скрывающее полностью фигуру женщины с головной частью из муслиновой ткани;
  • абайя - длинное платье с рукавами;
  • хиджаб - головной убор, оставляющий лицо открытым;
  • никаб - головной убор с узкой прорезью для глаз.

Стоит отметить, что хиджабом также называют любую одежду, покрывающую тело с головы до ног, которую традиционно носят на улице арабские женщины. Фото этого одеяния представлено ниже.

Дресс-код в арабских странах

От того, в какой стране проживает женщина, и от нравов, царящих там, зависит её внешний вид. Самый строгий дресс-код в Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. В этих странах девушки и женщины передвигаются по улицах в абайях чёрного цвета. Этот предмет гардероба обычно украшен бисером, вышивкой или стразами. По отделке абайи можно легко определить уровень достатка в её семье. Часто в этих странах девушки одевают не хиджаб, а никаб. Иногда встречаются арабские женщины в парандже, хотя этот предмет гардероба становится с годами всё менее распространённым.

В Иране царят более свободные нравы. Молодые девушки отдают предпочтение и косынкам. Особенно религиозные дамы, несмотря ни на что, носят чадру.

В либеральных государствах, таких как Тунис, Кувейт или Иордания, многие женщины и вовсе не покрываются. Они выглядят, как типичные европейки. Однако такое явление можно встретить только в крупных городах. В провинции женщины носят традиционный хиджаб, чтобы скрыть свою красоту от посторонних глаз.

Красивые арабские женщины: стереотипы о внешности

У жителей Запада сложилось немало стереотипов о том, как выглядят арабки. В их представлении они обязательно кудрявые, черноглазые, полноватые и обладают шоколадной кожей. Однако внешность этих женщин не подходит полностью под вышеописанный шаблон, поскольку в их венах течёт и африканская, и европейская, и азиатская кровь.

Большие миндалевидные глаза арабки могут быть и ярко-голубыми, и черными. Преимущественно они карие или зеленоватые. Волосы у них тёмно-русые, шоколадные, чёрные, и не только кудрявые, но и прямые, и волнистые. Арабки редко отдают предпочтение коротким стрижкам. Ведь длинные выглядят намного женственней.

Цвет кожи у восточных красавиц варьируется от молочно-белого до шоколадного. Лицо у арабских женщин, как правило, овальное, однако в Египте и Судане оно может быть и удлинённой формы. Они хорошо сложены, а если и склонны к полноте, то совсем немного.

Красота не для всех

Как выглядят арабские женщины без паранджи или иной уличной одежды, знают только родственники, муж, дети или подруги. За чёрными просторными одеяниями нередко скрывается самая обычная европейская одежда: джинсы, или платья. Арабки любят одеваться модно и стильно. Как и западным женщинам, им доставляет удовольствие демонстрировать свои последние обновки, но только близким людям.

В домашних условиях арабка ничем не отличается от европейки. Однако если к её супругу пришли гости-мужчины, она обязана покрыться. Как выглядит арабская женщина, не должны видеть даже самые близкие друзья её мужа, и она, вопреки домыслам и предрассудка уроженцев Запада, вовсе не чувствует себя ущербной. Напротив, женщине комфортно и удобно, ведь быть скромной её учили с детства. Абайи, хиджабы, никабы, скрывающие модные наряды, - не оковы, а те предметы одежды, которые с гордостью носят арабские женщины. Фото восточной красавицы в одном из них представлено ниже.

Арабские женщины: образование и карьера

Шопинг и домашние хлопоты для арабских женщин не являются смыслом существования. Они занимаются саморазвитием, учатся и работают.

В прогрессивных странах, таких как ОАЭ, женщины получаю хорошее образование. После школы многие поступают в созданные специально для них университеты, а потом устраиваются на работу. Причём женщины занимаются тем видом деятельности, который действительно им приходится по вкусу. Они работают в сфере образования, в полиции, занимают значимые посты в правительственных ведомствах, а некоторые имеют собственный бизнес.

Ещё одной страной, где арабки могут самореализоваться, является Алжир. Там многие представительницы прекрасного пола находят себя в юриспруденции, науке, а также в сфере здравоохранения. В Алжире женщин, работающих судьями и адвокатами, больше, чем мужчин.

Проблемы самореализации

Однако не каждая арабская страна может предоставить настолько привлекательные условия для обучения и профессионального развития.

В Судане по-прежнему оставляет желать лучшего. В школах только основам письма, чтения и арифметики. Среднее образование получает лишь десятая часть женского населения.

Самореализацию арабок в трудовой сфере правительство не одобряет. Основной способ их заработка в Судане - сельское хозяйство. Работниц там сильно притесняют, не позволяя им пользоваться современной техникой и выплачивая мизерные оклады.

Однако в какой бы стране женщина ни жила, полученные деньги она тратит исключительно на себя, ведь, согласно канонам ислама, материальная забота о семье целиком лежит на плечах супруга.

Когда арабки вступают в брак?

Замуж арабская женщина выходит в среднем в возрасте от 23 до 27 лет, часто после окончания университета. Впрочем, жизненные ситуации бывают разные. Во многом судьба женщины зависит от взглядов, которых придерживается её семья, и нравов в стране, где она проживает.

Так, в Саудовской Аравии нет чётко определённого минимального возраста для вступления в брак. Там замуж родители могут выдать и десятилетнюю девочку, однако брак будет считаться формальным. Это означает, что до наступления половой зрелости она будет жить в доме отца, а затем переедет к мужу. В Саудовской Аравии формальный брак практикуется редко.

А в Йемене эта проблема стоит достаточно остро. В стране зафиксирован достаточно высокий процент ранних браков. Часто их заключают, если они выгодны с финансовой точки зрения родителям юной невесты.

Раннее замужество (до 18 лет), впрочем, не является тенденцией современности, а в большинстве прогрессивных арабских государств считается исключительным явлением. Там родители руководствуются желаниями дочери, а не своими выгодами.

Замужество в арабских странах

Поиск будущего супруга ложится на плечи отца семейства. Если кандидат в мужья женщине не понравится, то ислам даёт ей право отказаться от брака. Подходит он ей или нет, девушка решает в течение нескольких встреч, которые обязательно проходят в присутствии родственников.

Если женщина и мужчина согласны стать супругами, они заключают брачный контракт (никях). В одном из его разделов указывается размер приданого. В качестве махра, как его называют мусульмане, мужчина дарит женщине деньги или драгоценности. Часть приданого она получает во время заключения брака, остальное - в случае смерти мужа или развода, который он сам инициировал.

Контракт подписывает не невеста, а её представители. Таким образом осуществляется формальное заключение брака. После никяха должна состояться свадьба. Причём торжественное событие может произойти на следующий день или через год, и только после него молодые люди начинают жить вместе.

Жизнь в браке

В браке арабская женщина мягка и уступчива. Она не перечит мужу и не вступает с ним в дискуссии, однако активно участвует в обсуждении важных вопросов. Все ответственные решения принимает мужчина, ведь он - глава семьи, а забота женщины - воспитание детей и уют в дому.

Там у неё всегда чистота и порядок, супруга ждёт горячий ужин, а она сама выглядит ухожено и опрятно. Женщина старается следить за собой: посещает салоны красоты и спортзалы, покупает красивую одежду. Муж взамен обязан оказывать ей знаки внимания, говорить комплименты и дарить подарки. Он регулярно даёт супруге деньги на шопинг, однако за продуктами арабка ходит редко. Носить тяжёлые пакеты - не женское занятие. Вся работа по дому, которую девушке выполнять сложно, ложится на плечи супруга.

На улицу арабка выходит без сопровождения мужа только с его разрешения. Однако не стоит рассматривать это правило как ущемление прав женщины. На арабских улицах не всегда безопасно гулять в одиночестве, поэтому муж считает своим долгом оберегать супругу.

Когда арабская женщина не защищена?

Арабка не бросает взглядов в сторону других мужчин. Такое поведение может её опозорить. И тем более женщина никогда не изменит мужу, иначе станет грешницей и будет наказана за прелюбодеяние. Женщины в Арабских Эмиратах, к примеру, за измену могут попасть в тюрьму, а в Саудовской Аравии стать жертвой избиения камнями. В Иордании, несмотря на либеральные нравы, практикуются так называемые убийства чести. Шариатские суды относятся к мужчинам, совершившим их, снисходительно. Само убийство считается его «личным делом».

В арабских странах, как нигде, остро стоит проблема сексуального насилия над женщиной. Арабка, над которой надругался мужчина, как правило, не сообщает об инциденте в правоохранительные органы. Ведь её могут осудить за прелюбодеяние.

Физическое и психологическое особенно распространено в Ираке. Причём недостойное поведение легко сходит с рук мужчине. Только в некоторых странах, в частности, в Саудовской Аравии, предусмотрено уголовное наказание за избиение женщины.

Является ли многожёнство проблемой?

Жителя Европы ужасает не только вопрос насилия, но и многожёнства, которое официально разрешено во всех арабских странах. Как может женщина терпеть такой беспредел?

В действительности этой проблемы практически не существует. Чтобы взять в жёны ещё одну девушку, необходимо заручиться согласием своей настоящей супруги. Далеко не каждая арабская женщина, даже учитывая её воспитание, согласится с таким положением дел.

Своей привилегией иметь несколько жён мужчины, в принципе, пользуются редко. Это слишком затратно. Ведь условия содержания всех жён должны быть одинаковые. Если не соблюдать это правило, то супруга, которую муж ущемляет материально, может подать на развод, и суд закончится её победой.

Права арабской женщины при разводе

Арабские женщины финансово защищены от всех невзгод, которые могут с ними приключиться. Она может потерять всё лишь в случае развода, на который отважится по собственной воле и без уважительной причины.

Расстаться с супругом, не потеряв махр, женщина может только если он не обеспечивает её должным образом материально, исчез, сидит в тюрьме, является душевнобольным или бездетным. Причина, по которой может развестись со своим мужем европейка, например, из-за отсутствия любви, считается неуважительной для мусульманки. В этом случае женщина лишается всех компенсаций, а её дети по достижении определённого возраста передаются на воспитание бывшему супругу.

Быть может, именно такие правила и сделали развод крайне редким явлением в Ведь, по сути, он невыгоден обоим супругам. Но если он всё же произошёл, то женщина может выйти замуж повторно. Это право ей дал ислам.

В заключение

Так сложно и неодназначно устроена жизнь арабских женщин. В ней действуют особенные законы и правила, которые, быть может, не всегда справедливы, однако они имеют право на существование. Во всяком случае, сами арабки воспринимают их как данность.