Японская национальная одежда. Японская традиционная одежда в современной моде

Интересная, но местами странная страна, да? Хотя вероятно весь остальной мир для японцев кажется странным:-) Давайте посмотрим подробнее:

Япония начала подражать западной моде с середины XIX столетия. К началу XXI столетия сформировалось такое явление, как японская уличная мода. Термин японская уличная мода или её английский эквивалент - Japanese Street Fashion в последнее время часто употребляется в виде аббревиатуры JSF.

Часто для создания собственного стиля используются иностранные и европейские бренды. Некоторые из этих стилей являются «шикарными» и «гламурными», подобными высокой моде, бытующей в Европе. История и состояния этих тенденций были рассмотрены Shoichi Aoki с 1997 в модном журнале Fruits, который является одним из самых популярных среди поклонников моды в Японии.
Позже, японский хип-хоп, который всегда присутствовал среди андеграундной сцены Токио и набрал растущую вместе со своими западными направлениями популярность, тоже повлиял на японскую моду.

Популярные музыкальные тенденции других направлений также влияют на моду в Японии, так как много подростков желают быть похожими на своих любимых звёзд.

Также, в самых модных тенденциях японской моды присутствует большое желание японской молодёжи походить на европейцев и даже африканцев, что обуславливается многовековой закрытостью Японии от других стран. Так, например, готические направления моды тяготеют к европейской (в частности французской и немецкой) культуре XVII-XVIII веков, а поклонники более светлых и радостных тенденций стремятся походить на загорелых жителей Калифорнии или даже на чернокожих исполнителей хип-хопа что отразилось в японской субкультуре когяру.

Современная японская уличная мода

Хотя стили часто изменялись за эти годы, основные направления ещё остались популярны в Японии. Обычно модные направления задаёт культура таких районов и кварталов Токио, как Синдзюку, Сибуя, Харадзюку, Гандза и Одайба.

Лолита


Одно из самых известных направлений на Западе из японской уличной моды, культивирующая у японских девушек инфантильность и готическую стилистику в одежде. Распространение этого направления поистине огромно. В подвидах Лолиты встречаются как готические, так и «сладкие» гламурные виды, как элементы панк и готик-субкульур, так и элементы традиционной японской одежды. Также, этого образа могут придерживаться мужчины, особенно музыканты направления Visual kei, в частности, такие исполнители, как Мана, сольный проект известного японского гитариста Хидзаки и множество других групп, особенно направление Котэ. Кроме того, это направление моды распространено в другом направление вижуала - Осярэ кэй, в котором большинство музыкантов для того, чтобы впечатлить и привлечь поклонниц, часто используют стиль лолита или его элементы, например, в группах An Cafe, Lolita23q и Aicle.

Также есть более мужской вариант, такой как «элегантный готический аристократ» - стиль, в котором воплотились представления японцев о европейской аристократической моде.

Гангуро


Мода гангуро стала популярна среди японских девушек в начале XXI века. Типичная девушка, одетая в стиле гангуро, носит яркие аксессуары, мини-юбки и саронги, окрашенные узелковым батиком. Для стиля гангуро характерны обесцвеченные волосы, тёмный загар, накладные ресницы, чёрно-белая подводка для глаз, браслеты, серёжки, кольца, ожерелья и ботинки на платформе.

Гяру


Субкультура гяру сходна с субкультурой гангуро настолько, что возможно ошибочно принять один стиль за другой. Однако, стиль гяру от гангуро отличают те же признаки, но увеличенные в несколько раз, так как идеалом служат привлекательные девушки американских тёплых городов и штатов, а также популярные чернокожие исполнительницы хип-хопа, поп- и других мейнстримовых направлений современной музыки. Девушки проводят значительное время в соляриях, чтобы придать своей коже сильный загар и быть похожим на этих исполнителей. На японском жаргоне когяру называют школьниц в мини-юбках, предпочитающих розовый цвет в одежде, окрашивающих волосы под блондинок и имеющих «поддельный» загар.

Fruits (стиль Харадзюку)


На данный момент второй после «лолиты» из самых популярных японских молодёжных стилей. Зародился преимущественно в токийском квартале Харадзюку района Сибуя, вследствие чего официально называется стилем Харадзюку. Название возникло в 1997 году, когда известнейший фотограф Соити Аоки основал одноимённый журнал, посвящённый странной моде, и начал фотографировать эпатажных прохожих прямо на улицах. Сейчас журнал «Fruits» можно найти в любом уголке планеты. Стиль стал популярен и в Европе и в Америке.. Главный принцип стиля - собрание различных модных элементов, брендов и предметов одежды на вкус носящего, по принципу «винегрет».

Так, человек одевающийся в этом стиле, может надеть сразу очки, медицинскую повязку на лицо, шапку, шорты, рубашку либо футболку, куртку и главный признак этого стиля - множество аксессуаров. В японской музыке эту культуру отражает направление «Осярэ кэй», где музыканты часто становятся образцом для копирования. На западе стиль часто путается с субкультурой эмо, но это ошибочно, так-как в целом, стиль проповедует оптимистический взгляд на жизнь, инфантильность и не имеет с эмо каких либо связей.

Visual Kei


Человек, одевающийся в этом стиле, использует очень много косметики и делает необычные причёски всех цветов радуги. Андрогинность - популярный аспект стиля, но используется, скорее, для привлечения девушек, или, вместе с ложной нетрадиционной ориентацией, для эпатажа и создания провокационного имиджа, чем для обозначения сексуальных интересов носящего. Это направление зародилось в середине 80-х годов на волне популярности таких групп как X Japan, COLOR и тому подобных. Так как корень стиля лежит в среде рок-музыки, то и Visual Kei является некоторым видом мировых рок-, метал-, готик- и панк-субкультур. Но ввиду конфликтности между фанатами Visual Kei и фанатами западной металической музыки, принято разделять эти движения.

Бо:со:дзоку


В то время, как стиль бо:со:дзоку (яп. «агрессивная банда, ездящая на мотоциклах») был популярен в 90-е годы и сейчас практически исчез, он до сих пор используется в разного рода произведениях для создания комического эффекта, стереотипный вид бо:со:дзоку часто изображается и даже высмеивается во многих формах японских СМИ, аниме, манга и фильмы. Типичный бо:со:дзоку часто изображается в униформе, состоящей из обмундирования парашютиста, как те, которые носят чернорабочие или так называемые «токко-фуку» (特攻服), (пальто с написанными на спине военными лозунгами), их обычно носят без рубашки (на голое туловище) вместе с подвёрнутыми мешковатыми штанами и высокими ботинками.

Также популярен образ рокеров эпохи рок-н-ролла, в частности, стиль Элвиса Пресли. Движение босодзоку пересекается с субкультурой байкеров, босодзоку часто расписывают свои мотоциклы. Часто этот образ используется в аниме для создания комичного образа хулиганов или «шестёрок» якудза. Один из таких примеров - персонаж Рю Умэмия в манге и аниме Король шаманов и учитель Онидзука во времена своей молодости из аниме GTO.

Косплей


Косплей, (сокращение от английского "costume play" - "костюмированная игра") , является скорее культурным явлением, чем модным стилем. Фанаты косплея часто одеваются в созданные самостоятельно или купленные в специальном магазине костюмы персонажей видеоигр, аниме, фильмов или манги, а также в участников популярных групп или j-pop-идолов. Очень плотно связан со стилями «visual kei» и «лолита».

Модная промышленность и популярные марки


Хотя уличная мода в Японии и носит свободный характер, и нет такого производителя модных вещей, который мог бы претендовать на монополию в этой области, говорят, что ряд дизайнеров, таких как Иссэй Миякэ, Ямамото Ёдзи, и Рэй Кавакубо Comme des Garçons являются тремя признанными законодателями японской моды. Они стали известными ещё в 80-х годах и до сих пор остаются популярными брендами.

Целенаправленно продвигала стиль уличной моды компания «Onitsuka Tiger» (ныне известная как ASICS). Япония также известна существенным потреблением иностранных брендовых предметов роскоши. По данным JETRO на 2006 год, Япония потребляла 41 % предметов роскоши всего мира

Влияние на западную культуру


В начале 90-х г.г. прошлого века японская уличная мода перебралась в Америку, откуда разошлась по Европе. Во многом этому способствовали такие субкультуры как хип-хоп, рейв, а также BMXинг, скейтбординг, сёрфинг и т. д. С этого момента она получила официальный статус и начала носить название стритстайл.

Социальный аспект


Поскольку главными чертами японской молодёжной моды являются: желание быть похожим на европейцев либо американцев, эпатаж и сильный нонконформизм с желанием выделиться, то причины возникновения таких тенденций следует искать в истории и культуре Японии когда веками страна была закрытой от других стран и земель, а в стране действовали суровые моральные законы и устои. Вследствие чего молодёжь со свойственным ей максимализмом восприняла западную культуру и свободу полученную после Реставрации в японском обществе. Впоследствии подобные тенденции у японской молодёжи, ещё больше изменили взгляды японского общества.

Японская уличная мода в поп-культуре


Известный американский певец и композитор Мэрлин Мэнсон, был близким другом гитариста hide (отца Visual kei) и использовал в своём образе элементы второй волны этого направления, что потом подхватили многие индастриал-метал группы такие как Deathstars.

Поп-певица Гвен Стефани является известным поклонником стиля харадзюку и упоминала его в некоторых своих песнях и клипах. Вокалист группы Tokio Hotel подражает Visual Kei.


В сезоне весна-лето 2013 особенно заметна тяга к этническим принтам, элементам национальных костюмов или даже к какому-то определённому народному стилю, в том числе и японскому. Видимо всё это неспроста. Ведь человек всегда стремится к живой природе, к естественности и простоте. А где возможно найти всё это, как ни в народном стиле. Интерес к Востоку в моде возникал уже не раз. Хотя, разве только мода Востока привлекала внимание европейцев, а восточная кулинария, восточная философия, восточные единоборства?…



И так, снова обращаемся к Востоку…


Япония стала в новом сезоне одним из ключевых трендов. Атлас, топы, вышивки, напоминающие роспись на фарфоровых вазах, аппликации цветов, жакеты в виде кимоно, расшитые нежными веточками цветов, брючные костюмы, как у дэюдоистов, сандалии на высокой платформе. И всё это мы видим в коллекциях модельеров Prada, Dries Van Noten, Etro, Emilio Pucci, J. W. Anderson, Haider Ackermann, Cacharel, Mulberri, Chlo? и многих других известных брендов.



Японский стиль – это мягкие кимоно, плоскостной крой без вытачек, блестящий атлас или шёлк, нежные цветы, вышитые драконы. Основа японского гардероба – запашная туникообразная одежда типа халата. Нижняя одежда такого типа называется дзюбан, а поверх дзюбана надевается кимоно.


Платья в японском стиле



Кимоно – просторная запашная одежда с длинными широкими рукавами. Чтобы сшить кимоно, когда-то уходило до 9 метров ткани. Рукава имели вид мешков. Их часто использовали вместо карманов, так как в японской народном костюме карманы отсутствуют. Рукава кимоно имели разную длину.



Каждая современная японка обязательно имеет в своем гардеробе традиционное шелковое кимоно, расшитое драконами или цветами. Кимоно – национальная одежда японцев, и оно достаточно дорого стоит. Поверх кимоно надевается длинный широкий пояс «оби», который завязывается на спине огромным бантом. Пояс имеет ширину до 20см. Но если карманов у кимоно нет, где же хранить необходимые мелочи, которые могут понадобиться женщине? Всё очень просто – японки хранят их либо в складках , либо в подгибе широких рукавов. Кимоно настолько почитаемая одежда, что на свадьбу японки надевают их до 12 одновременно, причём необыкновенно красивых. Как?! Кимоно надевают одно поверх другого, отворачивая полы каждого так, чтобы можно было увидеть все предыдущие слои.



Обувь – гэта – деревянные башмачки, напоминающие скамеечку, высотой 10см. Гэта надевались на белые носочки – таби с отдельно-выделенным напальчником для большого пальца стопы.


Такие элементы одежды, как кимоно, туфли с тесёмками на толстой пробковой или верёвочной подошве, застёжки в виде петель «восмёрок», орнаменты в виде иероглифов, вышивки птиц, драконов и экзотических растений – всё это украшает одежду японок.


При всём разнообразии принта в виде абстрактных узоров или растительного и животного мира, а также цветового решения в одежде японского стиля можно увидеть сочетание силы, мужества и в то же время хрупкости, нежности, женственности и устремлённости в будущее… Японцы преданны своим традициям, и в них они черпают свою силу.



Именно в Японии отношение к окружающему пейзажу такое поэтическое. Природу японцы рассматривают как часть единой космологической картины мира, в котором всё взаимосвязано и упорядоченно.



Выбирая тот или иной мотив, японцы стремятся не только воспроизвести визуальную достоверность (пион, хризантема, ирис или сосна, кипарис и т.д.), но и определить связь этого изображения с чем-то ещё более значительным. Опадающие цветы вишни напоминают японцам о недолговечности и изменчивости человеческой жизни, цветущие хризантемы - о долголетии, пион – символ знатности и благородства. Сочетания цветов в одежде имеют поэтические названия: синий с зелёным – «колокольчик», белый с фиолетовым – «слива», белый с розовым – «пион», розовый с зелёным – «персик».



Некоторые цветы и животные символизируют времена года: цветы сливы в снегу - зима; цветы камелии, сакуры или дерево ивы - весна; пион, лотос, кукушка - лето; хризантема, красные листья клёна, олень - осень. Японцы придавали изображениям на одежде большое значение и носили их в соответствии с сезоном.


Самые излюбленные мотивы - птицы, цветы, насекомые, животные. В орнаментах есть и гербы (мондокоро) и каллиграфически написанные стихи. Все мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл. Например, журавль - символ процветания, удачи; птицы, бабочки, особенно сидящие на цветах – любовные чувства, страдания; редька - символ силы и мощи; лотос - целомудрие; апельсин - продолжение рода; вишня (сакура) - нежность; бамбук - стойкость и мужество; уточка на скале под деревом -супружеское счастья и верность.



Один из самых любимых цветов японцев – хризантема, с шестью лепестками, расправленными в виде круга, олицетворяла императорскую власть, солнце, озаряющее Страну Восходящего Солнца


Хризантемы часто использовались на тканях для кимоно.


Весна-лето 2013, коллекция Kenzo


Большой вклад в распространение японского стиля в одежде внёс знаменитый модельер Кензо.


Япония – это конечно не только кимоно, цветы и вышитые драконы – это прежде всего умение наблюдать и созерцать, сливаться с природой, окружающим миром и космосом. Для японцев всегда были и есть актуальны идеи, связанные с поисками абсолютной истины. Быт японцев прост, но он окружён красивыми мелочами. Но это на первый взгляд мелочи. Для японцев имеют огромное значение шёлковый свиток с пейзажем в сочетании с икэбаной в токонаме («ниша красоты»), которая имеется в каждом доме, керамика, циновки, различные изделия прикладного искусства и многое другое. Всё это и поражает воображение европейцев и восхищает. Порой туристы приезжают посмотреть не на цветущую сакуру или красоту камней, а на то, как японцы созерцают эту красоту.


Этой естественной красотой, так тесно связанной с окружающим миром, воспользовались в своих лучших дизайнерских работах модельеры известных брендов. Скорее всего, и наше внимание привлекут сложные пастельные тона и брючные костюмы из хлопка J. W. Anderson, жакеты Cacharel с японским растительным узором, ветки цветущей сакуры Mulberri, жакеты с мягкими широкими поясами (оби) Haider Ackermann, короткие шёлковые кимоно Pucci, японские принты и вышивки Etro. Простота и естественность японского стиля позволяет составлять бесконечные вариации, воспевает жизнерадостность в гармоничном сочетании красок и орнаментов.


Европейские Дома моды, лидерство которых никто и никогда не оспорит, всегда с интересом смотрели на Восток, заимствуя и перекраивая по-своему заманчивые и соблазнительные силуэты. Платья в восточном стиле неизменно становятся украшением лучших сезонных коллекций. Что становится поводом для дизайнерских фантазий и новинок коллекций? Давайте разберемся в деталях.

То, что считается нормой для восточных модниц, на улицах европейских городов становится настоящим экслюзивом. Особенно сегодня, когда «восточная» тема вошла в самый зенит своей популярности.

Платье в китайском стиле

Ципао – так называют их непосредственно в Китае. Редкий случай в истории женской одежды, когда демонстративная целомудренность так безупречно сочетается с откровенной сексуальностью. Классический фасон, на котором строят свои версии современные дизайнеры, подчеркнуто прост и скромен – никаких декольте и подолов длиной «мини». Но вместе с тем, платье в китайском стиле удивительно тонко и изысканно подчеркивает достоинства фигуры его обладательницы.

Как всё гениальное, фасон такого платья достаточно прост - абсолютно точное облегание фигуры! Оно достигается не только за счет идеальной посадки, но и тканей, без которых желаемый эффект будет просто недостижим. Тонкий, но плотный шелк – именно его использовали для создания оригиналов на протяжении веков – наиболее точно и безупречно обрисовывает силуэт.

Никаких ухищрений в виде драпировок и отделки. Единственной вольностью в точно стилизованных фасонах становится высокий разрез вдоль бедра. Демонстративно «закрытый» лиф обладает собственными достоинствами. Он становится отличным обрамлением лицу, изящной шее и рукам. А длина, которая в современном варианте едва прикрывает колено, подчеркивает не только красоту ног, но и изящный силуэт в целом.

Повседневные и вечерние платья в японском стиле

Кимоно – мгновенно отзовется любой знаток моды. И окажется прав, но только наполовину. Кимоно – действительно уникальный наряд с тысячелетней историей, обладающий непревзойденной универсальностью. В нем можно делать буквально всё, но при этом сохранять безупречную элегантность.

Современные дизайнеры взяли за точку отсчета для создания модных платьев в японском стиле именно это качество. Элегантность, построенная на непостижимых для европейцев принципах, привлекает сегодня внимание всего света.

Сложный, несмотря на кажущуюся простоту кроя, точеный силуэт создает обязательная для таких моделей длина «макси» и сложные драпировки, которые в оригинале создаются вручную, методом наколки и заменяют, при создании изящного силуэта, самые изощренные приемы кроя. Особенно роскошно такие приемы позволяют создавать изысканные вечерние платья в японском стиле.

Главное, что демонстрирует такое платье – лицо и безупречная фигура. На это впечатление «работает» буквально всё: подчеркнуто глубокое линия декольте – «запах» характерная черта фасона, свободные рукава и длинный, легко ниспадающий подол.

Кажущаяся свобода и демократичность кимоно, на самом деле, обязывает ко многому. В первую очередь – к великолепной царственной осанке, без которой такие платья просто не будут смотреться на фигуре.

Немаловажно и то, что в восточных традициях платья, а особенно предназначенные для выхода в свет, шьются из ярких тканей. Приоритет при выборе отдается гладким и блестящим атласным материалам с фактурной выделкой или оригинальной вышивкой и отделкой.

Обратите внимание, как на фото платья в японском стиле преподносят фигуру:

Кимоно на каждый день, особенно в условиях мегаполиса, представить, кажется, невозможно. Но мода, уверенно держит курс на универсальность и практичность. Особенности кроя кимоно и манеры его ношения – одна из самых стильных тенденций в создании повседневных, но демонстративно элегантных и сексапильных нарядов.

Длинные вечерние платья в восточном стиле

Восток в представлении не только дизайнеров, но и настоящих модниц неразрывно связан с темой утонченной роскоши. Поэтому этот стиль так востребован в нарядах для особых случаев.

Вечерние платья в восточном стиле – это великолепный повод не только внести долю экзотики в свой образ, это отличная возможность продемонстрировать индивидуальность и хороший вкус. Восток, в сегодняшней модной географии не ограничивается Китаем и Японией. В трендах – традиционные, но в современных вариантах, наряды восточных стран – от индийского сари до египетской галабеи.

Объединяет их одно - очень деликатная, без вызовов и эпатажа, демонстрация достоинств женской фигуры. Благодаря нехарактерному для европейских нарядов построению силуэта, выглядеть утонченно и загадочно в них достаточно просто – нужно лишь правильно подобрать по фигуре модель.

Лучшим вариантом для вечернего выхода станет длинное платье в восточном стиле. Дизайнеры сегодня не придерживаются строгих правил и, беря за основу исторический образец, адаптируют его под модные тренды.

Особая посадка по фигуре и драпировки - приемы, способные смоделировать именно тот силуэт, который вы хотите увидеть. Самые комплиментарные приемы: слегка завышенная линия талии, широкий рукав и свободное облегание фигуры. Во всех восточных традиционных наряд принято прикрывать руки – это прием, который многим кажется слишком скромным, на самом деле, открывает новые возможности для придания силуэту изящества.

Посмотрите, как на фото модные платья в восточном стиле выстраивают линию силуэта:

Выбирая свой наряд, учтите, что в моде – лишь тонкая стилизация восточных нарядов. Только то, что придаст привкус экзотики и колорита вашей внешности должно стать основой образа.

Япония - страна особенная; страна, историческое полотно которой соткано из древнейших культурных ценностей, традиций и самых передовых инновационных тенденций; страна, призванная удивлять, впечатлять и вдохновлять. Объектов изумления в Японии огромное множество. И если к самым невероятным - к HiTech технологиям - современное общество начинает привыкать, то к нестандартным для Европейского континента японским молодёжным субкультурам, тенденциям уличного стрит-стайла возникает ряд вопросов. О японском стиле одежды и японских молодёжных субкультурах читайте в нашей статье.

Уличная мода в Японии, в отличие от большинства других стран, не подчиняется целиком и полностью подиумным течениям. В основе японского стрит-стайла лежит набор необыкновенных, загадочных субкультур некоего фантазийного мира. Несмотря на всю серьёзность и некую правильную чопорность Японии, уличный стиль страны восходящего солнца отличается яркой палитрой красок и необузданностью гардеробных ансамблей. Остановимся подробнее на японских стилях и субкультурах.

Японские стили и субкультуры

«Декора»

«Я надену всё лучшее сразу» в трансляции японской молодёжи называется «Декора». Максимально возможное, даже невозможное количество ДЕКОРАций в области аксессуаров и гардероба - отличительный признак субкультуры «Декора». Значки, бусы, разнообразные шпильки, булавки, приколки, заколки, игрушки... Главное, чтобы всё одновременно и неоново-ярко!

Японский стиль одежды. «Декора»

«Видзюару кэй» («Вижуал кэй»)

Андрогинные парни, причисляющие себя к субкультуре «Вижуал кэй», искренне уверены, что их «ухоженный» вид (выкрашенные волосы, замысловато выстриженные челки, длинные волосы, макияж, накрашенные ногти) и специфические предметы гардероба, больше походящего на женский, являются залогом успеха у противоположного пола. Глэм-рок и глэм-металл - Боги, которым покланяются «Вижуал кэй».

Японский стиль одежды. «Видзюару кэй» («Вижуал кэй»)

«Косплей»

Каким может быть хобби у молодых людей в стране роботов и автоматизации? Конечно, виртуальным. Увлечение молодых японцев компьютерными играми настолько страстно, что заставляет своих почитателей следовать и походить на персонажей любимых компьютерных игр или мультипликационных героев. Адепты стиля «Косплей» подражают виртуальным героям во всём: в одежде, позитуре, макияже и манере поведения.

Японский стиль одежды. «Косплей»

«Кигуруми»

Костюм веселого животного или сказочного героя, облачающий тело парня или девушки, не причисляет своего владельца к профессии аниматора. Забавная пижамка является признаком принадлежности к субкультуре «Кигуруми». Основоположники «Кигуруми», в своё время, нуждались в комфортной одежде и очень демократичной цене на неё. Решением стали наряды из маскарадных магазинов.

Японский стиль одежды. «Кигуруми»

«Кавай»

Японский стиль «Кавай» поддерживает цепочку «хобби-интерес-гардероб». Потенциальный интерес для субкультуры «Кавай» это всевозможные «ми-ми-мишные» герои: зверюшки и игрушки.

Японский стиль одежды. «Кавай»

Важно отметить, что японские субкультуры подпитываются не только неодушевлёнными компьютерно-телевизионными или «ми-ми-мишными» картинками. Многим японским субкультурам присуща трепетная нежность и женственность, пусть даже и несколько в гипертрофированном изложении.

«Лесная Нимфа» («Mori Girl»)

Само название японской субкультуры «Лесная Нимфа» скрывает в себе что-то трепетное и манящее. Девушки «Лесные Нимфы» отдают предпочтение винтажной одежде, щедро задекорированной рюшами, кружевами и флорально запринтованной. В отличие от других японских субкультур, «Лесные Нимфы» придерживаются максимально естественных тенденций в макияже.

Японский стиль одежды. «Лесная Нимфа» («Mori Girl»)

«Лолита»

Образ «Лолита» самый узнаваемый и самый распространенный среди японский девушек. Инфантильный и очень девичий стиль «лолита», конечно, в своём самом преувеличенном значении щедро наряжает своих последовательниц в оборки, «кружавчики»; декорирует сердечками, бантиками, бусиками и всевозможными украшениями; снабжает сильным аксессуарным рядом: зонтиками, шляпками, гольфиками, знаковой обувью на высокой платформе. Важно учесть, что «лолиты» бывают разные. Среди этой японской субкультуры есть и очень милые «сладкие лолиты» (любят кремовые, мягкие оттенки и тона), и строгие «готические лолиты» (фаворитки чёрного и тёмного), и даже «wa лолиты» с «патриотической подноготной» (носят кимоно, расшитые иероглифами).

Японский стиль одежды. «Лолита»

«Ко Гал»

«Ко Гал» - один и самых распространенных японских стилей одежды, который сегодня можно встретить и на улицах наших широт. Ничего слишком криминального. Девушки, выбирающие стиль «Ко Гал», делают ставку не на виртуальный мир или «лолитины» грёзы, а на вечную молодость и выбирают роль юной школьницы. Укороченные юбки в складку, удлинённые гольфы, пара хвостиков из зачастую выкрашенных в светлые оттенки волос - отличительные черты японского стиля «Ко Гал».

Японский стиль одежды. «Ко Гал»

«Hime Gal»

«Hime Gal» производная от «Ко Гал» субкультура, адепты которой тоже вечно молоды, но при этом в их распоряжении есть некое финансовое состояние. «Hime Gal» предпочитают гардеробные решения розового цвета торговых марок класса люкс. И, не мудрено, «Hime» означает принцесса.

Японский стиль одежды. «Hime Gal»

«Гангуро»

«Пережаренные» в солярии молодые японцы, с плотным макияжем, скорее походящим на театральным грим (тёмная, коричневая база, белая губная помада, чёрная подводка и прочие «изыски») облачённые в яркие, розовые одежды - это последователи японской субкультуры «Гангуро».

Японский стиль одежды. «Гангуро».

Классификация японских субкультур достаточно разветвлённая. Некоторые японские субкультуры имеют от 15 до 20 подкатегорий.

Обычаи и культура любого народа находят свое воплощение в одежде. Традиционная одежда Японии вафуку необычайно красива и передает дух этой страны.

Рассмотрим самые распространенные виды и стили мужской и женской одежды родины самураев.

Национальная одежда Японии

Кимоно является традиционной одеждой Японии и представляет собой длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом оби. На кимоно присутствуют многочисленные ремешки и шнуры. Отличие женского кимоно от мужского состоит в том, что халат японской женщины состоит из 12 частей, и надеть его самостоятельно практически невозможно. Кимоно же мужчины более простое, из пяти элементов и с коротким рукавом.

Кимоно заправляют слева направо, исключение составляют похороны – на них заправка идет в обратной последовательности. Настоящее японское кимоно имеет высокую цену – от десяти тысяч долларов в базовой комплектации, а со всеми аксессуарами около двадцати тысяч.

Оби – японский пояс, которым стягивали кимоно и кэйкоги. Мужской пояс десять сантиметров в ширину и длиной около трех метров, женский пояс намного больше и длиннее – более 30 сантиметров в ширину и четырех метров в длину. Оби, который носили гейши и вовсе огромен – метровой ширины. Оби обматывают несколько раз вокруг талии и затягивают на нижней части спины бантом. Спереди оби завязывают не только юдзё - японские проститутки, как ошибочно принято считать, но и замужние женщины.

Юката – легкое кимоно из хлопка или льна без подкладки, носится на улице летом, в домашней обстановке или после принятия водных процедур. Юката одевается как мужчинами, так и женщинами.

Кэйкоги – костюм, состоящий из рубахи и свободных штанов, надевается при занятиях японскими боевыми искусствами – айкидо, дзюдо и т.д. Часто его называют кимоно, что неправильно.

Таби – японские традиционные носки, в которых большой палец отделен от остальных и просунут в специальное отделение. Являются неотъемлемой частью национального японского костюма и надеваются под сандалии гэта и дзори.

Гэта – японские традиционные сандалии с высокой деревянной подошвой, закрепляются с помощью шнурков или ремешков, которые идут от пятки к носку и проходят в щель между большим и средним пальцами.

Хакама

Хакама - в древние времена в Японии так называли ткань, которой обвивали бедра, затем очень широкие складчатые штаны, которые имели право носить только самураи и монахи. Обычным людям носить этот вид одежды можно было лишь в очень значимые праздники.

Красное хакама с белым кимоно является женской религиозной одеждой синто.

Кроме того, штаны хакама красной окраски носили женщины аристократического происхождения вместе с дзюни-хитоэ – одеянием, которое включало в себя несколько шелковых кимоно, надетых друг на друга.

Большое распространение хакама получили в различных видах боевых искусств.

Японская одежда видео

В видео рассказывается, как надеть традиционное японское кимоно и завязать пояс оби.