Адме психология тесты для пожилых людей. Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. Что такое деменция

Память – психическая форма нервной и умственной деятельности человека по удержанию, накоплению, хранению и воспроизведению той информации, которую он пропускает через свои органы восприятия.

Процесс ослабление памяти называют гипомнезией. Обычно проблема возникает с возрастом или как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсиии т. д.).

Однако зачастую на ослабление памяти жалуются и молодые люди. Здесь важно не путать болезнь с избирательностью нашей памяти. Если вы только что говорили с человеком и забыли его имя или продиктованный телефон - это не повод бежать к врачу. Зачастую так проявляет себя способность головного мозга сортировать более и менее важные аспекты информации для вас. А вот если вы, поговорив с человеком, и спустя время не можете вспомнить о чём шла в разговоре речь - вам прямая дорога к специалисту.

Причины нарушения памяти

Причин нарушения памяти, как и любого физиологического процесса организма, несколько. Вот те, всем известные внешние причины, которые вообще пагубно сказываются на здоровье человека и в частности на ослабление памяти:

Плохая экология, загрязнённость воздуха, которым дышим. Для деятельности мозговых клеток нужен кислород, который всё больше становится проблематичным в нашем загазованном городе.

Плохой сон, частые проявления бессонницы, ведь именно во сне происходят в организме все восстановительные процессы. Особенно важен здоровый, беспрерывный сон, который должен обязательно начинаться до 24 часов и заканчиваться в 6 - 8 часов утра.

Информационная перегрузка, которую испытываем мы все: интернет, радио, телевидение. На мозг неожиданно сваливается большое количество информации или человек сам забивает её ненужным «хламом».

Психологическая усталость, стрессы, нервные перегрузки так же вызывают ухудшение памяти.
Многим знакомая банальная лень, когда человек, тот же студент, ещё недавно хранивший в голове массу информации, окончив учёбу, перестал вообще читать, считает с калькулятором, все записи дел ведёт через блокнот. Головной мозг резко перестал получать сигналы к запоминанию, отключается напрочь, и человек уже завтра не запомнинает элементарного.

Некачественное питание, недостаток витаминов, отсутствие натуральных продуктов, в которых много консервантов, пищевых добавок, вредных для организма.

Как видите, все причины внешние, ни слова о генетике, так что свою память, данную от природы, любой человек может даже улучшить.

ТЕСТ НА ЗАБЫВЧИВОСТЬ

Для начала пройдите простой тест, который поможет Вам выяснить насколько работоспособна Ваша память на элементарных вещах.
Ответьте на следующие вопросы (да / нет):

1. Удается ли вам с первого раза ввести пин-код в мобильный телефон или в банкомат?

2. Быстро ли запоминаете имя или имя + отчество новых знакомых?

3. Часто ли случается вам терять (запямятовали куда положили) столь необходимые в жизни мелочи как ключи, помаду, расческу, очки?

4. Случается ли вам забывать о назначенной встрече или забыть про звонок, который от вас ждут?

5. Высыпаетесь ли вы?

6. Можете ли вы сосредоточиться на главном, важном на данный момент деле?

7. Часто ли вы задаетесь вопросами: не забыли ли вы выключить утюг, плиту, воду, свет?

8. Вы хорошо запоминаете дни рождения родных, друзей и коллег?

9 . Часто ли вы отдыхаете, расслабляетесь?

10. Затрудняетесь ли вспомнить, какое сегодня число и день недели?

11 .Часто приходится слышать упреки в необязательности от близких и коллег?

12. Вам приходится заранее составлять список продуктов, чтобы не забыть купить необходимое?

14. Получается ли разгадывать кроссворды и прочие головоломки хотя бы процентов на 70?

15 Всё, что нужно сделать за день записываете, а потом постоянно сверяетесь со списком?

17. Случается, шли куда то и зачем то, придя на место, забыли зачем пришли?

18.Случается ли так, что когда Вы рассказываете очередную историю или анекдот друзьям, Вам говорят, что Вы его уже рассказывали?

19. Если у Вас допустим 3 сим карты, помните ли Вы все свои мобильные номера?

20.Вы рассказываете — Вас перебили, быстро ли вспоминаете о чем говорили?

5 ответов «ДА» – в наше время норма.
Действительно, память иногда может и подвести. Это вполне нормально. Мы с вами не роботы и не
компьютеры, чтобы не забывать и не ошибаться.

От 6 до 10 ответов «ДА» – легкий дефицит памяти.
Такое тоже вполне допустимо, но при определенных условиях: вас одолели болезни, умственное напряжение, стрессы, депрессии, переутомление и т.д. В этом случае лучше обратиться психотерапевту, попить травяные успокоительные чаи.

От 11 до 20 ответов «ДА» – дефицит памяти, диагноз!
Вот здесь нужно позаботиться о себе и обязательно принять меры. Пройдите медицинское обследование, найдите причину проблемы и пройдите лечение, здесь таблетками и травяными чаями не обойдётся.

ТЕСТ НА АЛЬЦГЕЙМЕР

Этот тест считается одним из лучших в ряду тестов на Альцгеймер. Желательно внимательно прочитать весь текст, до конца. Не торопитесь, найдите закономерность и тогда на второй-третий раз вы просто глазами проглотите текст. Таково свойство здорового мозга. Итак, дерзайте!

94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ! ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

Прочли легко? - признаков Альцгеймера нет.

Для справки:

Ало́ис Альцге́ймер (нем. Alois Alzheimer; Алоис Альцхаймер, 14 июня 1864, Марктбрайт, Германия - 19 декабря 1915, Бреслау, Германия) - немецкий психиатр и невролог, автор множества статей по таким проблемам как алкогольный психоз, шизофрения, эпилепсия, сифилис мозга, хорея Хантингтона, артериосклеротическая атрофия мозга (1894), пресенильный психоз (1907).

Получил медицинское образование в Вюрцбурге, затем жил и работал во Франкфурте. В возрасте 31 года Альцгеймер стал руководителем исследовательского института, в котором проработал всю оставшуюся жизнь. В 1904-1915 годы опубликовал шеститомный труд «Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга».

Альцгеймер внёс значительный вклад в изучение патологии нервной системы. Увековечило его имя изучение сенильной деменции, известной как «болезнь Альцгеймера». Основываясь на результатах собственных фундаментальных исследований, он описал принципиальные различия между слабоумием сосудистого и нейродегенеративного генеза.

Коллега Альцгеймера, немецкий психиатр Эмиль Крепелин позднее назвал разновидность старческого слабоумия именем Альцгеймера.

Как улучшить память и внимание в домашних условиях

Тренируем память. Начинаем тренировать свою память точно так же, как тренируем мышцы.

Очень часто при знакомстве люди тут же забывают названные имена, это происходит оттого, что в этот момент, мы считываем информацию о человеке, которого видим. Срабатывает стереотип: практически все имена для нас знакомы, и мозг отключается в этом направлении. Учитесь концентрировать своё внимание в нужные моменты и там где это необходимо.

Едете в транспорте, посмотрите внимательно в течение 3-5 секунд на двух-трёх людей, отвернитесь в сторону и спросите себя о том, что удалось запомнить: какого цвета куртка у первого, шапка у второго и какой длины волосы у третьего.

Ниже кратко приведена методика улучшения памяти И.И.Полонейчика - руководителя Центра интеллектуальных технологий, признанной сегодня самой успешной на постсоветском пространстве. Она называется системой накопления. Суть работы методики в следующем:

Будите свои мозги, смените род занятий, расширьте сферу интересов увлечений. Если вас интересуют инвестиции, переключитесь на политику, здоровое питание или искусство.

Читайте книги, учите стихи, заучивайте отрывки из прозы, которые запомнить особенно трудно, решайте кроссворды. Здесь важно, чтобы процесс приносил удовольствие, доставлял радость вам, тогда и будет успех.
И особенно важно, чтобы стихи были хорошие, лучше классика, ведь мозг наш очень избирателен, но не менее важно, чтобы эти стихи вам нравились.

Японцы доказали, что устный счёт хорошо улучшает память, дети считающие в школе «в уме» гораздо умнее и обладают лучшей памятью, чем их сверстники с калькуляторами.

Высчитывайте дату по дням недели и наоборот. К примеру, сегодня суббота 1 марта, а в пятницу через неделю какое будет число? Или 23 марта придётся на какой день?

Назовите за 100 секунд 100 названий стран, городов, столиц государств, рек и озёр. Или придумайте за 100 секунд 100 слов в порядке алфавита. Здесь очень важна скорость. Пусть не 100 за сто удастся, но мозг будет работать и это уже даст результат.

Установлено, что очень важно разнообразить род своих занятий, что стимулирует установление в мозге новых связей нервных клеток, и вызывает даже рост этих клеток, способствуя повышению качества памяти.

Память наша инерционна, поначалу вы будете забывать про эти упражнения, вам будет лень их делать, но возьмите это под контроль и уже через две, максимум три недели вы заметите результаты.

Употребляйте пищу, богатую витаминами Е, С, микроэлементами.

Замечено, что плохой памяти страдают люди, сидящие на диетах, курящие и употребляющие алкоголь, а также те, кто не завтракает по утрам. Так что делайте выводы!

Будьте всегда здоровы, с прекрасной памятью и в ясном уме!

Деменция, старческий маразм и слабоумие – такие заболевания развиваются при нарушениях памяти. Память является одним из уникальнейших процессов нашего организма. Ученные уверяют, что возможности памяти человека безграничны и превосходят возможности самого мощного компьютера. Но, к сожалению, нарушения памяти часто становятся источником трудностей для пожилых людей. Ранняя диагностика является важным условием эффективности лечения.

Симптомы деменции (старческого слабоумия)

Старческий маразм, старческое слабоумие, деменция – названия одного состояния, характеризующиеся такими симптомами, как приобретенное снижение интеллекта, возникающее в результате органических поражений головного мозга и нарушающее социальную адаптацию человека, т.е. делающее его неспособным к профессиональной деятельности, ограничивающее возможности самообслуживания и нарушающее его бытовую независимость.

На поздних стадиях заболевания симптомы нарушения памяти становятся столь выраженными, что человек уже не может обходиться без помощи окружающих, могут развиваться психические расстройства, наблюдается неадекватное поведение. Человек перестает узнавать своих родственников, не может самостоятельно ухаживать за забой (выполнять гигиенические процедуры, готовить себе пищу, правильно одеваться), требует постоянного контроля за своими действиями.

По статистике, деменция чаще возникает в пожилом и старческом возрасте. Она развивается приблизительно у каждого десятого пожилого человека. И по мере увеличения продолжительности жизни на планете распространенность деменции будет неуклонно расти.

Причинами деменции являются дегенеративные и сосудистые заболевания, а также возрастные атрофические изменения головного мозга, обедняющие его резервные возможности.

Первые признаки деменции

Развитие деменции не одномоментный процесс, он занимает длительное время. Первые признаки деменции могут могут выражаться в:

  • Ослаблении интереса к окружающему
  • Снижении физической, социальной и интеллектуальной активности
  • Усиливается зависимость от окружающих
  • Стремлении уменьшить ответственность за решение каких-то финансовых вопросов, бытовых проблем

Обратите внимание, если у вашего близкого появляется сонливость в дневное время, во время разговора снижается интерес, внимание, нить разговора ускользает, появляется тревожность, угнетенное настроение, резко ограничивается круг общения.

Тест для оценки выраженности нарушения памяти требует затраты времени, 10-12 минут. Кажется, не так и много, но, к сожалению, у врача общей практики, работающего на амбулаторном приеме, этого времени нет. Если начать лечение на ранних этапах, то можно отодвинуть тяжелую стадию на более длительный срок. Поэтому, вы можете самостоятельно исследовать память у ваших пожилых родственников с помощью следующих несложных тестов.

Тесты на нарушение памяти

Отвечайте на вопросы и суммируйте полученные балы:
0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто.

1. Я забываю номера телефонов.
2. Я забываю, что куда положил
3. Оторвавшись от книги, не могу найти место, которое читал.
4. Я забываю о назначенных встречах.
5.Мне нужно составлять список дел, чтобы ничего не забыть.
6. Я забываю, что планировал сделать по дороге домой.
7. Я забываю имена старых знакомых.
8. Мне трудно сосредоточиться.
9. Мне трудно пересказать содержимое телепередачи.
10. Я не узнаю знакомых людей.
11. Мне трудно вникнуть в смысл того, что говорят окружающие.
12. Я быстро забываю имена людей, с которыми знакомлюсь.
13. Я забываю, какой сегодня день недели.
14. Когда кто-нибудь говорит, я не могу сосредоточиться.
15. Я перепроверяю, закрыл ли я дверь.
16. Я пишу с ошибками.
17.Я легко отвлекаюсь.
18. Перед новым делом меня нужно проинструктировать несколько раз.
19. Мне трудно сосредоточиться, когда я читаю.
20. Я тут же забываю, что мне сказали.
21. Мне трудно принять решение.
22. Я делаю все очень медленно.
23. Моя голова бывает пустой.
24. Я забываю какое сегодня число.

Если результат теста составляет более 42 баллов, то необходимо обратиться к врачу.

Можно самостоятельно провести следующие простые тесты, которые требуют 5-6 минут времени.

Тест рисования часов

Распространенный тест на нарушение памяти – тест рисования часов. Предложите человеку нарисовать часы, стрелки которых указывают на определенное время. В норме испытуемый рисует круг, расставляет внутри цифры от 1 до 12 в правильном порядке с равными интервалами, изображает 2 стрелки (часовая короче, минутная длиннее), начинающиеся в центре круга и показывающие заданное время. Любое отклонение от правильности выполнения теста – признак достаточно выраженных нарушений памяти.

Тест на речевую активность

Для того, чтобы провести тест на речевую активность, испытуемому предлагается за 1 минуту назвать как можно больше названий растений или животных и слов, начинающихся на определенную букву, например «л». В норме за одну минуту большинство пожилых людей со средним и высшим образованием называют от 15 до 22 растений и от 12 до 16 слов, начинающихся с определенной буквы. Если число называемых растений или животных и слов, начинающихся с определенной буквы, менее 10 – это признак достаточно выраженных нарушений памяти.

Вот несколько советов людям, столкнувшимся с нарушениями памяти у своих пожилых родственников:

  • Создайте в семье благоприятную обстановку, ведь положительные эмоции способствуют приостановлению процесса болезни, как и лекарственные препараты.
  • Во время разговора ограничьте воздействие посторонних шумов, отвлекающих внимание. Прежде чем заговорить, обратитесь к человеку по имени.
  • Во время разговора, старайтесь использовать простые слова и предложения. Если с первого раза вас не поняли, повторите спокойным голосом.
  • Если ваш родственник расстроен или устал, переключите его внимание, например, сходите погулять с ним.
  • Старайтесь как можно чаще вспоминать старые времена, попросите рассказать о своем детстве, молодости. В процессе деменции страдает краткосрочная память (на текущие события), а память на прошлое сохраняется.
  • Помните, что рядом с вами люди, которые когда-то заботились о вас, когда вы были совсем беспомощны, помогали вам, отдавали вам свою любовь, теперь они сами столкнулись с проблемами и только вы можете им помочь справиться с этим.

Как много вы знаете о пожилых людях? Чтобы определить это, решите, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие - ошибочные.

1. Большинство пожилых людей живут в домах престарелых.

2. Пожилые люди в США живут вдалеке от своих детей.

3. Пожилые люди мало общаются со своими подросшими детьми.

4. Одиночество - проблема пожилых людей.

5. Пожилые люди не очень интересуются сексом.

6. У пожилых людей нездоровое внимание к прошлому.

7. К пожилым людям относятся с уважением.

Все эти утверждения не соответствуют действительности.

Вопреки популярному заблуждению, в домах престарелых живут менее 1% лиц раннего пожилого возраста (в возрасте от шестидесяти пяти до семидесяти четы­рех лет) и только 15% тех, кому восемьдесят пять лет или более . На самом де­ле, несмотря на наше мобильное общество, две трети пожилых людей, которые не находятся в государственных клиниках или организациях, живут в тридцати ми­нутах езды от детей, я дети их еженедельно навещают. Если частые визиты невоз­можны, то дети звонят по телефону; 76% пожилых людей говорят по телефону со своими детьми каждую неделю . Более того, 72% пожилых мужчин женаты

и живут со своими супругами . По тем или иным причинам чувство одиночест­ва является проблемой лишь для меньшинства пожилых людей.

Представление о том, что секс не представляет никакого интереса для пожи­лых людей, совершенно неверно. В исследовании более чем 100 мужчин и жен­щин в возрасте от 80 до 102, которые жили в доме для пенсионеров, секса на самом деле больше, чем вы можете представить. Наибо­лее распространенной формой секса были прикос­новения (82% мужчин и 64% женщин), за кото­рыми шла мастурбация (72% мужчин и 40% жен­щин) и затем половой акт (63% мужчин и 30% жен­щин). И это были люди старше восьмидесяти! Ва­гинальное увлажнение и эрекция пениса могут воз­никать позже и исчезать раньше, но исследование за исследованием показывают, что пожилые люди по-прежнему активны.



Наконец, верно, что пожилые люди часто вспо­минают прошлое, но это не является чем-то нездо­ровым. Как мы вскоре увидим, одна из потребно­стей более поздних лет - желание видеть себя ча­стью человеческого рода, чтобы быть присоеди­ненным к прошлому и будущему. Воспоминания помогают решить эту задачу. К сожалению, не все усыпано розами на пути наших пожилых сограж­дан. Вместо того чтобы обращаться с пожилыми людьми с уважением, которое многие заслужили за годы труда и гражданской ответственности, мы

не только действительно игнорируем их и обращаемся с ними как с людьми, крайне надоедливыми, что является проявлением неуважения, но иногда мы еще и причиняем им вред. Трудно поверить в то, что 2 миллионам пожилых людей каж­дый год наносят физический ущерб или относятся к ним с пренебрежением .

Взаимодействие со старшими -хороший обучающий опыт для детей

Приспособление в старости

Существует несколько теорий развития, которые пытаются объяснить стресс у пожилых людей. Далее мы на них остановимся.

Эрик Эриксон. Концепция кризиса жизни

Эрик Эриксон описал жизнь как состоящую из восьми стадий, в течение которых возникают кризисы. Кризис поздней взрослости является приобретением ощу­щения интеграции и преодоления чувства отчаяния. Эриксон видел эту стадию жизни как стадию, в которой успешная личность имеет довольно ясное понима­ние собственной идентичности, признает как свои успехах, так и неудачи и хочет утверждать тот жизненный стиль, в котором она живет. Смерть, следовательно, не кажется краем жизни. Личность, которая неуспешна в этом кризисе, вероятно, переполнена отчаянием, потому что времени осталось так мало, смерть прибли­жается слишком быстро, и нет времени искать другой путь для интеграции.

Отвращение к смерти может скрывать отчаяние, вследствие чего личность стано­вится ожесточенной, депрессивной и параноидной .

Роберт Хавигхерст. Задачи развития

Роберг Хавигхерст видит жизнь как серию задач развития, с которыми мы долж­ны справиться прежде, чем перейдем на следующую стадию развития . Ха­вигхерст определил задачу развития как задачу, которая «возникает в определен­ный период жизни личности... успешное решение которой ведет к счастью и успеху в дальнейших задачах, в то время как неудача приводит к ощущению не-счастливости, неодобрению обществом и возникновению трудностей при сле­дующих задачах» . Последняя стадия, по Хавигхерсту, поздняя взрослость, начинается в возрасте пятидесяти пяти лет. Эта стадия характеризуется новым опытом и новой ситуацией, с которой приходится иметь дело. Хавигхерст счита­ет, что в пожилом возрасте все еще возможно развитие.

1. Приспособление к тому, что уменьшаются физические силы и ухудшается здоровье.

2. Адаптация к образу жизни, вызванному выходом на пенсию и снижением доходов.

3. Адаптация к жизни после смерти супруга.

4. Присоединение себя к своей возрастной группе.

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6. Приемлемое обустройство физических условий проживания .

Так как главный стрессор включает в себя адаптацию к изменениям, можно легко увидеть значение стресса для пожилого возраста в соответствии с теорией Хавигхерста.

Позитивное изменение

Чтобы не забыть о хороших изменениях, сопровождающих пожилой возраст, да­вайте здесь вспомним вот о чем. Для многих пожилых людей источником радости становятся их внуки. Отношения между бабушками, дедушками и внуками уни­кальны. Свободные от ответственности за дисциплину, дедушки и бабушки могут просто играть с ними, помогать им учиться и веселиться вместе с ними. Дедушки и бабушки, которые каждый день заботятся о своих внуках, могут ощущать ра­дость, связанную с тем, что они причастны к росту любимого существа и превра­щению его во взрослого человека.

Во многих обществах пожилой возраст имеет и другое преимущество. Пожи­лых людей воспринимают как самых мудрых в обществе, советуются с ними и уважают за их мудрость. К сожалению, в нашем обществе это скорее пожелание, чем правило. Тем не менее некоторые компании и правительственные агентства действительно ценят знания и опыт своих пожилых работников и даже спраши­вают совета у некоторых пенсионеров.

Старость зачастую представляется нам периодом, в который можно реализо­вать свои интересы, не удовлетворенные раньше. Мы часто слышим, что люди ушли на пенсию и переехали туда, где они всегда хотели жить, или же они пред-

приняли что-то такое (например, путешествие), чего всегда страстно хотели, но никогда не делали.

Я думаю, вы поняли ситуацию: некоторые стрессоры пожилого возраста явля­ются способами адаптации, которые дают хорошие результаты, но тем не менее это все же стрессоры.

Выход на пенсию

Выход на пенсию - одно из наиболее значимых событий нашей жизни. От того, насколько успешно мы приспособимся к этому, во многом зависит удовлетворен­ность и отдача от следующих лет жизни. Когда мы осознаем, что выход на пенсию имеет далеко идущее значение, мы оценим его важность. Что будет думать чело­век, вышедший на пенсию, о своей ценности, если для него «продуктивность» в работе была смыслом жизни? Будет ли ему не хватать своих коллег по работе или мыслей о людях, с которыми он работал? Сможет ли он заменить чем-либо при­обретение новых навыков? Покинет ли его чувство нужности другим, которое обеспечивала ему работа?

Выход на пенсию влияет не только на самих пенсионеров, но и на их семьи. Будет ли пенсия такой скудной, что заставит другого супруга ущемлять себя, пе­рераспределяя бюджет? Будут ли члены семьи, живущие далеко, навещать их чаще?

Из-за роста числа пожилых людей, не уходящих на пенсию, и из-за того, что наша система социального обеспечения рассчитывается неохотно с пожилым на­селением, правительство поощряет поздний выход на пенсию. Когда мы слышим о Фуллере или о Рене Дюбуа, или о других пожилых людях потрясающей мудро­сти и способностях, нельзя не поддерживать более поздний выход на пенсию. В 1978 году Конгресс повысил возрастную планку обязательного ухода на пен­сию с шестидесяти пяти до семидесяти лет и полностью убрал возрастной лимит для федеральных служащих. Президенту Рональду Рейгану было семьдесят три года, когда его выбрали на второй срок, демонстрируя, что хронологический воз­раст не так важен, как ментальный и психологический. Многие люди предпочи­тают работать всю жизнь, тогда как другие склонны уйти на пенсию полностью или по достижении пенсионного возраста сменить работу. Этот выбор позволяет людям ощущать больший контроль над своими жизнями, чем тогда, когда выход на пенсию был обязателен в шестьдесят пять лет.

Выход на пенсию, воспринимают ли его как позитивный или негативный опыт, все равно требует приспособления. Работа является такой важной частью нашей жизни в течение столь долгого времени, что от нее начинает зависеть само­оценка. Когда приходит пенсионный возраст, нам может не хватать других спосо­бов подтверждения своей самооценки и статуса. Уволенные на пенсию работни­ки могут воспринимать себя как ненужных.

Кроме того, выход на пенсию зачастую означает приспособление к стилю жиз­ни, ориентированному на досуг. Больше не нужно рано вставать, приходить на работу к определенному часу, обедать по расписанию и откладывать время отды­ха на вечер и на выходные - и люди на пенсии сталкиваются с совершенно но­вым стилем жизни, к которому им необходимо привыкнуть. Для тех, у кого не было досуга - трудоголиков например, эта адаптация будет главной задачей.

Им может не хватать навыков досуга, таких как хорошая беседа с другими, раз­личных спортивных навыков или просто способности получать удовольствие от такой деятельности, которая не является «продуктивной».

Пенсионный возраст осложняется также тем, что многие пенсионеры должны привыкнуть к уменьшению финансовых ресурсов. Имея больше времени для до­суга и меньше денег, которые они могут потратить на него, многие пенсионеры чувствуют себя фрустрированными.

Кроме того, время от времени пенсионерам приходится сталкиваться с нега­тивными установками других, которые могут смотреть на них как на проиграв­ших. Например, есть исследования о том, что работники здравоохранения значи­тельно более негативны в своих установках к лечению пожилых людей, чем к лечению молодых. Эйджизм, как сексизм и расизм, является негативной соци­альной реальностью, с которой приходится иметь дело пожилым людям.

Ко всем описанным изменениям, к которым вынуждены привыкать пожилые люди, присоединяется одиночество (не обязательно «чувство одиночества», но скорее проживание одного в случае смерти супруга) и проблемы, связанные со здоровьем. Учитывая также возрастные заболевания, такие как диабет, артрит и атеросклероз, можно сказать, что они прогрессируют при старении, и в силу этого на различные виды деятельности во время пенсионного Бозраста может быть на­ложено большее количество ограничений.

И, привязав с двух сторон нитку, подвесить горизонтально. Необходимо заставить этот предмет раскрутиться. Для примера (наглядные образы часто помогают сдвинуть дело с мертвой точки) можно представить себе девочку... , прыгающую через прыгалки. Другой вариант этого эксперимента: попробовать раскачать любой подвешенный на нитке предмет. Тесты на ясновидение и биолокацию 1. Взять 20 конвертов (например, почтовых). В 10 из них вложить вкладыши красного цвета, а...

https://www.сайт/magic/11174

... (t), на которой отображаются конкретные временные точки (t1), (t2), (t3). ТЕСТ «Распознай свою модель мышления» находится в конце статьи. Это подсказка для особо нетерпеливых или тех, кому научный язык изложения данного материала... отношений, недоступных непосредственному чувственному восприятию, сопровождающийся переживанием чувства понятности (понимания) ситуации. Принципиальное значение для характеристики мышления имеет оценка его результатов (продуктов) с точки зрения истинности, т. е. их...

https://www..html

И напрочь лишила наши гладкие тела этой детали. А зря: вот было бы раздолье для психологов по хвосту определять личность того или иного человека. Об этом замечательном психодиагностическом признаке задумались английские психологи К. Джунг и Р. Хоулл и создали тест . Позволяющий с большой точностью определять психическое состояние, настроение и личностные особенности своих...

https://www.сайт/psychology/13333

Ощущения, к какому из этих десяти разделов слово больше всего подходит. Ориентируйтесь на свой личный опыт, так как правильных и неправильных ответов в этом тесте нет. Например, слово “женщина” можно отнести и к разделу “сексуальность”, и к разделу “мода”, и к разделу “человеческая глупость” ... гармонии. Вы отзывчивы и внимательны, но чрезмерно эмоциональны. 10. Человеческая глупость. У вас нет проблем в общении, работа с людьми - это для вас. Но ваши отношения слишком поверхностны.

https://www.сайт/psychology/13401

Узнать, подходит учитель ребенку или нет. Итак, попросите своего ребенка (начиная с пятого класса) оценить своих учителей по каждому предмету, ответив на вопросы теста . За каждый ответ "да" на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 15, 18 и "нет" на вопросы 1, 7, 10, 13, 14, ... родителям одноклассников вашего ребенка и узнайте побольше об этом учителе. Посоветуйте и их детям пройти этот тест . Возможно, также у вашего ребенка с этим учителем конфликт. 8-12: Учитель как учитель. Не гений...

https://www.сайт/psychology/14739

Я надеваю самую красивую одежду. 12. День рождения - самый лучший праздник в году. 18-24. Вы оптимист, любите получать от жизни все и очень темпераментны. Вас любят окружающие, для них ваш день рождения тоже праздник. 10-16. Вы спокойный, уравновешенный человек. Вы умеете дружить, и вам можно доверять самые сокровенные тайны. Вы очень любите танцевать...

https://www.сайт/psychology/14944

Заполните тест сами и попросите это сделать партнера. Оцените каждое утверждение по следующей схеме: 1 балл - совершенно согласен/согласна, 2 - согласен/согласна, 3 - затрудняюсь ответить, 4 - не согласен/не согласна, 5 - ...


ВВЕДЕНИЕ

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1 Понятие и задачи психодиагностики

2 Понятие и задачи психодиагностики

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

1 Работа психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания

2 Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы . В населении не только нашей страны, но и всего мира в течение последних десятилетий увеличивается доля пожилых людей. Этот демографический процесс, характерный для индустриально развитых стран, имеет глубокие социальные и экономические последствия. Социализация человека в любом обществе протекает в условиях, для которых характерно наличие многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие индивидуума. Поэтому объективно часть населения становится или может стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

В пожилом возрасте формируются психологические особенности личности человека, которые необходимо учитывать при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации. В этом возрасте складывается жесткий внутренний порядок структуры личности, и люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет положения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.

С точки зрения гуманистической психологии, важнейшее условие самореализации (в любом возрасте), личностного роста и психического здоровья - это позитивное принятие человеком себя, которое возможно только при безусловном позитивном принятии со стороны значимых других. По-видимому, для пожилых людей принятие себя связано с безусловным позитивным принятием своего жизненного пути (семьи, профессии, досуга, жизненных ценностей и другого). Для большинства пожилых практически исчерпаны возможности сколько-нибудь серьезных изменений в жизни. Но пожилой человек может бесконечно много работать над собой в идеальном плане, внутренне. Именно в этом ему необходима психологическая помощь, его ведущей деятельностью становится внутренняя работа по принятию своего жизненного пути. Нельзя забывать, что пожилые люди являются «хранителями огня», носителями нравственных норм и ценностей общества. Не зря в передовых культурах преобладала поддержка престарелых и уважение к ним.

Психологические процессы, хотя и отличаются в пожилом возрасте некоторой ригидностью и немного замедлены по сравнению со зрелым возрастом, все же обеспечивают необходимый уровень жизненной активности. Умственные способности пожилых людей гораздо выше, чем это принято считать. В житейском плане пожилые люди при благоприятном старении умеют находить разрешения конфликтных и сложных жизненных ситуаций.

Для того, чтобы выяснить потребности в психологической помощи и наличия у пожилых людей психологических ресурсов проводятся различные исследования.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Разработанность темы . Данная тема недостаточно хорошо разработана в трудах отечественных ученых и исследователей. Исследование механизмов психической жизни в пожилом возрасте только начинается в полной мере, но уже первые работы показывают, что этот путь позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.

Цель курсовой работы - рассмотреть психодиагностику пожилых людей.

Исходя из заданной цели были определены следующие задачи :

изучить понятие и задачи психодиагностики;

рассмотреть методики психодиагностики;

на примере геронтологического центра раскрыть психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации;

проанализировать работу психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания.

Объект курсовой работы - общая психология

Предмет - психодиагностика пожилых людей.

При написании курсовой работы были использованы монографии авторов, учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий «Психология зрелости и старения», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Работник социальной службы», Социальное обслуживание» и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В конце работы приводится список использованной литературы.


1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ


.1


Вопрос о том, «кто есть кто» - это первый вопрос, который задает себе психолог, начиная работать с клиентом. Понять и определить неповторимые личностные особенности клиента, его способности мотивы действий поможет одна из областей психологической науки - психодиагностика.

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном состоянии человека в целом или о каком-либо взятом психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии, сложилось два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

.Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

.В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

.Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

.Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к различным условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способов их интерпретации?

.Каковы основные процедуры конструирования и проверки научных методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

.Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

.Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

.Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

.Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов - теоретические и практические - тесным образом взаимосвязаны.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. ЕЕ целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-то советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия.

Научная и практическая психология решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

.Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

.Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства. В основе работы психолога-диагноста должен лежать принцип «Не навреди!».

Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.


1.2 Понятие и задачи психодиагностики


В психологии существует множество классификаций психодиагностических методик. В качестве примеров можно привести наиболее известные из них.

Классификация С.Л. Рубинштейна (1945 г.)

Основные методы исследования:

.Наблюдение прямое (за человеком), косвенное (за продуктами деятельности человека), внешнее (объективное).

.Эксперимент лабораторный (смоделированный); естественный (во время профессиональной деятельности); вспомогательный (анкета, беседа); по обучению.

Особые методы исследования:

.Генетический (сравнение между разными возрастными группами).

.Сравнительный (между нормой и патологией).

Классификация Б.Г. Ананьева (1977 г.)

Организационные методы:

.Сравнительный метод (сравнение различий в пределах одного возраста).

.Лонгитюдный (сравнение различий по одному какому-либо признаку в пределах довольно большого промежутка времени).

.Комплексный метод (определяются равноправие или подчинение отдельных свойств личности, прогнозируется ситуация).

Эмпирические методы:

.Обсервационные - методы наблюдения и самонаблюдения.

.Экспериментальные - лабораторный, естественный, обучающий, полевой.

.Праксиметрические - анализ деятельности и ее продуктов.

.Моделирования (математическое, кибернитическое).

Тесты.

.Биографический (анализ фактов и событий жизни).

Методы обработки экспериментальных данных:

Количественные.

Качественные

Методы интерпретации:

.Генетический - определение закономерностей изменений.

.Структурный - изучение взаимосвязей между свойствами личности.

Психодиагностические методики подразделяют:

по форме ответа - на устные и письменные;

по количеству обследуемых - на индивидуальные, групповые;

по однородности (неоднородности) задач - на гомогенные и гетерогенные;

по ориентации - на скорость, на мощность, на диагностику межличностных отношений;

по компетентности - на одиночные и тестовые батареи;

по назначению - на общедиагностические, профессиональной пригодности;

по влиянию диагноста на получаемые результаты - на объективные и субъективные.

Остановимся более подробно на последней классификации.

Все существующие методики можно разделить на объективные и субъективные. В объективных методиках влияние диагноста на результаты минимально, а в субъективных - результат напрямую зависит от опыта и интуиции психолога.

К объективным методикам относятся:

Приборные, психофизиологические, в которых приборы определяют дыхание, пульс, биотоки мозга.

Рассматривая психофизиологические методы диагностики, необходимо сказать, что это направление возникло в нашей стране и еще не в полной мере вошло в мировую практику психодиагностики. Основой этих методик стала отрасль в психофизиологии, которая изучает особенности протекания психических процессов у человека. Эти особенности выражаются в работоспособности, помехоустойчивости, переключаемости и других показателях протекания психических процессов.

Данный тип методик отличается от других тем, что не содержит оценок, так как нельзя сказать, что одни свойства нервной системы лучше, а другие хуже.

Аппаратурные поведенческие, регистрирующие скорость реакции, точность, координацию.

Они являются наиболее надежными. Но из-за сложности и громоздкости их используют чаще всего в научно-исследовательской работе и для доказательства точности бланковых методик.

.Тесты-опросники, в которых выбирается ответ из предложенных вариантов, описывая индивидуальные способности или предпочтения личности.

.Методики самооценки, в которых испытуемый сам оценивает какие-либо объекты (себя, свою жизнь в прошлом, в будущем, знакомых, окружающий мир).

Среди субъективных методик выделяют:

.Наблюдение, опрос. Они позволяют получать обширную информацию о человеке, о межличностных отношениях в семье, на производстве. При кажущейся простоте эти методы диагностики требуют особого искусства.

.Анализ продуктов деятельности человека (личных писем, сочинений, дневников, фотодокументов, орудий труда). Одним из способов изучения подобных источников является контент-анализ (анализ содержания).

.Ролевые игры. В процессе игры человек проявляет свои личностные качества. Это дает основание поставить диагноз.

.Проективные методики. От других их отличает нестандартность процедуры проведения и толкования. Чтобы хорошо работать с проективными методиками, психологу-практику надо помимо высокой профессиональной классификации творчески мыслить, иметь особый подход к каждому случаю, интуицию.

Наиболее распространенная на сегодняшний день методика психодиагностики - тесты. Но прежде чем перейти к ее описанию, хочется сказать несколько слов о методе наблюдения.

Во внешнем виде, поведении проявляется многое, что происходит у него внутри. За едва заметными движениями рук, глаз, тела психолог-диагност должен видеть характер, настроение, стремление исследуемого. Одежда, манера говорить, построение фраз также могут сказать о человеке многое. Задача наблюдателя как раз и заключается в том, чтобы увидеть и обобщить это многое.

Тесты - наиболее надежный метод в психодиагностике. Тест - проба, испытание, стандартизированное исследование различных, прежде всего личностных характеристик человека, предполагающее выполнение им определенных заданий.

По форме проведения тесты бывают индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, аппаратурными и компьютерными; словесными и несловесными. Любой тест состоит из нескольких частей. В его состав входит инструкция, тестовая тетрадь с заданиями, стимульный материал (если это необходимо), бланк, шаблон для обработки данных.

Результаты теста сопоставляются с нормами, которые, в свою очередь, определяют опытным путем. Нормой считают уровень статистически среднего человека. Результаты, сравнивая с нормами, называют низкими, средними или высокими.

Качество теста определяется такими характеристиками, как надежность, валидность, достоверность.

Таким образом, психодиагностика - раздел психологического знания и психологической практики, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни.

В самом общем понимании психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза, под которым понимается распознавание отклонения от нормального психического функционирования и развития, а также определение психического состояния либо конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы), либо той или иной психической функции или процесса у конкретного лица.


2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ


.1 Работа психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания


Для того, чтобы пожилой человек чувствовал себя полноценным членом общества, необходимо его участие в общественной жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Считается, что наиболее важны для человека две сферы: общение и повседневная деятельность. К сожалению, очень многие пожилые люди в силу различных причин бывают лишены этого. В результате возникает психологический дискомфорт, и чувство дезориентированности в условиях современной жизни. Поэтому для решения психологических проблем и возрастных трудностей пожилых людей в центрах социального обслуживания организуются психологические службы. Работа психолога сегодня в основном ведется именно с этой категорией граждан.

Осознание нового жизненного статуса в преддверии старческого возраста, понимание смысла своей новой жизни, состояния, во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей. Отсюда вытекают задачи, которые должен решать психолог, работающий с пожилыми и престарелыми людьми в центре социального обслуживания:

повышение общего фона настроения;

повышение самооценки;

формирование позитивного образа старости как времени для внутреннего покоя, развития, сознания важности прожитой жизни;

обсуждение всего хорошего, что имеется в актуальной жизненной ситуации.

Помощь психолога предполагает как индивидуальную, так и групповую работу.

Психолог, в ходе индивидуального консультирования пожилых людей обращающихся за помощью в центр, раскрывает им понятие удовлетворенности жизнью в старости, условия ее достижения, а так же условность понятия «счастливая старость»; он объясняет пожилому человеку, что есть другое понятие - «успешное старение». Оно предполагает постоянное приложение усилий для совладания с утратой или недостаточными проявлениями многих сторон жизни, присущих процессу старения. Психолог побуждает к постоянной и разумной активности, адекватным физическим и умственным упражнениям, которые обеспечивают пожилого человека необходимыми навыками борьбы с недугами, способствуют решению основных задач возрастного развития и сопровождаются переживанием удовлетворения жизнью в этом возрасте.

Бывают случаи, когда пожилому человеку необходима психологическая помощь, но он не решается прийти к психологу в силу каких-то внутренних причин, барьеров. Он гораздо увереннее чувствует себя дома. В этом случае эффективность психологической консультации в домашних условиях будет гораздо выше.

Процедура возрастно-психологического консультирования строится с учетом особенностей личности клиента и его стратегии адаптации к возрастным изменениям. Для того, чтобы учесть все особенности необходима процедура тестирования. Здесь может возникнуть еще одна проблема. В ходе практики работы с пожилыми людьми выяснилось, что у людей старше 65-68 лет возникают определенные трудности. Это и повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, и слабая мотивация деятельности. Все это влияет на данные тестирования. Заметны также изменения и в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, подозрительность, вследствие чего результаты не всегда достоверны. Поэтому этот метод диагностики личности проводится крайне редко. Из опыта работы стало понятно, что гораздо эффективнее использовать психодиагностическую беседу с пожилыми людьми. Главное очень деликатно направлять ее в нужное русло, и мы многое можем узнать о человеке.

Особенностью работы с пожилыми людьми является принцип активации и реактивации ресурсов клиента, так как невостребованные функции угасают. В этом случае психолог центра эмоционально воздействует на своих клиентов, говоря о том, что в каждом человеке, не смотря на кажущуюся немощность, заложен огромный потенциал, и он в состоянии решить свои проблемы даже, даже бы, в безвыходных ситуациях. В этом случае помогают и определенные техники психотерапии.

Основным видом психотерапии пожилых людей является общение с ними. Этот метод работы универсален и используется практически во всех случаях контакта с клиентами. Любой пожилой человек нуждается в собеседнике, он ждет сочувствия, ласковых слов, ободрения, внимания и желания его слушать. Поэтому нужно всегда найти время для общения, вселить надежду и веру, стремление к жизни.

Психотерапия может быть рациональной, использующей метод убеждения. В этом случае работа психолога центра сводится к беседам с больными и пожилыми людьми, во время которых разъясняется причина заболевания и характер имеющихся нарушений. Психолог призывает пожилого человека изменить свое отношение к волнующим событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся психологических симптомах. Достоинство этого метода заключается в том, что пожилой человек активно участвует в процессе, который укрепляет его интеллект, открывает возможность изменить свои взгляды и установки. Как показала практика, этот метод достаточно эффективен в работе с пожилыми людьми, недавно вышедшими на пенсию, то есть в возрасте от 55 и до 65 лет.

Еще одной, не мене эффективной техникой в практике психодиагноста может явиться работа с воспоминаниями. Для людей, вступивших в период старения, этот метод является наиболее эффективным способом индивидуального мотивирования жизненной активности и формирования толерантного отношения к старению и неизбежности смерти. Этот метод так же универсален и подходит для работы с совершенно разными пожилыми людьми. Это могут и достаточно активные клиенты, так и лежачие больные. Эта техника имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлена на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него.

В работе с воспоминаниями как показывает работа с пожилыми людьми, очень важно возвращение, и неоднократное, к позитивным воспоминаниям о событиях, в которых появились сильные цельности личности, самоуважения и психологического здоровья

Одна из самых больших проблем людей пожилого возраста - это потеря смысла жизни. Результат - депрессия, агрессивный настрой и другие отклонения в поведении. В этом случае использует логотерапию. Эта техника не предлагает и не «прописывает» смыслов. Важно дать понять клиенту, что не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит вопрос перед ним, а человеку приходится постоянно отвечать на него, не словами, а действиями.

Очень положительный эффект имеет тренинговая работа с пожилыми людьми.

Не секрет, что многие люди до сих пор имеют весьма смутное представление о том, чем именно занимается психолог. Не всегда люди знают о том, что такое психологическая проблема и в каких случаях помощь профессионала просто необходима. Но даже тогда, когда человек имеет определенное представление о необходимости психологической помощи, существует много субъективных факторов, блокирующих потребность обратиться к психологу. Для того, чтобы психологическая служба была востребована необходимо, чтобы люди, в том числе и пожилые, знали не только о ее существовании, но и о самой сути услуг, которые она предоставляет. Без распространения этих знаний ее эффективность будет снижаться.

Таким образом, задача психолога в работе с пожилыми людьми - воспринимать их до не изолированно, вне их жизненного пути, а напротив понимать, что их нынешнее состояние есть отражение многоаспектного, многослойного и поэтапного, непрекращающегося процесса становления личности. Самое главное - каждый пожилой человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Важно донести это до пожилого человека, чтобы он понял, что самоценность человека должна быть сохранена полностью и у него появляется шанс вновь приобрести потерянную гармонию, причем на более высоком уровне.


2.2 Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации


Формирование у пожилых людей достаточной психической гибкости на основе оценки психологического статуса позволяет правильно понять себя и окружающих, способствует адаптации к переменам. Особую важность приобретает механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь - сил, здоровья, статуса, группы поддержки. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм. В данном случае подразумевается доминирование какого-либо одного из этих механизмов, который начинает проявляться во всех, даже неадекватных для него ситуациях. Так, появляется нежелание новых контактов, даже боязнь их, стремление отгородиться от всех, в том числе и от близких людей, эмоциональная холодность, порой враждебность к ним. С этим связаны обидчивость, конфликтность, желание настоять на своем и в малом, и в большом. Отчуждение, уход и агрессии, часто проявляющиеся уже как деструктивность (например, участие в митингах, демонстрациях), являются важным показателем эмоциональной и личностной нестабильности, которые привели к фиксации на одном из непродуктивных механизмов психического функционирования.

В данной курсовой работе будет рассмотрена психодиагностика пожилых пациентов геронтологического центра «Уют».

Для исследования психологических защит пожилых пациентов геронтологического цента был выбран опросник Плутчика-Келлермана- Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).

психодиагностика пожилой реабилитация социальный

Таблица 1 - Характеристики психологических защит пожилых пациентов

Психологические защиты%Проекция42,18Отрицание26,64Рационализация17,76Гиперкомпенсация13,32Замещение4,44Вытеснение4,44Регрессия2,22Компенсация2,22

Из таблицы 1 следует, что наибольшее число обследованных пациентов имеют ведущей психологическую защиту по принципу проекции (42,18%). Суть ее заключается в том неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому. Проекция - это тенденция человека приписывать окружающей среде ответственность за то, что берет свое происхождение в нем самом. К проекции прибегают люди, когда встречаются с невозможностью принимать некоторые свои потребности и чувства, и потому приписывают их объектам окружающего мира. С миром человек устанавливает определенные отношения, характеризующиеся повышенной напряженностью (гнев, раздражение, страх, интерес, восхищение и т.д.).

В пожилом возрасте проекция часто проявляется как приписывание другим негативных эмоций или черт характера, которые невозможно признать в себе, то есть человек, человек сам имеющий патологические черты характера (например, раздражительность и обидчивость), замечает их в других.

Проекция может расцениваться как патологическая только в том случае, если она становится систематической, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Однако здоровая проекция необходима: именно она поможет установить контакт и понять другого человека. Вообразить себе, что чувствует другой, можно только встав на его место. Проекты на будущее - это проекции собственных фантазий.

Отрицание (к нему прибегают 26,64% участвующих в исследовании) - такая форма психологической защиты, которая характеризуется отказом от осознания определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании, зачастую путем бегства в грезы, фантазии. Часто такой механизм возникает в отношении каких-то хронических или «страшных» заболеваний. Проще и менее болезненно убедить себя, что ты не болен, чем принять факт наличия болезни и приложить усилия к ее лечению, переживать, бояться не выздороветь. В связи с этим пожилые люди недостаточно внимательно относятся к рекомендациям врачей.

Значительно реже преобладают механизмы рационализации, гиперкомпенсации и замещения. Рационализация (преобладает у 17,76% обследованных) - форма психологической защиты, характеризующаяся рациональным объяснением человеком своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы. Примером рационализации может быть преувеличение имеющихся ценностей, чтобы дискредитировать недосягаемое желание - «лучше синица в руках, чем журавль в небе». На ранних этапах развития личности рационализация - эффективный механизм защиты, но у пожилого человека излишне активное использование данного механизма может привести к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя в мире.

Гиперкомпенсация обозначена А. Адлером как особая компенсация, при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но и достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим, то есть при невозможности, к примеру, самостоятельно выполнять тяжелую работу по дому, но при сохранности мелкой моторики, некоторые пенсионерки начинают заниматься каким-либо видом рукоделья, достигая высокого уровня мастерства. Таким образом, 13,32 обследованных имеют преобладающей именно эту защиту.

Остальные психологические защиты - замещение, вытеснение, регрессия и компенсация - наименее распространены среди пожилых людей.

Для исследования ведущей стратегии выхода из конфликта используется методика «Стратегия выхода из конфликта».


Таблица 2 - Характеристика «Стратегия выхода из конфликта» у пациентов геронтологического центра

Стратегия%Компромисс28,86Избегание28,86Приспособление13,32Соперничество11,1Сотрудничество4,44

Из всех обследованных пациентов по 28,9% выбрали ведущей стратегией поведение в конфликте стратегию «компромисс» и стратегию «избегание». Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Она не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. Компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию при изменении обстоятельств, вызывающих напряженность.

Стратегия ухода (избегание) отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Стратегия применима, когда конфликт не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Обе эти стратегии не приводят к разрешению конфликта и продуктивны только в определенных ситуациях. Однако в данном исследовании видно, что большинство опрошенных (57%) выбирают эти две стратегии как наиболее типичные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Оба типа реагирования в конфликте достаточно «экономны» по эмоциональным «затратам». Их преобладание можно объяснить высокой ценностью сложившихся социальных связей в пожилом возрасте и ослаблению эмоционально-волевого компонента личности - не всегда хватает волевых усилий на достижение желаемой цели, поэтому пожилые люди прибегают к стратегиям, наименее болезненным, и приводящим к скорейшему выходу из конфликта.

Приспособление как способ разрешения конфликта, предпочитают 13,32%. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, то есть человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В данной стратегии приоритет отдается межличностным отношениям.

Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели. Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.. Данная стратегия характерна для конформистской личности.

Детальный анализ данных по каждому пожилому человеку показал, что стратегия избегания характерна для тех, у кого преобладает «вытеснение» и «отрицание». У большинства обследованных - 61,52% с данной ведущей стратегией выраженный механизм «вытеснение»; 30,79% - «отрицание» и 7,69% - регрессия. Компромисс как способ конфликтного поведения характерен для людей с психологической защитой «рационализация», у 90% обследованных ведущей является эта психологическая защита.

Еще один компонент психодиагностики - уровень надежды. Надежда рассматривается как диспозиция личности, то есть как готовность к оценке возможного, возникающая при ожидании личностью какого-то важного и труднодоступного блага, а также готовность к последовательному поведенческому акту ради достижения этого блага.

При проведении анализа выбора стратегии поведения в конфликте и уровнем надежды так же прослеживается связь - пожилые люди, склонные добиваться желаемого, наиболее часто прибегают к стратегиям «компромисс» (47,74%) и соперничество (21,7%). Со стратегией «избегание» и со стратегией «приспособление» по 13,02%, со стратегией «сотрудничество» 4,34%. Те кто в равной степени склонен и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще выбирают стратегию приспособления - 47, 87%, компромисс - 28,58%, сотрудничество и избегание по 14,29%. Соперничество не является ведущей стратегией поведения в конфликте ни для одного из тех, кто в одинаковой степени планирует и достигает поставленных целей.

Таким образом, из полученных диагностических данных можно сделать следующие выводы:

ведущими стратегиями поведения в конфликтной ситуации для пожилых людей являются стратегии «избегание» и «компромисс»;

наиболее выражены у большинства опрошенных деструктивные психологические защиты «проекция» и «отрицание»;

конструктивные психологические защиты («рационализация», «компенсация», «гиперкомпенсация») присутствуют лишь у 38%;

Пожилые люди, предпочитающие не только планировать, но и достигать поставленных целей, в качестве основной стратегии реагирования в конфликте выбирают стратегию «компромисс»;

пожилые люди, в равной степени склонные и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще, выбирают стратегию «приспособление» (47,87%)

Для проведения более полного и развернутого анализа ситуации и выявления связей между стратегией поведения в конфликте и ведущей психологической защитой требуются дополнительные диагностические данные и наблюдения. Однако уже из полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство пожилых людей имеют недостаточно развитые компенсаторные механизмы, в связи с чем склоны к депрессиям, немотивированной агрессии, болезням и низкой социальной активности. Для нормального процесса старения должен доминировать прежде всего адекватный и полный вид компенсации, то есть этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь).

С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появления нового хобби и любых форм творчества, так с их помощью развивается полная компенсация.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, как определенная система прикладного знания психодиагностика позволяет психологу-практику совершенствовать свою работу с пожилыми людьми, эффективно решать свои профессиональные задачи.

Психодиагностика может использоваться и используется в различных областях социальной практики в ходе консультирования и оказания психотерапевтической помощи, для прогнозирования психологических последствий изменения среды обитания человека, при осуществлении самых различных видов социальной работы и т.д. В каждой из областей социальной практики, где осуществляется психодиагностика, существуют специфические условия использования психодиагностических средств, ставятся специфические психодиагностические задачи, используются специфические методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик. Однако фундамент любой специальной психодиагностики образует решения более общих, в своем роде универсальных вопросов, составляющих предмет общей психодиагностики.

К таким вопросам можно отнести выявление методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария и принципов формулирования психодиагностических заключений; разработку методов и конкретных методик психодиагностики наиболее универсальных объектов, таких, например, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения; разрешение проблем.

Один из важнейших методологических принципов, на котором строится психодиагностика и который отличает ее от научного исследования, заключается в следующем. Психолог-исследователь ориентирован на поиск еще не установленных, «неизвестных закономерностей» и использует для их пока заранее определенных по какому-либо признаку «известных испытуемых», сознательно пренебрегая их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста же, наоборот, именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектов интереса и выявления, он в процессе психодиагностики ориентирован на поиск уже установленных, «известных закономерностей» у «неизвестных обследуемых».

Основные требования к психодиагностическому инструментарию, к используемым для психодиагностики методикам и методам могут быть сформулированы следующим образом: используемые методики должны позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие, по сравнению с процессом ее «естественного» поступления, сроки; эта информация должна носить целенаправленный характер и как можно полнее отражать вполне определенные свойства диагностируемого объекта (пожилого человека), те или иные его особенности; информация должна быть представлена в виде, позволяющим ясно и однозначно дать количественное и качественное сравнение индивида с другими аналогичными объектами. Психодиагностическая информация должна быть полезна с точки зрения как построения прогноза развития, динамики состояния или ситуации, так и выбора средств вмешательства, коррекции.

Практическая психодиагностика также предполагает учет мотивации обследуемого и знание способов ее поддержания; психодиагност должен уметь оценивать состояние индивида в момент психодиагностики, должен владеть навыками сообщения информации обследуемому индивиду.

В контексте социальной работы психодиагностика применяется для выявления психологических особенностей и состояний клиентов социальных служб. При этом психодиагностика нацелена на то, чтобы позволить осуществить вмешательство в социальную ситуацию клиента наиболее полезным для него способом с учетом результатов психодиагностики.

Психодиагностика как процесс включает в себя определенные стали. На первой стадии осуществляет анализ и, как правило, переформулирование поступившего к нему запроса. Психолог как бы производит своеобразный перевод заявляемой клиентом проблемы с языка житейских, обыденных представлений на свой особый профессиональный язык и осуществляет постановку психологического диагноза.

На второй стадии психолог формулирует цели и задачи психодиагностики, производит оценку и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на пожилого человека, а если необходимо и возможно, то и на социальную ситуацию.

На третьей стадии психолог осуществляет намеченное им воздействие, которое может происходить в различных формах: беседа, консультация, игра, тренинг и пр.

В данной курсовой работе объектами психодиагностики выступали пожилые люди.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гаврилова, Е.В. Психосоциальная работа с пожилыми людьми в центре социального обслуживания /Е.В. Гаврилова, О.И. Кононова //Работник социальной службы. - 2010. - №3. - С.82-99

.Глухова, И.Ю. Специфика образа старости в различных возрастных группах /И.Ю. Глухова, М.Н. Зыкова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №1. - С.46-73

.Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога /Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с.

.Ермолаева, М.В. Значение жизненного пути в старости /М.В. Ермолаева //Психология зрелости и старения. - 2007. - №2. - С.58-82

.Калашников, И.Г. Психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации /И.Г. Калашников, Н.В. Тихонова, Н.И. Бондаренко //Социальное обслуживание. - 2010. - №6. - С.20-26

.Крайг, Г. Психология развития /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

.Миннигалеева, Г.А. Оказание психолого-педагогической помощи пожилым людям в Центре социального обслуживания: потребности и возможности _ /Г.А. Миннигалеева //Психология зрелости и старения. - 2003. - №1. - С.63-81

.Массон, Г.В. Отношение «личностный смысл - состояние экзистенциальной тревожности» в пожилом возрасте /Г.В. Массон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.80-85

.Масон, Г.В. Проблема организации исследования психических состояний у неработающих пожилых людей /Г.В. Масон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №3. - С.42-49

.Настольная книга психолога ОСН /Под ред. Т.Г. Беляевой. - Горно_Алтайск, 2001. - 246 с.

.Немов, Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 632 с.

.Обозов, Н.Н. Психодиагностика личности /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 1998. - 426 с.

.Обозов, Н.Н.. Психология работы с людьми / Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. - Киев, 2000. - 416 с.

.Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2001. - 316 с.

.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 224 с.

.Психология для студентов вузов /Под ред. Е.Н. Рогова. - М.:ИКЦ «МарТ», 2005. - 560 с.

.Психосоциальные проблемы людей пожилого и старого возраста /С.С. Чернякова //Психология зрелости и старения. - 2005. - №3. - С.78-87

.Сапогова, Е.Е. Ностальгия по себе: экзистенционально-психологические пространства «кризиса старения» /Е.Е. Сапогова //Психология зрелости и старения. - 2009. - №3. - С.43-63

.Солодникова, И.В. К проблеме развития личности на этапах жизненного пути /И.В. Солодникова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.86-102

.Филозоп, А.А. Программа психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста /А.А.Филозоп //Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2009. - №2. - С.17-25

.Шатохина, В.А. Опыт работы с нарративами в консультировании людей пожилого возраста в системе социального обслуживания /В.А. Шатохина //Психология зрелости и старения. - 2009. - №4. - С.56-67

.Щелканова, Е.А. Программа социально-психологического сопровождения лиц старшего и позднего возраста (практика реализации в комплексном центре социального обслуживания населения) /Е.А. Щелканова //Работник социальной службы. - 2009. - №6. - С.84-96


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.