Как получить страховую часть пенсии военным пенсионерам. Напомним, что пенсионный возраст – это достижение. Право на накопительную пенсию

Федеральный закон № 156 гласит, что все военные пенсионеры имеют право на дополнительную выплату от Пенсионного фонда РФ. Мы рассмотрим:

  • что собой представляет гражданская пенсия;
  • кому именно положена «военная доплата»;
  • оформление военной пенсии и нужная документация;
  • как происходит расчёт, а также способы выдачи.

Что такое дополнительная пенсия

Государством предусмотрено назначение определённой группе граждан «второй выплаты», которую выдают одновременно с основной пенсией. Начисление таких денежных средств осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР).

Гражданская дополнительная пенсия – это вид финансовой поддержки от государства. Сюда входят бывшие военные, проработавшие нужный срок в Армии России или в других силовых ведомствах, но продолжающие официально трудиться в других сферах, добавляя себе стаж.

Пример: бывший лейтенант ФСБ, пенсионер, устроился на работу и стал водителем. Но есть несколько условий для назначения гражданского вознаграждения от государства, и о них вы узнаете ниже.

Кому положена гражданская пенсия для военных пенсионеров после 60 лет

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Первое обязательное условие – человек должен отработать в силовых структурах. Это пенсионеры Министерства внутренних дел страны, Федеральной службы безопасности России, Вооружённых сил, службы исполнения наказаний, судебные приставы – все те, у кого были погоны с воинским званием.

И несколько других условий, таких как:

  • состояние на учёте в Пенсионном фонде РФ;
  • достижение гражданином пенсионного возраста;
  • наличие минимального страхового стажа и баллов ПФР;
  • наличие пенсии по инвалидности или по выслуге лет
  • осуществление пенсионных отчислений в ПФР от работодателя (производится каждый месяц).

Напомним, что пенсионный возраст – это достижение:

Для всех людей он устанавливается одинаково, но определённым лицам эти показатели снижают.

Например, тем гражданам, которые работали в областях Крайнего Севера, были ликвидаторами последствий аварии на ЧАЭС им. В. И. Ленина и так далее.

В этом году минимальный страховой стаж равен 9 годам. Руководство Пенсионного фонда Российской Федерации обещает его повышать с каждым годом, и этот минимум остановится на отметке 15.

Баллы являются равносильными единицами для установления трудовой пенсии, их ввели для защиты от инфляции. Будущему пенсионеру в 2019 году придётся набрать 13,8 балла. Их нужное число тоже будет расти, остановившись на отметке 30.

От числа баллов и времени официальной занятости (стажа) зависит размер трудовой пенсии. Чем больше их показатели, тем выше назначенная пенсия.

При недостаточном количестве с этих единиц пенсию ПФР не установит – таким гражданам придётся рассчитывать на социальные выплаты в соответствии с прожиточным минимумом региона.

Страховая пенсия по старости назначается бывшим военным без учёта фиксированной выплаты!

Как оформить

Чтобы начать получать «военную пенсию», надо обратиться в Пенсионный фонд РФ, направив туда заявление. Есть четыре способа:

  • личная явка в отделение ПФР по месту регистрации или фактического проживания;
  • через сайт pfrf.ru – с помощью «личного кабинета»;
  • по Почте России;
  • кадровой службой своего работодателя;
  • через Многофункциональный центр по месту постоянной прописки или фактического пребывания.

Заявление на установление «второй пенсии» для военных выглядит так:

Второй вариант удобнее – ходить никуда не нужно. Этим способом отправляется то же самое заявление, только в электронном варианте. Создаётся личный кабинет (простая регистрация на сайте). Нажмите на ссылку, она выделена на скриншоте красной стрелкой.

Старайтесь заполнять заявление правильно: вносите только достоверные данные без ошибок! В случае если гражданин направит неправильно оформленный бланк, то пенсионный орган может отказать ему в операции.

Какие нужны документы

Вместе с заполненным бланком пенсионному органу нужно представить документацию:

  • удостоверение личности. Его роль выполняет паспорт гражданина России или вид на жительство, если это иностранец или лицо без гражданства. Таковыми могут выступать и другие документы: об этом сотрудники ПФР обязательно расскажут в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;
  • справка, содержащая информацию о силовой структуре, где человек был трудоустроен, когда начал получать пенсию, если по инвалидности, то при каких обстоятельствах и так далее. Сюда же относятся данные о времени работы в органах и факты увольнения по выслуге лет;
  • документацию, сообщающую о его стаже (трудовая книжка, договор, справки от работодателя или государственной структуры и прочее);
  • «зелёную карточку» — СНИЛС;

  • справку об официальной трудовой деятельности от гражданского предприятия, где бывший военный работал после службы в ведомствах).

Сотрудник пенсионного органа имеет право потребовать иные документы, поверх списка. Об этом работник ПФ России обязательно сообщит.

Если военный пенсионер работал до наступления 2002 года, то он может представить документацию, сообщающую о его среднемесячном заработке за любые 5 лет до 1. 01. 2002 г.

Порядок расчёта

Человеку, не знающему все нюансы пенсионных реформ, очень сложно произвести самостоятельный расчёт трудовой пенсии. Но возможно, если подробнее рассмотреть этот алгоритм.

Каждый месяц работодатель вносит платежи в пенсионный фонд за сотрудника, вычитая некоторую сумму денежных средств из его заработной платы. Из них 6% идёт на оплату задолженностей по страховым пенсиям.

Налогоплательщик (работник) имеет право сделать выбор:

  • либо он все 16% отдаст пенсионному органу на свою будущую пенсию;
  • или 10% он вложит в страховую программу, а 6 – в качестве накопительного взноса.

Расчёт дополнительной пенсии бывшим военным и сотрудникам силовых ведомств осуществляется по установленной законодательством РФ формуле:

РП = СПК х ИПК

РП – это пенсионное обеспечение, его размер. СПК – это цена одного балла ПФР. Считается на первый день назначения пенсии. ИПК – накопившаяся сумма индивидуальных баллов. Сейчас 1 балл стоит 78 рублей 58 копеек.

Примерный расчёт. Александр Иванович Николаев – бывший сотрудник Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Он уволился и уже 10 лет работает на заводе – обслуживает станки за 30 тысяч в месяц.

Допустим, каждый год Александр Иванович получал 3,53 пенсионного балла. 3,53 балла умножаем на 10 лет и получаем 35,3 балла – это за всё время его работы на заводе. Теперь считаем РП: 35,3 (все бонусы) х 78,58 (стоимость одного балла) и получаем 2773 рубля 87 копеек.

На сайте Пенсионного фонда РФ есть онлайн калькулятор, он поможет вести подобные расчёты. Для этого надо:

  • зайти на сайт;
  • пролистать вниз и нажать на ссылку «Пенсионный калькулятор»;

  • ввести туда размер своей заработной платы.

Руководство Пенсионного фонда обещает индексацию (повышение) второй «военной» пенсии.

Как производятся выплаты

Порядок получения бывшими военными второй пенсии ничем не отличается от стандарта. Вот основные способы:

  • в кассе почтового отделения. Также вы можете выбрать доставку на дом, если вам трудно посещать отделение Почты России;
  • через банк, наличными средствами или в виде электронной валюты (на пластиковую карту клиента банка);
  • любая организация, которая также практикует доставку пенсий (на кассах или её сотрудники принесут денежные средства по адресу проживания пенсионера). Список таких заведений можно узнать у работников ближайшего отделения Пенсионного фонда России.

Получатель, сделав подобный выбор, вправе его изменить в любой момент. Для этого обращайтесь в то отделение ПФР, где выбирали.

Законодательством России предусмотрена дополнительная поддержка военных пенсионеров, которые решили начать работать в гражданской сфере, ранее уволившись из силового ведомства.

Оформить вторую пенсию таким гражданам можно, если соблюдены условия. Для её назначения надо обратиться в Пенсионный фонд РФ, подать соответствующее заявление, а также подготовить и представить нужный пакет документов.

Размер этой выплаты зависит от стажа гражданской работы (время военной деятельности не считается) и накопленных бонусов. Расчёт осуществляется в соответствии с установленной формулой.

Получить вторую пенсию бывший военный имеет право, выбрав один из способов её доставки.

Видео: Вторая пенсия военным пенсионерам

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости. Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать. Если работодатель в соответствии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин). До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает. Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст­вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком ­«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следствием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного ­обеспечения», ­вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде. Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст­вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается. Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете. Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов ­конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия ­назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ­радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).

Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

где

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч ) ­рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного ­пенсионного капитала (ПК ) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) х Т,

  • РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для ­застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;
  • БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);
  • Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона ­о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП,

  • ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
  • ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
  • СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;
  • СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной ­продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 х 1,2 х 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 х 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму ­(300 месяцев) : 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) х 174 х 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) ­по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 х 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 х 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 х 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 х 1,08 = 1 172,18 руб.

Пример 4

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

Сноски

Свернуть Показать


С 2008 года у военных пенсионеров появилась возможность получить еще одно пособие — по возрасту. Меняющиеся нормы пенсионной системы требуют разъяснений в том, как производятся начисления, кто может претендовать на вторую пенсию, предназначенную для военнослужащих, и какие критерии при этом учитываются.

Разобраться, когда предоставляется право на военную и гражданскую пенсии одновременно, как его оформить и выгодно ли получать оба пособия, поможет анализ действующего законодательства.

До внесения корректив в пенсионное законодательство расчет выплат был достаточно прост. Закончив службу, они признавались пенсионерами и независимо от возраста получали пособие от своего ведомства. Пособие начислялось до достижения ими фактического пенсионного возраста, установленного в стране. В 60 лет для мужчин и 55 для женщин требовалось переоформить документы и полностью перейти на гражданский вид выплаты, отказавшись от военного.

Законодательная база

За последнее десятилетие система кардинально поменялась.

Перечень законов, необходимых для изучения вопроса формирования и назначения пенсий для военнослужащих в 2017 году:

  • 400 ФЗ от 28.12.13 («О страховых пенсиях»);
  • 166 ФЗ от 17.12.01 («О государственном пенсионном обеспечении»);
  • 156 ФЗ от 22.07.08 (изменения закона о пенсионном обеспечении);
  • 4468-1 ФЗ от 12.02.93 («О военных пенсиях»);
  • 173 ФЗ от 17.12.01 («О трудовых пенсиях», используемый в тех частях, которые не противоречат закону №400 «О пенсиях в РФ»).

Военная пенсия согласно закону 4468-1 полагается при уходе в запас по выслуге или по медицинским показаниям.

Для назначения пособия:

  • по выслуге сотрудникам силовых и военных ведомств достаточно на момент увольнения служить 20 лет;
  • по необходимо уволиться не раньше 45 лет, иметь минимум 25 лет трудового стажа, при этом не менее 12,5 из них в ведомстве;
  • по инвалидности, необходимо доказать, что она приобретена в процессе службы (проявиться заболевание может сразу или в период 3-х месяцев после увольнения);
  • по смерти кормильца за период службы. Лица, которые находились на иждивении такого военного, имеют право обратиться за пособием.

При назначении пенсионного пособия по выслуге важно основание увольнения. Военнослужащий может уйти со службы в результате изменений в штатном положении, из-за состояния здоровья или по возрасту, только тогда у него возникнет право получить выплату.

Сумма пособий по инвалидности, выслуге и социальной пенсии в РФ, предназначенная военным пенсионерам и их родственникам, зависит от размера денежного довольствия, звания, количества лет службы, кроме того, при расчете учитываются условия работы. Так годовой период участия в боевых операциях засчитывается, как 3 года службы. Если работать приходится в особых условиях, то 3 года при подсчете будут учтены как 4.

Формула расчета пособия по выслуге, если в военном ведомстве отработано 20 лет на момент увольнения: среднее денежное довольствие за 20 лет × на 50%.

За каждый дополнительный год полагается добавить 3%. При подсчете используются понижающие коэффициенты, они зависят от территории прохождения службы, состояния здоровья и прочих критериев.

Начисление выплат начинает производиться с момента принятия решения о праве на льготную пенсию, в 10-ый период после обращения за ними военнослужащего.

Нормы, предоставляющие военнослужащим дополнительное пособие, изложены в поправках, внесенных 156 ФЗ к закону 166. Они содержат критерии и требования, дающие военнослужащим право на получение 2-х пенсий: военной и гражданской одновременно, либо на выбор одной из выплат.

Круг лиц, которые могут рассчитывать на 2-е пенсии, ограничен. Основное гражданское население при наличии нескольких вариантов пенсионных выплат обязано выбрать один.

Кому положена

По новым правилам потребовать 2-ю пенсию у государства можно, если к моменту наступления возраста, при котором положены социальные гарантии, граждане уже получают военное пособие.

Закон распространяется на лиц, получивших пособия по инвалидности или на основании выслуги, если она заработана:

  • в вооруженных силах России, СССР или СНГ;
  • в государственных частях охраны, безопасности или обороны;
  • в пожарных частях;
  • в пограничной службе;
  • в системе уголовно-исправительных органов;
  • в государственных отделах по борьбе с преступлениями;
  • в других государственных отделах, причисленных к военным ведомствам.

Кроме того, право на 2 пособия имеют:

  • родители, вдовы и дети военнослужащих, погибших за время боевых действий, прохождения службы или по ее окончании, если причиной явилась ;
  • родители, вдовы и дети космонавтов, погибших при исполнении обязанностей;
  • нетрудоспособные лица.

Понять, положена ли военному пенсионеру 2-я пенсия, можно, изучив условия ее законного предоставления. Если он соответствует всем требованиям, то пенсионер имеет право рассчитывать на дополнительную выплату.

Критерии предоставления второй пенсии

Страховая гражданская выплата военнослужащим предусмотрена для тех, кто подходит под утвержденные законом критерии.

Условия назначения:

  • Наличие льготного обеспечения (по выслуге лет или инвалидности).
  • Наступление установленного пенсионного возраста (у мужчин – 60, у женщин – 55лет, для госслужащих в 2017 году – 60,5 и 55,5, с ежегодным повышением до 65 и 63 лет соответственно).
  • Достаточный стаж гражданской работы (8 лет – на 2017, в последующем критерий ежегодно будет повышаться на 1 год до достижения уровня – 15 лет).
  • Достаточное количество ИПК – пенсионных баллов (11,4 в 2017, при ежегодном увеличении на 2,4 балла до 30 лет).

Если военную выплату назначает ведомство, при котором числился заявитель, то расчетом и начислениями страховой части занимается ПФР.

Важно учесть, что при расчете 2-ой пенсии не будет учтена фиксированная выплата.

Страховые взносы с гражданской работы будут учтены только при условии, что физическое лицо зафиксировано системой ОПС (обязательного пенсионного страхования), и на личный счет бывшего военного перечисляются взносы.


Номер индивидуального счета указан в СНИЛС (страховом свидетельстве). Получают документ в ПФР. СНИЛС является обязательным для предоставления при официальном трудоустройстве.

Регистрация в системе позволяет государству контролировать:

  • трудовой гражданский стаж;
  • отчисления работодателя в ПФР, сделанные за сотрудника;
  • размер заработной платы.

Исходя из этих показателей, ПФР производит расчет страховой части.

Льготы по пенсионному возрасту

Как и гражданскому населению, военнослужащим положены преференции по снижению возраста выхода на пенсию, если для этого есть основания.

Основаниями являются:

  • до 10 лет за участие в устранении аварии на Чернобыльской АЭС;
  • до 10 лет за службу в горячих точках или на объектах, расположенных под землей;
  • до 5 лет за службу в условиях Крайнего Севера и на территориях, приравненных к нему;
  • до 5 лет за службу в радиационно опасных местах.

Если в результате боевой травмы военнослужащий стал инвалидом и при этом имеет не менее 25 лет страхового стажа, допускается снижение возраста ухода на пенсию на 5 лет.

Вторая пенсия для военнослужащих

Перейдя на систему страховых накоплений, государство предоставило возможность военнослужащим учесть свой стаж, полученный за периоды работы в гражданских организациях. Это связано с тем, что за каждого сотрудника производятся отчисления в ПФР, в том числе за тех, кто раньше вел службу в военных ведомствах. Государство признало, что лишать силовиков права учитывать при расчете пособия заработанного трудового стажа неконституционно.


Самое большое количество вопросов вызывает процесс учета стажа, когда рассчитывается гражданская пенсия. Работа в силовых ведомствах часто состоит из нескольких периодов, например, обучение в ВВУ, срочная служба, боевые командировки и так далее.

Согласно 400 ФЗ страховой стаж включает в себя трудовой, и они законодательно уравнены. У военных и гражданских, приравненных к ним, стажем считается служба.

ПФР посчитает годы работы:

  • до введения системы государственного пенсионного страхования (до 01.01.02);
  • после 2002 года, если за бывшего военного работодателем перечислялись взносы в пенсионный фонд обязательного страхования – ОПС (то есть только при официальном трудоустройстве).

Важно! В страховой стаж могут учитываться только те годы, которые ранее не были зачтены при назначении военного обеспечения.

Когда для начисления второго обеспечения не хватает страхового стажа, можно дополнить его не страховыми периодами, перечисленными в законе. Например, годами учебы в Вузе, периодами ухода за нетрудоспособными, отпусками по уходу за ребенком и так далее. Учеба в военных училищах в стаж не включается.

Смешанный стаж

Понятие «смешанная пенсия» возникло от того, что при ее расчете учитываются периоды как военной, так и гражданской службы. Чаще всего термин используется при назначении обеспечения по выслуге, когда срок службы на военном поприще при увольнении не достиг 20 лет.

Учитывая новые системы расчетов, военнослужащие могут претендовать на смешанную пенсию:

  • в момент увольнения, если им положено пособие по выслуге, учитывающее общий трудовой стаж;
  • после достижения пенсионного возраста, если они уже имеют пенсию по выслуге;
  • по достижении возраста выхода на общегражданскую пенсию, если пособие по выслуге отсутствует из-за недостатка стажа.

Основания для расчета базового обеспечения по смешанному типу.

  • Количество лет выслуги.
  • Общее количество отработанных лет (на гражданской и военной службе).
  • Размер денежного довольствия и заработной платы (средний показатель).
  • Наличие или отсутствие надбавок.

Расчет пенсии по смешанному типу – это сумма средних показателей денежного довольствия и гражданского оклада за 25 лет работы × на 50%. За каждый дополнительно отработанный год добавляется 1%.

Если количества лет выслуги для начисления льготного обеспечения военному не хватило, то пенсионные расчеты производятся на общих основаниях согласно 400 ФЗ. Служба будет засчитана в качестве трудового стажа, пенсия по выслуге лет в этом случае не положена.


Основанием для расчета 2-ой пенсии военнослужащим являются взносы, которые гражданский работодатель должен отчислять за них в ПФР ежемесячно. Все поступления суммируются на индивидуальном пенсионном счету работника.

На основании страхового стажа и размера отчислений, зависящего от дохода сотрудника, формируются пенсионные коэффициенты – баллы. Именно они лежат в основе порядка окончательного начисления страхового обеспечения.

Формула расчета состоит из произведения количества баллов и их цены, которая утверждается на законодательном уровне. В 2017 году цена балла составляет 78,58.

Таким образом, страховая часть = ИПК х 78,58.

Полученная сумма и будет начисляться, как вторая гражданская.

При формировании пенсионных накоплений учитывается не только трудовой стаж и годы службы, но и периоды, когда военнослужащий временно не работал по объективным, часто вынужденным причинам. К ним относится время ухода за пожилыми и инвалидами, срочная служба, декретные отпуска и отпуска по уходу за детьми.

Такие периоды будут учтены, если:

  • на указанное время имеется документальное обоснование отсутствия на работе/службе;
  • до и/или после данных периодов гражданин работал/служил.

Затраченное время также переводится в ИПК, которые в дальнейшем принимаются в общий расчет страховой пенсии.

Кроме того, в расчете выплат предусмотрена премиальная система. Гражданское пособие увеличится за счет дополнительных баллов, если военнослужащий продолжает работать после наступления пенсионного возраста. Премиальные баллы начисляются за отработанный каждый год в этот период.

Индексация выплат

Увольнение со службы происходит чаще всего по достижении 45 лет. Продолжая работу на гражданском поприще, пенсионер, оформивший вторую пенсию, имеет право на ее индексацию. Государство ежегодно производит индексирование по умолчанию. В 2018 году дата перерасчета запланирована на 1 января, так как одновременно ожидается увеличение денежного довольствия действующих военнослужащих.

Порядок оформления

2-я пенсия для военнослужащих оформляется в ближайшем отделении ПФР. Назначение пособия является активным. Это значит, что пока бывший военнослужащий не обратится за страховой пенсией, она представлена не будет.


Для оформления 2-ой пенсии военнослужащим необходимо подать заявление и предъявить в ПФР документы.

В обязательный комплект документов входят:

  • Личный паспорт бывшего военного с указанной регистрацией.
  • Копия трудовой книжки.
  • Справки с места работы или службы, отражающие трудовой период и оклад, понадобятся в том случае, если стаж предполагается учитывать до 2002 года, а записи о нем в книжке отсутствуют (а также за планируемые учетные периоды, когда взносы за военнослужащего не перечислялись в ПФР)
  • СНИЛС.
  • Справка по установленной форме о наличии военной пенсии, в которой указаны все периоды службы, учтенные при ее назначении.
  • Справка о зарплате за периоды работы до 2002 года.
  • Документы, подтверждающие наличие не страхового стажа.
  • Свидетельства о рождении детей, если есть несовершеннолетние или дети до 23 лет, проходящие очное обучение.
  • При смене фамилии потребуется документ, подтверждающий этот факт.

В процессе заявки на 2-ю пенсию могут потребоваться документы, подтверждающие право на льготы. Например, справка об инвалидности, справки о работе в особых условиях и так далее.

Оформить назначение страхового обеспечения бывшие военные могут несколькими способами.

Способы подачи заявки на 2-ю пенсию:

  • В кадровой службе по месту текущей работы.
  • Лично в Пенсионном Фонде.
  • Через портал Госуслуг.
  • В ближайшем аккредитованном многофункциональном центре.
  • Почтой России, отправив заявление и документы ценным письмом с уведомлением.

Если нет возможности самостоятельно заниматься оформлением, для подачи заявления и документов можно воспользоваться услугами представителя, тогда на его имя у нотариуса следует оформить доверенность.

Бывший военнослужащий имеет право обратиться за 2-ой пенсией с того момента, как у него возникает на нее право. Срок обращения будет считаться датой назначения пособия.

ПФР отведено 10 дней на принятие решения. Если по заявлению приходит отказ, он должен быть мотивирован.

После того, как была реализована возможность получать два обеспечения одновременно,

актуальность перехода на гражданскую пенсию практически утратилась.

Выгода от такого перехода может существовать:

  • если пособие по старости, с учетом фиксированной базовой выплаты по размеру превышает сумму военной и страховой пенсий, где база не учитывается (при современных ставках военных выплат такое встречается крайне редко);
  • если бывшему военному не хватает трудового и гражданского стажа.

Если гражданин считает, что выиграет в деньгах, то перейти с текущей пенсии на гражданскую не составит труда, для этого требуется подать заявление в ПФР.

Если тема оформления 2-ой пенсии для Вас актуальна, оставьте свои комментарии к статье. Поделитесь, с какими проблемами пришлось столкнуться, какие были причины отказа у ПФР, не было ли трудностей с учетом определенных периодов службы в стаж. Если у Вас остались вопросы, давайте их обсудим.

Военные пенсионеры, продолжающие работать после отставки, получают право на вторую - гражданскую - пенсию по линии Пенсионного фонда РФ. Как правильно оформить отношения с работодателем? Какие условия нужно соблюдать, чтобы заработать вторую пенсию? Пенсионный фонд России продолжает знакомить читателей "РГ-Недели" с основами пенсионного законодательства.

Что нужно, чтобы получить право на вторую пенсию?

Ваша работа должна быть официальной, работодатель должен платить с вашей зарплаты страховые взносы. А сам военный пенсионер должен зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования и получить свидетельство - пластиковую зеленую карточку, на которой указан СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета. Для этого нужно лично обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России в том населенном пункте, где вы зарегистрированы. Можно обратиться в управление ПФР и по месту фактического проживания.

В отделении Пенсионного фонда вам понадобится заполнить анкету застрахованного лица и предъявить документ, удостоверяющий личность.

После этого пенсионные права отставника будут формироваться так же, как и у всех гражданских работников. Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах, периодах работы в гражданских организациях будут отражаться на его индивидуальном лицевом счете. Для граждан моложе 1967 года рождения возможно также участие в накопительном компоненте пенсионной системы.

Какие условия нужны для назначения второй пенсии?

С 2015 года порядок формирования и расчета всех трудовых (теперь они называются страховыми) пенсий, в том числе и вторых пенсий бывших военных, определяется новой пенсионной формулой.

Чтобы получить вторую пенсию, необходимо одновременное соблюдение таких условий.

  1. Общеустановленный возраст - 60 лет для мужчин и 55 для женщин. Если военный пенсионер работает на Севере или предприятии с вредными условиями, дающими право на досрочную пенсию, он может получить вторую пенсию ранее достижения общеустановленного возраста.
  2. Наличие минимального страхового стажа. Этот стаж начинает учитываться после трудоустройства на "гражданке", годы службы в силовом ведомстве в него не входят. В 2015 году минимальный страховой стаж равен 6 годам, а с 1 января 2016 года он будет ежегодно увеличиваться на год до 15 лет в 2024 году.
  3. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) - подсчитывается ежегодно и зависит от зарплаты и уплаченных взносов. В 2015 году ИПК установлен на уровне 6,6. Он ежегодно будет увеличиваться до 30 в 2025 году.
  4. Наличие пенсии за выслугу лет (или по инвалидности) по линии минобороны или другого силового ведомства.

Сколько пенсионных баллов может быть начислено за 2015 год?

За 2015 год для военных пенсионеров, работающих в гражданских организациях (как и для всех остальных работников, застрахованных в системе ОПС), максимальный балл 7,39. Его получат работники с ежемесячным доходом до вычета НДФЛ - 59 250 руб. и выше.

Внимание! На сайте Пенсионного фонда (стартовая страница) можно узнать, сколько баллов работник получит в 2015 году. Для этого нужно ввести в интерактивное окно размер своей ежемесячной зарплаты и получить ответ в окне "Результат расчета".

Какие документы понадобятся для начисления второй пенсии?

Для назначения страховой пенсии по старости военный пенсионер должен обратиться в Пенсионный фонд по месту регистрации (или фактического проживания) и представить:

  • паспорт;
  • страховое свидетельство ОПС (зеленую карточку);
  • справку из органа, выплачивающего пенсию по линии силового ведомства. В справке должно быть указано, с какой даты гражданин получает пенсию, периоды его службы, предшествующие назначению пенсии (либо по выслуге лет, либо по инвалидности);
  • документы, подтверждающие гражданский стаж (трудовая книжка, трудовой договор, справки работодателя и т.д.).

Внимание ! Военные пенсионеры, имеющие периоды работы на гражданке до 2002 года, могут представить документы, подтверждающие среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года.

Что важно знать

Военным пенсионерам страховая пенсия назначается без учета фиксированной выплаты (фиксированного базового размера в прежней пенсионной формуле);

Страховая пенсия ежегодно индексируется государством (с 1 февраля в зависимости от уровня инфляции в предшествующем году);

Если военный пенсионер после назначения второй пенсии продолжает работать, его страховую пенсию ПФР автоматически (без подачи заявления) перерассчитывает каждый год с 1 августа.

Право на накопительную пенсию

До конца 2014 года трудовая пенсия по старости для граждан 1967 года рождения и моложе состоит из двух частей: страховой и накопительной. Страховые взносы, которые уплачивает работодатель в Пенсионный фонд, распределяются между этими двумя частями. С 2015 года накопительная пенсия становится самостоятельной. Условия ее назначения и формула расчета не меняются.

Граждане 1967 года рождения и моложе до конца 2015 года могут выбрать вариант пенсионного обеспечения: направить все взносы только на страховую пенсию или, как это было до 2015 года, выбрать смешанный вариант - страховая и накопительная пенсии.

У военных пенсионеров накопления формируются, если:

  • они родились в 1967 году или позже и работали на гражданке, и их предприятие перечисляло страховые взносы в ПФР;
  • они оформили материнский капитал и направили его на будущую пенсию;
  • работая на гражданском предприятии, они (вне зависимости от возраста) вступили в Программу государственного софинансирования пенсий и делали платежи в соответствии с ее условиями;
  • небольшие накопления есть также у граждан старших возрастов (мужчины 1953-1966 гг., женщины - 1957-1966 гг. рождения). У них взносы формировались с 2002 по 2004 гг., если их работодатель платил пенсионные взносы.

Военнослужащие имеют право не только на получение военной пенсии, которая присуждается по годам выслуги, но и на поступление обыкновенных гражданских пенсионных выплат, их может получать любой житель РФ. Однако существуют определенные условия ее назначения, из-за которых и возникает множество вопросов. Кроме того, расчет второй пенсии для военных пенсионеров также не является достаточно прозрачной темой.

В данном материале мы расскажем о том, при каких условиях назначается вторая пенсия военным пенсионерам, и как производится ее расчет.

Условия назначения

Для того чтобы военный пенсионер мог претендовать на получение гражданской пенсии, должны быть соблюдены следующие условия:

  • Пенсия назначается мужчинам в возрасте 60 лет, соответственно раньше этого срока претендовать на ее получение нельзя ни при каких обстоятельствах.
  • Наличие трудового стажа. Военнослужащий должен иметь рабочий стаж, под этим подразумевается трудовая деятельность за исключением военной службы. Срок необходимого стажа на 2017 год составляет 8 лет, при этом ежегодно данная цифра увеличивается на один год. Таким образом, в 2020 году для получения смешанной пенсии военному необходимо будет иметь 11-летний трудовой стаж. Данное требование станет увеличиваться вплоть до 2025 года, когда оно составит 15 лет.
  • С 2015 года также было введено требование к наличию определенного значения индивидуального пенсионного коэффициента. Он зависит от размеров вносимых страховых сумм, которые, как правило, равняются 10% или 16% от суммы заработной платы. Следует иметь коэффициент не менее 11.4, при этом с каждым годом данное требование увеличивается на 2.4 пункта. Таким образом, в 2020 году для получения гражданской пенсии нужно будет иметь коэффициент, равный 16.2. Требование станет прогрессировать до тех пор, пока оно не будет равняться 30—ти пунктам.

Большое количество вопросов возникает по определению трудового стажа. Стоит заметить, что в него входит и трудовая деятельность, осуществляемая до оформления СНИЛС (то есть регистрации в системе пенсионного страхования). Для подтверждения такого стажа можно использовать записи в трудовой книжке, справки и архивные выписки.

Кроме того, учитывается период обучения в учебных заведениях (только очной формы) и периоды ухода за детьми, а также нетрудоспособными родственниками.

Как осуществляется расчет

Расчет вызывает некоторые затруднения, однако, на самом деле его достаточно легко выполнить, вооружившись калькулятором и всей необходимой информацией.

Итак, для расчета необходимо знать:

  • отношение заработной платы к оплате труда, принятой средней по России(К);
  • стаж, учитывается в годах (Ст);
  • индивидуальный пенсионный коэффициент (Ип), он вычисляется как сумма годовых коэффициентов, которые в свою очередь можно узнать из формулы:

Гп=СУМсв/СУМсот,где:

  • Гп - годовой пенс. коэфф.,
  • СУМсв - общая сумма страховых взносов;
  • СУМсот - размер страховых отчислений;
  • предполагаемый период выплаты пенсии (составляет 228 месяцев для всех военных пенсионеров, рассчитан по статистическим данным).

Кроме того, гражданская пенсионная выплата рассчитывается с учетом некоторых констант:

  • Значение средней месячной заработной платы в 2000-2001 годах. Равняется 1671 рублю.
  • Значение коэффициента полного стажа. Равняется 0,55.
  • Значение базовой части пенсии на 2002 год. Равняется 450 рублям.

Примеры расчета

Лучше всего осмыслить порядок расчета пенсионных выплат на примерах. Приведем некоторые из них.

Иван Сергеевич Степанов, 15.02.1955 года рождения, пенсионер Министерства Обороны, сделал обращение по поводу установления второй пенсии 05.03.17 г. Дата назначения пенсионных выплат - 05.03.17 г. Стаж работы в гражданской сфере - 16 лет и 3 месяца. Его зарплатный коэффициент (К) - 1,1.

((1,1 (зарплатный коэфф.) · 1671 (средняя заработная плата в 2000-2001 годах) · 0,55 (стажевый коэфф.) - 450 (базовая часть)) · 228

(предполагаемый период выплат) = 127897,74 рубля.

Полученную сумму необходимо умножить на коэфф. неполного стажа:

127897,74·0,0803=10270,1291 рубля

Так как выплата с 2002 регулярно индексировалась, определим суммарный капитал на текущий момент, умножив найденное ранее значение на индекс 5,6:

10270,1291·5,6=57512,72296 рубля

Прибавив к нему сумму страховых взносов и разделив полученное число на 228 (предполагаемый период выплат), мы получим страховую часть:

57512,72296+392565,32/228=1974,0265

Разделив эту цифру на стоимость баллов в 2015 году - 64,10 рубля, мы найдем Индивидуальный Коэффициент на момент конца 2015 года.

1974,0265/64,10=30,796

С начала 2016 ИПК составил 6,43. Отсюда мы может узнать суммарное значение ИПК:

30,796+6,43=37,226

Умножив это число на стоимость баллов в 2017 году, мы найдем размер пенсионных выплат:

37,226·78,58=2925,226 рубля

Таким образом, воспользовавшись данными нехитрыми расчетами, вы без труда сможете определить полагающийся вам размер смешанной военной пенсии. В приведенном примере наглядно показан порядок расчета, на основе которого вы можете выполнить собственные вычисления. Также на нашем сайте расположен специальный калькулятор, в значительной мере упрощающий выполнение данной задачи.