Прикольный сценарий дня рождения женщины «Праздник, праздник, праздник! Сценарий школьного праздничного мероприятия к Международному Женскому Дню «О женщины! Вы чудо! О чем говорят женщины сценарий

З вучит музыка из кинофильма "Шерлок Холмс", на ее фоне на сцену выходят мужчины, одетые как джентльмены из программы "Джентльмен-шоу", обязательно с белыми шарфиками на шее.

1-й джентльмен:

— Я собрал вас, джентльмены, чтобы сообщить пренеожиданнейшее известие, послезавтра — 8 Марта. Среди джентльменов смятение, слышатся реплики: "Как 8-е?", "Только-только год начался, а уже 8-е Мар-та", "Не было печали".

1-й джентльмен:

— Тише, джентльмены, изменить мы все равно ничего не можем.

2-й джентльмен:

— Надо поздравить и подарки сделать.

3-й джентльмен:

— Ну, поздравления — это несложно. Возьмем прошлогодний текст ко Дню рыбака, обращение поменяем, а в конце добавим хоровую декламацию: "Поздравляем, поздравляем, высоких трудовых успехов вам желаем, ура, ура»". А вот что подарить?

4-й джентльмен:

— Я предлагаю цветы, а что? И красиво, и эстетично.

5-й джентльмен:

— Нет, джентльмены, это не пойдет, я предлагаю, книги. С точки зрения эстетики книги незаменимы и с точки зрения практики — тоже. Есть просто изумительные издания: "Как самой быстро и качественно отремонтировать стиральную машину", "1000 и 1 рецепт из кильки и тюльки"...

2-й джентльмен (перебивает):

— Нет, джентльмены, с точки зрения практики я предлагаю подарить нашим женщинам кастрюли фирмы "Цептер".

3-й джентльмен:

— А что! И выгодно, и практично. Все, что осталось в холодильнике, в одной кастрюле варить можно, и дажебез соли, все равно вкусно получится.

4-й джентльмен:

—Джентльмены, а не слишком ли это будет натуралистическим подарком. К тому же курс доллара так неустойчив, может все-таки цветы. Неужели вы видите наших дам только у плиты?

1-й джентльмен:

— Вы правы, сэр. Женщины должны быть в центре внимания.

2-й джентльмен:

— Поскольку наши женщины необыкновенные, давайте сделаем им необыкновенный подарок.

3-й джентльмен:

— Я предлагаю, джентльмены, спеть.

4-й джентльмен:

— Ну что вы, сэр. Пощадите музыкальный слух наших дам.

1-й джентльмен:

— Этот вопрос можно решить очень просто. Мы пригласим известных певцов. Они поют, а мы присоединяемся.

2-й джентльмен:

— Гениально, сэр! (Обращаясь в зал.) Итак, солисты больших и малых театров! Имена их слишком известны, чтобы их называть...
Песня для дам!

Вокальный номер. Желательно, чтобы джентльмены подпевали в припеве. После песни все уходят, остаются двое ведущих, после каждого номера выходит новая пара ведущих, задействованы все джентльмены.

1-й джентльмен:

2-й джентльмен:

— В высотах синих пылают звезды! Вы всех красивей сегодня, сестры!

3-й джентльмен:

— В букетах зелень и солнце пляшет, о как весенн невесты наши!

На последних словах начинает звучать музыка следующего номера. Танцевальный номер. Появляются ведущие.

1-й джентльмен:

— Кто для наших женщин дороже всех на свете?

2-й джентльмен:

— Конечно же, дети!

1-й джентльмен:

— В этот прекрасный весенний праздник примите поздравления от самых юных участников нашего концерта. Литературно-музыкальная композиция: Выходят дети, это или воспитанники детского сада, или учащиеся начальной школы, все нарядно одеты, с воздушными шарами в руках, выстраиваются на сцене.

— В этот радостный, желанный,
День весенний, долгожданный,
Нашим мамам и сестричкам
От души, не по привычке,
Принесем и я, и ты
Поздравленья и цветы.

Вокальный номер: песня про маму, на усмотрение музыкального руководителя.

— Сегодня в зале светлом
Собрались мы с цветами!

— Стихи, улыбки, танцы
Подарим нашим мамам.

Танцевальный номер: на усмотрение музыкального руководителя.

— С праздником, бабушки,
Мамины мамы!
Вас мы сегодня встречаем цветами!

— Бабушек добрых любят все дети,
Бабушкам нашим эти куплеты!
Вокальный номер.

— Говорят, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде...

— Только разве дело в моде?
Если любят их в народе?

Девочки уходят, на сцену выходят мальчики, в картузах, украшенных яркими цветами, желательно, чтобы они вынесли пенечки, на которые сядут, в руках двоих — балалайки, у одного — гармонь, желательно макет.

Мальчики поют частушки:

Женский праздник — вот причина,
Почему мы здесь поем.
Разрешите нам, мужчинам,
Вас поздравить с женским днем!
По ребячьему желанью
Вас поздравить мы пришли.
И мальчишечьи страданья,
Вам сегодня принесли.
Целый день я так старался,
На девчонок не смотрел.
Еле-еле удержался —
Дернуть за косу хотел.
Говорят, что мы задиры,
Вы не верьте никогда!
В нашей группе (в нашем классе) командиры
Были девочки всегда!
Под музыку мальчики кланяются и уходят.
На сцене вновь появляются ведущие-джентльмены.

1-й джентльмен:

— Как это поется? "Без женщин жить нельзя на свете, нет..." (напевает). Представляешь, что было бы, если бы не было женщин?

2-й джентльмен:

— Что бы мы делали без лучезарных улыбок, добрых и ласковых рук?

1-й джентльмен:

— Без женщин наша жизнь была бы пуста и неинтересна. А давайте посмотрим, как все начиналось....

Инсценировка "Сотворение женщины"

На сцене Бог и архангел Гавриил.
Звучит музыка, тихая, постепенно нарастающая (или из альбома концертов Поля Мориа, или из сборника инструментальной саксофонической музыки).

На фоне музыки звучит голос (в записи): "В первый день Бог создал свет. Свет Бог назвал днем, а тьму — ночью. Во второй день Бог сотворил твердь, это небесный свод и воздух, который окружает землю. В третий день Бог отделил воду от земли и велел земле произвести различные растения. Таким образом образовались моря, реки, озера, поля и луга. В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды; и стало солнце светить днем, а луна — ночью. В пятый день Бог сотворил рыб и птиц. Рыб Бог по-селил в воде, а птиц — на земле. В шестой день Бог сотворил сначала всяких животных четвероногих, которые живут на земле, и наконец создал человека".

Пока звучат эти слова, Бог "творит", архангел ему помогает.

Бог:
— Ну что, Гаврюша, отдохнем малость. Как говорится: "Кончил дело, гуляй смело!".
Гавриил:
— Не выйдет. Вот опять Адам прется. Он уже вторую неделю за мной ходит, говорит: "Скучно".
Адам (входя):
— Слышь, начальник, ну придумай ты что-нибудь. От тоски повесится охота. Дикость какая-то: кто стаями, кто парами, а я все один, да один. Сотвори еще кого-нибудь.
Бог:
— А не пожалеешь?
Адам:
— И не подумаю, чего жалеть-то, что от тоски с ума схожу?
Бог:
— Ну ладно. Ложись на стол. Будем делать операцию, Гаврюша, будешь ассистировать.

Адам и Ева — куклы, стол для "операции" — ширма, за которой скрывается кукловод.

Адам (лежа):
— А наркоз общий?
Бог:
— Я Бог, в конце концов, или нет (Адам приподнимается). Ложись, мученик! (Адам ложится).
Бог (жестом гипнотизера усыпил Адама):
— Гаврюша, из чего же ему пару создать, чтоб плоть от плоти его была? Голова одна, самому сгодится, руки — две, ноги — две... чего ж у него много?
Гавриил:
— Зубы, ребра.
Бог:
— Точно! Вот из ребра и сотворим, поехали!
Инсценируется хирургическая операция: кухонный нож вместо скальпеля, веревки вместо кишок и т. д. Топором вырубают ребро. Вся "операция" проходит на фоне музыки.
Бог:
— Гаврюша, готовь место. Вот так, правильно. Растолкайка Адама, а я ее оживлю.
Ева (поднимается, увидела потягивающегося Адама):
— Хорош, голубчик.
Адам:
— Ух ты! Пойдем прогуляемся.
Ева (Богу):
— Я ему жена? (Бог кивает.) Ага! Давай-ка, муженек дорогой, на труды праведные отправляйся, праздник на носу, а я кое-как одета. (Богу.) У него дом есть? (Бог кивает.) И без денег домой не возвращайся (уходит). Бог (Адаму):
— Ну как? (Адам бежит за уходящим Гавриилом.): Слышь, Гавриил, устрой меня на работу в три смены.
Бог:
— За что боролся, на то и напоролся. Вообще-то он не знает, конечно, что матриархат будет раньше патриархата. А вообще-то неплохие люди получились, забавные.

Адам (возвращаясь):
— Господи, придумай что-нибудь, сил моих больше нет. Совсем замучился, помоги, Господи. Сотвори работу какую-нибудь для женщин, чтобы они любовь, доброту душевную там проявляли и домой приходили с улыбкой, детей воспитывали и нас, мужчин, не обижали.
Бог:
— Это дело непростое, подумать нужно (уходят).

Звучит та же фонограмма, что и в начале. На сцену выходят все джентльмены:

1-й джентльмен:

— Вот так все и началось, а сейчас посмотрите вокруг, джентльмены, сколько прелестных, очаровательных женщин.

2-й джентльмен:

— Я с вами совершенно согласен, сэр, воистину крылатым стало выражение: "Без женщин жить нельзя на свете, нет".

3-й джентльмен:

— И они доказывают нам это каждый час, каждую секунду.

4-й джентльмен:

— Есть в мире много пожеланий, Их всех не перечесть.

5-й джентльмен:

— Всех вас мы просто поздравляем, Любим такими, какие вы есть.

6-й джентльмен:

Разрешите пожелать вам
Счастья, мира и тепла.
Пусть сопутствуют удача, чувство юмора в делах.
И чтоб в жизни ни случилось
Вы запомните слова:
Все вместе: если женщина смеется, значит, женщина — жива!

Джентльмены спускаются в зал и дарят женщинам цветы, в это время по радио все приглашаются в танцевальный зал для продолжения праздника.

24.02.2012 22520

Запись сохранена и будет размещена после просмотра модератором.

Чего хочет женщина? 8 марта - самое время узнать об этом, устроив одноимённый праздник.


Чего хочет женщина? - над этим вопросом бились сотни, если не миллионы мужских умов разного интеллектуального


уровня и социального положения. Но однозначный ответ так и не найден, поиск его продолжается прямо на празднике в честь самого женственного праздника в году - 8 марта.

Главное украшение праздника - цветы. И здесь их должно быть не просто много, а очень много: тюльпаны и лилии, розы и герберы… На столах можно составить композиции, используя комнатные растения.

Зал можно украсить разными брендированными пакетами и постерами с логотипами известных марок.

Мужчины могут заранее подготовить “Галерею женских сердец” и нарисовать женщин. Если не получается написать красивый портрет, можно сделать нечто абстрактное, главное - придумать красивое название и написать, кому посвящается данная работа. Например, “Бегущая по волнам” (посвящается Толкуновой Наталье, менеджеру по продажам).

Встреча гостей

Представительниц прекрасного пола встречает французский клоун-мим и дарит каждой даме небольшой букетик цветов.
Скрипач создаст неповторимое настроение и задаст тон празднику.

Сценарий 8 марта

Открывает торжество корпоративный ролик о том, что думают сотрудники-мужчины о своих коллегах-женщинах.
Корпоративный ролик готовится заранее: мужчинам задаётся один и тот же вопрос, а потом делается нарезка из лучших фраз. Также мужчины могут вспомнить забавные случаи из жизни своих коллег - представительниц прекрасного пола.

Для начала он предлагает всем присутствующим подумать, а какими вообще бывают женщины, а помогут в этом известные фильмы.

Заранее делается нарезка из известных фильмов, например, таких, как “Шопоголик”, “Секс в большом городе”, “Красотка” и др. Гости должны отгадать, что это за фильм, вспомнить имя главной героини и охарактеризовать её.

Ни для кого не секрет, что женщина любит ушами. Может, поэтому дамы просто обожают, когда их одаривают комплиментами. Это и предстоит сделать мужчинам.

Гости делятся на 2 команды с равным количеством участников обоего пола. Женщинам вручается большая кортонка, которую они должны держать, а мужчины получают пачку стикеров и ручки. По команде ведущего мужчины должны писать комплименты (на одном стикере - один комплимент) и приклеивать их на картонку. Победит та команда, которая придумает больше комплиментов (повторяться нельзя!).

Быть женщиной непросто. И, если в зале найдутся мужчины, которые в этом сомневаются - пусть попробуют пробежать несколько раз из пункта А в пунк Б в туфлях на огромной шпильке.

Заранее нужно подготовить туфли на высоких каблуках большого размера.

Если и после этого у мужчин остались сомнения по поводу всей сложности жизни женщины, то пусть они примут участие в конкурсе “Наведи порядок в сумочке”.

Ведущий предлагает мужчинам по косметичке, в которой разные предметы. Мужчины должны правильно назвать предмет и определить его применение. Например, ножнички для удаления кутикулы, пластырь для удаления черных точек, пинцет для бровей и т.д.

Женщины любят хорошо выглядеть и могут часами прихорашиваться и смотреться в зеркало. Этим они и займутся прямо на празднике, а их зеркалом и отражением станут мужчины.

Женщины выполняют команды ведущего, а мужчины - повторяют за женщинами (они же всё-таки отражения). Команды могут быть следующими: накрасить губы, припудрить носик, выщипать брови, строить глазки, соблазнительно улыбаться, крутить локон на пальчик и т.д.

Исследования подтверждают. Что вторым любимым занятием 90% женщин после игры на нервах, являются покупки или занятие шопингом. За определенное время девушкам нужно будет собрать в свою магазинную тележку как можно больше предметов одежды.

Конкурс для сценария 8 марта “Красавец-мужчина”

Женщины любят мужчин. Это всем известно. А еще больше они любят ухоженных мужчин: идеальный образ партнера участницы конкурса создадут прямо на празднике, а помогут им в этом косметика, заколочки и фантазия. Конечно. Потому нужно будет рассказать про получившегося красавца, представить его стиль и образ.

Интерактивная зона для сценария 8 марта “Салон красоты “Косметический ремонт”

Как известно - нет пределов совершенству. В салоне профессиональный стилист устроит мастер-класс по визажу для всех желающих.

Интерактивная зона для сценария 8 марта “Выездная фотостудия мгновенной фотографии 9Х12”

Самые счастливые моменты жизни лучше всего запечатлеть на память, тем более, что только что дамы посетили профессионального визажиста.

Праздничную программу сценария 8 марта могут дополнить танцевальные номера, живой вокал, музыканты.

Мария Балыкова

В качестве ведущего может быть кто-то из близких друзей, или муж, если именинница в браке, а может быть и специально нанятый человек. Праздник по сценарию можно устраивать в банкетном зале или в просторной комнате дома, в зависимости от количества приглашенных людей.

Реквизит:
конверт с фразой, фотография именинницы, карты с надписями, конфеты, призы для конкурсов, несколько грамот, альбомные листы, два ватмана, два маркера, две повязки на глаза, подарочная бутылка,

Ведущая встречает всех гостей.

Ведущая :
Гости дорогие здравствуйте! Я рада видеть каждого из вас на этом великолепном празднике, который организован в честь нашей дорогой (имя именинницы). В этот день, миру выпала особая честь узнать эту удивительную, бесподобную женщину. Прошу всех занять свои места. Мы начинаем.

Ведущая :
Как вы уже смогли догадаться, сегодня этот вечер под моим руководством! Но, вас много, а я одна, поэтому мне понадобится мой личный ассистент! Загляните, пожалуйста, каждый под свой стул, кто найдет конверт, будет моим помощником на вечер!

(К стулу крепится конверт с короткой фразой, например «ух ты», человек нашедший конверт, перед каждым тостом будет громко произносить эту фразу)

Ведущая :
Как и у каждого светского мероприятия, у нашего праздника есть свои правила, которые все должны исполнять! Сейчас я их зачитаю:
1. Веселиться до упаду;
2. Не грустить, не унывать за столом и за его пределами;
3. Говорить красивые тосты;
4. Пить все, что нальют;
5. Принимать участие во всех беседах;
6. Танцевать, танцевать, танцевать;
7. Во всем слушаться ведущую.

Ведущая :
Все собрались уже давно,
Пора бокалы всем поднять,
За именинницу прекрасную,
Пора нам поздравок сказать!

Пока вы все дружно закусываете, я хочу напомнить, что покидать зал можно только с разрешения нашей прекрасной Королевы вечера и только в своих вещах.

Ведущая :
(Имя именинницы) говорят, на Востоке существует одна мудрость, которую я очень хочу озвучить:
Победить свой возраст несложно,
Отказаться от него нельзя,
Хотя в принципе, это возможно,
Если рядом с тобою друзья!
Пусть тебе будет 100 или 200,
Но душа твоя молода,
Наливайте бокалы скорее,
Пейте за юность (имя именинницы) до дна!

Ведущая :
А знаете, как прекрасно порой погрузиться в воспоминания о своем детстве, юности, молодости. Наверное, не все помнят, какой девчушкой была наша виновница торжества, но сейчас, благодаря стараниям ее близких подруг (детей, семьи, мужа, родителей, в зависимости от того, кто возьмется за этот творческий процесс), вы можете окунуться в ее прошлое, и посмотреть, какой она была, и какой стала.

(Заранее готовиться коллаж с фотографиями или презентация про именинницу. Важно сделать этот сюрприз ярким, веселым. Можно вставить несколько шуток, фотографий в картинки, написать несколько забавных фактов и историй из жизни)

Ведущая :
Но, без (имена родителей именинницы) этого мероприятия просто не было бы. Поэтому, я предлагаю поднять бокалы за них, за то, что они подарили нам такую прекрасную женщину, которая наполняет жизнь каждого из вас счастьем!

Ведущая :
А пока, вы закусываете, я хотела бы рассказать вам одну историю, которую возможно вы знаете, которую может, услышите впервые. Итак, случилось это несколько десятилетий назад. В одном городке, в самой обычной квартире, случилось чудо, неизвестно откуда появилась крохотная девочка, которая и осталась там жить. Девочка росла, росла, росла, росла и выросла! На ее пути возникало много разных людей, но самых особенных она навсегда поселила в своем сердце. И вот, столько лет отчаянных поисков привели ее к тем, с кем сегодня она делит свой праздник, к тем, чья любовь и поддержка важнее всего на свете. За друзей товарищи, за вас!

Ведущая :
Вы кушайте, кушайте, а я пока проведу небольшой аукцион! Итак, друзья, разыгрывается три особенных лота, среди которых фотография именинницы, танец с именинницей и объятия длительностью в целую минуту! Ну, что начнем?

(Аукцион «Комплиментов». Гостю для победы нужно называть комплименты. Кто больше произнесет комплиментов, тот и получает лот. Реквизит: фотография именинницы)

Ведущая :
Я предлагаю выпить вам за комплименты,
Которые коснулись именинницы души,
Наполните свои скорей бокалы,
И закрепите все, что вы произнесли!

Ведущая :
Изменница, прошу внимания! Я тут недавно проходила около одной волшебной лавки и купила карты. Но, это непростые карты, а магические. Они расскажут тебе о том, что о тебе думают сидящие за этим столом люди. Тяните карту господа!

(Заранее заготавливаются карты, на которых написано одно из качеств именинницы. К примеру «я думаю, ты прекрасно умеешь ставить чайник»(если виновница торжества не умеет готовить). Надписи должны быть веселыми, но и в тоже время правдивыми. Также можно сделать карты с предсказаниями. Реквизит: карты с надписями)

Ведущая :
Жаль, что наш магический сеанс был не долгим, но он дал понять мысли гостей. Сейчас, я бы хотела поговорить о любви, о прекрасном чувстве, которое наполняет душу нашей (имя именинницы). И сейчас, о своих чувствах расскажет ей мужчина всей ее жизни. Как мне известно, он приготовил .

(Приглашается муж, или парень, если никого нет и сердце именинницы свободно, пункт пропускается, или просто поднимают бокалы за любовь)

Ведущая :
Гости дорогие,
Ваша очередь пришла,
Поздравляйте именинницу вы нашу,
Всех желающих, прошу сюда!

(Гости по очереди говорят пожелания и ).

Ведущая :
Пока вы закусываете, я хочу провести небольшое соревнование, победитель которого получит ценный приз. Я буду задавать вопросы про нашу именинницу, за каждый правильный ответ - конфета, победит тот, кто больше всех насобирает конфет!

(Реквизиты: конфеты, почетная грамота)

Вопросы:
1. В какой день недели она родилась?
2. Сколько весила в день рождения?
3. Сколько весит сейчас?
4. Сколько времени она больше всего говорила по телефону?
5. Любимый цвет?
6. Хандрит ли она осенью?
7. Сколько лет исполнилось?
8. Какая оценка у нее была по алгебре?
9. Любимая сладость?
10. Сколько времени уделяет спорту?
11. Сколько пар обуви в ее гардеробе?
12. Любит ли жевать по ночам?
13. Курит?
14. Имя первого парня?
15. Любимые цветы?
16. Любимая музыка?
17. Любимый фильм?
18. Азарт, ее верный союзник?
19. О чем она мечтала в 1 классе?
20. Кто был первым, кто получил поцелуй?

(Вопросы могут быть необязательно эти, важно предварительно получить ответы, чтоб знать, кто угадал. Вопросы читаются громко и быстро)

Ведущая :
Что-то вы все засиделись,
Нужно это исправлять,
Пожелали, что хотели?
Давайте быстро танцевать!

(Ведущая объявляет танцевальную паузу)

Ведущая :
А сейчас дорогие мои, я предлагаю вам немного поиграть. Вы все хорошо танцуете, и я хочу предложить вам, немного разнообразить ваши па.

Конкурс «Повторялки» .
Каждый гость должен повторить движения за другим, кто лучше скопирует, тому приз.

Ведущая :
Бокалы ждут, пора за стол,
Еще вернемся на танцпол,
Пора желать здоровья, счастья,
Друзья, проследуйте за мной!

Ведущая :
Сейчас, мне бы хотелось немного помучить наших мужчин. Точнее сказать, я хочу проверить их ловкость! Дамы, как вы на это смотрите?

Конкурс «Поцелуйчики» .
Мужчинам выдаются листы бумаги. За полминуты они должны собрать поцелуи пришедших дам, кто больше соберет, получает приз!
Реквизит: листы.

Ведущая :
Не хотелось бы отвлекаться от нашей виновницы торжества, но мне кажется, наши мужчины также заслуживают нашего внимания, предлагаю поднять тост за них!

Ведущая :
Гости дорогие, предлагаю вам немного порисовать! Но, рисунки будут необычными. Вы должны будете изобразить именинницу!

Гости делятся на две команды. Первому участнику завязываются глаза, и так по цепочке. Команда лучшего рисунка получит приз.
Реквизиты: два ватмана, два маркера, две повязки на глаза.

Ведущая :
А теперь вставайте в ряд,
Будем с вами мы играть,
Будем, будем веселиться,
Вечер долго вспоминать!

(Ведущая объявляет конкурс«Берега». Здесь два кодовых слова «Берег», «Вода». При слове «Берег», все прыгают вперед, при слове «Вода» назад. Можно также использовать и другие слова: суша, море, пляж, океан и т. д. Невнимательные выпадают, самый внимательный получает приз. Нужно учитывать возрастные особенности участников, при необходимости можно использовать другой ).

Ведущая :
Теперь, я предлагаю вам побыть в роли певцов! Задача не сложная, вы должны петь для нашей дорогой именинницы!

(Ведущая называет слово, на которое должна начинаться песня. Победит тот, кто больше всех споет)

Ведущая :
Хочу поднять я этот тост,
За счастье, за здоровье,
Чтобы именинница всегда цвела,
Чтобы отступало все плохое!

Ведущая :
Сейчас, пора подарки нам вручать,
А чтобы было интересней,
Должны вы свой подарок описать,
Угадает ли его Царевна!

(Гости по очереди дарят подарки, при этом описывая их, но не называя)

Ведущая :
А вот подарок общий, он от всех,
Он станет воспоминанием хорошим,
Рекомендуется лет через 10 открыть,
И угостить гостей пришедших!

(Ведущая вручает имениннице бутылку хорошего вина, или коньяка. Можно украсить бутылку, а вместо этикетки приклеить фотографию хозяйки вечера)

Ведущая :
Прекрасные звучали поздравки,
Красиво тосты все вы говорили,
Настало время именинницы сказать,
Поблагодарить, что посетили!

(Именинница говорит свою речь, благодарит гостей за то, что они пришли)

Ведущая :
(Обращаясь к имениннице) успела ли ты загадать желание? Подумай хорошо, ведь сейчас самое время задувать свечи!

(Выносят праздничный торт)

Ведущая :
Друзья, вот и подходит наш славный вечер к концу. Мне жаль расставаться с вами, но все же придется. Я хочу пожелать напоследок нашей прекрасной именинницы обычного женского счастья и веселых, благополучных дней! Спасибо вам за атмосферу, и хорошее настроение!

В системе работы классного руководителя большое место занимает приобщение учащихся к искусству слова, развитие художественного восприятия произведений русской и зарубежной классической литературы. Одним из таких видов внеклассной работы с детьми является школьный спектакль или праздник, оказывающие положительное воздействие на их участников.

"Сага о женщине" - это рассказ о представительнице прекрасного пола на протяжении веков - от момента появления в мире до наших дней. В сценарии использованы произведения русских и зарубежных мастеров лирики и прозы: Р. Бернса, А.С. Пушкина, У. Шекспира, Д. Бедного, Петрарки, М. Твена и др. Поэтические связки между сценами и восточная сказка о Шахрияре и Шахеризаде - моя авторская работа.

Представление включало в себя, кроме инсценировок, презентации учеников, песни и танцы в их исполнении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«САГА О ЖЕНЩИНЕ»,

ВЕДУЩИЙ: Есть в слове «женщина» ручья журчанье,
И пенье птиц, и ветра колыханье,
И скрипки плач, и некая истома,
И стон любви, и зов родного дома…

Во все века без женского начала
Жизнь на Земле прекрасной бы не стала.
От женщины зависит все на свете:
Любовь, искусство, дом, семья и дети…

И усомниться сможем в том едва ли,
Что их мадоннами мужчины величали.
Загадка есть и в женщины рожденье,
Кто скульптор этого произведенья?

Страницы книги жизни мы, листая,
Сейчас узнаем, кто она такая,
Кто миру подарил созданье это,
Чье тело и душа не раз в стихах воспеты…

Инсценировка стихотворения Э. Асадова «Любовь, измена и колдун» (5 класс «Б»)

В горах, на скале, о беспутствах мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом, под вишней, сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.
С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер.
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.
Одна говорила: - На свете нужны
Верность, порядочность и чистота.
Мы светлыми, добрыми быть должны:
В этом и красота!
Другая кричала: - Пустые мечты!
Да кто тебе скажет за это спасибо?
Тут, право, от смеха порвут животы
Даже безмозглые рыбы!

Жить надо умело, хитро и с умом,
Где - быть беззащитной, где - лезть напролом,
А радость увидела - рви, не зевай!
Бери! Разберемся потом!

А я не согласна бессовестно жить!
Попробуй быть честной и честно любить!
- Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха!
Да есть ли что выше, чем радость греха?!

Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик,
Великий колдун, раздражительный дед,
Проспавший в пещере три тысячи лет.

И рявкнул старик: - Это что за война?!
Я вам покажу, как будить колдуна!
Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена!

Схватил он Любовь колдовскою рукой,
Схватил он Измену рукою другой
И бросил в кувшин их, зеленый, как море,
А следом туда же - и радость, и горе,
И верность, и злость, доброту и дурман,
И чистую правду, и подлый обман.

Едва он поставил кувшин на костер,
Дым взвился над лесом, как черный шатер, -
Всё выше и выше, до горных вершин,
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится всё, перемучится,
Какая же там чертовщина получится?

Кувшин остывает. Опыт готов.
По дну пробежала трещина,
Затем он распался на сотню кусков,
И… появилась женщина…

ВЕДУЩИЙ: Но есть гипотеза другая:
Давным-давно в высотах рая
Родиться женщине помог
Создатель сущего - сам Бог.
Он сотворил ее, как мама,
Используя ребро Адама…

Инсценировка стихотворения Роберта Бёрнса «Адам и Ева» (5 класс «А»)

Раз Адам с дороги сбился

И под сень родного крова

Вместо часа возвратился

В двадцать пять минут второго.

Только лишь Адам наш кроткий

На порог ступил ногою,

Как услышал он:

Ах, вот как!

Ты всю ночь гулял с другою?!

Слушай, Ева дорогая,

Трезво ты взгляни на вещи!

Ну, какая тут другая?!

Больше нет на свете женщин!

Нет тебе подобных в рае,

В рае и земных пределах!

Зря ревнуешь: из ребра я

Лишь тебя пока что сделал!

И, улик не обнаружив,

Спорить Ева перестала,

Но на всякий случай мужу

Ребра все пересчитала...

ВЕДУЩИЙ:

Мы дальше календарь веков листаем,
И что же видим? Женщина другая!
Мужчина - Бог, и царь, и господин,
И сущим всем владеет он один!
Рабыню-женщину унизить всякий рад,
Ведь на земле царит патриархат!
Расскажем мы не прозой, а в стихах,
Какую жизнь ведет персидский шах.

(Сценка и танец из жизни и быта персидского шаха)

ШАХРИЯР (хлопает в ладоши):
Эй, визирь! (Появляется визирь) Видишь, я скучаю!
Всех жен моих зови, я так повелеваю!
Особенно душа узреть бы рада
Прекрасную жену - Шахеризаду!

(Визирь уходит. Появляется гарем)

ШАХРИЯР:

Вы, жены старшие, займитесь-ка работой:
Кастрюли чистите до блеска и до пота!

(Жены кланяются и приступают к работе).

А вы, газели, взор мой услаждайте
Восточным танцем. Ну же, начинайте!
(Жены кланяются и готовятся к танцу)

Шахеризада! Ночь уже настала.
Я сказку жду. Ведь ты мне обещала!

ШАХЕРИЗАДА: О повелитель мой, хан Шахрияр!
Мне от природы дан волшебный дар -
Твой слух чудесной сказкой услаждать,
Чтоб ты не мог ни есть, ни пить, ни спать.

Ш АХРИЯР:

Какую ж сказку мне услышать надо,
Любимая жена Шахеризада?

ШАХЕРИЗАДА:

О том, как жил на свете Алладин,
Несчастный, нищий и совсем один,
Как он в пещеру странную попал,
Где лампу медную средь золота сыскал,
Как джинн, живущий в этой лампе старой,
Принес богатство бедняку в подарок,
Жену прекрасную и умную при этом,
И счастье, и любовь, воспетую поэтом!

ШАХРИЯР:

Ну что ж, послушаем чудесный твой рассказ.
(Обращаясь к танцовщицам)
А вы танцуйте, услаждая нас.
(Шахеризада, жестикулируя, рассказывает что-то Шахрияру, а гарем танцует восточный танец - песня «Восточные сказки»)

(Слышен звук колокола. Крик: «Ведьму везут»).

ВЕДУЩИЙ:

Звучит набатный колокол,
Гул слышен там и тут!
К кострищу полуголую
Женщину везут.
Но что случилось с бедною,
И в чем ее вина?
Чертовкою и ведьмою
Объявлена она!
Святейшей инквизиции
Ужасен приговор!
И от него не скрыться ей,
Не отменить костер!

(Сцена из повести Марка Твена «Принц и нищий»)

Тому захотелось узнать, какое кровавое преступление могли совершить женщина и маленькая девочка, и по его приказу обе они, испуганные и плачущие, предстали перед ним.

— А эти что сделали? — спросил он у шерифа.

— Разрешите доложить, ваше величество, что они уличены в гнусном преступлении, и виновность их ясно доказана. Судьи, согласно закону, приговорили их к повешению. Обе они продали душу дьяволу — вот в чем их преступление.

Том содрогнулся. Его приучили гнушаться людьми, которые общаются с дьяволом, но его отвращение было побеждено любопытством, и он спросил:

— Где же это было… и когда?

— В полночь, в декабре, в развалинах церкви, ваше величество.

Том опять содрогнулся.

— Кто был при этом?

— Только эти двое, ваше величество, и тот, другой .

— Они сознались в своей вине?

— Никак нет, государь, отрицают.

— В таком случае как же их вина стала известна?

— Некие свидетели, ваше величество, видели, как они входили туда. Это возбудило подозрение, которое потом подтвердилось. В частности, доказано, что при помощи власти, полученной ими от дьявола, они вызвали бурю, опустошившую всю окрестность. Около сорока свидетелей показали, что буря действительно была. Таких свидетелей нашлась бы и тысяча. Они все хорошо помнят бурю, так как все пострадали от нее.

— Конечно, это дело серьезное! — Том некоторое время молчал, размышляя о мрачных злодеяниях колдуний, и, наконец, спросил:

— А женщина тоже пострадала от бури?

Несколько старцев, присутствовавших в зале, закивали головами в знак одобрения мудрому вопросу. Но шериф, не подозревая, к чему клонится дело, простодушно ответил:

— Точно так, ваше величество. Она пострадала и, как все говорят, поделом… Ее жилище снесло ураганом, и она с ребенком осталась без крова.

— Дорого же она заплатила за то, чтобы сделать зло самой себе. Даже если бы она заплатила всего только фартинг, и то можно было бы сказать, что ее обманули; а ведь она загубила свою душу и душу ребенка. Следовательно, она сумасшедшая; а раз она сумасшедшая, она не знает, что делает, и, следовательно, ни в чем не виновна.

Старцы опять закивали головами, восхищаясь мудростью Тома. Один придворный пробормотал:

— Если слухи справедливы и король — сумасшедший, не мешало бы этим сумасшествием заразиться иному здоровому.

— Сколько лет ребенку? — спросил Том.

— Девять лет, смею доложить вашему величеству.

— Может ли ребенок, по английским законам, вступать в сделки и продавать себя, милорд? — обратился Том с вопросом к одному ученому судье.

— Закон не дозволяет малолетним вступать в какие-либо сделки или принимать в них участие, милосердный король, ввиду того, что их незрелый ум не в состоянии состязаться с более зрелым умом и злоумышленными кознями старших. Дьявол может купить душу ребенка, если пожелает и если дитя согласится, — дьявол, но никак не англичанин… в последнем случае договор недействителен.

— Ну, это дикая выдумка, чуждая христианской религии! Как же может английский закон предоставлять дьяволу такие права, каких не имеет ни один англичанин?! — воскликнул Том в благородном негодовании.

Этот новый взгляд на вещи вызвал у многих улыбку, и многие потом повторяли эти слова в придворных кругах в доказательство того, как самобытно мышление Тома и как проясняется его помутившийся разум.

Старшая преступница перестала рыдать и жадно, с возрастающей надеждой впивала в себя каждое слово. Том это заметил, и ему стало еще более жаль эту одинокую, беззащитную женщину, стоявшую на краю гибели. Он спросил:

— Что же они делали, чтобы вызвать бурю?

Они стаскивали с себя чулки, государь!

Это изумило Тома и разожгло его любопытство до лихорадочной дрожи.

— Удивительно! — воскликнул он пылко. — Неужели это всегда производит такое страшное действие?

— Всегда, государь… по крайней мере если женщина того пожелает и произнесет при этом нужное заклинание — мысленно или вслух.

Том обратился к женщине со страстной настойчивостью:

— Покажи свою власть! Я хочу видеть бурю!

Щеки суеверных придворных внезапно побелели от страха, и у большинства явилось желание, хотя и не высказанное, уйти поскорее из зала, но Том ничего не заметил, он был всецело поглощен предстоящей катастрофой. Видя, что на лице у женщины написано удивление, он с горячим увлечением прибавил:

— Не бойся, за это ты не будешь отвечать. Больше того: тебя сейчас же отпустят на волю, я никто тебя пальцем не тронет. Покажи твою власть.

— О милостивый король, у меня нет такой власти… меня оговорили.

— Тебя удерживает страх. Успокойся. Тебе ничего не будет. Вызови бурю, хоть самую маленькую, — я ведь не требую большой и разрушительной, я даже предпочту безобидную, — вызови бурю, и жизнь твоя спасена: ты уйдешь отсюда свободная, вместе

со своим ребенком, помилованная королем, и никто во всей Англии не посмеет осудить или обидеть тебя.

Женщина простерлась на полу и со слезами твердила, что у нее нет власти совершить это чудо, иначе она, конечно, с радостью спасла бы жизнь своего ребенка и была бы счастлива потерять свою собственную, исполнив приказ короля, сулящий ей такую великую милость.

Том настаивал. Женщина повторяла свои уверения. Наконец Том произнес:

— Мне сдается, женщина сказала правду. Если бы моя мать была на ее месте и получила бы от дьявола такую волшебную силу, она не задумалась бы ни на минуту вызвать бурю и превратить всю страну в развалины, лишь бы спасти этой ценой мою жизнь! Надо думать, что все матери созданы так же. Ты свободна, добрая женщина, — и ты, и твое дитя, — ибо я считаю тебя невиновной. Теперь, когда тебе уже нечего бояться и ты прощена, сними с себя, пожалуйста, чулки, и если ты для меня вызовешь бурю, я дам тебе в награду много денег.

Спасенная женщина громко изъявила свою благодарность и поспешила исполнить приказ короля. Том следил за ее действиями со страстным вниманием, которое слегка омрачилось тревогой: придворные стали явно выражать беспокойство и страх.
Женщина сняла чулки и с себя и с ребенка и, очевидно, была готова сделать все от нее зависящее, чтобы землетрясением отблагодарить короля за его великодушную милость, но из этого ровно ничего не вышло. Том был разочарован. Он вздохнул и сказал:
— Ну, добрая душа, перестань утруждать себя зря: видно, бесовская сила тебя покинула; если же когда-нибудь она вернется к тебе, пожалуйста, не забудь обо мне — устрой для меня грозу.

ВЕДУЩИЙ:

Как много дев, женщин
В тех Средних веках
Повешено и сожжено на кострах!
Невинно страдали и гибли они,
Пока не настали счастливые дни.
Не ведьма - Мадонна жить будет в веках
В скульптурах и фресках, картинах, стихах…
А почему? Всем известен секрет:
Без женщин нельзя жить на свете, о нет!

(Ансамбль мальчиков исполняет куплеты из оперетты «Сильва»)

Без женщин жить нельзя на свете, но…
Но это противоестественно!
Кто приготовит нам обед?
Зашьет штаны?
Споет куплет?

С кем мы по жизни под руку пойдем?
Кто нас поддержит, если упадем?
Как нет любви без страсти,
Нет нам без женщин счастья,
И мы, как прежде, поем.

(Мальчики исполняют танец «Канкан» под мелодию песни «Без женщин жить нельзя…»)


В них солнце мая, в них любви расцвет!
Тут - легкий флирт, признанье - там,
Как солнца луч, приятны нам.

Без женщин жить нельзя на свете, нет!
Вы - наше счастье, как сказал поэт!
Трудно сдержать нам слово, и влюблены мы снова
В вас каждый раз хоть на час!

ВЕДУЩИЙ:

Словами дивного сонета
Стократно женщина воспета:
Ее любовь и чистота,
Божественная красота!

(Слайды: портреты женщин разных веков и народов. Звучит музыка Вивальди или Моцарта. Чтецы исполняют сонеты Петрарки и Шекспира).

ЧТЕЦ:

Как сладки примиренье и разлад,
Отрадна боль и сладостна досада.
В речах и в разумении - услада,
И утешение, и сладкий ад.

Терпи, душа, вкушая молча яд,
Бояться сладкой горечи не надо,
Тебе любовь - как высшая награда,
Возлюбленная всех милей стократ.

Спустя столетья кто-нибудь вздохнет:
"Несчастный, что он пережил, страдая,
Но как его любовь была светла".
Другой судьбу ревниво упрекнет:
"Такой красы не встречу никогда я.
О, если бы она теперь жила!" (Петрарка).

ЧТЕЦ:

О , если сердце и любовь верны,
Желанья чисты, пламенно томленье,
И пылко благородное влеченье,
И все дороги переплетены;

И если мысли на челе ясны,
Но сбивчивы и тёмны выраженья,
А вспыхнувшие стыд или смущенье
Смывает бледность до голубизны;

И если с болью, гневом и слезами
Любить другого больше, чем себя,
Я осужден, вздыхая сокрушенно,

Пылать вдали и леденеть пред вами,-
О, если я от этого, любя,
Терплю урон,- на вас вина, Мадонна. (Петрарка).

ЧТЕЦ:

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

(У. Шекспир)

ЧТЕЦ:

Что ж, буду жить, приемля как условье,
Что ты верна. Хоть стала ты иной,
Но тень любви нам кажется любовью.
Не сердцем - так глазами будь со мной.
Твой взор не говорит о перемене.
Он не таит ни скуки, ни вражды.
Есть лица, на которых преступленья
Чертят неизгладимые следы.
Но, видно, так угодно высшим силам:

Пусть лгут твои прекрасные уста,
Но в этом взоре, ласковом и милом,
По-прежнему сияет чистота.

Прекрасно было яблоко, что с древа
Адаму на беду сорвала Ева. (У. Шекспир).

ВЕДУЩИЙ:

Век 19-й! Свое сказал он слово!
Ведь это время Пушкина, Тургенева, Толстого!
Татьяна Ларина - вот «милый идеал»,
Который сразу взоры приковал
Своею прелестью и искренностью чувства,
Без фальши, и жеманства, и искусства.
Откроем наугад роман поэта:
Мы видим бал: девицы в туалетах:
В нарядных платьях - бархате, шелках
И в драгоценностях на шее и руках!
Явились все они из разных мест
В Москву, на ярмарку невест!

(Звучит вальс из к/ф «Мой милый и ласковый зверь». Сцена на балу).

ЧТЕЦ:

Младые грации Москвы
Сначала молча озирают
Татьяну с ног до головы;
Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем очень недурной;
Потом, покорствуя природе,
Дружатся с ней, к себе ведут,
Целуют, нежно руки жмут,
Взбивают кудри ей по моде
И поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,

Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.
Текут невинные беседы
С прикрасой легкой клеветы.

ЧТЕЦ:

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…

ЧТЕЦ:

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.
Один какой-то шут печальный
Ее находит идеальной
И, прислонившись у дверей,
Элегию готовит ей.
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
И, близ него ее заметя,
Об ней, поправя свой парик,
Осведомляется старик...

ЧТЕЦ:

Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь…

(Инсценировка стихотворения А.С. Пушкина «Признание»)

Я вас люблю, хоть и бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!..

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!...

Я сам обманываться рад!

ЧТЕЦ:

Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… Меж тем,
Между двух теток у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.

ЧТЕЦ:

Татьяна Ларина, Ильинская, Ростова,
Елена Стахова и Катерина Кабанова -

Всех женских образов, увы, не перечесть!

Но их объединяют ум, достоинство и честь,
Что русской женщине всегда присущи были,
Что вместе с красотой мужчины в них ценили!

(Звучит мелодия песни «Вихри враждебные веют над нами…». Выходит ведущий в буденовке).

ВЕДУЩИЙ:

20-й век! Ворвался он войной,

Вначале - Первой мировой,

Потом двух революций он обрушил шквал,

Гражданскою войной Русь расстрелял…

А женщина? Какой была она?

Сестра, и мать, и воин, и жена,

И комсомолка, и в душе поэт -

Вот он, чудесной женщины портрет

Тех революционных лет!

(Девушки 8-х классов исполняют частушки)

Посмотрите на Акима:
Он без дела шляется.
Не гуляю я с таким,
Лодырь мне не нравится.

Брошу лодыря я Прова,
Я не парочка ему.
Выйду замуж за другого -
За стахановца Фому.

Хороши девчата наши-
Это знает все село.
Лучше всех у нас Наташа -
Ворошиловский стрелок!

Мы избрали нашу Ольгу
Депутаткою в Совет.
Пусть она в Москву поедет,
Передаст вождю привет!

Мне не надо серьги, бусы,
Теперь девушка не та:
Записалась в комсомолки -
Беспартийным не чета!

Куплю Ленина портрет -
Золотую рамочку.
Вывел он меня на свет,
Темную крестьяночку.

Бабы сеют, боронят,
Огороды городят.
Мужики сидят в правленье,
Папиросами чадят.

Мы дадим Отчизне тонны
Мяса, масла, молока.
Мы Америку догоним
Говорим наверняка!
В вечность канули тревоги,
Жизнь прекрасная течет;
Молодым везде дорога,
Старикам везде почет!

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ: портреты женщин 20-го века. На их фоне звучит музыка и слова ведущего)

ВЕДУЩИЙ:

Везде ты, женщина, была лихой и смелой:
В войне, науке, спорте и труде!
И даже космос покорить сумела!
За это слава и почет тебе!

(Идут кадры их фильмов «Весна», «Ответный удар», «Полет Терешковой» или что-то одно).

ЗВУЧИТ РОМАНС: «Драгоценная ты, моя женщина…»
Очарована, околдована,


Драгоценная ты, моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами, и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую!

Что не сбудется, позабудется.
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица?
Или мне это просто чудится?

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты, моя женщина!

ВЕДУЩИЙ:

Сегодня женщине мы сагу посвятили,
Она достойна этого сто раз!
И если мы о чем-нибудь забыли,
Дополнить сможет кто-нибудь из вас.

Без женщины нет жизни на планете!
В ней счастье мира, и душа поёт.
Есть женщина - и солнце ярче светит,
Любовь, Надежда, Вера не умрёт!

(Звучит музыка Вивальди, участники спускаются в зал и дарят учителям-женщинам цветы).

МАОУ СОШ № 67

с углубленным изучением отдельных предметов

г.Екатеринбург, Свердловская обл.

«Ваше величество, женщина»

(учителя для учителей)

Подготовила

Пашкова Елена Юрьевна,

учитель музыки и МХК

г.Екатеринбург, 2014

Мероприятие готовят учителя для учителей.

Особенность мероприятия – выступающие не знаю, кто какую песню будет петь, репетируют отдельно друг от друга

Нам время удалось преодолеть Осталось победить пространство. Нам перепало постоянство И в песнях, и в друзьях навек.
Какое чудо – Человек. Чело навек, что видеть рада, И расступаются преграды, И время замедляет бег.
И на минуту молодыми И глупыми мы стали вновь. Нас посетили «вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь».

А. Гранов

Звучит песня А. Пахмутовой «Как молоды мы были» (поёт ансамбль учителей школы).

Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем самой прекрасной половине человечества, нашим милым женщинам.

Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто–то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза…

И мгновенно житейское канет,

Словно в тёмную пропасть без дна… И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина…

И напев заглушённый и юный

В затаённой затронет тиши Усыплённые жизнию струны Напряжённой, как арфа, души.

А. Блок

Звучит песня С. Никитина «За городом»

О женщинах можно говорить бесконечно: обаятельные, привлекательные, пышные и худенькие, высокие и миниатюрные, симпатичные и очень симпатичные, любящие и любимые…Женщина всегда остаётся женщиной. И ей не безразлично внимание окружающих и то, как она выглядит.

Спасибо за то, что ты есть. За то, что твой голос весенний Приходит, как добрая весть В минуты обид и сомнений. Спасибо за искренний взгляд: О чём бы тебя не просил я- Во мне твои боли болят, Во мне твои копятся силы. Спасибо за то, что ты есть. Сквозь все расстоянья и сроки Какие-то скрытые токи Вдруг снова напомнят - ты здесь. Ты здесь, на земле. И повсюду Я слышу твой голос и смех. Вхожу в нашу дружбу, как в чудо, И радуюсь чуду при всех. Андрей Дементьев
Звучит песня Ю. Визбора «Милая моя» (исполняют все учителя-слова на слайде). Поговори со мной о пустяках,

О вечности поговори со мной,

Пусть, как ребенок, на твоих руках

Лежат цветы, рождённые весной. Так беззаботна ты и так грустна. Как музыка, ты можешь всё простить. Ты так же беззаботна, как весна, И, как весна, не можешь не грустить.

Г. Иванов

Каждая женщина по – своему красива. Красота…А что это такое? Есть ли какие – то классические каноны красоты? Есть, но они очень изменчивые. То, что было прекрасно с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов, и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у неё бёдра, как у слона. Сегодня такое сравнение вряд ли кому-нибудь понравится. В Японии в XI веке среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в чёрный цвет. Африканки специальными ухищрениями вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу.

Представления о прекрасном в каждую историческую эпоху оказываются различными. Возьмём для примера представление о женской красоте. Казалось бы, оно всегда должно быть одинаковым, потому что всем всегда нравились красивые женщины. Но, оказывается, красивыми в разное время считали различных женщин:

В Древней Греции, например, красивой считалась женщина, занимающаяся спортом, тренированная, гармонично сложенная.

В эпоху средневековья красивой считалась женщина, у которой худое тело, ввалившиеся от недоедания щёки, удлинённый овал лица.

Пройдёт ещё какое – то время, и людям станут казаться красивыми совсем иные женщины: пышущие здоровьем, довольные жизнью, несколько располневшие и очень земные.

Когда мы говорим о красоте,

То вспоминаем сразу же о розе. Повсюду розы: розы на холсте И в звонких вазах, И в стихах, и в прозе. А есть ещё на свете и трава, Которая скромна и не цветаста, Которой восхищённые слова Мы дарим, к сожалению, нечасто. Есть женщины под стать траве такой: Они не блещут броской красотою, Но если бы не вечный не покой, Не подвиг их, Была б земля пустою. Их дети ведомы планете всей – Художники, мыслители, поэты, А имена безвестных матерей Порою нами так и не воспеты.

Ф. Алиева

Звучит песня «Очарована, околдована» (исполнение под гитару).

Обратимся к истории

Передо мной фрагмент письма Александры Муравьёвой своему мужу – декабристу Никите Муравьёву, который находился в тюремных застенках:

«Мой добрый друг, мой ангел! Ты преступник, ты виновный. Ты просишь у меня прощения. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трёх лет я не жила в этом мире – я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию. Не бойся за меня. Я самая счастливая из женщин».

Звучит вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Бог создал женщину. Такой она была в прошлом. А теперь обратимся к нашему времени. Видимо тут Творец, как истинный художник, увлёкся…Занесло его в сторону от стандартных канонов «человеческого реализма». Так что женщину теперь можно назвать самым настоящим авангардом, вобравшим в себя все современные нравы общества: артистизм, деловитость, хозяйственность, коммуникабельность, целеустремлённость…

Звучит песня А. Зотеева «Утренние женщины» (на фоне песни – показ фотографий учителей).

Что значит женщина? Кто – то из умных людей сказал: «Женщина – соль земли». Наверное, это так и есть. И не случайно именно женщинам посвящены лучшие романы, картины, скульптуры. А взять поэзию! Сколько написано о женщине! И как написано! Помните у Пушкина?

Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты!

Или у Лермонтова такие есть строки:

И по ковру скользит, плывёт Её пленительная ножка.

Целую, низко голову склоня,

Я миллионы женских рук любимых…

Разве о мужчинах так пишут? Что ни говори, женщина у нас играет огромную роль. Женщина мечтает о самом настоящем, а надеяться приходится на будущее. Женщина всегда красива, нужно только увидеть эту красоту. Мужчина становится на колени только в трёх случаях:

Чтобы напиться из родника;

Чтобы сорвать цветы для любимой;

Чтобы поклониться матери.

Звучит песня Б. Окуджавы «Не бродяги, не пропойцы» (исполняет ансамбль учителей).

Ты поёшь колыбельную песню и снова

Ты красива, и снова дорогу дробя,

Лунный свет озарил, средь покоя ночного,

Колыбель, и дитя, и тебя.

Ты поёшь колыбельную чисто и звонко,

И я счастлив: я верю, я верю опять,

Что всегда будут песней баюкать ребенка,

Лунный свет будет вечно сиять.

Кайсын Кулиев

Звучит песня А. Морозова «Носики – курносики» (на фоне музыки – показ фотографий детей учителей).

На фоне музыки А. Вивальди звучит стихотворение:

О, мой застенчивый герой,

Ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

Не опираясь на партнёра.

К проклятой помощи твоей

Я не прибегнула ни разу,

Среди кулис, среди теней

Ты спасся, незаметный глазу.

Вся наша роль – моя лишь роль,

Я проиграла в ней жестоко.

Вся наша боль – моя лишь боль,

Но сколько боли, сколько, сколько…

Белла Ахмадулина

Звучит песня С. Никитина «Под музыку Вивальди» (исполняет ансамбль учителей).

Любую глупость ради вас

Легко свершали наши предки,

Из-за прекрасных ваших глаз

Безумства и у нас нередки.

И наблюдал я сам порой,

Что может из-за вас случиться:

Один надумал утопиться,

Лишился разума другой.

Судья, как ни был бы он важен,

Выслушивает ваш приказ;

Один герой французский даже

Свой долг нарушил из-за вас.

Ах, женщины, вся наша слава

Вам покоряется сама…

О восхитительное право

Пленять нас и сводить с ума!

Дени Дидро

Звучит песня С. Никитина «Две женщины» (исполняет ансамбль учителей).

Если вы встретите женщину тихую,

Точно идущую в шорохах сна,

С сердцем простым и с душою великою,

Знайте - что это – она!

Если вы встретите женщину чудную,

Женщину, чуткую, точно струна,

Чисто живущую жизнь свою трудную,

Знайте, что это – она!

Если увидите вы под запискою

Имя прекрасней, чем жизнь и весна,

Знайте, что женщина эта – мне близкая,

Знайте, что это – она!

Игорь Северянин

Звучит «Песенка о хорошем настроении» (муз. А. Лепина, сл. В. Коростылёва из к/ф «Карнавальная ночь»).

Я, словно бабочка к огню,

Стремилась так неодолимо

В Любовь – волшебную страну,

Где назовут меня любимой.

Где бесподобен день любой,

Где не страшилась я б ненастья.

Прекрасная страна – Любовь,

Ведь только в ней бывает счастье.

Андрей Петров

Текст читается по ролям:

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, Как больно, милая, как странно, Раздваиваясь под пилой. Не зарастёт на сердце рана, Прольётся чистыми слезами, Не зарастёт на сердце рана, Прольётся пламенной смолой. Пока жива - с тобой я буду: Душа и кровь неразделимы, Пока жива - с тобой я буду: Любовь и смерть всегда вдвоём. Ты понесешь с собой, любимый, Ты понесёшь с собой повсюду, Ты понесёшь с собой повсюду Родную землю, милый дом.

Но, если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой, Но, если мне укрыться нечем От холода и темноты. За расставаньем будет встреча, Не забывай меня, любимый, За расставаньем будет встреча. Вернёмся оба: я и ты. Но, если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного,

Но, если я безвестно кану За звёздный пояс, млечный дым, Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. Он стал бездумным и смиренным. Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полу - плакал, полу - спал,

Вдруг изогнулся страшным креном. Когда состав на скользком склоне От рельс колёса оторвал. Нечеловеческая сила В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли. И никого не зацепила Вдали обещанная встреча, И никого не зацепила Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь – 3раза

Всей кровью прорастайте в них.

И каждый раз навек прощайтесь – 3 раза

Когда уходите на миг.

Александр Кочетков

Звучит песня Ш. Азнавура «Вечная любовь» (исполняется учителями на русском языке).

Милые прекрасные женщины! Улыбайтесь чаще, невзирая на заедающий быт и мысли, как в условиях подорожавших товаров со вкусом одеться и быть всегда привлекательной. Будьте жизнерадостнее! Ведь жизнь – то всего одна, а оптимизм – лучшее лекарство от всех невзгод.

Звучит песня R . Cocciante « Belle » (переделанный текст).

Список литературы:

1.Искусство. Приложение к газете Первое сентября №№ 1, 11, 13 , 17, 1998.

2.Искусство №№ 3, 18, 24, 2002.

3.Поэзия Серебряного века о любви.-М.: ЭКОМО, 2003.

4.С веком наравне Т.2. М.: Молодая гвардия, 1969.