Схема пропорции фигуры человека. Система пропорций человеческой фигуры: за и против. Фигура “Песочные часы”

История развития изобразительного искусства и архитектуры знает много правил и канонов размеров человеческого тела. Из всех предложенных историей самой убедительной, простой и верной мерой для измерения тела человека является голова. В качестве ориентира приведем только основные сведения о размерах человеческого тела и его частей.

При соотношении головы к фигуре и ее частям используются следующие меры:

  • высота головы;
  • высота головы с шеей;
  • диагональ головы;
  • длина и ширина кисти.
Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7,2 до 1:8. У людей пропорции головы по отношению к телу имеют свои индивидуальные размерные характеристики. Это связано с их ростом. Так, у людей с невысоким ростом голова, как правило, имеет большую величину, чем у высоких. Наблюдения подтверждают наличие такой пропорциональной динамики, связанной с ростом. К примеру, у людей с ростом 165 см отношение составляет 1:7,2-7,4; с ростом 170 см - 1:7,5; при росте 175 см - 1:7,7-7,8. При высоком росте - около 180 см и выше - 1:8. Рост фигуры человека с руками, поднятыми вверх составляет 1:9-10 голов (в зависимости от роста).

На рис.25 фигура человека с размахом рук в стороны вписана в квадрат. При этом голова, руки, ноги касаются сторон квадрата. Это значит, что рост человека соответствует расстоянию размаха руки.

На этом же рисунке показаны пропорции человеческого тела с возрастными особенностями. У детей голова значительно крупнее по отношению телу, чем у взрослых. Причем, туловище у детей длиннее, чем верхние и нижние конечности. У новорожденного голова укладывается в длину тела три с половиной-четыре раза, у трехлетнего ребенка - 4,5-5 раз, у семилетнего - 6 раз. В четырнадцать лет - 7 раз. Что касается пропорции головы ребенка, то отношение лицевой части к черепной, в отличие от го-ловы взрослого, составит: у ребенка до года - 4 раза; до двух лет - 3,5 раза. По мере взросления ребенка пропорции тела принимают положение взрослого человека.

Рост человека делится на две равные части. Точкой деления роста пополам является лонное сочленение таза или точка пересечения диагоналей квадрата и центр окружностей, вписанных в квадрат (рис.25,26).

Грудная клетка - одна из основных формообразующих частей туловища человека, ее высота определяется размером головы с шеей и плечевой костью. Она напоминает перевернутую яйцевидную форму, где нижнее основание шире верхнего с отношением 1:2, или ее нижнее основание равно размеру диагонали головы. При виде сбоку форма грудной клетки уплощена в объеме по отношению к виду спереди в пропорции 1:1,5. Расстояние между сосками груди равняется высоте лицевой части головы (от основания кончика подбородка до лобных бугров) или длине кисти рук. Ширина плеч соответствует двум высотам головы. Между яремной вырезкой и пупком, приблизительно посередине, располагается нижнее основание грудных мышц. Расстояние от пупка до лобкового сочленения соответствует высоте лицевой части головы или длине кисти руки.

Форма таза - вторая составляющая часть в нижней области туловища. Она имеет следующие характеристики: верхнее основание равно размеру головы по диагонали; нижнее основание - ширине головы; высота таза - высоте головы. Женский таз шире и ниже и имеет увеличенное лонное отверстие в отличие от мужского. Расстояние между основаниями грудной клетки и таза составляет примерно половину высоты головы.

Ширина тазобедренного сустава по отношению к ширине плеча у мужчин - 1:1,8; у женщин - 1:1.

Длина руки соответствует трем высотам головы. При этом концы среднего пальца при опущенной руке доходят до середины бедра. Плечо, если иметь в виду расстояние от плечевого отростка лопатки до локтя, составляет полтора размера высоты головы.

Предплечье, стопа и диагональ головы имеют одинаковые размеры (рис.26, 27). Длина кисти руки, высота лицевой части головы, длина грудины, расстояние от лобка до пупка и длина части предплечья при согнутом положении руки спереди (до сгиба переднего края плеча) имеют одинаковые величины. Длина кисти руки делится пополам дистальными концами пястных костей (на уровне сгиба). Измерение длины фаланг пальцев с первого по пятый производят по уровню сгиба межфаланговых соединений. Таким образом, .длины проксимальных фаланг и длины вместе взятых средних и дистальных фаланг вторых и пятых пальцев имеют равные величины.

На уровне середины проксимальных фаланг имеются межфаланговые соединения, называемые перепонками. Что касается большого пальца, то его пястная кость по отношению к двум частям фаланги имеет меньшую величину и составляет примерно 1:1,8. Длина проксимальной и дистальной фаланг большого пальца при выпрямленной кисти чуть не доходит до сгиба указательного пальца.

Размеры бедра равняются длине голени, включая высоту стопы, и соответствуют двум размерам высоты головы. На рис. 27 показаны размеры головы и шеи, плеча, предплечья, кисти и стопы и их соотношения друг с другом. Длина бедра равняется расстоянию от сосков до лобкового сочленения, выступающая снаружи кость бедра - большой вертел - располагается на уровне лобкового бугорка.

Данные сведения о пропорции человеческого тела имеют среднепро-порциональные величины, за основу измерения и изучения взят пропорционально сложенный человек лет 30 с ростом 172-175 см. Эти данные могут помочь находить индивидуальные и характерные особенности в каждом человеке при рисовании его головы и фигуры.

Еще в древние времена заметили, что человек – интереснейшая загадка природы. Разгадать эту загадку пытались многие, и каждый применял свои методы. Древних индусов и египтян, например, заинтересовали пропорции тела человека. Они взяли за единицу измерения кисть руки и пытались просчитать идеальное соотношение различных частей.

Также много сил и времени на изучение потратили греки и итальянцы. Но эти, скульпторы и художники пытались разобраться в том, чем различаются пропорции человеческого тела. Они изучали разницу в пропорциях мужских и женских тел, сравнивали пропорции тел детей разных возрастов. Все это было нужно для того, чтобы максимально точно отражать человеческую красоту.

Разве можно было ожидать, что великий Леонардо да Винчи останется в стороне от этой темы? Конечно же, нет. Он провел множество измерений, изучая рост, вес, длину конечностей. Проявив себя и как ученый, и как гениальный художник и скульптор, он создал эталонный рисунок, состоящий из наложения двух позиций человеческого тела. Для художников многих поколений он служил примером, изображающим идеальные пропорции тела.

Согласно определению Леонардо да Винчи, тело пропорционально сложенного мужчины с разведенными руками и ногами вписывается в круг, а с разведенными руками, но сведенными ногами – в квадрат.

Подробное описание параметров и таблица значений была составлена несколько позже Марком Витрувием Поллионом. Для многих художников эти значения были и остаются эталонными в процессе рисования пропорциональног о тела.

Теория золотого сечения

Учение о пропорциях берет начало еще во времена античности. Первые официально дошедшие до нас упоминания присутствуют в работах Евклида. Золотая пропорция лежит в основе пирамиды Хеопса и барельефов гробницы Тутанхамона. А в эпоху Возрождения гениальные скульпторы и художники часто пытались проверить гармонию своих творений с помощью алгебры и геометрии.

Замечательным примером многократного применения золотого сечения является картина Антонеллы да Мессины «Святой Себастьян». Математики, вооружившись линейками, обнаружили, что золотая пропорция лежит не только в основе построения тела центрального персонажа, но и в основе рисования предметов заднего плана картины. И все вместе это создает уникальное ощущение равновесия изображения.

Также знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи уникальна не только своей загадочной улыбкой, но и пропорциями построения. Математики определили, что композиция рисунка, включающая в себя фигуру женщины, идеально вписывается в золотые треугольники, составляющие правильную звезду. У многих художников, последователей великого да Винчи, золотое сечение ассоциируется именно с пропорцией, описывающей математическое соотношение «закона звезды».

Соблюдение пропорций

Пропорции тела человека, учитывающие пол, рост и вес насчитывают более ста канонов. Учеными и художниками составлена не одна таблица, и начерчены множество графиков, в попытке систематизироват ь эти соотношения. Начинающий художник может потратить многие годы, пытаясь соблюсти их все в процессе рисования, но вряд ли добьется хорошего результата. Именно поэтому за основу берут рисунок, содержащий в себе один или два канона с разбивкой фигуры на 8 или 10 частей.

Каждый их этих способов по-своему удобен. Если разделить тело на 8 частей, то единицей измерения послужит размер головы.

В результате получается 8 основных точек, разделяющих тело на равные части, независимо от того, какой рост или вес у изображенного на рисунке человека:

  • голова;
  • грудная клетка (соски);
  • пупок и линия локтя;
  • промежность и линия запястья;
  • пальцы рук и бедра;
  • нижняя линия коленного сустава;
  • нижняя линия икроножных мышц;
  • ступни.

Однако создавая рисунок необходимо учитывать, что это идеальная модель. А люди редко бывают идеальными. Так, например, монументальный труд профессора Цейлинга, по изучению пропорций тела, был объявлен «математической эстетикой». Золотая точка тела по цейлингу – пуп, так сказать это самая важная точка золотого сечения.

Учителя рисования, для объяснений пропорции тела, часто делят рисунок человека на 10 частей. При этом может быть составлена схема, показывающая, что величина от макушки до нижней границы носа, вписывается в идеальную фигуру 10 раз. Условная линия проходит через уровень плеча, нижнюю границу грудных мышц, пупок, верхнюю часть лона и так далее.

Значение пропорций в бодибилдинге

Соблюдение пропорций фигуры имеет огромное значение не только в процессе рисования, но и в бодибилдинге. Однако здесь большую роль играют такие показатели, как рост и вес. Речь идет об очень красивом виде спорта, позволяющем человеку, построить идеальное тело. Здесь также применимы стандарты золотого сечения – 1:1,62.

Так, например, при измерении бедра, его отношение к длине всей ноги должно быть равно 1:1,62 (за единицу здесь принята длина бедра, а под длиной ноги подразумевается длина бедра и голени вместе взятые). Большую роль в бодибилдинге играет соотношение «вес/рост». От этого коэффициента отталкиваются при построении тела.

Если вес человека равен 70 кг, а рост при этом – 180 см, то коэффициент равен 0,39, а идеальные пропорции для него должны быть следующие:

  • шея – 38,1;
  • предплечье – 30,0;
  • бицепс – 35,8;
  • грудная клетка – 99,8;
  • талия – 74,7;
  • таз – 89,7;
  • бедро – 53,8;
  • голень – 35,8.

Естественно, что приведенное соотношение справедливо для мужчин. В бодибилдинге существует целая таблица соотношений, на основании которой делаются замеры и во время тренировок, и во время соревнований.

Итак, совершенно понятно, что соблюдение пропорций позволяют создать и идеальный рисунок, и развить идеальное тело в жизни. Гармония тела, культивируемая в бодибилдинге и фитнесе, приводят в тренажерные залы все больше и больше народу. Упорный труд позволяет создавать художникам гениальные картины, а спортсменам – идеальные тела. Когда вес и рост человека находятся в правильном соотношении, то он морально готов к покорению мира, и к достижению высот не только в спорте, но и в карьере, и в личной жизни.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.


Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.

Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.


Формы губ


форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм


Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.

Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :

Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.

(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

Ещё древние художники, рисуя тело человека, установили ос­новные правила соотношения между отдельными частями тела и всей фигурой в целом. Знание этих правил очень облегчает рисова­ние человека, но при этом важно помнить, что каждый человек всё-таки имеет свои особенности.

При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы.

У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка - 7 раз. У младенца размер головы ук­ладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника - 5 раз.

Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени - посередине ноги.

У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах - 2 раза. Ширина таза мужчины - полторы головы, а женщины - около 1,25. Длина ног - четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.

Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опу­щенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота сто­пы равна высоте носа, а длина стопы - длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у муж­чин равна половине ширины плеч, а у женщин - расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна дли­не среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.

Рисуя женскую и мужскую фигуры, обрати внимание на раз­личие пропорций в их изображении.

Пропорции женской фигуры

Пропорции мужской фигуры

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - верхняя часть бедра, пятое - середина бедра, шестое - голень, седьмое - на уровне щиколотки.

Пропорции фигуры подростка

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - бедро, пятое - верхняя часть колена, шестое - середина голени.

Начинать рисунок нужно с определения пропорций. Для этого нужно отметить высоту и ширину изображения и чётко им следо­вать. Без этого предварительного замера фигура в процессе рисо­вания может не уместиться на листе.

Как сделать человечка

Для того чтобы правильно изображать человека в движении, нужно сделать подвижную модель его фигуры из плотной бумаги.

Вырежь фрагменты туловища человечка из цветного картона.

Там, где нарисованы кружочки, фигуры соединяются кнопкой, гайкой и болтиком или ниткой так, чтобы части оставались под­вижными.

Передвигая у человечка руки и ноги, сгибая их, можно легко составить изображение фигуры в разных положениях.

А можно это же сделать при помощи полосочек бумаги. Нужно разделить квадратный листок бумаги по вертикали на три части и потом ещё, как показано на рисунке.

Можно также из разделённых таким же способом цветных ку­сочков составить аппликацию.

Обрати внимание на последовательность изображения девочки с флагом,

марширующего солдата,

бегущего лыжника.

Рисуем руки человека. Длина распрямлённой ладони чуть мень­ше ширины лба.

Рисуем ноги человека. Длина ступней ног равна длине головы.