Актуальные проблемы воспитания в современной школе. Проблемы организации воспитательного процесса в школе. Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания

(4 голоса : 5,0 из 5 )

На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка.

— Добрый вечер, Александр.

— Благословите наших телезрителей.

— Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»!

— Наша сегодняшняя тема — воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем .

— Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, — одна из главных проблем, главных задач — это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно.

Один почтенный господин — весьма почтенного возраста — из тех, кто воцерковился в конце 80-х начале 90-х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове — обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем — это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься — но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зрения этого господина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить. Те проблемы, которые существуют в современном обществе, и на которые святая Церковь всегда реагирует голосом священноначалия — среди этих проблем проблемы чрезмерного благочестия не существует. Если мы смотрим, отслеживаем внимательно, слушаем ежегодное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашествующим города Москвы, в каждом ежегодном обращении подводятся итоги предыдущего года, планы и перспективы на будущее. Посмотрите на документы и решения Архиерейских Соборов, которые в последние годы были; на работу Межсоборного присутствия, на православные сайты – например, pravoslavie.ru, где какие-то проблемы, в том числе и светского общества, обсуждаются, даются разные точки зрения, — везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, есть какие проблемы? Религиозная безграмотность — это реальная проблема, религиозное невежество. Почему священноначалие и употребляет столько усилий на то, чтобы повышать грамотность православных христиан. Почему это очень обязательное и очень уместное своевременное благословение священноначалия, чтобы каждого приступающего к Крещению необходимо сначала оглашать — если это взрослый человек. И вот эта религиозная безграмотность — не надо далеко ходить за примером. Дмитровская родительская суббота была позавчера, и многие люди подают в храм записки с такими словами: передай в храм записку, пусть они там помолятся. Буквальная фраза «пусть они там помолятся»- чтобы моему близкому родственнику там, в будущей загробной жизни, было хорошо. А когда человека спрашиваешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне некогда, у меня дела, заботы, проблемы, пусть «они» — духовенство, они там пусть молятся, а моя задача — написать записочку и отдать. Эта форма обрядоверия — тоже один из видов его религиозной безграмотности.

Такие проблемы действительно есть в современной жизни. А проблемы чрезмерного благочестия — такой проблемы нет, и слава Богу, что нет, и диалог этого пожилого господина с его собеседником оставил очень интересное впечатление. Есть хорошо всем известный литературный персонаж Дон Кихот Ламанчский — это пожилой сеньор, который облачился в доспехи, уже проржавевшие от времени, возомнил себя доблестным рыцарем, сел на коня, взял копье, и устремился искать противников. А так как рыцарей, достойных ему, уже не было — времена прошли, — он увидел мельницу, устремился на мельницу — на вымышленного врага. Мельница показалась ему великаном. Точно также беседа с этим господином оставила — по крайней мере, у меня, как свидетеля этого диалога, очень грустное впечатление в сравнении именно с Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами. Потому что если бы среди проблем современной церковной жизни была бы проблема чрезмерного благочестия, тогда бы мы видели что? Наступает многодневный пост, и машины «скорой помощи» не успевали бы увозить в отделения перепостившихся прихожанок, которые падают в изнеможении; или люди попадали бы в психиатрические больницы, потому что перемолились, и таким образом сошли с ума; или люди вериги на себя накладывали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвижники. Поэтому проблемы чрезмерного благочестия нет. И эти выпады отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они мечты сердца своего, т. е. плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших — это как нам научиться воспитать нравственную личность, как наших детей, подростков которые в силу возраста, в силу переоценки ценностей, как они, общаясь с окружающими людьми, воспринимают на себя действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей; как им устоять, как привить детям духовный иммунитет, чтобы они через эти непростые годы переходного возраста прошли — не побоюсь этого слова — не запачкавшись нравственно, — или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души. Вот это проблема, которая стоит перед каждым из нас.

— И конечно же, самое опасное, что может произойти со стороны самих родителей — это некоторые ошибки или неточности, или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям. Если какие-то основные категории?

— Да, действительно, Александр, можно условно свести к двум общим основным ошибкам, которые совершают вообще все родители — нельзя сказать, что только верующие, церковные родители, — а вообще все родители. Мудрые люди, педагоги, пастыри с большим опытом обращают всегда внимание своих пасомых прихожан, духовных чад на эти две ошибки.

Первая — это чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потворство, потакание страстям ребенка, когда ребенок мнит себя некоронованным королем в семье. Худший вариант, если ребенок только один — пока он один, естественно, все внимание к нему, и он, действительно, вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания — и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с этими эгоистичными наклонностями. И эта чрезмерная ласка, потакание страстям, когда ребенок вырастает и чувствует себя центром внимания. Он убежден – это, может, помимо сознания проходит, но он убежден, что весь мир и родители созданы только для него, чтобы удовлетворять все его похоти. И такой эгоист, перед которым совершается преклонение как перед языческим идолом, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами, и это совершенно очевидно, что окружающий мир не будет ведь к нему относиться так же; он обязательно столкнется с отношением к себе более достойным его, на самом деле, но будет это воспринимать с обидой, с огорчением, будет ненавидеть весь мир, на всех обижаться, думать, что ничтожества и недостойные люди стали выше меня, меня недооценили и т.д. И родители, которые чрезмерно потакают ребенку, превращают в его в идола — одна из главных ошибок, — они обрекают его на то, что он будет одинок в жизни, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки. И он будет в состоянии мысленной перманентной войны с окружающим миром постоянно находиться.

— Значит, первое — это чрезмерная ласка, а второе?

— Вторая ошибка, которую иной раз делают родители, и тоже нередко — это чрезмерная строгость. Это другая крайность. Как очень мудро говорит старец Паисий: все крайности от врага. Чрезмерное потакание — это одна крайность, другая крайность — когда ребенок растет обезличенным, растет как бы в условиях полицейского участка, где каждый его шаг, каждая его мысль, жестко контролируется родителями, и причем родители могут искренно считать, что это они делают для блага ребенка. Ребенок, как правило, в такой семье вырастает слабовольным, забитым безынициативным, запуганным. Вот это внутренняя подавленность — не побоюсь такого резкого сравнения, — «тюремное детство» такого ребенка впоследствии может вылиться в два направления. Или агрессия в адрес всех остальных необъяснимая — сам подросток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрессия ко всем — на него кто-то не так посмотрел, что-то не так сказал. Или выражается в том, что человек всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным, подавленным. Он как бы ищет людей с более сильной волей, которые бы им управляли. Он везде боится проявить какую-то инициативу, боится окрика, и это также несчастные люди, которые недополучили любви.

Поэтому в отношениях с детьми надо помнить мудрый пример любого опытного садовода: когда садовод сажает маленькое деревце, он его подвязывает, чтобы оно росло ровно, и должен позаботиться, чтобы его поливать вовремя — не перелить, потому что и избыток влаги, и отсутствие влаги одинаково вредит деревцу. Также и избыток любви – точнее, не любви, а потакания, и чрезмерная строгость также вредит личности ребенка.

— Вопрос из Московской области. В Притчах Соломона есть слова «аще кто любит своего ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на своегó» (Пр.13:25). Т.е. воспитание ребенка допускает наказание. И еще вопрос: когда дети уходят в алтарь, зачастую ребенок, облаченный в стихарь, выходит, как бы показаться, что он такой хорошенький.

— Спаси Господи, очень хороший вопрос. Цитата премудрого Соломона продолжается следующим образом: «а кто любит, тот с детства наказывает его». Я еще раз напомню этимологию славянского слова «наказание»: это не месть, это не кара, это не проявление безумной власти и жестокости, не желание как бы насладиться от страдания беспомощного существа, а наказание — это научение, вразумление. Поэтому кто любит своего сына или дочь, то естественно, должен их наказывать – читай: вразумлять и воспитывать.

— Вопрос из Нижегородской области. У моей умершей пять лет назад сестры остался трехлетний сын, и я с его отцом воспитываем его. Два года назад отец купил ребенку компьютер. Ребенок уже не может жить без компьютера, он для него — все. Когда компьютер, наконец, сломался — я обрадовалась, а ребенок на меня сердится. Что мне делать?

— Спаси Господи, достаточно широко распространенная проблема в современной жизни, потому что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, и я не думаю что в программе ТК «Союз» вы услышали фразу, что компьютер — это отрава. Сам компьютер не может быть отравой, потому что это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта. Все зависит от того, как его использовать. Сколько православной литературы на компьютере набирается, сколько сайтов интересных познавательных, обогащающих с нравственной точки зрения! Все зависит от того, в чьих руках это орудие. И само собой разумеется, что для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, который еще слабоволен, нуждается в опеке родителей, долгое сидение у компьютера для него опасно во всех отношениях — как в физическом — постоянное облучение от этого экрана и поражение определенных частей головного мозга, об этом специалисты уже много говорили, в т. ч. из Центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени св. праведника Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье — Изяслав Александрович Адливанкин, отец Анатолий Берестов, много статей на эту тему написано. Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неразумное использование его, особенно когда дети, подростки тратят уйму времени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, раз уж вы обратились именно ко мне — если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова окажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует телевидение. Это не касается телеканала «Союз», а именно светского телевидения. Чтобы он не знал, как присоединяется к телевизору антенна. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Вот, смотри DVD — это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Поэтому дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы в этой ситуации найти слова и объяснить ребенку о вредоносности чрезмерного долгого сидения у компьютера.

«Современные проблемы семейного воспитания»

«Воспитание есть процесс социальный в самом

широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи,

явления, но прежде всего и больше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.С.Макаренко

Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Целью исследования: воспитание детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: семейное воспитание в современное время

В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в работе следующие задачи :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы семейного воспитания и охарактеризовать его формы по трудам А.С. Макаренко;

2. Семейное воспитание и его значение

3. Отметить специфику семейного воспитания и определить его значение;

4. Рассмотреть современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально – психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по проблеме воспитания в семье.

Семейные отношения и воспитание переживают кризис. Семья и школа тесно связаны с развитием общества, государства, на их взаимоотношения влияют и те кризисные явления, которые нарастали в течение последнего десятилетия в семейной сфере:

    Разрушение нравственных представлений о семье и браке;

    Утрата семейных традиций;

    Утрата традиционного восприятия родительства и детства;

Следствием кризиса семьи стали многочисленные проблемы детства:

    Большое количество детей с отклонениями и физическом и психическом развитии;

    Неумение согласовывать свое поведение с системой нравственных форм;

    Духовно - нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о добре и зле.

За последние годы утрачено традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

Воспитание в нашем обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Эти изменения отрицательно сказались на жизни нынешнего поколения, но первой их отрицательное воздействие почувствовала на себе семья. Когда семья рассматривалась не как важнейший социальный институт, а лишь как неизбежная стадия общественной жизни человека. Поэтому рационально организованное и продуманное воспитание ребенка происходило за пределами семейного круга. Семья покорно отдавала детей государству, а государство не вмешивалось во внутренние дела семьи.

Но ситуация изменилась. В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как к объекту исследования и получили новые данные. Теперь в развитии личности отмечен бесспорный приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: и наиважнейшие свойства . Все это способствует созданию условий для творческой самореализации родителей, расширяет сферу их участия в жизни школы, повышает заинтересованность родительской общественности.

Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Это основная причина дезорганизации жизни большинства семей, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между родителями, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Семейные отношения и воспитание переживают кризис.

Основа социального "Я" закладываются отнюдь не в школьном коллективе - там они только развиваются, - а в самом раннем возрасте. Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть.

Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Современные проблемы и нарушения семейного воспитания

Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе - на равноправии и взаимоуважении супругов - строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужчиной и женщиной поведению домашнего хозяйства и обоюдной ответственности родителей за детей. Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Известно предупреждение А. С. Макаренко о том, что воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Как правило, родители концентрируют на одном ребенке максимум внимания, оберегают его от всевозможных трудностей, излишне опекают, находясь во власти слепой, неразумной любви. Трудность воспитания ОДНОГО ребенка в семье, по словам А. С. Макаренко, заложена в отсутствии коллективного воздействия на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод впервые годы совместного проживания - весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца.

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья- специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности». Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.

Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения.

Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.

Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.

Следует также подчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами, благодаря чему создаются особые условия для взаимных воздействий, воспитания добрых чувств, для индивидуальных советов и утешений, одобрения, исправления нежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению роли гражданина, выступая для него проводником идей и норм морали.

Все эти особенности семьи делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающего поколения к жизни, а семейное воспитание - необходимым фактором нормального развития личности ребенка.

А.Г.Харчев пишет: «Семья - реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, гак и путем личного примера родителей, других членов семьи». Стало быть, весь уклад семейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. И обществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок в семье, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье как воспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится в центре внимания общества.

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, проходит в любое время суток, в любое время года… Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке…

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

Отсутствие нормального психологического климата в семье;

Фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный…);

Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий…);

Противоправное поведение взрослых;

Авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество, которые проявляются как следующие неправильные формы воспитания, которые отражаются на развитии ребенка и его поведении в школе:

    гипоопека – т.е. безнадзорность, недостаток внимания, заботы, контроля; родители заботятся только об удовлетворении материальных потребностей ребенка, а фактически он представлен сам себе. Ребенок ощущает свою ненужность старшим, он думает, что мешает им жить и они рады от него освободиться.

    гиперопека –т.е. чрезмерная опека и контроль, которые подавляют самостоятельность, чувство ответственности и долга. У слабых, чувствительных детей гиперопека вызывает реакцию бунта и уход ребенка в уличную компанию.

    культ семьи” – ребенок растет в чрезмерном обожании и восхищении; такие дети стараются всегда быть на виду, лидировать, не прилагая к этому никаких усилий; в конце концов, попадает в кризисную ситуацию: с одной стороны, он продолжает нуждаться в восхищении, а с другой стороны он не приучен этого добиваться.

    золушка” – эмоциональное отвержение взрослыми, которые не хотят себе в этом признаться; при таком воспитании формируется чувство вины, неполноценности, ненужности

    жестокие взаимоотношения (“ежовые рукавицы”) могут сочетаться с эмоциональным отвержением и могут проявляться открыто (срывает зло) и скрытостью – безразличием друг к другу, душевной жестокостью. Переживание ребенком эмоций в этих условиях способствует развитию эгоизма и душевной черствости.

    повышенная моральная ответственность – возлагается родителями на ребенка за его будущее и будущее членов его семьи. Это очень тяготит ребенка и лишает его радости детства.

    маятниковое воспитание – противоречивое воспитание – в одной семье разные поколения отстаивают свой стиль в воспитании, сочетаются несовместимые методы воспитания. Такое воспитание вредно и влияет на слабые стороны характера ребенка, способствует душевному дискомфорту.

Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов, которые педагог может использовать в воспитательной работе с родителями:

1.Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2.Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.

3.Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

4.Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть подложено в основу системы семейного воспитания.

5.Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.

6.Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

7.Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

8.Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность.

Содержание современного воспитания. Стили воспитания.

Авторитетный стиль воспитания характеризуется высоким уровнем контроля. При этом автономия растущих детей признается и поощряется родителями. Между родителями и детьми теплые отношения, родители открыты для общения и прислушиваются к мнению детей. Существует включенность ребенка в обсуждение семейных трудностей, готовность родителей помочь ему в случае такой необходимости, вера в его успех и адекватность в отношении его поведения. В этом случае, прежде всего, учитываются интересы и потребности детей. В результате такой семенной обстановки вырастают социально адаптированные, уверенные в себе личности, с высокой самооценкой и способные к самоконтролю. У них развиты ярко выраженная способностью к лидерству и коммуникативные качества.

Авторитарный стиль отличается высоким контролем, в семейном воспитании присутствует жесткая дисциплина, предполагается значительные ограничения со стороны родителей. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети в таких семьях бывают непритязательные, замкнутые, угрюмые и раздражительны. Также они внушаемые, не слишком настойчивые в достижении своих целей, боязливы, неагрессивны. Девочки, в большинстве своем – неактивны и зависимы, а мальчики – агрессивны и неуправляемые. Современное воспитание отвергает данный стиль или максимально нивелирует его.

Либеральный стиль современного воспитания предполагает теплые внутрисемейные отношения и низкий уровень контроля. Родителями недостаточно или совсем не регулируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, но инициатива чаще исходит от самого ребенка. Дети имеют слишком много свободы, которая никак не регламентируется семьей. Дети в таких семьях склонны к непослушанию, агрессивности, часто ведут себя импульсивно и нетребовательно к себе. Могут наблюдаться признаки неадекватного поведения. Но в некоторых случаях, при стечении определенных обстоятельств и задатков, дети могут стать активными и творческими людьми.

Содержание воспитания, в котором преобладает индифферентный стиль заключается в низком уровне контроля и холодных отношениях между родителями и ребенком. Семья безразлична к детям, закрыта для общения. Родители не устанавливают никаких запретов. Из-за обремененностями собственными заботами не остается сил и желания на воспитание детей. Если при этом еще и проявляется враждебность родителя, то у ребенка могут появляться разрушительное и отклоняющееся от нормы поведение.

Невозможно описать и структурировать все многообразие семейных отношений, но владея даже такой небольшой информацией, родители в состоянии оценить свое влияние на развитие и воспитание своих детей. Конечно, надо иметь немало терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувствами и потребностями. Но немаловажно знать о том, что все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы – это прямое отражение тех воспитательных моментов, которые приняты и употребляются в семье. Также осложнить процесс воспитания психологически гармоничной личности могут наличие у членов семьи асоциального поведения, проживание в семье тяжело больного человека, отсутствие одного из родителей.

Давайте подведем небольшой итог в содержании современного воспитания:

    Если вы хвалите ребенка - он учится быть благородным.

    Если ребенок растет с чувством безопасности - он учится верить в людей.

    Если вы поддерживаете его - он учится ценить себя.

    Если его окружает понимание и дружелюбие - он научится находить любовь в этом мире.

    Если вы постоянно критикуете и третируете его - он учится ненавидеть.

    Если вас сын или дочь растет в упреках - он учится жить с чувством вины.

    Если вы смеетесь над своим ребенком - он становится замкнутым.

    Если маленького человека окружает вражда - он учится быть агрессивным.

Родители – главные воспитатели своих детей.

Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь задача школы – воспитывать моего ребенка, научить его читать, писать, считать, уважать старших, заботиться о младших, быть хорошим товарищем для одноклассников”. Когда этого не происходит, то они начинают обвинять учителей, в том, что они не смогли привить любовь к учебе, к людям. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Ведь каждый ребенок идет в школу из семьи, где были заложены свои принципы, жизненные устои, которая либо смогла, либо нет, привить ребенку начальные навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми, сформировать желание учиться.

Родители должны вести своего ребенка с 1-го по 11 класс “за руку”. Это значит не водить ребенка за руку в школу в буквальном смысле, а направлять всю его деятельность, знать его успехи, неудачи в школе, поддерживать его во всех начинаниях, убеждать, что он не прав, и доказывать его неправоту. Нужно учить своих детей общению не только с членами своей семьи, но и одноклассниками, другими взрослыми. То, как умело могут делать это наши дети, напрямую зависит от умелого воспитания ребенка в семье.

Родители должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не разбило бы веру ребенка в справедливость, не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Конечно, все это можно делать в, так называемых, “благополучных семьях”, где нет пьянства, наркотиков и других кошмаров. Гораздо сложнее что-то исправить в тех семьях, где нужно объяснять прописные истины об ответственности за воспитание детей самим родителям.

Каждого родителя сегодня очень обеспокоен тем, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, не стали на путь совершения правонарушений. Я думаю, этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат.

На фоне относительного благополучия в семье мы часто забываем о том, что улица сильнее любого воспитателя, и, как это часто бывает, сильнее родителей. Беда часто не обходит многие семьи. И в первую очередь здесь страдают дети из неблагополучных семей, так называемые, “трудные” дети. Они есть в каждом классе, в каждой школе. Если в доме нет понимания между родителями, то дети идут на улицу. А там найдутся друзья, которые выслушают их, помогут “добрым советом”, и напоят, и накормят, и денег дадут. Но за это участие детям часто приходится расплачиваться здоровьем, своим телом, а иногда и своей жизнью. Счастье не живет в таких семьях.

Самое страшное то, что в разряд “трудных” детей очень часто попадают дети из семей, в которых родители ведут здоровый образ жизни. Почему так получается? Ответить на этот вопрос очень трудно и не всегда возможно. У родителей свои критерии в воспитании детей, свое отношение к понятию “воспитание” вообще. Часто они думают: “Я его обуваю, одеваю, кормлю, даю деньги на карманные расходы. Что ему еще нужно?”. У других – финансовые проблемы, родители не могут дать ребенку даже минимума, не могут объяснить ему, что трудности нужно уметь преодолевать. Ребенок замыкается в себе, чувствует определенный комплекс неполноценности. Иногда он идет добывать эти недостающие деньги самостоятельно и не всегда честным путем. В таких семьях нарушено общение с детьми, бывает, что вообще сводится до минимума. Нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми. Все это способствует тому, что дети отдаляются от своих родителей. Проблем в нашей сегодняшней жизни много. Родителям нельзя опускать руки, пеняя на то, какие у них трудные и непонимающие дети. Нельзя перекладывать на наших детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Нужно терпеливо учить их преодолевать трудности, а не пасовать перед ними.

Чтобы этого не произошло, родители должны как можно больше времени находиться со своими детьми, бывать вместе на природе, в театре, приобщать к проблемам семьи, не делать из них лишь пассивных наблюдателей того, как их родители стоически “бьются” над жизненными проблемами. Нужно помогать решать им школьные и личные проблемы, уметь выслушать детей, дать совет. Мы должны воспринимать ребят такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Воспитание ребенка в семье должно быть бережным, тактичным, требующим от родителей большого терпения и выдержки. Настойчивость в достижение цели воспитания – основное качество родителя. Неуверенный в себе родитель – враг своему ребенку

В каждом классе школы работают родительские тройки, задача которых - активная помощь классным руководителям в проведении внутриклассной и внеклассной работы. Из членов классных родительских троек сформирован школьный родительский комитет. С целью эффективной и действенной работы с родителями на уровнях школ и классов.

Школа во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика.
Наша школа постепенно становится все более открытой социально-педагогической системой. Она открыта для различных убеждений учащихся, диалога, межличностного и межгруппового общения; открыта в физическом смысле целый день и для детей, и для взрослых.

В школе преобладает тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды – семьей, предприятиями; культурно- просветительными учреждениями, общественными организациями и т.д. И самое главное – в открытой школе деятельности переносится на личность ребенка: создаются все необходимые условия для его личностного развития.
В результате проводимой работы мы вышли на следующую структуру открытой школы.

Основное в ее деятельности – это диагностирование социально-психологической ситуации в семье; организация работы специалистов, направляющих разностороннюю социально-педагогическую деятельность семьи.

Повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания. Среди них: родительское собрание, как одна из наиболее часто практикуемых форм повышения педагогической культуры родителей. На собраниях родители знакомятся с общими вопросами воспитания детей в семье и школе, с задачами и итогами работы школы. Другой формой работы являются конкурсы, фестивали родителей, которые посвящаются обмену опытом воспитания детей. Используется и диспут как один из форм повышения педагогической культуры родителей. Активно стали проводиться встречи за круглым столом, в которых принимают участие люди различных специальностей, разных возрастов и родительского опыта, что позволяло расширить воспитательный кругозор не только отцов и матерей, но и самих педагогов, и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, участники их обмениваются мнениями, опираясь на приобретенные знания и накопленный опыт.

При анализе обращений родителей к специалистам выявляются следующие проблемы:

    проблемы взаимоотношений родителей и ребенка -35 %,

    родителей волнует нежелание ребенка учиться - 30 %,

    проблемой отношениями ребенка и педагогом - 15 %,

    проблемы адаптации ребенка в коллективе взаимоотношения со сверстниками – 10 %

Экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом. Как следствие, в последние годы наблюдается снижение рождаемости детей, увеличение семей “группы риска”, рост количества подростков с различными формами девиантного поведения.

В старших классах было опрошено 30 человек: физическое воздействие почти не встречается, однако только 50 % юношей и девушек считают свое положение в семье равноправным, 9 % считают, что занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться, 3 % считают себя одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит, 10 % ощущают постоянную опеку, 4,3 % считают, что создают проблемы в семье, 1 % ощущают себя посторонними людьми, которым трудно участвовать в жизни семьи. Более половины опрошенных старшеклассников отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение. Каков же выход из создавшейся ситуации? Кто может оказать помощь и) если не остановить, хотя бы сократить подобные случаи? В первую очередь это, конечно, семья и школа, которые являются, на наш взгляд, микросредой защиты ребенка.

Исследования, проведенные в школе, показали, что только 29% детей проводят свободное время с родителями, регулярно просматривают дневники 12 % . Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых". И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

По нашему глубокому убеждению, родители должны всегда помнить: только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка.

Другим защитником ребенка может стать школа, она призвана помочь молодому человеку самоопределиться. Но семья, школа, как известно - модель общества, а воспитание - один из его институтов, поэтому они не могут существенно отличаться от своей первоосновы.

Приоритетными направлениями в организации семейного и общественного воспитания являются:

Ориентирование воспитания на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни;

Приобщение растущего поколения к культурно-историческим традициям, формирование чувства настоящего хозяина земли;

Совершенствование гражданского, правового и патриотического воспитания учащихся;

Формирование здорового образа жизни, активизация спортивно-массовой и оздоровительной работы;

Создание условий для формирования социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, развития творческих способностей каждого ребенка.

В нашей школе проводятся эффективные формы работы взаимодействия родителей и школы. Внедрение и реализации программ: «Школа-семья-социум», подпрограмма «Семья». Программы направлены на внедрение инновационных форм совместной деятельности, повышение заинтересованности родителей во взаимодействии со школой:

    создание условий для творческой самореализации родителей,

    расширение сферы и участия в жизни школы в целях обеспечения единства воспитательных воздействий школы и семьи,

    выявление и развитие оптимальных и необходимых условий, форм и методов работы школы и семьи.

Такими формами стали не только традиционные праздники, но и реализация инновационных творческих и социальных проектов с участием родителей, детей к благоустройстве школы. Проведение внутришкольных мероприятий:

    художественный фестиваль самодеятельности с участием родителей и детей,

    выставка прикладного искусства и творчества родителей,

    конкурсы социальных проектов активов родительских советов,

    конкурсы семей «Моя семья-моя опора», «Семь+Я», «Мама, папа и я спортивная семья»

    интеллектуальная семейная олимпиада с участием родителей.

В селе в каждой микрорайоне из числа педагогов, проживающих в «Туолбэ» избираются педорганизаторы. Педорганизаторы проводят массовые мероприятия во внеурочное время, стараются занимать учащихся в незанятое время. По микрорайонам проводятся спортивные мероприятия с большим охватом учащихся.

Особое внимание уделяется профилактике правонарушений учащихся, проводятся патрулирования по микрорайонам села в каникулярные и выходные дни, где ответственные родители и общественный Совет Туелбэ.. Проводятся рейды в семьи вместе с административной комиссией села, где ведутся разъяснительные беседы с родителями.

Родители, работая и принимая участие в профилактической работе школы, сами понимают содержание работы и видят свои функции в ней. Здесь речь идет об устранении безнадзорности ребенка в семье, приучении к твердому распорядку дня, выполнению трудовых поручений правил поведения, о поощрении его дружбы со сверстниками.

Самым значимым результатом содействия родителей в жизни школы является их участие и помощь при подготовке учащихся к НПК (научно-практических конференциях) на улусном и республиканском уровнях, где учащиеся занимают призовые места.

Ввели в практику работы конкурс между родительскими советами классов и фестиваль художественной самодеятельности с участием родителей и учащихся, результатом которого повысилось активное участие отцов в школьной жизни учащихся. Отцы принимают активное участие в жизни школы и села. В 2007 г. председатель Совета отцов «Тирэх» Зырянов Е.Е. за успешную работу был избран делегатом I съезда отцов Республики Саха (Якутия), по итогам 2010 г. Совет отцов стал обладателем номинации «Чел олох» администрации МО «Намский улус» и отдела физической культуры и спорта улуса. В 2008г. Петя и В.Н.Габышевы заняли III место на республиканских соревнованиях по нетрадиционным видам спорта «А5а курэ5э-2008», а в 2009 году на улусных соревнованиях - III место. Проект родителя Новгородова А.Д. «Тропа здоровья» в 2008 году представлен на Грант отдела семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). Руководитель крестьянского хозяйства «Дьа5ыныатта» Обутов В.П. участвовал в Республиканском конкурсе на поддержку инновационных проектов, программ организации семейного отдыха детей проводится Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я) в рамках Республиканской целевой программы «Семья и дети Республики Саха(Якутия)» на 2009-2011 годы в целях совершенствования и обновления содержания, форм и методов работы семейных бригад, семейных лагерей для отдыха и оздоровления детей и по итогам проекта получил грант по организации летней занятости детей.

В школе успешно реализованы проекты по привлечению родителей к учебно-воспитательной деятельности, начатые по инициативе педагогов и учащихся: с 2003г. интеллектуальный семейный клуб «Тобулан»; с 2004 г. клуб семейного чтения «Читаем всей семьёй», семейный спортивный клуб «Чэбдик», клуб «Неболейка».

История семейного и общественного воспитания - эта отрасль педагогики с древнейших времен до наших дней изобилует разными, порой прямо противоположными оценками сущности детства, назначения родителей, принципов, содержания и методов семейного воспитания, роли в нем отца и матери, характера взаимоотношения семьи со школой и обществом в целом. Множество теорий, точек зрения, концепций, политик, подходов, решений... Но общее, что их роднит, это то, что судьба ребенка, его назначение и благосостояние никогда не были безразличны родителям, школе, обществу в целом - потому что это будущее.

И если все мы - педагоги, родители - будем действовать в рамках общечеловеческих идеалов и ценностей, то вероятность успеха на пути воспитания нового поколения существенно возрастет.

Использованные литературы:

    Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы /О.С. Гришанова, Издательство «Учитель», - Волгоград – 2008

    Общественно-педагогический журнал «Народное образование Якутии», № 2, 2011

    Прокопьева, М.М. Обучающие программы по семейной педагогике как фактор совершенствования образовательного процесса /М.М.Прокопьева //Информатика и образование. - М. - 1999.

    Прокопьева, М.М., Гермогенова, М.Д. Основы семейного воспитания: монография. /М.М.Прокопьева - Якутск: Изд-во «Бичик», 2003.

    Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: Программа курса. /М.М.Прокопьева. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998.

    Прокопьева, М.М. Карамзина, У.А. Педагогические теории, системы и технологии: Учебно-метод. комплекс /Ин-т разв. образ. Центр дистанц. образ. ПИ ЯГУ /М.М.Прокопьева, Карамзина У.А. - Якутск: ИРО.1999.

    Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: Учебно-метод. комплекс. Ин-т разв. образ. Центр дистанц. образ. ПИ ЯГУ/М.М.Прокопьева. - Якутск: 2001.

    Прокопьева, М.М. Работа с родителями в ДОУ: /М.М.Прокопьева. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002

    Прокопьева, М.М. О трудновоспитуемости в семье /М.М.Прокопьева //Девиантное поведение: проблемы и тенденции: (Матер.научно-практ. конференции) Якутск: Сахаполиграфиздат. 1998

    Прокопьева, М.М. Нравственные ценности семьи саха. //Проблемы сельских семей: проблемы и решения (Материалы 4 Международного Конгресса «Российская семья»). /М.М.Прокопьева. – М.: Изд-во РГСУ. 2007

В высокоразвитых странах мир школьников переполнен вещами - многие имеют видеоигры, видео-, аудиотехнику, собственный компьютер и пр. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Реже становится участие детей в конкретной трудовой деятельности. Меняется повседневная жизнь школьника. Она регламентирована рутиной школьных занятий, которые становятся все более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются ребячьи компании, усиливается одиночество ребенка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты на себе.

Более ранним становится половое созревание. Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников.

Ошибки в семейном воспитании:

    а) во- первых, не осознается исключительная, незаменимая роль семьи в формировании личности детей.

    б) во- вторых, происходит ПОДМЕНА воспитания назиданиями, поучениями, сообщением правил, которые надо запомнить и безоговорочно выполнять.

    в) в-третьих, неумение и боязнь конкурировать с потребительской модой, групповыми нормами микросреды, противостоять в необходимых случаях их давлению и формировать детей позицию осознанно противостояния негативным его аспектом.

    г) в-четвертых, неумение и боязнь обсуждать с детьми острые вопросы прошлого и настоящего страны, вины общества за существенную часть аномальных проявлений в среде несовершеннолетних и молодежи.

    д) в-пятых, самоизоляция от взаимодействия с другими институтами социального воспитания (с детским садом, школой)

Ошибки, связанные с неправильным представлением о месте детей в жизни родителей, принципах взаимодействия с ними:

    Зачастую отношения к детям родители строят на началах гиперопеки

    Многие негативные последствия для детей и родителей связаны с неумением правильно соотнести доверие, уважение и контроль. Но один только контроль за детьми не исчерпывает проблемы

Влияние родителей на поведение детей в конфликтных ситуациях:

    Стиль семейного воспитания

    Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях

В связи с этими проблемами все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В школах должны работать специалисты – психологи. Необходимо повышать конфликтологический уровень педагогов. Разрабатывать новые методики обучения детей в школе и воспитания дома. Необходимо совершенствовать школьные программы, проводить специальные занятия по нравственному воспитанию.

Актуальные положения воспитательных концепций:

    Реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

    Создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

    Всестороннее и гармоничное развитие личности;

    Социализация личности гражданина России;

    Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;

    Становление социально активной жизнестойкой личности;

    Формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;

    Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;

    Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Правила для учителя(гуманистическая парадигма):

1. Демонстрировать доверие детям.

2. Помогать детям осознавать себя, свои интересы, склонности, способности, потребности,

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия, учебной и внеучебной работы, общения.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального, теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

воспитательный подростковый профессиональный образование

Воспитание: понятие, формы воспитания в истории и контексте современности

Прогрессивное развитие любого государства основано на его духовном богатстве. Духовные ценности любой нации и общества становятся важнейшим фактором, определяющим их будущее.

В современных условиях развития нашего общества и государства острейшей проблемой остается уровень духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Неблагоприятная демографическая ситуация, рост преступности, нивелирование семьи как ценности, утрата патриотического сознания, снижение уровня здоровья и качества жизни требуют серьезного пересмотра векторов развития образования, определения его не только материальных, но и духовных ресурсов. Если материальные ресурсы в последнее время через национальные проекты помогают повысить, то духовные пока вызывают серьезные опасения.

В обществе все еще нет системы, которая боролась бы с негативными явлениями, оказывающими растлевающее действие на души людей. Российское образование, после модернизации и реформирования, утратило свою воспитательную функцию. Вслед за пионерией и комсомолом наши дети лишились и тимуровского движения, и клубов интернациональной дружбы, и строевых смотров военной песни, и «Зарницы», и шефства, и соревнований за право быть правофланговыми... В свое время эти и другие формы реально способствовали воспитанию коллективизма, лидерских качеств, любви к Отечеству, уважения к другим народам, стремления старших помочь младшим. Взамен мы получили шквал пропаганды жестокости, насилия, равнодушия, цинизма, рекой льющейся с экранов телевизоров и компьютеров.

Кто может сегодня противостоять этому натиску? Прежде всего -- семья, организованная система воспитания в образовательных учреждениях, церковь. Эти социальные институты всегда боролись за сохранение нравственности, моральных устоев российского общества, как самое драгоценное оберегали духовный мир людей от черствости, хамства, карьеризма.

Жизнь диктует необходимость формирования у студентов активной гражданской позиции, привлечения их к общественно полезной деятельности, пропаганды здорового образа жизни, физического и нравственного развития.

В современном российском обществе идея патриотизма может и должна стать стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества. Истинный патриотизм предполагает формирование и постоянное развитие комплекса позитивных качеств, основой которого должны явиться духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Большую роль в воспитании подрастающего поколения играет семья. Именно в семье закладываются те основные мировоззренческие, нравственные позиции ребенка, его ориентиры, представления о хорошем и плохом, которые потом, на последующих этапах воспитания и образования в учебном заведении, лишь конкретизируются. Семья должна стать партнером государства в осуществлении патриотического воспитания молодежи и детей. Отчий дом притягивает людей теплотой и открытостью, создает возможности для самореализации и самовыражения. Именно любовь к Родине сохраняет в веках народ, обеспечивает его ресурсом не только для выживания, но и для саморазвития, раскрытая потенциала.

Чрезвычайно актуальна, как для настоящего, так и для будущего России, проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Сохранение и укрепление здоровья учащихся и подростков -- важнейшая задача современного образования. Качество образования, формирование ключевых компетенций учащихся находятся в прямой зависимости от их физической подготовленности. Повседневные занятия физическими упражнениями содействуют духовному в физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой социально полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию ориентации на духовно-нравственные ценности, на возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину, -- доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.

После Октябрьской революции 1917 г. и до середины 1980-х гг. в нашей стране концепция воспитания определялась особенностями коммунистической идеологии и тоталитарного общества. Несмотря на отдельные достижения теории и практики воспитания (в первую очередь это связано с А.С. Макаренко, поставившим во главу угла разновозрастной коллектив и его влияние на формирование ребенка, так как «там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений» ), оно было направлено на формирование людей, преданных коммунистической идеологии, обладающих качествами, полезными для социалистического строительства, вследствие чего понятие о самоценности личности утрачивалось. Однако в период «оттепели», после XX съезда КПСС (1956), осудившего культ личности Сталина, и в педагогике начались перемены.

Символом гуманистических исканий стал В. А. Сухомлинский (1918--1970), считавший, что нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. По Сухомлинскому, «воспитывать совесть -- это значит утверждать в человеке мысль о том, как оценят его поступок люди, добиваться того, чтобы человек боялся осуждения людей и видел бы себя всегда как бы освещенным ярким светом людской молвы, того, что в народе нашем называют слух, слива... Воспитывать совесть -- это значит учить человека с детства отдавать себя другим людям, переживать потребность в человеке» . Подход к воспитаннику, основанный на непреходящих общечеловеческих ценностях, предполагает усвоение детьми таких нравственных категорий, как счастье, свобода, честь, достоинство, долг, справедливость, уважение достоинства личности другого. В школе Сухомлинского эти категории усваивались через заботу об окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Проблема воспитания человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в конце XX в. в связи с усиливающейся технократизацией общества, прагматизацией социального бытия людей, сопровождающихся снижением нравственных барьеров.

Интересным представляется опыт воспитания достойной личности, предложенный В. Ф. Шаталовым в трудах, раскрывающих основные принципы и содержание разработанной им методической системы («Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Эксперимент продолжается», 1989, и др.). Педагог размышляет о влиянии оценки на формирование личности человека, которая при неумелом с ней обращении может стать средством угнетения личности, о том, что подчас «в погоне за сиюминутными внешними результатами» упускается из внимания главное -- человек, его отношение к другим людям.

Во второй половине 80-х гт. в качестве альтернативы официальной педагогики была выдвинута и обоснована идея педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили. Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и др.), основанная на предоставлении обучащимся, где только можно, свободного выбора и призывавшая к строящемуся на уважении достоинства совместному труду педагогов и студентов.

По убеждению Ш. А. Амонашвили, гуманная педагогика должна способствовать реализации природы каждого человека, которая у детей проявляется в стремлении к развитию, страсти к свободе, потребности взросления, -- именно в этом ее высший смысл и главное предназначение; «личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать значимым, т. е. чтобы ребенок осознавал учебную задачу (педагогически и социально обязательную)

Наука и практика продолжают двигаться по пути гуманистических преобразований. Гуманистическая педагогика ориентирована на человека, признавая уважение достоинства его личности. В первую очередь ее отличает то, что приоритет отдается развитию психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности формированию свободной, самостоятельно думающей и действующей гуманной личности, способной делать обоснованный выбор в различных учебных и жизненных ситуациях, обеспечению условий для успешной переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика требует предъявлять к воспитаннику разумно сформулированные требования, уважать его права.

Гуманистическая концепция народного образования практически означает введение нового типа образования, ориентированного на освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно-исторического процесса.

В свете этой концепции образовательное учреждение становится важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель -- подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Понятие «воспитание» для отечественной системы образования неразрывно связано с духовно-нравственным формированием и развитием человека. Причем если мы рассматриваем обучение с точки зрения освоения участниками образовательного процесса определенных знаний.

Все это достигается на основе гуманизации всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогики сотрудничества и сотворчества, посредством использования новой технологии, активных форм и методов обучения и воспитания. В конце XX -- начале XXI столетия возникла принципиально новая педагогическая ситуация, когда каждый педагог, каждый педагогический коллектив получили возможность проектировать воспитательные системы, адекватные природе детства, культурно-историческим традициям общества. Следствием этого явилось появление значительного количества гуманистически ориентированных концепций воспитания, в которых воспитание рассматривается в разных аспектах.

Целью воспитания в XXI в. должно стать содействие индивидуальному развитию человека, формированию у вето высоких нравственных качеств, гражданского самосознания. Доминантой нового воспитания, позволяющего студентам реализоваться на всех ступенях их личностного развития, является принцип формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в социуме.

Привитие учащимся гуманистических идеалов, в том числе толерантности, коллективизма, взаимопонимания, ответственности, признания за другими права на уважение достоинства их личности - одни из главных задач современного образовательного процесса.