Синдром ранней детской невропатии причины возникновения проявление. Проявления детской нервности. Признаки детской невропатии. Синдром истинной невропатии у детей, симптомы, лечение

Нервная система играет определяющую роль в функционировании человеческого организма и выполняет множество функций. Даже незначительное нарушение в ее работе может привести к развитию серьезных неврологических заболеваний. Возникновение таких патологий у детей, к сожалению, довольно распространенное явление, и невропатия среди них занимает не последнее место.

Основная информация о патологии

Детская невропатия – это врожденная или приобретенная аномалия развития центральной нервной системы. Возникновение детской невропатии сопровождается такими симптомами как:

  • повышенная возбудимость;
  • отсутствие аппетита;
  • расстройство пищеварения и сна;
  • частые проявления разного рода аллергических реакций;
  • в некоторых случаях могут наблюдаться такие явления, как нервный тик и заикание.

Невропатию в зависимости от количества пораженных нервов разделяют на:

  • мононевропатию – поражение одного или нескольких одиночных нервов, которое может развиваться параллельно или последовательно;
  • полинейропатию – патологический процесс охватывает множественные нервные образования, в частности, спинно- и черепно-мозговые нервные стволы. Поражения развиваются одновременно.

На сегодняшний день выделяют 4 уровня нервно-психического реагирования (сформулированные В.В. Ковалевым):

Особое место занимает слуховая нейропатия (нарушение слуха, при котором происходит искаженная передача звука в головной мозг). При данном виде нейропатии у ребенка часто наблюдается задержка речевого развития.

Слуховая невропатия была выявлена недавно, но уже установлено, что одной из основных причин ее возникновения в большинстве случаев является генетический фактор (наследственность).

Чтобы лечение было назначено своевременно, очень важно знать по каким причинам может возникать данная патология и как именно она протекает (какими симптомами может сопровождаться).

Причины и симптоматика

Основными причинами возникновения патологии у ребенка являются:

  • инфекционные поражения (невропатия, которая возникает в результате патологического воздействия инфекций на организм, в том числе внутриутробных);
  • полученные травмы (невропатия, которая возникает в результате полученной травмы);
  • сахарный диабет;
  • компрессионно-ишемическая невропатия (происходит в результате сдавливания нервного волокна в области костного канала).

Причиной развития данной патологии может также стать неблагополучное (сложное или тяжелое) течение беременности матери, сопровождаемое такими явлениями как:

  • стрессы и депрессии;
  • родовая асфиксия;
  • сильный токсикоз;
  • хронические болезни.

Симптомы невропатии зависят от ее вида, возраста, причин возникновения и других факторов, но общая клиническая картина выглядит следующим образом:


В зависимости от возникающих симптомов специалисты также выделяют 2 основные группы больных:

  1. Дети с неустойчивой психикой, проявлениями повышенной возбудимости (нервностью) и аффективными вспышками, сменяемыми сильным утомлением.
  2. Ослабленные дети, что проявляется угнетенным состоянием и истерическими приступами.

Неврологические заболевания доставляют множество неудобств детям и родителям. Поэтому если наблюдаются такого рода нарушения, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Диагностика и лечение

Для выявления невропатии (постановки точного диагноза) понадобится комплекс диагностических мер:

Схема терапии

Тактику лечения определяет лечащий врач. Чаще всего при невропатии проводится терапия, включающая также комплекс медико-педагогических действий. Лечение лекарственными средствами проходит с назначением следующих медикаментов:


Для ребёнка с диагнозом «невропатия» полезны также физиотерапевтические мероприятия: гимнастика, массаж и водные процедуры (водные ванны, плаванье, контрастный душ и субаквальный массаж).

Народные методы лечения редко назначаются для лечения невропатии у детей. Но иногда могут быть рекомендованы к применению чаи из разнообразных лекарственных трав, оказывающие успокоительное действие. Могут применяться:

  • липа;
  • мята;
  • пустырник;
  • мелисса;
  • зверобой;
  • ромашка;
  • душица.

Нетрадиционная медицина должна использоваться по назначению и под строгим контролем лечащего врача, так как может не только не оказать лечебного действия, но и навредить (особенно это касается лечения пациентов детского возраста).

Нормализация психологического состояния ребенка при невропатии играет чуть ли не главенствующую роль, поэтому очень важно, как родители будут справляться с проявлениями данной патологии. Несколько правил для родителей:

  • общаться с ребенком спокойно и сдержанно (не стоит переходить на крик);
  • не дергать постоянными укорами, замечаниями и запретами (дети с данным неврологическим расстройством чрезвычайно впечатлительны);
  • не стоит постоянно уступать и потакать (истерики часто бывают всего лишь способом манипуляции);
  • проявлять любовь, не впадая в крайности;
  • не поощрять ребенка сладостями (дети с невропатией часто страдают от аллергии и расстройства пищеварения).

Профилактика

При своевременном лечении невропатии, прогноз благоприятный. При отсутствии адекватного лечения и правильного психологического воздействия на ребенка позднее родители могут столкнуться с множеством проблем: эгоцентризмом, вспыльчивостью, истеричностью, непомерной требовательностью и др.

Профилактическими мерами являются:


При наличии у малыша данной патологии, родителям стоит запастись терпением, так как терапия данного заболевания – достаточно длительный и изнуряющий процесс. Важно понимать, что капризность ребенка в данном случае это не признак избалованности, а серьезная проблема со здоровьем.


Для невропатии у детей характерна повышенная возбудимость, чрезмерно быстрая истощаемость, нарушение аппетита и пищеварения, расстройства сна, развитие тиков и заиканий, появление разнообразных аллергических реакций. Очень часто такие схожие симптомы испытывают дети с задержкой психического развития или так называемой умственной отсталостью. Но сравнивать эти 2 разных диагноза недопустимо.

На сегодняшний день в медицине под термином невропатия подразумевается целый ряд специфических психических нарушений, которые присущи для раннего детского возраста. Дети-невропаты активны, любопытны, чересчур эмоциональны, отличаются резким перепадом настроения. Им очень сложно успокоиться и держать себя под контролем.

Слыша диагноз – невропатия или врожденная детская нервность, у родителей возникает много вопросов, ответы на которые мы постараемся дать в этой статье.

Основные причины болезни

По мнению врачей, одной из главных причин развития такого недуга является неблагополучное протекание беременности:

  • стрессы;
  • некоторые хронические заболевания;
  • чрезмерно сильный токсикоз;
  • родовая асфиксия.

В первые месяцы жизни своего малыша стоит очень внимательно следить за протеканием заболеваний, как кроха их переносит (диспепсические расстройства, инфекции).

Ребенок активно развивается, и нервная система испытывает огромную нагрузку. Может возникнуть легкое органическое поражение некоторых зон головного мозга.

Причиной могут также стать травмы, инфекционные поражения и даже недостаточность витаминов.

Невропатия у детей: симптоматика

  • Врожденная детская нервность проявляет себя чаще всего уже с первых дней жизни. Младенец беспокойный, не спит, неохотно берет грудь, вздрагивает от малейшего шума. Плачет и кричит без повода. В дальнейшем возможны частые срыгивания, запоры или поносы.
  • После 2 лет малышам очень сложно сосредоточиться на чем-то одном, они не усидчивы, быстро утомляются.
  • Признаками невропатии могут быть головные боли, астматические приступы, обмороки, резкие колебания артериального давления.

Специалисты по симптомам выделяют две группы больных:

  1. Дети имеют неустойчивые эмоции, повышенную возбудимость, аффективные вспышки, сменяющиеся сильным утомлением.
  2. Больные другой группы имеют повышенную истощаемость, угнетенное состояние, истерические приступы. Им сложно приспособиться к переменам в жизни, они не уверенны в себе.


Впоследствии детская нервность переходит в другие нервно-психические расстройства.

Виды и формы заболевания

Медики выделяют типы невропатии:

  • Периферический. Такой тип болезни вызван нарушением периферической нервной системы. Он поражает нервные окончания, которые находятся в конечностях человека.
  • Краниальный. Вызывает нарушения работы одного из 12-ти пар черепно-мозговых нервных окончаний. Вследствие чего может нарушаться зрение или слух.
  • Автономный. Поражает вегетативную нервную систему. Она отвечает за работу сердца, пищеварение и другие важные функции организма.
  • Местный. Этот тип недуга может повреждать лишь один или группу нервов конкретного участка тела. Симптомы проявляются внезапно.

Возможные осложнения и последствия

Очень редко случается так, что к 6-7 годам ребенка исчезают все психоневрологические расстройства.

Но в большинстве случаев симптомы лишь ухудшаются (возникают вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения двигательной сферы, развивается детский невроз) и создается фон для формирования психопатии.

В двухлетнем возрасте может уже проявляться гиперкинетический синдром, то есть дети становятся гиперактивны, но не целенаправленны. Регрессируют психические процессы.

В дальнейшем часто возникают ночные страхи и кошмары, периодически наступают нарушения дыхания. Могут быть жалобы на боль в области сердца, живота.

Как осложнение проявляются пароксизмальные нарушения. Больные страдают эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, энурезом и энкопрезом.

Диагностические мероприятия

В случае проявления нескольких, даже на первый взгляд неясных симптомов, которые могут напоминать невропатию, необходимо немедленно обратиться к доктору (детскому неврологу).

После осмотра внешнего вида ребенка, нужно пройти стандартное обследование:

  • общий анализ крови, который определит СОЭ (иными словами — скорость оседания кровяных телец эритроцитов);
  • расширенный анализ мочи;
  • рентген грудной клетки;
  • измерить уровень глюкозы плазмы после еды;
  • сделать электрофорез сывороточных белков.

В зависимости от результатов доктора назначают дальнейшую тактику обследования. Проводят электромиографию, измеряют скорость проведения у больного его нервного импульса и берут на биопсию нервное волокно.

Как проводится лечение

Лечение невропатии проводится как комплекс медико-педагогических действий. Применяются меры для контролирования симптомов недуга и борьбы с первопричиной болезни.

Медикаменты назначаются только врачом. Это могут быть:

  • общеукрепляющие средства;
  • и так называемые седативные препараты.

Коротким курсом выписывают раствор бромида натрия 1% (200 мг) и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке трижды в день. Клизмы с сульфатом натрия применяют в дошкольном возрасте.

Подростки под наблюдением доктора проходят курс лечения легкими транквилизаторами. Это могут быть Либриум (от 10-ти до 30-ти мг в сутки), а также Седуксен (от 5-ти до 20-ти мг), Аминазин (не более 100 мг в сутки). Но чаще всего к лекарственным средствам советуют не прибегать, особенно в раннем возрасте.

  • прием витаминов;
  • водные процедуры;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • и полный покой, чтобы дать восстановиться нервным клеткам.

Нужна ли реабилитация после лечения

Ребенок после лечения патологии нервной системы нуждается в домашней реабилитации. Но родителям следует понимать, что тяжелые повреждения в детстве нервного волокна, к сожалению, не поддаются восстановлению.

При прохождении курса реабилитации, очень важно, чтобы дети уделяли особое внимание физическим упражнениям, закалялись, часто пребывали на свежем воздухе. Обязательно стоит придерживаться беспрекословно всех рекомендаций лечащего доктора. Консультироваться с детским психологом, педиатром.

Средства и способы профилактики невропатии

Профилактика невропатии заключается в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить нормальные условия беременности.

А после рождения ребенка уделять особое внимание сбалансированному питанию, мерам воспитательного и гигиенического характера, рационально организовывать занятость и отдых ребенка.

Опыт родителей

Как показывает статистика форумов, где обсуждалась тема невропатии у детей, родители справлялись все же с расстройствами у детей.

Известно, что кроме медикаментозного лечения, применяли они и другие меры. Пытались окружить ребенка заботой и лаской, проводили лечебные массажи, записывали детей в бассейн или возили к морю.

Доктор советует

Важно своевременно распознать признаки невропатии у ребенка и обратиться в медицинский центр. Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос и развивался в атмосфере любви и спокойствия, придерживался постоянного режима и избегал высоких эмоциональных/физических нагрузок.

Видео к статье

Детская нервность обусловлена как биологическими, так и микросоциаль-ными причинами, но чаще всего их сочетанием. Биологические причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые месяцы или годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К микросоциальным причинам относятся переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно связаны с биологическими, что их трудно разделить.

Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребенка до первого вздоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она, досадна или, еще того хуже, воспринимается женщиной как катастрофа и неприемлема для мужчины, будущего отца.

Приведем несколько возможных ситуаций, способствующих неблагоприятному течению беременности.

1. Женщина беременна, с радостью сообщила об этом мужу, а он категорически против рождения ребенка. Решилась: «Буду ждать ребенка». Но беременность воспринята конфликтно, и мрачная тень недовольства уже легла на нее. Позже отец полюбит ребенка, полюбит ребенка и бабушка по отцу, издергавшая невестку в период беременности ссорами и упреками. Однако зло уже свершилось – в семье растет невропатичный, трудный ребенок. Сомнения и колебания женщины по поводу рождения будущего ребенка, ее страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывая тягостные переживания беременной, сказываются на состоянии и развития плода. Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в любви и согласии, красивы, уверенны в себе и оптимистичны.

2. А вот другая житейская ситуация. Любовь, заявление о желании вступить в брак и начало половой жизни до его заключения. Но свадьба, счастливая и волнующая, состоялась, когда у будущей матери шел второй месяц беременности. Приготовления, гости, три дня шумного веселья. Поздравления, обилие впечатлений. Гости курили, облако сигаретного дыма окутывало невесту фатой, она пригубила бокал шампанского. Затем поездка по городам и на море, новые встречи, новые поздравления. А в это время происходит закладка сердца, нервной системы и органов чувств плода. Эмоциональный же стресс сопровождается выбросом гормонов тревоги в кровь матери, через пуповину они поступают к плоду, что небезразлично для него. На 5-м месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. В 6-7 месяцев плод реагирует на резкое изменение положения тела матери, спокоен, если не взволнована беременная. Следовательно, если будущая мать много нервничает, возникает риск появления на свет ребенка с врожденной нервностью – невропатией. По наблюдениям врачей, у 63,2 % матерей детей-невропатов отмечались тяжелые потрясения во время беременности.


Женщина страдает хроническим тонзиллитом, холециститом, у нее кариес зубов, пиелонефрит. Она легкомысленно не подготовилась к беременности, так как беременность “застала ее врасплох”. Лечиться теперь? Но лекарства, боли и страх, испытываемые при стоматологических или ЛОР-процедурах, противопоказаны при беременности. В первые месяцы беременности не следует принимать лекарства без жизненных на то показаний. Лекарства способны накапливаться в тканях и органах плода, и отрицательные последствия их воздействия могут сказаться через многие годы. Не лечиться? Но это еще хуже. Вследствии интоксикации при очаге инфекции у беременной буквально отравляется плод.

Если беременная женщина проводит девять чрезвычайно важных месяцев в своей жизни в душном помещении, спит с закрытой форточкой, мало гуляет, то плод развивается в условиях кислородного голодания - гипоксии. В результате ребенок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями.

Если беременность протекала неблагоприятно и ребенок родился слабым, осложненным окажется не только период новорожденности - первый месяц жизни, не только первый год жизни. Будут осложнены воспитание, формирование характера, личности в целом. Слабый ребенок беспокоен, у него плохой аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребенка формируется трудный характер. Ребенок уже окреп, но остается по-прежнему не в меру требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманиться, покапризничает. Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.

Еще одна из частых причин появления детской нервности – это подавление темперамента ребенка. В классическом варианте темперамент - проявление темпа психических процессов (Стреляу Я., 1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982). Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах (Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н. Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих (Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования - темпераменту (Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического, сангвинического и флегматического темперамента. Меланхолический темперамент объединен с флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик - сангвиник - флегматик». В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик - как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник - как среднее двух характеристик.

Характеры, вытекающие из темперамента, особенно наглядно проявляются при преодолении экстремальных обстоятельств, когда их носители, действуя по-разному, эффективно разрешают общую задачу. Родителей по той или иной причине «не устраивает» темперамент ребенка, и они пробуют изменить его, «улучшить». Особенно часто это происходит тогда, когда, например, стремительность ребенка-сангвиника раздражает флегматичную мать или, наоборот, когда мать имеет сангвинистический темперамент, а ребенок – флегматик. В таких случаях холерика хотят видеть покладистым, сангвиника – спокойным и тихим, флегматика – подвижным и быстрым.

К микросоциальным причинам детской нервности или трудности традиционно относят неблагоприятные условия жизни ребенка. Говоря о неблагоприятных условиях жизни ребенка, следует, прежде всего, иметь ввиду неприятие его родителями; отсутствие в семье отца, особенно когда оно остро переживается ребенком; злоупотребление отца алкоголем, как правило, сопровождающееся конфликтным поведением отца, ссорами в семье, исключением отца из процесса воспитания; хроническую конфликтную ситуацию в семье. Взрослые должны помнить, что все это отражается на ребенке. Его интересы страдают более всего, его воспитание тяжело и нередко необратимо нарушается. Ребенок переживает, он морально подавлен, невротизируется, нередко замыкается в себе, ведет себя негативно. Его темперамент подавляется целиком, или заостряются одни его черты при подавлении других, у него формируется трудный характер.

Как это ни парадоксально, трудное детство и у ребенка, которого любят, если на нем фиксируются, им живут, обволакивая его вниманием, удушая чрезмерной заботливостью. Его неистово ревнуют к другим взрослым, не оставляя ни на миг наедине с самим собой. Ребенок в подобных случаях не взрослеет вовремя, или, напротив, взрослеет преждевременно. Подобная любовь тяготит его. Ребенку не по силам роль “смысла жизни”, “якоря” для взрослого человека. Ответственность не по возрасту за другого, замыкание на одном человеке, сужение мира общения ребенка, ситуация “сиамских близнецов”, когда в роли одного из них выступает мать или бабушка, нередко ведут к неврозу.

Теперь посмотрим формирование представлений о том, что “можно” и что “нельзя”. “Можно” и “нельзя” возникает как реакция на “хочу”. “Хочу” - важная проблема. Пожалуй, вокруг удовлетворения или отказа в “хочу” и концентрируется процесс воспитания. Из “хочу” вырастают притязания человека. На достижение “хочу” направлен темперамент. “Хочу”, как и “не хочу”, возникает уже до года. Именно из “хочу” рождается проблема “нельзя” и “можно”, из “не хочу” - сверхпроблема “надо”. От путей ее разрешения на первом году жизни и до 5 лет во многом и чаще всего зависит, каким станет человек - социально благополучным или эгоистом, трудным. Здесь же корни нервности - от ее первых проявлений до невроза, психосоматических состояний.

Еще одной из ведущих причин детской нервности или трудности является задержка умственного развития детей. Эта причина - самое огорчительное и обидное открытие для родителей, которое порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит в семью нервозность, иногда - разлад и омрачает отношения как между родителями, так и между ними и ребенком вплоть до неприятия его с решительным высказыванием: “У нас в роду были всякие, но дураков не было ”. Дети, желая как можно больнее унизить такого ребенка, называют его, своего сверстника дураком, а то и пишут на стене “Коля дурак ”. И нет ничего обиднее этого для нашего Коли. Ребенку с задержкой умственного развития становится трудно и неуютно уже в детском саду. Все дети идут направо, а он - налево. Всем почему-то смешно, а ему неясно - почему. Такого ребенка часто и все обижают. Он не понимает воспитательницу, она - его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным. Ребенок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он также среди отстающих. Учительница не скрывает своей досады, он ей мешает, и у нее невольно вырывается: “Бестолковый!”. Дети в начальных классах дружат с тем, кого ценит учительница, и отвергают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он также начинает презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, когда нужно отвечать, молчит, даже если может ответить, и от этого положение его еще больше усложняется. Ребенок растерян и кажется глупее, чем есть на самом деле. Если задержка умственного развития не глубока и заключается в том, что ребенку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретных, повседневных, практических вопросах он ориентируется, как все, то такой ребенок ощущает свою непонятливость, переживает, нервничает, и у него может возникнуть невроз. Если задержка умственного развития глубока и ребенок переоценивает свои возможности, полагая, что в его неудачах виноваты другие, что к нему придираются, то он начинает протестовать, демонстративно, вызывающе неповинуется взрослым, а сверстникам доказывает свою “правоту” кулаками. Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест может выражаться в чрезмерно раннем интересе к интимным отношениям. Непрерывные санкции, проработки в конце концов допекают этих детей, особенно подростков, вызывают у них враждебное отношение к школе, приводят к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной компании, но и там умственно неразвитых детей используют для “вытаскивания каштанов из огня”, они терпят неудачи, часто попадают в беду. В результате у них формируется невроз, и как правило, истерический.

Во взаимосвязи биологических и микросоциальных причин детской нервности или трудности особое место занимает наличие физического дефекта у ребенка. Физическим дефектом является задержка в физическом развитии, отклонения в нем, генетически неблагоприятные физические данные. Ребенок физически слаб, неловок, плохо координирован, нескладен, мал ростом. Дети обижают такого ребенка, не принимают в игру. Какой из него вратарь, защитник или нападающий, если его пальцем перешибешь? Такому в игре не устоять на ногах. Воспитательница, учительница сердятся, потому что его надо буквально водить за руку. На уроках физкультуры он раздражает тем, что при групповой форме занятий требует индивидуальной опеки. Ребенок ощущает свои неблагоприятные физические данные как неполноценность. Ему стыдно, обидно и страшно. Он избегает бывать на уроках физкультуры. Необходимость раздеваться при всех и предстать в смешном виде мучительна для него. Ему в радость даже болезнь, поскольку она хоть на короткое время избавляет его от насмешек сверстников, вызванных тем, что он не может, как они, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Каждому не составляет труда обидеть его. В итоге ребенок и сам начинает презирать себя. Мужчины, которые в школе были самыми маленькими и самыми слабыми, хорошо знают, что это такое, и нередко с горечью вспоминают те годы. Если ребенок толст, неуклюж, то над ним тоже смеются, его дразнят, не принимают в игру. В конце концов и он, будучи униженным, начинает самоуничижаться. Горестная ситуация, зачастую приводящая к детской нервности.

Встречаются у детей и дефекты внешности: косят глаза, явно некрасивы формы носа, ушей или лицо в целом, обезображены рука, нога или шея, грудная клетка. Таких детей сверстники если и не дразнят, то молчаливо отвергают, и ребенок с дефектом внешности рано осознает это, затаенно страдает. Ущемляется самое важное для человека - чувство достоинства, потребность малыша быть не хуже других. Ребенка не утешишь заявлением типа “с лица воду не пьют”. Подобное воспринимается как попытка примирить его с тем, с чем невозможно примириться. Дефект необходимо попытаться своевременно устранить, а если он не устраним - психологически компенсировать.

Как физический дефект воспринимается и хроническая болезнь. Детство проходит в больницах, ребенок подолгу прикован к постели, пропускает школу, тоскливо смотрит в окно на играющих в хоккей, футбол. Дети избегают болезненного, дразнят и не уважают его. И он начинает относится к себе также. Даже пожилому человеку трудно привыкнуть к роли хронически больного; для ребенка это и вовсе непереносимо. Детство и хроническая болезнь - несовместимые понятия. Хронические заболевания - частая причина детской нервности или трудности, источник тяжелых переживаний. Физический дефект омрачает детство, приводит к восприятию его как безрадостного, тяжелого и соответственно относится к неблагоприятным условиям жизни. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок в чем-то был последним. В каждом ребенке есть некая одаренность, изюминка, развивая которую родители примирят дитя с его физическим или иным недостатком, сохранив ему чувство достоинства и радость жизни.

Еще одной распространенной причиной детской нервности являются разводы в семьях. Отец уходит из семьи или сам, или вытесняемый женой. И в том, и в другом случае его уход - это в первую очередь, трагедия для детей. Развод происходит не сразу. Дети чувствуют нелады в семье, растущее отчуждение родителей. Неврозы нередко возникали у детей за 1-3 года до развода родителей, и мать, подумав, соглашалась - невроз начался со времени, когда в семье только возникало напряжение. Развод родителей для ребенка - катастрофа, предательство, унижение. Он не понимает его причин, по-детски бескомпромиссен и не может простить отца. Более старшие дети стыдятся ухода отца, скрывают это от сверстников, ощущают страх перед будущим, испытывают на себе ухудшение жизни после развода. Двойственность ситуации - осуждение отца и тоска по нему - невротизирует ребенка. Еще хуже, если он считает, что в уходе отца повинна мать. Ушедший отец и бабушка по отцу нередко как раз уверяют его в этом. Он живет теперь только с матерью. Ему бы сплотиться с ней, а он в разладе с матерью, конфликтует с ней, и беда удваивается. Ребенок многого не понимает, и поэтому его переживания еще тяжелее. Разочарование в родителях губительно. Как ему после происшедшего верить во все остальное в жизни? И ребенок становится нервным и трудным.

Причиной нервности или трудности ребенка может стать появление в семье отчима. Как бы внимательно не относилась мать к отцу ребенка, малыш привык к этому, воспринимает такое отношение как нормальное, не ревнует. Ребенок воюет с отцом за мать, если его уже сделали чрезмерно эгоистичным. Но и тогда причина конфликта заключена не в отце. Он, в таком случае, воюет за мать против всех и даже против ее работы. Но отчима ребенок воспринимает конфликтно. До его появления ребенок жил с матерью вдвоем, и она безраздельно принадлежала ему. И он сравнивает положение до появления отчима с тем, что стало теперь. И если исстрадавшаяся от одиночества женщина, выйдя замуж, становится менее внимательной к ребенку, полагая, что он никуда не денется, а второй муж, как и первый, может уйти, то ребенок начинает борьбу с отчимом, который как-бы отнял у него мать. Это тяжелая борьба, в которой ребенок может победить, только заболев. И он заболевает неврозом, часто истерическим. Тогда мать оказывается перед трудным выбором, но перед тем как выбрать в пользу ребенка, она борется с ним, и его невротизация усиливается.

Невротические и неврозоподобные расстройства встречаются, как правило, не изолировано, а в различных сочетаниях. Наиболее часто они проявляются в виде заикания, непроизвольного подергивания век, мышц лица, шеи, (тики, гиперкинезы), ночного недержания мочи (энурез), нарушения сна и т.д. Благоприятной почвой, на которой они возникают, является ослабленная нервная система. Поэтому не случайно такие дети обычно бывают вялыми, плаксивыми, раздражительными, часто с пониженным фоном настроения, плохим аппетитом, склонностью к страхам. Как правило, у них нарушается и сон он становится поверхностным, тревожным, сопровождается сновидениями, вызывающими чувство страха, тревоги.

Детская нервность - это не конкретная форма болезни, а собирательное понятие для обозначения поведенческих нарушений у ребёнка, проявляющихся в повышенной раздражительности, плаксивости, непослушности, упрямстве, немотивированной смене настроения, повышенной впечатлительности, нередко плохом сне с устрашающими сновидениями. Она может быть обусловлена по крайней мере тремя комплексами причин: соматическими болезнями (заболевания внутренних органов, очаги инфекции, частые простудные заболевания и др.), текущими или перенесёнными органическими заболеваниями головного мозга, психогенными факторами (неврозы, невротические реакции или невротические состояния). В ряде случаев (и довольно часто) повышенная возбудимость отмечается у детей уже с первых месяцев жизни. Подобное состояние наиболее часто диагностируется врачами как невропатия, или ранняя детская нервность. Практически такой же смысл вкладывается в понятия «врождённая нервность», «конституциональная нервность», «невропатическая конституция», «нервный диатез». Внешне это проявляется в беспокойном поведении, быстрой истощаемости и вегетативных расстройствах: дети часто и внешне без причины плачут, кричат, плохо сосут, а иногда вовсе отказываются от груди. После кормления часто возникают обильные срыгивания и рвота, которая со временем может стать привычной. Нередко имеют место кишечные расстройства в виде вздутия живота и запоров или, наоборот, повышенной перистальтики (сократительные движения) и поносов, но при этом даже при тщательном соматическом обследовании изменения со стороны желудочно-кишечного тракта, как правило, не выявляются. Характерно нарушение сна, особенно в ночное время. Дети долго не засыпают, требуют к себе особого внимания, в ряде случаев могут не спать всю ночь. Если же наступает сон, то он весьма поверхностный с вздрагиваниями или периодическим плачем. Пробуждение наступает от малейшего шороха. Родители со страхом ожидают наступления ночи, ласкают ребёнка, носят его на руках, качают, различными способами отвлекают его внимание и как бы задабривают. Иногда кажется, что ребёнок голоден, и ему при всяком беспокойстве дают грудь. Но это лишь усугубляет повышенную возбудимость и негативизм. Малейшее непредвиденное изменение особенностей ухода и условий кормления усиливает общее эмоциональное и двигательное беспокойство. Такие дети особенно чувствительны к изменению метеорологических условий (температура в помещении, влажность воздуха и АР-)-

Во время бодрствования дети с невропатией часто сосут пальцы, грызут ногти, ритмически покачиваются из стороны в сторону. У них затруднён переход к жеванию и приёму твёрдой пищи. Они обычно плохо переносят любые изменения внешней обстановки. Появление нового человека, новая игрушка или картинка могут вызвать бурные отрицательные эмоции.

По данным известного детского психиатра В.В.Ковалёва, невропатия является наиболее распространённым синдромом психических нарушений в раннем возрасте. Её внешние проявления в случае правильного воспитания и необходимого лечения постепенно уменьшаются и в большинстве случаев проходят к 2,5-3 годам жизни. Однако и в дошкольном возрасте (4-6
лет) у таких детей могут иногда оставаться раздражительность, повышенная аффективная возбудимость, быстрая истощаемость. При этом необузданное поведение дома часто сочетается с пугливостью, замкнутостью и страхами в непривычной обстановке, нежеланием находиться в детском коллективе. Ребёнок обычно привыкает к матери, старается не отпускать её от себя ни на шаг.

Причины ранней детской нервности могут быть различными. Существенное значение придаётся наследственным факторам. Установлено, что в 70-80% случаев один или оба родителя таких детей возбудимы. Играет также большую роль неправильное дородовое развитие плода. При детальном опросе матерей часто удаётся выяснить, что они во время беременности болели токсикозами, переносили различные заболевания или нервные потрясения (последнему фактору в настоящее время придаётся важное значение), работали в условиях профессиональной вредности или выполняли тяжёлую физическую работу.

Приведённые данные определяют основное направление профилактических мероприятий. Это прежде всего создание необходимых условий для нормального течения беременности и родов. Известно, что жизнь ребёнка начинается не с рождения, а с первых дней беременности. Следовательно, беременная женщина должна находиться в особо благоприятных, «привилегированных», условиях. Однако не следует думать, что любой токсикоз беременности и любая инфекция обязательно отрицательно скажутся на формировании нервной системы будущего ребёнка. Необходимо также учитывать роль наследственной предрасположенности к заболеваниям нервной системы в роду, алкоголизма родителей, различных случайных стечений обстоятельств и многих других факторов. Существенное значение имеет правильное воспитание ребёнка и проведение с ним различных оздоровительных мероприятий.

Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребёнка, которая трудно поддаётся контролю и коррекции. Подобное состояние обозначается как гиперактивность, или двигательная растор-моженность. Она может быть продолжением ранней детской нервности или возникает у ранее здорового ребёнка. Такие дети не знают буквально ни минуты покоя. Они постоянно в движении, быстро меняют род занятий, суетливы, подвижны, рассеянны, не могут на длительное время сосредоточить своё внимание (по образному выражению родителей, ребёнок всё время «ходит на голове»). На них плохо действуют замечания старших, они часто плаксивы, беспокойны, капризны, плохо засыпают в ночное время и часто вздрагивают во сне.

Следует отметить часто встречаемую особенность гиперактивных детей. У них в раннем возрасте довольно быстрыми темпами идёт умственное и. физическое развитие. Может сложиться впечатление, что это очень одарённый, гениальный ребёнок. Однако в дошкольном возрасте и особенно в первые годы обучения в школе выясняется, что умственное развитие таких детей находится на среднем уровне. В то же время у них могут быть повышенные способности к определённому роду деятельности (музыке, математике, технике, игре в шахматы и др.).

Многое ещё остаётся спорным и неясным в причинах возникновения гиперактивности у детей. Она может быть следствием легко или умеренно выраженного поражения нервной системы ребёнка во время беременности матери и при родах; играет также существенную роль наследственный фактор. Установлено, что многие родители таких детей в детстве также имели аналогичные нарушения, а в ряде случаев, будучи взрослыми, также отличаются повышенной раздражительностью, суетливостью, эмоциональной лабильностью и неуравновешенностью характера. На фоне наследственных факторов и раннего органического поражения нервной системы немаловажное значение имеют и дефекты воспитания, особенно противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей или чрезмерно строгое и требовательное к ним отношение. Возникает неосознанная реакция протеста, проявляющаяся как в виде двигательного возбуждения, так и в форме грубости, непослушания, негативизма.

Гиперактивность у детей часто требует специального лечения. В воспитательной работе следует учитывать повышенную двигательную активность ребёнка, его отвлекаемость и особенности поведения. В этой связи игры должны быть прежде всего подвижными, нужно менять занятия таких детей. Необходимо дать наиболее целесообразный практический выход гиперактивности такого ребёнка. Если при этом он плохо спит, особенно ночью, можно проводить накануне длительные прогулки, вплоть до умеренной усталости. При выявлении у гиперактивного ребёнка склонности к определённому роду деятельности это также следует максимально использовать в воспитании.

ИСПиП имени Рауля Валленберга

Реферат на тему:

«Психопатология детского возраста».

Выполнила студентка группы 05/14

«Клиническая психология»

Кулаева Я.Е.

Расстройства процесса познания……………………………..4

Расстройства ощущений………………………………….4

Расстройства восприятия…………………………………5

Расстройства внимания…………………………………...7

Расстройства памяти……………………………………...8

Расстройства мышления………………………………….9

Аффективные и эффекторные расстройства……………10

Расстройства эмоций……………………………………..10

Расстройства эмоционально волевой сферы……………15

Расстройства эффекторных функций (двигательно волевых)……………………………………………………….17

Основные психопатологические синдромы…………………18

1. Синдром ранней детской невропатии…………………18

2. Гипердинамический синдром…………………………19

3. Синдром уходов из дома и бродяжничества………….19

4. Синдром страхов……………………………………......20

5. Синдром патологического фантазирования…………..21

6. Синдром раннего детского аутизма…………………..21

7. Синдром дисморфофобии……………………………..22

8. Церебрастенический синдром………………………...22

9. Синдром расстройства сознания……………………...23

10. Судорожный синдром…………………………….25

11. Психоорганический синдром…………………….26

Список литературы…………………………………………29

Психопатология детского возраста - наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.

Расстройства процесса познания

Расстройства ощущений

Агнозия – расстройство ощущений («а» – отрицание, «гнозис» – познание). В клинике описывают характеристику оптической, акустической, обонятельной, вкусовой и тактильной агнозии.

При оптической агнозии , возникающей при поражении затылочной доли коры головного мозга (врожденная или приобретенная недостаточность), больной не запоминает или не узнает предметы, хотя видит их и дает описательную характеристику.

При акустической агнозии (поражение левого полушария) больной не различает звуки речи, не понимает речь окружающих. В этих случаях говорят о сенсорной афазии у взрослых или сенсорной алалии у детей. При поражении правого полушария больной не узнает предметы по их характерному звучанию (больному подносят к уху тикающие часы при исключении зрительного анализатора, он говорит «что то тикает, но что это я не знаю»).

При обонятельной и вкусовой агнозии больной соответственно не различает запахи и вкус.

При тактильной агнозии больной не узнает предметы, ощупывая их.

Агнозии возникают при поражении первичных полей соответствующего анализатора и могут рассматриваться как в неврологии, так и в психиатрии при различных органических и функциональных нарушениях. В детском возрасте часто отмечается недостаточное развитие ощущений или их несформированность.

У детей, подростков и взрослых могут наблюдаться изменение порога чувствительности: понижение или повышение, а также сенестопатии.

Повышение порогов чувствительности – психическая гиперестезия – резкое усиление восприимчивости при обычных или слабых раздражителях. Примером могут служить случаи, когда дети не переносят некоторых видов одежды, резкого шума. Они капризничают, плачут. Такие состояния наблюдаются у детей с невротическими реакциями.

Понижение порога чувствительности – значит снижение реакции к действующим раздражителям (гипестезии). Больные не воспринимают раздражения в достаточной степени. Такие состояния наблюдаются при реактивных состояниях.

Психическая анестезия – полное снижение чувствительности со стороны одного или нескольких анализаторов при их анатомо физиологической сохранности: психическая глухота, слепота, утрата чувства вкуса или запаха. Такие состояния наблюдаются при тяжелых стрессовых состояниях.

Сенестопатии – разнообразные неопределенные, неприятные, мучительные ощущения в разных частях тела и внутренних органах при отсутствии патологии в них. Такие состояния встречаются при различных невротических реакциях.

Расстройства восприятия

Иллюзии – это искаженное восприятие реально существующей действительности. У здоровых людей иллюзии могут возникнуть при плохом освещении или плохой слышимости, в состоянии эмоционального напряжения или утомления. Иллюзорное восприятие может возникнуть у ребенка при высокой температуре и тогда пятна на стене или рисунки на ковре воспринимаются как сказочные персонажи. Можно предполагать, что во всех случаях имеет место разлитое охранительное торможение (уравнительная фаза), обуславливающая искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений.

Иллюзии могут наблюдаться и у психически больных при бредовых состояниях, когда больной воспринимает речь окружающих как враждебные высказывания. В таких случаях говорят о вербальных (словесных) иллюзиях. У больных могут наблюдаться аффективные иллюзии при различных формах бреда, выражающиеся в том, что больные по-своему воспринимают внешний вид окружающих: радостными или печальными, и дают соответствующую реакцию.

Галлюцинации – это ложные восприятия (обман чувств), не связанные с реально существующими предметами или явлениями, а представляющие собой плод болезненной деятельности мозга. Галлюцинации наблюдаются только у людей, находящихся в состоянии психического расстройства, возникают в сознании человека независимо от его воли. Различают оптические, акустические, вкусовые, обонятельные и тактильные галлюцинации. Они могут быть простыми в форме искр, отдельных звуков, окриков, голосов, запахов, измененного вкуса, прикосновения, и более сложных зрительных и слуховых галлюцинаций в форме восприятия предметов, людей или животных, речи и музыки.

Доктор В.Х. Кандинский (1880) описал различие истинных и ложных галлюцинаций (псевдогаллюцинаций) .

При истинных галлюцинациях все предметы и явления располагаются вне больного, больной может рассказать о том, кого он видит и с кем разговаривает, воспринимая их реально. Меняется поведение больного: при зрительных галлюцинациях неприятного характера больной закрывает лицо руками, прячется, убегает, при слуховых галлюцинациях, если больные слышат приятную музыку или диалог – сидят тихо, задумчиво, прислушиваясь к разговору или музыке. Если слова, воспринимаемые больным, ему не приятны, то он затыкает уши, отворачивается.

Псевдогаллюцинации, которые наблюдаются только при шизофрении, носят другой характер. Больному кажется, что все его мысли звучат, открыты и доступны окружающим. Меняется поведение больного: он завязывает голову платком или полотенцем, набрасывает на себя больничный халат, чтобы никто не мог услышать или увидеть, о чем он думает.

Как самостоятельные формы нарушений восприятия выступают психосенсорные расстройства , характеризующиеся изменением восприятия окружающей среды: формы, величины, дальности расстояния, дополняющиеся нарушением восприятия схемы тела. Больные жалуются на непонятные ощущения: им кажется, что одна рука или нога стала длиннее, дорога бугристой, предметы воспринимаются то далеко, то близко. Расстраивается ходьба, письмо, поведение. Такая симптоматика психосенсорных расстройств наблюдается у детей и подростков, болеющих или перенесших вирусную инфекцию с энцефалитическими явлениями.

Дереализация – это нарушение восприятия окружающей действительности, формы и размеров предмета, расстояния и времени. Окружающие предметы могут казаться уменьшенными или увеличенными. В новом месте больным кажется, что они здесь уже были, а привычную домашнюю обстановку воспринимают как чужую.

Деперсонализация – искаженное восприятие собственного тела или его частей.

Эти состояния наблюдаются при психосенсорных расстройствах после перенесенных вирусных нейроинфекций.

Галлюцинации зрительные и слуховые могут наблюдаться у детей в возрасте 5–7 лет при соматических и инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры. В этих случаях галлюцинации носят элементарный характер: мелькание искр, появление каких то контуров, лиц, окликов, стуков, шумов, голоса зверей и птиц, образы которых дети воспринимают как сказочные. При психических заболеваниях (шизофрения) галлюцинации могут приобретать более сложный характер: так, при зрительных галлюцинациях отмечается живость, яркость представлений, склонность к фантазированию, дети рассказывают о своих видениях. Иногда зрительные галлюцинации носят устрашающий, императивный (приказной) характер: детям видятся страшные звери, разбойники, от которых они убегают, прячутся, выполняют какие то действия. После 12–14 лет у подростков наблюдаются вкусовые и обонятельные галлюцинации , что нередко приводит к отказу от еды. В этих случаях галлюцинации продолжаются в течение длительного времени, меняется поведение больного.

Расстройства внимания

К расстройствам внимания относятся истощаемость, отвлекаемость и застреваемость.

Причинами расстройств внимания могут быть различные факторы: социальные и биологические. К социальным факторам , вызывающим расстройство внимания, могут быть отнесены отвлекающие моменты окружающей среды. В коре головного мозга возникают новые очаги возбуждения, которые по закону доминанты становятся главенствующими, привлекают к себе внимание, затормаживая другие участки коры головного мозга.

К биологическим причинам расстройства внимания относится слабость активного внимания – неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредоточения, обусловлена слабостью тонуса коры головного мозга, снижением функции второй сигнальной системы. Нестойкость активного внимания может быть обусловлена целым рядом факторов : перенесенной травмой черепа, авитаминозом, недостаточным питанием и переутомлением..

Истощаемость внимания может быть обусловлена слабостью корковых процессов. Такой спад активного внимания наблюдается у детей и взрослых, перенесших черепно-мозговую травму или инфекцию с энцефалитическими явлениями.

Еще одним из видов расстройств внимания является отвлекаемость, патологическая подвижность корковых процессов при преобладании пассивного внимания, проявляющаяся быстрой, необоснованной сменой деятельности, продуктивность которой резко снижена. Такие состояния наблюдаются у детей, перенесших родовую черепно-мозговую травму или ранние инфекции с последующей слабостью деятельности клеток коры головного мозга. В таком случае неустойчивость активного внимания сочетается с неусидчивостью, подвижностью, гиперактивностью.

Другим видом расстройства внимания является застреваемость, плохая переключаемость внимания с одного объекта на другой, обусловленная малой подвижностью корковых процессов. Застреваемость наблюдается у детей и взрослых при органических поражениях головного мозга и проявляется в речи, в рисунках и в трудовой деятельности.

Все виды расстройств внимания (отвлекаемость, истощаемость, застреваемость) всегда указывают на органическую или функциональную основу поражения нервной системы и требуют наблюдения врача, воспитателя и педагога за состоянием ребенка, а также выявлением и других нарушений, которые нуждаются в специализированной помощи.

Расстройства памяти

Причины расстройств памяти различны : перенесенные черепно мозговые травмы, инфекции и интоксикации, сосудистые и трофические расстройства, судорожные приступы, изменяющие кортикальную структуру.

Виды расстройств памяти : амнезия, гипомнезия, гипермнезия, парамнезия.

Амнезия – полное выпадение памяти («а» – отрицание, «мнезис» – память). Различают антероградную и ретроградную амнезию.

Антероградная амнезия – это выпадение памяти на весь период, когда человек находился в бессознательном состоянии, клетки коры головного мозга были заторможены и никакие раздражения не доходили до них.

Ретроградная амнезия – это выпадение из памяти событий, предшествовавших заболеванию, травме или состоянию с потерей сознания (эпилептический приступ, диабетическая кома, сердечная недостаточность). Длительность ретроградной амнезии зависит от тяжести повреждения мозга.

Аффективная амнезия (психогенная) – это провалы памяти на какие то периоды жизни или на определенные детали, связанные с психической травмой. Вытесняются, забываются при этом неприятные воспоминания, детали конфликта, тесно связанные с тяжелыми переживаниями.

Гипомнезия – уменьшение объема или ослабление памяти. Это состояние наблюдается после перенесенной травмы, интоксикации или инфекции. В этих случаях после перенесенного поражения мозгового вещества ослабляется деятельность клеток коры головного мозга. Это проявляется в быстром забывании полученных сведений. Такие состояния характерны для детей с ЗПР, умственной отсталостью и другими последствиями органического поражения головного мозга.

При склерозировании кровеносных сосудов по ним приходит меньше крови и ослабляется деятельность клеток коры, что также приводит к снижению объема памяти. Это старческая гипомнезия, при которой пожилые люди хорошо помнят, что было «когда то» и не помнят, что было сегодня. Гипомнезия имеет всегда органическую основу.

Гипермнезия – увеличение объема памяти, когда люди запоминают и долго хранят в памяти сигналы, пришедшие в соответствующие области коры. Эти особенности памяти проявляются в жизни человека с раннего детского возраста и приобретают стойкий характер.

Парамнезия – ложные воспоминания, которые подразделяются на конфабуляции и псевдореминисценции, и наблюдаются у психически больных или пожилых людей.

Конфабуляции – измышления, когда больные рассказывают о событиях, в которых они принимали участие, тогда как на самом деле этих событий не было или они происходили с кем-то другим, взяты из книг или кинофильмов.

Псевдореминисценции – это ложные воспоминания, когда больной рассказывает о событиях, возможно происходивших с больным, но сдвинутых во времени.

Различные формы расстройств памяти могут наблюдаться у детей с органическим поражением ЦНС , сопровождающимся интеллектуальной недостаточностью.

При гидроцефалии , являющейся следствием перенесенной травмы черепа или менингита, может преобладать механическая память. У детей наблюдается резонерство, когда они много говорят обо всем, что привлекает их внимание, не вдаваясь в значение сказанного. Это состояние обусловлено слабостью корковых процессов, недостаточной обобщающей функции коры.

Расстройства мышления

Мышление - высший этап познавательной деятельности, в основе которого лежит переработка полученной информации (ощущения и восприятия), их анализ и синтез. 2 вида нарушений мыслительного процесса: количественное и качественное .

Количественные расстройства мышления проявляются в форме ограничения умственной деятельности или его недоразвития при задержке психического развития (ЗПР ) или умственной отсталости (олигофрении ). У подростков и взрослых распад психической деятельности – деменция , наблюдается при хронически текущих психических процессах.

Качественные расстройства мыслительной деятельности наблюдаются при различных неврозах и психозах и проявляются в расстройстве темпа мыслительной деятельности, навязчивости и бреде.

Нарушение темпа мыслительной деятельности обусловлено преобладанием возбуждения или торможения в коре головного мозга.

Ускоренное течение мыслей вплоть до разорванности мышления. В этих случаях образование и смена ассоциаций ускорена, один образ сменяется другим, возникает наплыв мыслей. Нарушается последовательность, нарастает утрата логических связей между частями предложений. Процесс мышления характеризуется беспорядочностью, а высказывания становятся непонятными, абсурдными. Ускоренный темп мышления сочетается с возбужденным поведением, что укладывается в определенный маниакальный синдром .

Замедленное течение мыслительного процесса наблюдается при преобладании торможения в коре головного мозга. Больные жалуются на отсутствие мысли, «в голове какая то пустота». Замедление темпа мыслительной деятельности наблюдается при депрессивных состояниях.

Другой формой расстройств является обстоятельность мышления – детализация , при которой больной уходит от заданной темы, подробно говорит, повторяется и не может переключиться к продолжению основной темы. Излишне обстоятельное мышление, застреваемость и плохая переключаемость, вязкость мышления свойственны детям и взрослым с органическими поражениями центральной нервной системы (эпилепсии, психоорганическом дефекте).

Одной из форм нарушения мышления является резонерство , при котором больной на заданный вопрос не отвечает, а начинает рассуждать, поучать собеседника. Словесная продукция больного при этом бывает пространной и отдаленной от сути вопроса. Такие особенности речевого высказывания могут наблюдаться при психозах, при гидроцефалии.

Одной из форм расстройства мыслительной деятельности могут быть персеверации и стереотипии , которые характеризуются повторением ответа на первый заданный вопрос. При этом имеют место длительное доминирование какой либо одной мысли, одного представления, в основе которых лежит застревание ассоциаций. Такие состояния заторможенности наблюдаются у больных при кровоизлияниях в мозг или опухолях мозга.

Бессвязное, разорванное мышление характерно для ряда инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, а также у больных шизофренией. При этом мысли не объединяются между собой, а представляют отдельные фрагменты, в которых отсутствует анализ и синтез, отсутствует способность к обобщению, речь бессмысленная.

Аутистическое мышление характеризуется отгороженностью субъекта от внешнего мира, его замкнутостью, погруженностью в собственные переживания, недостаточно соответствующие реальности.

К расстройствам мышления относятся навязчивые мысли (обсессивный синдром). Это мысли, от которых больной не может освободиться, хотя и понимает их ненужность. Навязчивые мысли могут возникнуть у практически здоровых людей, у невротиков и у психически больных. Навязчивые мысли у невротиков носят более сложный и стойкий характер. Это тоже очаг застойного возбуждения, но более глубокий. Больной критически относится к своему состоянию, но освободиться от своих переживаний не может. Навязчивые мысли у невротиков могут иметь различный характер и проявляться в виде непреодолимых желаний, влечений и страхов.

Навязчивые страхи, или фобии , разнообразны и трудно преодолимы. Может возникнуть мысль, а с нею и страх, перед выполнением какого то задания или действия, особенно в обстановке волнения, напряжения. У детей появляется страх наказания за плохо выполненные домашние задания или полученную в школе неудовлетворительную оценку. Такие же мысли, а с ними и страхи, могут появиться у подростка или взрослого, выполняющего сложное задание в неблагоприятной обстановке. Иногда логофобия (страх речи) проявляется в присутствии одного человека, строгого воспитателя или учителя в школе, в то время как в присутствии другого человека, который спокойно и доброжелательно относится к ребенку, этих мыслей и страха нет.

Навязчивые мысли у психически больных людей стойкие, больные к ним не критичны и не ищут помощи. По своей клинической картине навязчивые мысли у психически больных близки к бредовым идеям и не поддаются разубеждению.

Сверхценные идеи наблюдаются в подростковом возрасте и характеризуются определенными особенностями. Если в сознании человека преобладают эмоционально ярко окрашенные мысли, то говорят о наличии сверхценных идей. Эти мысли не носят нелепого характера, но больной придает им такое большое значение, которого они объективно не имеют. Сверхценные идеи не сопровождаются тягостным чувством навязывания и желанием освободиться от неправильного образа мышления.

Бред и бредовые идеи возникают в результате болезни головного мозга. Бред может возникнуть на фоне расстроенного сознания при инфекции или интоксикации, на высоте болезненного состояния (высокой температуры или алкогольного отравления), когда больные произносят отдельные слова или короткие фразы, не относящиеся к окружающей обстановке.

Бредовые идеи – это неправильные, не соответствующие действительности суждения, умозаключения, неподдающиеся разубеждению. Больные находятся под влиянием возникших у них мыслей, идей, изменяющих их поведение. Бредовые идеи систематизированы, произносятся на фоне сохранного сознания, сопровождают психическое расстройство, могут наблюдаться в течение длительного времени. Бредовые идеи могут сочетаться с галлюцинациями.

Бредовые идеи различаются по содержанию : идеи отношения, преследования, отравления, ревности, величия и обогащения, изобретательства, реформаторства, сутяжничества и другие.

Наиболее часто встречающиеся формы бредовых высказываний : идеи отношения и идеи преследования. При бредовых идеях обогащения больные рассказывают о своих несметных богатствах. При бредовых идеях величия они называют себя именами великих людей. При бредовых идеях изобретательства больные конструируют различные приборы. При бредовых идеях сутяжничества больные пишут в различные организации жалобы, бесконечно судятся за какие то права. Один из видов бредовых идей характеризуется заниженной оценкой своей личности, больной убежден в своей никчемности и ненужности, неполноценности (бредовые идеи самоунижения). У больных в этих случаях возникает депрессивное состояние, при котором они считают себя плохими, ничтожными. Ипохондрический бред характеризуется необоснованными убеждениями и высказываниями больного в том, что у него неизлечимая болезнь и он должен скоро умереть.

Наряду с первичным бредом возможно выделение чувственного (образного) бреда, который характеризуется расстройством чувственного познания, развивается на фоне других нарушений психики, носит наглядный характер с множеством образов, воспринимаемых фрагментарно, складывающихся в образы, догадки, фантазии, чем объясняется его бессвязность и нелепость. Выделяют различные формы чувственного бреда .

Бред самообвинения проявляется в том, что больной приписывает себе различные ошибки, проступки, бывшие в действительности или значительно увеличенные, вплоть до преступления. Такие состояния возникают у подростков, перенесших травму черепа или энцефалит. При бреде воздействия больной считает, что его мысли, действия, поступки обусловлены посторонним воздействием гипноза, радиоволн, электрического тока. Бред преследования заключается в том, что больной считает себя окруженным врагами, стремящимися уничтожить его или причинить ему вред, и поэтому принимает различные меры предосторожности, чтобы этого не случилось. Среди форм чувственного бреда описываются также бред самоуничижения , ущерба, нигилистический, экспансивный, фантастический, религиозный, эротический, ревности, космического воздействия и др. Несистематизированный бред , именуемый параноидным, носит бессвязный характер, основан на догадках и предположениях.

Аффективные и эффекторные расстройства

Расстройства эмоций

Эйфория – длительное патологически повышенное настроение, несоответствующее окружающей обстановке. Эйфория наблюдается у детей и подростков при органических психозах, при психических заболеваниях, обусловленных некоторыми инфекциями, при реактивных психозах.

Депрессия – подавленное настроение, несоответствующее окружающей обстановке, сопровождающееся тоской, самообвинением, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощущениями в теле, резким снижением влечений. Депрессия возникает под влиянием внешних и внутренних факторов и всегда является симптомом психогенной реакции. В пубертатном (подростковом) возрасте депрессия может наблюдаться при тяжелых соматических заболеваниях и реактивных состояниях.

Дисфория – эмоциональное нарушение, характеризующееся постоянным недовольством окружающей обстановки, действий родственников или медицинского персонала, продуктов питания, злобно раздражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действиям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями. Дисфория может наблюдаться в течение нескольких часов или нескольких дней, характерна для больных, страдающих эпилепсией, перенесших травму черепа и злоупотребляющих алкоголем.

Эмоциональная слабость представляет собой колебание настроения от хорошего (с элементами эйфории) до пониженного настроения (с элементами депрессии), с периодами легко наступающей слезливости. У детей дошкольного возраста эмоциональная слабость – явление физиологическое: они не умеют сдерживать себя и поэтому бурно реагируют, не стесняясь присутствия посторонних, и проявляют свою радость или гнев, но с возрастом вырабатывается способность к регуляции эмоций.

Эмоциональная амбивалентность проявляется одновременным осуществлением противоположных чувств к одному и тому же объекту (одновременно уживаются любовь и ненависть). Чаще всего амбивалентность наблюдается при шизофрении, реже – при истерической психопатии.

Апатия – чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсутствие желаний и побуждений, полная бездеятельность. Встречается при различных психических заболеваниях (интеллектуальная недостаточность, психогении и других состояниях).

Эмоциональная тупость наблюдается в случаях, когда больной не реагирует на внешние раздражители и собственные ощущения. Подобные состояния наблюдаются при хронически текущих формах шизофрении.

Негативизм – немотивированное противодействие, сопротивление всякому воздействию со стороны, отказ от выполнения действий. Пассивный негативизм характеризуется сопротивлением любому изменению положения тела и конечностей. Противодействие любым инструкциям или выполнение действий, противоположных требуемым, называют активным негативизмом . Понятие «негативизм» относится к патологическому противодействию, поэтому упрямство детей, имеющее свои причины, называют негативизмом ошибочно.

Патологический аффект – сильная, кратковременная, внезапно возникающая отрицательная эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительным действием, иногда жестоким убийством. Такие состояния могут наблюдаться у детей и подростков, перенесших черепно мозговую травму, у подростков и молодых людей, злоупотребляющих алкоголем. В ряде случаев (сочетание травмы черепа и употреблением алкоголя) патологический аффект может сопровождаться расстройством сознания, бредом и последующей амнезией. Лица, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта с расстройством сознания, признаются невменяемыми. Дети и подростки с такими состояниями могут наблюдаться в детском саду и в школе.

Частота эмоциональных расстройств у детей обусловлена физиологическими особенностями их психической деятельности, слабостью активного торможения, неустойчивостью обменных процессов, функции эндокринной системы и особенностями течения критических периодов развития детей и подростов.

Расстройства эмоционально волевой сферы

Воля – это сознательная целенаправленная психическая активность.

Инстинкты – это врожденные рефлексы, доставшиеся человеку по наследству от его предков. К инстинктам относятся: пищевой, оборонительный, половой, родительский.

Мотив – это акт осмысления, т. е. критического отношения к желанию в соответствии с реальными возможностями.

Волевая деятельность – это действие, направленное на реализацию сознательно поставленной цели, целенаправленная психическая деятельность.

Волевые процессы могут нарушаться в различных видах и характеризоваться разнообразными проявлениями.

У больных с маниакально депрессивным синдромом отмечается повышение волевой активности, проявляющейся в повышенной деятельности, неутомимости, многоречивости, повышенно хорошим настроением.

Понижение волевой активности сопровождается бездеятельностью, апатией, резким снижением двигательной активности и наблюдается при некоторых психических расстройствах (реактивных и эндогенных психозах).

Влечения – это филогенетически старые, унаследованные, сложные безусловно рефлекторные (инстинктивные) жизненно важные реакции, направленные на сохранение рода и продление вида. При некоторых поражениях коры головного мозга, ущербности возможно растормаживание влечений.

Нарушение пищевого инстинкта. Влечения к пище наблюдаются в виде усиления пищевого инстинкта (прожорливость, жадность). Такие состояния наблюдаются у больных, перенесших энцефалит, и называются булимией. Чаще всего приходится сталкиваться с подавлением пищевого влечения. Стойкий отказ от употребления пищи (анорексия) приводит к истощению больного. Упорный отказ от пищи может быть связан с бредовой настроенностью (бредовые идеи отравления и др.) или убеждением, что пища изготовлена из недоброкачественных продуктов. Симптом пика – поедание несъедобных предметов. Копрофагия – поедание кала. Отказ от еды может наблюдаться при различных формах ступора, при состояниях депрессии, при истерии.

Извращение влечений при определенных состояниях: беременности, у больных, перенесших сотрясения мозга, некоторых психозах. Извращение пищевого рефлекса проявляется в желании употреблять одну пищу или отказываться от другой.

Влечение к самоубийству (суицид о мания) обычно связано с психическими расстройствами и наблюдается у подростков и молодых людей при реактивных психозах, наркомании, алкоголизме. Психически больные люди нередко проявляют большую изобретательность и настойчивость в осуществлении своих суицидальных намерений. Близко к влечению лишить себя жизни стоит влечение к самоувечью, нередко осуществляется импульсивно. Часто это происходит на фоне бредовых и галлюцинаторных переживаний.

В психиатрической клинике заметное место занимают нарушения полового влечения: повышенная или пониженная половая возбудимость, сексуальные извращения, которые могут наблюдаться при различных психических заболеваниях и состояниях.

Повышенная половая возбудимость – гиперсексуальность, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, эротических фантазий, мастурбации

Гипосексуальность – понижение полового влечения, проявляющееся у подростков отсутствием интереса к противоположному полу.

Наиболее частой формой нарушения полового влечения является гомосексуализм (влечение к людям одноименного пола). В анамнезе гомосексуалов часто отмечаются особенности нарушения влечения с детского возраста, наиболее четко проявляющиеся в подростковом и молодом возрасте (интерес к определенным играм, украшениям, одежде девочек и наоборот).

К числу других форм нарушения относится трансветизм , патологическое влечение к переодеванию в одежду противоположного пола, а также интерес к вещам противоположного пола.

Объектом полового влечения могут быть также маленькие дети (педофилия ), половые сношения с животными (зоофилия ), влечение к статуям (пигмалион )и другие. Издавна известны такие отклонения как садизм и мазохизм. Садизм – характеризуется стремлением причинять боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения. Мазохизм – получение сексуального удовлетворения или удовольствия от причиняемой боли или унижения, доставляемого партнером.

В психиатрии описывают большое количество импульсивных влечений : влечение к бродяжничеству (дромомания), поджогам (пиромания), воровству (клептомания). В отличие от навязчивых состояний импульсивные влечения представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного. Они характеризуются бессмысленностью и возникают без всякого повода. Такие состояния наблюдаются при шизофрении и психопатиях.

Расстройства эффекторных функций (двигательно волевых)

К двигательно волевым расстройствам с преобладанием возбудительного процесса относится гипербулия – повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в форме:

Маниакального возбуждения , при котором больной постоянно находится в деятельности: не закончив одну работу, он начинает другую, при этом много говорит, настроение веселое, аппетит повышен. У таких больных может наблюдаться гиперсексуальность, агрессия, расторможенность поведения.

Кататонического возбуждения , которое в отличие от маниакального возбуждения не целенаправленное и выражается стереотипными движениями, хаотичностью, вычурностью. Эти изменения поведения больного характерны для шизофрении.

Гебефренического возбуждения , которое характеризуется манерностью, дурашливым поведением, обилием нелепых поз, скачков, прыжков, ужимок. В подростковом возрасте симптоматика дополняется расторможенностью низших влечений. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерического возбуждения , возникающего после испуга. Человек бежит без оглядки и долго не может остановиться, понять, что случилось. К форме истерического возбуждения также относится истерический приступ.

К двигательно волевым расстройствам с преобладанием тормозного процесса относятся все формы, характеризующиеся ослаблением волевой деятельности (гипобулия) или остановкой действия – ступор :

Депрессивный ступор, при котором больной длительно находится в одном и том же положении, говорит тихо, с трудом подбирает слова, движения его замедлены и совершаются с трудом. Такие состояния могут наблюдаться при маниакально депрессивном психозе в фазе депрессии, при старческой депрессии.

Кататонический ступор характеризуется обездвиженностью и мутизмом (отказ от разговора, молчание). Наблюдается состояние восковой гибкости (каталепсия) – больному можно придать любую позу и он длительно ее не меняет, например, поднятую руку не опускает до тех пор, пока она сама не опустится. Такие состояния наблюдаются при шизофрении.

Гебефренический ступор характеризуется раздвоенностью (расщеплением) деятельности, негативизмом, выражающийся в том, что больные выполняют действия противоположные тем, о которых их просят. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерический, или психогенный, ступор возникает после психических травм: при испуге, внезапном горе, стихийном бедствии. Внешним проявлением служит общая заторможенность вплоть до полного оцепенения.

Основные психопатологические синдромы.

1. Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым). Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения, дыхания, сердечно сосудистые расстройства. У детей встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости, изменения положения тела. Инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут наблюдаться нарушения функционирования внутренних органов, на фоне которых формируются соматические расстройства. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве.

2. Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром гиперактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошкольном возрасте. Основными компонентами гипердинамического синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде случаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. Поведение детей характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, задают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их внимание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Этот синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга.