Табасаранский национальный костюм. Национальный костюм дагестана. Особенности национальной одежды и аксессуаров

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности. Рассказать и показать нашим читателям, какую красивую одежду носили предки, мы попросили Диану Гамзатову, начальника экспозиционного отдела Музея-заповедника Этнографического комплекса «Дагестанский аул», который является подразделением Министерства культуры РД. Следует отметить, что Минкультуры в этом году отмечает свой 60-летний юбилей, в его функции входит также развитие и пропаганда именно национальной культуры, в том числе в последнее время особое внимание уделяется материальному наследию народов Дагестана, к которому относится и национальная одежда.
Мужской костюм
У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа – Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями, раньше под черкеску надевали бешмет. Длина черкеска могла быть разной – до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык, он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги, состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом, иногда и пистолетом. На Кавказе папаха – это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку – оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки, их войлок был с изнанки гладкий, снаружи – с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару – прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.
Женская одежда
Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.
Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком.
Нагорный Дагестан
Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана – аварок, даргинок, лачек – составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.
Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало – кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.
В чохто аварок – гидатлинок, багулалок, андиек – налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца – одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо – и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога – символ плодородия. Поверх него надевали покрывало. А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин – крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки. Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.
Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны. Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.
Характнерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые – темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье – рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны. В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.
Обувь могла быть кожаная, взаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах – носок не оббивался. Одновременно это было еще и очень красиво.
Южный Дагестан
В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана, основное отличие их – многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместе верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов – красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.
Кумычки и чеченки
В Дагестане платье-къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире – у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным – так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние – узкие, по руке на манжете, и верхние – широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.
Как вариант къабалай появилось платье-бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.
Ногайки
Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет, молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины – платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.
Казачки
Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове – белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово-посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, – это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам. В экспозиции Музея-заповедника «Дагестанский аул» представлены костюмы практических всех народов Дагестана, и каждый желающий, посетив выставочные залы, сможет оценить красоту и изящество одежды наших предков.

Национальные костюмы Дагестана

Народности

Особенности традиционной одежды народов Дагестана Традиционная одежда народов Дагестана имеет длительную историю и характеризуется разнообразием исторически сложившихся форм. Женская одежда народов Дагестана представляет собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, отражала этнические особенности, нравы и обычаи народов. Так же некоторые особенности декора и цветовой гаммы одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком, зачастую дополнявшуюся некоторыми деталями в зависимости от региона проживания. Костюм горянки комплектовался из обязательных составляющих - нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор (чохто и покрывало или платок) и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Одежда шилась из привозных и домотканых тканей, дополнявшихся декором (аппликации, вышивка, декоративные обстрочки и т.д.) в рамках каждой этнической группы.

Аварцы Мужская традиционная одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чувяк из сыромятной кожи (в Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязаная обувь). Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды - кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью, гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок. Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Аварии повсеместно. Во время дождя на плечи накидывали бурку, ее носили с собой чабаны и путники. список

Аварцы Женская одежда аварцев отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В прошлом имелась рубаха без грудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток без швов. Иногда рубаха и штаны вязались вместе и получалось нечто похожее на комбинезон. Подобную одежду шили и из подстриженной овчины шерстью вовнутрь. список Шамильский район

Головной убор и украшения Гунибский район, с Ругуджа Чохто, Советский район аварцев Головной убор имел многочисленные варианты, создаваемые чохтой (чепец или капюшон с мешком для волос) и способом ношения покрывала. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохты, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Традиция украшения чохты уходит в глубокую древность. Особое внимание уделяли височным украшениям. В обществе Карах к комбинированной из кожи и ткани чохте на висках прикреплялись серебряные кольца или крупные монеты. Нарядную чохту украшали еще толстой цепью, идущей вдоль лба от виска до виска. В Гидатлинском обществе на уровне висков пришивали филигранные круглые бляхи диаметром 8-10 см, в Келебском - бляхи из концентрических кругов, в Андалалском (Ругуджа, Чох) - вся налобная и височная часть были покрыты вышивкой, аппликацией, с концов свисали подвески в виде колокольчиков. По представлениям людей, кольца и бляхи служили не только украшением, но и оберегом. Наряду с многочисленными и разнообразными украшениями для головного убора женщины с нарядной одеждой надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет, подвески. Украшения эти стоили дорого, камни привозились издалека, их покупали, но лучшие по художественному оформлению образцы изготавливались местными ювелирами на заказ. список

Аварские национальные женские костюмы Гунибский район, Ругуджа Аварка, Цунтиский район список Чародинский район, с. Тлярош

Агулы Традиционная одежда у мужчин она состояла из нательной рубахи бергьам туникообразного покроя и штанов шалвар, поверх которых надевались бешмет валжаг и черкеска чохъай. Черкески и нарядные бешметы носили с дорогими покупными кожаными поясами с серебряным набором. Теплой одеждой были нагольные меховые шубы двух видов: кул - с обычными рукавами, слегка приталенная, с небольшим шалевым воротником, хIякул - шуба-накидка большого размера трапециевидной формы с длинными ложными рукавами и большим шалевым воротником- Принадлежностью одежды путника, чабана явилась бурка лит местной выделки или привозная. Головным убором служила папаха бармак двух видов: с высокой тульей и круглым верхом и с более высоким центром и покатыми краями - "чабанская папаха". список

Агулы Рабочей обувью были поршни из одного куска сыромятной кожи шумар, имевшие форму ботинок, ишаламар в форме низких чувяк со шнуровкой на носочной части. В быту носили мягкие сафьяновые чувякимяхсар с обувью без задника башмакъар, яхул калушар (лакские калоши) - кожаные чувяки с грубой подошвой. Элементом парадной одежды были хромовые сапоги чакмавур. Теплой обувью являлись вязаные сапоги гивянар с отогнутым назад носком, которые по характеру орнамента и его композиционному решению отличались от подобных же изделий у других народов Южного Дагестана. список Традиционный костюм агулки

Агулка Традиционной одеждой агульских женщин являлись платье-рубаха туникообразного покроя, штаны с неширокими штанинами, распашной валжаг с узким, облегающим фигуру лифом и широкой юбкой. С нарядным валжагом надевали серебряный пояс камар. Теплой плечевой одеждой была овчинная шуба кулв форме трапеции с узким шалевым воротником или без него, но с отделкой горловины кусочками сафьяна. Носили еще всевозможные безрукавки из овчины, а также матерчатые, подбитые ватой или шерстью. Обувь была вязаной, с отогнутым назад носком, а также кожаной типа чарыков - чурукъяр, яхул калушар. И женщины, и мужчины с кожаной обувью носили вязаные носки. список

Агулы Головной убор состоял из наволосника къуч и покрывала- полотнища к1ев (ашмагъ, майзар). Агулки, особенно молодые, носили серебряные украшения, которые, отличаясь разнообразием, имели вместе с тем особый агульский колорит. Обилием украшений отличалась свадебная одежда. Головной убор агулки список

Азербаджайджанцы Традиционная одежда дагестанских азербайджанцев отражает этнокультурные связи с их соплеменниками из Кубы, Ширвана, Баку и с соседями: кумыками, кайтагцами, табаса ранами и лезгинами. Мужскую нательную одежду составляли рубаха туникообразного покроя (кеннег) и штаны; поверх рубахи одевали бешмет, черкеску, бурку (в непогоду) и меховую нагольную шубу (зимой). Головным убором были овчинная папаха и суконный башлык, обувью служили чарыки, сафьяновые сапоги, башмаки, галоши, которые носили с шерстяными или хлопчатобумажными обмотками. Украшением костюма мужчин были пояса и оружие, изготовленные, как правило, в Кубачах: кинжал, реже - список

Азербаджанцы Женская одежда также состояла из нательной (широкая длинная рубаха и штаны) и верхней (длинное распашное платье с откидными рукавами - дон, украшенное галуном, ажурной тесьмой, подвесками). Распространенными головными уборами женщин были повязка - чутгу, поверх которой надевали будничные или праздничные платки (фте, шал, гюльменди); обувью служили однотонные и орнаментированные шерстяные носки, чувяки из черного или красного сафьяна, на которые надевали кожаные галоши или башмаки, расшитые дербентскими золотошвейками. Специфической чертой одежды азербайджанок являлось женское покрывало, которое закрывало фигуру. список

Украшения и обувь азербаджанок Большим разнообразием отличались женские украшения: серебряные серьги различных форм, кольца, браслеты, шейные и нагрудные ожерелья из ажурных пластинок (бугаз арты), кораллов, мелких монет, янтаря, сердолика, реже - жемчуга, золота, а также серебряные пояса к выходному костюму Женские сапоги,19 в Женская обувь, 19в Серьги(золото, эмаль) Женский пояс (серебро) список

Андийцы Андии́йцы (андии, самоназвание андал, Гъагъодрал) - народ на западе Дагестана. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним по крупному аулу Кванхидатли (Ботлихский район Дагестана). Одежда в основном общедагестанского типа. Мужчины носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома домашней выделки, войлока, деревянная. Женская одежда: овчинные шубы, платки и шали, чепец- накосник чухту, несколько разновидностей туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь преимущественно та же, что и у мужчин. Разнообразные серебряные украшения. Горец,с Анди список

Андийцы Украшения женские, с Анди Женский наиональный костюм список

Арчинцы Арчи (лакское), аршиштиб (самоназвание), рочисел (аварское), народ в России, коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар. Численность свыше 1 тыс. человек. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский нахско- дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также аварский, лакский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане- сунниты. Одежа имеет много общего с одеждой аварцев. Из традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и матерчатые пояса яркой расцветки. список

Ахвахцы Ахвахцы (самоназвание ашвадо) один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Традиционная одежда ахвахцев складывалась под воздействием географических, природно-климатических и хозяйственно-экономических условий и этнокультурных традиций. Одежда в общем была подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца XIX - начала ХХ в. - с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до ХХ в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными - фабрично-заводскими (ситец, сатин, полотно и др.). Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах нескольких разновидностей, нарядных платьев типа "полуша" и "къабалай", безрукавок, платков и теплых шалей, чепца-накосника - чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщины дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке. список

В Дагестане проживает 72 народности. Представители каждого народа имеют свой особенный исторически сложившийся национальный костюм. Сегодня нередко старинные искусно сделанные национальные костюмы на торжественные мероприятия и праздники одевают старейшины и даже официальные лица. Красота национальной одежды и ее историческая значимость высоко ценится и молодым поколением дагестанцев. Костюмы бережно хранят и передают по наследству.

Для начала давайте рассмотрим особенности мужского и женского костюма жителей Дагестана.

Мужской костюм

Мужской национальный костюм у всех народов Дагестанской республики практически не отличается от одежды других народов Кавказа.

Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.

Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.

Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.

Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха - это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.

От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги.

Женская одежда

Костюмы дагестанских женщин очень разнообразны, отличаются широкой цветовой гаммой, кроем, отделкой и украшениями. Женская одежда со временем изменилась гораздо меньше мужской, отражала этнические особенности, нравы и обычаи древности, территорию проживания.

Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальное положение и богатство. Молодые девушка одевались в одежду ярких цветов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду.

Как уже говорилось выше, одежда различалась у представителей народностей, проживавших на разных территориях. Предлагаем более подробно рассмотреть особенности национального костюма в различных частях Дагестана.

Нагорный Дагестан

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубаха туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, что длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка - чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

Южный Дагестан

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма - многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Второй особенностью женского костюма являлось обилие украшений на платье. Одежда была отделана драгоценными камнями и золотыми и серебряными монетами, расшивалась крупными узорами.

Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета.

На голове женщины носили шелковые или шифоновые платки.

Кумычки и чеченки

Традиционным у кумычек и чеченок-аккинки было распашное платье-къабалай с широкой длинной юбкой.

Платье было украшено двойными застежками и серебряным филигранным поясом на талии. Къабалай имело двойные рукава: нижние - узкие длинной до кисти руки и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу.

На голове носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди.

Ногайки

Костюм ногайцев более всего походит на среднеазиатские одежды. Наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.

Женщины носили стеганый кафтан-бешмет. Головным убором молодых девушек были красивые тюбетейки, а для женщин старшего возраста платки.Сегодня на российском рынке появляется всё больше фирм и компаний, предлагающих качественную офисную технику. Вместе с тем, предложения эти зачастую оказываются неприемлемыми по цене… И лишь немногие фирмы предлагают свои покупателям технику, отличающуюся приемлемым балансом цена-качество. Среди этих фирм - и интернет магазин «VSEPRINTERA.RU», предлагающий принтеры и расходные материалы к ним. Чтобы , обязательно зайдите на вебсайт магазина!

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм газырями бешмет папахи в непогоду надевали башлык ичиги Черкеска кинжалом , иногда и пистолетом бурку андийские бурки

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности.

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями , раньше под черкеску надевали бешмет . Длина черкеска могла быть разной - до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык , он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги , состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом , иногда и пистолетом . На Кавказе папаха - это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку - оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки , их войлок был с изнанки гладкий, снаружи - с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару - прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.

Женская одежда

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.

Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые - из более ярких тканей или с рисунком.

Нагорный Дагестан

Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана - аварок, даргинок, лачек - составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.

Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чохта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало - кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.

В чохто аварок - гидатлинок, багулалок, андиек - налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца - одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо - и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога - символ плодородия. Поверх него надевали покрывало.

А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин - крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки . Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.

Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны.

Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.

кубачи

Характерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые - темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны.

В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.

Обувь могла быть кожаная, вязаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах - носок не отбивался. Одновременно это было еще и очень красиво.

Южный Дагестан

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана , основное отличие их - многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместо верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.

Кумычки и чеченки

В Дагестане платье - къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире - у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным - так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние - узкие, по руке на манжете, и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки - тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.

Как вариант къабалай появилось платье - бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.

Ногайки

Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет , молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины - платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.

Казачки

Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове - белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово - посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, - это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам.

Ну а где же можно купить настоящие дагестанские наряды? Ведь модные бутики предлагают коллекции, в которых нет и намека на национальные мотивы. Ответ очевиден: надо шить! Тем более что у нас в республике нет недостатка в одаренных творческих личностях.

Со старшим преподавателем факультета дизайна Государственного педагогического университета Дагестана Разитой Гаджихановой я познакомилась в Пятигорске, во Всекавказском молодежном лагере «Машук-2010». В День республики Дагестан Разита Гаджиевна провела для меня небольшую экскурсию по экспозиции, в которой народные умельцы представили лучшие образцы своих работ в технике керамики, ткачества, ювелирного мастерства. Здесь же каждый из многочисленных народов Дагестана продемонстрировал свой неповторимый национальный костюм.

«В Дагестане проживает 72 народности. И у каждого народа свой характерный костюм, который сложился исторически. В средние века характерные особенности костюма уже были у каждого народа. Самая большая народность - аварцы. Потом кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы. И у всех этих народов мужской национальный костюм схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. У мужчин это черкеска, раньше снизу надевали бешмет. Рубашка, сапоги и обязательно папаха. На Кавказе папаха- это честь и достоинство мужчины, и сбить папаху, снять папаху считалось большим оскорблением. Вот подарить папаху — означало побрататься.

Кумыки проживали на равнине и быстрее других впитывали все новое, модное, современное. Их предками считали монголо-татар, которые оседали, и соединяясь с местными племенами, оставляли свои традиции, культуру. Для женщин-кумычек характерно платье - так называемый кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья-рукава, другое платье надевается снизу. Для кумычек характерен головной убор - тастар, плетеный из одной нити. Технология его плетения очень сложна - одной спицей. Сейчас очень немногие женщины владеют этой техникой. Но в целом женский и мужской костюмы кумыков похожи на костюмы осетин, балкарцев, чеченцев.

Кумыки. Национальный костюм: мужской - рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк), кожаная обувь; женский - платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Следующая часть экспозиции представлена селом Балхар. Это селение находится в Даргинском районе Дагестана. Его жители издавна занимаются керамикой, которая у них обожженная и расписная. У них есть места, где добывается глина. Мужской костюм почти такой же, как у кумыков. Сегодня традиции ношения национальных костюмов возрождается, к примеру, на свадьбах. Правда, не сама невеста, а вот подруги невесты с удовольствием надевают национальный наряд. Для женского костюма характерно пенькообразного покроя платье, широкие штаны и обувь из войлока с загнутым носиком. Впереди - вышитый узор, рогообразные символы. На платье - большое количество металла. И хотя сами балхарцы ювелирным искусством не занимались, они торговали и привозили из мест торговли украшения для свои жен. У женщин оригинально покрыта голова: снизу головной убор под названием чохто. Вокруг шеи серебряная цепочка. Снизу белая шаль, сверху обязательно оранжевая: балхарцы были огнепоклонниками и отдавали предпочтение желтому и оранжевому. У них интересные двусторонние паласы, которые ткут на горизонтальных станках. Примечательны ленты для носки кувшинов: ими обвязывают горлашко и несут через плечо. А чтобы кувин не охлаждал спину, под него клали специальную тканую сумочку.

Селение Балхар. Женский костюм состоит из широкой головной накидки, которая закрывает чохто, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток.Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье и головной убор. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог - ичигов.

Лакцы. Украшения на женщинах - до 20 килограммов серебра, ниспадают с шеи на грудь и живот. Считалось, что таким образом металл охранял, оберегал женщину. Вязаные носочки: по узорам можно определить из какого села девушка, а также - девушка это или замужняя женщина. Подошвы носочков подшиты кожей, позволяющей не пачкать ноги при ходьбе. В дождь надевали кожаную обувь, внутрь которой клали сушеную траву. По узору на носках можно было определить, из какого тухума (рода) каждая из них. И когда одетые и обутые в такие носочки девушки шли за водой, парни, глядя на их костюмы, выбирали себе невесту из того или иного рода.

Лакцы. Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце XIX века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Ногайцы. Издревле катали войлок и изготавливали из него ковры. По контуру рисунка нашивали тесьму. Мужчины, в отличие от других народов, носили не черкеску, а простеганный бешмет, на тонком слое ваты или шерсти- чтобы было тепло в степи. Пояс узенький, кожаный, с металлическими заклепками и креплениями для оружия. Пояс надевали мальчику в 10 лет. На нем была одна металлическая заклепка. Через 10 лет на пояс ставили вторую заклепку, в 30- третью и т.д. По заклепкам можно узнать, сколько лет хозяину. Женский наряд перекликается с татарским, азиатским. Характерен пояс с крупной пряжкой.

Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения - штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя .

Табасаранцы. Табасарань - это высокогорный район. Его жители славились тем, что ткали ворсовые ковры, которые делались из шерсти. Везде на Кавказе в семьях радовались рождению мальчика. А в селении Табасарань ценилось рождение девочки: это еще одни руки для ткачества ковров. В каждой семье был станок, и девочки ткали ковры с малых лет. Безворсовые ковры, на изнанке не обрезаны нитки: сумах- техника плетения.

Табасаранцы. Традиционный мужской костюм общедагестанского типа - нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь - низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды были пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри. Традиционный женский костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение -передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом.