Гиперактивный ребенок – что делать? Как выбрать спортивную секцию для ребёнка

Нужны ли спорт и физические упражнения для гиперактивных детей ? И стоит ли гиперактивных детей заставлять заниматься спортом?

Сразу скажу, что заставлять ни в коем случае нельзя. Да Вам, скорее всего, это и не удастся! Пытаться принуждать гиперактивных детей к чему бы то ни было – дело бесперспективное. А, вот, помочь им найти занятие по душе – это, как раз, то, за что они Вам в будущем скажут «спасибо». К тому же, уважение, проявленное к Вашему гиперактивному ребенку, принесет добрые плоды. Вы со своим сыном или дочерью станете единомышленниками!

Что же касается занятий спортом, то все мы слышали об их пользе. Даже несколько простых упражнений в течение дня сделают ребенка более крепким, энергичным и собранным. Но, обратимся к фактам.

У гиперактивных детей неустойчивая, очень чувствительная нервная система. По сути, – это нарушение в работе нервной системы. Но, известно, что физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм. Знаменитый физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И. П. Павлов отмечал, что физические упражнения «величайшее средство в случае расстройства высшей нервной деятельности».

О пользе спорта и физических упражнений известно с древнейших времен. Древнеримский врач Гален (130–200 г. н.э.), занимавшийся, в числе прочих медицинских наук, неврологией, писал: “Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений”.

Великий древнегреческий медик Гиппократ (живший около 460–370 г. до н.э.), также, применял физические упражнения для лечения своих пациентов.

Сегодня, с развитием медицины, появилось и высокоточное медицинское оборудование. Оно подтверждает, что умеренные физические нагрузки улучшают обмен веществ и регенерацию тканей в организме, стимулируют нейрорегуляторную функцию.

Со спортом дело обстоит иначе. Усиленные тренировки воздействуют на организм более жестко, вызывая стресс. Речь, конечно, не идет о детских спортивных секциях. Занятия в них строятся на основе базовых педагогических и медицинских норм. Но, вступая в жестокий мир профессионального спорта, приходится забыть об этих нормах. Здесь главное – результат. И все средства хороши для достижения цели.

Однако, большинство родителей, а особенно, воспитывающие , выбирая секцию, имеют в виду его оздоровление и гармоничное физическое развитие. Из этих принципов будем исходить и мы.

Физические упражнения и виды нагрузок

Все физические упражнения можно разделить по виду нагрузок на:

  1. аэробные (выполняемые ритмично, равномерно, длительное время и тренирующие дыхательную и сердечно-сосудистую системы)
  2. силовые (упражнения на сопротивление, укрепляющие мышцы)
  3. растягивающие (различные растягивания и скручивания)

Для гармоничного физического развития ребенка желательно эти виды нагрузок сочетать.

В любом виде спорта опытные тренеры каждое занятие начинают с разминки и разогрева мышц. Разминка важна, т.к. она предотвращает травмы: разогретые мышцы более пластичны. Они легче справляются с нагрузками, лучше растягиваются. Учитывая повышенную склонность гиперактивных детей к травматизму, это особенно важно. Для разогрева используют легкие аэробные нагрузки, такие, как пробежка.

Вторым этапом большинства тренировок бывают силовые нагрузки. Для соблюдения оптимального баланса важно развивать все мышцы равномерно. Прорабатывая различные группы мышц, ребята становятся более сильными физически.

Известно, что резко обрывать тренировку крайне нежелательно. Поэтому заключительный этап любого занятия предусматривает упражнения на растягивание и гибкость. Кроме гибкости, такие упражнения стимулируют процессы регенерации, позволяют восстановиться после нагрузок. Они выравнивают дыхание, замедляют сердцебиение и пульс.

Какие виды спорта выбрать

При выборе вида спорта и секции нужно учитывать множество факторов: здоровье ребенка, уровень начальной физической подготовки, способности, характер и, конечно, личные предпочтения.

В каком возрасте начинать занятия спортом

Если ребенок не имеет ограничений, связанных со здоровьем, ему предоставляется огромный выбор. Есть лишь возрастные рамки для начала занятий. Рекомендован минимальный возраст, до достижения которого ребенка в секцию, скорее всего, не запишут. Однако, никаким видом спорта не поздно заняться и в более старшем возрасте.

6-7 лет: Плавание, аквааэробика, прыжки в воду, фигурное катание, теннис, хоккей, аэробика, гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм, шахматы, американский пул

8-9 лет: Легкая атлетика, футбол, волейбол, гандбол, биатлон, вольная борьба, водное поло, фехтование, дзюдо, самбо, тхэквондо, русский бильярд

После 10-12 лет: Гребля, парусный спорт, стрельба, ушу, каратэ, альпинизм, скалолазание, бокс, кикбоксинг, тяжелая атлетика, конный спорт

Влияет ли темперамент на выбор спортивной секции

Еще как влияет! В этой таблице рассмотрены 4 основных типа темперамента . Определить свой темперамент можно с помощью теста. Хотя, психологи отмечают, что крайне редко у человека проявляется один определенный тип. Гораздо чаще можно заметить их сочетание. В таком случае, при выборе спортивной секции, ориентироваться стоит на тот, что проявлен ярче.

Темперамент Виды спорта
Холерический
Обидчивый, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный, поддающийся настроениям
Бокс, различные виды единоборств, командные виды спорта
Сангвинический
Общительный, открытый (контактный), разговорчивый, доступный, отзывчивый, жизнерадостный, беззаботный, инициативный
Командные игры, бег с препятствиями, фехтование, каратэ, гребля на байдарках, альпинизм, дельтапланеризм
Флегматический
Пассивный, спокойный, надежный, ровный, управляемый, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, доброжелательный
Бег, лыжный спорт, велоспорт, тяжелая атлетика, бильярд, шахматы, йога, восточные единоборства
Меланхолический
Тихий, ригидный, тревожный, сдержанный, необщительный, пессимистичный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся
Парусный спорт, танцы, йога, стрельба, конный спорт, метание копья, метание диска

Склонность к видам спорта зависит от типа телосложения

В таблице приведены средние статистические показатели. Но, нужно понимать, что, так же, как и темперамент, телосложение редко подходит на 100% к определенному типу. Несмотря на это, можно выделить основной, доминирующий тип.

Телосложение Виды спорта
Астеноидный
Высокие, часто сутулые, кость тонкая, грудная клетка плоская. Четко просматривается костный рельеф и суставы. Ноги часто О-образной формы. Вялая, плохо развитая мускулатура.
Для них представляют сложность виды спорта, требующие силы выносливости и большой скорости. Но они добиваются успеха там, где требуется кратковременное напряжение и ускорение.

Легкая атлетика, особенно, бег на короткие дистанции, танцы, художественная гимнастика.

Торакальный
Тонкая кость, спина и ноги чаще прямые, грудная клетка цилиндрической формы, с большим объемом легких. Высокий тонус мышц при небольшой мышечной массе.
При небольшой силе, средней выносливости и скорости, имеют хорошие результаты в видах спорта и упражнениях на равновесие.

Легкая атлетика, лыжи, спортивная гимнастика, акробатика, различные прыжки, плавание, биатлон, велогонки, гребля, футбол.

Мышечный
Массивный скелет, хорошо развитая грудная клетка, значительный объем мышечной массы.
Средние показатели силы и выносливости. Достигают успехов в спорте, требующем равновесия, скорости и гибкости.

Футбол, хоккей, теннис, прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, единоборства, альпинизм.

Дигестивный
Массивный скелет, широкая кость, широкая грудная клетка, спина прямая. Значительный мышечный тонус и объем мышечной массы. Отличается преобладанием жировой ткани.
Небольшой объем легких. При значительной мышечной силе выносливость невысока.

Борьба, различные единоборства, хоккей, стрельба, тяжелая атлетика.

Спорт и упражнения при нарушениях здоровья

Грамотно применяя физические упражнения, можно добиться значительных улучшений в состоянии здоровья детей с различными заболеваниями. Но есть несколько правил.

  1. Заниматься можно лишь с разрешения лечащего врача
  2. Придется отказаться от интенсивных тренировок и амбиций, связанных со спортивными достижениями
  3. Тренер непременно должен быть проинформирован как о заболевании, так и о рекомендациях Вашего доктора

Гиперактивные дети

Спорт, как и любые упражнения, для гиперактивных детей может принести огромную пользу. Только, выбирая секцию для гиперактивного ребенка, следует принимать во внимание особенности его заболевания и рекомендации врача.

  1. Избегайте больших коллективов и командных видов спорта. Гиперактивные дети с трудом усваивают правила и не могут эффективно взаимодействовать в большой группе. Кроме насмешек сверстников и комплекса неполноценности, такие занятия могут еще и усилить гиперактивность
  2. Для гиперактивных детей категорически не рекомендуются спорт и упражнения с большими силовыми нагрузками. Исключите из своего списка различные виды борьбы и тяжелую атлетику
  3. Не стоит выбирать для гиперактивных детей высокотравматичные виды спорта и упражнений. Дети с СДВГ умудряются получать травмы и различные повреждения, как говорится, на ровном месте. А что уж говорить о боксе, баскетболе, футболе, хоккее, конном спорте, гольфе, гандболе, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, фехтовании, стрельбе, альпинизме, скалолазании, прыжках в воду и, даже, теннисе!
  4. Агрессивные виды спорта, также, ни в коем случае не приемлемы для гиперактивных детей. Кик-боксинг, бокс, различные виды единоборств должны быть под запретом
  5. Гиперактивные дети быстро теряют интерес к монотонным однообразным действиям, поэтому им трудно заниматься таким спортом, как бег

Что же остается? Какой спорт подходит для гиперактивных?

Вот список безопасных и полезных видов спорта для гиперактивных детей .

  1. Плавание
  2. Аквааэробика
  3. Танцы
  4. Художественная гимнастика
  5. Легкая атлетика
  6. Лыжный спорт
  7. Аэробика
  8. Прыжки на батуте
  9. Айкикай – разновидность айкидо (только с разрешения врача)
  10. Бильярд
  11. Шахматы

Часто у гиперактивных детей наблюдаются и другие нарушения здоровья. Неустойчивая нервная система, к сожалению, провоцирует целый ряд психосоматических (и не только) расстройств. Все их нужно учитывать при выборе вида спорта и спортивной секции для гиперактивных детей.

Случается и так, что противопоказаний слишком много. И тогда врач, скорее всего, порекомендует заменить спорт упражнениями ЛФК для гиперактивных и детей с СДВГ. Прислушайтесь к советам врача.

Помимо гиперактивных детей в спорте или физических упражнениях нуждаются и другие ребята. Вот некоторые рекомендации для них:

Дети с аутизмом

От командных видов спорта стоит воздержаться. Но стоит попробовать силы в таких видах, как:

  1. Плавание
  2. Легкая атлетика
  3. Велоспорт
  4. Боулинг
  5. Пеший туризм

Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В зависимости от тяжести заболевания, лечащий врач определяет, можно ли детям заниматься какими-либо видами спорта. Однако, в первую очередь из списка разрешенных будут исключены все аэробные и силовые нагрузки. Возможно, доктор порекомендует курс ЛФК.

Дети с заболеваниями дыхательной системы

При нетяжелом течении заболевания, с разрешения врача, в период ремиссии детям можно заниматься приведенными ниже видами спорта. Однако, режим занятий должен быть щадящим. Кроме этих спортивных секций больным детям будут полезны упражнения ЛФК и дыхательной гимнастики.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Легкая атлетика
  4. Баскетбол
  5. Волейбол
  6. Аэробика

Дети с нарушениями зрения

Важную роль играет степень нарушения. Если имеет место небольшое отклонение от нормы, то оно не препятствует занятиям, особенно, если дети носят очки или контактные линзы. Осложненное заболевание требует индивидуального подхода. Здесь последнее слово – за лечащим врачом.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Парусный спорт
  4. Гребля
  5. Спортивная ходьба
  6. Биатлон
  7. Шахматы
  8. Шашки

Дети со сколиозом

Правильно подобранные физические упражнения способны улучшить состояние здоровья детей со сколиозом. Главное – посоветоваться с доктором, выполнять все его предписания и, ни в коем случае, не нарушать его запретов и ограничений. Кроме специально разработанных для этого заболевания упражнений ЛФК, пользу принесут такие виды спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Ходьба со скандинавскими палками

Дети с плоскостопием

Свод стопы у детей формируется примерно к 10 годам. Однако, нарушения в ее развитии врач может заметить и в более раннем возрасте. Плоскостопие бывает разным. Только врач-ортопед может подобрать адекватное лечение и физические нагрузки для детей с плоскостопием. В любом случае, нужно знать, что рекомендованные детям занятия должны проходить не как полноценные спортивные тренировки, а в виде щадящих лечебно-терапевтических упражнений. После консультации с врачом возможны:

  1. Плавание свободным стилем
  2. Конный спорт
  3. Восточные единоборства
  4. Ходьба на лыжах

Дети с гастритом и заболеваниями ЖКТ

Детям при заболеваниях желудка важно избегать нагрузок на пресс, силовых упражнений, различных единоборств, занятий тяжелой атлетикой и альпинизмом. Однако, имеет смысл присмотреться к таким видам спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Легкий бег
  4. Теннис

Всех заболеваний, конечно, перечислить невозможно. В каждом конкретном случае важны рекомендации специалиста, наблюдающего и лечащего ребенка. Одно можно сказать: позитивный настрой, умеренность, настойчивость в борьбе с недугом и дисциплина способны творить чудеса.

21.09.2009, 18:50

Вот, наткнулась на такое мнение: " Гиперактивным детям полезно заниматься спортом, танцами, совершать длительные прогулки. Но при выборе секции, помня об особенностях ребенка, следует избегать травматичных видов спорта (борьбы, бокса и т.п.)."

Мой сын не гиперактивен с точки зрения медицины, т.е. диагноза СДВГ у него нет, но он ОЧЕНЬ активный, болтливый, чрезмерно открытый, пристает к незнакомым людям, в ответ на агрессию тут же лезет в драку. Я отдала его на восточные единоборства. В результате он стал еще более агрессивным, после занятий с трудом удается вернуть его в нормальное русло. Вот, прочла, что лучше на танцы отдать. А как другие родители поступают? бытует мнение, что таким детям нужно набегаться, наораться с себеподобными, но на деле получается, что им потом еще тяжелее приходится - не успокоиться.

Вот еще прочла: "Во время детских игр лучше, чтобы у ребенка были лишь один - два партнера. Оптимально, чтобы это были спокойные дети, беспокойные, шумные друзья могут способствовать нарастанию гиперактивности и ухудшению поведения ребенка."
А я-то все стараюсь чтобы он с такими же как он детьми дружил... А выходит нужно стремиться с "ботаниками" дружить?? Голова кругом - столько лет все неправильно делала, получается.

витаминka

21.09.2009, 18:55

идите на настольный теннис, очень интересно, затрат мало, или еще лучше в театральный кружок, вот они там и поют и пляшут и дурачаться., пусть ребенок сам выбирает друзей, а потом чем это вам спокойные дети не нравятся, ботаниками называете.

Марипулька Д

21.09.2009, 19:15

плавание...вода очень полезна таким детям.,занятия йогой
А еще им очень полезно рисовать)))

21.09.2009, 19:22

а потом чем это вам спокойные дети не нравятся, ботаниками называете.
очень даже нравятся, просто "ботаник" - очень емкое название, сразу понятно, что тихий, спокойный, умница:).

Katya mama Deniski

21.09.2009, 19:53

У меня такой же... Наш выбор - танцы! Самое любимое занятие в саду (у нас в саду очень хорошая хореография - ритмика - театральная деятельность, доп. занятий не надо) - и дисциплинирует - движения надо четко повторять, и выход энергии в правильное русло...
Плюс пошли на спортивную гимнастику - и нагрузка физическая и, опять же, надо достаточно четко себя контролировать...
Плюс собираемся ходить уже на бальные серьезные, ждем 5ти лет...

С друзьями правильно говорят... Мой с такими же шилопопами - кошмар на ножках;), а вот со спокойной подружкой и другом - СОВСЕМ другой ребенок...

Пойдем и в плавание с января...

21.09.2009, 20:07

21.09.2009, 20:09

21.09.2009, 20:12

Сыну 4.8. С сентября 3 раза в неделю бассейн (перед бессейном фитнесс 30 мин и 30 мин занятия в воде). Надеюсь, немного энергии поубаиваится...

21.09.2009, 20:44

Бассейн, бальные танцы, хор - по опыту помогает стабилизировать активного ребенка.

Картинка

21.09.2009, 21:06

Бассейн, однозначно бассейн:)))

22.09.2009, 02:26

У на с бассейн 2 раза в неделю и спортивная гимнастика 3 раза в неделю.
Еще мы ходим на немецкий язык 2 раза.Они там и танцуют и поют и рисуют.
Да,еще садик логопедический.
Дома засыпает уже за ужином.
Но боюсь месяца через 2 привыкнет и будет опять шилопоп.

22.09.2009, 02:33

У нас геперактивности нет, но есть "шило в попе", иногда бывает очень невнимательным. Невропатолог посоветовал тенис или фехтование - изматывает и концентрирует внимание.

Насчет тенниса не знаю... подруга-детский массажист рассказывала, что к ним в центр потоком шли дети со скученной спиной и особенно плечевым суставом после тенниса. Там очень специфическое движение руки, которое в принципе матушкой-природой для нас не предусмотрено, поэтому суставы летят на раз, да и нагрузка однобокая. Так что не для сколиозов:)

22.09.2009, 03:01

Купите домой батут))) и в бассейн конечно)

22.09.2009, 03:06

как известно, суперчемпион мира и победитель последней Олимпиады Майкл Фелпс в детстве страдал гиперактивностью, и маме очень посоветовали отвести его в бассейн:) Говорят, результаты потрясающие, ребенок стабилизировался, а плавает он как ракета:)

Сам он, думаю, не страдал. Мама - это да.

22.09.2009, 10:23

Насчет тенниса не знаю... подруга-детский массажист рассказывала, что к ним в центр потоком шли дети со скученной спиной и особенно плечевым суставом после тенниса. Там очень специфическое движение руки, которое в принципе матушкой-природой для нас не предусмотрено, поэтому суставы летят на раз, да и нагрузка однобокая. Так что не для сколиозов:)

Нам невропатолог сказала никаких "несимметиричных видов спорта".. когда спросила что это такое- как раз теннис, прыжки в длину - высоту... для своего сына выбрала бассейн... на следующий год будут танцы и хор (поёт постоянно)...

Золотайка

22.09.2009, 10:26

22.09.2009, 10:52

бассейн
читала, что спортивная гимнастики плохо влияет на рост, осторожнее

22.09.2009, 11:02

Мы тоже активные,занимаемся футболом

22.09.2009, 11:03

Мы шилопопые.В этом году попозже на бассеин,со след года борьба(карате или самбо)Там тоже учат дисциплине.Ну и в наше время постоять за себя и за даму (в будущем:))) просто необходимо:008:
А вот борьбу гиперактивным детям не рекомендуют. Там конечно УЧАТ дисциплине, вот только многие "шилопопые" ей НЕ УЧАТСЯ. Получается такой результат:001:. Видела примеры:(Если для защиты - можно фехтование попробовать. Каждая палка в руке - оружие будет. А агрессии чуть меньше. Дисциплина есть на любых групповых занятиях (если преподаватель хороший). Нас спас хор: 60 малышей в одной кучке - дисциплинище ОГО-ГО. И танцы с удачным партнером, которые послушный и будет тормозить и поучать. А результат-то общий.

22.09.2009, 11:07

А вот борьбу гиперактивным детям не рекомендуют. Там конечно УЧАТ дисциплине, вот только многие "шилопопые" ей НЕ УЧАТСЯ. Получается такой результат:001:. Видела примеры:(
Очень зависит от тренера. У сына СДВГ. Занимается кун фу третий год. Один из лучших. Дисциплина хромает только в раздевалке:)), на тренировке - всё отлично.

23.09.2009, 02:13

есть тайцзи - это части ушу - китайская оздоровительная гимнастика (без борьбы) - учат концентрации, вниманию, + обычная ОФП. Основной акцент здесь делается на применении внутренней энергии, тренировке духа. Занятия позволяют повысить общий физический тонус организма и уравновесить эмоциональную сферу. Около 50% времени занимают подвижные игры и общеукрепляющие упражнения, направленные на развитие основных физических качеств – силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости, и формирование осанки. Также дети знакомятся с основными движениями формы, некоторыми боевыми приемами, знакомятся с методами релаксации и саморегуляции. Много внимания уделяется правильному дыханию во время выполнения формы, что способствует развитию концентрации внимания, способности сосредотачиваться, а также увеличивает общий энергетический потенциал организма. В результате занятий тренируются глубокие мышцы, развивается чувство равновесия, реакция и координация движений.

23.09.2009, 10:09

У меня дочка такая же,ходим на танцы,на рисование,но не помогает,ей надо именно побегать и поорать,так я вот что придумала - во время прогулки мы сначала идём на школьный стадион,и дочка начинает там бегать и при этом громко кричать,минут 15 она так отрываеться,зато после этого становиться нормальным человеком:)

Н Ю Ш А_ХРОМОВА

23.09.2009, 10:13

отдала в синхронку, пока занатия 3 раза в неделю, потом 5 раз....
менее травматичного придумать не смогла

23.09.2009, 10:49

Мой сын не гиперактивен с точки зрения медицины, т.е. диагноза СДВГ у него нет, но он ОЧЕНЬ активный
У нас такая же ситуация - диагноза нет, активность есть:)). Сын второй год ходит на бальные танцы - нравится очень (ттт), слушается, проблем с дисциплиной на занятиях нет (ттт). Бассейн нам, к сожалению, лор до 10 лет не советовал:((а так бы еще и бассейн был)
Я отдала его на восточные единоборства. В результате он стал еще более агрессивным, после занятий с трудом удается вернуть его в нормальное русло. Мы восточные единоборства "прошли" в прошлом году - два месяца возили на занятия, причем тренера муж очень хвалил (это его школьный приятель) - в результате к концу этих двух месяцев Ваня пару раз так расхулиганился на занятиях, что тренер его просто выставил:(. В этом году муж уговаривает попробовать еще раз походить туда же, мне что-то не хочется.
бытует мнение, что таким детям нужно набегаться, наораться с себеподобными, но на деле получается, что им потом еще тяжелее приходится - не успокоиться.
хм, если к нам приходят гости в активно-орательном настроении, то мы тут же заводимся и потом очень сложно ребенка из этого состояния вывести (сейчас полегче, а год назад он меня просто не слышал). А если гости спокойные, можем играть тихо-мирно.

Маруся и два гуся

23.09.2009, 10:50

И мы гиперактивные. Два раза в неделю бассейн (очень хрошо помогает), в саду фитбол (на мячиках попрыгать), театральная студия (научиться взаимодействовать в коллективе и удовлетворить страсть к фантазиям) и рисование (развиваем усидчивость и тренируем руку к школе).

23.09.2009, 10:55

у нас партнерша по бальным танцам - активная девочка (без диагноза)
так им психолог наоборот посоветовала борьбу (они на теквандо пошли)
дополнительно к танцам и еще ряду кружков - выход энергии надо давать - а то лопнет. и желательно, в мирное русло.

25.09.2009, 14:47

Очень зависит от тренера. У сына СДВГ. Занимается кун фу третий год. Один из лучших. Дисциплина хромает только в раздевалке:)), на тренировке - всё отлично.

А после тренировки дерется с другими детьми? и потом после тренировки, если это выброс энергии, становится спокойнее? если нет, то хочу вас разочаровать - это не выход. Ребенок становится еще большим психом, это как по кругу идет.

На природу происхождения, способы диагностики и методы лечения СДВГ сегодня существует масса полярных точек зрения. Однако большинство специалистов соглашается друг с другом в том, что один из важнейших способов помощи гиперактивным детям — психолого-педагогическая коррекция. Именно поэтому мы попросили специалистов-психологов, работающих с такими детьми и их семьями, ответить на основные вопросы родителей.

На вопросы отвечают:

Ирина БАРАНОВА | детский патопсихолог-диагност
Оксана АЛИСОВА | специалист по работе с гиперактивными детьми, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологического центра «Свет маяка»

Что такое СДВГ?
Ирина Баранова:
С точки зрения патопсихологии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое неоптимальное состояние ЦНС (центральной нервной системы. — Прим. ред.), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Чем отличается активный здоровый малыш от ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью?
И.Б.:
Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент: если поместить ребенка в ограниченное пространство с определенным набором игрушек и предметов, обычный малыш через какое-то время найдет себе занятие и сосредоточится на нем. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет — его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет сконцентрироваться на определенном виде деятельности.
Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение, и приведенный выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Можно ли заподозрить СДВГ в раннем возрасте? На что стоит обратить внимание родителям младенца и ребенка младшего возраста?
И.Б.:
Я считаю, что более-менее уверенно говорить о наличии у ребенка СДВГ можно только к семи годам. Ранее поведение ребенка и особенности его развития могут обуславливаться конституцией и индивидуальными темпами созревания — говоря простым языком, у ребенка еще просто незрелая психика. Применение серьезного медикаментозного лечения в этом случае может принести больше вреда, чем пользы. К тому же стоит помнить о том, что большинство детей дошкольного возраста активны и невнимательны — само по себе это не является патологией.
Однако вышесказанное совсем не значит, что расторможенного ребенка дошкольного возраста не надо показывать специалистам! Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями — моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции, и совсем не обязательно это будет СДВГ. Поэтому задача специалиста — квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребенку. Однако такой диагноз, как СДВГ, может появиться в карте не ранее, чем пациент достигнет семилетнего возраста. Это мое мнение как патопсихолога.

Каковы особенности развития эмоционально-волевой сферы при СДВГ?
И.Б.:
Эмоционально-волевая сфера этих деток характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом нередко можно наблюдать и высокую истощаемость аффекта, что уже близко к неврастении.

Каковы критерии диагностики СДВГ в России? Известно, что за рубежом этот диагноз ставит консилиум специалистов, а как дело обстоит в нашей стране? Требуется ли для подтверждения СДВГ проходить функциональную диагностику?
И.Б
.: В нашей стране официально опираются на критерии, описанные в рубрике F9* МКБ-10. Консилиум нужен и в России, как и при постановке любого другого спорного диагноза. Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследование глазного дна у окулиста.

Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, тревожное расстройство и т.п.)?
И.Б.:
В двух словах не опишешь. Именно это и требуется от специалиста, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.

Требуется ли при СДВГ медикаментозное лечение?
И.Б
.: Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствия этого синдрома или его осложнения требуют определенной медикаментозной коррекции — например, сосудистой или дегидратационной терапии. Как клинический психолог могу сказать, что при СДВГ, как правило, нужен комплексный подход — совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.

Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребенку с умственностью отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта?
И.Б.:
Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребенка с СДВГ может наблюдаться задержка психического или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость.
Конечно, ребенок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам — подобные проявления нередки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не дает права говорить о СДВГ.

Есть точка зрения, что СДВГ-дети — это очередная ступень развития человечества (индиго-дети). Так все же чем считать СДВГ — заболеванием или индивидуальной особенностью личности?
И.Б.:
В этой ≪идеологии≫ я не сильна. Теоретически можно предположить, что СДВГ — это вариант мутации, формирующей ≪новый тип человека≫ с особым типом функционирования психики. Ведь таких детей немало — они, безусловно, влияют на общество и сами находятся в постоянном интенсивном развитии ≪в среде≫. Однако я информацией об особых достижениях таких людей не располагаю.

Какой режим дня рекомендуется для ребенка с СДВГ?
Оксана Алисова
: Родителям детей с СДВГ рекомендуют дома соблюдать четкий режим дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон — желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных привлекательных картинок и стараться ему следовать. Однако помните, что распорядок дня — это последовательное чередование различных видов деятельности, а не шантаж (≪если пообедаешь, будешь играть в компьютер≫). Если вы планируете куда-то выйти с ребенком, сообщайте ему заранее маршрут, а также заблаговременно обговаривайте все детали и правила поведения.

Если у ребенка с СДВГ есть способности в той или иной сфере (языки, математика и т.п.), каким образом их развивать? Ведь зачастую с нагрузками и требованиями спецшкол такой ребенок не справляется.
О.А.:
Если у малыша с СДВГ есть способности, их, конечно, стоит развивать так же, как и у любого другого ребенка. Важно помнить, что для гиперактивных ребят важна правильная организация занятий — то есть вредна не большая учебная нагрузка сама по себе, а некоторые способы обучения.
Ребенку с СДВГ сложно неподвижно сидеть целых 45 минут — соблюдение дисциплины для него является трудной задачей. Однако если не заострять внимание на ≪проблеме дисциплины≫, ребенок обычно работает довольно продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения — например, можно сидеть, поджав ноги, ≪мотать≫ ими под столом, вставать рядом с партой и т.п.

Полезны ли для ребенка с СДВГ занятия спортом? Если да, то какой вид спорта предпочесть? И что делать, если ребенок не способен соблюдать дисциплину во время тренировок?
О.А.:
Для ребенка с СДВГ занятия спортом, безусловно, полезны, однако не все виды спорта ему подойдут. Предпочтение стоит отдать плаванию, легкой атлетике, велоспорту, восточным единоборствам. Регулярные занятия спортом помогут ребенку в формировании навыков самодисциплины. Это является важнейшей задачей для детей с СДВГ, и речь здесь не столько о соблюдении ≪внешней дисциплины≫ на тренировках, сколько о развитии навыков самоконтроля (конечно, в данном случае многое зависит от тренера).
Что касается требований жесткой дисциплины на тренировках, то обычно они выдвигаются, когда ребенок профессионально занимается спортом и основной целью тренера становится достижение высоких результатов. У родителей детей с СДВГ должна быть другая задача — направить активность ребенка в управляемое конструктивное русло, поэтому небольшие отступления от дисциплинарных требований допустимы. Если у конкретного ребенка с СДВГ имеются серьезные проблемы с дисциплиной, тренер может воспользоваться системой правил и санкций, которая поможет регулировать отношения внутри группы.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей ребенка с СДВГ.
О.А
.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления — воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арт-терапия и т.д.); поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные, а также формирование социальных навыков.
Оперантные методы — это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется ≪тайм-аут≫, отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
1) Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также по возможности наглядно продемонстрированы.
2) Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
3) Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
4) Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
5) Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.

Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями — как инструкция по реагированию на определенные способы поведения.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивного ребенка навыков самоконтроля. Цель — научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод — самонаблюдение, самоинструктаж. Задача — изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. ≪То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают≫, — считал Мейхенбаум.
Терапия с помощью этого метода имеет определенную последовательность:
1) Определение проблемы (≪стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
2) Управление вниманием и планирование (≪что я могу сделать? как я должен поступить?≫).
3) Управление реакциями — формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (≪я сделаю сначала так, а потом вот так).
4) Исправление ошибок (≪я ошибся, но можно попробовать сделать это по- другому≫).
5) Положительная самооценка (≪мне удалось сделать это хорошо≫).
Другим важным аспектом психокоррекционной работы с гиперактивным ребенком является формирование социальных навыков в группе. Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становится возможным научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков.
Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком — это работа с его окружением. Сюда входит:
— работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
— информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
— обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, ≪крайности воспитания≫ — тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям гиперактивных детей.
Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае СДВГ.

Как объяснить педагогам (воспитателям детского сада, школьным учителям, спортивным тренерам), что ребенок не избалован и невоспитан, а имеет объективные проблемы в эмоционально-волевой сфере?
О.А.
: С воспитателями, учителями, тренерами проводится психологическое просвещение о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Разъясняя особенности проявления синдрома во время пребывания ребенка в образовательном учреждении, одновременно проводят психологическую работу по изменению предвзятой позиции взрослого, считающего, что поведение ребенка носит осознанный характер, что он ≪делает все на зло≫. Педагогам стоит помнить, что те трудности, которые возникают при общении с гиперактивными детьми и их обучении, — проблемы не ребенка, а взрослого. И именно взрослые должны организовать среду так, чтобы ребенок мог благополучно адаптироваться и социализироваться.
И.Б .: В свою очередь могу сказать, что профессиональные психологи, которые сопровождают семью с таким ребенком, по личной инициативе встречаются с педагогами и объясняют им суть проблемы. Родители далеко не всегда могут это сделать уверенно и лаконично.

Какие проблемы возможны в младшем школьном и подростковом возрасте?
О.А.
: Что касается возможных проблем, то в младшем школьном возрасте основные трудности связаны с повышенной двигательной активностью — родителям и учителям бывает непросто ≪угомонить≫ таких деток. У гиперактивного ребенка нередко страдает успеваемость — проблема не в интеллекте, а в нарушении произвольного внимания. Маленькому школьнику бывает трудно сосредоточиться на определенном виде деятельности.
В подростковом возрасте на первый план выступают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми — у таких ребят высок риск формирования асоциального и антисоциального поведения.

Возможно ли компенсировать, преодолеть СДВГ? Какой прогноз будущего для таких детей?
О.А
.: Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз будущего вполне благоприятный.

Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?
И.Б
.: Будучи молодой матерью, я тоже испытывала все эти чувства. Однажды мне попалась книга Эды ле Шан ≪Когда ваш ребенок сводит вас с ума≫, которая очень помогла мне в тот момент. Главы из этой книги были перепечатаны в газетной статье под говорящим названием ≪Родительство не для трусливых≫. Мой совет —мужайтесь))))). И… просто любите своих детей несмотря ни на что. Наверное, иногда это самое сложное для большинства из нас.

* F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:
F90
Гиперкинетические расстройства
F90.0
Нарушение активности внимания
F90.1
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка
1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.
2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.
3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.
5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).
9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.
10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотябы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.
12. Если ребенок суетится, ≪разбрасывается≫, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Практически все здоровые дети дошкольного возраста очень подвижны и активны, и это считается нормой. Но есть особая категория детей, которые не просто активны, а гиперактивны. В чем заключаются особенности воспитания таких детей? Можно ли извлечь какие-то плюсы из их бурной гиперактивности?

Как проявляется детская гиперактивность

Гиперактивные дети могут стать настоящим стихийным бедствием для своих родителей, поскольку главное, что их отличает от обычных детей - это повышенная и зачастую чрезмерная двигательная активность, невнимательность, рассеянность, отсутствие концентрации и большие проблемы с завершением однажды начатых дел.

Они готовы бегать, прыгать, кувыркаться, стоять на ушах и других частях тела практически круглосуточно. При этом, они быстро переключаются с одного занятия на другое, редко доводя что-то до конца, очень импульсивны и с трудом себя контролируют.

Естественно, такие дети доставляют своим родителям очень много хлопот, и нуждаются в повышенном внимании (особенно в дошкольном возрасте), поскольку легко могут попасть в неприятную ситуацию или получить серьезную травму. Большие проблемы могут ждать гиперактивных детей и в начальной школе, поскольку они не могут высидеть на одном месте и пяти минут, не говоря уже о целом уроке.

Может быть, это всего лишь очередной медицинско-коммерческий миф?

Как правило, детям с таким набором «положительных» характеристик ставят диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Уже не один год ведутся споры о том, действительно ли существует этот синдром, или это очередной медицинско-коммерческий миф (такой же, как, например, птичий и свиной грипп), внедренный в массовое сознание для увеличения продаж специальных успокоительных средств и наживы на особо заботливых родителях.

Согласно официальной точке зрения, СДВГ появляется в результате родовых травм и различных патологий беременности. Есть также мнение, что постоянное увеличение количества гиперактивных детей является следствием переизбытка компьютерно-телевизионной информации в современном мире, в результате которого дети становятся рассеянными, и не могут ни на чем конкретном сконцентрироваться.

Есть и те, кто утверждает, что гиперактивность - это отнюдь не болезнь и какой-то недостаток, а наоборот, преимущество, данное ребенку от рождения, и нужно всеми силами использовать его, если не во благо всего человечества, то хотя бы для процветания и достижения успеха конкретным индивидуумом.

Может быть, гиперактивность - это главный талант вашего ребенка?

Действительно, раз уж у вас родился сверхэнергичный ребенок, то, конечно, это прибавит вам проблем (особенно в первые годы его жизни, когда за ним нужен будет глаз да глаз, чтобы он ненароком чего-нибудь не натворил), но нужно ли из-за этого сокрушаться и пытаться воспитать «спокойного» малыша»? Может быть, гиперактивность и переизбыток энергии - это его главный талант и источник будущих достижений, который нужно только направить в правильное, позитивное русло?

Конечно, поведение таких детей нуждается в определенной корректировке, и они требуют особого подхода, но вряд ли их нужно искусственно «успокаивать». Гораздо лучше найти для них такую сферу жизни, в которой они могли бы полностью реализовать свой великолепный гиперактивный потенциал.

Не забывайте, что движение - это жизнь, и подозрение должна вызывать не повышенная физкультурно-игровая активность ребенка, а его вялость, апатия и чрезмерная усидчивость.

Чему учит история с главным «гиперактивщиком» планеты

Пожалуй, самый известный в мире реальный «гиперактивщик», который сумел превратить свой «недостаток» в огромное преимущество - это 18-кратный олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс.

Когда он появился на свет, абсолютно ничего не предвещало, что он станет самым титулованным олимпийцем в истории. Он был просто очень подвижным и рассеянным ребенком с классическим диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (который также называют гиперкинетическим расстройством). Для того, чтобы Майклу было где расходовать свою неуёмную энергию, и научить его самоконтролю и дисциплине, его отдали в секцию плавания.

За годы упорных тренировок и соревновательных достижений некогда гиперактивный ребенок превратился в одного из самых знаменитых спортсменов в истории человечества, и, конечно же, навсегда избавился от всех психологических проблем, свойственных детям с аналогичным диагнозом - рассеянности, невнимательности, неспособности концентрироваться и доводить начатое дело до конца. Спорт сделал из него не только величайшего в мире олимпийца, но и мастера терпения и силы воли, без которых в этой сфере невозможно добиться ничего стоящего.

Именно благодаря врожденной гиперактивности, Майкл Фелпс мог больше всех тренироваться и чаще других выступать на соревнованиях (даже на таких крупных стартах, как Олимпийские игры и чемпионат мира, он мог в один день выступить в финале на трех-четырех дистанциях), что и сделало его самым титулованным олимпийцем в истории человечества.

Есть и немало других знаменитостей, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ (Джастин Тимберлэйк, Джим Керри, Уилл Смит, Пэрис Хилтон и многие другие). Несмотря на всю свою избыточную энергию, рассеянность, невнимательность, отсутствие самоконтроля и другие «негативные» качества, которые обычно приписываются детям с СДВГ (а может быть, и благодаря им), они смогли добиться в жизни гораздо большего успеха, чем так называемые нормальные дети. Может быть, гиперактивность сможет вознести на Олимп и вашего ребенка?

Как подобрать подходящий вид спорта для юного «гиперактивщика»?

Если уж ваш гиперактивный ребенок наделен необычайным «двигательным» талантом, нужно сделать так, чтобы он расходовал свою сверхэнергию исключительно в мирных целях. Не исключено, что он, как и многие «гиперактивщики», обладает каким-либо спортивным талантом. Так пусть он двигается не просто так, а на благо развития физкультуры и спорта во всем мире.

Конечно, далеко не все виды спорта подходят детям с диагнозом СДВГ. Вряд ли им подойдут командные виды спорта, поскольку они несколько рассеянны и невнимательны, и из-за этого могут подвести других игроков. Агрессивные и воинственные виды спорта (все виды единоборств) тоже вряд ли избавят таких детей от свойственных им проблем, поскольку они и так слишком перевозбуждены и склонны к конфликтам.

Самыми подходящими для юных «гиперактивщиков» могут оказаться циклические виды спорта (плавание, бег, спортивная ходьба, лыжи, велоспорт, конькобежный спорт, гребля и т.д), которые без каких-либо успокоительных средств смогут избавить их от всех проблем, связанных с диагнозом СДВГ.

Прежде всего, это очень энергоемкие виды спорта, а, значит, ребенку будет, где реализовывать свою огромную потребность в движении. После утомительных тренировок он точно не будет носиться по улицам, крутиться и вертеться без всякой цели в поисках ненужных приключений. Кроме того, циклические виды спорта естественным образом успокаивают перевозбужденную нервную систему, а это именно то, что нужно «гиперактивщикам».

Что не менее важно, тренировочный процесс и участие в соревнованиях воспитывает в детях силу воли, терпение, дисциплинированность, самоконтроль и делает их сконцентрированными на достижении цели, а это именно то, чего, как правило, не хватает всем, кому ставят диагноз СДВГ. В спорте такие дети точно научатся доводить начатое дело до конца.

Можно предположить, что гиперактивные дети, обладающие бурным, взрывным темпераментом, могут в будущем стать отличными спринтерами, хотя, пример Майкла Фелпса показывает, что из них могут получиться и отличные «средневики».

В любом случае, если ваш юный «гиперактивщик» и не станет большим чемпионом, то несколько лет занятий спортом сделают из него совершенно другого человека. Он значительно укрепит свое здоровье, станет дисциплинированным, хорошо организованным и сконцентрированным, и будет расходовать свою огромную энергию исключительно в мирных целях, а, не шатаясь где-то по улицам с дурными компаниями.

Конечно, не существует единых стандартов для всех гиперактивных детей, и при выборе спортивной секции, в первую очередь, нужно ориентироваться на их собственные склонности и увлечения. Без большой порции движения такие дети жить не могут, поэтому заинтересовать их спортом будет несложно.

Если не в спорт, то куда?

Конечно, совсем не обязательно направлять сверхэнергию гиперактивных детей только в спорт. Хотя, прежде всего, они наделены «двигательным» талантом, и именно в спорте могут добиться наибольших успехов. Но есть и масса других сфер, в которых «гиперактивщики» могли бы преобразовать свою кипучую энергию в нечто прекрасное и удивительное - танцы, музыка, искусство, наука и т.д.

Главное найти то, что по-настоящему будет увлекать такого ребенка. Возможно, его рассеянность связана с тем, что у него нет подходящего увлечения, а те, что предлагаются, ему не особо интересны. Но как только такое позитивное увлечение появится, гиперактивный ребенок станет уделять ему всё свое гипер-внимание.

Что еще нужно учитывать при воспитании «гиперактивщиков»

Безусловно, гиперактивные дети требуют особого внимания и индивидуального подхода.
Им будет очень сложно вписаться в усредненные «детсадовские» стандарты. Поэтому, если есть такая возможность, то лучше воспитывать их самостоятельно.

Вряд ли они выдержат длительные уроки и в начальной школе, поскольку им сложно высидеть на одном месте и пять минут. Поэтому в идеальном варианте «гиперактивщиков» нужно переводить на семейное образование, чтобы в индивидуальном порядке выстраивать программу их обучения, в которой умственная работа будет гармонично сочетаться с физической активностью.

Как и древние перипатетики, которые считали, что во время прогулок и других видов физической активности, человек может мыслить более ярко, чем в неподвижном состоянии, гиперактивные дети могут гораздо лучше учиться, не сидя за партой, а во время движения (или, по крайней мере, когда короткие 10-15 минутные уроки сочетаются с такими же паузами физической активности). Естественно, выстроить такой режим обучения для «гиперактивщика» можно только в рамках индивидуального, семейного образования.

В любом случае, детей с диагнозом СДВГ ни в коем случае нельзя лишать столь необходимой им физической активности. Но, при этом, их с детства необходимо приучать к самоконтролю, дисциплине, концентрации внимания, выдержке, и поощрять за каждое дело, доведенное до конца.

Если при своей невероятной, повышенной энергетике гиперактивный ребенок станет еще и дисциплинированным, сконцентрированным и упорным в достижении цели, то он точно сможет добиться в этой жизни большого успеха.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Далеко не все родители знают какие именно спортивные секции подходят для гиперактивных детей. Ведь если в дошкольном возрасте ещё как-то удавалось сбросить лишнюю энергию на улице, то для школьника с СДВГ только активными прогулками и играми не обойтись. Так в какую же секцию отдать гиперактивного ребёнка 6-7 лет?

Спорт в борьбе с СДВГ

Детишек с неконтролируемой двигательной активностью, но не особо агрессивных, лучше определить в секцию по баскетболу, футболу, теннису . Такие игры помогают развивать координацию движений, вырабатывают правильную осанку, вытягивают позвоночник, гармонично развиваю все группы мышц. А также подобные игры развивают у крохи аналитические способности и отлично расправляются с переизбытком энергии.

С 6-7 летнего возраста для сброса лишней энергии желательно отдать малыша, на какой- либо вид борьбы или записать в кружок боевого искусства. Это может быть дзюдо, ушу, вольная борьба, карате и т. п. Такие боевые искусства научат кроху совладать с собой, правильно использовать силу, распределять нагрузку, контролировать эмоции и движения. А вот на бокс или кикбоксинг ребят младшего возраста лучше не отдавать. К таким серьёзным и, возможно, травмоопастным видам спорта чадо с СДВГ будет готов только к 13-14 годам. К слову сказать, на силовую борьбу лучше отдавать непоседу с явным проявлением агрессивности и конфликтности.

Если ребенок гиперактивный и вы, еще не опеределились на какой кружок можно отдать непоседу, и при этом побаивайтесь за его безопасность (особенно если это девочка) выберите плаванье .

Плаванье наименее травмоопасно, чем, к примеру, борьба или футбол. К тому же оно укрепит сердечно-сосудистую систему, научит балансировке и самоконтролю, выработает правильное дыхание.

В общем, какое бы спортивное направление вы не выбрали, главное, чтобы оно полностью устраивало вашего непоседу. А выплеснуть лишнюю энергию он сможет в любом из предложенных спортивных кружков.

Выбираем в какую секцию лучше отдать гиперактивного ребенка?

Итак, в какую секцию можно отдать гиперактивного ребёнка ? Казалось бы, гиперактивные ребята и без того находятся в бесконечном движении. На самом же деле сила и неуёмная энергия озорников расходуется бесполезно, а с помощью спорта можно направить её в правильное русло, так сказать на достижение результата. Поэтому если у вас есть гиперактивные дети, вы должны посоветоваться с крохой и узнать в какую секцию отдать, чем он (она) хотел бы заниматься.

Нужно ли приобщать малышей с СДВГ к спорту?

Помимо бесспорной пользы для здоровья, занятия спортом учат ребят с СДВГ: собранности, внимательности, дисциплине, выдержке. К тому же на любой тренировке необходимо соблюдать правила и устои, учиться играть в команде, быть ответственным не только за себя, но и за товарища.

Выбираем спортивное направление

Плавание . Подходит всем карапузам в независимости от возраста и состояния здоровья. Польза плавательных процедур положительно сказывается как на психоэмоциональном, так и на общем состоянии организма. Оно тренирует мышцы и в тоже время расслабляет и успокаивает карапуза.

Боевые искусства и борьба . Восточные единоборства, такие как каратэ, айкидо, ушу или капуэро , помогают избавиться от излишней активности и сбросить напряжение. А также единоборства укрепляют и развивают мышечный аппарат, учат концентрировать внимание, обучают самоконтролю и самообладанию.

Танцы и лёгкая атлетика . Именно в этих направлениях «шустрая» детвора может добиться неплохих результатов. Здесь есть все, что доктор прописал: точность и выветренность движений, последовательность и соблюдения такта, контроль над всеми группами мышц.

Теннис, гребля . Эти спортивные направление рассчитаны на детвору постарше, на них можно записать непосед примерно с 11-2 лет. Как теннис, так и гребля помогают подрастающему поколению обуздать свой взрывной темперамент и направить двигательную активность на достижение результата.

Подбираем спортивное направление в соответствии с возрастом непоседы

6-7 лет: Аква аэробика, фигурное катание, плавание, теннис, аэробика, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм.

8-9 лет: Атлетика, футбол, хоккей, волейбол, гандбол, вольная борьба.

10-11 лет: Гребля, стрельба, ушу, альпинизм, тяжелая атлетика.

Как видите, много какие спортивные секции подходят для гиперактивных детей. Просто смотрите, чтобы направление, в котором будет двигаться сын (дочь), он выбрал сам, не заставляйте и не навязывайте свои предпочтения. Будьте надёжным тылом и опорой для своего особенного малыша.

Несколько советов родителям

  • Не заставляйте ходить на кружок, который чаду неинтересен. Из такого занятия ничего хорошего не выйдет. Пускай он сам выбирает направление, в котором желает двигаться.
  • А вот о чём стоит подумать маме и папе так это о выборе хорошего тренера. Ведь проверенная методика воспитания в сочетании с умелыми руками педагога обязательно принесут «хорошие» плоды. Когда кружок выбран, необходимо пообщаться с тренером. Человек, занимающийся с трудным малым должен иметь определённый опыт работы с особыми детьми. Тренер должен быть понимающим и толерантным человеком, умеющим подбирать ключики к любой детворе.
  • Не переживайте если ваш непоседа прыгает с кружка на кружок. Вспомните себя в его возрасте. Куда мы только не записывались и кем только не мечтали стать. А для крохи-индиго определиться ещё сложнее. Будьте терпимее к своему спортсмену.

Спорт и гиперактивные дети

Пройдите тест