Новогодняя елка ссср. На советской Новогодней Елке! (32 фото). Здравствуй, Дедушка Мороз, а ты пушку нам принес

Для советского человека это был особенный, самый долгожданный праздник. К нему начинали готовиться еще летом. Хотя основные элементы домашнего праздника сохранились с советских времен, в те времена подготовка Нового года в традиционном виде была практически геройством, и многие сейчас вспоминают с ностальгией тот кропотливый труд.

К Новому году в СССР готовились задолго до его наступления: из-за того, что было трудно достать продукты, все необходимое покупали за несколько месяцев и бережно хранили до нужного момента. Сейчас трудно себе это представить, но чтобы достать основные ингредиенты, например, салата оливье, нужно было сильно постараться: в свободной продаже не было майонеза, зеленого горошка, колбасы — запасаться начинали с октября. С большим трудом доставали и основной напиток праздника — Советское шампанское.

Вот и мы тоже решили подготовиться заранее и вспомнить в ностальгической подборке, как это было.

Поначалу Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством, и праздник считался семейным.

Впервые Новый год официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда».

«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

1960 год. Костюмы и елочные украшения отражали мощь страны: водолазы и космонавты на Кремлевской елке. Первый спутник уже побывал на орбите, а фильм «Человек-амфибия» пока еще не снят.

Билеты на Новогоднюю елку для детей тоже доставали с трудом. А также нужен костюм снежинки из марли или наряд зайчика. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года — на Кремлевскую елку.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: сначала очень скромные— из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее — красивые, яркие, из стекла, похожие на украшения дореволюционных елок. К концу 1960-х годов был налажен массовый выпуск игрушек для новогодней елки, и можно было купить довольно простые варианты из пластика, обычно с советской символикой.

Праздничный стол

К празднику готовились заранее. Во-первых, нужно закупить продукты — то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 8 рублей 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.

Наряды и подарки

Каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье —его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях — купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где можно было что-то найти.

Новогодние подарки — очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно — «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), коробки шоколадных конфет. Женщинам на праздник дарили советские духи, которых в магазинах было в избытке, мужчинам — одеколоны.

«Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.» — эта шутка становится актуальной накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетания «салон красоты» тогда не знали даже самые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности — иногда прически делали подруги.

Последний этап подготовки — протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является «лучшим украшением новогоднего стола». «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» — советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

Их бережно собирали наши бабушки и хранили наши мамы. Потому что для одних советских граждан новые игрушки были роскошью, а для других старые ёлочные шары связаны с добрыми воспоминаниями и дороги как память. Многие игрушки стали предметом частных коллекций. Люди с удовольствием собирают и обмениваются старинными новогодними игрушками и демонстрируют свои коллекции в сети.

AdMe.ru представляет подборку советских ёлочных украшений. Они не такие яркие и нарядные, как современные. Но вызывают теплую волну ностальгии по тем временам, когда мы верили в Деда Мороза и ждали Нового года, как чуда.

Елочные игрушки таят в себе особую магию. Их хрупкость, тонкость, золотистый блеск будят ощущение зыбкости и cкоротечности. Мир не может быть блестящим всегда. Праздник не длится вечно. Так и эти изящные безделицы отражают яркий свет на короткий срок и... вновь оказываются в недрах коробок и шкафов на весь грядущий год. До Нового года...

Впрочем, эти незыблемые для нас стеклянно-картонные игрушки, с исторической точки зрения, совсем молоды. Еще недавно украшения были иными. Чудесная елка, вблизи которой происходили поразительные события в любимом всеми гофмановском "Щелкунчике", несла на своих ветвях другие наряды. "Большая рождественская ёлка была увешана множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные конфеты и другие чудные сласти свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы".

Первые елочные игрушки были съедобны. Конфеты в серебристо-золотистых обертках, фигурные пряники, вафли, печенье, орехи, яблоки, мандарины, груши,виноград и даже яйца в изобилии красовались на елочных ветвях. Хотя, если заглянуть в самую глубь веков, можно увидеть и совершенно необычную елку. Первыми хвойные деревья стали украшать древние германцы. Они использовали ели для обрядов, прикрепляли к их веткам горящие свечи и раскладывали на пушистых лапах цветные тряпочки.

По одной версии обычай использовать елку как рождественское дерево родился в первой половине XVI веке на территории современной Франции, в Эльзасе. По другой - первую "рождественскую" елку срезал в своем саду немецкий реформатор Мартин Лютер, находясь под впечатлением дивного свечения небесных звезд, пробивающегося сквозь раскидистые еловые ветки. Он зажег на своей ели свечи, которые символизировали с той поры звезды рождественской ночи.

Кроме свечей ель стали украшать фруктами, они олицетворяли дары младенцу Иисусу. Первыми же среди фруктов стали яблоки, так как ель считалась райским деревом, которое приносит плоды. Новые обычаи пришли в XVII веке. Собственно говоря, именно тогда появись "пращуры" современных игрушек. И пусть, по сегодняшнему разумению, были они "доморощенными", изящества некоторым из них было не занимать. Материалы поначалу использовали те, что всегда под рукой - пустые яичные скорлупки покрывали тонким слоем чеканной латуни, обыкновенные еловые шишки - золотили. Оловянную проволоку сворачивали, закручивали спиралью, затем расплющивали: получалась серебряная мишура. Из бумаги делали искусственные розы, из серебряной фольги вырезали звездочки и снежинки. Даже из листов латуни некоторые умельцы умудрялись вырезать фигурки фей и эльфов.

Постепенно появились искусственные фрукты и сласти из стекла и ваты. Считается, что непременные на теперешней ели стеклянные шары появились из-за неурожая яблок. Будто бы не сохранилось как-то до Рождества ни одного яблока в местных погребах, и стоять бы лесной красавице без традиционного фрукта. Ан нет! Стеклодувы маленького немецкого городишки рискнули и сделали замену - круглые шары. Так в середине XIX века, в 1848 году в местечке Лауша (Тюрингия) и родились популярные в последующие годы елочные шары. Их делали из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, и украшали снаружи блестками. Спустя почти два десятка лет (1867 г.) в Лауше открылся газовый завод и при помощи газовых горелок с пламенем очень высокой температуры стали выдувать большие тонкостенные шары. Свинцовое отражающее покрытие заменили нитратом серебра. Примерно в то же время стеклодувы вышли за рамки собственно шаров.
Появились птички и зверушки, дудочки и виноградные гроздья. Готовые изделия покрывали золотой и серебряной пылью. Занимались раскрашиванием женщины и дети. Лауш так и остался в истории первым главным мировым производителем елочных украшений.

В начале XX века "стеклянный игрушечный промысел" подхватила Богемия, бывшая тогда частью Германии. И на "елочной" карте появился новый адрес - город Яблонец. Японцы, поляки и американцы освоили данный бизнес значительно позже. Был период, когда мода на украшение елки неожиданно поменялась. На рубеже столетий блестящую мишуру отправили на полки. Приветствовалась елка, выдержанная в серебристо-белых тонах. Позже в моду вошли фигурки из бумаги, картона и соломы. Изготовлением этих игрушек прославились фабрики Дрездена и Лейпцига.

Лейпциг гордился игрушками, изготовленными из тисненого золоченого и серебряного картона, казалось, что они сделаны из тончайшего металлического листа. Дрезден - небывалым разнообразием "сюжетов" - многочисленные зверушки, музыкальные инструменты, прялки, пароходики и даже запряженные лошадьми экипажи!

Видимо подобные игрушки украшали елку, описанную в стихотворении А. Н. Плещеева.

Детский взор игрушки манят...
Здесь лошадка, там волчок,
Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,
Что алмазами горят
А орехи золотые,
А прозрачный виноград!
Елочные игрушки в России

В России первые игрушки были немецкими. Позже открыли и собственное производство - в Петербурге и Клину. Помимо стекла использовалось папье-маше - бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом или мелом. Потом изделия покрывали бертолетовой солью, из-за чего поверхность их приобретала блеск и становилась более плотной. В середине XIX века расплодились многочисленные артели, которые занялись производством сделанных из тонкой фольги в виде хвои гирлянд и цепей, длинных тонких нитей из той же фольги, впоследствии прозванных "дождиком".

Для изготовления елочных украшений в ход шли картон и дерево, металлические листы, солома и бумага. Подобные игрушки производили специальные картонажные мастерские. Большой популярностью пользовались ватные игрушки. Ватой обкладывался проволочный каркас, личики же куколок делали из папье-маше или фарфора и расписывали. Украшали елки и восковые фигурки ангелочков, они, увы, были недолговечны, так как плавились от тепла.

В двадцатом столетии появились и резные деревянные фигурки - им тоже нашлось место на гостеприимных елках. В некоторых семьях елку не просто украшали, еще "облагораживали" и ее ствол - обертывали его белой бумагой, материей или аптекарской ватой, посыпанной бертолетовой солью. "Прятали" и крестовину, к которой деревце крепили.
Практический совет опубликовал для своих читателей в 1909 году журнал "Нива": "Подножие елки можно устроить так: закладывают крест, в который вделана елка, зеленым мхом, сухой травой и елочными ветками, среди коих кое-где можно положить камешки; затем устанавливают картонные или ватные грибы небольшой семейкой, а если среди этой зеленой груды поставить плюшевого зайца, которого очень часто можно найти среди детских игрушек, то под елкой будет очень красиво".

В конце XIX века елку ждал новый сюрприз. Английский телеграфист Ральф Моррисон украсил ее гирляндой из электрических лампочек. Здесь уже первенство "забрали" американцы - первая электрическая гирлянда украсила в 1895 году новогоднюю ель перед Белым домом.

Богатый на различные события XX принес новые сюжеты для елочных игрушек. В СССР венчающую елку "вифлеемскую звезду" заменила красная пятиконечная с серпом и молотом. Появились парашютисты и хоккеисты, белый медведь, разносящий почту покорителям Арктики, ребятишки разных национальностей. Позже к ним прибавились собаки-санитары, самолеты, космонавты. 1937 год "отметился" шарами с портретами Ленина и Сталина.

Появление картонных почтовых ящиков для новогодних писем относится к началу 40-х гг. XX века, в то время стекло и вата стали непозволительной роскошью. Почтовый ящичек, не превышающий размер спичечного коробка, скрывал в себе конфету или мелкую монетку. Из кристаллизованных хрусталиков соли получались изумительные снежинки! Проволочный каркас опускали в насыщенный солевой раствор, а через несколько часов игрушку вынимали и высушивали. Во время Великой Отечественной войны дома самостоятельно делали и стеклянные шарики. Перегоревшие обычные или снятые с новогодней гирлянды лампочки разрисовывали или обклеивали разноцветной бумагой...

Сегодня игрушки ручной работы вновь на пике популярности. Одни из них демонстрируют мастерство профессиональных художников, другие, пусть не столь пышные и эксклюзивные, несут на себе тепло домашнего очага. Родного, уютного дома, где, как и в прежних российских домах, взрослые и дети делали праздник, в буквальном смысле, своими руками...

Ни для кого не секрет, что у многих жителей нашей страны Новый год ассоциируется с Москвой, а точнее с боем курантов на Спасской башне Кремля. С боем курантов мы загадываем желания, провожаем старый год и надеемся, что следующий год будет более удачным. Давайте посмотрим как раньше отмечали Новый год в Москве.

Елка в Георгиевском зале Кремля, 1950-60 гг. Самая главная ёлка Москвы и страны и сейчас в Кремле, а вторая по значимости ёлка всегда была в колонном зале Дома Союзов, рядом с нынешней Госдумой.

Празднованием именно Нового года в том виде, в котором празднуем и сейчас, мы обязаны все же Сталину. До революции, как в других странах, в России с елкой и подарками отмечалось Рождество, которое сразу же запретила советская власть, но только в 1935 г., перед новым 1936 г. решено было вновь ставить елки, делать праздники для детей, звать Деда Морозу и Снегурочку, но делать это все предписывалось исключительно на светский Новый год, что мы до сих пор и делаем.

Сейчас сложно и представить, но это Арбатская площадь в 1959 г. На заднем плане виднеется вестибюль м. Арбатская синей ветки, которым мы продолжаем пользоваться и сейчас, но входим в него с левой стороны, сквозь новое здание, а не через изначальный большой парадный вход. Дело в том, что при Брежневе вокруг этого вестибюля выстроили огромный комплекс Министерства обороны, а сталинский вестибюль так и стоит у него во внутреннем дворе, что очень хорошо видно на спутниковой карте.

Выездная торговля "Детского мира" - еще одного, наверное, самого новогоднего места советской Москвы.

А так в конце 1950-х выглядел сам "Детский мир" на Лубянке.

В те годы москвичи, даже малообеспеченные, старались поставить у себя в доме елку для детей, украшая ее картонными и стеклянными игрушками, грибочками, шарами, мишурой, "бусами", даже разноцветными лампочками, под елку ставили Деда Мороза, Снегурочку, дети - свои любимые игрушки и т.п., а "макушку" венчали звездой или шпилем. Вешали также конфеты, шоколадные медальки, мандарины.

Газета Вечерняя Москва: "Считанные часы остаются до Нового Года. Надо многое успеть сделать: и побывать в парикмахерской, и зайти в магазин, и отправить поздравительную телеграмму. Словом, надо торопиться. На снимке Вы видите москвичей в центре столицы-на улице Горького накануне Нового 1961 года".

Новогоднее украшение "Детского мира", 1970-71 гг.

"Детский мир" в 1970е

Ёлка в Кремлевском дворце съездов, 1971 г.

Жестяные сундучки с кремлевских елок и по сей день пылятся во многих квартирах на антресолях. Бабушки любили хранить в них нитки, пуговицы и прочие хозяйственные мелочи.

Новости Партнеров

Подготовка к празднованию "Нового года" всегда вызывает теплые и трепетные чувства у каждого из нас. Но давайте вспомним, как в большинстве семей готовились к этому празднику в Советском Союзе. Ностальгия...

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».

Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

1941 год, Колонный зал Дома союзов.

1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год. В самоваре, скорее всего, спирт.



Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.

Новогоднее представление в начале 1950-х.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.

Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.

Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Обязательно было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые ввиду отсутствия сезонных овощей были неотъемлемой частью праздничного стола.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.

Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.

Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.

Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.

Киноактриса Клара Лучко у елки, 1968 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье –его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.

Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.

“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.

В одной из парикмахерских Москвы, декабрь 1982 года.

Последний этап подготовки – протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является “лучшим украшением новогоднего стола.” «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» – советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

Чем елочные игрушки современной России отличаются от советских украшений, и почему мода на европейские елки у нас не прижилась.

Новогодняя елка - не только обязательный атрибут праздника, но и зеркало, в котором отражается мировоззрение эпохи. Игрушки меняются в зависимости от правителей, идеологий и настроений народа. Историк Алла Сальникова рассуждает о том, что произошло с елочными игрушками после распада СССР.

1990-е годы принесли в Россию новую елку. Радикальные политические и экономические перемены, культурные и идеологические трансформации, произошедшие в стране в это время, не могли не отразиться на сложившейся «елочной» идеологии. На смену советской елке, «застывшей» и «закостеневшей» вместе со всем советским обществом в своем праздничном «однообразном» великолепии 1970–1980-х годов, пришла елка постсоветская - яркая, смелая, разрушающая сложившиеся каноны и стереотипы.

Надоевшие советские игрушки, казавшиеся тогда явным анахронизмом, стали быстро вытесняться импортными елочными украшениями, большинство из которых составляли китайские изделия, хлынувшие на российский рынок. Казалось, что советской елочной игрушке, как и другим «советским» вещам, пришел конец и она будет востребована лишь коллекционерами.

2. Игрушки 1930-х годов

Потеря интереса к такой игрушке во многом объяснялась тем, что в сфере потребления она прошла те же достаточно типичные стадии, которые характеризовали режимы и уровни отношения людей к вещам в СССР, а затем в постсоветской России. Первоначально и, кстати, достаточно долго - с момента своего появления во второй половине 1930-х годов и на протяжении более чем четверти века - елочная игрушка была дефицитна и потому особо ценна и тщательно хранима. К игрушкам относились бережно: в семьях накапливались целые коллекции елочных украшений, передававшихся последующим поколениям.

3. Елочные украшения разных периодов СССР

Переход к машинному, индустриальному производству елочной игрушки в середине 1960-х годов привел к появлению множества стандартизированной продукции. Такую игрушку уже не жалко было разбить или сломать и легко заменить. В советском обществе сложились массовые стереотипы потребления елочных украшений, которые, так или иначе, удовлетворялись советской экономикой. Пусть эта экономика была аскетична и практически изолирована от остального мира, пусть эти игрушки были подчас бедны и даже убоги, однако у них было одно большое достоинство - они дешево стоили, и их мог позволить себе каждый.

К середине 1980-х годов потребительские ожидания советских граждан существенно изменились. В значительной степени они были ориентированы на импортные товары, с которыми не могли конкурировать добротные и экологически безопасные, но не очень изящные и далеко не всегда красивые отечественные образцы. Товары мирового елочного рынка были теперь хорошо известны не только благодаря проникавшим в СССР западным глянцевым журналам и сюжетам зарубежной кинохроники.

«По случаю» импортные елочные игрушки можно было приобрести в советских магазинах (отстояв длинную очередь или «по блату»), купить на барахолке или привезти из зарубежной поездки. Особенно хорошо знакомы с импортной елочной игрушкой были высшие слои советского общества. Поставить дома елку, украшенную заграничными игрушками, считалось особо престижным.

На прилавках же вплоть до начала 1990-х годов лежали по-прежнему лишь игрушки отечественного производства. В условиях дефицитной экономики выбор их все более сужался, а качество ухудшалось: мне до сих пор вспоминается купленная в декабре 1991 года стеклянная шишка - огромная, величиной с ладонь, топорно и грубо раскрашенная, ужасно тяжелая, так что далеко не каждая еловая ветка могла ее выдержать.

В 1990-е годы с открытием торговых границ российский рынок заполонила массовая импортная, преимущественно китайская елочная продукция - красивая, дешевая, практичная (на смену бьющемуся стеклу пришла синтетика и пластмасса), подчас далеко не безопасная, но разнообразная. <…> Чудесным, но редким исключением среди этого китайского изобилия выглядели елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами - стеклянные шары и пики с многоцветной кистевой мазковой росписью, с декоративной отделкой различными материалами; расписанные вручную деревянные украшения и др. Однако производство елочных украшений в то непростое для страны время неуклонно сокращалось. По словам известного коллекционера советской елочной игрушки, американки Ким Балашак, первые 15 постсоветских лет могли бы войти в историю российской елочной игрушки как время господства безликих монотонных шаров и сосулек, выдержанных в строгой западной эстетике и произведенных трудолюбивыми китайцами.

«Нашествие» импортной игрушки сопровождалось изменением общего стиля елочного убранства, который, по существу, этой игрушкой и определялся. В елочной моде произошел резкий скачок от уютной, домашней, во многом «детской» елки к претенциозному дизайнерскому рождественскому дереву для взрослых, на котором яркой пестроте и разноцветью уже не было места. Безусловное лидерство захватила елка, наряженная в «европейском», монохромном стиле. Она украшалась «тон в тон» с обязательным присутствием «классического» серебристого или золотистого цвета и «классических» елочных украшений - шаров, бантов, мерцающих гирлянд. В такой елке доминировали сдержанность и лаконичность, которые тем не менее рождали ощущение стильной роскоши. Популярным стал также стиль «минимализма», когда на дереве висело лишь несколько ярких шаров. Мода на елки с цветной искусственной хвоей - синей, серебряной, желтой, красной, оранжевой и даже черной - также потребовала изменения всего стиля их украшения.

9. «Очевидно, что прежняя советская елочная игрушка совершенно не вписывалась в этот новый елочный стиль не только по своему содержанию, но и по своему виду»

Однако со временем минимализм и стилистическая монохромность новогоднего дерева, встречавшиеся на каждом шагу, особенно при украшении публичных елок - на открытом пространстве, в ресторанах, отелях, офисах и гипермаркетах - стали немного надоедать. Гораздо более необычно выглядела елка, украшенная в стиле ретро, будь то викторианские гирлянды из шелковых бантов или советские елочные украшения 1950-х. И если совсем недавно такая елка была в основном достоянием эстетов или представителей старшего поколения, желавшего порадовать необычными украшениями своих внуков и правнуков, то постепенно такое оформление елки все чаще стало входить в праздничный быт.

Первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках ХVII века. В первое время все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивались яблоки как библейский символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Но вскоре елочные аксессуары «усложнились»: дерево стали убирать мишурой и разноцветными лентами. Особой популярностью пользовались свечи — символ ангельской чистоты — и звезда на макушке. В то же время изготавливали первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.

Кстати, по одной из версий,

искусственные плоды появились вследствие яблочного неурожая. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов искусственными — и так началось регулярное производство стеклянных вкусностей к празднику.

В 1850-е годы на елках начали появляться стеклянные украшения, а в 1880-е — электрические лампочки.

В России в качестве новогоднего и рождественского украшения поначалу использовались лишь елочные ветки — и только к XIX веку петербуржцы стали наряжать настоящие елки. А с конца 1920-х годов рождественская елка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный» и антисоветский обычай. Вот что писал про украшенное дерево поэт Демьян Бедный:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!

О елке часто говорили как о «поповском пережитке», а карикатуристы любили «издеваться» над наряженным деревом. Так, например, в 1930 году появилась знаменитая карикатура « — приманка для простачков».

«Елка — приманка для простачков».

Карикатура анонимного художника из книги Н. Амосов. Против рождественской ёлки. М., 1930. С. 24

Сталин и возвращение наряженной елки

Но в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел предложил вернуть традицию наряженной елки. Предложение было принято. Вот что пишет об этом Никита Хрущев:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку, — написал в «Правде» Постышев. — Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Кстати, сам инициатор отмены запрета на установку новогодних елок был расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме. По мнению историка Олега Хлевнюка, «Постышев пострадал за противодействие сталинскому курсу репрессий».

Коммунизм и новогодние украшения

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». А с 1947 года 1 января вновь стал выходным днем.

Перед советским правительством возникла сложная задача — превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Но с этим делом справились на ура: игрушечные ангелочки трансформировались в фигурки советских пионеров, Вифлеемская звезда превратилась в красную кремлевскую. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали — плоды стали символизировать колхозное изобилие. А вот при Никите Хрущеве, кстати, на новогодней елке повисла кукуруза. Интересно, что после прихода к власти (который практически полностью вытеснил с полей любимое однолетнее травянистое культурное растение Хрущева) игрушечная «царица полей» перестала быть популярной у советских семей.

С самого начала превращения рождественской елки в советскую начинают производиться украшения с портретами политических лидеров.

«В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (как страшно, наверное, было тогда такой шар разбить!)»,

— пишет в книге «История елочной игрушки» доктор исторических наук Алла Сальникова.

Интересно, что в сталинские времена вышло пособие «Елка в детском саду». «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, — говорится в пособии. — На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».

Бинты вместо игрушек

Во время Великой Отечественной войны в советской прессе появился следующий стишок:

У него игрушек нет
В торбе за плечами.
Партизанит старый дед
Зимними ночами.
Деду некогда, поверь,
Мастерить игрушки.
Не пройдет фашистский зверь
По лесной опушке!

Однако елочные игрушки все-таки производились — правда, теперь это были

изготовленные из жести танки, самолеты, собаки-санитары и солдаты. Было популярно вешать на праздничное дерево погоны, ордена, медали и фигурки, изготовленные из фронтовых бинтов.

«Как солдат немецкий детям елку возвратил»

А вот в Третьем рейхе штамповались елочные игрушки со свастикой, а также всевозможные стеклянные и фарфоровые танки, бомбы и ручные гранаты. Младенец превратился в голубоглазого арийского младенца, счастливо улыбающегося в золотой люльке.

Кстати, по воспоминаниям очевидцев, на оккупированных российских территориях нацисты разыгрывали советским детям сказку «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил».

После окончания войны в СССР в моду вошли елочные игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен , а с наступлением оттепели появились елочные украшения в виде сосулек. Фабрики начали активно производить игрушечные самовары, чайнички и даже сахарницы.

В 1956 году вышел культовый фильм «Карнавальная ночь».

«Пять минут, пять минут, это много или мало?» — пела героиня Леночка Крылова. Фабрики не заставили себя ждать — и на прилавках магазинов сразу же появились игрушечные часики, показывающие без пяти минут двенадцать.

Производители игрушек реагировали на каждое масштабное событие — например, после первого полета человека в космическое пространство на елках повисли фигурки . А, наконец, к 1980 году возникла мода на мишуру, дождик, зеленые «шишки» и колокольчики.

В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране» . Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Назначалась «ёлочная комиссия», в которую обычно входили профсоюзные активисты и которая должна была организовать праздник: разработать программу, доставить ёлку, обеспечить Дедом Морозом, приготовить подарки. В повести «Софья Петровна», написанной в Ленинграде в 1939-1940 годах, Лидия Чуковская рассказывает о предпраздничных хлопотах членов такой «ёлочной комиссии». Героиня повести, машинистка одного из ленинградских издательств, изо всех сил стремящаяся вписаться в советскую общественную жизнь, назначена ответственной за устройство ёлки для детей сотрудников:

Приближался новый, тысяча девятьсот тридцать седьмой год. Местком принял решение устроить ёлку для детей служащих издательства. Организация праздника была поручена Софье Петровне. Она кооптировала себе в помощницы Наташу, работа у них закипела.

Писательница рассказывает о тех заботах и тревогах, которые выпадали на долю членов «ёлочной комиссии»:

Они звонили по телефону на квартиры служащих, узнавая имена и возраст ребят; отстукивали на машинке приглашения; бегали по магазинам, закупая пастилу, пряники, стеклянные шары и хлопушки; сбились с ног, отыскивая снег.

Самыми трудными задачами оказались выбор подарков и принятие решения, «какой подарок сделать кому из ребят, так, чтобы не выйти из лимита, и в то же время все были довольны». Для каждого ребёнка готовится особый подарок, что впоследствии вышло из практики советских ёлок, где предполагалось равенство всех детей. Из-за подарка дочке директора устроители ёлки чуть не поссорились: Софья Петровна хотела подарить ей большую куклу, в то время как её помощница находила это бестактным. Ёлку «купили высокую, до потолка, с широкими, густыми лапами». Украшали её с помощью лифтёрши с раннего утра и до двух часов дня: «Лифтёрша подавала Наташе и Софье Петровне шары, хлопушки, почтовые ящики, серебряные кораблики, а Наташа и Софья Петровна вешали их на ёлку». В пакетики с конфетами вкладывали записки «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство». В середину большой красной пятиконечной звезды Софья Петровна вклеила кудрявую головку маленького Володи Ульянова. На верхушку ёлки водрузили звезду. Со стены сняли портрет Сталина во весь рост и заменили его другим - где Сталин изображён с девочкой на коленях: ёлка должна была напоминать детям о любви к ним «вождя всех народов». Каждая деталь в повести Лидии Чуковской отражает специфику предвоенного времени. Может быть, её героиня слишком уж ревностно выполняет свои обязанности, но не следует забывать о том, что писательница показывает, как она стремится «вписаться в эпоху». Эпизод о ёлке завершается описанием праздника, который «удался на славу. Явились все ребята и почти все папы и мамы… Дети радовались подаркам, родители громко восхищались ёлкой» .

Если для Ленинграда, Москвы и других крупных городов устройство ёлки являлось делом хоть и несколько подзабытым, но всё же привычным (следовало только учитывать требования времени), то в захолустье, особенно по деревням, организация новогоднего праздника чаще всего была событием новым. В шадринской газете «Путь к коммуне» от 6 января 1937 года рассказывая о реакции на ёлку детей, впервые участвовавших в празднике:

Под марш «Весёлых ребят» детвора влетела в зал, где стояла нарядная ёлка. Многие из детей видят её впервые. Они от изумления застыли на месте … Другие, поднимая крик, прыгали вокруг ёлки с большим восторгом.

Впечатлениями о новогоднем празднике, устроенном в 1940 году в городе Опочке Псковской области, делится в своих воспоминаниях Виктор Русаков, мальчиком живший в маленькой деревушке неподалёку от Опочки. Его мемуары сохранили для нас ряд особенностей новогодних праздников тех лет. Пригласительные билеты на районную ёлку принято было выдавать только лучшим из учащихся деревенских школ. Мемуарист вспоминает:

Меня и одноклассника моей сестры Егора Павлова, жившего в Кустове, пригласили, как лучших учеников школы, на районный новогодний утренник в Опочку. Получив от учительницы пригласительные билеты, отпечатанные на пишущей машинке, мы ещё в полдень отправились в город, хотя знали, что праздник ёлки будет вечером.

Мальчиков встречают «две молодые, по-городскому одетые женщины, обе коротко остриженные, в одинаковых тёмно-серых костюмах» - обычные организаторы, устроительницы и распорядительницы праздников ёлки. «Идите, раздевайтесь, - сказала… с улыбкой светленькая, - скоро начнём веселиться…» Первая в жизни ребят наряженная ёлка вызывает у них чувство изумления, схожее с тем, которое в XIX веке испытывали дети при виде рождественского дерева:

Минут через десять распахнулась дверь в зал, где стояла огромная сверкающая ёлка. Такой красавицы мы отроду не видали… То и дело слышались восхищённые возгласы осмелевшей детворы:
- А как такую большую ёлку из лесу привезли?..

Праздник начинается традиционным хороводом вокруг ёлки, который организуют «молодые женщины в серых костюмах». Затем детей просят прочитать стихи, рассказать сказку и спеть хором песенку «В лесу родилась Ёлочка…» И под конец появляется Дед Мороз, который приносит подарки - «самодельные кульки с румяными яблоками, дешёвыми конфетами и ароматными пряниками - их в деревне почему-то называли гороховыми». Во избежание того, чтобы кто-нибудь не остался обделённым, «новогоднее угощение» Дед Мороз «раздавал не просто так, а по списку, который зачитывали попеременно то светло-русая, то черноволосая». Характерной деталью являются названные здесь «самодельные кульки», а также описание их содержимого: в качестве новогодних гостинцев детям выдавали самые дешёвые и доступные в провинции сласти. Устроительницы, изо всех сил старающиеся быть с детьми приветливыми, не всегда оказываются способными справиться со своими обязанностями. Дети, ещё не привыкшие к подобного рода мероприятиям, чувствуют себя стеснённо, отчего вдруг возникают неловкие ситуации, и детально продуманная программа праздника нарушается. Мемуарист вспоминает тот момент, когда при раздаче подарков была названа его фамилия и ему предстояло перед получением своего кулька исполнить какой-нибудь «номер»:

…Мужество покинуло меня, когда подошла наша с Егором очередь получать новогодние кульки и одна из ведущих … натренированным голосом бодро воскликнула: «Михайлов Витя и Павлов Егор из Подлипской школы, подойдите сюда. Дед Мороз приготовил вам подарки, но прежде чем получить их, каждый из вас должен продекламировать какое-нибудь стихотворение».

От волнения мальчик был не в состоянии прочесть ни строчки, и «женщины с чёрными бантиками на шее от неожиданности растерялись. Десятки ребят с недоумением смотрели то на них, то на меня и, вероятно, думали, что подарочного кулька мне теперь не видать». Но всё обошлось: пакет почти насильно всовывают мальчику в руки. Несмотря на конфуз, первая в жизни мемуариста ёлка в Опочке навсегда осталась в его памяти прекрасным событием его деревенского детства:

Так и закончилась самая памятная для меня ёлка. Даже горький привкус непродолжительной обиды на славных молодых опочанок в тёмно-серых новогодних костюмах не мешает мне и сегодня считать тот январский день предвоенного года одним из самых счастливых дней моей жизни.

После того как, превратившись в «советскую», ёлка была не только разрешена, но и стала обязательным новогодним мероприятием для всех детских садов, школ, домов пионеров и клубов, потребовались рекомендации и программы по проведению праздника. С 1936 года они начинают выходить одна за другой, предоставляя возможность устроителям опереться на сценарии, которые разрабатывались работниками просвещения. Первый сборник статей о проведении ёлки был издан уже в 1936 году . В начале этой книжки помещены установочная статья П.П. Постышева из «Правды» и переработанный детей мемуарный очерк В.Д. Бонч-Бруевича о посещении Лениным ёлки в Сокольниках. Затем следуют материалы, объясняющие смысл нововведённого праздника, и рекомендации по его устройству в детских садах и школax. О растерянности перед неожиданно вставшей задачей (прежде всего перед работниками просвещения) свидетельствует вступительная статья Е.А. Флериной: «Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни ёлочных украшений, ни ёлочных игрушек - их не производили. В школах, детсадах, в семьях заволновались. Педагоги, родители, дети соорудили ёлку быстро, почти из “ничего”» . Некоторые педагоги ждали более чётких установок, опасаясь, как бы чего не вышло (и их можно понять!), но в большинстве случаев - прежде всего под нажимом властей - и в школах, и в детских садах, несмотря на недостаток времени на подготовку, ёлки были проведены. На следующий год потребовалось переиздание этой книжки, которая была напечатана в существенно переработанном и дополненном виде.

Представление о ёлочном сценарии, который в основных своих чертах вошёл в жизнь на всей территории Советского Союза, можно получить из отчёта о пройденной в начале 1937 года ёлке в городе Шадринске. Детей пускают на ёлку; они, поражённые красотой дерева, рассматривают украшения, свечки, игрушки. Затем в помещение входят «два больших Деда Мороза», которые поздравляют детей с Новым годом и желают им учиться на отлично и хорошо. Вокруг ёлки выстраиваются «снежинки»; ребята смотрят балет «Снежинки», после чего исполняется балет «Зайчики». Дети поют песни, рассказывают стихи. Дети спрашивают «Дедушек Морозов», принесли ли они подарки, после чего Деды уходят и, вернувшись с полными подарков санками, раздают детям игрушки и сласти: «Самолёты, автомобили, чайные приборы, куклы, дедки морозы, зайчики, бабочки и много других интересных игрушек получила детвора от Дедов Морозов» .

Изданная в 1940 году книжка «Ёлка» содержит несколько разработок ёлочных сценариев для детских садов . В приложении даны списки текстов для чтения в праздничные дни и для разучивания наизусть, в основу которых положены произведения, отобранные педагогами для праздников ёлки ещё в XIX веке: это всё те же классические тексты русских поэтов о зиме («Зима, крестьянин торжествуя…» и «Вот ветер, тучи нагоняя…» Пушкина; «Не ветер бушует на бором…», «Мужичок с ноготок» и «В зимние сумерки нянины сказки…» Некрасова и др.). Из прозаических текстов даны «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского, а также русские народные сказки о Морозе и Снегурочке. Произведения дореволюционных авторов дополняются стихотворениями и песнями советских детских поэтов о новогодней ёлке. А их количество с каждым годом стремительно возрастало. Только в одном из двенадцати вышедших в 1940 году номеров «Репертуарного бюллетеня» (издание, в котором приводились списки разрешённых и запрещённых литературных и музыкальных произведений) были перечислены разрешённые к исполнению песни «Ёлка» на слова О. Высоцкой, «Ёлочка» на слова М. Ивансон, «У ёлочки» на слова Я. Родионова, «Ёлочная песенка» на слова В. Лебедева-Кумача и «Ёлочка» на слова Е. Тереховой [см.: 351].

Перед следующим, 1941 годом Детгиз снова сделал «подарок советским малышам», выпустив ещё один сборник «Ёлка» . Эта книга, которая готовилась как подарочное издание, иллюстрирована В.М. Конашевичем. На её обложке нарисована сияющая огнями «украшенная яркими игрушками ёлка. Здесь также собраны произведения, посвящённые «новогодней ёлке и зиме», среди которых - новейшие тексты: «Ёлка» С.Я. Маршака и другие стихотворения про ёлку. Здесь же впервые была напечатана переработка А.Т. Кононовым сюжета «Ёлки в Сокольниках», а также рассказ Героя Советского Союза К. Бадигина «Ёлка-метёлка», повествующий о праздновании матросами Нового года на палубе ледокола «Седов» - «за тысячи километров от Москвы, в Ледовитом океане, при сильнейших ледовых сжатиях и морозах…» Но и на этой ёлке был Дед Мороз, а также подарки и хороший ужин - «словом всё, как на настоящей ёлке». Здесь впервые было напечатано ставшее впоследствии «классическим ёлочным» текстом стихотворение Сергея Михалкова «Ёлку вырублю в лесу…», и известная «детсадовская» песенка про ёлку:

Маленькой ёлочке холодно зимой Из лесу ёлочку взяли мы домой…,

которая сразу же была подвергнута критике за её «фальшивость»: «Зачем фальшивить с детьми? Все они знают, что ёлочке в лесу не холодно и в тесной комнате ей хуже» . На форзаце этой книжки напечатан текст и ноты песни, которую поют советские дети, счастье которых обеспечивается ёлкой и «родным Сталиным»:

Как весело: как весело! Как радостно кругом! Мы песней ёлку встретили, мы песню ей поём! Какая ты нарядная! С серебряной звездой. Какая ты громадная! Как весело с тобой! Под звёздами, под крышами, чтоб песня пронеслась, Чтоб все на свете слышали, как весело у нас. У светлой ёлки станем и крикнем на весь свет: Мы шлём родному Сталину наш радостный привет! Мы шлём родному Сталину наш искренний привет!

Книжки к ёлке печатаются и местными издательствами. Так, например, в Свердловске в 1940 году был выпущен сборник «Морозко», в который вошли сказки, песни, рассказы, загадки и поговорки о зиме, детских зимних забавах, ёлке, морозе и пр. . Хотя и в этой книжке было вполне достаточно «идеологических материалов» (рассказ о Ленине на детской ёлке, стихотворение Г. Сикорской «Внучата Ильича» о тренировках маленьких бойцов и др.), тем не менее рецензент был раздражён обилием в ней «зимних образов», и в частности Мороза . Все подобного рода сборники закрепляли канонический список «ёлочных» текстов, которые ежегодно исполнялись на детсадовских и школьных новогодних праздниках.

Война прервала работу над созданием «ёлочного» сценария. Однако уже в первый послевоенный год вышла новая книжка об организации праздника ёлки в детских садах . Во вступительной статье очерчены «общие принципы» проведения мероприятия с ёлкой - как «весёлого детского праздника советской детворы», в котором, по мнению составителей, должно быть «наличие традиционных моментов наряду с внесением нового сюрпризного материала» . «Зрелищный момент», о котором говорится здесь, обнаруживает несомненную преемственность советской ёлки от дореволюционной детской ёлки с её придуманной псевдонародной мифологией: персонажи напечатанной в этой книжке игры-инсценировки стали обычными на ёлках ещё в XIX веке. Данный составителями сценарий содержит в себе весь «набор персонажей, атрибутов и мотивировок», на основе которых на протяжении всех последующих десятилетий создавались «ёлочные» сценарии и проводились праздники детской ёлки.

С 1936 года еловое дерево становится необходимой принадлежностью не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. С приближением очередного Нового года в центральной и местной печати появлялись обязательные заметки под названием «Скоро ёлка», в которых сообщалось о развернувшейся в городах и колхозах подготовке к детским ёлкам. В передовых статьях новогодних выпусков газет и журналов, наряду с другими характерными приметами времени, всегда называется ёлка. Так, в первом номере журнала «Смена» за 1938 год сообщается:

Начался 1938 год. В ночных сменах 31 декабря 1937 года стахановцы боролись за первые производственные победы третьей пятилетки. Вдоль гигантской ленты границ зорко несли свою вахту пограничники. А в городах и сёлах огромной страны сияли огнями дворцы и дома трудящихся. Советские люди плясали и пели. Дети водили хороводы вокруг разукрашенных ёлок. И миллионы строителей коммунизма поднимали тост за главного архитектора стройки - за товарища Сталина, чьё имя было у всех на устах в новогоднюю ночь.

«Думающий о нас» Сталин, встречающий Новый год в Кремле, как бы незримо присутствовал на каждом новогоднем празднике, о чём писал Самуил Маршак в одном из своих «календарных» стихотворений:

Новый год. Над мирным краем Бьют часы двенадцать раз. Новый год в Кремле встречая, Сталин думает о нас. Он желает нам удачи И здоровья в Новый год, Чтоб счастливей и богаче Становился наш народ…

Наряду с ёлкой, на общественных новогодних праздниках в центре торжества непременно оказывается и портрет Сталина. Ведь именно к нему дети должны были испытывать чувство благодарности за ёлку, за наступление Нового года (который вне всяких сомнений будет ещё счастливее, чем ушедший Старый), и вообще - за счастье жить в советской стране:

Мы весело пляшем У ёлки большой. На родине нашей Нам так хорошо! …Мы весело пляшем. Мы звонко поём, И песенку нашу Мы Сталину шлём.

В праздничные дни образ ёлки буквально не сходил со страниц газет и журналов. Его умудрялись использовать в любых ситуациях, в том числе и с целью патриотического воспитания молодёжи. В конце 1930-х годов, в эпоху «шпиономании», тема ёлки включалась даже в рассказы о поимке настоящих или мнимых шпионов. В последнем выпуске журнала «Крокодил» за 1938 год помещён рисунок М. Черемных «У ёлки на границе», на котором возле раскидистой ели с поднятыми руками на лыжах стоит шпион - в очках, в перчатках, в шляпе и в полосатых брюках. Напротив него - пограничник с ружьём наперевес. Рядом собака. Пограничник говорит шпиону: «Вам повезло, господин шпион! В 1938 году вы первый на нашем участке» . В первом номере того же журнала за 1939 год напечатан рассказ Г. Рыклина «Дядя Ваня», в котором крестьянские дети из деревушки, расположенной рядом с пограничной заставой, с нетерпением ждут прихода на школьный новогодний праздник любимого ими начальника заставы товарища Шевченко. Дядя Ваня, как они его называют, обещал принести ёлку, но почему-то задержался. Пришедшие из соседнего села дети взволнованно рассказывают, как по дороге в школу они, заметив крадущегося между ёлок шпиона, решили его захватить. Шпион, пожилой человек с седой бородой, сразу же сдался, и ребята повели его на заставу. Во время их рассказа в зал входит «высокий старик, с белой бородой, в белом балахоне». Ребята узнают в нём того самого «шпиона», которого они задержали. «Старик громко расхохотался. Он сорвал с себя бороду и… оказалось что это дядя Ваня, который, нарядившись Дедом Морозом, пошёл в школу, и по дороге ребята задержали его как нарушителя». «Молодцы!.. - похвалил ребят товарищ Шевченко. - Но теперь происшествие на границе закончилось. Давайте веселиться!..» .

Как до конца 1935 года осуждались и даже преследовались люди, устраивающие ёлки, так теперь в прессе высмеиваются «бюрократы», мешающие «людям веселиться». В одной из юморесок в первом номере журнала «Крокодил» за 1939 год изображён такой «бюрократ», считающий, что «приобретение ёлки будет неуместным, так как упомянутая ёлка отвлечёт внимание присутствующих от насущных задач» .

Ёлка была поставлена на службу советской власти. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Скорому превращению ёлки в один из советских символов способствовала и её архитектоника, напоминающая башни московского Кремля, и звезда на её верхушке, превратившаяся из Вифлеемской в пятиконечную звезду, ассоциирующуюся со звёздами, горящими на башнях московского Кремля. Яков Хелемский в стихотворении 1954 года «Ёлка зажигается в Кремле» откровенно проводит эту параллель:

И звезда, лучащаяся блеском. На вершине хвойного ствола, В яркое кремлёвское созвездье В этот день, как равная, вошла.

Теперь тот же самый знак содержал в себе иной смысл. М.О. Чудакова в статье «Антихристианская мифология советского времени» прослеживает процесс появления и закрепления в советском государственном и общественном быту красной пятиконечной звезды как символа нового мира. Этот символ советской власти был введён в апреле 1918 года «сначала как нагрудный знак красногвардейцев и командиров Красной армии… V Всероссийским съездом советов красная звезда была утверждена в качестве символа “рабоче-крестьянской” советской власти». Тот факт, что «символом новой власти была избрана… не просто геометрическая или иная фигура красного цвета, а именно звезда» , в высшей мере показателен: являясь в христианских представлениях предвестницей Христа, его двойником, звезда занимает в них особое место, что сказывалось и в обряде высматривания рождественской звезды в Сочельник, и в соотнесении её со звездой волхвов, и в обычае хождения со звездой на Рождество. Особенное значение звезда приобрела с приходом в Россию рождественской ёлки, где она, в отличие от других европейских стран, стала особо значимой. В советское время звезда на верхушке ёлки не просто сохранилась, но, утратив свою прежнюю христианскую символику, была переосмыслена. Ощущение «советской» сути звезды, венчающей ёлки, и её связь со звёздами московского Кремля отражены во многих стихотворениях:

На верхушке, выше веток, Загорелась, как всегда, Самым ярким, жарким светом Пятикрылая звезда. …Мы с тобой давно знакомы, Наша звёздочка-краса! Это ты горишь ночами Над ночной Москвой в Кремле. В бой несли тебя как знамя Самолёты на крыле. Это ты у самых смелых Загоралась на груди, Угольком на шапках тлела, Праздник с нами проведи! …Так гори же выше веток. Пятикрылая звезда.

После Великой Отечественной войны стремление идеологизировать возрождённый праздник проявляется ещё откровеннее. Ёлка всё более и более приобретает смысл, соответствующий новым задачам. В сборниках постоянно встречаются тексты о Сталине, как, например, в стихотворении 1953 года Льва Сорокина «У Кремля», где Сталин даёт инструкции Новому году, путешествие которого по стране начинается от стен московского Кремля . Точно так же «советизируется» и образ Нового года, персонификация которого совершившаяся ещё в русской культуре XIX века, была подхвачена и развита и на этом этапе.

В соответствии с директивой партии ёлка становится обязательной и в колхозной деревне, что запечатлел в своей бодрой песенке «Здравствуй, ёлка» В. Лебедев-Кумач:

Свежая, морозная Ёлочка колхозная, Здравствуй…

Если в России XIX века ёлка была распространена только среди православных (то есть в основном - русских людей), то теперь с ней знакомятся (и даже обязаны были знакомиться) и другие народы Советского Союза, в том числе и народы Крайнего Севера. В стихотворении 3.Н. Александровой «Новый год» говорится о том, как ёлка была впервые «подарена» ненцам, которые до тех пор этого обычая не знали:

На север ненцам маленьким Зимой под Новый год С гостинцами, с подарками Послали самолёт. …А из кабинки ёлочку Механик достаёт. Попробовали - колется, Как злая рыбья кость.

Ёлка, ёлочный сценарий и ёлочные персонажи насильственно прививаются на территориях всех советских республик. В рассказе Юрия Рытхэу, опубликованном в новогоднем номере «Огонька» за 1953 год, чукотский мальчик, от имени которого ведётся повествование, с восторгом восклицает: «Такой новогодней ёлки у нас никогда ещё не было! Собственно говоря, у нас раньше никаких ёлок не бывало» . Азербайджанская поэтесса М.П. Дильбази уже в конце 1930-х годов сочиняет стихотворение «Дед Мороз», образ которого вряд ли ранее был известен и близок азербайджанским детям.

Ежегодно на зимних каникулах в Большом Кремлёвском дворце устраивались ёлки для учащихся московских школ, которые проходили ежедневно вплоть до 10 января. Такие ёлки «обслуживали» по две тысячи детей в день. Всем участникам празднества вручались подарки. В 1954 году К.Г. Паустовский, отметив, что он пишет «реальную зимнюю сказку», в поэтически приподнятом тоне рассказывает об этом торжественном событии в жизни ребёнка:

В Георгиевском зале Большого дворца вспыхнула сотнями разноцветных огней первая ёлка. Смущённые от неожиданной радости, дети хлынули во дворец. У многих детей глубокая радость выражается в застенчивости, когда только нестерпимое сияние глаз выдаёт ту бурю счастья, что бушует в маленьком сердце.

На фотографии, помещённой в «Правде» 2 января 1954 года с подписью «Безгранична радость детей, незабываемым останется в их памяти этот большой и радостный праздник…», запечатлена громадная, до самого потолка, ёлка в Георгиевском зале; у стен дисциплинированно стоят дети; девочки - в белых передничках . Эта Главная Ёлка страны как бы объединяла собою все ёлки, горящие в дни Нового года на всём пространстве советской страны:

Огоньки всех ёлок новогодних, Что горят на праздничной земле. Воедино собраны сегодня В тех огнях, что вспыхнули в Кремле. Сколько есть в стране лесных красавиц. Все они завидуют сейчас Той, что, свода древнего касаясь, На виду у мира поднялась. …Там, где Ленин проходил когда-то Вдоль видавшей многое стены, Во дворец торопятся ребята - Юные хозяева страны.

Для «молодых передовиков производства, студентов столичных вузов, слушателей военных учебных заведений, учащихся десятых классов, комсомольских работников» в том же Георгиевском зале в новогодние вечера устраивались новогодние балы-маскарады, которые, как писалось в газетах, были «одним из проявлений» «огромной заботы, которой окружили в нашей стране советскую молодёжь партия и правительство» . «Мне очень хотелось попасть на новогоднюю ёлку в Кремль. И вдруг, о счастье: я получаю билет сюда», - делится своей радостью с корреспондентом «Правды» молодая девушка .

Каждый новогодний номер как тонких, так и толстых журналов начинался стихотворением о Новом годе, ёлке. Деде Морозе. Так, например, в первом номере «Огонька» за 1958 год было напечатано стихотворение Анатолия Кудрейко «1958-й!»:

Ель зелёная увита золотой тесьмой… На конце секундной стрелки пятьдесят восьмой! Дым от шумного веселья ходит ходуном… Трасса Нового Арбата Блещет за окном.

Однако не будем пенять на ёлку за всё, что сделала с ней советская власть. На деле ёлка оказалась исключительно гибким ритуальным объектом и сумела остаться желанной самым разным людям и горячо любимой ими.

Во время войны, несмотря на голод и труднейшие условия эвакуационного быта, женщины при маломальской возможности старались устроить ёлку для своих детей. Она, принося радость и детям, и взрослым, становилась символом мирной жизни и напоминанием о ней.

В те же самые годы, когда шло утверждение нового образа «советской ёлки», на территории СССР устраивались и другие ёлки, связанные с Рождеством и противопоставлявшиеся новым. Эти ёлки напоминали людям, находящимся в заключении или в ссылке, о прошлом, о родных, с которыми они были разлучены надолго, если не навсегда, о свободной жизни. Такие ёлки превращались в символ надежды на то, что счастье и справедливость существуют. Мемуарная литература о сталинских лагерях и ссылках донесла до нас сведения о ёлках, которые устраивались, несмотря на нечеловеческие условия существования. Приведу лишь несколько примеров, для того чтобы показать, сколь дорог для гулаговцев и ссыльных был этот образ, устанавливающий незримую связь с прошлым и родными.

Т.П. Милютина, вспоминая о своей жизни в инвалидном лагере Мариинских лагерей, где ей суждено было провести 1940-е годы, рассказывает о том, как мать прислала ей посылку с ёлочными украшениями, на которые заключённые никак не могли налюбоваться. Одному из её друзей «через вольных» удалось достать маленькую ёлочку, которая, украшенная этими игрушками, в день православного Рождества - 7 января - «путешествовала» из палаты в палату лагерной больницы . Вспоминает мемуаристка и Рождество 1949 года, когда она уже отбывала ссылку в Сибири:

Решила к Рождеству смастерить себе шкафчик который к служил бы и столиком - на него мы с Мартой поставим ёлочку, а то единственной нашей мебелью был мой чемодан … Марта заранее наготовила украшений - кусочки ваты на ниточках, узенько нарезанная серебряная бумага, чудом сохранившаяся от давно съеденной шоколадной плитки, кусочки ленты, которую пожертвовала Марта…
А на следующий день народ всё шёл смотреть на нашу ёлку.

А о встрече 1952 года мемуаристка пишет:

На столе стояла украшенная сосенка - почему-то ёлочек в окрестностях Богучан не было.

Т.Б. Золотова, после присоединения Эстонии к СССР высланная с матерью и двумя маленькими детьми из Таллина в Кировскую область, рассказывает о создании детского дома для осиротевших и бездомных:

Каждый день из Кировского детприёмника привозили детей с шершавой от голода кожей, вздувшимися животами, тоскливыми недетскими глазами. Были дети из освобождённых от оккупации далёких краев, были из здешних мест, дети без крова, без родителей, отвыкшие от ласки.

Мемуаристка, работавшая в этом детском доме художественным руководителем, вспоминает о встрече 1943 года: к празднику ёлки дети под патефон разучивали танцы и готовили спектакль «Золушка»:

…А после спектакля мы все, конечно, танцуем вокруг ёлки, и дети уносят с собой, даже не решаясь раскрыть - такая это драгоценность, - крохотные кулёчки с конфетами и белой булочкой. Для многих девочек и мальчиков это первая в их жизни ёлка… Ириночка с Женей (дети Т.В. Золотовой. - Е.Д.), как и все дети в детдоме, получили кулёчки, - они были очень некрасивые, склеенные из старых газет, но в них было несколько конфет и булочка из белой муки. И ещё Ириночка получила куклу. Правда, я сшила её из тряпок, но у неё были ноги, руки и голова и нарисованные рот и глаза.

О встрече следующего, 1944 года Т.Б. Золотова вспоминает:

Ёлка! Конечно, она была у нас, как и во все годы ссылки. Маленькая, очень пушистая и густая ёлка, которую я нашла в лесу и срубила. На ней висели смешные бумажные куколки и горели свечи, самодельные, восковые…

Тяжело больная четырёхлетняя дочка мемуаристки, «свесив головку… смотрела со своей печки на ёлку», в то время как её мать молилась о том, чтобы «эти маленькие свечи» зажгли «радостные огоньки в её равнодушных глазах. Всё же она улыбнулась и ёлке, и кукле, и конфетам. Потом, усталая, опять положила голову на подушку» .

А вот её же описание новогоднего праздника, отмеченного уже во вторичной ссылке:

Новый, 1952 год мы будем встречать у нас. Захватив салазки, топор и верёвки, как бывалые лесорубы, мы с Алёнушкой отправляемся в лес за ёлкой… Когда мы вносим в дом прекрасную, стройную, засыпанную снегом ёлку, терпкий и радостный запах хвои заполняет комнату. Скоро снег на ветках превратится в блестящие льдинки…
Скоро мы зажжём на ёлке свечи, которые нам прислал Игорь, и сядем за праздничный стол.

Своя история была у ёлки на территориях, присоединённых к Советскому Союзу в результате пакта Молотова-Риббентропа. Советская ёлка должна была устанавливаться только к Новому году. Тот, кто устраивал её на Рождество, рисковал быть обвинённым в нелояльности к советской власти. В присоединённых к СССР странах Балтии (Эстонии, Латвии и Литве) Рождество отмечается по европейскому календарю, а значит за неделю до Нового года, когда в русских семьях ёлки ещё не ставили. Это различие традиций в 1940-1950-х годах служило признаком, отличавшим поведение лояльных и нелояльных граждан. Эстонский поэт Ян Каплинский, вспоминая ёлки своего детства, пришедшегося на 1940-е годы, пишет: «Ёлку надо было принести рано утром, пока ещё темно, а вечером плотно задёрнуть занавески на окнах: шептали, что “партийные” ходят по домам своих сослуживцев и контролируют, кто устраивает ёлки». Ёлка становилась «проверкой на порядочность и человечность». Т.П. Милютина рассказывает, как её мать, тартуский врач К.Н. Бежаницкая, из года в год устраивала на западное Рождество ёлку для детей репрессированных: «с подарками и развлечениями… Она собирала на ёлку лакомых детей, в основном детей арестованных родителей. До сих пор в письмах старых тартуских друзей проскальзывают воспоминания об этих ёлках - нарядных, ещё и звенящих» . Сообщение Т.П. Милютиной подтверждается трогательным рассказом Яна Каплинского о том, как он ребёнком присутствовал на рождественской ёлке, устроенной «госпожой Бежаницкой»:

Праздник был не домашний и тайный, а открытый и торжественный. В большом зале стояла рождественская ёлка и толпилось много детей. Затем пришёл Рождественский дед и вручил каждому подарок. Я не помню, что это было, помню только, что он спросил меня об отце. Отца не было, он был увезён, был, наверное, где-то в Сибири. Позднее я узнал, что эта ёлка и проводилась для детей, чьи отцы, а иногда даже матери были сосланы или убиты. Ёлка для детей репрессированных… Всё это устроила, а следовательно, за всё - за ёлку, зал, подарки - заплатила госпожа Бежаницкая, врач из русских. Конечно, ей не простили такое христианское дело и вскоре увезли туда же, куда были увезены отцы этих детишек, которых она позвала… Но рождественскую ёлку она сделала не по обычаю православия… Поскольку большинство детей в Тарту были эстонцы, она сделала для них именно рождественскую ёлку… Достичь сердца человека можно хорошим делом и Рождеством, рождественская ёлка - это место во времени и пространстве, где сердце наиболее раскрыто .
[цит по: 257, 285-286 ]

В течение нескольких послевоенных десятилетий Новый год, встречавшийся с елкой, был единственным праздником, в наименьшей степени включавшим в себя черты советской государственности. Сентиментальные и ностальгические чувства, которые вызывала и продолжает вызывать ёлка, прорывались в литературе много раз в форме эмоциональных признаний, как в известной песенке 1966 года Булата Окуджавы:

Ель моя. Ель - уходящий олень, зря ты, наверно, старалась: женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась! Ель моя, Ель, словно Спас на Крови твой силуэт отдалённый, будто бы след удивленья любви, вспыхнувшей, неутолённой.

И до сих пор самыми желанными для нас являются не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьей:

Потом потушили лампочку и зажгли свечи на ёлке. Она была прекрасна, украшенная картонными медведями, рыбками, серебряными лентами и всей милой с детства ерундой, которой всегда украшают ёлки.

На этих домашних праздниках люди забывали о той официальной роли, которую играла ёлка, и праздновали её как семейное торжество, с установившимися в семье традициями. Известный фольклорист П.Г. Богатырев, как рассказывают о нём, «неизменно устраивал торжественное шествие к ёлке за подарками или гостинцами и сам его возглавлял, напялив яркий бумажный колпак, размахивая самодельным жезлом и, похоже, веселясь больше всех» . С тем же энтузиазмом, по свидетельству А.Н. Розова, устраивал ёлки для своих внуков известный специалист по древнерусской литературе Л.А. Дмитриев . Биограф литературоведа и критика С.Н. Дурылина рассказывает о праздниках ёлки в его доме в Болшево:

Высокие бревенчатые стены болшевского дома слышали Н.А. Обухову, не единожды певшую здесь под гитару, видели Е.Д. Турчанинову, раз как-то даже в импровизированной роли сказительницы на рождественской ёлке.

Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке Православная церковь. Теперь зелёные деревца стояли не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей. Для их детей также устраивались праздники, и об устроителях этих ёлок мемуаристы вспоминают с похвалой. Протоиерей Михаил Ардов в своих панегирических заметках о ярославском митрополите Иоанне ежегодное устройство праздников ёлки ставит ему в особую заслугу:

Всякий год на второй день Рождества Христова Владыка Иоанн устраивал у себя ёлки для детей своих сотрудников и сослужителей. Читались стихи, пелись песни, выступали все - от четырёхлетних детей до маститых священнослужителей. И решительно все получали подарки. Первая такая ёлка состоялась в 1968 году, а последняя в 1985-м. И вот что любопытно, некоторые постоянные гости, которые на первые ёлки приходили ещё детьми, в восьмидесятых годах приводили туда собственных чад.

А Е.Б. Рашковский в стихотворении «Святочная ода» вспоминает «интеллигентский вигвам» московской молодёжи 1960-х годов, читающей «всю ночь Пастернака», в то время как стоит

В углу - шелестящая ёлка, На ней - золотые шары…