Воспитание чувства патриотизма у дошкольников. Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» материал на тему. Воспитание патриотических чувств детей дош

Воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Педагогика - наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Дошкольная педагогика - фундамент будущего человека. Нравственно-патриотическое воспитание один из императивов современного непрерывного образования.

"Воспитание патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития"

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

А.Н. Толстой

Человечество на протяжении своего существования и развития неразрывно связано с педагогикой, о чём свидетельствует древнегреческая, древневосточная и средневековая теология и философия. Как наука, педагогика - единственная специальная наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Воспитание человека (по проф. В.В. Кумарину) - выработка в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Цель воспитания - не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным, что является первоочередной задачей. В противном случае, при дурном воспитании (как писал ещё К.Д. Ушинский), дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества.

В современном научном мире определение педагогики имеет многообразие трактовок, каждая из которых заслуживает внимание. Так В.И. Слуцкий трактует педагогику как искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком.

Как только нарушается эта взаимосвязь, взаимовлияние, человечество настигают глубокие нравственные кризисы, ведущие к саморазрушению и уничтожению Человека в человеке. Утрачивается связь поколений, культурный опыт, искажаются вечные ценности и истины, разжигаются войны.

Наш современный мир настолько хрупок и беззащитен, не смотря на уроки истории, что возникает вопрос - почему человечество, как высшая ступень цивилизации допускает на каждом новом историческом витке своего развития те же самые роковые ошибки? Какие механизмы управления приводят к тому, что высоконравственные и культурно просвещённые сообщества и государства порождают такие явления, как фашизм, расизм, терроризм? В наши дни, когда исторические события искажаются и трактуются с позиции "как это выгодно сильным мира сего", проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания встаёт особо остро. Задача педагогики в сложившейся ситуации объединить и сохранить единство процесса передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения на всех ступенях воспитания и обучения.

Дошкольной педагогике здесь отводится особая роль, т.к. фундамент будущего человека закладывается именно в раннем детстве. Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития нравственно-этических норм, эмоциональной отзывчивости. В этот возрастной период ребёнок открывает для себя мир, глубоко переживает свою значимость в коллективе, проявляет интерес к событиям и социальным явлениям.

Работу по патриотическому воспитанию в ДОУ необходимо начинать с создания для детей уютной, доброй атмосферы. Любое общение педагога с детьми должно носить

эмоциональную окрашенность, что даёт свободу и право на выражение своих переживаний, рождает духовную близость и доверие. В процессе общения речь педагога должна быть содержательной, с использованием образных слов, выражений. Педагогу крайне необходимо владеть языком движений, т.к. эмоциональное влияние на детей осуществляется не только в речевой форме, но и невербально. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В нём объединились ответственность, бережное отношение к окружающему миру, желание быть нужным и полезным. Эта работа должна вестись систематично и планомерно во всех возрастных группах и в разных видах деятельности с учётом дидактических принципов - от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному. Этот процесс длительный и сложный, охватывающий нравственные аспекты человека. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. В этом тоже проглядывается общепедагогическая проблема, чтобы нравственно-патриотическое воспитание в образовании несло в себе непрерывность развития и цельность во всех направлениях.

В программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой все темы логически взаимосвязаны и раскрывают на каждом возрастном этапе целостную картину представлений о России.

    Родная семья (ребенок впервые осознает себя человеком - членом семьи, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, именах близких, семейных историях, традициях).

    Родной город, поселок (дети получают сведения о малой родине, об истории ее возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше).

    Родная природа (любовь к родной природе -одно из проявлений патриотизма, дети получают сведения о природе участка детского сада, родного края, реках, растениях, животных, о России, умение видеть красоту окружающего мира, относиться поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе).

    Родная страна (дети получают сведения о России, государственных символах - гербе, флаге, гимне, об их значении, воспитывается уважение к ним, дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами, формируется представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируется любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни и судьбе Родины).

    Родная культура (знакомство детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, у детей формируется представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, умение любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в нашем саду организована как культурное пространство: оформлен мини-музей "Хада", экспонаты которого содержат информацию о культуре и декоративно-прикладном искусстве русского и хакасского народов; музей под открытым небом "Хакасская юрта", где отражен быт и культура хакасской семьи.

В музыкально-образовательной деятельности патриотическое воспитание строится на основе творческого взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный репертуар составляют лучшие образцы классики и современности; фольклора русского, хакасского, белорусского, украинского и др. народов России, где отражается уклад жизни, традиции, любовь к природе, к матери, к родине, к своей семье. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Используются такие формы работы, как беседы-концерты, посвященные "Дню защитников Отечества", "Дню Победы"; экскурсии к памятникам павших воинов с возложением цветов. Доброй традицией нашего сада стали ежегодные выступления воспитанников в железнодорожном музее перед ветеранами ВОВ и ветеранами труда, где ребята знакомятся с историей нашей Родины и подвигами своих прадедов. Маленькие артисты трогают своей искренностью и согревают сердца старшего поколения, даря надежду о том, что труд прадедов и жизненные силы были потрачены не напрасно. Для нас, педагогов эти встречи также дороги и значимы, ведь с каждым годом наших героев-ветеранов становится всё меньше. Нам нельзя забывать их имена, связь поколений необходима для будущего. Для наибольшего развития эмоционального восприятия воспитанников в стенах ДОУ, проводятся государственные праздники и тематические занятия с мультимедийным приложением по темам: "Вечный огонь", "Звезда Победы". Ежегодно проводятся, согласно тематическому плану, народные праздники, где дети приобщаются к истокам своей культуры, к духовно-нравственному наследию. Изготовлены совместными усилиями сотрудников детского сада и родителей костюмы русского и хакасского народов. Разработаны и внедрены сценарии по темам: "День Матери", "Рождественские святки", "Масленица широкая", "Пасха". Были осуществлены музыкально-театральные постановки сказок "Гадкий утёнок" (По мотивам одноимённой сказки Г.Х. Андерса), "Почему замолчали камни" (Хакасский эпос).

Особое место отводится профориентационному воспитанию дошкольников, т. к. воспитанники нашего сада - дети работников железной дороги. Здесь ведётся работа о преемственности поколений, бережное и уважительное отношение к труду на железной дороге. Ежегодно в саду проводится праздник "День железнодорожника". Подобран и пополняется регулярно тематический музыкально-игровой материал, отражающий профессиональные особенности работы на железной дороге. Огромную помощь в воспитании дошкольников педагогам оказывают родители. Они активные участники всех событий нашего сада. Ведь как сказал Ф. Бэкон: "Любовь к Родине начинается с семьи".

Благодаря проводимой работе, сотрудничеству педагогического коллектива и родителей, у детей расширились представления о ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогатилась сфера нравственных чувств и отношений. Наблюдается положительная динамика в формировании основ гражданской этики. Жизнь наших воспитанников обогащается также взаимодействием разновозрастного общения в игровой, трудовой, художественно-продуктивной деятельности. Педагоги ДОУ воплощают в своей работе прогрессивные методы и технологии: моделирование ситуаций, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребёнком.

В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога -гуманиста В.А. Сухомлинского: "Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь - это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. В юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далекий, знакомый или незнакомый"

Список литературы

Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.

Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003.

Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду. Волгоград: Учитель,2011.

Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2007.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим.

Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отражаются все яркие события жизни страны. Например, в 30-40-е годы дети играли в челюскинцев, в строителей Днепрогэса, в военные и послевоенные годы они «становились» Матросовым, Космодемьянской, а сегодня дети играют в космонавтов. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств страны, и они хотят это делать. В период Великой Отечественной войны ребята посылали на фронт свои рисунки, поделки, выступали с концертами перед ранеными.

Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.

Иногда впечатления детства могут быть связаны с восприятием серьезных социальных явлений, и это тоже формирует мироощущение, отношение к окружающему. Наша действительность богата яркими событиями, которые не могут не вызвать интереса у детей, не могут не остаться в их памяти.

Отец впервые взял сына на демонстрацию, когда ему было всего 4 года. Ребенок еще не понимал, что такое демонстрация, но хорошо запомнил общее ликование, яркие краски, смех, хорошее настроение окружающих людей. И хотя его ‘ум еще недостаточно был подготовлен к оценке происходящего, впечатления уже формировали отношение к миру. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день,- это и есть его Родина и что быть Россиянином - большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

В детском саду такие беседы лучше проводить с небольшими группами детей, чтобы сохранить интимность обстановки. Это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь в отношениях, безразличие. Воспитателю следует избегать многословных объяснений. Гораздо большую роль играет удачная реплика, правильно подобранный эпитет.

Дети пришли в парк. Осень. Желтые листья медленно падают с деревьев и покрывают землю золотым ковром. Голубое небо отражается в зеркале пруда. – Посидим тихонько, посмотрим вокруг,- говорит воспитатель. (Дети садятся на скамейку, любуются осенней природой.) - Как хорошо в нашем парке,- продолжает педагог.- И день сегодня такой красивый…

Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах - Это платье золотое У березы на плечах.

Утром мы во двор идем - Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето

Потом можно поиграть, побегать, собрать букет осенних листьев. А когда, вернувшись с прогулки, дети будут рисовать, то на их рисунках на тему «Наш парк» непременно окажутся и «паутинки с паучками в серединке», и пруд, и «платье золотое у березы на плечах».

Совсем другим будет разговор педагога с воспитанниками, когда речь пойдет о событиях, вызывающих гордость и восхищение достижениями россиян. «Дети, вы слышали? Снова наши космонавты полетели в космос! Вот их фотографии в газете - посмотрите. Трудная работа им предстоит и в этот раз». И педагог коротко рассказывает ребятам о задании, которое должны выполнить космонавты, выражает свое восхищение их смелостью, советует детям слушать радио, чтобы знать, как проходит полет, как чувствуют себя герои.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любите родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Мать получила премию. Отец поздравляет ее и объясняет шестилетней дочери, что маму наградили за отличную работу, за то, что она вместе с другими работницами соткала столько ткани, что ее хватит на платья всем девочкам, воспитателям, няням, поварам детского сада. Вот какая мама! И у дочки рождается гордость за свою маму, она видит в ней не только любимую маму, но и человека из того большого мира, который так интересует ребенка и войти в который он так стремится.

У многих детей есть бабушки и дедушки. Дети любят их, привязаны к ним. Но знает ли внук, что у дедушки есть ордена и медали? За что он их получил? Каждый орден и медаль - это рассказ о героизме русского человека.

В одном из детских садов перед 8 Марта детям дали задание спросить у бабушки, что она делала в годы войны. Нужно было видеть удивленно-восторженные глаза детей, когда они потом рассказывали о бабушках: «Моя бабушка в деревне прятала партизан от фашистов!», «А моя - работала на заводе, где делали танки для фронта». Другими глазами дети стали смотреть на своих бабушек, стали чаще расспрашивать их о том, как они воевали, работали.

Расширить интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к родителям, и воспитанию любви к своей стране.

Тот же принцип - через малое к большому - следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу или селу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле - частица Родины. Хорошо, если дошкольники будут знать, какие заводы, фабрики есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну. Знакомя детей с родным городом, селом, нужно обращать их внимание и на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть при этом, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторический памятник, поклониться погибшим героям. Мысль, что родной город, село дороги и интересны всем, пробуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Они отражают сущность нашего общественного строя, психологию народа. Например, стало традицией отмечать праздник Масленицы, Рождество, Пасха, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.

Воспитатель может посоветовать родителям в День Победы, в День Российской Армии или в другой важный для семьи день (проводы в армию старшего брата, день рождения, поступление в школу) пойти с ребенком к Вечному огню, к памятнику и возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.

Одна из задач патриотического воспитания - уважение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига. Педагог может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Ребенок часто бывает с родителями в булочной. Батоны, булочки, бублики, хлеб белый, черный… Кто и как вырастил его? Кто испек? Кто привез в магазин? И не только в наш магазин - булочных в городе много. С этого воспитатель может начать свою беседу о труде хлебороба.

В простой и доступной форме взрослый должен рассказать детям, какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди различных специальностей: комбайн сделали рабочие города, бензин для него добыли нефтяники, испекли хлеб пекари, привезли его в магазин шоферы, продают его продавцы. Важно, чтобы ребенок к 7 годам уже знал эту «цепочку», имел представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Все эти знания рождают глубокое уважение к трудовому человеку.

Пользуясь приемом сравнения надо рассказать детям подготовительной к школе группы о том, что во многих странах трудящимся живется тяжело, что труд их не пользуется почетом, как у нас. В таком разговоре необходимо соблюдать чувство меры, осторожность и тактичность. Достаточно небольшой иллюстрации к фактам, чтобы ребенок почувствовал гордость за свою страну, уважение к трудовому человеку, в какой бы стране он не жил.

Итак, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания дошкольников. Но не менее сильным средством воспитания любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, может стать художественная литература, искусство.

У нас создано для детей много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки.

Своеобразная энциклопедия для детей - книга С. Баруздина «Страна, где мы живем».

Книга «Страна, где мы живем» читается детям в течение длительного времени не только потому, что она велика по объему, но, главное, потому, что дети должны все осознать, усвоить. Пусть они не запомнят всю информацию, содержащуюся в книге, но у них обязательно появится представление о том, что наша страна большая, богатая, сильная, дружная.

После этой книги у детей непременно возникнет желание больше узнать и о природе страны, и о том, как работают люди, как добывают соль и нефть, как растят хлеб и виноград, как живут охотники и рыбаки. Обо всем этом им расскажут другие книги: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «От края до края» Н. Михаленко, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзера, «Прозрачный слоник» С. Гарина и многие другие.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. С особым пафосом, с, подъемом читают дети стихи С. Михалкова:

Мы видим город Петроград

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит солдат,

Стреляют на ходу…

Стихи запоминаются мгновенно, меняется выражение лица, осанка чтеца - ребенок преображается, что объясняется доступностью детям данного стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие.

Одна из любимых книг детей - книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней - пример героизма..

Важно правильно определять время чтения того или другого произведения, учитывать настроение детей, предыдущую деятельность, т. е. делать все для того, чтобы произведение воздействовало на ребенка в большей мере. Например, воспитатель привел детей к могиле Неизвестного солдата, ребята возложили цветы, постояли молча. Здесь можно прочесть такие стихи М. Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо читать детям также произведения классиков русской литературы - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева. Нужно сказать детям, что произведения этих писателей известны во всем мире. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указаны отдельные произведения русских классиков, с которыми воспитатель знакомит всех детей. Однако этот список можно расширить. Педагог может посоветовать родителям, почитать дома и другие книги этих писателей, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

При воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, а правильный, строгий отбор их и последующая беседа.

Что может знать о своей стране ребенок старшего дошкольного возраста, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным?

Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Детям нужно рассказывать или читать о героизме людей в годы Великой Отечественной войны. Примеры беспредельной преданности своему делу, Родине служат для ребят своеобразной школой патриотизма.

Детям необходимо знать о сегодняшней жизни Родины. Это и борьба за мир, в которой принимают участие дети и созидательный труд русских людей, направленный на преобразование нашей страны.

Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя (пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны.

Опираясь на эти ведущие положения при отборе знаний о стране, можно составить примерную программу обучения детей старшего дошкольного возраста: они должны знать, что Россия - многонациональное государство, что необходимо жить в мире и дружбе с людьми разных национальностей.

Воспитатель расскажет детям, какая разноцветная наша земля: зеленые леса, серая тундра, желтая пустыня, синие моря и реки. Страна у нас богатая: есть и уголь, и золото, и нефть; есть и хлопок, и пшеница, и лен. Самые большие машины делают в нашей стране. Самые сильные ледоколы - «Ленин», «Сибирь», «Арктика» - советские. Первые космонавты - советские. А какие игрушки для детей делают народные умельцы! Не во всех странах мира детям живется так хорошо, как у нас. Есть чем гордиться гражданину России.

Как же нужно организовать педагогический процесс, чтобы дошкольники усвоили необходимые знания о стране и чтобы одновременно велась работа по воспитанию патриотических чувств?

Одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определенное время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Тематическое планирование способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения однотипных переживаний. Такое повторение делает переживания ребенка более глубокими, прочными. Но при этом следует опасаться эмоциональной адаптации, т. е. привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а снижение интереса, затухание чувств. Поэтому, приступая к работе по той или другой теме, воспитателю важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов и событий, на каких примерах остановит внимание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания.

Различные темы воспринимаются детьми по-разному, но все возникающие у детей в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство - любовь к Родине. Так, разные по содержанию и по своей эмоциональной направленности темы: «Природа нашей страны», «День рождения страны», «Советская Армия - защитница Родины» и т. п. - раскрывают одно понятие -«Родина» и способствуют пробуждению патриотических чувств.

На музыкальных занятиях дети слушают русскую народную музыку, музыку народов мира, разучивают пляски, национальные игры. Важно, чтобы музыкальный работник, действуя в тесном контакте с воспитателем, при планировании своей работы учитывал, что узнают дети на других занятиях.

Главную эмоциональную нагрузку несут слово педагога, художественные средства - музыка, картины, художественная литература.

По всем темам нужны занятия, на которых закрепляются знания детей. Они должны проходить в живой, увлекательной форме, например в форме составления детьми программы концерта из известных произведений о Родине, о воинах, о подвигах. На таких занятиях дети в непринужденной обстановке показывают, что они знают, высказывают свое отношение.

Проверить уровень знаний детей и правильность сформированных отношений можно и в деятельности, например при оформлении зала к празднику.

Итоговые занятия можно проводить не только в форме беседы, составления рассказов, программы концерта, пересказа произведений и т.* п. Это может быть и изобразительная деятельность детей или устройство выставки картин, поделок на определенную тему. На таких занятиях надо дать ребятам возможность высказать свое отношение к событиям, явлениям.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к ее богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка-дошкольника невелики и несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

В патриотическом воспитании дошкольников важное место занимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познавать окружающий мир, быть его участником. В ролях, пограничников, рабочих, врачей, учителей дошкольники приобщаются к событиям, происходящим в стране.

Педагог, использующий игру как средство патриотического воспитания детей, должен обращать внимание дошкольников- на соответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведения и стараться донести их содержание до сознания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональный отклик, желание играть; педагог должен также продумать возможное содержание игры и те разнообразные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того, он должен обеспечить детей игрушками, необходимыми атрибутами, помогать им советами, предложениями.

В коллективной игре дошкольники становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, о традициях и обычаях наших народов.

Выставки к праздничным датам, выставки бытовых предметов разных республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять события общественной жизни. Такая форма работы не только способствует закреплению знаний детей, полученных на занятиях, но и создает условия для формирования нравственно – патриотических чувств. Дети учатся рассказывать о своих впечатлениях, о различных событиях, учатся правильно оценивать значение праздников. Эта форма работы помогает к тому же интересно организовать в свободное время деятельность детей, направив ее на решение основных задач патриотического воспитания.

Конечно, невозможно в один раз рассказать все стороны патриотического воспитания. Но хотелось бы, чтобы воспитатели не забывали, что они первыми знакомят детей с Родиной, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное - зародить в ребенке это великое чувство - быть гражданином своей страны. Быть настоящим – Россиянином.

Мария Чернецкая
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь ? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы , которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников .

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей .

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :

- воспитание

- воспитание уважения к труду ;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства

чувства

деятельности воспитывают чувства

По данным последней переписи населения в России 80% населения составляют русские, на втором месте – татары, на третьем – украинцы, затем мордва и чуваши. В среднем Поволжье, где находится и республика Мордовия славянские, тюркские и финно-угорские национальные корни переплетаются гораздо сложнее и гуще, чем в других полиэтнических регионах.

Мы сегодня видим новый расцвет культур коренных народов Поволжья. Открываются детские сады, школы, классы с обучением на родном языке. Национальные праздники собирают тысячи людей самых разных национальностей.

Проблема раннего формирования у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов может решаться лишь в ходе изучения и общения представителей культур данного региона. Т. е. поликультурное воспитание – это формирование знаний и уважительного отношения к культуре в целом и к представителям этой культуры в ближайшем окружении ребенка.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна.

Основой формирования у детей социального опыта , воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников . В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию ?

1. Приучать ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходить с ребенком в библиотеку и посмотреть, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организовать к ним экскурсии и рассказать, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграть с ребенком в «новоселье» , разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотреть, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4. Воспитывать у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдать за тем, как привозят и разгружают хлеб. Рассказать, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

5. Рассказать ребенку о своей работе : что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Рассказать, что вам нравится в вашем труде .

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложить ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?» , «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложить ребенку нарисовать, что больше всего понравилось .

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей : выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной» , «любовь к Отечеству» , «ненависть к врагу» , «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности : семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения) . Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци : семья - подлинный орган воспитания , она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность . Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Исходя из этого нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения , которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей , которые будут любить свою страну и оберегать ее.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание . Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

В дошкольный период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Проблемой патриотического воспитания занимались: Т. Н. Доронова, Н.Николаева, Т.С.Комарова, Т.А.Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н.Бабаева. Они делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи А.Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Понятие патриотического воспитания

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма, Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.

Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.

Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.

Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) — гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства , которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма .

Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство , так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.

На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания.Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.

Методы патриотического воспитания — это способы педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности.

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу:

  • методы, повышающие познавательную активность;
  • методы, вызывающие эмоциональную активность;
  • методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности;
  • методы коррекции и уточнение детских представлений.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность

Эмоциональная активность — это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии.

Повышают качество усвоения материала и способствуют закреплению чувств игровые приемы:

  • воображаемая ситуация;
  • придумывание сказок;
  • игра-драматизация;
  • сюрпризные моменты и элементы новизны;
  • сочетание разнообразных средств.

При проведении работы по патриотическому воспитанию детей необходимо помнить следующее:

  • по ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
  • составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в этом возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были совсем маленькие» и т.д. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их запоминания (например 1812, 1941, 1945.)
  • язык рассказа должен быть очень простым, Если в рассказе встречаются незнакомые слова, то нужно объяснять их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь если предложения простые, короткие.
  • в процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает данное здание.
  • В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.

Задача дошкольного педагога — отобрать из множества впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, образными, вызывающими неподдельный интерес и эмоциональный отклик. Именно, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, дошкольный воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, научившись особенно особо выделять наиболее характерное для данной местности или данного края.

В дошкольном возрасте повышается воспитательно-образовательное значение занятий — ведущей формы организованного обучения детей дошкольников. На занятиях у детей могут наиболее успешно формироваться моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) и наиболее сложные представления о доступных детям пяти-семи лет явлениях общественной жизни. Знания, приобретаемые детьми, формирующиеся представления будут иметь нравственную направленность лишь при условии одновременного воздействия на чувства детей, т.е. когда процесс приобретения знаний сочетается с воспитанием положительного отношения к людям, к ценным явлениям окружающей действительности и формированию активной позиции нетерпимости ко всему плохому — к лжи, лени, эгоизму, безответственности, недисциплинированности и т.д. Систему занятий нужно организовать так, что бы на примере высоких человеческих качеств легко усваивалось патриотическое воспитание дошкольников.

Особое внимание нужно уделить сказке . Здесь воспитателю можно использовать большое количество бесед, рассматривание иллюстраций, пересказ сказки по картинкам, дидактические игры, настольные игры, включить детей с отклонениями в игровую деятельность в качестве лидеров, использовать их творческий потенциал в театральной деятельности.

Занятия должны строиться с в доступной и интересной для детей форме. Для этого необходимо использовать: развивающие игры; этюды; упражнения; рассматривание рисунков и фотографий; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; чтение художественных произведений; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини — конкурсы, игры — соревнования и т.д.

Начинать и заканчивать занятия необходимо с какой — либо игры, упражнения для специфического настроя детей.

Занятия необходимо проводить в комфортной обстановке, желательно создать форму круга, что, в свою очередь, создаст ощущение целостности, облегчит дальнейшее взаимопонимание и взаимодействие детей. Обстановка имеет большое значение для восприятия рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Сказка обязательно должна переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от нее сохранялись как можно дольше. Почти каждое занятие необходимо завершать созданием детьми какого — либо рисунка в своих заранее созданных индивидуальных альбомах.

Детский рисунок — станет итогом работы на занятии, который объединит в себе все развиваемые во время занятий эмоции, впечатления, знания и умения. К занятию полезно прилагать домашнее задание для совместного выполнения его ребёнком с родителями.

Система работы по формированию патриотических чувств у дошкольников с применением методов стимуляции эмоциональной активности развитии должна включать несколько разделов, которые будут направлены как на развитие эмоциональной сферы, так и патриотического сознания.

Только при подобном формировании структуры занятий сможет произойти постепенное психологическое развитие ребёнка.

В результате занятий ребёнок постепенно научится определять настроения, владеть своими чувствами, постепенно подойдет к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими, в своём осознании себя как патриота своей Родины, своей культуры, языка, традиций и т.д. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, ее наследии, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный характер, их захватывает, прежде всего то, что действует на их чувства, в чем огромную роль играют беседы, выставки, экскурсии, используемые педагогом в ходе воспитания. Для воспитания патриотических чувств у ребенка используется большое количество форм и методов воспитания — это игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительная деятельность, экскурсии, беседы, дидактические игры, настольные игры и т.д., которые часто связаны со стимуляцией эмоциональной активности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы дети были активно вовлечены в процесс формирования патриотических чувств. Воспитание патриотизма видится, прежде всего в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувствительную сферу. Необходимо при формировании патриотического воспитания помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

«Воспитание чувства

патриотизма у

дошкольников»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад к/в №8«Аистенок»

Гончарова О.В.

г.Мичуринск

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Что такое любовь к Родине, к Отечеству? Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Любовь к Родине – это такая любовь, о которой и не подозреваешь потому, что человек рождается с ней. Человек растет, взрослеет, но привязанность к родным местам остается на всю жизнь.

Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего края. Это выражение глубокой любви ко всему, что с ранних пор вошло в сердце, как самое дорогое.

Историческая память народа – непреходящая ценность: она передается от поколения к поколению, знаменуя собой продолжение жизни.

Каждого интересует история родного города, как жили далекие и близкие предки, что обретали, что теряли, отсчитывая век за веком.

Это наша земля, это наша история. И не найти нам достойного пути в БУДУЩЕЕ, если не проникнемся чувством сыновней любви ко всему, что есть доброго на родной земле. А основы такого отношения к окружающей действительности закладываются в период дошкольного воспитания.

Перед нами педагогами и родителями стоит важная задача –

приобщить детей дошкольного возраста к истории Отечества. Научить их задумываться над тем, что значит: «Я – Мичуринец» - знать, с чего начинается малая Родина, свои истоки. Главная идея - возрождение

духовности семьи, изучение и внедрение в быт народных традиций, знакомство с историческим прошлым родной земли, воспитание

чувства патриотизма.

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу в данном направлении, педагог, прежде всего сам, должен выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Любой край, область, город, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа, множество заводов и фабрик, свои знаменитые люди. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.

Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о том, чем славен родной край. Однако необходимо, чтобы у детей сложилось правильное представление о родном крае как части большой прекрасной страны – России, в которой они живут.

Перед воспитателем всегда стоял вопрос, какие методы и приемы использовать при ознакомлении с историей родного города. На мой взгляд, ошибочно начинать знакомство с прошлым города. Это может внести путаницу в головы детей. Целесообразно начать историческое образование с последнего столетия. И только после того, когда дети хорошо усвоят эти знания, вернуться в период зарождения (образования) города.

Наиболее оправданными методами при ознакомлении с малой Родиной можно считать следующее:

a ) Организованные прогулки и экскурсии. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, перед посещением, например, музея, рекомендуется заранее познакомить их с наиболее яркими экспонатами музея. Предупредить детей заранее о походе в музей, обставьте это с торжественностью и идите в музей с приподнятым настроением. В зале необходимо сразу подойти к тем картинам, которые знакомы, сделайте так, чтобы они сами узнали.

Важно не перегружать ребенка впечатлениями, терминами непонятными для него. Поэтому важна подготовка:

Наблюдения;

Рассказ воспитателя или непосредственных участников событий в

сочетании с рассматриванием иллюстраций, чтением художественной литературы, слушанием музыки и т.д.;

Совместное участие детей, взрослых, родителей в благоустройстве своего города;

Закрепление знаний детей в деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, праздники, викторины и т.д.

б) Особый подход в воспитании чувства патриотизма необходим в младшей группе. Ознакомлению детей с историей Отечества предшествует знакомство с понятием времени. Сначала нужно дать ребенку возможность разобраться в том, что означает «вчера», «на прошлой недели». Ему понадобиться некоторое время, однако он научиться, довольно быстро располагать в хронологическом порядке какие – либо периоды времени. Поэтому в первую очередь нужно научить делить время на отрезки. Тут надо придерживаться определенной системы и не спешить.

I этап – прошлое ребенка (работа с родителями).

Желательно взять альбом с фотографиями, располагая события в хронологической последовательности и объявить, что ребенок услышит свою собственную историю. (Вначале совсем маленький – начал садиться – теперь самостоятельно ест, вот научился ползать – вставать – ходить и т.д.)

Дети очень любят слушать рассказ про них самих и просят говорить об этом почаще. А потом сам будет рассказывать свою ИСТОРИЮ.

II этап – история родителей . Объяснить ребенку, что родители тоже были маленькими, т.е. повторяя историю самого ребенка. Показать, что жизнь в то время отличалась от теперешней: разная одежда, транспорт и т.д. Ребенку иногда трудно поверить, что родители, когда – то были тоже детьми.

III этап – история дедушек и бабушек .

Рассказать надо по той же схеме, что и о ребенке. Необходимо растолковать детям, что все люди сначала были детьми, имели родителей, которые раньше были детьми и т.д.

IV этап – история семьи .

Выстроить историю ребенка, родителей бабушек и дедушек на отдельных фотографиях и дать ребенку самостоятельно выстроить события в хронологическом порядке.

Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного города необходимо проводить параллельными блоками.

I блок. Занятия по познавательному развитию.

1. «Мы и наши имена» - дети рисуют свой портрет; фотографии.

2. «Я и моя семья» - генеалогическое древо.

3. «Моя улица» - экскурсия, беседа, зарисовка по памяти.

4. «Мой дом» - беседа, зарисовка по памяти.

5. «Мичуринск – современный, красивый город» - экскурсия.

6. «Его имя носит город», «Город – сад», экскурсия в дом – музей

Мичурина.

7. «Творчество А.М. Герасимова» - экскурсия в дом – музей Герасимова.

8. «Герои – земляки», «Они защищали Родину» - беседа,

Экскурсия на площадь Славы, возложение венка к Вечному огню.

II блок. Экологический.

1. «Куда бежит река Лесной Воронеж» - работа с картой.

2. «Лес словно терем расписной» (деревья) – наблюдения на прогулке.

3. «Кто, кто живет в лесном теремочке» - животный мир Тамбовской области - рассматривание фотоальбома, экскурсия в краеведческий музей.

4. «Жители подводного царства» - рассматривание фотоальбома.

5. «Путешествие в Панский лес» (знакомство с запрещающими знаками) - экскурсия в лесопарк.

III блок. Изодеятельность

1. «Моя улица» - передавать образ своего дома.

2. «Мой город» - знакомство с выдающимися людьми.

3. «Мичуринские узоры» - знакомство с Козловским промыслом.

4. «Козловский женский костюм».

5. «Русская вышивка» - символы русской вышивки.

6. «Рушники».

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать необъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста - уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Уже в младших группах предусматривается приобщение к народной игрушке - пирамидке, матрешке, неваляшке, каталкам и др. Малышей в этом возрасте знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством. Хохломы, Городца, Дымковской, Филимоновской игрушкой.

Декоративная роспись, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что приобщение детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски до театра – вот путь развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».