Воспитание патриотизма через систему краеведения. Из опыта работы. Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся на основе изучения истории родного края

К сожалению, в нашей стране очень многое доводится до абсурдных крайностей. В недавнее советское время все население, включая все возрастные группы, профессии, превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В новых условиях отказались не только от организованной воспитательной работы, от пионерского, комсомольского, профсоюзного и иного движения, но и вообще от какого-либо воспитания, что явилось еще одной дополнительной причиной всплеска преступности, создания различных профашистких организаций. (Макеев.2001, с.4.)

Во - первых, мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние, представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей работе я попытался показать как историко-краеведческий материал используется мною в обучении и воспитании школьников.

Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.

Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подро-стков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории, имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов.

Становление исторического краеведения
История краеведения берет свое начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками своих мест. Свои знания они передавали из поколения в поколение, тем самым сохраняли преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Краеведение отчасти отразилось в летописях, которые стали использоваться властями. Однако становление исторического краеведения, неразрывно связанного с наукой, относится к эпохе преобразований начала 18 века. Указом Петра 1 от 13 февраля 1718 г. предписывалось «о всех любопытных народных краеведов докладывать царю и награждать их за поиск древностей в своем крае». В поисках, собирании и систематизации краеведческих материалов большую роль сыграли русские ученые.

К началу 18 века боярский сын города Тобольска С. У. Ремизов (1642-1720) составил «Историю Сибирскую», положив начало изучению отдельных краев (регионов) Российского государства. В 1737 г. историк В.Н. Татищев (1686-1750) впервые разослал анкету с целью сбора материалов для своей «Истории Российской». Эту практику продолжил М.В. Ломоносов (1711-1765) , который приступил к работе над «Ландкартой Российской». (Географическим атласом).

Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в школе принадлежит К.Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», К.Д Ушинский в 1863 г. писал: « Легко себе представить, ярких верных действительных образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса…» (Ашурков.1980.С.6.)

Много сделали для изучения Сибири ссыльные революционеры-декабристы. А.А. Бестужев в «Отрывках из рассказов о Сибири» описал жизнь и быт сибирских народов и т.д. Начатое им дело успешно продолжили оказавшиеся в сибирской ссылке революционеры-народники. Сибирское отделение Русского географического общества с конца 60х г. 19 века широко привлекало их к изучению края. Много сделал для изучения Западной Сибири И.Л. Словцов, достойный вклад в сохранение и изучение прошлого Ямала внес И.С. Шимановский, проживавший в начале 20 века в г. Обдорске. Именно он помог организовать комплексную экспедицию Русского географического общества во главе с профессором Б. М. Жидковым.

В советское время с 1920/ 1921 учебного года, краеведение было включено в школьные программы, начинает издаваться журнал «Советское краеведение». (Выходил до 1936 г).
Однако в 30-ые годы краеведческое движение было фактически разогнано, закрыты многие музеи, утрачены музейные предметы. Только в 60-ые годы краеведение стало выходить из «подвалов». (Шмидт.2003.С.5.)

Сегодня краеведение- это авторитетное общественное движение . Проводятся конференции, съезды, в 1990 г. создан Союз краеведов России. Для дальнейшего исторического и практического развития исторического краеведения региона большое значение имеют труды современных учителей-новаторов, а так же специалистов в области краеведения: В. Н. Иванова, А. К. Омельчука, Г. Н. Волкова, Г. Сусой, В. Н. Няруй, В. П. Петровой, Г. П. Харючи, Л. П. Пимановой, Н. В. Лукиной, Л. Ф. Липатовой и других.

Краеведение вошло в систему исторического, патриотического воспитания в школах, ведется работа по истории пионерских отрядов, комсомольских организаций, школ, колхозов и совхозов. Активизирована деятельность юных краеведов по выявлению и охране памятников истории и искусства. Учащиеся и учителя интенсивно собирают материалы истории городов и сел.

Материалы школьного краеведческого музея на уроках истории
Школьный музей можно назвать «волшебной машиной времени» (Сейненский.1988. С.4.) В нем за короткое время, отведенное на урок или внеклассное задание, ученик может совершить путешествие в минувшее прошлое, сравнить события разного времени, заглянуть в будущее. Имеющиеся материалы по истории края и региона, позволяют учить детей не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах из жизни родных, односельчан, на событиях из жизни поселка.

Экспозиция нашего школьного историко-краеведческого музея позволяет наглядно показать это, связать материал с уроками истории. На сегодняшний день в музее сформировано несколько разделов, отражающих развитие региона с древности до наших дней. Например, школьные программы не дают учащимся серьезных знаний по археологии, однако логика школьного образования предполагает более углубленное знакомство детей с достижениями этой науки. Кроме того, необходимо также поощрять интерес ребят к исчезнувшим народам и тайнам прежних цивилизаций. Наконец, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям.

В разделе нашего музея «Археология Ямала» показана культура древнего народа «сихиртя», есть карта мест раскопок, которые были проведены в районе. Проводя уроки по истории Древнего мира, истории Отечества, показываю ученикам обломки керамики, каменные наконечники стрел, которые были найдены бывшим учеником школы Захаровым Александром, фотографии железного топора, используемый на охоте набор наконечников для стрел, копья. Этот раздел дополняется костями мамонта и фотографией мамонтенка «Маши», найденного в нашем районе. Сейчас это экспонат окружного музея.

Все это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как трудно жилось человеку рядом с огромными дикими животными - мамонтами. Эти предметы прекрасно дополняют параграфы учебника, свидетельствуют об эволюции и развитии орудий труда. Для более эмоционального восприятия темы предлагаю ученикам определить принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы. После этого обязательно проводим обсуждение и даем оценку высказанным версиям.

Раздел «Ямал и Россия» демонстрирует жизнь полуострова до 1917 года. Появление русских в крае отмечается уже в XI веке. Отправка « охочих людей» на Камень зафиксирована в летописях XIУ-ХУ века. Русскими промысловиками и землепроходцами уже в то время были установлены достаточно прочные связи с краем и его жителями. По карте Ямальского волока прослеживаем, в каких тяжелых природных условиях шло освоение Обского севера, как развивалась торговля в крае.

Об исследователях Ямала рассказывают материалы экспедиции 1862 года под руководством капитана первого ранга Павла Ивановича Крузенштерна. Команда шхуны «Ермак» должна была провести гидрографические исследования Карского моря, метеорологические наблюдения, проверить возможность достижения устья Енисея морским путем. Однако выполнить эту задачу до конца не удалось: эти люди волей судьбы оказались на Ямале, потому что судно было затерто льдами. Команду спасла семья Сейча Сэродэтто, богатого оленевода. В дальнейшем ему был пожалован кафтан от кабинета Его Императорского величества, право собирать ясак, разбирать жалобы соплеменников, за что его назвали тундровым царем. Этот факт подтверждается в нашем музее портретами императора Александра и его жены Марии Александровны, которые сохранились в роду Сейча и выставлены в экспозиции.

Приведенный эпизод свидетельствует о многом и, в первую очередь, о дружбе и взаимопомощи народов России, которая уходит в глубь веков. Во-вторых, показывает, какие трудности, лишения пришлось испытать путешественникам и первопроходцам. Дополняется раздел денежными ассигнациями и монетами, бывшими в обращении на Ямале в досоветский период. Часть этих монет принесли школьники и передали музею.

О расселении ненцев на Ямале, их родовых землях рассказывает карта, составленная в начале XX века и размещенная в разделе «Религия ненцев». Выставленные там бубен шамана, фотографии ненецких святилищ и богов, металлические украшения дают представление о верованиях и культуре коренного народа.

Фотография «золотой бабы» показывает идола, которому молились ненцы, ханты и манси. Об этой «бабе» есть упоминание авторов середины XIX и начала XX веков, хотя до сих пор она не найдена. Говорят, что эти «бабы» были и медными и серебряными и даже золотыми. Возможно, этот идол, или его копии, находится где-то на Ямале.

Рассказ о распространении христианства в крае связываю с деятельностью миссионерских станов, один из которых был основан дьяконом Мартимианом Мартемьяновым - служителем Обдорской миссии, которую возглавлял игумен Иринарх (в миру Иван Семенович Шемановский). Материал очень важен при изучении тем: «Возникновение религии», «Распространение христианства».

Содержание разделов «Быт и культура народов Сибири» помогает учителю в проведении уроков по теме: «Народы Сибири». Выставленные на стеллажах модели национальной одежды, нарты, различные фотографии показывают мир вещей коренных жителей, прекрасно приспособленных к тундровым условиям. Чум выдерживает метели и хранит тепло зимой, а дым в чуме летом спасает от комаров. Нарта, на которой можно ездить зимой и летом, помогает переправляться через реки. Орнамент, разнообразные полоски, украшения на кисах и ягушке носят определенный смысл и значение.

Широко используется материал, выставленный в раздел «Великая Отечественная война». На уроке «Тыл в годы войны» рассказываю о судьбе ярсалинцев, сборе средств на нужды фронта, работе детей в фонд обороны, читаем местные газеты тех лет. Изучая боевые действия, обращаюсь к предметам и вещам прошлых лет: штыку, затвору винтовки, ракетнице, каскам немецкого солдата и советского бойца, осколкам мин и снарядов, патронам и пулеметной ленте. Это дополняет рассказ и создает особый эмоциональный настрой на уроке.

Обращаю внимание на фотографии фронтовиков, рассказываю об их боевом пути и наградах, потому что потомки этих солдат живут и сейчас в поселке, ходят в школу их внуки. Комплекс этих материалов дает возможность создать реальную обстановку тех военных лет, что особенно важно в наше время для воспитания чувства долга и патриотизма.

Очень важны материалы по экологии, потому что природе Ямала за время работы геологоразведочных экспедиций нанесен огромный ущерб. Раскрывая тему об открытии месторождений, напоминаю учащимся, что природа - человек - животный мир должны жить в согласии, что нужно бережно, по-хозяйски использовать богатства природы.

Показывая ребятам представителей животного мира, растения тундры, постоянно подчеркиваю мысль о том, какими осторожными, внимательными и заботливыми должны быть люди, как живо и болезненно реагирует природа на вмешательство человека в ее жизнь.

Музеем проводится поисковая и исследовательская работа. Богатый материал был собран к юбилею школы и поселка. К работе были привлечены школьники, учителя, воспитатели, бывшие выпускники. Разосланы письма тем, кто когда-то работал в школе. Удалось найти автобиографию одной из первых учительниц школы - С.И. Станкевич, получить воспоминания С.С. Никитиной и других. Был составлен фотоальбом по истории становления школы - от первых ее учеников до наших дней. Собраны и оформлены списки учащихся, получивших среднее образование в нашей школе. Изготовлен альбом об учителях и выпускниках школы. Оформлен стенд по истории поселка, где размещены фотографии первых его жителей, наиболее значимых объектов. Есть фотография М.М. Броднева, который внес большой вклад в развитие поселка.

Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по Отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедился, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.

Исследовательская работа учащихся позволяет приобрести навыки работы в архиве, с первоисточниками. Ребята учатся проводить исследования, брать и обрабатывать интервью, проводить социологические опросы и т.д. Так, ученица 11 класса, Утенеева Маша, работая по теме «Христианизация ненцев на Обдорском Севере», изучила имеющуюся литературу по данной проблеме, побеседовала с представителями Ярсалинской православной общины, встречалась с верующими тундровиками-ненцами. Ученица 10 класса, Дунаева Аня, исследуя тему « Семья Федоровых», изучила не только перво¬источники, имеющиеся в районном музее, но и описала воспоминания родственников, знакомых этого большого семейства, собрала фотографии и т.д. В 2003/04 учебном году организовал кружок «Краевед», где занимаются в основном ученики 6-х классов, которые через два, три года будут достойными знатоками своего края. Эта работа вызывает у ребят восторг, удивление, ставит перед ними вопросы.

Историческое краеведение в школе является одним из ис¬точников обогащения учащихся знаниями родного края, воспи¬тания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нрав¬ственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важ¬ное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине бе¬рет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого. (Борисов.1982.С.3.)

Наш Ямал богат не только людьми, нефтью и газом, он также интересен своим самобытным прошлым, культурой. Что было здесь десять, тридцать, пятьдесят, сотни и тысячи лет тому назад? Эти вопросы, волнуют молодежь, как коренной национальности, так и тех, кто приехал и приезжает сюда осваивать несметные богатства. И не только любознательность ведет людей в историческое прошлое. Ими, скорее, движет стрем¬ление узнать и передать для потомков все то, что накопил в своей славной истории народ этого сурового края. Ведь история - это мостик, кото¬рый простирается от прошлого в настоящее и ведет в будущее.

Список литературы
1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. М., 1982.
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982.
3. Макеев А.Ф. Поисково-краеведческая деятельность в школах Севера. Салехард, 2001.
4. Сейненский А. С Музей воспитывает юных. М., 1988.
5. Шмидт С. О. На вопросы редакции отвечает академик РАО, председатель Союза краеведов России Сигурд Оттович Шмидт. Журнал «Преподавание истории в школе», №2, 2002.

Выступление заместителя директора

по учебно-воспитательной работе

на Международных Рождественских Образовательных чтениях

«Наука, образование, культура:

духовно-нравственные основы и пути развития».

Москва, 2009 г.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Россия, город Тольятти,

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 38,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

В МОУ гимназии № 38 работает школьный краеведческий музей «Хранитель времени». Музей имеет паспорт и включён в реестр городских музеев. Конечно, музей начал свою работу благодаря инициативе, большой организационной, научно - методической деятельности педагогического и школьного коллектива гимназии. Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Это школьный проект по созданию музея, над которым учащиеся работали полгода. Музей увековечил память об учителях-ветеранах гимназии, началась активная работа по сбору материала об истории школы и города. На базе музея продолжилось активное сотрудничество с ТОС-2 и советом ветеранов квартала. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.

Оргкомитет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, определил цели и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. При этом важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся.

Следующим шагом стало составление тематического плана музея. Наличие такого документа является условием целенаправленного поиска материалов. При составлении тематического плана нашего музея, особое внимание уделялось желанию отразить историю города, школы. В процессе работы определились ключевые даты: конец 60-ых начало 70-ых – строительство Автозаводского района г. Тольятти, 1972 год – год открытия нашей школы, 1999 год, когда наша школа стала гимназией; определились основные направления разделов: «Гордое звание- учитель»- об учителях, которые работали и работают в гимназии, «Школьная жизнь-история и современность». В процессе формирования фонда в музей поступило много предметов быта советского периода, поэтому в тематический план был включен раздел, посвященный культурно-историческому наследию прошлого века, который стал основой для изучения и понимания особенностей определенного исторического периода, того времени, когда была построена наша школа и Автоград. В настоящее время музейная экспозиция состоит их трех разделов: «История школы», «История города», «Культура и быт прошлого века».

Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т. е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из совета музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции. Эта деятельность была значимой в работе музея, так как определить место каждого экспоната следует органично в общей экспозиции. Тематически-экспозиционный план составлен по отделам, стендам. Мы гордимся тем, что в нашем фонде есть копии фотографий Ставрополя на Волге до затопления, фотографии строящегося Автозаводского района, подаренные нам Н. И. Сидориным, начальником производственно-оперативного отдела УКСа. Подлинный план-схема застройки нашего района, документы и награды работников Волжского автомобильного завода, памятные медали, книги, посвященные нашему городу. Есть в нашей коллекции патефон, пластинки, школьные принадлежности прошлого века. И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда, живущих в нашем квартале и работает над созданием видеофильма «Живые голоса истории». Другая творческая группа собирает материал об учителях-ветеранах, работающих в нашей гимназии. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей гимназии. Музейными экспонатами стали книги, подаренные Ш. А. Амонашвили, коллекция видеофильмов Н. С. Бондарчук, фото и видеоматериалы 35-летнего юбилея гимназии, грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. Н а экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. В практике работы нашего школьного музея используются экскурсии по музейным экспозициям и с посещением памятных мест города. Нами был разработан экскурсионный маршрут по городу. Эта экскурсия предполагает изучение учащимися истории города, связанного со строительством ВАЗа и Автозаводского района. Рассказ составлен таким образом, чтобы заново взглянуть, казалось на давно знакомые места по новому, которые могут приобрести иной исторический смысл. Вот рядом со школой дом, похожий на многие другие, но обратив внимание ребят на небольшую мемориальную доску, они узнают, что этот дом был первым заселен в строящемся тогда новом городе, и как радовались строители завода первому благоустроенному жилищу. Мало кто знает, когда был построен первый в нашем районе кинотеатр «Сатурн», Дворец спорта «Волгарь», что архитектурные сооружения нашего района - это образец советского градостроительства 70-ых годов, что подобного города еще не было во всем Советском Союзе. Заключительным этапом этой экскурсии является посещение памятника В.Н.Татищеву, где совершается небольшой экскурс в историю возникновения нашего города Ставрополя на Волге. Ребят поражает тот факт, что под водами раскинувшего перед ним водохранилища и похоронен старый Ставрополь, который был затоплен в связи со строительством Волжской гидроэлектростанции. Такая экскурсия вносит в историческое представление учащихся образность, конкретизирует их знание по истории края, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим, понять, что история своей малой родины тесно связана с историей страны. Материал, полученный на такой экскурсии, активно способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему отечеству.

Другим видом экскурсии является экскурсия по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии. Для младших школьников: «Любимый край родной», «Татищев В.Н. – основатель Ставрополя на Волге», «Общеобразовательная школа прошлого столетия». Для учащихся 5 – 9 классов: «Город Тольятти – трижды рожденный», «История ВАЗа», «Как строился Автоград», «Основные этапы развития школы», «История края, города в истории страны». Разрабатываются экскурсии: «История монет», «Культурно-историческое наследие нашего города», «Выпускникам посвящается…». В перспективе планируется проведение экскурсий на английском языке, что позволит использовать музей для поддержания лингвистического профиля гимназии. Создана творческая группа учителей, которая работает над проблемой: «Роль школьного музея для поликультурного воспитания учащихся». Предполагается расширение экспозиции музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в краеведческую работу. На данный момент дизайнерская группа работает над страницей школьного сайта, где будет размещен материал о музее. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

Литература

Ашурков В. Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1982

Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 1999

Гостев А. Воспитание историей. Народное образование. № 6, 1998, с. 26 – 28

Рубин А. А. Юрченко З. В. Внеурочная работа по общественным предметам. Преподавание истории в школе, № 5, 1991, с. 102 – 107

Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004

Преподавание истории в школе. № 8, 2007, с 3 – 25

О.В.Воробьева

Руководитель школьного музея

«Хранитель времени»

МОУ гимназии № 38

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – ХРАНИТЕЛЬ И НОСИТЕЛЬ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.

Отвечая запросам времени, в 2006 году в нашей гимназии был создан музей «Хранитель времени», поскольку несомненна роль школьного музея в воспитательном процессе в целом и в патриотическом воспитании в частности. Создавая музей, мы ставили перед собой следующие задачи:

Воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников.

Сегодня музей «Хранитель времени» является не только воспитательным центром гимназии, но и постепенно становится социокультурным центром всего микрорайона.

На чем же основана работа с учащимися в нашем музее? Прежде всего, необходимо отметить

Организацию культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;

Работа музея тесно связана с развитием детского самоуправления;

Это и проведение классных часов, посвященных героям войны,

Проведение тематических уроков «Мужества»;

Встреча с героями ВОВ, героями Афганской войны, и общение, ставшее доброй традицией, со служащими военной части № 02977 города.

Вся эта работа невозможна без привлечения к работе родителей и педагогов-предметников: работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, ИЗО, географии и природоведения, иностранный язык, так как наша гимназия является учебным заведением лингвистической направленности. Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать больше об истории и природе родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности.

Основной направленностью в нашей деятельности мы выбрали историю страны, историю нашего города и главное это культура и быт ушедшего столетия.

Всю краеведческую и исследовательскую работу в музее ведут учащиеся. В этом году в актив включены уже и пятиклассники. Не смотря на то, что ребята только, что перешли из начальной школы в среднее звено и адаптируются к непривычным для них условиям, работа в музее помогает им в их адаптации, она дает им чувство ответственности за принятые ими решения. Конечно, они работают под руководством более старших и опытных членов «Совета музея», но главное, что ребята заинтересованы и с удовольствием участвуют во всех традиционных мероприятиях:

Это работа и встречи с ветеранами;

Изучение истории Родного края;

Помощь в сборе информации о памятниках Самарской губернии, а главное нашего города Ставрополь-на-Волге;

Посещение и активное сотрудничество с музеями города;

Активная работа по оформлению музейной экспозиции, а теперь и над реконструкцией музея.

В прошлом году по инициативе «Совета музея» прошел большой гимназический конкурс, посвященный «Году Семьи» - «Герб моей Семьи» и составление генеалогического древа семьи, по окончании работы, была оформлена школьная выставка. Эта работа помогла ребятам узнать историю своей семьи, а значит, начало формироваться чувство уважения к своему прошлому, к своему наследию.

Под руководством педагогов и актива музея ко всем знаменательным датам проводятся торжественные классные часы по параллелям – где ребята выступают перед учащимися и гостями с театрализованными и литературными композициями.

В этом году прошла серия незабываемых для ребят мероприятий, посвященных военнослужащим – героям, погибшим в ВОВ, а также нашим землякам-военнослужащим нынешнего поколения. В апреле прошло торжественное открытие экспозиции, посвященной воинам – героям, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане. Помимо фотографий и документов экспозиция включает в себя четыре памятные мемориальные доски, посвященные выпускникам нашей гимназии, погибшим в Афганистане. В мероприятии приняли участие бывшие воины-афганцы, они совместно с нашими ребятами подготовили концерт, на торжественное открытие были приглашены родители героев.

Хочется сказать и о работе, которую ведет музей по повышению авторитета вооруженных сил, о необходимости выполнения долга по прохождению воинской службы. Совместно с воинской частью № 02977, с которой заключен договор о сотрудничестве, организована большая патриотическая работа.

Делая акцент на воспитание патриотизма, мы не могли обойти вниманием жизнь героев нашего города - ведь это неотъемлемая часть истории нашей страны. Изучая эти страницы истории, наши учащиеся создают свою страницу в работе нашего музея.

В этом году, благодаря кропотливой, последовательной и поистине творческой работе наших ребят, музей «Хранитель времени» в очередной раз принимал участие в городском конкурсе музеев «Моя малая Родина». Целый год наши активисты собирали и систематизировали данные, благодаря чему смогли составить экспозицию, посвященную молодежи 40-х и 50-х годов ХХ века. Была проделана серьезная подготовительная работа к проекту «Молодости наших бабушек посвящается». В результате наш музей «Хранитель времени» в конкурсе занял I место среди школьных музеев города.

Готовится фотоэкспозиция «Моя малая родина», куда войдут фотографии, сделанные ребятами по теме «Мой город», «Мой современник», «Природа и мы». Также принимаем мы участие и в литературном конкурсе: две молодые «поэтессы», стихотворения которых посвящены героям, погибшим в республике Афганистан и ветеранам ВОВ, стали его участниками.

Целенаправленно и скрупулезно активистами музея продумываются классные часы, посвященные теме «Я – патриот» и вечера встречи с ветеранами ВОВ. А ребята 5-х классов с огромным готовят рассказы и фотоэкскурсии для младших товарищей, посвященных истории родного края, космонавтам СССР, памятникам истории и архитектуры Самарской луки и города Тольятти, героям – ветеранам.

Большую серьезную работу проводит редакция школьной газеты «Второй дом» выпускающие уже второй год, по собственной инициативе и инициативе «Совета музея», приложение «Музейный вестник», который выходит два раза в год. В приложении печатается подробный отчет о событиях и самых главных мероприятиях из жизни музея, фотоэкскурсии, отзывы гостей гимназии о нашем музее. Популярности музея способствует и посещение его такими именитыми гостями гимназии, как режиссер, заслуженная артистка РСФСР Н.Бандарчук со своей творческой труппой; Сергей Безруков со своей супругой; заместитель редактора «Учительской газеты» И.Г Димова, заслуженный учитель, Победитель конкурса «Учитель года – 1998», О.Г.Парамонов.

Постоянными и желанными гостями нашего музея являются наши добрые друзья, это ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда, а так семьи наших выпускников – героев погибших в республике Афганистан.

Именно благодаря продуманной, методически грамотно выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительная, трепетное отношение наших учащихся к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят более младшего возраста. Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. И поэтому совершенно органично в работу музея вплелось празднование народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Участие ребят во Всероссийских конкурсах «Рождественские православные чтения», «Пасхальные чтения», ежегодно отмечены не только дипломами и благодарственными письмами в адрес музея, но и призовыми местами. В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся гимназии, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

«Краеведение - основа воспитания патриотизма».

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» Д.С. Лихачев.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа. Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и будем готовы защищать ее. Осознание подрастающего поколения гордости за свое Отечество, любви к своей стране, ответственности за свою судьбу предполагает программа патриотического воспитания, разработанная педагогами нашей школы. Патриотизм начинается с воспитания любви к своей малой родине – деревне, селу, городу в котором родился и от куда берут начало твои корни. Это и является одним из ведущих направлений деятельности нашей школы - краеведение, которое осуществляется через уроки, участие классов в туристско-краеведческом движении «Отечество»; подготовку учащихся к конкурсам, исследовательским проектам военно-патриотической направленности; работу краеведческого кружка. Туристско-краеведческое движение «Отечество» предполагает поисковую работу учащихся по назначенной тематике. Начинаем мы эту работу с проведения общешкольной линейке, на которой в торжественной обстановке 5-11 классы получают конверт с заданием. Результатом поисковой операции становится школьная краеведческая конференция, на которой классы представляют собранный материал и рассказывают о проделанной в течение года работе.

В год 65-летия Победы учащимися 9 классов была предложена тема "Война в моей семье"Тема оказалась волнующей и близкой, потому что рассказывать пришлось о своих прадедах и прапрадедах. Материал получился интересный. Это были альманахи, альбомы, презентации, составленные на основе семейных архивов, личных встреч с ветеранами, с людьми, знавшими и помнящими их. Эти работы вы можете видеть на слайде. Из работы Алексеевой Марии, правнучке Воскобойник Виктора Николаевича: «… Впереди дедушки ехали по реке его товарищи и от тяжелого груза провалились под лед, на его глазах. Едва удалось спастись дедушке, так как его машина шла за следом и тоже провалилась под лед. Собравшись с силами, он вылез из воды и чудом остался жив. Что только ни творилось на земле. Горело все: и танки, и люди, казалось даже, что горит снег. Эти люди прекрасно понимали, что отдают свои жизни во имя свободы, во имя будущих счастливых поколений. Дедушка был ранен. Все тело было покрыто осколками, но он сражался до последней капли крови...» А вот, что поведал о своей бабушке Лескиной Марии Андреевне Мирошников Петр: «…Была зенитчицей, распознавала вражеские самолеты, которые бомбили этот завод. Когда Советская Армия пошла в наступления, Мария Андреевна наряду с другими солдатами стала участницей боевых действий. Она дошла до Украины. После войны была награждена медалями за боевые заслуги.» Эпилогом к этому можно было бы поставить слова другой ученицы, которые, по сути, отражают результат нашей деятельности: "Работая над поиковым материалом, я почерпнула для себя много нового, того, что я не знала ранее. Но самое главное, я поняла, в какой великой стране я живу! Насколько велик подвиг моего народа, освободившего от фашизма весь мир! Я горжусь своей многострадальной, героической и удивительно прекрасной РОДИНОЙ!"

Участники конференции с большим интересом слушали рассказ о старшем Потехине - Семене Николаевиче, который принял участие в военных действиях против Колчака и в сражениях против фашистско-немецких оккупантов, о боевых заслугах в ВОВ двоюродного брата Семена Николаевича, Василия Максимовича, о его сыне, Александре Васильевиче, который Указом Президиума ВС СССР от 6 июня 1945 года за добросовестный и самоотверженный труд в период ВОВ был награжден медалью. В разделе «Четвертое поколение Потехиных на службе Отечества» шестиклассники отметили мужественность, целеустремленность, решительность старшего сына Александра Васильевича, Владимира, сумевшего воплотить в жизнь свою детскую мечту – стать летчиком. Два года назад состоялась встреча учащихся с Потехиным Владимиром Александровичем, на которой теперь уже полковник авиации рассказал о своей семье, о своей личной судьбе.

Краеведческий материал, который обнаруживается в процессе поисковой работе, мы часто используем и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции поселка в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.

Таким образом, учащимся становится ясно - история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов.

Педагоги нашей школы сошлись в едином мнении о том, что поисковая работа помогает в духовном воспитании и формировании личности ребенка. Ведь вся жизнь и деятельность наших прародителей – это пример высокого гражданского служения, истинной любви к своему Отечеству. Особо мы гордимся исследовательскими работами Потаниной Анны, Буздановой Екатерины, которые на областной конкурсе «Отечество. Саратовский край в истории России» удостоены третьих призовых мест. Разумов Александр, ученик 11 «Б» класса, в прошлом году стал лауреатом 8-го областного конкурса «Хранитель памяти». Поисковый материал о труженицах тыла Клоковой Тамаре, собранный краеведческой группой 5 классов, лег в основу стенда «Благодатная память жива», который занял 1 место в районном конкурсе исторический бюллетеней. Мы заметили, что старшеклассники, проводя исследовательскую работу и изучая множество документальных материалов, с большим интересом относятся к оформлению своих творческих проектов. Кроме того, благодаря использованию новых технологий семейные фотографии и документы военных лет получают вторую жизнь на электронных носителях и хранятся в школьном архиве для будущих поколений.

Учащиеся нашей школы с удовольствие принимаем участие во всех конкурсах различных уровней, имеющих военно-патриотическую направленность. Так например в текущем году наша школа принимала участие в конкурсе Web-страниц«День Победы глазами детей». Этот конкурс примечателен прежде всего тем, что при работе с краеведческим материалом дети могли продемонстрировать свои достижения в области ИКТ – это и умение работать в графическом редакторе Adobe Photoshop (создание открыток для ветеранов и небольших иконок для Web - странички) и работа с текстом для ссылок, и непосредственно создание самой страницы конкурса. Нашу работу вы можете посмотреть на сайте школы

В краеведческой работе большую помощь нам оказывает районный музей. В его стенах проводятся уроки-мужества, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на осознание исторического материала, позволяет обогатить внутренний мир учащихся.

В нашей статье обзорно представлено только то, что было выполнено школой в отношении краеведения по теме «Военная история Отечества» в прошлом году. На сегодняшний день у нас много идей, предложений. Впереди еще огромный фронт работы. Хотелось бы надеяться, что наши труды не пропадут даром, что наши слова отзовутся в сердцах детей добром и проявятся в созидательном труде на благо своей семьи, общества и Отечества.

Мы не строим грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а стараемся решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели -воспитать и укрепить патриотизм, духовность и нравственность наших детей как основного ресурса нации.

«Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул В.В. Путин в своем выступлении на встрече с представителями общественности, занимающимися вопросами духовного состояния молодёжи и ключевыми аспектами патриотического воспитания в Краснодаре .

Научить патриотизму, заставить любить свою Родину невозможно, но формировать это чувство крайне необходимо, особенно в условиях модернизации всех сфер общественной жизни, когда одной из главных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.

Осознанное чувство патриотизма формируется при соприкосновении человека с ценностями, идеалами, народными традициями. Современные реалии заставляют искать новые подходы в патриотическом воспитании. Одним из таких подходов является, на наш взгляд, введение в учебный процесс национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент является частью федерального государственного стандарта. Задачи, включенные в проект, формируют сознательное отношение к близкому окружению, представлению о «малой» и «большой» Родине, воспитывают патриота родного края. Именно поэтому возникла острая необходимость усиление внимания к историческому краеведению как методу патриотического воспитания, который помогает расширять кругозор и развивать познавательные интересы учащихся, позволяет приобщать школьников к творческой деятельности, определяет формирование практических и интеллектуальных умений, помогает в выборе профессии. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково – исследовательской, экспедиционной работе. Ведь обучение путем открытий – одна из актуальных проблем нашего времени.

В этой связи перед нами встала проблема: как, когда и в какой форме можно и нужно представить национально-региональный компонент на уроках и во внеурочной деятельности ? Как развивать познавательный интерес у учащихся через краеведение?

Использование краеведческого материала на уроках несет большой объем знаний по различной тематике и позволяет решать проблемы эффективности урока. В своей работе мы сделали попытку объединить такие разные предметы, как историческое краеведение и математика.

На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но не стоит забывать, что краеведение изобилует числами: датами, единицами измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже математика.

Мы начали свою работу с внесения корректив в учебные программы. В частности, по математике в рабочую программу были добавлены в отдельные темы фразы «решение задач с элементами краеведения»; кроме того, были намечены уроки, содержащие творческие задания по составлению задач учащимися.

Практика нашей работы показала, что использование краеведческого материала на уроках значительно облегчает усвоение знаний и делает их более прочными и глубокими. Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его составной частью. В первом случае урок полностью посвящен изучению истории края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал может использоваться в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение возможно на любом этапе урока.

На сегодняшний день очень актуальны интегрированные уроки, которые способствуют активизации познавательной деятельности, стимулируют познавательную активность, являются условием успешного усвоения материала. В нашей методической копилке накоплены интегрированные уроки истории и математики («Сталинградская битва в истории и числах»).

Краеведческий материал к уроку истории легко можно найти в книгах, в библиотеках, в местных газетах, в социальных сетях, тогда как для уроков математики это сделать весьма проблематично. В учебниках математики краеведческий аспект не представлен. Поэтому перед нами встала задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Хотелось бы показать, как же можно использовать краеведческий материал на уроках математики. Особый интерес вызвали, например, следующие устные задачи:

Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Волгограда до Курска, используя масштаб, определите это расстояние в километрах (1:100).

Задача 2. За сколько часов может проехать это расстояние ГАЗ – АА (полуторка), двигаясь с максимальной скоростью 70 км/ч, учитывая, что в пути грузовик сделает остановку на 10 минут для дозаправки?

Задача 3. В 2015 году нашему городу Волгограду исполнится 426 лет. В каком году был основан город?

Задача 4. Во время Сталинградской битвы общие потери советских солдат составили1129619 человек. Это составляет 4% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

Следует сказать, что использовать задачи с краеведческим содержанием можно на разных этапах уроках, а также на комбинированных уроках.

В ходе работы мы с ребятами придерживаемся основных требований формулировки задач, решаемых на краеведческом материале:

1. Сюжет и числовые данные задачи должны носить познавательный, характер, пробуждать интерес учащихся к математике.

2. Содержание задачи должно быть кратким, понятным для учащихся.

3. Числовые данные для задачи необходимо подбирать в строгом соответствии с учебной программой по математике.

4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Все числовые данные учащиеся берут из справочников, энциклопедий, сети Интернет. Главным условием является то обстоятельство, что числовые математические данные могут быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы.

В ходе обсуждения задач у ребят формируются следующие ключевые компетенции (умения): владеть креативными навыками продуктивной деятельности, извлекать пользу из опыта, развивать математически грамотную речь, мотивировать ответ.

Используя краеведческий материал на уроках, мы стараемся придерживаться определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязи местного и общего исторического, географического и литературного материалов. Изучив необходимую литературу, совместно с учащимися мы разработали дидактический материал, который включает знания о родном городе и определили алгоритм преподавания математики с использованием краеведческого материала.

Стоит сказать, что особый интерес у старшеклассников вызывает проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Ребятам предлагается примерная тематика проектов по краеведению, релевантных при изучении курсов «Математика» и «Краеведение»:

    Волгоградская область: общие географические и исторические сведения;

    Территории и населенные пункты Волгоградской области в числах;

    История возникновения и развития Малой Родины;

    Культурная жизнь Волгоградской области: числа и факты;

    Город на канале.

При подготовке проекта учащиеся подбирают соответствующие числовые данные, интерпретируют их и представляют в доступном для них виде.

При организации проектной деятельности на уроке математики мы отслеживаем процесс развития умений и навыков, таких как организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные. При этом диагностические данные представляют умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное и систематизировать материал, а также работу в группе, планирование, анализ своей деятельности. Примером организации такой деятельности на уроках математики является мини - проект «Сборник задач о войне «Победой кончилась война…», который был подготовлен учащимися нашей школы.

Ребятам нравится решать задачи о военных. Мы предложили им собирать из различных источников задачи о военных и о войне, а также о том, как можно применять математику на военной службе. Работа шла по определенному алгоритму. На первом этапе ребята занимались сбором фактических данных. При этом было поставлено условие, что каждая задача должна сопровождаться исторической справкой, содержащей числовые данные. Школьники могли искать сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете. Придумывая собственную задачу, ребята глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные типы задач и пополняли свой математический опыт.

В ходе работы учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы, а также научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях. Ребята увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта – сборника задач, буклета, наглядного пособия, электронной презентации. На наш взгляд, основным итогом подобной деятельности является повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение их тематического диапазона. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области.

Как показывает практика, элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер. Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря ее содержанию, но и за счет использования связанного с этим содержанием обширного краеведческого материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.

Воспитательный эффект учебного процесса неизмеримо возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить свой как патриотический, так и гражданский, воинский долг . В связи с этим можно утверждать, что особое место в работе по патриотическому воспитанию отводится именно во внеурочное время.

Внеклассные краеведческие мероприятия должны быть направлены на воспитание духовных основ патриотизма в пространстве малой Родины. И для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать все многообразие форм педагогического воздействия на ребенка в деле воспитания патриота-гражданина.

В практике работы нами используются многообразные формы (массовые и индивидуальные) краеведческой работы, которые помогают формировать ценностные ориентации и убеждения школьников, поддерживают интерес к исторической и военной тематике.

Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Таковыми нам представляются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам нашего Красноармейского района, а также историко-производственные экскурсии.

Нельзя переоценить педагогическое значение экскурсий, так как именно они дают учащимся возможность ознакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого, чем и вызывает у детей повышенный интерес.

После проведения экскурсии мы проводим устный или письменный учет знаний. Устный учет представляет собой опрос на уроке, индивидуальную беседу с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, презентации, с которыми они выступают на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний может проводиться в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть подготовка пешеходной экскурсии («Родная улица моя»), виртуальной экскурсии («Красноармейск промышленный»), стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Этот год знаменателен в нашей истории. Минуло 70 лет с того дня, когда закончились трагические события Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего края в частности. Особое место в воспитании гордости за Российское государство, увековечивании памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ занимают уроки мужества. В ходе подготовки и проведения этих мероприятий («Память сильнее времени», «Нам не дано забыть…» и т.д.) учащиеся встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги, проявленных солдатами на фронтах войны. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

Большой интерес у учащихся нашей школы вызывает участие в интеллектуальных краеведческих играх , разработанных совместно со старшеклассниками («Храмы Волгограда»), а также участие в районных интеллектуальных краеведческих играх, посвященных памятным датам истории нашего города.

Интеллектуальные краеведческие игры – это умственные, духовные игры, требующие высокоразвитого интеллекта, любви и знания истории малой Родины.

При составлении интеллектуальных игр мы учитываем тот факт, что игра – это культурная форма, которая позволяет быть свободным, раскованным, преодолевать ролевую зависимость, превосходить себя. Главное, что выносит ребенок из игры, - эмоциональное переживание. Школьники успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно запоминают информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор – общение. Причем не просто общение, а общение на изучаемую тему.

Очевидно, что значение интеллектуальных краеведческих игр невозможно оценить. Являясь развлечением, своеобразным отдыхом, они способны перерасти в обучение, творчество, воспитывать глубокое чувство патриотизма у школьников.

В общей системе патриотического воспитания учащихся особое место занимают тематические вечера . Эти мероприятия обладают значительными возможностями идейно- эмоционального воздействия на обучающихся. Основными специфическими чертами тематического вечера по героико-патриотической тематике являются публицистичность, документально-художественная образность, наличие четко выраженного сюжета, использование «звучащей армейской среды» (военные песни, марши, сигналы, произведения строевого репертуара военных оркестров и т.д.) и воинских ритуалов, композиционная стройность сценического действия и лирико-эпическая повествовательность, опора на жизненный опыт молодежи, их отношение к проблемам войны и мира, защите Отчизны. При проведении этих мероприятий мы используем различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен; проводим поэтические и музыкальные конкурсы на патриотическую тематику; организуем просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов, произведений литературы, живописи и др.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления с родным краем, городом, с его народом, бытом и традициями, у учащихся формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. « Подрастающее поколение не может полноценно развиваться без глубокого понимания и знания своего края, города, деревни. Это первое условие формирования культуры, становления подлинной духовности. Только через свой край, через землю, на которой живешь, через традицию, историческую и духовную, к которой принадлежишь на этой земле, от соков самой земли, от духа своего народа становишься человеком культуры, высокой духовности, каким и надлежит быть гражданину России .

Таким образом, представленный опыт способствует знакомству детей с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, определяет создание неповторимой среды, которая воздействует на воображение и формирование индивидуальности воспитанников, направляя их жизненный путь и душевные устремления.

Список использованной литературы

    Белянкова, Н. Игра? Не столько… (Об интегрированном подходе к военно-патриотическому воспитанию) // Воспитание школьников. 2002. №7. С.19 – 20.

    Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

    Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. 2006. № 5, 6.

    Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание во внеклассной работе / Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.

    Горобова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.

    Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина // Нач. шк. 2004. № 5. С. 19-22.

    Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское?/ О.В. Лебедева // Педагогика. 2003. №7. С.23-25.

    Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина // Внешкольник. 2002. № 5. С.5 - 8.

    Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. М., 2005.

    Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров.–М.: Педагогика, 1990. - 416 с.

    http://www.redstar.ru/

3. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Основными задачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются:

Расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;

Воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;

Развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;

Формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.

Основными формами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране.

Занятия в форме игры - одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.

Система работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников обусловливает необходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования у них предпосылок для активного отношения к окружающему миру.

С целью создания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно руководствоваться принципом перехода от простого, близкого к более далёкому, сложному (труд сотрудников детского сада, родителей, людей в ближайшем окружении, характерные виды труда людей города, края, других республик).

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются:

Периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

Художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

Архивные фонды;

Фонды музеев;

Всякого рода планы и карты;

Материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

Материалы статистики;

Устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:

Системный подход;

Предельная достоверность фактов;

Синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях). Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относиться к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

4. Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.

Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществляться на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все - «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.

Знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении. В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с...

От увлеченности школьников. А в это не мало важную роль играет учитель, который должен в этом и помочь. Глава 2. Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные объединения) 2.1. Кружковая работа Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также...

С тем, что распорядок школьной жизни - неотъемлемая составная часть воспитывающей атмосферы, создаваемой усилиями всех учителей и учащихся. Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте...