Конспект НОД по математике в средней группе. Тема: «Ориентирование в пространстве. Конспект НОД по математическому развитию в средней группе "Ориентировка в пространстве. Счет"

Конспект НОД по математике в средней группе « Ориентировка в пространстве и на плоскости».

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

  • Воспитывать наблюдательность
  • Активизировать словарь
  • Учить словесно, описывать место положение предмета в окружающем пространстве.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Материал:

  • кукольный персонаж «Лунтик»
  • игрушки (мишка, котенок, кубик)
  • листы формата А-4, на каждого ребенка
  • раздаточный материал, цветные карандаши.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столиком. На столе ширма.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Ребята кто скажет, как его зовут? (Лунтик)

Правильно, это Лунтик он хочет с вами немного поиграть. Он принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Лунтик?

(Ответы детей, дети называют игрушки, которые стоят на столике).

Как мы будем играть? Лунтик, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Лунтик.

Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей – рядом друг с другом);

Где стоит мишка? (посередине стола, между кубиком и котенком);

А где стоит котенок? (ответы детей – справа от него);

А как можно сказать, где стоит котенок? (слева от мишки).

Запомнили, как стоят игрушки? Лунтик ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Мишку поближе к детям, а сзади него кубик и котенка Лунтик спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед кубиком, кто стоит за ним. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

В последний раз Лунтик предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

Игра « Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Лунтик просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Лунтик просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Лунтик хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Игра « Угадай, где нахожусь »

Воспитатель меняет местоположение Лунтика, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Лунтик благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили…

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

Нарисуйте в середине листа круг

Справа треугольник

Слева квадрат

Внизу овал

Вверху прямоугольник.

Расскажите, что и где вы нарисовали.

Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.


Ольга Дерешева
Конспект НОД по математике в средней группе. Тема: «Ориентирование в пространстве»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема: «Ориентирование в пространстве: слева – справа.

Пространственные отношения: над, на, под.»

Цели: Учить различать и называть пространственные отношения:

справа – слева; упражнять детей в определении правой руки

и правой стороны, левой руки и левой стороны; упражнять

детей в определении расположения предметов «на, над,

Развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию.

Воспитывать самостоятельность,уверенность.

Материал: коробочки, матрешки, карточки с изображением

овощей, изображение дерева, солнышка, ежика, грибов,

цветов, птичек.

Ход занятия:

1. Вводная беседа.

Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь, налево пойдешь».

А вы знаете, как определить, где правая сторона, а где левая?

Ребята, я вам расскажу один секрет. Там, где бьётся сердце, это левая сторона. Тогда другая сторона – правая.

Поднимите правую руку. Назовите предметы, которые вас окружают справа.

Поднимите левую руку. Назовите предметы, которые окружают вас слева.

2. Игра на внимание.

Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

(дети садятся за столы)

3. Уточнение пространственных отношений: на, над, под.

(детям раздаются коробочки и маленькие матрешки)

Ребята, к нам в гости пришли три новых слова: на, над, под. Мы сейчас с этими словами поиграем.

Поставьте матрешку на коробочку, а сейчас спрячьте под коробочку, подержите над коробочкой, спрячьте матрешку под правую руку, подержите над левой рукой.

(дети встают в круг)

4. Игра «Как растут овощи»

Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.

5. Игра «На, над, под»

Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава.

Ребята, давайте попробуем сделать так, чтобы дереву не было одиноко. Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно располагают над, под, на дереве, комментируя свои действия.

6. Итог

Воспитатель подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях детей.

Конспект ФЭМП НОД в старшей группе. Тема: «Ориентировка в пространстве»

Описание работы: конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы, интегрированное с изобразительной деятельностью «Рисование человека» и посвященное 55-летию со дня первого полета человека в космос.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно- эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цель: Формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, элементарные математические представления, умение ориентироваться в пространстве.

Образовательные задачи:

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Упражнять в пространственном ориентировании и ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);

Учить понимать учебную задачу;

Формировать умение работать в паре;

Расширять знания детей о профессии – космонавт, «Дне космонавтики».

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Развивать смекалку, зрительную память, воображение;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

Раздаточный материал: на каждого ребенка лист бумаги А4 (с одной стороны чистый - для математического задания, с другой –схема для изобразительной деятельности по авторской методике Буяновой Т.А . «Выразительный образ.
Действия человека в движении»);
набор плоских геометрических фигур, цифр; простые и цветные карандаши.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовка демонстрационного материала.

Схемы

Маршрутная карта «Путешествие к планетам»

Стрелки разного цвета

Мяч

Подготовка раздаточного материала по авторской методике Буяновой Т.А.:

Описание методики:

«Возьмем чистый альбомный лист и положим горизонтально. Простым карандашом разделим его на две части (проведя вертикальную линию посередине).

На левой стороне листа нарисуем схему в полный рост.

Именно в таком виде это задание попадает в руки детям.

Задача ребенка: повторить схему на правой части листа и создать образ для человека (одеть, обуть, прорисовать личико, поставить в определенную ситуацию - дорисовать от чего человек бежит, чего боится или чему радуется и веселится и т.д.).

Схема, нарисованная воспитателем, остается не тронутой»

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, графический способ изображения животных при помощи плоских геометрических фигур, упражнения в ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу), беседы о космосе, космонавтах.

Структура и методические приемы:

    Вводная часть (на ковре)

- организационный момент

Игра « Кто? Что?» (с мячом)

- сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения (маршрутная карта «Путешествие к планетам»)

2. Основная часть (сидя за столом)

беседа «Что надо знать, чтобы пройти по маршрутной карте?»

работа с геометрическими фигурами (каждым ребенком называется фигура, ее цвет, выкладывается в определенный угол прямоугольного листа по заданию воспитателя)

работа в парах (по очереди дети «примеряют» роль воспитателя)

решение простой логической задачки «Отгадай-ка»

3. Дидактическая игра с использованием маршрутной карты «Путешествие к планетам»– заключительное упражнение на отработку пространственного ориентирования (на ковре)

4. Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)

5. Практическая часть (за столом)

беседа по схемам, сопоставление представленных схем с действиями человека

акцентирование внимания на ранее усвоенной теме: ориентировка на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);

рисование человека (космонавта) в движении (параллельное обогащение и расширение представлений о космосе)

6. Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Вводная часть (на ковре)

Вос-ль: - Здравствуйте ребята. 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Почему именно в этот день отмечается в России такой праздник?

Дело в том, что именно 55 лет назад 12 апреля Российский космонавт планеты совершил первый в мире космический полет.

Вос-ль: - А вы знаете, кто стал первым космонавтом? (Ответы детей.)

Вос-ль: - Молодцы! Действительно вы много знаете, и я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие.

Но быть космонавтом, как Юрий Гагарин - это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать.

Вос-ль: -Ребята, давайте разомнемся и немного поиграем с мячом. Вставайте полукругом. Я буду бросать каждому из вас мяч, а вы попробуйте ответить быстро на мой вопрос.

Кто слева от тебя? (Ответы детей.)

Кто справа от тебя?

Что над головой?

Что под тобой? И т.д.

(следить за тем, чтобы дети правильно отвечали на вопросы «кто» или «что»)

Вос-ль: - Молодцы! Вы были очень внимательны. Я рада вам объявить, что вы зачислены в команду звездного десанта.

Вос-ль: - Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла поздравительная открытка. Но, по-моему, в ней есть какой-то секрет. Я не могу его разгадать. Помогите мне, пожалуйста.(Детям предлагается рассмотреть маршрутную карту «Путешествие к планетам»)

Наводящие вопросы детям:

Что изображено? Как вы догадались, что это карта?

Куда направляется космический корабль?

Как ему добраться до планеты?

Что надо знать? (Дети самостоятельно выходят на ответ, что надо знать направление движения налево, направо)

2. Основная часть (за столом)

Вос-ль: - Молодцы! Настоящему космонавту нужно быть очень внимательным и уметь выполнять задания. Готовы? Давайте выполним задание прямоугольника. Надо поселить все геометрические фигуры в один дом. Красный прямоугольник будет жить в центре листа, зеленый круг – в левом верхнем углу, синий треугольник – в левом нижнем. (Дети выкладывают фигуры, называя цвет, форму).

Ребята, давайте поиграем. Теперь тот, кто в паре слева, будет воспитателем. Воспитатель дает задание и следит за тем, чтобы оно выполнилось правильно.

(Часть задания дети выполняют самостоятельно, заполняя свободные углы прямоугольного листа, работая в парах по принципу «воспитатель-ребенок».

Обратить внимание на детей, имеющих трудности с речью, дать возможность высказаться каждому, прививать навык взаимопроверки)

Вос-ль: - Вы замечательно справились с этим заданием, давайте решим задачку.

Маша прожила уже четыре весны, четыре лета, четыре осени и четыре зимы. А Гриша - четыре года. Кто из детей старше?

(Если дети испытывают затруднения, задать наводящие вопросы. Ребенок, который решил логическую задачку первым, становится командиром космического корабля)

3.Дидактическая игра (на ковре)

Вос-ль:- Командир, пригласите звездную команду в путешествие к другим планетам.

Вариант игры. Воспитатель обозначает на полу групповой комнаты стрелками разного цвета маршрут следования, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай 5 шагов и т.д.» В конце маршрута ребенок находит сюрприз и должен сказать, как он его нашел.

Вос-ль: Вы замечательно справились с этим заданием, давайте отдохнем немножко.

4.Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)

Левой рукой в воздухе «рисуем» квадрат, а правой треугольник. Сначала по-очереди, затем одновременно.

5. Практическая часть (за столом)

Вос-ль: - Ребята, если вам дадут карту, укажут путь стрелками, вы найдете свою планету?

Что показывают стрелки на карте? (Ответы детей.)

Вы хотели бы по-настоящему отправиться в космическое путешествие? (Ответы детей.)

Давайте в такое путешествие отправим космонавта. Посмотрите на эти картинки. Что изображено? (Ответы детей.)

Где расположена схема человечка? (слева на листе)

А что справа? (ничего)

Из каких фигур состоит схема? (Ответы детей.)

А почему схемы такие разные? Что они означают? (стоит, бежит, идет, сидит)

Как вы догадались, что этот человечек бежит? (ноги и руки согнуты, как во время бега)

А разве это космонавт? Чего не хватает? (скафандра, кресла и т.д.)

(Показать на примере одной схемы свой вариант и убрать. Дети должны самостоятельно создать образ человека. Одеть, обуть и т.д.

Напомнить, что задача ребенка: повторить схему на правой части листа, а не на левой.

В процессе рисования задавать вопросы:

Где космонавт стоит?

А куда он бежит?

Где сидит? (дети дорисовывают окружающие предметы)

6. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД

Было трудно? Скажите, а вот если бы вы полетели в космос по одному, как бы вы себя чувствовали, со всеми бы заданиями вы справились?

А почему мы смогли справиться со всеми заданиями?

Что понравилось?

Я хочу предложить вам взять рисунки домой и рассказать о космическом путешествии, о зарядке для космонавтов и обо всем, что вы узнали, родителям.

Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось.

Обучающие задачи.

Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: «вверху», «внизу», «на».

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разложенных в ряд.

Закреплять умение пользоваться словами «столько», «сколько», «поровну», классифицировать предметы по цвету, называть изображение.

Развивающие задачи.

Развивать познавательную активность.

Развивать наблюдательность детей посредством игровой деятельности.

Методические приемы.

Игровой.

Наглядный (использование карточек с изображением листочков и божьих коровок).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Предварительная работа.

Подготовка раздаточного материала.

Знакомство со счетными палочками.

Материалы.

Для воспитателя: игрушечная мышка.

Для детей: карточка с 5 листочками и 5 вырезанных из картона божьих коровок, поднос, счетные палочки: 3 большие оранжевые и 3 маленькие синие.

Ход занятия

Перед детьми на столе счетные палочки.

Воспитатель. Какого цвета палочки? (оранжевые и синие). Отложите в сторону синие палочки.

Сколько синих палочек? (три). Сделайте из синих палочек треугольник. Рядом выложите оранжевый треугольник.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на треугольники. Какой треугольник больше? (оранжевый). Какой треугольник меньше? (синий). А почему?

Дети. Потому что оранжевые палочки длиннее, чем синие.

Воспитатель. Правильно, молодцы. А где находится оранжевый треугольник?

Дети отвечают с какой стороны лежит треугольник.

Маленький треугольник расположен слева или справа от большого? А теперь расположите треугольники так, чтобы маленький треугольник лежал над большим. (дети самостоятельно выполняют задание).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (Елка). Правильно. Наверху треугольник какого цвета? (синего).

Где находится большой треугольник? (внизу). А маленький? (вверху).

Воспитатель. Молодцы. Все ребята справились с заданиями.

А теперь послушайте внимательно загадку:

Под полом таится,

Кошки боится (мышка).

Воспитатель. К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется.

Воспитатель ставит мышку под стол, на шкаф и т.д. Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя, говорят, где она находилась, используя слова: «наверху», «внизу», «на». Игра повторяется 2-3 раза.

Молодцы, ребятки везде нашли мышку. А теперь присядьте на свои места. Послушайте еще загадку:

Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поет,

А по листику ползет (божья коровка).

Воспитатель. Правильно это божья коровка. Перед вами на подносах лежат карточки с листочками и божьи коровки. Покажите левую руку. (Дети показывают левую руку.) Левой рукой придерживаете карточку, а правой раскладываете божьих коровок. На каждый листочек посадите по одной божьей коровке.

Сколько божьих коровок? (Много.) сколько листочков? (Много.) А как вы думаете, чего больше: листочков или божьих коровок? (Воспитатель слушает детей и подводит к тому, что листочков и божьих коровок поровну, сколько листочков, столько и божьих коровок.)

Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним какие задания сегодня были. (После ответов детей воспитатель дает положительную оценку деятельности детей.)

Вы, ребята, молодцы, все справились с заданиями.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе . В начале учебного года выясняют в какой мере дети умеют ориентироваться на себе, и закрепляют данное умение.

Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки , так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

Определение пространственного расположения предметов относительно себя .

Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлагают определить расположение только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди сзади, справа слева. Позднее количество предметов увеличивают до 4. Предметы сначала располагают на небольшом расстоянии от ребенка. Постепенно расстояние увеличивают.

После того как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90°), а позднее кругом (на 180°). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и Чебурашка теперь сидит перед ним (впереди), а не слева от него. Наиболее эффективными являются упражнения, связанные с движениями, перемещением детей.

Упражнения в определении пространственного расположения предметов проводят как на занятиях, так и в повседневной жизни . Большое значение придают использованию дидактических игр : "Угадай, что где находится", "Кто ушел и где он стоял?" и др.

Обучение умению передвигаться в указанном направлении .

После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении .

Для этого целесообразно вначале использовать игру "Куда пойдешь, что найдешь?".

Цель ее - упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений.

Организация обстановки . Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: "Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки". Вызвав ребенка, он говорит: "Вперед пойдешь - мишку найдешь, назад пойдешь - матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?" Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. ("Я пошел назад и на полочке нашел матрешку".)