Ребёнок в образе кошки. Образ кошки в фольклоре и искусстве. Образ кошки в русской культуре

Все суеверия берут свое начало в мифах. Cуществуют такие виды мифических кошек: «кошка-демон»; «кошка-домовой»; «кот-баюн»; «кошка-проводник» и другие.

Кошка - демон

В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Кошка - проводник

Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.

Кошка - домовой

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» - кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь - она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку. Все кошки, независимо от породы - обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.

Кот — Баюн

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд». Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить».


Это означает «говорить, рассказывать», ну а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».

Огненная земляная кошка

На Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.

В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек была организована выставка «Коты в произведениях искусства».
Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.

Баст. Х век до н.э.
Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек

Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Богиня Баст. 1150 год до н.э.
Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество - Баст или Бастет. Баст или Бастет - богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.

В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.

Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: " Доблесть, сила и слава".

Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов.

С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине "Мечта кошки" К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.

Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу , одного из первых великих мастеров династии Мин.

Один из самых известных японских художников-котолюбов - Утагава Куниёси - изображал котов в любом окружении и обличье.

Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.

В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д.
Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на водоплавающих птиц.

Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.

А. Дюрер поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.

Леонардо да Винчи (1452-1519) "Кошки и драконы" 1513-1515

Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости.

В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.

Ж. Шарден "Кошачье счастье", 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)



Франсуа Депорт "Собака и кошки дерутся на кухне"

Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 - 1743) "Натюрморт с дичью и овощами" и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.

Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план.

Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины.

На картине Г. Курбе (1819 - 1877) "Ателье художника" (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины - играющая кошка.

В картине П. Гогена "Таитяне" спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.

Известны графические работы "Кошки и цветы" и "Рандеву с кошками" Э. Мане" , "Девушка с кошкой" О. Ренуара , на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.


Огюст Ренуар "Спящая кошка" 1862


Огюст Ренуар "Женщина с кошкой"
Особняком стоит картина "Женщина с кошкой" импрессиониста Огюста Ренуара . Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны.

На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.

На картине Э. Мане (1832 - 1883) "Олимпия" , созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.

Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 - 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к "Коту в сапогах" Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота - ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт - он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.

Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос.

Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну - "Кошка, обороняющаяся против собак", а португальская королевская чета - пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: "Счастливая семья", "Четыре персидские кошки", "Молодые кошки, играющие с клубком" и "Три тявкающие собаки с кошкой на стуле". В живописных полотнах Г. Роннер кошки - главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.


"Ужин с чаем". Генриетта Роннер-Книп

Француз Л. Ламбер прос лавился своими карандашными рисунками животных. Самые его известные работы - "Котята, играющие на ковре", "Кошки в кузнице", "Кормление кошек", "Четыре маленькие кошки и попугай" и другие.

В конце XIX века Теофил Стейнлен (1859 - 1923), французский график, выпустил альбом рисунков под названием "Кот". По мнению И. Акимушкина, изображенные в альбоме кошки отличались изысканной грацией, но были несколько длинноногими.

Т. Стейнлен был завсегдатаем парижского кабаре "Ша-Нуар" ("Черная кошка»). Он сделал для кабаре афишу, на которой изображен черный кот.

На этой афише оставили свои автографы все французские поэты и шансонье конца прошлого века.

Отдельно стоит рассказать о "кошачьем папе" - Л. Уэйне . Герои его картин и рисунков, выполненных в конце прошлого века, это, главным образом, люди-кошки, удивительный мир очеловеченных животных, вращающихся в Британском обществе конца девятнадцатого столетия. Дети-кошки, порой непослушные и недисциплинированные, ходят в школу. Кошки-учителя воспитывают их, а над ними смеются самые непослушные ученики. На всех рисунках Уэйна царит мир игры и шутки. Мир кошек Уэйна, как зеркало, отражает британскую социальную иерархию. У него есть и денди с шампанским и гаванскими сигарами, готовые к праздному ничегонеделанию, и коты в котелках, обменивающиеся последними светскими новостями на загородной прогулке.

Изображения кошек первоначально неловки и далеко не безупречны с точки зрения рисунка, но постепенно накапливается умение и опыт, причем это коллективный процесс – художники заимствуют друг у друга удачные находки в плане композиции и техники живописи.

В 19 веке кошки изображались с максимальной степенью достоверности.

кошка одомашнивание

Кошки богато представлены в европейском и русском фольклоре. Общий сюжет -- объяснение вражды кошки с собакой (кошка и собака добывают для хозяина волшебную вещь, унесенную неверной женой, но на обратном пути кошка прибегает первая, чтобы хозяин подумал, что она сделала все сама). Из некоторых сказок (например, в сказке «Котофей Котофеевич») следует, что кот -- сравнительно новое животное, незнакомое большинству обитателей леса. В итальянской сказке кошка выступает в роли Золушки.

В старой европейской литературе подчеркивается кошачья хитрость. В басне Ж. Лафонтена «Кот, горностай и кролик» рассказывается о том, как горностай и кролик попросили кота разрешить их спор. Кот нашел «мудрое» решение -- с помощью хитрости задушил обоих, тем самым разрешив спор. Но далеко не всегда кошки изображались с негативной стороны. В самой, пожалуй, известной сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» это животное предстает умным, находчивым, приносящим удачу его владельцу. В немецком переложении этой сказки, сделанной Людвигом Тиком Кот в сапогах-- главный герой, настоящий человек из народа, деятельный и неунывающий. Немецкий романтик Э. Гофман сделал своего собственного любимого кота героем и автором «Житейских воззрений кота Мурра». Мурр, конечно, прямой наследник Кота в сапогах: человеческого, избыточно земного, в нем отнюдь не меньше, чем кошачьего. Господствовавший в 19 веке реализм дал чудесную вереницу образов «настоящих» кошек, например, Королевская Аналостанка у Э. Сетон-Томпсона. Но загадочная улыбка Чеширского Кота из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла -- это улыбка самой Природы, смеющейся над тщетностью человеческих усилий постигнуть таинства естества. Эта таинственность и непостижимость кошачьей натуры, существа, казалось бы такого близкого и домашнего, засверкала новыми гранями в прославленной сказке Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе». Отголоски средневековых убеждений о связях кошек с силами Зла чувствуются в Кошке «Синей птицы» М. Метерлинка, тесно связанной с Ночью, противницей героев.

Новая жизнь кошек началась в искусстве 20 века, с возникновением кино и мультипликации. Грациозные создания с успехом играют роль положительных и отрицательных персонажей. Том из сериала «Том и Джерри», Кот Феликс, первые мультики о котором появились еще на заре мультипликации, диснеевский цикл «Аристокоты» (Aristocates; игра слов), Felidae с котом-детективом Фрэнсисом, злой противник Чипа и Дейла Толстопуз раскрывают различные грани кошачьей и человеческой природы. Изящество, аккуратность и грациозность кошек вызывают у подавляющего большинства людей ассоциации между кошками и женщинами. По традиции на показах ювелирных новинок модели одевают в кошачьи маски и трико. На Бродвее в Нью-Йорке вот уже больше 10 лет с неизменным успехом идет мюзикл Э. Л. Вебера «Кошки» по мотивам произведения Т. Эллиота.

Образ кошки в русской культуре

В русской литературе череду кошачьих образов открывают велеречивые пушкинские строки: «... И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом, идет налево -- песнь заводит, направо -- сказку говорит...». Кот-Мурлыка -- псевдоним Н. П. Вагнера, зоолога и писателя, автора романтических и фантастических произведений.

В советский период кошка стала любимым персонажем детских писателей и поэтов: С. Я. Маршака («Кошкин дом», «Кот и лодыри»), Д. Хармса, Б. Заходера. Главный литературный кот 20 века -- это, несомненно, «не очень-то кот» Бегемот, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прямой наследник средневековых помощников ведьм и гофмановского Мурра несет в себе подлинно живое начало, напоминает о непредсказуемости жизни, ломающей любые искусственные рамки, врывающейся в несвободный мир несчастных строителей светлого будущего. И Бегемота, и пушкинского Кота Ученого напоминает забывчивый Василий из раннего бестселлера братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Как и на Западе, множество мультипликационных удач связано с кошачьими персонажами. Герой одноименного сериала Леопольд с его призывом: «Ребята! Давайте жить дружно» как бы полемизирует с Томом сериалов Ханна-Барбара. Практичный и изобретательный кот Матроскин из книг и мультфильмов Э. Н. Успенского всегда найдет выход из любой, самой затруднительной ситуации, многие его выражения стали уже пословицами.

Пословицы

А Васька слушает, да ест.

Борода не в честь, а усы и у кота есть.

Доброе слово и кошке приятно.

Драный кот на ярмарке.

Живуч, как кошка.

Зарекалась кошка на стол лазить.

Знает кошка, чье мясо съела.

Знай, кошурка, свою печурку.

И кошке поклонишься в ножки.

Как кот вокруг горячей каши ходит.

Как кот мартовский орет.

Как кот наплакал.

Как кот на сметану облизывается.

Как кошка с мышкой играет.

Как кошка с собакой живут.

Кот в мешке.

Кот из дома - мыши в пляс.

Коту под хвост.

Кошка в дом - радость в нем.

Кошка гуляет сама по себе.

Кошки на душе скребут.

Напала на кошку спесь - не хочет и с печки слезть.

Не все коту масленица.

Ночью все кошки серы.

Отольются кошке мышкины слезки.

Сильнее кошки зверя нет.

Тише, мыши - кот на крыше.

Тянуть кота за хвост.

У кошки девять жизней.

Черная кошка дорогу перебежала

Кот видит молоко, да у него рыло коротко.

Кот Евстафий покаялся, постригся, посхимился, а все мышей во сне видит.

Кот охотник до рыбы, да воды боится.

Кота в мешке покупать нельзя.

Кошачья лапка мягка, да коготок востер.

Кошачьи глаза дыму не боятся.

Кошка мышей ловить не устанет, а вор воровать не перестанет.

Кошка на мышей храбра.

Кошка не могла достать мяса и говорит: сегодня пятница (пост).

Кошка с собакой дружно не живут.

Кошке игрушки, а мышке - слезки.

Кошке тура не родить.

Кошки нет дома - мышам воля.

Кошки - со двора, а мыши - по столам.

Кошку бьют, а невестке наветы дают.

Кошку против шерсти не гладят.

Кошачьи мифы

Сфинксы, грифоны, Химера

Египетский сфинкс с головой фараона и телом льва в древности был символом бога солнца Ра. Самое знаменитое его изображение высотой около 20 метров находиться в пустыне посреди пирамид близ Гизы. Этот сфинкс был воздвигнут в III тысячелетии до нашей эры, в царствование фараона Хефрена.

В мифах древних греков сфинкс в значительной мере утратил прямую связь со львом и превратился просто в чудовище. В греческой мифологии были еще два фантастических существа, которые имели некоторое отношение ко льву:

Крылатые грифоны с туловищем льва и головой орла. Хранители сокровищ, иногда они служили владыке Олимпа Зевсу в качестве гончих во время охоты.

Химера - чудовище с львиной грудью, телом козы и хвостом змеи. Так описал это злобное уродливое создание великий Гомер. Химера обитала на вершине горы в Ликии, где ее и сразили стрелы героя Беллерофонта, которому удалось оседлать крылатого коня Пегаса.

Львы - стражи ворот и фонтанов

Широкое распространение в древности получили изображения львов - хранителей городов, ворот и фонтанов. Не потому ли, что, согласно легендам, львы спят с открытыми глазами? Так или иначе эта традиция уже встречается у хеттов, живших некогда в Центральной Анатолии, и в греческом городе Микены - с его знаменитыми «Львиными вратами», сооруженными еще в бронзовом веке. В Китае львы охраняли входы в священные храмы и дворцы. В центре Пекина, в так называемом Запретном городе, большинство ворот украшают каменные или бронзовые изваяния огромных львов.

Любопытно, что в средневековой Греции, главным образом эпохи Возрождения, появился обычай устанавливать статуи льва у источников или фонтанов. До наших дней сохранилось не мало фонтанов, украшенных головой льва, из пасти которого бьет струя воды. Этот обычай распространился потом по всему Средиземноморью, включая и мусульманский мир. Свидетельством тому служит, например, «львиный дворик» дворца Альгамбра в Гренаде (Испания) с центральным фонтаном: его чаша покоится на спинах двенадцати львов.

Тигр - «река хищника»?

Греческий бог вина и виноделия Дионис страстно полюбил прекрасную юную нимфу Алфесибею, но она была совершенно равнодушна к нему. Тогда Дионис решил обратиться в тигра. Завидев его, нимфа в ужасе бросилась бежать, но путь ей преградила бурная азиатская река Солакс. И нимфа в конце концов уступила притязаниям влюбленного бога, обратившегося в тигра. От этого союза родился сын Мед, он-то позднее и решил назвать реку Тигром.

Рысий глаз

Рысь легко узнать по ушам, на кончиках которых необычные черные кисточки. Этот зверь отличается необыкновенно острым зрением. Его латинское название Lynx, сохранившееся во всех романских языках, происходит от имени греческого героя Линкея, участника похода аргонавтов: он слыл человеком, способным видеть сквозь стены. В скандинавской мифологии богиня любви и красоты Фрейя часто представлялась верхом на рыси.

Черная кошка приносит удачу!

В Великобритании долгое время считалось, что, если черная кошка пересекает ваш путь или входит в ваш дом, это значит, вас ждет удача. У этого суеверия есть два первоисточника.

Первый отсылает нас назад, в Древний Египет, где считалось, что священная кошка осеняет благодатью тот дом, в котором она живет и хозяева которого ухаживают за ней. Реальным благом, конечно же, было уменьшение количества мышей в этом доме. Но, благодаря бесчисленным мифам и легендам, положительная роль кошки распространялась куда дальше этой реальности и стала рассматриваться как нечто абсолютное. Надписи на древних могилах говорят нам, что "кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость". Кошка должна быть в каждом доме. По тончайшим нитям эта древняя традиция передавалась из века в век, даже тогда, когда христианская церковь устраивала гонения на кошек, считая их слугами дьявола.

Второй источник исходит из средневековья, когда "кошку-дьявола" боялись и ненавидели. Именно тогда зародилось поверье: если кошка пересекла ваш путь, и вы впоследствии не пострадали, значит, вам невероятно повезло. Отсюда и ассоциация между кошкой и удачей. Если кошка приходит в ваш дом, то вы, проявляя доброту и сочувствие к ней, тем самым ублажаете ее господина, то есть дьявола, и ограждаете себя от его гнева. Поэтому, когда кошка входит в ваш дом и находит там хороший прием, вы получаете взамен удачу и расположение сатаны. Другие могут пострадать от него, но не вы.

Черный цвет во всех этих случаях считается особенно счастливым, поскольку ассоциируется с оккультной практикой, однако по другую сторону Атлантики, в Америке, все наоборот: там считается, что удачу приносит белая кошка, а от черной - одни неприятности. Это происходит оттого, что во времена пионеров, первых переселенцев, черная кошка ассоциировалась с дьяволом так сильно, что безоговорочно стала олицетворением зла и злых сил. Никто не хотел иметь с ними дела, никто даже не пытался умиротворить их. Белая же кошка, ввиду своего явного контраста с черной, рассматривалась как сила света, противостоящего тьме, и, таким образом, превратилась в знак удачи.

Приметы и суеверия

Говорят, не повезет -

Если черный кот дорогу перейдет.

А пока наоборот -

Только черному коту и не везет.

Из песенки "Черный кот".

О старинных преданиях, поверьях и суевериях, связанных с кошками, написано очень много. Например, фольклор, бытующий в горах Озарка (США). Если девушка не уверена, стоит ли ей принять предложение руки и сердца, она доверяет решение кошке. Что правда, то правда, кошки прекрасно разбираются в людях. Однако, в соответствии с этой традицией, разборчивая невеста не просто задает вопрос кошке - она берет три волоска из кошачьего хвоста, завертывает их в бумажку и кладет этот пакетик под порог. На следующее утро она развертывает бумажку и смотрит, что стало с волосками за ночь. Если они приняли форму буквы «Y» (начальная буква слова «yes», то есть «да» по-английски), то предложение принимается, а если волоски сложились в букву «N» («no» - «нет»), то поклонник получает отказ.

Из Таиланда пришло к нам другое суеверие по поводу кошек. Оно говорит, что для того, чтобы брак был счастливым и плодовитым, новобрачные должны запустить в спальню в первую брачную ночь кота - желательно большого, матерого, с длинными усами.

Согласно фольклорным источникам, кошки могут также предсказывать приход гостей или незнакомцев. Например, если кошка умывается или приглаживает свои усы вечером, вскоре в дом придет друг. Если кошка протягивает лапы к очагу - к дому приближаются незнакомцы.

Таинственная, смыленная, ловкая кошка вдохновила людей на множество примет и суеверий за время долгой совместной жизни с ними. Хотя некоторые связанные с кошками суеверия отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, другие полны любовью.

Американская народная мудрость из XIX века учит: «Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к вашей двери, впустите его и будьте к нему добры».

Недалека беда, если черная кошка перебежит дорогу. Особенно плохо, если кошка бежит "за пазуху", т.е. по направлению к застежке на одежде. Несчастье можно предотвратить, если трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу, но лучше остановиться и подождать, пока пройдет кто-нибудь другой.

Русская народная примета

Появление чужого черного кота в доме - предвестье беды.

Русская народная примета

Прежде чем войти в новую избу, пускают туда на первую ночь черного петуха и курицу, на вторую - черного кота и кошку.

Старинное русское народное поверье

Убийца кота станет убийцей человека.

Народная примета

Человек, который в ночь перед Рождеством увидит во сне черную кошку, опасно заболеет в этом году.

Русская народная примета

Демоны искушают святых, являясь им в образе черных кошек.

Сочинения средневековых монахов

Подлинный смысл выражения "Между ними кошка пробежала" состоит в том, что под кошкой подразумевается черт-оборотень, который становится между людьми и вызывает ссору.

Современное толкование народных поговорок

Если кот чихнул, надо сказать - "Здравствуй!", тогда зубы не заболят.

Современная японская примета

Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию.

Русское народное поверье

Из черной кошки можно извлечь кость, которая сделает человека невидимым, или получить в обмен на черную кошку у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.

Старинное русское поверье.

С помощью черного кота можно получить неразменный рубль. Для этого нужно, поймав черного кота без единой белой отметины, встать с ним безлунной ночью на перекрестке четырех дорог, одна из которых ведет на кладбище, и щипать кота так, чтобы он мяукал. Когда подойдет незнакомец и попросит продать кота, надо требовать за кота один рубль - этот рубль и будет неразменным: сколько бы раз его не отдавали, он будет возвращаться к вам.

Народное поверье

Кот, пес и петух черной масти предохраняют дом от воров.

Русская народная примета.

Если черного кота во время плавания выбросить за борт, на море разыграется страшная буря.

Примета английских моряков.

Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники.

Старая английская пословица.

Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным.

Поверье моряков.

Если черная кошка чихнет недалеко от невесты - молодым счастье.

Английское поверье.

Новую ведьму приводят в "синагогу" и представляют Дьяволу, который является в образе "порочного человека" или животного, обычно черного кота.

Обряд посвящения в ведьмы, трактат "Errores Gazaiorum", Савойя, середина XV в.

Если утром в день свадьбы кошка появляется в комнате невесты, то семейная жизнь будет богата ссорами.

Американская примета.

Если перед венчанием у алтаря сидит кошка, то брак будет несчастливым.

Немецкая примета.

Приблудная кошка - к скорой свадьбе.

Примета западного побережья Индии.

Если мужчина опустошил бутылку до дна и при этом под столом сидела кошка, то женится он в этом же году.

Бретонское поверье.

Черная кошка всегда ложится на больное место.

Современная пословица.

Если у кошки родились черный и рыжий котята, то рыжего надо отдать, а черного оставить себе - на удачу.

Современная примета.

Больной умрет, если черная или белая кошка войдет в его комнату.

Русская народная примета

Если из дома, где находится тяжелобольной человек, убегает кот, больной скоро умрет.

Современная примета.

В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу.

Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.

В Париже на Монмартре существовало кафе "Черный кот", в котором собирались любители повеселиться. Постепенно слово "кот" стало символом ночной жизни. Когда моду на гулянки переняли в Берлине, немецкое название кота "катер" стало синонимом слова "похмелье".

Исторический факт.

Черный кот на крыльце - достаток в доме.

Шотладнская примета.

У английского короля Карла 1 была черная кошка, которая, как он считал, благотворно влияла на его судьбу. Он так боялся потерять любимое животное, что заставлял стражу сторожить ее. Но однажды кошка все таки умерла. "У меня больше не будет счастья!" - воскликнул король. На следующий день его арестовали и через несколько месяцев отрубили голову.

Исторический факт.

Остерегайтесь людей, которые не любят котов.

Ирландская пословица.

Дом без кота или собаки - это дом скряги.

Португальская пословица.

Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость.

Надпись на древних могилах.

Современная книга по астрологии "Звезды и судьбы".

Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к Вашей двери, впустите его и будьте к нему добры.

Американская народная мудрость XIX века.

1. Кошки и человек. История отношений.

Видимо, когда Киплинг писал свою знаменитую сказку О Кошке, что гуляла сама по себе, он интуитивно предвосхитил выводы современных ученых, которые почти единодушно сходятся в том, что из всех домашних животных кошка не была одомашнена человеком в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие, говоря об одомашнивании, скажем собаки или лошади. Человек не ловил кошку и не заставлял жить рядом с собой, не заставлял её ловить мышей, дрессируя соответствующим образом – с кошкой такие трюки не проходят. Кошка сама пришла к человеку, огляделась, оценила перспективы и, решив, что это житье ей вполне подходит, осталась. Но осталась на своих условиях. И что оставалось человеку делать, кроме как согласиться?

Практически у всех народов мира кошка – существо не однозначное с двоякой сущностью. Кошка предстает то как хранитель и защитник от сил зла, то как этих сил зла олицетворение. Кошек то боготворили, то, низвергая с пьедестала, подвергали мучениям. Пожалуй, только в наше время, отношение к кошке стало нормальным, здравомыслящим.

И, конечно, рассказ о кошках в жизни человека следует начать с Египта. Именно в Древнем Египте мы находим первое упоминание о кошке и её первые изображения. И именно там кошка стала существом священным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.
Египетская богиня Баст, связанная с радостью и весельем, хорошим настроением,обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. В городе Бубастисе - центре культа Баст - обнаружено целое кладбище кошек. По законам этого города случайное нанесение ущерба кошкам и особенно их убийство каралось смертью.

Кроме того, Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски mau, что означает - зрячий, от глагола ma u - видеть".
В "Книге мертвых" бог солнца Ра выступает как "великий кот". Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя. Таким образом, кот здесь выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра. Соперничество со змеей сделало кошку стала священным животным бога Солнца. Священная кошка и все ее собратья с давних пор пользовались в Египте особым почетом и уважением, для них строили специальные храмы. Люди окружали их любовью и заботой, помня о той важной услуге, которую оказывает каждую ночь кошка всем на земле.

В Древнем Риме кошка - этот гордый и свободолюбивый зверек - служила символом свободы и независимости, была непременным атрибутом богини свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Кошки почитались простыми римлянами, но их не терпели римские тираны.

Древние греки отождествляли Баст с Артемидой - богиней охоты, дочерью Зевса, обладающей решительным и агрессивным характером. Артемидатакже считалась олицетворением луны. Она богиня растительности и животного мира, родовспомогательница. Кот является спутником Артемиды, она держит его у своих ног. Артемида принимает образ кошки, чтобы ускользнуть от Тифона.

В скандинавской мифологии одной из наиболее почитаемых богинь была независимая, красивая Фрейя – богиня из рода ванов, сестра Фрейра и дочь Ньерда. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого.

В бой она отправлялась на колеснице, запряженной кошками, и поэтому считалась повелительницей кошек, подобно египетской Баст и греческой Артемиде. Когда она плачет, ее слезы капают, превращаясь в золото, а когда ее слезы падают в море, они превращаются в янтарь. Поэтому ее магических кошек звали Бигуль («золото пчел», мед) и Трьегуль («золото дерева», янтарь). Фрейя обладала также способностью менять внешний облик, была предводительницей валькирий и «провидицей» – вдохновительницей священной поэзии. Тринадцать – ее число, а пятница – ее день. У нее был плащ из перьев сокола, позволяющий проникать в иные миры, чудесное золотое ожерелье Брисингамен, а рунами она владела задолго до того, как их получил Один.

Фрейя правит любовью, красотой, сексом, кошками, плодородием, деторождением, магией, мудростью, поэзией, морем, Луной, смертью.

В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь (женского начала, тьмы, луны и т.д.). Он может общаться со злыми силами и обладает способностью к трансформации. Кроме того, в Китае верили в то, что кот способен изгонять злых духов. Домашняя кошка называется «Мао», в Китае проводилась аналогия между кошкой и тигром. Китайцы говорили: «Мао похож на тигра, но маленький». Слово «Мао» – звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф «Мао» состоит из иероглифов «тьен» (поле), «цзао» (трава) и «чао» (монстр) – это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание «Мао» в китайском языке означает еще и «восьмидесятилетний» – кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек.

В Японию первые домашние кошки попалииз Китая, одновременно с буддизмом. Один монах секты тендаи вез из Китая в Японию на корабле множество буддийских рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс он взял с собой кошку – и книги в неприкосновенности прибыли в Японию. Шерсть этого зверька была желтоватого окраса, и поэтому (а также потому, что кошка уберегла святые реликвии) она вошла в историю и в литературу как «золотая кошка». В Японии кошки применялись сначала для охраны библиотек. Во всех монастырях их держали, чтобы стеречь книги и рукописи от грызунов.

Кошки сначала были редки и дороги, они являлись символом высокого общественного положения и пользовались большим почетом, в том числе и при дворе. Из-за своей очень высокой стоимости кошки все время были на поводках (при дворе императора эти поводки изготавливались из позолоченных нитей). Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают уже при виде своего врага. Поэтому те, кому не хватало денег на приобретение живой кошки, ставили дома ее изображение (керамические и фарфоровые статуэтки).Однако позже кошку в Японии стали связывать со злыми силами, считалось, что вся «нечистость» скапливается у кошки в хвосте, похожем на змею. И тогда, чтобы «очистить» кошек от нечистой силы им отрубали хвосты. И все таки, в целом кошка в Японии считалась животным положительным. Очень популярна там до сих пор Манеки-неко - талисман удачи в виде кошки с поднятой лапой. Существует легенда о том, как появился такой талисман:

Есть такой храм Готокуи в Сетигае. Самурай, лорд Ли, ехал мимо него и вдруг увидел кошку, которая сидя на задних лапках, манила его передней лапкой. И когда он пошёл на то место, где стояла кошка, молния ударила туда, где он был несколько мгновений назад. Благодарный кошке за спасение его жизни, он становится верховным жрецом храма. Эта легенда указывает на то, что фактически кошкой была Каннон, богиня сострадания, которая приняла облик кота, и в настоящий момент храм всегда держит Манеки-Неко рядом с Каннон.

Поистине величественное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская, ангорская - происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Сиамскую кошку здесь называли королевской, только членам царствующей семьи дозволялось иметь такого домашнего питомца, а получить его в подарок удостаивались чести только высокопоставленные особы, получившие благословение короля. В Бирме кошки жили при каждом храме и почитались как священные животные.

Согласно древней персидской легенде кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки - такое же серьезное преступление, как и убийство человека. И позже уже в традиции мусульманской, кошка также почиталась на Ближнем Востоке. Это было в значительной степени обусловлено тем, что пророк Магомет имел склонность к кошкам, и это рекомендовалось для подражания всем правоверным: «Пророк, благослови его Бог и пошли ему здоровья, сказал: «Кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям». Кстати, любимую кошку Магомета звали Муэсса. Она часто отдыхала на его одеянии, и когда пророка однажды позвали на молитву, он не захотел беспокоить кошку и отрезал тот кусок одежды, на котором она лежала. По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. Поэтому арабы называют его «отцом кошек». А кошке в исламе позволительно войти в мечеть.

Хуже всего дело с кошками обстояло в Европе.

Кошек, пожалуй, почитали только на Британских островах.

У скоттов она была не только хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек. После того, как кошки попали в Англию, они стали там тотемным (высокочтимым) животным, заменив кроликов, которым поклонялись на Британских островах ранее. Особо ретивые почитатели кошек старались обнаружить изображение кошачьей морды даже в облике Луны.В Англии в раннем средневековье были приняты законы об охране кошек. Общее возмущение англичан вызвал испанский король Филипп II, супруг Марии Тюдор, мучивший кошек особыми приспособлениями для пыток. Открытое недовольство лондонцев привело к изгнанию Филиппа II из Англии. В Англии же «бродячий» фольклорный сюжет о кошке, принесшей богатство сироте-хозяину, получил самую подробную разработку. Здесь этот сюжет трансформировался в легенду о Дике Уиттингтоне, трижды лорд-мэре города Лондона.

Гораздо хуже кошкам приходилось в Европе континентальной. Считалось, что вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и кошки, которые также должны были предстать пред инквизицией, которой всегда была присуща жестокость – союзница глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. «Охота на ведьм» достигла апогея в XVI-XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод кобвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Инквизитор Николя Реми полагал, что все кошки являются воплощениями демонов. В 1387 г. он обвинил ведьм в Ломбардии (Северная Италия) в том, что они почитают в образе кошки самого дьявола. Даже обычная охотничья игра кошки с мышью интерпретировалась церковниками как игра дьявола с человеческой душой, а тривиальная ловля кошкой мышей - как улавливание дьяволом человеческих душ. Борьба с кошками велась инквизицией, в прямом смысле этого слова, не на жизнь, а на смерть. В определенные праздничные дни, такие как день летнего солнцестояния, Пасха или Страстная пятница, стало обычным явлением сжигать кошек в ивовых корзинах. Эту жестокость гонители оправдывали тем, что кошки как воплощения дьявола не могут страдать, каким бы жестоким мучениям их ни подвергали. Но в конечном итоге, европейцы поплатились за свою собственную глупость и жестокость: ученые единодушно считают, что массовое истребление котов и кошек стало одной из причин опустошительных эпидемий чумы, выкашивавшей целые города. В отсутствии своих естественных врагов – кошек, в нечистотах средневековых европейских городов в неисчислимых количествахрасплодились крысы – главные переносчики чумы.

Особенно приятно сознавать, что наши предки обладали гораздо большим здравым смыслом. Кошка на Руси очень ценилась, и в своде законов «Правосудье митрополичье» (XIV в.) штраф за украденную кошку – такой же, как и за вола! Чего уж говорить об убийстве! Кошка считалась животным – оберегом. Почиталась как хранительница домашнего очага, уюта, защитница человека и дома от нечистой силы, символ довольства и достатка. Считалось, также, что кошка связана с домовым, поскольку тот тоже являлся хранителем дома. И обидеть кота означало обидеть домового, а значит обречь свое хозяйство на упадок. Отсюда и такое поверье, что в доме приживется только тот кот, чья масть совпадает с цветом волос домового. О том, как относились наши предки к кошке свидетельствуют приметы и поговорки:

Кошку мучить - грех. Первая встреча на том свете будет с кошкой: если он жестоко обращался с кошками, то кошки будут мучить и царапать его.

Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.

Черная кошка на борту судна сулит удачу.

Пока жена рыбака держит в доме черную кошку, главе семьи не страшны ни бури, ни ураганы.

Если кот чихнет неподалеку от невесты в день ее свадьбы - счастливая семейная жизнь обеспечена.

Убийца кота станет убийцей человека.

Черный кот предохраняет дом от воров.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал. И конечно все знают примету, когда в новый дом первым запускают кота – на удачу, уют и достаток. А у русских мореходов был обычай - по построенному судну первой должна пройти кошка. Все эти обычаи были связаны со способностью кошки изгонять нечистую силу, которая уже успела обосноваться в укромных уголках.

В русских народных сказках кот всегда выступает как верный помощник своего хозяина. Помогает ему не только уберечься от неприятностей, но и успешно устроится в жизни («Волшебное кольцо», «Умная жена»). А в некоторых сказках про Бабу-Ягу, даже собственный кот Ягипомогаетгероям, платя добротой за их доброту. По словам русских сказок, кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот может бытьи мудрым советчиком, носителем особенных знаний, например Кот-Баюн. Кот Баюн живет вблизи золотой мельницы, на золотом столбе. Вниз спускается - песни поет, вверх поднимается - сказки сказывает. Голос кота Баюна могуч, на несколько верст слышен. Сила кота Баюна непомерна. Он всегда врагов побеждает, а песнями кого угодно усыпить может.

Чаще всего помогает кот с помощью плутовства, уж этого, равно как и чувства юмора у котов не отнимешь! Плутовство роднит Кота с Лисой, поэтому во многих сказках, Кот и Лиса – супруги. Они ловко «разводят» остальных обитателей леса и счастливо живут в достатке и почете.

Считалось также, что довольные жизнью коты как бы приманивают в дом достаток. У русских купцов даже было такое соревнование – у кого кот жирнее. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой "напрасной беды". На Урале существовало сказанье о Земляном коте (кто читал Бажова, тот помнит), Кот был велик и жил под землей, охраняя несметные богатства, наружу торчали лишь его огенные уши. Кот помогал людям, попавшим в беду, указывал дорогу заблудившимся.

На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка - понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключенотаинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией.
До введения христианства но Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных - Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат - медведь, например. Кот являлся спутником бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.
После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Белее. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками - в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть знак древней европейской богини любви или дух великого Велеса.

В православной традиции к кошкам тоже принято относиться с терпимостью. Как не было у нас ужасов инквизиции, так и котов никогда из религиозных побуждений не убивали. Напротив, кошка в православии считаетсяживотным для дома полезным. И кошке у нас, как и в исламе, тоже дозволено то, чего не дозволено собаке -входить в храм. По крестьянским поверьям, в образах кошек к людям иногда являлись святые.

Есть еще такое наше поверье, что странствовал когда-то Господь по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Всевышний, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.

У всех практически народов, кошка - чущество связанное с двумя мирами: реальным и потусторонним. Кошка связана с женщиной, ночью, таинством, Луной, плодородием, домом, довольством, удачей (Фортуна тоже женщина), кошка - хранитель и оберег.

Вот такие непростые отношения складывались у котов с человеком, но несмотря ни на что, любовь к этим зверькам оказалась сильнее всяческих предрассудков. И сегодня кошки- любимые домашние животные огромного количества людей. И слава Богу!

Продолжение следует....

Эпиграф урока:
Домашний дух иль божество, Всех судит этот идол вещий, И кажется, что наши вещи – Хозяйство личное его.

Слово учителя:

Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать роль кошки в русской культуре, выделим три составляющих: образ кошки в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях.

Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.

Учащийся 6 класса:

У кота ли, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Одеяльце хорошо,
У дитяти моего
Есть получше его.
У кота ли, у кота
Зановесочка чиста,
У мого ли у дитяти
Есть почище его,
Есть почище его
Да покраше его.

Учитель:

А сколько загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок!

Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Какие приметы знаете вы?

Ну вот, например: "Кошка чешется (умывается) – гостей зазывает (намывает)", "Кошка на человеке тянется – к обнове", "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать", "Кто кошек любит – будет жену любить", "Гордому кошка на грудь не вскочет". А еще почему-то в XIX веке русские считали, что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет. При помощи кошек пытались предсказывать и погоду: "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка стену дерет – к непогоде", "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".

Еще в России с кошками связано много пословиц и поговорок: "Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе", "Стар кот, а масло любит", "Ложка не кошка, рта не оцарапает", "Сболтнул бы коток, да язык короток", "Не все коту масленица, будет и Великий Пост", "Взяло кота поперек живота", "Что поп, что кот – не поворча, не съест", "Рано пташка запела – как бы кошка не съела", "Кошки грызутся – мышам приволье". (Пословицы в виде раздаточного материала на партах).

Учащийся 11 класса:

Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. По уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.

Попробуем же определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественных произведениях.

В славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон"; "кошка-домовой"; "кошка-творец" и "кошка-разрушитель"; "кошка-проводник".

Учащийся 10 класса:

Условно первую группу назовём "кошка-демон". В мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового.

Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством.

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.

Учащийся 11 класса:

Третья группа: фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.

Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".

Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А.С.Пушкиным. Образ кота ученого – неотъемлемого представителя сказочного мира – он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила". (учащийся 6 класса читает пролог из поэмы).

Учащийся 11 класса:

Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.

В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром.

Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка. Не видя и не ощущая вокруг нас злых духов, мы никак не связаны с иным миром, в отличие от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.

Мир зверей может быть интересен и сам по себе, но в сказках он "одухотворён и домыслен человеческим воображением".

Что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.

Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

Учащийся 6 класса:

У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.

В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Какой бы ни была кошка, она совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и подстраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису.

В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.

Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, то это свидетельствует о мистических чертах кошки.

Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны.

Учащийся 11 класса:

Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселились" кошки, – это басни, начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века.

Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: "Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"), ":под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"), ":коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"), "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера" (В. Пушкин. "Кот и Моська"), "Худые песни соловью в когтях у кошки" и "А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар").

Инсценирование басни С. Михалкова "Коты и мыши" учащимися 6 класса:

Кот Тимофей – открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
"Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!"
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но... подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!..
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
"Вот так, брат, и живем... – мурлыкал кот Василий, –
Обходимся, как видишь, без мышей!"
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!

Учащийся 10 класса:

В повестях Н.В. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" и "Майская ночь, или Утопленница" нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. "Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши... Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла.

На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку".

Кошку-демона мы видим и в повести "Вечер накануне Ивана Купала":
"Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка!" – проговорил Басаврюк: Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи".

В другой гоголевской повести "Старосветские помещики" кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти.
"Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день: слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "Кис, кис!" – и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи.
:Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее.
Задумалась старушка. "Это смерть моя приходила за мною!" – сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять".

Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой.

Таким образом, "в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на живое и мёртвое".

Сильнейшее развитие в XX веке образ кошки получил в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова: речь идет о коте Бегемоте. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная.

Вообще, образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековому изображению сатаны. Шут не имеет смысла существовать, поскольку у него нет собственного "Я", нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет пародирования (подражания) другим, но на деле его самость – это только ворох масок.

Собственно, Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в "Мастере и Маргарите" только шутит, паясничает, скоморошничает.

Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.

После просмотра фрагмента фильма реж. Бортко "Мастер и Маргарита" анализ эпизода учащимся 11 класса:

Стихия Бегемота – огонь. В сцене перестрелки в квартире №50 автор ярко указывает на магические умения кота: он вводит в заблуждение сотрудников НКВД, притворяясь мертвым, перед этим Бегемот предостерегает их: "Сижу, никого не трогаю, починяю примус:", когда же они его не слушают, устраивает скоморошью перестрелку, после чего, по стандартной схеме, пожар.

Отдельного разговора заслуживают взаимоотношения Геллы и Маргариты с котом. Издавна русская мистическая мысль приписывает ведьме обладание черным котом как обязательным магическим агентом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников (как и в русских народных сказках; иногда кот помогает пленнице вырваться), добывает нужные травы и грибы.
Бегемот постоянно крутится вокруг Геллы, а на балу – вокруг Маргариты. Булгаков не отходит от русского фольклора в этом вопросе, т.е. используется древний тип "Ведьма с Черной Кошкой".
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): "Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Я думаю, "Московские главы" романа – это репетиция Страшного суда в представлении Булгакова. И Бегемот – мелкий хулиган, превращающийся в жестокого разрушителя – будет на нем не лишним:

Учащийся 11 класса:

Осмыслив роль образа кошки в художественной литературе, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в произведениях русской и мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.
Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром.
Поэтому становится понятно, почему в литературе появляются женская и мужская "кошачья" темы. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.