А вот как выглядит реальность. В нашем представлении амазонки выглядят так

Женщина-воин, дева – воительница – именно так называют окружающие настоящую амазонку. Сильные, смелые, независимые, красивые, но в то же время такие привлекательные и не доступные… Эти девушки жили по своим правилам, не считаясь с обществом и окружающими. В их глазах читается вызов, а по жилам бежит горячая кровь. В сердце нет места любви и разочарованиям, а душа не страдает от одиночества. Они очаровывали мужчин, использовали их, выбрасывали из своей жизни с легкостью.
В наше время не осталось настоящих амазонок. Но в крови каждой девушки есть что-то дикое, безрассудное. И прочувствовать это следует к фотосессии в стиле «Амазонка».

Фото: Маргарита Карева
фото: Маргарита Карева

фото: Маргарита Карева
фото: Маргарита Карева

фото: Маргарита Карева фото: Victoria Bee


Давайте разберем, что нам необходимо для фотосессии в стиле «Амазонка». Начнем с костюма. Всеми известный стандарт одежды амазонки выглядит как обтягивающий корсет, короткая юбка, широкий пояс и много метала. Как вариант – корсет можно заменить лифом. Цвет одежды – черный, коричневый, золотой, металлик, оливковый. Иногда встречаются амазонки «в мехах» и с леопардовой расцветкой. Здесь все зависит от видения образа, который необходимо отобразить. Материал костюма должен быть натуральным – это дает дополнительный намек на дикость натуры. Обувь подойдет как открытая (босоножки), так и закрытая (сапожки). Можно хоть босиком. Главное – что б это было женственно и сексуально. Дополнить образ можно повязкой или жгутом на голове и массивными украшениями: ожерелье, браслеты, серьги.
Не спешите идти в след стандартам! При желании, всегда можно привнести нечто новое в образ. Корсет или лиф можно заменить белым облегающим коротким платьем, оголяющим одно плечо. Кстати, юбка не обязательно должна быть короткой – длинна в пол отлично подойдет! Только позаботьтесь, чтобы были вырезы, оголяющие ваши ноги. Амазонке должно быть удобно ходить на охоту!
Главное достоинство женщины-воина, а заодно и атрибут фотосессии в стиле «Амазонка» - оружие. Меч, арбалет или лук со стрелами будут отлично выглядеть в руках этих девушек! Нож, кинжал или копье так же займут достойное место в образе. А как оригинально будет смотреться в кадре веревка! Главное – пусть в ход фантазию.
Макияж амазонки должен быть ярким, дерзким. Здесь отлично подойдет стиль Smoky eyes. В качестве эксперимента можно попробовать макияж в натуральных тонах. Волосы распущены, слегка вьющиеся. Небрежная прическа – это так в их стиле! А еще можно просто собрать в высокий хвост.









Фотосессию в стиле «Амазонка» принято проводить на природе. Вот дева-воительница охотится на диких зверей, а вот она купается в озере… Но современные амазонки проводят военные операции не только в лесу, но и в каменных джунглях. Заброшенный склад, крыша высотки или просто обычная улица – при желании можно выбрать любое место.
Не стоит забывать, что в образе модели на фотосессии в стиле «Амазонка» должен присутствовать вызов. Вызов окружающим, вызов природе, вызов врагам. Воинственно вздернутый подбородок, оружие в твердой руке, а в глазах читается вызов. Именно модель должна донести весь образ в кадр. И если все сделано правильно, то вас порадуют отличные фотоснимки!

Образ женщин-амазонок волнуют воображение мужчин и сегодня. Им приписывают искусное владение оружием и знание приемов ведения боя. Миф это или реальность? Храбрыми воительницами называли менад (почитательниц Диониса), скифских воительниц и жительниц Южной Америки.

Воинствующая лоза

Миф о женщинах, которые жили в обособленном социуме, считается одним из самых древних. Его возникновение относят к Минойской цивилизации, которая была утеряна на рубеже III и II веков до нашей эры. Именно женщин-воительниц связывают с понятием матриархата и культом Великой богини. Артемида считалась покровительницей охотниц-амазонок. Ее брат Дионис также стал божеством, которому поклонялись эти вольнолюбивые женщины.

Женскому воинству, которое поклонялось богу виноделия, и украшало свои полуобнаженные тела виноградной лозой, приписывали разные безумства. Мифы об их набегах наводили ужас на современников. Безумствующие менады (впоследствии вакханки) устраивали оргии, принося в жертву животных. Они разводили кострища и в бешеном танце прыгали через них. Это зрелище не могло не пугать мирных жителей.

Мифология гласит, что Орфей был растерзан страшными женщинами лишь за то, что стал невольным свидетелем их ужасных мистерий. Другая версия мифа повествует о том, что божественный юноша был убит ими за то, что не упомянул Диониса в своей песне. Считается, что и царь Перфей был умерщвлен менадами, когда преследовал женское воинство, в надежде отбить у них свою мать.

Социальными предпосылками вакханалий считается попытка женщин раз в год убежать от рутины и давления патриархального общества. Именно в дни, когда славили Диониса, женщины могли позволить себе выйти за рамки обыденного образа и проявить свою натуру. Они плясали до изнеможения и славили своего бога обильными возлияниями. Только в эти дни они могли не опасаться расправы за такое поведение.

Воительницы Средней Азии

Описания вакханалий немного не вписываются в концепцию жизни гордых женщин, ушедших от устоев патриархата. Скорее такие праздники могли проводить ведьмы на Лысой Горе. Дочери Ареса, по преданиям были статными женщинами, которые понимали свое предназначение. Когда Геракл выкрал пояс царицы Ипполиты (предводительницы амазонок), он поставил этот подвиг в ряд с убийством Немейского Льва и победой над Лернейской Гидрой.

Что касается географического расположения женского царства, античные авторы сообщали об их проживании на побережье Черного моря и Приазовья. Исследователи связывают это со столкновением греческой культуры с другими народами, еще сохранившими признаки матриархата. Сравнивая образ среднестатистической греческой женщины, которая была полностью покорна мужу, редко выходила из женской половины дома и не имела собственного мнения по многим вопросам, свободолюбивые дикарки, искусно использующие оружие, казались эллинам чуть ли не фантастическими существами.

У берегов Амазонки

С открытием новых земель страна мифических воительниц перемещалась все дальше к окраине карты. Если в начале повествования о них, страна женщин-охотниц располагалась на просторах Причерноморья, то с течением времени их местом обитания называется Индия. В средневековье упоминается о племени девственниц в Южной Африке и малоизведанных островах Индийского океана.

В 1539 году, после возвращения участников похода Гонсало Хименеса де Кесада с территории современной Колумбии, появилась информация о народе женщин, которые создали свой социум, изгоняя мужчин. Путешественники рассказали, что американские феминистки уже тогда использовали купленных рабов для зачатия детей. В случае рождения мальчика, его отдавали отцу и изгоняли из племени. Рожденные здесь девочки воспитывались племенем.

В воспоминаниях участников экспедиции, которой руководил конкистадор Франсиско Орильяна, можно найти упоминание об ожесточенной битве с амазонками. Стоит отметить, что уже тогда такие рассказы воспринимались со скепсисом.

Скифские легенды

История амазонок (вымышленная или реальная) продолжается у берегов Черного моря и Приазовской Меотиды. Считалось, что они обитали на берегах реки Танаис (современный Дон). Геродот считал, что воительницы прибыли сюда из Малой Азии. Здесь их захватили эллины, которые повергли племя в сражении у реки Фермодонта. По преданию, побежденных женщин перевозили на кораблях. Но те напали на своих обидчиков и отбили суда. Не умея управлять судами, женщины сбились с курса и не смогли вернуться домой. Когда ветер пригнал корабли к Приазовью, амазонки угнали табун лошадей и стали нещадно грабить Скифские земли.

Через 4 сотни лет после повествования Геродота римский историк I века до нашей эры, Помпей Трог, писал о том, что амазонки – это скифские жены, ушедшие с мужьями из Причерноморья в Малую Азию. Здесь все мужчины были истреблены, а женщины стали защищать свои земли от вражеских набегов. Есть версия, что именно скифские и сарматские женщины, которые научились воевать, помогая своим мужьям, и стали прототипом пылких амазонок.

Эта версия подтверждается находками, собранными в ходе раскопок этой местности. Многие из них подтверждают истинность слов Геродота. Здесь находились множественные женские захоронения. Рядом с останками было обнаружено большое количество оружия (преимущественно легкие топорики). Тела усопших носили следы травм, которые могли быть получены в бою. Обнаруживались повреждения черепной коробки, раздробленные ключицы и кости конечностей. Скорее всего, эти травмы наносились колющим или рубящим оружием. В некоторых костях даже были обнаружены наконечники стрел. Многие исследователи отмечали увеличение фаланг на двух пальцах. Это могло свидетельствовать о постоянных упражнениях в стрельбе из лучного оружия.

Есть предположение, что в средние века на смену скифским воительницам пришли хазарские. Значительная часть захоронений хазарских женщин содержала оружейные элементы. Некоторые из них погребались в полной боевой амуниции. В комплекте вооружения этих дам были луки, стрелы, ножи, небольшие мечи и сабли. Хоронили их в некотором отдалении от общих кладбищ. Для них сооружались отдельные могилы. В то же время большинство женщин предавались земле в сопровождении зеркал, предметов быта и украшений. Часто женщины ложились в одну могилу со своими мужьями. Среди захоронений воительниц не прослеживается такая тенденция.
СкопироватьСкопировать HTML-код

Мифы и легенды о диких амазонках - женщинах, которые образовали отдельное племя, жили по правилам матриархата и воевали с мужчинами, существуют с древних времен. Археологические раскопки подтверждают этот факт, однако споры о достоверности существования воинствующего общества, состоящего исключительно из представительниц слабого пола, не утихают.

Мифы и сказания

По версии древнегреческой мифологии, царство амазонок, женщин-воинов, существовало некоторое время на территории Ливии, на берегах Средиземного моря. По какой причине они жили отдельно от мужчин, было непонятно, однако они долгое время обходились собственными силами. Одни источники рассказывают о кочевом племени женщин, другие - о существовании царства во главе с царицей амазонок.

Главными занятиями у них были: охота с целью добычи пропитания, войны с соседними племенами для обогащения. В соответствии с древними сказаниями, происхождение амазонки вели от союза бога Ареса (или Марса) и его дочери Гармонии, а сами воительницы поклонялись богине Артемиде, охотнице-девственнице.

Одним из подвигов Геракла было задание, в ходе которого он должен был забрать у воинственных девушек волшебный пояс, который был предназначен для выкупа для возвращения дочери царицы Антиопы.

Племена женщин-амазонок: жизнь и размножение

По мнению, высказанному в 5 в. до н.э. древнегреческим историком Геродотом, такое государство матриархата существовало на берегах оз. Меотиды (современная территория Крыма). Они построили несколько городов, среди которых Смирна, Синоп, Эфес и Пафос.

Основным занятием амазонок было участие в войнах и набегах на соседей, причем они с большим мастерством владели луком, двойным боевым топором (лабрисом), укороченным мечом. Шлем и доспехи воительницы изготовляли самостоятельно.

Но для того, чтобы иметь детей, в целях размножения, племя женщин-амазонок ежегодно в весеннее время объявляло перемирие и устраивало встречи с мужчинами из приграничных земель, с которым затем расплачивались спустя 9 месяцев родившимися младенцами-мальчиками.

Но по другой версии, новорожденных мужского пола ожидала более печальная судьба: их либо топили в реке, либо калечили, чтобы в дальнейшем использовать как рабов. Новорожденных девочек оставляли в племени и воспитывали как будущих воительниц, которые должны были владеть всем доступным оружием. Их также обучали охотничьему ремеслу и умению вести сельское хозяйство.


Для того чтобы в будущем при натягивании в бою лука им не мешала правая грудь, им ее выжигали еще в детстве. По одной из версий, название племени произошло от a mazos, т. е. «безгрудая», по другой - от ha-mazan, что с иранского языка переводится как «воины», по третьей - от masso, обозначающее «неприкосновенные».

Война с Дионисом

Боевые победы племени амазонок настолько их прославили, что даже бог Дионис решил заключить союз с ними, чтобы они помогли ему бороться с титанами. После победы он коварно затеял войну с ними же и разгромил.

Немногие выжившие женщины смогли спрятаться в храме Артемиды, чтобы затем уйти в Малую Азию. Там они поселились на реке Фермодонт, создав огромную империю. Участвуя в нескольких войнах, женщины-амазонки захватили Сирию и дошли до острова Крым. Многие из них принимали участие в осаде знаменитой Трои, в ходе которой древнегреческий герой Ахилл убил их царицу.

Во время боев с греками противник смог захватить несколько девушек в плен и, погрузив на корабль, хотел отвезти их для демонстрации на родину. Однако по пути женщины-воительницы напали на судно и всех убили. Но из-за отсутствия навыков кораблевождения амазонки смогли плыть только по ветру, и в конечном итоге их прибило к берегам Древней Скифии.


Образование сарматского племени

Поселившись на новом месте, воительницы начали грабить поселения и уводить скот, убивая местных жителей. Скифские воины были очень гордыми, потому считали ведение войны с женщинами-воинами недостойным занятиям. Они поступили иначе: собрали своих лучших воинов и послали их захватить диких женщин, чтобы затем получить от них хорошее потомство. Их ожидала удача, после чего появился на свет новый народ савраматов или сарматов, имеющих богатырское телосложение.

Жизнь племени женщин-амазонок проходила активно в военных походах и охоте, причем одевались они в мужскую одежду. А местные мужчины были приставлены к домашним обязанностям: готовка еды, уборка и т. д. У сарматов существовала интересная традиция: девушки могли выходить замуж только после убийства любого представителя сильной половины, однако жертв они обычно находили в соседних племенах.

Гомер и Геродот об амазонках

По данным историков, великий древний мыслитель Гомер, создавший знаменитые произведения «Иллиада» и «Одиссея», также написал и о стране Амазонии. Однако эта поэма не сохранилась. Подтверждением греческих мифов являются древние амфоры и барельефы, украшенные рисунками женщин-амазонок (фото ниже). Только на всех изображениях красивые воительницы имеют обе груди и достаточно развитые мускулы. Также амазонки упоминаются в сказании об аргонавтах, но там Гомер показывает их как отвратительных фурий.

По версии Геродота, после участия в Троянской войне амазонки попали к скифам и образовали племя сарматов, в котором женщины и мужчины имели равные права. Легенды приписывают им не только прекрасное владение оружием, но также умение держаться в седле и невероятное хладнокровие. Скифы и сарматы, по данным Геродота, совместно воевали в 5 в. до н. э. против царя Дария.

Римский историк Деодор придерживался мнения о том, что женщины-амазонки являлись потомками древних атлантов и жили на территории Западной Ливии.


Данные археологов

Многие находки историков в разных уголках мира дают подтверждение древним легендам о существовании женщин-амазонок не только в Греции, но и других странах и континентах.

Так, в 1928 г. на берегах Черного моря в поселении Земо Ахвала было обнаружено захоронение древнего правителя в доспехах и при оружии. После исследования он оказался женщиной, после чего многие сделали предположение о находке царицы амазонок.

В 1971 г. на территории Украины было найдено захоронение женщины с девочкой, которые были роскошно одеты и богато украшены. В могиле лежало золото, оружие, а также скелеты 2 мужчин, явно умерших не от болезни. По версии ученых, останки принадлежали очередной царице с дочерью и рабами, которые были принесены в жертву.

В 1990-е гг. при раскопках в Казахстане были обнаружены аналогичные древние захоронения женщин-воительниц, срок которых насчитывал более 2,5 тыс. лет.

Очередной сенсацией в мире науки стало последнее открытие в Британии, когда были найдены останки воинов женского пола в Бруэме (графство Камбрия). Они явно прибыли сюда с территории Европы. По версии английских ученых, женщины сражались в рядах римской армии. По их данным, племена женщин-амазонок жили на территории Восточной Европы в период 220-300 г. н. э. После смерти их торжественно сжигали на кострах вместе со снаряжением и боевыми конями. Происхождение их идет с территории нынешних государств Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.


Америка: жизнь племен женщин-амазонок

Истории о диких женщинах-воинах рассказывают также об обнаружении их Христофором Колумбом после открытия американского континента. Услышав рассказы местных индейцев о женском воинствующем племени, великий мореплаватель пытался их захватить на одном из островов, однако не смог этого сделать. В память об этом случае было дано имя Виргинским островам (в переводе «острова Дев»).

Испанский конкистадор Фр. де Орельяна в 1542 г. высадился на берегу огромной реки в Южной Америке, где встретил племя диких женщин-амазонок. В сражении с ними европейцы потерпели поражение. Некоторые ученые предполагают, что ошибка произошла из-за длинных волос у местных индейцев. Однако именно в память об этом инциденте было дано гордое название самой величественной реке американского континента - Амазонке.

Африканские амазонки

Это уникальное в мировой истории явление - племя дагомейских женщин-терминаторов - обитало на африканском континенте южнее Сахары на территории современного государства Бенин. Себя они именовали N’Nonmiton или «нашими матерями».

Африканские амазонки, женщины-воительницы относились к элитным войскам, которые защищали своего правителя в королевстве Дагомея, за что европейские колонизаторы назвали их дагомейскими. Образовалось такое племя в 17 в. для охоты на слонов.

Король Дагомеи, восхищенный их мастерством и успехами, назначил их своими телохранителями. Армия N’Nonmiton существовала 2 столетия, в 19 в. женский военный корпус насчитывал 6 тыс. солдат.


Отбор в ряды женщин-воинов проходил среди 8-летних девочек, которых учили быть сильными и безжалостными, а также способными выдержать любую боль. Вооружение их составляли мачете и голландские мушкеты. После многолетних тренировок африканские амазонки становились «боевыми машинами», способными успешно воевать, а побежденным - отрубать головы.

В период службы в армии они не могли выходить замуж и рожать детей и оставались целомудренными, считаясь состоящими в браке с королем. При посягательстве мужчины на женщину-воина его убивали.

Британская миссия на территории Западной Африки была основана в 1863 г., в Дагомею тогда приехал ученый Р. Бартон, который собирался заключить мир с местной властью. Он впервые смог дать описание жизни дагомейского племени женщин-амазонок (фото ниже). По его информации для некоторых воительниц это предоставляло возможность обрести влияние и богатство. Английский исследователь С. Альперн написал большой трактат о жизни амазонок.


В конце 19 в. территория была занята французскими колонизаторами, солдат из которого часто находили утром мертвыми с отрезанной головой. Вторая франко-дагомейская война завершилась капитуляцией армии короля, и большинство амазонок было убито. Последняя ее представительница - женщина с именем Нави, которой к тому времени было более 100 лет, - умерла в 1979 г.

Современные дикие женские племена

До сих пор в непроходимых джунглях реки Амазонки существуют территории, жизнь на которых сильно отличается от современной цивилизации. Испокон века в восточной части Бразилии живут люди, оторванные от внешнего мира, сохранившие свои обычаи и навыки.

Ученые регулярно находят здесь не только новые виды животных и растений, но и поселения диких племен, которых сейчас, по информации исследователей организации FUNAI, насчитывается более 70. Они занимаются охотой, ловлей рыбы, сбором фруктов и ягод, при этом совершенно не хотят контактировать с цивилизованным миром, боясь заразиться неизвестными болезнями. Ведь даже обычный грипп для них является смертельным.

Женщины диких племен Амазонки обычно выполняют всю женскую работу, занимаются бытом и воспитанием детей. Иногда они собирают в лесу ягоды или фрукты. Однако существуют и агрессивные племена, в которых женщины наравне с мужчинами охотятся или участвуют в набегах на соседей, вооружившись дубинками и копьями, отравленным ядом местных растений или змей.


Существует и дикое племя Куна на острове Сан-Блас недалеко от территории Бразилии, переселившееся с материка и живущее по правилам матриархата. Традиции сохранились и поддерживаются жителями поселения сурово и непоколебимо. В 14 лет девушки уже считаются половозрелыми и должны сами выбрать себе жениха. Мужчина обычно переселяется в дом к невесте. Главный доход племени на острове приносит сбор и экспорт кокосов (около 25 млн штук ежегодно), выращивают они также сахарный тростник, бананы, какао и апельсины. А вот за пресной водой ездят на материк.

Амазонки в искусстве и кино

В искусстве Древней Греции и Рима воительницы занимают важное место, их изображения можно встретить на керамике, в скульптуре и архитектуре. Так, битва афинян и амазонок запечатлена в мраморном барельефе Парфенона, а также в скульптурах из мавзолея из Галикарнаса.

Любимые занятия женщин-воинов – охота и война, а оружие - лук, копье, топор. Для защиты от врага они надевали шлем, а в руки брали щит, имеющий форму полумесяца. Как видно на приведенных фото, женщин-амазонок древние мастера изображали верхом на лошади или в пешем бою, в сражении с кентавром или воинами.


В период Возрождения они вновь воскресли в произведениях эпохи классицизма и барокко в поэзии, в картинах и скульптурах. Сюжеты битв с древними воительницами представлены в работах Я. Пальмы, Я. Тинторетто, Г. Ренни и других художников. Картина Рубенса «Битва греков с амазонками» показывает их в кровавой конной баталии с мужчинами. А копии с оригиналов скульптуры «Раненая амазонка» знамениты на весь мир и хранятся в музеях Ватикана и США.

Жизнь и подвиги амазонок стали вдохновением для писателей и поэтов: Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Р. Гранье и Г. Клейста. В 20-21-м веках они перешли в массовую культуру: кино, мультфильмы и комиксы в жанре фэнтези.

Современное киноискусство является подтверждением популярности темы женщин-амазонок. Прекрасные и смелые девушки-воительницы представлены в фильмах: «Амазонки Рима» (1961), «Пана - королева амазонок» (1964), «Богини войны» (1973), «Легендарные амазонки» (2011), «Женщины-воины» (2017) и т. д.


Последний фильм, вышедший на экраны в 2017 году, называется «Чудо-женщина» и рассказывает о героине по имени Диана, царице амазонок, которая наделена фантастической силой, скоростью и выносливостью. Она свободно общается с животными, а для защиты носит специальные браслеты, но вот мужчин считает изменчивыми и лживыми.

Среди современных женщин также можно встретить «амазонок», которые умны, образованны и мечтают покорить мир. Они могут управлять большой корпорацией и одновременно воспитывать детей, а к мужчинам относятся снисходительно, позволяя себя любить.

Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901

Амазонки - кто они?

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».
Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.

Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).


Артемида, 4-3 века до н.э., Северо-западное Причерноморье

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.

Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и ходили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.

Армия руководила всей жизнью амазонок - и военной, и мирной. Она была относительно невелика - не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность - и они же продолжали род. Таким образом, самое сильное звено из-за перегрузки оказывалось и самым уязвимым. Поэтому - самым жестоким.

Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.

Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племен, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени. В книге Диодора Сицилийского описывается, как царица амазонок Фалестра пришла к Александру Македонскому и сказала: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь - забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неважно, миф это или реальное событие, в любом случае виден «фирменный» подход.

Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали или кастрировали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, бывало, калечили детей мужского пола сразу же после их рождения: они выкручивая им руки и ноги с тем, чтобы сделать их неспособными воевать в будущем против своих «матерей». Этот мотив перекликается с чеченским мифом Пхьармат («Кузнец Страны»), рассказывающим о том, что богиня Очага Ц’иk’ур-нана, супруга бога Пламени и мать Пхьармата, обращалась со своими сыновьями точно так же, как амазонки с новорождёнными мальчиками. У неё было много сыновей, которых она любила. Но случалось, что она жестоко наказывала их за ослушание, кроме самого младшего — Пхьармата, к которому была особенно привязана. Однажды один из её сыновей совершил серьёзный проступок. Разгневанная мать хотела выкрутить ему руки и ноги (kьjgash-kogash tshьra daxa). Пхьармат, бросившийся на выручку брату, прибежал, когда мать уже успела выкрутить тому одну ногу (xa tshьra ma diakxineh). Ему удалось умолить её отпустить несчастного, который с тех пор остался хромым (xonushxa).


Две амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаика

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).


Амазономахия. Лувр


Амазономахия на древнеримском саркофаге

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).


Амазонок можно было победить, только полностью уничтожив их

С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.

Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.


Франц фон Штук. Раненая амазонка

Упоминания амазонок в разных источниках

Амазонки обосновались в Фемискрее, на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции).
Амазонки первыми стали подковывать лошадей и использовать железо.
Лисий. Погребальная речь, 4

Битва амазонок с Беллерофоном (легендарный греческий герой, владелец знаменитого крылатого коня Пегаса, подаренного ему Афиной).
Аполлодор. Хроника греческой истории, Книга 1, 2.3
Гомер. Илиада, 6.219
Пиндар. Олимпик, 13.91 и 130
Плутарх. Мораль, 17.248
Плавание Аргонавтов мимо земель амазонок на пути в Колхиду.
<
Пиндар. Пифий
Аполлоний Родосский. Аргонавтика<


Геракл сражается с амазонками. Античный чернофигурный сосуд

Сражение амазонок с фригийскими царями Мигдоном, Отреем и Приамом (позже ставшим царем Трои).
Битва амазонок с отрядом Геракла-Тесея за пояс Ипполиты. Антиопа (или Ипполита, в зависимости от легенды) была похищена и взята замуж за царя Греции Тесея.
Штурм Афин амазонками для возвращения пояса Ипполиты. Некоторые источники повествуют о перемирии и договоре между амазонками и царем Тесеем.
Плутарх. Жизнь Тесея (Плутарх основывается на данных ранних историков Клейдема и Геланика, труды которых не сохранились)
Исократ. Панафенаик, 192, 194 (в Панегирике, 68 он утверждает, что они потерпели поражение и были все убиты или высланы)
Лисий. Погребальная речь, 6


Боспорская пелика с головой амазонки, коня и грифа

Амазонки сражались на стороне троянцев против агрессии греков (~1080 до н.э.). Пентесилея возглавляла отряд амазонок, которые все погибли.
Гомер. Илиада 3.239; 6.186-223 (беглое упоминание - повествование Илиады заканчивается смертью Гектора)
Арктиний Милетский. Этиопий (продолжает повествование о троянской войне с того места, на котором закончилась Илиада)
Прокл. Обзор Этиопия; Гедий и гомериада в Классической библиотеке, 1967, стр. 507
Квинтий Смирнский. Гомерон или Постгомерика, 1.20-46


Боспорская пелика с амазонками - битва с греком

Амазонки принимали участие в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой (431-404 н.э.)
Фукидид. История Пелопонесской войны
Александр Македонский встречался с царицей амазонок Фалестрией. (~352-323 до н.э.). Он пытался взять ее в жены в Гиркании (античная провинция в северной Персии).
Страбон. География, 2.5.4-5 (отрицал)
Квинтус Смирнский. История, 6.5.29
Диодор. Сикул, 17.77.1


Битва греков с амазонками. Рельеф на римском мраморном саркофаге

Амазонки сражались с греками в Фемискрии. По-видимому, последняя война амазонок с греками. После поражения амазонок в Фемискрии они были взяты в плен и погружены на греческие корабли. Амазонки успешно оторвались от греков и плыли, куда ветер выведет, пока не достигли озера Маотис (Азовское море), где, в конце концов, вышли замуж за сарматов и сражались на их стороне. Они сформировали новую сарматскую культуру.
Геродот. История греко-персидских войн, 4.110


Джо Джуско. Темные времена

Легенды об амазонках

Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?

На этот счет выдвигается множество теорий.

Исток мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересно, что любимым оружием амазонок был двойной минойский топорик лабрис, и что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.

Амазонки согласно одной из таких теорий амазонки могли быть дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.

Легендарные истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Вполне вероятно, что грозные амазонки символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.


Амазонка в скифском костюме на краснофигурном античном сосуде

Образ амазонки в истории

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.

Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Плутарх писал, что амазонки носили короткое, до колен платье, щит, напоминавший лист плюща, и шлем, скреплявшийся под подбородком ремнями. На шлем часто натягивали конический фригийский колпак из войлока с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и завязками. Это был единственный «предмет гардероба», который амазонки украшали вышивками или жемчугом.


Амазонка с конем, с боевым двойным топором и в колпаке. Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.

Оружие амазонок

Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.


Амазонки. Рисунок с неаполитанской античной вазы

Обитель легендарных амазонок

На счет родины амазонок выдвигаются самые разнообразные версии, родиной легендарных воительниц могли быть та же Греция, или же Причерноморье, горы Кавказа, Турция, донские степи, и даже Северная Африка. А вообще амазонки могли и вовсе делиться на разные племена, жившие в разных землях.

Место проживания амазонок точно неизвестно. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Возможно, восхищенные рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существовавший в Древней Греции миф об амазонках. Впрочем, бесстрашные женщины могли олицетворять в мифах неизведанные опасности, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древние греки, отважившиеся отправиться на новые земли, такие как побережье Черного моря. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась все дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы.


На карте 1770 года Амазония помещена севернее земель сарматов

Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии (Турция) и, вероятно, были основательницами городов Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже считалась Западная Ливия.


Пелика с женщиной на гиме


Пелика с амазонкой, головой грифа и коня

Дионисий, живший в Александрии в середине II в. до н. э. сообщал, что наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке, в Ливии, которое исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера, были скальные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок. В Ливии, Алжире, Тунисе было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины занимались хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины были покорены многие земли. Соплеменницы Мирины, погибшие в битвах, погребены в трёх огромных курганах, которые до сих пор называют «курганами амазонок».


Сарматки


Сарматы - потомки амазонок. Геродот писал, что сарматы - потомки амазонок, вступивших в брак со скифами

Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия (возможно, этот топоним имеет отношение к этимологии названия племени) и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Ими построены Эфес, Смирна и другие города.

Учитывая предполагаемую родину амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов.


Скиф и амазонка

Бывало, что становились амазонками и женщины, живущие в горах. Но только на время: когда их мужчины уходили на дальние пастбища или в походы. Иногда такие отлучки длились годами. Горных амазонок готовили к самостоятельной жизни заранее. Обучали военному делу, строили для них неприступные жилища-крепости, знаменитые кыз-кала - «девичьи башни». До сих пор обычаи некоторых кавказских народов предписывают женщинам и мужчинам жить в строгой изоляции друг от друга. Даже супругам, согласно древнему правилу, надлежит встречаться тайно, под покровом ночи. Возможно, и обычай принимать пищу в разных комнатах имеет то же происхождение.


Скифская воительница

Археология

До недавнего времени ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

Однако в конце 20 — начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.


Конная амазонка и пещий воин

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4—7 веке. Именно тогда амазонки перестали существовать.

Далее. Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Процитируем Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискуру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы - совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.

Вот и один из обещанных разборов, и сегодня это будет разбор стиля. Эта история о софт драматике по линиям, мягком лете, со стилевой тягой к естественности и драме. Зовут нашу прекрасную героиню Евгения.


В самом начале нашей работы, Евгения была уверена, что она скорее всего Фламбоянт Натурал, и результат определения ее типа в теории линий как Софт Драматика натолкнул на идею стилевых поисков, поскольку стереотипная трактовка Софт Драмы ну никак не подходила. В процессе общения с Евгенией я узнала, что ей близок дух свободы , ощущение телесности (как существования собственного тела), Она уважает сильных духом людей, преодоление, а кроме того для нее важны традиции, семья , которую она ощущает как собственный клан, который всегда готов поддержать, а также ей важно духовное развитие . Мне все это показалось довольно знакомым и родным, поскольку я выросла примерно на таких же убеждениях, их многие придерживаются в моей семье, хотя мои взгляды сейчас несколько отличаются от этого. Но впечатление было, как будто я общаюсь с кем-то из родных=) Поэтому вопрос о том, чтобы взять Евгению добровольцем и попробовать выразить ее стиль, не стоял. Кроме того, задача тоже не самая очевидная - софт драму все-таки ассоциируют с женщиной вамп на каблуках. Я попросила Евгению поискать вдохновляющие картинки, и там ее стиль - персона выступила еще более четко.

Визуальные образы, которые нашли у нее отклик, хорошо показывают основное направление стиля Евгении. Это свобода, активность, целеустремленность , это дух Героя, сила природы , стремительная свободная сильная лошадь, гроза, ураган, горы...



Но этим ее образные ассоциации не ограничиваются — если посмотреть глубже, видно и Мудреца, хранителя знаний, глубокого образованного человека .


Дом мечты Евгении показывает, как в ее предпочтениях интересно сочетаются любовь к природе и к лаконичным современным интерьерам.

Фотографии, на которых Евгения себе нравится, тоже показывают красоту в лаконичности, дух свершений, а также ощущение себя частью чего-то большего, чувство принадлежности . Из того,что она рассказала о себе, вырисовывается четкая картинка — соединение любви к природе и к активности с лаконичностью, целеустремленность, но при этом мудрость, любовь к своей семье, готовность сделать их счастливыми. Интересен и ее подход к чувственности — понимание красоты здорового человеческого тела, очень созвучное древним грекам. От этого понимания идет любовь к лаконичности — красота как есть, без лишних добавок.

Из всего этого вырисовывается собственный стиль Евгении — Современная Амазонка или Мудрая Амазонка. Как и древнегреческими девами воительницами, Евгенией движет сила духа, благородство, но при этом она «дева», под броней есть привлекательная женщина, осознающая свою красоту. При этом она совсем не мифологический персонаж, она активно действует в реальном мире, отсюда любовь к удобной и практичной одежде, современным практичным интерьерам.

Первое, что влияет на визуальный посыл образа — это цвет. Поскольку Евгении нужно создать довольно минималистичные, но при этом живые и природные образы, ей понадобятся определенные цвета из ее палитры. Палитра мягкого лета на самом деле очень хорошо подходит для выражения стиля Евгении, его сложности. Обычно активные образы выражают яркими цветами, но ее стиль сложнее и глубже, поэтому и цвета должны быть не столь однозначными. Не зря большая часть визуальных ассоциаций, подобранных самой Евгенией, была именно в цветах близких к мягкому лету.

Как базовые цвета лучше всего использовать мягкие варианты белого и черного, поскольку активный образ и минимализм — это все-таки контрасты ахроматических цветов, светло -серый, как цвет камня и металла, а также подходящие оттенки коричневого и бежевого — как цвета деревьев.

Смягченные бордовые, винные и темно-розовый добавят живой энергии в ее образ. Это одновременно и цвет активности и цвет, добавляющий чувственности.


Близости к природе добавят синие и зеленые цвета палитры. А темно-синие и темно-сиреневые, ассоциирующиеся с грозовым небом, подчеркнут сложность натуры.


Создание определенного настроения предполагает и особые принципы сочетания цветов .

Образ Евгении строится на минимализме и практичной простоте, поэтому в его основе контрасты ахроматических цветов с хроматическими, а также динамичные контрасты цветов (например, бордовый и бирюзовый). А более спокойную и задумчивую часть ее натуры помогут выразить сочетания природной сине-зеленой гаммы.

Основные предметы одежды выражают главную идею стиля — активность, чувство принадлежности, внутреннюю силу, но при этом женскую привлекательность. Линии кроя, ткани и форма украшений подчиняются типу по линиям. Обрисовка контуров должна быть четкая, ткани довольно гладкие и тонкие, украшения островатые, но при этом плавные, вытянутые.

Топы . Основная часть топов Евгении -это довольно лаконичные и удобные футболки и свитера насыщенных цветов ее палитры. Но, тем не менее, в топах засчет деталей можно показать особенности ее индивидуального стиля. Первая интересная особенность — стилизация под кольчугу. Кольчуга - это и олицетворение силы и, в то же время, символ принадлежности — ее звенья сплетаются друг с другом, и именно засчет этого она защищает. Вторая особенность - это то,что некоторые топы могут открывать, например, часть спины. Не ради соблазнения, а как предмет античного искусства, ради красоты тела. А третья — это появление среди практичной и драматичной одежды легких атласных топов в бельевом стиле с кружевами, призванных подчеркнуть то, что под броней скрывается прекрасная дева. Однако,с этими топами стоит обратить внимание на то, с чем их сочетать — они должны играть на контрасте с предметами, выражающими силу.


Юбки и брюки , как правило, выступают как база, фон. В стиль прекрасно впишутся джинсы с хорошей посадкой по фигуре, а если понадобиться уйти в более классический стиль, активности и драмы можно добавить засчет ягодных красных. Что касается юбок — трикотажные макси-юбки с разрезами помогут продемонстрировать красоту тела без намеков на соблазнение. Их можно будет сочетать даже с чем-то спортивным. Драмы помогут добавить юбки- карандаши средней длины по фигуре, либо из удобного трикотажа, либо из кожи.

Платья и комбинезоны

Повседневные платья Евгении, в общем-то, повторяют рекомендации топов и юбок — это могут быть практичные трикотажные платья с кожаными или металлическими вставками для придания драмы, либо лаконичные платья с вырезами, открывающими какую-либо часть тела. Что касается платьев на выход — интересная находка — это платья по фигуре, повторяющие мелкое плетение кольчуги, которые можно сочетать с подходящими по линиям аксессуарами из природных материалов или из металла. С комбинезонами дело обстоит примерно так же, как и с бельевыми топами — они призваны показать женскую привлекательность Евгении на контрасте с силой, поэтому сами по себе они выглядят очень чувственно, что балансируется сочетаниями с более жесткими по посылу аксессуарами.

Верхняя одежда в этом стиле может быть как довольно строгой, закрытой, напоминающей мундир, но при этом обязательно приталенной, так и более драматичной (как кожаная куртка) или комфортной. Пуховики не должны быть громоздкими, они должны состоять из мелких элементов, и садиться по фигуре. В гардеробе могут быть и накидки (как в середине) — они, с одной стороны, дают удобство и свободу движения, с другой, могут быть своеобразным символом защиты от окружающего мира — более мягкий вариант брони.

Шапки будут довольно повседневными, слегка спортивными. Стоит обратить внимание на то, что вязка должна быть довольно тонкой, а шапка объемной. Для более женственных образов подойдут шляпы с широкими полями, использовать их можно как и все остальное, подчеркивающее женственность, на контрасте с тем, что выражает силу. Можно и самой шляпе добавить такие элементы — как цвет, близкий к хаки, и цепочка на иллюстрации. Шарфы должны быть удобные, лаконичные, однотонные. Принтов стиль Евгении не предполагает ни в шарфах, ни в топах.


Обувь должна быть удобной, на плоском ходу или на небольшом каблуке, она может напоминать мужскую, и, думаю, здесь можно слегка отойти от рекомендаций типа по линиям и использовать более тяжелую обувь. Но чтобы она выглядела все равно гармонично, нужно помнить, что носки не должны быть тупыми, а обувь должна иметь четкую форму. Зимой могут пригодиться тяжелые ботинки вроде dr martens, а летом отсыл к греческим амазонкам можно сделать более явным засчет сандалий-гладиаторов.

Сумки должны иметь четкую форму, быть удобными в носке. Для соответствия стилю Евгении на них могут быть металлические детали — цепочки, заклепки. Пояса тоже будут иметь металлические детали и смотреться скорее поясами унисекс, чем женскими.

Украшения помогут стилю Евгении расцвести в полном блеске. Ее тип по линиям не предусматривает излишней лаконичности, какие-то детали должны быть. И именно эти детали будут хорошо выражать сущность стиля. Тип по линиям striking ornate ("софт драма") - это не только витиеватые аксессуары, это еще и удлиненные дуги с острыми краями , поэтому она может использовать удлиненные островатые украшения из металла и природных материалов, лаконичные и многодетальные без витиеватости или явной геометричности. Многодетальность ее типа позволяет выдержать и такие аксессуары как цепи (но они должны быть с мелкими звеньями) или даже стилизованные кольчуги. Но такие аксессуары все равно будут украшением — заявлением. Портупея тоже аксессуар того же рода. Она должна состоять из довольно тонких полосок кожи, а сочетать ее лучше с одеждой натурально-активного направления, чтобы не возникало ненужных ассоциаций. В некоторых случаях она может сочетаться и с женственной одеждой на контрасте, если ее поддержат еще какие-нибудь аксессуары.

Построение гардероба согласно стилю процесс небыстрый, однако, при движении в правильном направлении, вещи будут хорошо сочетаться между собой, создавая разные по настроению и направленности образы, объединенные именно нужным стилем. В случае Евгении, любые комплекты должны отвечать основным параметрам:

Быть основанными на ее типе по линиям

Быть удобными и практичными

Выражать прекрасную деву с внутренней силой — либо показывать доспехи этой девы, либо ее привлекательность.

Тогда при любом настроении и одежде для случая будет читаться стиль Евгении «современная амазонка». Я составила несколько образов, которые могут пригодиться в разных случаях, но вцелом комбинирование вещей — это дело творчества, можно экспериментировать и наслаждаться процессом=).

Важную роль в создании образа играют и мелкие детали — макияж, прическа и использование определенного парфюма.

Макияж Евгении будет естественным, создавая впечатление чистого лица без косметики. Тем не менее, поскольку ее тип по линиям предполагает четкие линии, ей нужно будет подчеркивать брови и слегка подчеркивать скулы. Тени будут естественных бежевых оттенков, помада под цвет губ.

Для создания вечерних образов можно использовать смоки айз, но тоже в серых или серо-коричневых тонах, в сочетании с теми же четкими бровями, слегка выделенными скулами и нейтральными губами. И в том, и в другом случае макияж должен быть матовым.

Прически Евгении тоже должны напоминать о естественности и свободе, поэтому они не должны быть слишком сложными. Кроме распущенных волос ей подойдут хвосты и пучки, но поскольку тип многодетальный, их нужно будет делать поинтереснее засчет выделенных прядей или кос. Волосы при этом не должны быть слишком взъерошенными. Оптимальная длина волос для таких причесок — до лопаток.


Важную роль играет и выбор парфюма .

Чаще всего в любимых ароматах Евгении встречались естественные кожаные и древесные ноты (кедр, сандал, уд). Древесные ароматы часто ассоциируются с уверенностью в себе, благородством. А кожа — это про наслаждение природой, какая она есть.

Дополнительными нотами чаще всего были зелень, бергамот (активность, спорт), специи (драма, вызов). А цветы и ягоды чаще всего попадались те, которые подчеркивают нежность, но не кажутся при этом приторными — фиалка, жасмин, лесная малина.

И, напоследок, хочу свести воедино все то, что составляет стиль Евгении, делает его интересным и уникальным.

Индивидуальный эликсир стиля :

«Современная амазонка», сплав естественного стиля с драмой, телесность .

основа — практичная естественность в подходящем крое и тканях, лаконичность.

душа стиля — добавление драмы, силы, брони, чувства сплоченности.

перчинка — телесность — вплетение чувственных вещей в несвойственном для них контексте.