Изысканный бродит. «Жираф» Н. Гумилев

Николай Гумилёв много раз признавался, что его настоящим увлечением является не литература, а путешествия. Стихотворение "Жираф "он написал в 1907 году после поездки в Африку, после очередного отказа ему любимой. И вот теперь Африка и это знаменитое стихотворение! Как считают некоторые романтические дамы, что в нем он рассказывает удивительную историю о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав для тех людей, кто по разным обстоятельствам не может посетить удивительную экзотическую страну. Он переносит читателя в удивительный мир без зла, ненависти и болезней, для того, чтобы он на миг забыл о своих проблемах и насладился ее красотой.

"Жираф"


Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.





Ему Африка скоро надоела и Гумилев написал: " Я устал от Каира, от солнца, туземцев, европейцев, декоративных жирафов и злых обезьян" Но кроме Египта Николай Гумилев совершил еще три в Африку: в декабре 1909 - январе 1910 г. - во Французском Сомали (теперь эта страна называется Республика Джибути) и восточной окраине Абиссинии; в сентябре 1910 - марте 1911 г. - собственно в Абиссинии (теперь Эфиопия). Фото из этой экспедиции. Гумилев белый и с бородой.



В апреле - августе 1913 г. санкт-петербургский Музей антропологии и этнографии добился государственных дотаций на дальние экспедиции. Музею были нужны африканские коллекции. Гумилев оказался для руководителей музея фигурой подходящей, хотя профессиональным этнографом он не был, соответствующего образования не получал, в этнографических учреждениях никогда не работал. Да и претендовал он на славу поэта, путешественника и воина, но никак не профессионального ученого. И все же директору музея академику В.В. Радлову он подошел. Дело в том, что профессиональных этнографов-африканистов в нашей стране тогда не было. А Гумилев уже знал страну, был молод, здоров, полон энергии, чтобы преодолевать тяготы пути, природных условий, климата. Он буквально рвался в Африку, и маршрут был утвержден: изучение восточной и южной частей Абиссинии и западной части Сомали. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды, собирать зоологические коллекции. Последнее, очень сложное и опасное, путешествие сделало его знаменитым путешественником. Вот он на фото в Каире.Белый и сидит.


С тех пор прошло уже 105 лет, но и спустя годы его вклад в изучение Африки остаётся одним из самых больших в России. Отвергнутый поэт, помчавшийся в Африку, чтобы доказать возлюбленной и себе, что он достойный и настоящий мужчина, превращался в большого исследователя, антрополога, этнографа, который мог бы изменить историю нескольких стран, если бы не роковые события российской и мировой истории. Вот что писал сам Гумилев об cвоих африканских путешествиях: "Я буду говорить откровенно: в жизни пока у меня три заслуги - мои стихи, мои путешествия и эта война. Я не говорю о стихах, они не очень хорошие, и меня хвалят за них больше, чем я заслуживаю, мне досадно за Африку. А ведь, правда, все то, что я выдумал один и для себя одного, ржанье зебр ночью, переправа через крокодильи реки, ссоры и примиренья с медведеобразными вождями посреди пустыни, величавый святой, никогда не видевший белых в своем африканском Ватикане, - все это гораздо значительнее чем … ” и далее речь пошла об Первой Мировой Войне.

Но вернемся к нашему "Жирафу". Некоторые особо продвинутые литературоведы считают,что «Жираф» — стихотворение не об Африке: и что «искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мироощущению, влечёт Гумилёва к изображению экзотических стран, где в красочных и пёстрых видениях находит зрительное, объективное воплощение его греза ». А грезил он конечно о Анечке Горенко, которая в ту пору еще не стала Анной Ахматовой. В сборнике «Романтические цветы» в который вошли стихи «Жираф”, изданном в Париже, было указано: «Посвящается Анне Андреевне Горенко». На первом листе подаренного Анне Горенко экземпляра этой книги сохранилась надпись Гумилёва: «Моей прелестной царице и невесте как предсвадебный подарок предлагаю эту книгу». И почему литературоведы считают, что « На смену бесстрашному путешественнику приходит робкий влюблённый, с трудом понимающий женскую душу, но с достоинством принимающий своё поражение. ” ? Какое там поражение, он к свадьбе готовился и своего скоро добился.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева

Н. Гумилев вошел в историю прежде всего не как поэт, а как путешественник. Он сам признавался, что занятия литературой для него отступают на второй план перед далекими экспедициями. Тем не менее Гумилев оставил богатое литературное наследство, он являлся одним из основателей течения акмеистов. В 1907 г. поэт вернулся из очередного путешествия в Африку. Свои яркие впечатления он отразил в стихотворении «Жираф».

Акмеистам было свойственно отражение действительности в максимально кратких и емких словах. Это отчетливо проявляется в произведении Гумилева. Он обращается к своей неизвестной собеседнице, которая находится в грустном и подавленном состоянии. Для того чтобы развеселить и порадовать женщину, поэт рассказывает ей о своем таинственном путешествии. Этот рассказ сразу же создает волшебную сказочную атмосферу. Гумилев избегает утомительных и скучных подробностей и деталей. Начальные строки рассказа напоминают древнее сказание: «далеко, далеко». В центре рассказа появляется главный герой – жираф. Для холодной и несчастной России это животное представляется невиданным сказочным зверем, в существование которого даже трудно поверить. Поэт не скупится на красочные характеристики. «Волшебный узор» на шкуре жирафа можно сравнить разве что с луной. Животное напоминает «цветные паруса кораблей», его бег – «птичий полет». Даже его вечернее шествие в убежище – чудесное зрелище, которое никому не дано увидеть.

Рассказ о жирафе – всего лишь вступление автора. Он утверждает, что привез из Африки множество волшебных историй, которые никому в России неизвестны. Они насыщены чудесами и увлекательными приключениями. Но его спутница никогда не покидала своей страны. Она «слишком долго вдыхала тяжелый туман», который символизирует русское отчаяние и безнадежность. Это убило в женщине веру и мечты в волшебные страны. Автор начинает рассуждать о безнадежности своей попытки передать собеседнице свои впечатления, так как она даже не способна себе их представить. Этим он доводит ее до горьких слез.

Стихотворение заканчивается тем, с чего и началось. Гумилев начинает свой чудесный рассказ о жирафе заново.

Произведение «Жираф» показывает, насколько Гумилев был оторван от России. В родной стране он проводил очень мало времени, которое было занято подготовкой к очередному путешествию. Неудивительно, что все его мечты были связаны с далекими странами, в них попросту не находилось место для своей страны. Его рассказ о жирафе очень красив и своеобразен, но он не может встретить понимания в человеке, который привык к своей природе.

Помните стихотворение Николая Гумилева "Жираф"? Если нет, то прочтите, оно у меня под катом в конце этого поста. Знаете, мне кажется, что такое мог написать только самый настоящий путешественник и романтик. Но, что мы, вообще, знаем о Гумилеве, кроме того, что он был поэтом Серебряного века, был женат на Ахматовой и расстрелян в 1921 году?.. Мало чего, по-моему...
А ведь он был самым что ни наесть путешественником. И именно Африка стала его страстью. Вчера в Русском Географическом обществе была лекция об африканских экспедициях Николая Гумилева. На ней выступал исследователь этой темы Евгений Степанов - очень интересный дяденька, который занимается ею уже 30 с лишним лет. Так вот, он рассказал, что всего Гумилев ездил в Африку аж целых пять раз. И вовсе не в северную ее часть, а именно в самые дебри - в Абиссинию, то есть, в современную Эфиопию. А вы прикиньте, что это такое в самом начале 20 века, если даже сейчас с развитием транспорта туда отваживается отправиться далеко не каждый путешественник.
А Гумилев взял и поехал. Прямо из Парижа, где он тогда жил. Мне понравились вот эти строчки из его письма: "Было лето, но я не мог согреться. Уехал на юг - опять холодно. Поехал в Грецию, но и там тоже самое. И тогда я поехал в Африку!" По-моему, это по-нашему. :)
Причем, три раза Гумилев ездил самостоятельно - просто хотел и ехал. Но было у него и две экспедиции, которые финансировала Российская Академия наук. В Абиссинии Николай собирал этнографическую коллекцию, собирал одежду, бытовую утварь, заходил в дома местных жителей, смотрел, как они живут. Туристов тогда в Африке не было, исследователей было мало, и африканцы не понимали, зачем это все молодому ученому, и нередко подозревали его в колдовстве, боялись, проклинали и т.д. и т.п. В общем, весело было. Однако коллекцию Гумилев собрал, и теперь ее можно посмотреть в музее антропологии и этнографии в Питере. Мы с Антоном накануне рождения нашего Данилки там как раз побывали. Очень интересный музей, рекомендую.
А вспоминали экспедиции Гумилева в РГО не случайно, так как именно сто лет назад, в 1913 году, состоялась как раз-таки вторая из них, организованная РАН. Но, в принципе, на лекции говорили больше не о ней, а о его самостоятельном путешествии за три года до этого. Тогда Николаю было 24 года - отличный бекпекерский возраст, я вам скажу. :)) И он через Египет, Судан, Джидду (город на территории нынешней Саудовской Аравии) отправился в Джибути, затем в Абиссинию (Эфиопию) и, по некоторым исследованиям, добрался даже до кенийской Момбасы, откуда благополучно вернулся домой. Все путешествие у него заняло чуть больше полугода.
Но это еще не все. Гумилев Гумилевым, но нашлись люди, которые попытались повторить его маршрут. И хотя, на мой взгляд, они далеко не первые современные российские путешественники, пересекшие Эфиопию - Антон Кротов & компания все равно впереди. :) Но, как мне показалось, в их рассказе и фильме, который они там отсняли, было тоже много всего интересного и такого, что мне захотелось тоже увидеть, когда я сама там окажусь.

Путешественника, который выступал в РГО, звали Николай Носов, и он путешествовал по Африке с женой Ириной, как я поняла, частично на местном транспорте, частично на джипах, а иногда и пешком. А начали они с Джибути. Сразу скажу, что следов Гумилева они не нашли нигде, но прокатились по Африке здорово.
Джибути, как известно, граничит с Сомали, которое, в свою очередь, в последние годы умудрилось прославиться своими пиратами. В Сомали Носовы не были, но, по всей видимости, злобствуют в этих местах не только пираты, там, вообще, живут племена воинственные. В общем, путешественники попали в деревеньку народности афар, которые, как принято много где в Африке, живут в соломенных хижинах. Сейчас, конечно, афары уже не те, что прежде - глобализация, однако, наступает, но вот раньше они славились на всю округу своими обрядами. Например, любой афарский мальчик, прежде чем стать мужчиной, должен был убить какого-нибудь мужчину из другого племени, отрезать у него гениталии, высушить, повесить себе на шею, так ходить и гордиться. По-моему, потрясающий обряд! :)) Хорошо, что это у них уже в прошлом, и афары теперь совсем не вредные, живут себе и верблюдов разводят.
Дальше Носовы отправились в Эфиопию и посетили мощный эфиопский вулкан Даллол. Его серные фумаролы вы как раз видите на втором фото. В общем, красота там необыкновенная. Озера из нефти, озера из серной кислоты. Говорят, идешь так и понимаешь, что кроссовки от этой кислоты, которая там везде, а не только в озерах, разваливаются прямо на ногах. В общем, очень там здорово. Нужно туда съездить. :)
А дальше они отправились в город Харар, где точно останавливался Гумилев. И, похоже, что этот самый Харар, который ЮНЕСКО внесло нынче в список всемирного наследия, никак не изменился с тех самых времен. Да и с более древних тоже. Город чисто средневековый. Никаких новых зданий, люди одеваются в яркие наряды в африканском стиле, на главной площади рынок, где можно купить, фрукты, овощи, яйца и мясо. А еще в этом городе нет канализации, и, по рассказу Носовых, так воняет, что начинаешь понимать европейских фрейлин, которые всегда носили с собой флакончики с духами и вдыхали их аромат, когда с улиц особенно разило. :)) Правда, в Хараре нашли другой способ борьбы с отбросами. По вечерам на окраине города прикармливают гиен, и когда на Харар опускается ночь, гиены приходят на его улицы и подъедают всю накопившуюся за день гниль.
Жуть, короче, но, согласитесь, жуть очень интересная. :)
А затем впереди у путешественников была южная Эфиопия с племенами мурси и хаммер. Но это уже, имхо, немного другая история.
Пока же - обещанное стихотворение Николая Гумилева "Жираф". Он написал его в 1908 году - после одного из своих путешествий по Африке. А на первой иллюстрации к этому посту - его рисунок.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Стихотворение "Жираф" было написано поэтом и путешественником Николаем Гумилевым в 1907 году. Оно не осталось незамеченным. Многие критики обвинили автора, что в переломные для страны времена он пишет про экзотику и "изысканных жирафов". Читатели же были очарованы мелодией произведения, его изяществом и светлой грустью. Развернутый анализ стихотворения "Жираф" Гумилева поможет нам лучше понять авторский замысел.

История создания

Николай Гумилев обожал "дальние странствия". В 1907 году он предпринял путешествие в Африку. Поводом для него послужила личная драма: Анна Ахматова, будущая жена поэта, дважды отвергла его предложение руки и сердца. Многое на экзотическом континенте поразило молодого человека. Под конец он успел пресытиться туземцами, жарким солнцем, "декоративными жирафами" и "злыми обезьянами".

Тем не менее, африканские образы часто встречаются в творчестве поэта. Не стал исключением и знаменитый "Жираф" Гумилева. Анализ позволяет выявить в стихотворении две части: "африканскую", навеянную впечатлениями от путешествия, и "реальную". В последней главенствует образ таинственной, грустной женщины, до которой поэт не может достучаться. Возможно, здесь слышны отголоски трудных взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

Образ лирического героя

Анализ стихотворения "Жираф" Николая Гумилева мы начнем с описания субъекта высказывания. Кто тот таинственный "Я", который рассказывает сказки про далекое озеро Чад печальной спутнице? С одной стороны, это путешественник, который побывал в экзотических местах, своими глазами видел таинственного жирафа, черную деву и тропические сады. Он же - романтик, рисующий перед слушательницей волшебные картины, приглашающий пойти за ним в тот чудесный мир.

С другой стороны, это влюбленный юноша, который не может найти контакта со своей избранницей. Она грустна, она сидит, обняв колени и отгородившись от него. В стихотворении чувствуется его беспомощность. Лирический герой пытается отвлечь женщину прекрасными сказками, но натыкается на стену непонимания и слезы: "Ты плачешь?" В произведении показаны его растерянные, но настойчивые попытки найти выход из этого замкнутого круга.

Два мира

Противопоставление беспросветного "сегодня" и райского "далеко" видим мы в "Жирафе" Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками. Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и "тяжелый туман", словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности. Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит "изысканный жираф". Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли - его бег сравнивается с радостным полетом птицы. Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, "запахами немыслимых трав", веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального "сегодня". Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Композиция

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф" позволяет выявить его родство с народными сказками. Подобно многим из них, здесь присутствует кольцевая композиция. Начинается повествование с минорных нот. Перед нами предстает грустная, одинокая героиня. Лирический герой пытается утешить ее рассказами об изысканном жирафе.

Эта часть наполнена светом и радостью. Рисуется идиллическая картина. Ее олицетворяет таинственный жираф, прячущийся на закате в мраморном гроте. Чувствуется, что рассказчик увлечен и очарован его описанием. Он хотел бы рассказать своей возлюбленной и другие сказки, полные веселья, страсти. Но натыкается на стену непонимания.

Женщина далека от него. Она погружена в свой тяжелый, ненастный мир. Лирический герой не может увести любимою за собой в "прекрасное далеко", защитить от тусклой действительности. Но упрямо продолжает попытки: "далеко, на острове Чад, изысканный бродит жираф". Кольцевая композиция указывает на замкнутость этого круга и на то, что лирический герой не оставит своих попыток, даже зная заранее об их тщетности.

Художественные средства

Несмотря на грустные ноты, стихотворение наполнено светом и волшебством. Чтобы понять, как поэт добился этого, прибегнем к анализу. "Жираф" Гумилева написан пятистопным амфибрахием. Используется мужская рифма, когда ударение падает на последний слог. Звонкие согласные, тягучие "а, о, е" делают строки мелодичными, плавными, как бег изысканного жирафа.

Описать яркий мир Африки помогают запоминающиеся эпитеты: "грациозная стройность", "таинственные страны", "волшебный узор", "немыслимые травы". Пятна жирафа сравниваются с бликами луны на воде, его бег - с радостным полетом птицы, а облик - с цветным парусом. Эти образы обычно ассоциируются с романтикой, красотой, свободой и надеждой. Показать, что волшебный мир живой, помогают олицетворения: "луна осмелится", "земля видит".

Мир героини, напротив, описан без использования выразительных средств. Можно отметить только эпитет "тяжелый туман", словно противопоставление летящему бегу жирафа.

Основная идея

Какая главная мысль произведения "Жираф" Гумилева? Анализ показывает, что в стихотворении описываются извечные проблемы коммуникации. Кто-то говорит о противостоянии романтика и его приземленной возлюбленной, кто-то - о несовместимости реальности и мечты. Кто-то видит за строками трагическое предвидение, попытку спасти себя и любимую от надвигающегося краха страны.

Бесспорно одно: в стихотворении показаны попытки лирического героя защитить возлюбленную от суровой действительности, а также их разобщенность. Все произведение наполнено ощущением одиночества. Одинок герой, одинока героиня у окна. Безнадежна попытка соединить два противоположных мира. Невозможно осчастливить другого, если он не делает шагов навстречу. Но лирический герой продолжает свои упорные попытки, отказываясь мириться с этим.

Анализ стихотворения Гумилева "Жираф" позволяет читателю понять, что хотел сказать поэт. Осознать его призыв верить в лучшее и бороться за любимых до конца, даже если исход заранее предрешен. Именно этот посыл заставляет нас вновь и вновь возвращаться к полюбившимся строкам.