Когда же отмечать Новый год

Новый год в том виде и с тем содержанием, что мы знаем, - достаточно молодой праздник. В царской России, и уж тем более в давние времена - это было совсем другое торжество. Оказывается, христианство среди прочего повлияло и на формирование известного нам Нового года.

Как появился известный нам праздник?

В древней Руси, как, впрочем, и в большинстве стран древнего мира, Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. Веке в 13-14-ом новолетие перенесли по византийскому примеру на 1 сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года - это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая. Это был так называемый праздник Труб.

Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и, среди прочего, перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему - на 1 января. С тех пор западная часть Римской Империи, а после ее распада - многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.

Какие были мотивы у Цезаря - сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианские осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, - это Рождество Христово. С 6-го века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.

Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и отсутствии такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность - годы отсчитываются от знаменательного библейского события. Схожая история произошла и с датой рождения Христа. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря - первой половине января по нашему календарю. В 4 веке в Римской Империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой - 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник - день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год - это январь, и это тоже очень символично.

В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинаются с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси, сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год «подстроили» к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.

Конечно, справедливо и то, что сам Петр Первый изменил календарь отнюдь не из религиозных побуждений. Однако схожая с изложенной выше логика была представлена народу придворным архиереем того времени Феофаном Прокоповичем. Он говорил о том, что христианам более подобает вести летоисчисление от рождения Христа и Новый год отмечать от того же события, чем пользоваться ветхозаветной или сельскохозяйственной логикой.

После революции 1917 года

Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить знакомые нам театрализованные «новогодние елки» для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода, называемого святками, как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. И то и другое было введено на Руси приказным порядком еще Петром Первым. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.

Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гуляния. Причина этому всем известна - это переход государства на более точный «григорианский» календарь и отказ от такого перехода со стороны Русской Православной Церкви. Хорошо это или плохо – это тема другой заметки. Для нас важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста. Об этой проблеме мы планируем сказать отдельно в следующей заметке.

О Деде Морозе

Западная традиция подарила Руси обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца, именуемого Угодником Божиим. Дело в том, что этот святой, живший в 4 веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд, и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед Императором за военачальников, приговоренных к смерти и многое другое.

Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая попустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданное одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо - выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.

Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу - вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай или в современной интерпретации Санта Клаус из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью приносит рождественские подарки.

Русское благочестие дореволюционных времен и великое почитание святого Николая, а впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужили к деформации основной легенды. Место святителя Николая занял русский Дед Мороз со своей внучкой - Снегурочкой.

В итоге мы имеем наш национальный праздник - новый год с его наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными.

История Нового Года стара, как этот мир. И это вовсе не преувеличение! Новый Год праздновали еще 4000 лет назад, в Вавилоне и Месопотамии.

Правда, много тысячелетий назад Новый Год выпадал вовсе не на 1 января. Язычники поклонялись разным богам. Но главным из них был Бог Солнца. Именно он посылал людям щедрый урожай, одаривал теплом и светом. Без него продолжение жизни было просто невозможно! Поэтому и наступление Нового Года приурочивали к весне, тому периоду времени, когда Солнышко полностью вступало в свои права. Отмечали праздник 1 марта. По поверьям, именно в этот день Бог Солнца спускался на Землю, чтобы проверить, как там идут дела у его сыновей да дочерей и помочь им в их благих начинаниях.

Почему Новый Год принято отмечать 1 января?

1 января Новый Год стали отмечать благодаря Юлию Цезарю, который был не только великим полководцем, но и реформатором. Именно он, основываясь на расчетах знаменитого звездочета Созигена, провел в 46 году до н.э. реформу календаря, который до сих пор известен как юлианский. В календарь добавили еще 2 месяца, чтобы их число было равно 12, по количеству знаков Зодиака. Тогда же появилось деление на четные и нечетные месяцы. А почему же Новый Год назначили на 1 января? Цезарь утверждал, что именно в этот день был основан Рим, поэтому всеми любимый праздник вначале просто был чем-то типа «Дня Вечного Города».

Хотя есть мнение, что все не так и просто. Цезарь был великим дипломатом. Продолжительные народные гуляния весной очень мешали сельскохозяйственным работам. Сами понимаете, Новый Год и ударный труд - понятия несовместимые. Вот и назначил Цезарь праздник на нейтральный месяц, когда сбор урожая был окончен, и особо срочных дел у простых людей не было. Правда, есть и еще одно мнение. Январь - это месяц, названный в честь двуликого бога Януса, которого Цезарь считал своим покровителем. Может быть, гениальный Юлий посвятил этот праздник тому, кто поддерживал его во всех начинаниях.

Новый год на все времена и для всех народов

Как бы там ни было, традиция зажигательно и бурно отмечать Новый Год 1 января прижилась и стала почти повсеместной. В наши дни глобализация стала причиной того, что на мировой карте осталось совсем мало точек, где этот замечательный праздник не отмечала хотя бы часть населения. Пожалуй, единственная страна, где категорически запрещен Новый Год и все его атрибуты, - Афганистан. А во многих мусульманских странах, в Израиле и некоторых африканских странах Новый Год 1 января отмечают, пусть пока неофициально, но уже очень весело. Еще бы! Ведь это праздник с богатейшими традициями и уникальной символикой. Это день, когда даже отъявленные скептики начинают верить в чудеса. Это волшебная сказка, воплощенная в жизнь. Новый Год - общечеловеческий праздник, не делящий людей по национальному или религиозному признаку. Это именно тот день, когда действительно начинаешь верить, что этот мир был сотворен не напрасно...

Отмечать Новый год люди стали с незапамятных времён. У многих древних народов и в частности славян, существовало два важных годичных момента обновления жизни - это Равноденствие, отмечаемое 1 марта (сельскохозяйственный Новый "год" - сегодня из-за смещения календаря это 21 марта) и Новолетие или по-другому Солнцеворот - 25 декабря (Коловорот, коло = солнце, др. рус.). Солнцеворот и был настоящим славянским Новолетием, т.е. Новым "годом"! Эта дата самая естественная, т.е. природная! В этот день многие народы древности отмечали великий День РАждения* Солнца. Всё дело в том, что начиная с 21 декабря солнце находится в самой далёкой точке прохождения от земли и в этот момент пропадало с горизонта северного полушария планеты на… 3 дня (как бы умирало), а 25 декабря оно преподнималось на 1 градус над горизонтом - становилось видимым («воскресало»), шло на Новый Круг и как-бы заново рАждалось. Вот вам и «новое» рАжденное Солнце - Новый «год»! В эти невидимые солнце дни зарождалась новая «матрица» будущей жизни и люди пытались заговорить будущий год на всё хорошее - вот и гадали (колядовали) на удачу. Коляда - это не имя отдельного бога - это просто название зимнего солнца (как Ярило – весеннего, Купало - летнего, Оусень - осеннего). Это не боги! Это имя одного и того же Бога РА (символ солнце, дающего жизнь). Ещё раз преведу слова академика Рыбакова:

…«Не всегда учитывается, что одно и тоже божество могло иметь несколько имён».
…«Учитывая обилие разных имён у одного и того же божества, накопившиеся за многие столетия существования культа, мы должны осторожнее судить о количестве славянских богов». «Язычество древних славян» Рыбаков Б.А. (выделено мной, С.Ф.).

Но вернёмся к дате 25 декабря. С приходом христианства этот праздник, естественно, был упразднён, а дата была отдана под Рождество нового христианского бога, который «перетянул» на себя весь блеск и почести забытого Солнца - он также умирал на 3 дня, а потом, как солнце воскресал и возносился на небеса. (Об этом очень хорошо и наглядно рассказано в фильме «Дух времени», который советую посмотреть тем, кто не ещё не смотрел! Естественно, фильм был раскритикован "нашими" "научными" СМИ).

Другим наиважнейшим праздником годичного цикла было Равноденствие, которое и бралось за отсчет сельскохозяйственного "года" и связывалось с началом земледельческих работ. Этот день приходился на 1 марта (сегодня 21 марта), в день весеннего равноденствия. В это время года - день равен ночи. Эта дата тоже имела своё объяснение - 21 марта происходит, так называемое, равноденствие, т. е. день становится равным ночи и с этой даты увеличивается. В эзотерическом отношении, как бы день (Добро, Свет, Знания) побеждает ночь (темноту, невежество, зло). Весной оживала матушка-природа, птицы, прилетая с дальних стран, оглашали свой прилёт новыми песнями. Сходил снег, зима (символ смерти) уступала свои права весне - символу жизни и плодородия.

В 1348 церковь, всё больше набиравшая силу в государственных делах, стала настаивать на сентябре на манер Византии. Но только в 1492 году князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского церковного Собора: считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Было велено в этот день платить дань, пошлины, различные оброки и тому подобное, а для того чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости.
В лето 7208 от С.М.З.Х. (15 декабря 1699 года) император Пётр I (Сомнительный приход Петра I к власти не позволит величать его царём, поэтому в русской истории он известен как император), своим указом махом отсечёт от русской истории немного ни мало 5500 лет! Вы только задумайтесь! Отсечёт древнейшую историю, которую прожили наши пра-прабабки и прадеды задолго до императора-модника! Любитель всего иностранного, увлечёный «прорубанием окна» из Европы на Русь (а не наоборот!), император-западник отменил русский Дар Коляды (календарь) на всей территории Руси, чтобы «идти в ногу» со всеми христианскими странами! Поэтому во времена его правления традиции и обычаи наших «языческих» предков умалялись, осмеивались как отсталые, русская история вновь претерпевала издевательства придворных «летописцев» в угоду дома Романовых. Голландию из России Пётр так и не сделает, но галстук - веревка на шее, неотъемлемый атрибут римских рабов, прочно войдёт в наш обиход.

Давайте вспомним, что при дворе Петра было много иностранцев, и разговаривать на русском языке придворной элите считалось… не приличным(!), ибо русский язык в то время был не модным, считался мужицким, простолюдным. Другое дело: аглицкий, французский, немецкий, голландский… И русские «гламуры и гламурки», следуя петровской моде учили эти языки. Приезжие иностранные спонсоры и надоумили Петра отмечать смену Природного годичного цикла 1 января. Пётр издал указ, ссылаясь на цивилизованные(!?) европейские народы, и 15 декабря 1699 года, барабанный бой возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что:

«в знак доброго начинания и начала нового столетия «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» велено было «по большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить».

С тех пор, русский народ стал отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а с Рождества Богочеловека Иисуса - нового Бога (God = Бог, англ., Gott, нем.). И так с 1700 года мы так и отмечаем - New God. С тех пор и ходит по русской земле не забытая шутка Петра: «Отмечаем праздник обрезания нового Бога» (по иудейскому закону всем "богоизбранным" мальчикам на 8 день рождения делают обрезание крайней плоти).

Теперь вспомним, что русские люди до этого времени отсчитывали НовоЛетия (годичные циклы) летами! Мы до сих пор, спрашиваем друг друга - сколько тебе лет? (а не годов). А старые записи летописи так и начинались: «в лето... такого-то года, было то-то и то-то».
Вот ещё интересная деталь! По старославянскому циклу времени «весенне-летний период» назывался Яра (Яръ = возрастающая энергия(сила) Солнца) и совсем не случайно, что в английском языке (как и русский входит в состав индоевропейских языков) год звучит тоже, как «year» (яр)! Поэтому на вопрос: «How old are you?» (Сколько тебе лет?) англоговорящий человек ответит вам: «I am … YEARS old» (мне столько-то… ЛЕТ). Ибо тоже измеряли годичные циклы в летах. Хранит английский язык память тех древних лет. Поэтому представляете, как нелепо слышать зимой: «Happy New Year!» - получается… Счастливой новой весны(!?). Ха-ха… Вот до какой нелепости могут дойти люди не зная своего прошлого, не зная первоИстоков!
Некоторые страны не отмечают Новый "год" зимой - они до сих пор остались верны сельскохозяйственному циклу и отмечают Новолетие - Новый "год" (Навруз) в марте, это Афганистан, Узбекистан, Иран, Таджикистан, Киргизия, Казахстан (Наурыз мейрамы).

Ни 1 (13)января, ни 1 сентября не имеют к новому году никакого отношения! Об этом вам скажет любой астроном. Праздновать новый год в эти числа нелепо - это всё равно, что в 18.00 отмечать окончание суток.
Древние люди знали про жизнь космоса намного больше(!), чем мы, современные люди, поэтому и старались жить в Гармонии с космосом. Это может показаться странным, но только не тому, кто занимается историей. Древние были ближе к Истине. Это потом нас, постепенно увели от Знаний и Гармонии «правильным» «образованием».

Вот как прыгал «Новый год» «от человеков» политики и религии - по прихоти людей власти.

Это интересно:

Раньше в неделе было 9 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица, неделя. В месяце было 40 дней. Поэтому эти числа считались у славян сакральными. В эти также вспоминают усопших до сих пор.

*В статье специально написано слово "рАждение" (через"А")- чтобы не говорили лингвисты и современные "толковые" словари, только при таком звучании слово приобретает образ: Каждого из нас, в определенный день - в день нашего РА ждения, сам РА (Бог-Вседержитель) ждет на Свет. От этого-то РА ждение. Произнесите это слово вслух и поверьте своим ушам. Иначе это слово не переводится... Кто этого не понимает остается безРАличным, т.е. личиной без Света. Будем же РАдушными, как наши древние славные предки!

Стран-ный за-го-ло-вок, - хмыкнет про се-бя чи-та-тель. - Долж-но быть, ав-тор за-мет-ки уже за-го-дя празд-ну-ет Но-вый год и по-то-му пу-та-ет дни. Ко-неч-но же - се-го-дня но-чью (с 31 де-каб-ря на 1 ян-ва-ря), и это зна-ет каж-дый ре-бе-нок! По-сле празд-нич-но-го по-здрав-ле-ния Пре-зи-ден-та уда-ры кремлёв-ских ку-ран-тов воз-ве-стят на-ступ-ле-ние уже семнадцатого го-да тре-тье-го ты-ся-че-ле-тия от Рож-де-ства Хри-сто-ва. Вре-мя быст-ро ле-тит! Как го-во-ри-ли рим-ляне, tempus edax - «вре-мя про-жор-ли-во». Мы звон-ко «чок-нем-ся», по-здра-вим друг дру-га и по-же-ла-ем в но-вом го-ду вся-че-ско-го бла-го-по-лу-чия.

Нет, нет, я пре-бы-ваю в здра-вом рас-суд-ке, а ин-три-га за-го-лов-ка свя-за-на с мо-и-ми про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми.

Дей-стви-тель-но, на-ча-ло но-во-го го-да у нас, се-ве-рян, проч-но ас-со-ци-и-ру-ет-ся с на-ряд-ной ёл-кой и ян-вар-ски-ми мо-ро-за-ми. Это так. Тем не ме-нее, празд-ну-е-мый на-ми Но-вый год по ян-вар-ско-му сти-лю во-шел в рос-сий-ский граж-дан-ский оби-ход срав-ни-тель-но недав-но - в 1699 го-ду. (Под «сти-лем» ле-то-счис-ле-ния в дан-ном слу-чае под-ра-зу-ме-ва-ет-ся опре-де-ле-ние на-ча-ла го-да.)

В древ-но-сти су-ще-ство-ва-ли раз-лич-ные спо-со-бы опре-де-ле-ния на-ча-ла Но-во-го го-да, и точ-ка от-счё-та бы-ла для всех зри-мой и по-нят-ной. В ос-нов-ном эти точ-ки от-счё-та рас-пре-де-ля-лись по двум важ-ней-шим сель-ско-хо-зяй-ствен-ным пе-ри-о-дам - ве-сен-не-му и осен-не-му. «На-ро-ды древ-но-сти ча-сто при-ни-ма-ли во вни-ма-ние толь-ко пе-ри-од зем-ле-дель-че-ских ра-бот и пре-не-бре-га-ли осталь-ным вре-ме-нем есте-ствен-но-го го-да», - спра-вед-ли-во за-ме-ча-ет ав-тор из-вест-ной ра-бо-ты (Би-кер-ман Эли-ас. Хро-но-ло-гия древ-не-го ми-ра. М., 1975, с. 40).

Для на-ших пред-ков наи-боль-шее зна-че-ние име-ли два ви-зан-тий-ских сти-ля: сен-тябрь-ский, с точ-кой от-сче-та эры («эпо-хой эры») 1 сен-тяб-ря 5509 го-да до Р. Х., и мар-тов-ский, с точ-кой от-счё-та 1 мар-та 5508 го-да до Р. Х. Эта по-пуляр-ная мар-тов-ская эра на-зы-ва-ет-ся «кон-стан-ти-но-поль-ской» и «древ-не-рус-ской». В свою оче-редь, мар-тов-ский год де-лит-ся на два ос-нов-ных ви-да: ес-ли мар-тов-ский год на-чи-на-ет-ся на пол-го-да поз-же «ви-зан-тий-ско-го» (1 сен-тяб-ря), его на-зы-ва-ют про-сто «мар-тов-ским», ес-ли же на-чи-на-ет-ся на пол-го-да рань-ше - «уль-тра-мар-тов-ским» (от лат. ultra - «по ту сто-ро-ну»). (Су-ще-ству-ют и иные ва-ри-ан-ты мар-тов-ско-го го-да, на-при-мер, на-чи-нать его со дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, 21-го мар-та. Но не бу-дем боль-ше ло-мать го-ло-ву по-дроб-но-стя-ми!). До на-ча-ла XII ве-ка пре-об-ла-дал мар-тов-ский стиль, а в XII-XIII ве-ках ши-ро-ко ис-поль-зо-вать-ся уль-тра-мар-тов-ский. Мар-тов-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся у нас до 1492 го-да, ко-гда в при-каз-ном по-ряд-ке пе-ре-шли толь-ко на сен-тябрь-ский стиль, по ко-то-ро-му Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь жи-вёт до сих пор. До это-го на-ши ле-то-пис-цы сво-бод-но ис-поль-зо-ва-ли все сти-ли, по-это-му пе-ре-вод их да-ти-ро-вок на совре-мен-ный «ка-лен-дар-ный язык» - за-ча-стую по-чти нераз-ре-ши-мая го-ло-во-лом-ка. На эту те-му на-пи-са-но нема-ло се-рьёз-ных ис-сле-до-ва-ний.

В стра-нах сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пы так-же ис-поль-зо-ва-лись раз-лич-ные ка-лен-дар-ные сти-ли, при-чём, как в раз-лич-ное, так и в од-но и то же вре-мя, что ста-вит пе-ред ис-сле-до-ва-те-ля-ми до-пол-ни-тель-ные про-бле-мы.

Так, счёт дней в го-ду от празд-ни-ка Рож-де-ства Хри-сто-ва (25 де-каб-ря) вёл-ся в Ри-ме с IV ве-ка (это ведь рим-ский по про-ис-хож-де-нию празд-ник, при-ня-тый Во-сто-ком да-ле-ко не сра-зу, о чём мне уже при-хо-ди-лось пи-сать). Во Фран-ции рож-де-ствен-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся с VIII и до кон-ца X ве-ка, в Гер-ма-нии - с IX ве-ка, но в мас-шта-бах всей стра-ны на-ча-ло но-во-го го-да бы-ло пе-ре-не-се-но здесь на 25 де-каб-ря в 1310 го-ду.

На-ча-ло но-во-го го-да с 1 мар-та, ис-поль-зо-вав-ше-е-ся ещё с до-хри-сти-ан-ских вре-мён, по-сте-пен-но рас-про-стра-ни-лось на мно-гие стра-ны Ев-ро-пы: с VI ве-ка мар-тов-ский стиль упо-треб-ля-ли во Фран-ции, Ве-не-ции и в ря-де дру-гих го-су-дарств.

Очень по-пуля-рен был в Ев-ро-пе так на-зы-ва-е-мый «бла-го-ве-щен-ский стиль» (от «Во-пло-ще-ния Гос-по-да»), - то есть Но-вый год на-чи-нал-ся со дня это-го празд-ни-ка (с 25-го мар-та). В кон-сер-ва-тив-ной «доб-рой ста-рой» Ан-глии, на-при-мер, он ис-поль-зо-вал-ся вплоть до 1753 го-да. Его так-же упо-треб-ля-ли во Фло-рен-ции и Пи-зе, а так-же во Фран-ции в IX-X ве-ках, по-сле че-го за-ме-ни-ли «пас-халь-ным сти-лем»: на-ча-ло го-да в нём - с «пред-пас-халь-ной суб-бо-ты». В XIV ве-ке пас-халь-ный стиль ши-ро-ко ис-поль-зо-вал-ся и во мно-гих го-ро-дах Гер-ма-нии. А вот в юж-ной ча-сти Ита-лии (на-при-мер, в Неа-по-ле) ещё с ви-зан-тий-ских вре-мён на-ча-ло го-да от-счи-ты-ва-ли от 1 сен-тяб-ря.

На-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся в до-ку-мен-тах Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии с XIII-XIV ве-ков, в Ис-па-нии - с 1556 го-да, в Да-нии и Шве-ции - с 1559 го-да, во Фран-ции - с 1563 го-да, в Ни-дер-лан-дах - с 1575 го-да, в Шот-лан-дии - с 1600 го-да, в Гер-ма-нии - с 1691 го-да, в Ве-не-ции - с 1797 го-да. В до-ку-мен-тах Пап-ской кан-це-ля-рии на-ча-ло го-да сов-ме-ще-но с 1 ян-ва-ря на-чи-ная с 1691 го-да (ра-нее здесь ис-поль-зо-ва-ли как бла-го-ве-щен-ский, так и рож-де-ствен-ский сти-ли). Как ви-дим, и в Ев-ро-пе ян-вар-ский стиль утвер-дил-ся до-ста-точ-но позд-но.

Сори-ен-ти-ро-вать-ся ис-то-ри-ку в этом ха-о-се сти-лей бы-ло бы прак-ти-че-ски невоз-мож-но, ес-ли бы ав-то-ры до-ку-мен-тов не ука-зы-ва-ли до-пол-ни-тель-ных эле-мен-тов да-ти-ров-ки - ин-дик-тов, вру-це-лет, кру-гов Солн-ца и «зо-ло-тых чи-сел».

Ко-гда-то в Древ-нем Ри-ме но-вый год встре-ча-ли в мар-те, на что ука-зы-ва-ет и са-мо на-зва-ние ухо-дя-ще-го ме-ся-ца: деце мбер (в пе-ре-во-де с ла-тин-ско-го - «де-ся-тый»!) - ар-ха-изм, дав-но уже не со-от-вет-ству-ю-щий его ре-аль-но-му ме-сту в ка-лен-да-ре. Но мы так при-вык-ли к по-доб-ным ис-то-ри-че-ским несу-раз-но-стям, что про-сто их не за-ме-ча-ем.

Впро-чем, уже со 153 го-да до н. э. до-це-за-рев-ский рим-ский ка-лен-дар-ный год на-чи-нал-ся с 1 ян-ва-ря, по-сколь-ку с это-го дня всту-па-ли в долж-ность рим-ские кон-су-лы («ме-ня-лась власть»!). Так, в ка-лен-да-ре из го-ро-да Пре-не-сты 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Но-вый год на-чи-на-ет-ся (в этот день), по-то-му что в этот день ма-ги-стра-ты всту-па-ют в долж-ность». В 46 го-ду до н. э. зна-ме-ни-тый рим-ский пол-ко-во-дец, вер-хов-ный жрец и пи-са-тель Гай Юлий Це-зарь ввёл свой но-вый ка-лен-дарь («юли-ан-ский») и окон-ча-тель-но утвер-дил на-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря (ка-лен-дарь Це-за-ря «за-ра-бо-тал» с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.). Имен-но при Це-за-ре под вли-я-ни-ем аст-ро-ло-гии празд-ник Но-во-го го-да при-об-рёл са-мо-сто-я-тель-ное зна-че-ние вре-менно й от-мет-ки на-ча-ла го-да и, та-ким об-ра-зом, по-ло-жил на-ча-ло на-ше-му граж-дан-ско-му го-ду и на-шим но-во-год-ним празд-ни-кам.

Но-вый год по это-му «по-ли-ти-че-ско-му» ян-вар-ско-му сти-лю (од-новре-мен-но с эрой от Рож-де-ства Хри-сто-ва) ввёл у нас в де-каб-ре 1699 го-да ре-фор-ма-тор Петр Ве-ли-кий. При этом он счи-тал, что «бу-ду-ще-го ген-ва-ря с 1 чис-ла на-ста-ет» не толь-ко «но-вый 1700 год», но «куп-но и но-вый сто-лет-ний век ». (Эту ошиб-ку на на-ших гла-зах по-вто-ри-ли мно-гие 31 де-каб-ря 1999 го-да, на год рань-ше от-празд-но-вав «мил-ле-ни-ум».) К со-жа-ле-нию, ему не уда-лось од-новре-мен-но вве-сти и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь , ко-то-рый был при-нят в Рос-сии лишь в 1918 го-ду, - но толь-ко для граж-дан-ско-го упо-треб-ле-ния. По-мест-ный Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 1917-1918 го-дов хо-тел, но, по при-чине пре-кра-ще-ния сво-ей ра-бо-ты в усло-ви-ях «крас-но-го тер-ро-ра», не успел утвер-дить аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. По-это-му мы сих пор жи-вем по двум ка-лен-да-рям, при-чем, Рос-сий-ское го-су-дар-ство (и бо-лее 90% всех хри-сти-ан в ми-ре, в том чис-ле и пра-во-слав-ных!) - по «хри-сти-ан-ско-му» гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, а Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь - всё ещё по «язы-че-ско-му» ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря (ко-то-рый мно-гие по-че-му-то счи-та-ют «су-гу-бо пра-во-слав-ным»), от-ста-ю-ще-му в XX и XXI ве-ках от аст-ро-но-ми-че-ско-го вре-ме-ни на 13 дней. (Ин-те-рес-но, что бы ска-зал на это сам Це-зарь?) По-это-му се-го-дня в цер-ков-ном ка-лен-да-ре ещё толь-ко 18 де-каб-ря, и «Ста-рый но-вый год» на-сту-пит лишь в ночь с 13/14 ян-ва-ря.

В ка-нун но-во-год-них празд-ни-ков лю-ди ча-сто спра-ши-ва-ют: по-че-му во всем ми-ре (и у нас так бы-ло рань-ше) Рож-де-ство пред-ше-ству-ет Но-во-му го-ду, а у нас - на-обо-рот, и празд-нич-ные транс-па-ран-ты по-здрав-ля-ют рос-си-ян «С НОВЫМ ГОДОМ» (круп-ным шриф-том) и «Рож-де-ством» (бо-лее мел-ким). По-лу-ча-ет-ся, что Рож-де-ство у нас од-но - 7 ян-ва-ря (хо-тя ста-рые и совре-мен-ные бо-го-слу-жеб-ные кни-ги зна-ют лишь Рож-де-ство 25 де-каб-ря, а «Рус-ско-го Рож-де-ства 7 ян-ва-ря» в них во-все нет!), а вот «Но-во-му го-ду» яв-но по-вез-ло - он празд-ну-ет-ся два-жды. Но при этом в на-ших хра-мах «все-рьез» (а не ли-це-мер-но) слу-жат но-во-год-ний мо-ле-бен ве-че-ром 31 де-каб-ря! По-че-му же то-гда иг-но-ри-ру-ет-ся пред-ше-ству-ю-щее ему Рож-де-ство в его за-кон-ную да-ту, 25 де-каб-ря, уста-нов-лен-ную Хри-сти-ан-ской Цер-ко-вью обя-за-тель-ной для всех ещё в IV ве-ке? Нор-маль-ные лю-ди стра-да-ют от этой раз-дво-ен-но-сти.

Впро-чем, о ка-лен-дар-ных гри-ма-сах мы ещё бу-дем го-во-рить. А сей-час хо-чу по-же-лать всем счаст-ли-во-го Но-во-го го-да. Бу-дем на-де-ять-ся, что он станет «ме-нее ин-те-рес-ным» для ис-то-ри-ков в от-ри-ца-тель-ном смыс-ле (го-тов по-сту-пить-ся про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми!) - пусть про-изой-дёт в нём мень-ше тра-ге-дий и по-тря-се-ний!

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Мож-но пред-по-ло-жить, что Пётр I со-хра-нил юли-ан-ский ка-лен-дарь и не ввёл гри-го-ри-ан-ский, вос-при-ни-ма-е-мый на-род-ным со-зна-ни-ем как «ка-то-ли-че-ский», в ка-че-стве уступ-ки Рус-ской Церк-ви, ко-то-рую он и так кар-ди-наль-но ре-фор-ми-ро-вал - фак-ти-че-ски «обез-гла-вил». По-сколь-ку до 1 мар-та 1700 го-да раз-ни-ца меж-ду дву-мя ка-лен-дар-ны-ми си-сте-ма-ми со-став-ля-ла 10 дней, то этот пер-вый в Рос-сии ян-вар-ский Но-вый год по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю при-шёл-ся на 11 ян-ва-ря по гри-го-ри-ан-ско-му. В XX-XXI ве-ках этот «Ста-рый но-вый год» (ка-жет-ся, толь-ко у нас есть празд-ник с та-ким «про-ти-во-ре-чи-вым» на-зва-ни-ем и смыс-лом) при-хо-дит-ся на 14 ян-ва-ря; в XXII ве-ке бу-дет при-хо-дить-ся уже на 15 ян-ва-ря (Рож-де-ство - на 8 ян-ва-ря), и т. д.

Ли-те-ра-ту-ра

Бо-ло-тов В. В. Лек-ции по ис-то-рии Древ-ней Церк-ви. Т. I. Вве-де-ние в цер-ков-ную ис-то-рию. СПб., 1907; Кли-ми-шин И. А. Ка-лен-дарь и хро-но-ло-гия. М., 1985; Ку-ли-ков С. Ка-лен-дар-ная шпар-гал-ка для ве-ру-ю-щих и неве-ру-ю-щих, лю-би-те-лей ис-то-рии, жур-на-ли-стов и пре-зи-ден-тов. М., 1996; Ру-бан Ю. От Рож-де-ства до Сре-те-ния. Празд-ни-ки рож-де-ствен-ско-го цик-ла / На-уч-ный ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). СПб.: Ко-ло, 2015.