История развития окрашивания волос. История косметики средневековья. Рецепты по уходу за волосами от Тротулы

Историки считают, что окрашивание волос как устойчивая традиция возникла тысячелетия назад! Всеобщее мнение таково: эта процедура уже существовала до нашей эры и первые записи информируют нас, о том, что смена цвета волос практиковалась ассирийскими травниками в 2177 году. Известно, что только знатные люди и члены благородных семейств могли окрашивать волосы и бороду. Причём цель была и остаётся неизменной - скрыть седину и придать волосам приятный оттенок.

Окрашивание волос в античности

Окрашивание волос - это процесс нанесения красящего вещества, который оказывает молекулярное воздействие на естественный пигмент, тем самым вытесняя его.

А вот способы и средства окрашивания меняются до сих пор. Например, в Древнем Риме и Греции в моде были рыжие и светлые оттенки. Светловолосые девушки ассоциировались с чистотой и наивностью. Цирюльники ушедшей эпохи, использовали и кислое молоко и лимонный сок. Процедура осветления длилась несколько часов, после чего, даме требовалось сидеть под лучами палящего солнца, в шляпе с широкими полями, у которой предварительно вырезалась верхняя часть. И только тогда получался модный цвет.

Если вдруг после такого воздействия наблюдалось выпадение волос, римлянки прибегали к помощи париков, сделанных из волос белокурых рабынь. Римские девушки считали, что природный тёмный волос их старит и делает менее женственными. К счастью, в настоящее время, в распоряжении у стилистов, достаточно много разного рода инструментов и знаний, что бы порекомендовать правильный оттенок цвета волос, который придётся по душе, даже, самой взыскательной клиентке.

Ещё в античные времена в ход шли средства, созданные на основе извести, талька и буковой золы. Ну а гречанки, имея от природы почти чёрный оттенок волос, для осветления цвета пользовались ассирийской смесью, главными компонентами которой были лук-порей и корица.

Традиции окрашивания волос в средневековой Европе, Египте и Индии

Египтянки же, наоборот, предпочитали тёмно-коричневые и даже чёрные оттенки и считали, что это является показателем власти, порядочности и строгости женщины. Применяли басму, скорлупу грецкого ореха или просто золу, которую посыпали на волосы.

А что же рыжеволосые бестии? В английском дворе это был самый популярный оттенок - ведь королева славилась своими огненными волосами. Чтобы воспроизвести этот цвет, англичанки смешивали шафран и порошок серы. И их не смущали даже побочные эффекты окрашивания, такие как тошнота, головная боль и носовое кровотечение!

В XV веке в Европе почти каждая женщина мечтала приобрести этот цвет. Окрашивание волос происходило с помощью хны, которую делали из высушенных листьев и коры кустарника лавсонии.

В древней Индии рыжеволосую женщину считали колдуньей, обладающей "дурным" глазом, а в Древнем Риме - представительницей благородных кровей. В ход шли и хна, пришедшая из Древней Персии, а так же и шалфей, шафран, календула, корица, индиго, грецкий орех и ромашка. Позже, к средства для окрашивания волос, прибавился и морковный сок.

Жительницы острова Пасхи и по сей день красятся в рыжий цвет, считая его праздничным и торжественным.

Борьба с сединой - борьба всех времён

В Древнем Египте от седины избавлялись с помощью крови! Учёные до сих пор удивляются насыщенному и не потускневшему цвету шевелюры древнеегипетских мумий. Так же, в Египте было изобретено ещё одно потрясающее средство для борьбы с сединой: смесь из жира чёрных быков и яиц ворона. Но к счастью всё движется и меняется, и вскоре в 1867 году лондонский химик Е. Тцилей и парижский парикмахер Леон Гюго продемонстрировали использование пероксида водорода в качестве наилучшего способа осветления волос.

А уже в 1906 году - химики Кольман и Вальденштейн с помощью многочисленных опытов добиваются того, что краска для волос становится безвредной, удалив из неё вредные вещества.

В 1907 году - французский химик Эжен Шуэллер изобретает краску для волос с добавлением меди, железа и сульфата натрия и создает так называемое “Французское общество безопасных красителей для волос”, которое в дальнейшем превращается в компанию, основавшую популярный бренд “L"Oreal”.

Начало истории окрашивания волос уходит корнями в далекие времена. Люди испокон веков стремились изменить цвет волос, отдавая дань моде и не довольствуясь тем, что дано от природы. Каждая эпоха диктовала свой модный образ, и люди стремились изменить природный цвет волос, чтобы примерить на себя новый облик, ища таким способом свою индивидуальность.

Древний Египет

В Древнем Египте самыми модными цветами считались темно-коричневый и черный - они ассоциировались с властью. Окраска волос и создание причесок не было привилегией простолюдинов. К естественному цвету добавляли новые оттенки, делая его более насыщенным с помощью натуральных красителей. Египтяне применяли растительный краситель - хну. По скульптурным портретам Древнего Египта можно с достаточной точностью судить о прическе, так как к созданию скульптурного изображения в Древнем Египте предъявлялись требования абсолютной схожести с изображаемым лицом: египтяне считали, что жизненная сила («ка») и душа человека («ба») после смерти могли вновь найти земную оболочку. Например, статуэтку Нофрет (2700-2500 лет до н. э., Каир) украшает прическа из аккуратно заплетенных в косички темных волос, постриженных на уровне плеч.

Древняя Греция

Парикмахерское искусство и косметология Древней Греции были весьма развитыми. «Искусство украшать» (на греческом - «косметика») отличалось крайней виртуозностью. При создании причесок (как женских, так и мужских) применялись сложные, трудоемкие методы плетения и завивки. Утонченный изыск образа подчеркивался пепельными и золотистыми оттенками волос. Для окрашивания использовались ароматизированные порошки с оттеночным эффектом. Конечно, цвет волос создавался одновременно с прической и держался до первого мытья головы.

Древний Рим

Императорский Рим идеалом красоты считал светлые волосы. Популярны были белокурые парики. Римлянами было изобретено осветляющее средство для волос, рецепт которого до наших дней не дошел и не разгадан до сих пор.

Средние века

Средневековье отмечено строгостью и скромностью в прическе. Волосы, по строгому настоянию церкви, должны были укрываться чепцами, косынками, покрывалами. Вид непокрытых женских волос считался греховным, а стремление изменить цвет волос и уложить их в красивую прическу - противостоянием природе. Поэтому в Средневековье развития парикмахерское искусство не получило. Волосы аккуратно переплетались лентами, убирались на затылке, поверх прически надевалось убранство. Однако благородные рыцари воспевали в стихах и сонетах образ прекрасной, хрупкой дамы, с кудрявыми белокурыми распущенными волосами, бледной кожей и большими голубыми глазами.

Эпоха возрождения

Эпоха Возрождения (ХIV-XVI вв.) культивирует красоту и выразительность в прическе. После строгости Средних веков наступает эпоха наслаждения жизнью и самовыражения. В моде была аристократическая белая кожа и белокурые волосы. Женщины, желая осветлить волосы, подставляли их под лучи палящего солнца. Использовались для этого специальные шляпы с широкими полями. Прически были сложными, с применением драгоценностей, перьев, материи.

XVII-нач. XVIII вв. - барокко, рококо

Прически становятся все более выразительными, сложными. На голове у дам распускаются райские сады, благоухают прекрасные растения, разыгрываются морские сражения. Появились экипажи с откидными крышами - иначе дама просто не могла сесть в карету. В прическах используются ленты, кружево, между которыми протягиваются пряди волос. Роскошные, дорогие аксессуары в сочетании с прядями волос создают эффект мелирования. В моде и светлые парики, которые стоят баснословно дорого.

Рококо, сменивший барокко, слегка уменьшил размеры причесок. Изящная маркиза де Помпадур при дворе Людовика XV отличалась маленьким ростом, поэтому ввела в моду, в соответствии со стилем «маленькой женщины», менее громоздкие, но не менее выразительные прически. Для придания белокурого оттенка волосам килограммами используется пудра, которую делали из муки.

Парикмахеры ценятся очень высоко. При Марии Антуанетте создаются специальные академии, обучающие парикмахерскому искусству.

Эпоха классицизма (XVIII-XIX вв.)

Эпоха Классицизма вновь возвращается к благородному изыску античности. Женские платья напоминают хитоны, а волосы убираются в изящные простые прически и ненавязчиво декорируются. Для окрашивания волос используются натуральные оттеночные средства и пудра, но прически становятся максимально естественными.

Стили ампир, бидермейер (XIX в.)

В XIX веке открывается способ обесцвечивания волос с помощью перекиси водорода и окраски химическими красителями. Сбывается мечта дам, стремившихся стать блондинками. Метод осветления с помощью перекиси водорода - конечно, усовершенствованный - применяется и в настоящее время.

Желание осветлить волосы - это стремление подчеркнуть женственность и нежность в облике. Светлые оттенки волос ассоциируются с добротой и милосердием. Темные оттенки, напротив, подчеркивают сильный дух и решимость человека. Меняя цвет волос, мы добавляем в свой облик новые черты, выражаем индивидуальность и отношение к жизни. Высоты, которых достигло парикмахерское искусство в окрашивании, позволяют делать это с минимальным ущербом для здоровья волос.

Волосы окрашивали еще в Древнем Египте. Со времен Римской империи до нас дошло немало рецептов, из которых следует, что для окрашивания волос в коричневый цвет применялся препарат из ореховой скорлупы. окрашивание парикмахерская инструмент

Приготавливались составы из трав, айвы и золы, которыми смачивали волосы, подвергая их затем влиянию солнечных лучей. Целыми часами нужно было сидеть под палящими лучами солнца, причем для защиты лица носили так называемые "Солана - шляпы" с большими полями, но без донышка. В результате волосы действительно светлели. Все эти процедуры стали выполнять римлянки с тех пор, когда в Древнем Риме появились белокурые германские рабыни. Их светлые волосы вызывали зависть у римлянок. Это привело к попытке искусственного осветления, т. е. блондирования. Для осветления волос наши предки пользовались рецептом, в состав которого входили: известь, киноварь, тальк и буковая зола. Все эти компоненты смешивали в одну массу, которой покрывали волосы.

Во Франции в 60-х годах XIX века вошло в моду осветление волос, для чего применялась перекись водорода. Этот способ впервые был применен придворным парикмахером Гуго при дворе императрицы Евгении. Только в прошлом столетии после исследования физиологии волоса стали рассматривать процесс окраски волос с научной позиции.

Основными составными частями волоса являются кератин и пигмент, представляющие совокупность белковых компонентов, которые содержат триптофан и пиррол.

Пигмент - серо - коричневые и жёлто - красные тельца от сочетания и количества, которых зависит цвет волос. Это белок, имеющий в своем составе до 13% азота до 10% серы, значительное количество кислорода, а также следы железа и мышьяка. Пигмент не растворяется в воде, но растворяется в щелочах и в кислотах. Он может быть частично или полностью, уничтожен под воздействием таких окислительных средств, как перекись водорода или перекись брома.

В волосяной луковице красящие вещества содержатся в клетках зарождающегося слоя. Они со временем становятся клетками коры волоса. В темных волосах красящих телец так много, что они могут покрывать все ядро клетки и затемнять ее контуры. Пигмент выступает в волосах в виде зерен и в рассеянном виде. Рассеянный пигмент дает более светлые тона, а зернистый более темные.

Искусственное обесцвечивание волос основано на окислении пигмента. Средства, осветляющие волосы, воздействуют на зерна красителя, изменяя его количество по мере окисления. Вследствие этого зернистый пигмент переходит в рассеянный, который до сих пор был в волосах в небольшом количестве. Желто-красные тельца осветляются труднее, чем серо - коричневые, поэтому рыжие волосы, в которых преобладают желто - красные тельца, осветляются незначительно. При внимательном рассмотрении волос можно легко убедиться, что не все они одинакового цвета, отдельные их них имеют более темную или светлую окраску, серый или рыжий оттенок. Также не одинаковы и различные части волос ближе к корням волосы обычно темнее.

Различные оттенки волос зависят от физиологических причин и, в значительной степени, от воздействия, внешней среды: воздуха, солнца, влажности. Неравномерность окраски, однако, не только не уменьшает красоты волос, но и придает им живой, естественный вид, тогда как волосы одинакового цвета выглядели бы "мертвыми".

Цвет любой окрашенной поверхности определяется лучами, отраженными ею. Луч белого цвета, пропущенный через трехгранную призму, разлагается на цветовой спектр, который можно изобразить в виде круга. Черный, белый и серый цвета в круге отсутствуют.

Идеально черная поверхность поглощает все лучи, идеально белая их отражает. Окрашенная в какой - либо цвет поверхность отражает лучи этого цвета, остальные же поглощает. Например, красная поверхность отражает красные лучи, синяя - синий и т. д. Все цвета, не входящие в спектр, но составленные смешением их в различных комбинациях и пропорциях, считаются также спектральными. Их можно получить бесконечное множество.

Природная окраска волос весьма разнообразна, волосы бывают очень черные и совсем белые. Между этими двумя крайними цветами волос существует много различных "промежуточных" цветов и их оттенков. Основными цветами, их составляющими, являются желтый, красный и синий.

Мастер должен уметь, смешивая различные краски в определенной пропорции, получать необходимые цвета и оттенки. Обычно различают следующие основные цвета волос: черный, темный шатен, шатен, темный блондин, блондин, светлый блондин. Но это далеко не полный перечень естественных цветов волос, а тем более всевозможных оттенков, искусственно полученных при окраске.

Почему я выбрала эту профессию.

Причёска - это один из источников вдохновения.

Психологи утверждают, что внешняя привлекательность любому человеку создаёт чувство внутреннего комфорта.

А что может сделать человека привлекательным? Конечно же, профессионально уложенные волосы. Будь то стрижка, укладка, причёска или завивка.

Я считаю, что в жизни надо заниматься тем, что доставляет удовольствие. Делать людей красивыми и привлекательными это, и есть моё призвание, от которого я и получаю удовольствие.

Уложить волосы и сделать причёску, - для женщин просто необходимо. Я вижу как после стрижки или укладки они просто преображаются, любуются собой, а порой и восхищаются.

Не зря гласит грузинская пословица:

«Птичка - крыльями красна, а женщина волосами».

Даже самые пожилые люди питают надежды на то, что из парикмахерской они выйдут моложе и красивее. Разве я имею право лишать их такой надежды и ничего не делать, что бы эти мечты осуществились.

Моя профессия связанна с красотой, а красота, как известно, спасает мир.

До сих пор идут споры о том, кто впервые и в каком древнем году стал применять краску для волос. Какая женщина в порыве изменить себя взяла в руки некие ингредиенты, смешала их и наложила себе на шевелюру? точного ответа мы, наверное, никогда не узнаем.

Говорят, что древнеримские модницы были новаторами в этом вопросе. Уж какие они только рецепты не изобретали, стремясь превратиться в блондинок или рыжих! Например, большим спросом пользовалось кислое молоко - оно, по уверению историков, запросто превращало обладательницу темных прядей в томную блондинку.

Так как светлые волосы ассоциировались в то время с чистотой и целомудренностью, римские матроны, не отличающиеся особой нравственностью, кислым молоком не ограничивались. Для осветления волос использовался и лимонный сок. Делалось это следующим образом: бралась широкополая шляпа с вырезанным верхом, через который вытаскивались наверх волосы и раскладывались по полям шляпы. Затем они обильно смачивались лимонным соком и девушка несколько часов сидела под палящим солнцем, после чего, если она не сваливалась с солнечным ударом, то шла хвастаться подружкам шевелюрой цвета лучей солнца!)

Вместо лимонного сока иногда использовался раствор из мыла из козьего молока и золы букового дерева. Те же, кто не хотел использовать столь радикальные смеси, постепенно отбеливали волосы смесью оливкового масла и белого вина (вот этот рецепт, по-моему, еще и полезный!)Те же, кто не хотел часами париться под солнцем, поступали совсем просто - покупали себе парочку белокурых германских рабынь, и из их волос делали себе парики.

Не будем забывать про Древнюю Грецию, модницы которой ни в чем не отставали от римских. Вообще, в древней Греции парикмахерское искусство было одним из наиболее высокоразвитых. Блондинки были в моде! Богиня Афродита, опять же, слыла обладательницей копны белокурых волос. В принципе, все рецепты окрашивания волос перешли из Древней Греции, единственное что гречанки еще использовали для окрашивания волос древнюю ассирийскую смесь из китайской корицы и лука -порея.

В Древнем Египте ценились обладательницы черных и темно-русых волос, которые были свидетельством домовитости, порядочности и строгости их обладательницы. Хна, басма и скорлупа грецкого ореха - вот альфа и омега модниц Египта, Индии и острова Крит, причем все эти красители смешивались в самых невообразимых вариантах, в результате чего модные египтянки и индианки блистали темными шевелюрами самых невероятных оттенков. Ну и парики, конечно, куда ж без них... В Древнем Египте парики во время официальных церемоний были обязательными!

Использовалась и сажа. Смешивая ее с растительными жирами, женщины покрывали волосы этой смесью, добиваясь черного цвета.

Рыжие... К рыжим всегда относились неоднозначно. В древней Индии рыжеволосую женщину считали колдуньей, обладающей "дурным" глазом, в Древнем Риме - представительницей благородных кровей. Наплевав на все взгляды, некоторые модницы упорно добивались оттенков волос цвета огня. В ход шла хна, пришедшая из Древней Персии, а так же шалфей, шафран, календула, корица, индиго, грецкий орех и ромашка. Самое интересное, что моду на рыжину волос в первую очередь переняли женщины легкого поведения! Позже жительницы Венеции стали считать рыжий чуть ли не единственным достойным внимания цветом в мире и перекрашивали свои шевелюры во все его мыслимые и немыслимые оттенки! К вышеперечисленным средств прибавился морковный сок. Тициан Вечеллио в своих произведениях навсегда запечатлел рыжих красавиц! Женщины острова Пасхи и по сей день красят волосы в рыжий цвет, считая его праздничным и торжественным.

А еще позже королева Елизавета I полностью перевернула стандарты мировой красоты со своим природным цветом волос изумительного рыжего оттенка и белейшей кожей, потеснив средневековых блондинистых красавиц.

С сединой боролись все женщины во все времена. И использовали для этого рецепты, блиставшие как стойкостью окрашивания, так и оригинальностью.

В Древнем Египте от седины избавлялись с помощью крови! Древнеегипетские мумии(у которых волосы сохранились, конечно)), до сих пор удивляют ученых насыщенным и непотускневшим цветом своей шевелюры. Так же в Египте было изобретено еще одно потрясающее средство для борьбы с сединой: смесь из жира черных быков и яиц ворона.

Точную дату первого окрашивания волос сейчас сказать достаточно трудно. Историки до сих пор ведут дискуссии по этому поводу. Однако все сходятся во мнении, что окрашивание волос уже существовало до нашей эры. Первые записи о смене цвета волос принадлежат ассирийским травникам и датируются 2177 годом. Доподлинно известно, что в Ассирии и Персии только знатные люди могли окрашивать волосы и бороду. Иногда окрашивание волос применялось и для сакральных целей, но тоже только для членов благородных семейств.

Окрашивание волос в разные времена

Окрашивание волос в Древнем Риме

Окрашивание волос в светлые тона: белокурые волосы были идеалом в Древнем Риме и Греции

Считается, что Древний Рим был новатором не только в вопросах медицины, но и в парикмахерском искусстве. Чего только не предпринимали римлянки, чтобы изменить свой темный цвет волос. В то время в моде были рыжие и светлые оттенки. Жительницы Рима даже выливали себе на голову кислое молоко, чтобы осветлить цвет волос. Говорят, что такой рецепт окрашивания волос был очень эффективным и превращал брюнетку в светловолосую барышню. Такой цвет волос в Риме ассоциировался с чистотой и наивностью. Римлянки, часто не отвечающие этим идеалам, изо всех сил стремились хотя бы внешне отражать эти качества. На голову лилось не только молоко, но и лимонный сок. Процедура окрашивания волос длилась несколько часов и заключалась в следующем: на голову женщины одевалась широкополая шляпа, из которой предварительно вырезалась верхняя часть. Через это отверстие вынимались волосы и поливались лимонным соком. После чего красавице необходимо было сидеть под палящим солнцем несколько часов. После процедуры девушка смело шла к своим подругам и хвасталась новым модным цветом волос, напоминающим лучи солнца.

Особый пик окрашивание волос в светлые тона пришелся на тот момент, когда в Рим стали массово привозить белокурых германских рабынь. Римлянки стали считать, что природный темный цвет волос их старит и делает менее женственными. В ход пошли средства на основе извести, талька и буковой золы. Позднее в моду вошли цветные парики.

Окрашивание волос в Древней Греции

Жительницы Древней Греции ни капли не уступали римлянкам в вопросах окрашивания волос. От природы гречанки имели темный цвет волос, близкий к черному. Однако в поэмах и других литературных произведениях мы часто встречаем образы светловолосых красавиц. Сама Афродита обладала белокурыми локонами. Этот факт наталкивает на заключение, что гречанки очень часто окрашивали волосы в светлый цвет, который считался верхом изысканности. Для осветления цвета волос греческие красавицы пользовались ассирийской смесью, главными компонентами которой были лук-порей и корица. Часто в ход шли и другие щелочные составы.

Окрашивание волос в Древней Египте

Окрашивание волос: черный цвет волос был признаком привилегированности в Древнем Египте

А вот в Египте в почете были темные волосы. Темно-коричневый и черныйцвет волос у египтян ассоциировался с властью, а также с порядочностью и строгостью женщины. Для окрашивания волос египтянки использовали басму, скорлупу грецкого ореха или просто золу, которую посыпали на волосы перед началом церемонии. Эта же тенденция прослеживалась в Индии и на Крите, где вдобавок к вышеперечисленным средствам добавлялась хна.

Окрашивание волос в Средневековой Англии

Окрашивание волос: рыжий цвет волос носили даже королевы Англии

А вот в Англии в 15 веке были в моде рыжеволосые барышни. Все женщины Европы стремились приобрести этот цвет волос. Позднее, когда мода на рыжие волосы, захватила всю элиту, куртизанки тоже решились на подобный эксперимент. Окрашивание волос происходило с помощью хны, которую делали из высушенных листьев и коры кустарника лавсонии. Используя эти компоненты в разных пропорциях можно было достигнуть различных по насыщенности результатов: от светло-рыжего до медного цвета.

Окрашивание волос в 19 веке

А уже в 19 веке знаменитый английских химик Е.Теллей открыл миру перекись водорода и доказал, что ее можно использовать в парикмахерском деле. Именно перекись водорода, по словам ученого, была лучшим способом окрашивания волос в светлый цвет, точнее для обесцвечивания.

Позднее работа по созданию красок для волос пошла полным ходом. Уже в 19 веке были заложены основы современного окрашивания. Французский химик Э. Шуэллен впервые создал краску с содержанием меди, железа и сульфата натрия. Она гарантировала покупательницам тот цвет, который они хотели получить. Вскоре создается общество безопасных красителей для волос, позднее переименованное в "Л’ Ореаль".

Окрашивание волос в наши дни

В 21 веке окрашивание волос достигло своего совершенства. Какие только средства для волос не предлагают многочисленные компании. В современном мире можно получить практически любой цвет волос. К тому же, краски стали и значительно безопаснее своих предшественников. Современные средства окрашивания волос позволяют любой женщине выглядеть красиво и естественно, причиняя минимальный вред здоровью волос.