Баба яга текстильная кукла. Обереговая кукла «Баба Яга» своими руками. Баба Яга из пластиковых бутылочек, мастер-класс

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников


Заплетаем косички или делаем растрепанные волосы, зависит от образа создаваемой вами Бабы-яги. Повязываем платок на голову так, чтобы узелок был спереди.


По-желанию Ежке можно одеть жилетик, повесить на шею бусы.

В этом мастер-классе сказочной героине вручили в одну руку метлу, а в другую – мешочек с надписью «Удача». Метелка изготавливалась из обычных тонких веточек, обмотанных шпагатом вокруг палочки для суши.


Мешочек шьется очень легко. Из отрезка ткани вырезается прямоугольник, сшивается по краям, наполняется синтепоном, стягивается по верху. Надпись («Удача», «Счастье», «Богатство» и пр.) пишется на отдельном кусочке ткани, который потом приклеивается или пришивается на мешочек.

Вот мы и сшили очаровательную и моложавую Бабу Ягу:

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.

Данные о работе:

Ваш E-Mail * (не публикуется):

Тип работы*:

Мастер-класс Фото Статья

Описание работы, из чего сделана (для мастер-класса минимум 1500 знаков)*:

Фотографии (формата jpeg, gif, bmp). Максимальный размер каждого файла - 5МБ. *:

Данные для диплома (не публикуются на сайте):

Фамилия, имя, отчество:*

Место работы или учебы: (макс. 260 символов)*

ФИО руководителя (куратора)

Посмотрите также.


Заплетаем косички или делаем растрепанные волосы, зависит от образа создаваемой вами Бабы-яги. Повязываем платок на голову так, чтобы узелок был спереди.


По-желанию Ежке можно одеть жилетик, повесить на шею бусы.

В этом мастер-классе сказочной героине вручили в одну руку метлу, а в другую – мешочек с надписью «Удача». Метелка изготавливалась из обычных тонких веточек, обмотанных шпагатом вокруг палочки для суши.


Мешочек шьется очень легко. Из отрезка ткани вырезается прямоугольник, сшивается по краям, наполняется синтепоном, стягивается по верху. Надпись («Удача», «Счастье», «Богатство» и пр.) пишется на отдельном кусочке ткани, который потом приклеивается или пришивается на мешочек.

Вот мы и сшили очаровательную и моложавую Бабу Ягу:

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.

Данные о работе:

Ваш E-Mail * (не публикуется):

Тип работы*:

Мастер-класс Фото Статья

Описание работы, из чего сделана (для мастер-класса минимум 1500 знаков)*:

Фотографии (формата jpeg, gif, bmp). Максимальный размер каждого файла - 5МБ. *:

Данные для диплома (не публикуются на сайте):

Фамилия, имя, отчество:*

Место работы или учебы: (макс. 260 символов)*

ФИО руководителя (куратора)

Посмотрите также.

Во всех русских сказках обязательно присутствует незаменимый персонаж – Баба Яга.

Она живёт в избушке на курьих ножках где-то по дороге в тридесятое царство, дружит с Кощеем, летает на метле и грозит скушать всех, кто не отгадает её загадки. Многие в детстве боялись, что злая сказочная баба прячется на крыше, или в тёмном углу комнаты, или заглядывает в окно, намереваясь нас утащить к себе и съесть. На самом деле Баба Яга совсем не страшная, она очень мудрая, сильная и немножко хитрая. Она помогает умным и смелым, и губит злых и завистливых людей.

Предлагаю вам сегодня пошить Бабу Ягу в чулочной технике, которая станет прекрасным оберегом вашего дома или дачного участка.

Всё, что вам понадобится для изготовления сказочной бабушки, это:

  • -капроновая ткань,
  • -синтепон,
  • -проволока,
  • -лоскуты ткани,
  • -остатки пряжи серого цвета,
  • -фурнитура глазки.

Шьётся Баба Яга так же, как и все изделия в чулочной технике, с помощью стяжки. Её можно сделать любого размера, в виде небольшого сувенира-оберега высотой в 10 см или средних размеров для дачного участка высотой от 50 см.

Итак, начинаем пошив с головы.

Нарвите стопку синтепона того размера, какая вам необходима для головы бабки. Обязательно заверните кусочки синтепона в один цельный кусок.

Затем с проволоки сделайте каркас для носа, с загнутым кончиком и крыльями.

Обмотайте каркас синтепоном.

Приложите каркас к синтепоновой заготовке под голову и пришейте её, чтобы зафиксировать в правильном положении.

Сформируйте из синтепона щёчки и подбородок.

Начинаем со стяжки носа. Для этого нитку, максимально подходящую по цвету к чулочному материалу, вводим справа налево в переносицу.

Прошиваем несколько раз и выводим иголку наискосок в нижнюю часть носа, формируя ноздри.

После прошивки двух ноздрей нитку отрезаем и вводим иголку над крылом носа, а выводим в ноздре. Прошиваем поочерёдно два крыла носа, чтобы придать им выразительности.

Дальше нитку отрезаем и вводим иглу в правую щеку сверху вниз. Прошиваем несколько раз в одни и те же точки, чтобы зафиксировать правильную форму. Оставляем длинный конец нитки, отрезаем иглу и вводим в другую щёчку.

Так же прошиваем несколько раз, а затем связываем между собой свободные концы нитей, максимально стянув их при этом.


Нижняя губа у неё немного оттопыренная, а верхняя впалая, так как бабка немолодая и практически беззубая.

Захватываем рукой верхнюю часть подбородка и прошиваем нижнюю губу.

Затем прошиваем верхнюю.

Слева на щеке можно сделать большую выпуклую родинку. Для этого небольшой кусочек синтепона засовываем во внутрь и прошиваем ниткой, обматывая её вокруг шарика.

Прошиваем места для глаз, выводя иглу на затылок головы.


С помощью клеевого пистолета или полимерного клея приклеиваем глазки к лицу Бабуси Ягуси.

С помощью пряжи серого цвета делаем волосы. Для этого пряжу можно намотать на коробку подходящего размера, затем снять и пришить её к голове.

Вместо пряжи можно использовать искусственные волосы или остатки длинноворсного меха.

Голова готова, теперь нужно сделать ручки, ножки и туловище.

Ручки делаются так же, как и для кукол в чулочной технике. Сначала нужно из проволоки сделать каркас в виде руки, затем обмотать каждый пальчик синтепоном, обтянуть чулочной тканью и прошить.
Для того, чтобы сделать туловище, если бабка небольшого размера, можно использовать обычную пластиковую бутылку из под напитка или минеральной воды.

Если кукла большого размера, то возьмите обычный капроновый гольф, набейте его синтепоном. Сформируйте с помощью кусочков синтепона грудь и горб бабке.

Для ножек также можно взять два гольфа, набить их синтепоном и прошить саму стопу так, как шьются ножки для кукол в чулочной технике.

Сшейте все детали тела вместе.

Сшейте одёжку подходящего размера из лоскутов ткани разных цветов и оденьте на бабку. Одежда может быть слегка ассиметричная, цветастая, с заплатками.

На ноги можно связать красивые лапти.

Приклейте голову к туловищу.

Повяжите на голову Ягусе платок, а из веток и прутика смастерите метлу.

Для маленькой бабки метлу можно сделать, обмотав шпажку флористической лентой и приклеив пряжу коричневого цвета.

Можно из досок смастерить домик для Бабы Яги и поставить во дворе. Она будет защищать и оберегать ваш дом от нехороших людей и послужит красивым декоративным элементом.

Особенно интересно будет деткам жить со сказкой по соседству.

Сказочный персонаж Баба Яга. Мастер-класс с пошаговым фото.

Работу выполнила Федосеева Арина, ученица 1 «А» класса МБОУ гимназии № 69 города Краснодара.
Руководитель: Гончарова Анна Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №69 города Краснодара.

Описание: мастер-класс предназначен для совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и педагогов, родителей.

Назначение: игрушка, сувенир, подарок, декоративный элемент интерьера.

Цель: изготовить сказочный персонаж – Бабу Ягу своими руками.

Задачи:
- научить изготавливать своими руками Бабу Ягу;
- освоить простые и интересные способы изготовления разных деталей из бросового материала;
- научить аккуратно работать с клеем;
- познакомить с техникой безопасности при работе с ножницами;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать художественный и эстетический вкус, интерес к работе;
- развивать воображение и фантазию ребенка;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.

В сказочной повести Т. И. Александровой «Домовёнок Кузька», которую Арина недавно прочитала, была необыкновенно очаровательная Баба Яга! И мы решили сделать куклу, чтобы разыгрывать сказку по ролям.
Баба Яга – самый яркий персонаж русских сказок. Она и веселая, и непредсказуемая, и добрая, и злая, и даже коварная! Живет Баба Яга в избушке на курьих ножках, а метлу использует для полетов!


Необходимые для работы материалы: шерстяные коричневые нитки, вата, гольф капроновый телесного цвета, ножницы, клей, верхняя часть пластиковой бутылки, фетр четырех цветов (красный, голубой, белый, коричневый), ткань, две пластиковые вилки.

Ход работы:


Капроновый гольф телесного цвета надеваем на аккуратно обрезанную верхнюю часть пластиковой бутылки. Перевязываем шерстяной ниткой горлышко бутылки, а верхнюю часть гольфа наполняем ватой и придаем форму головы.


Из двух пластиковых вилок изготавливаем руки: аккуратно обрезав края, обматываем каждую вилку ватой.


Затем обтягиваем капроновым гольфом и зашиваем. Перетягиваем ниткой каждый зубчик вилки, чтобы было похоже на пальцы руки.


Теперь изготавливаем нос: обрезаем от капронового гольфа резинку, набиваем ватой и пришиваем.


Из голубого фетра вырезаем глаза, а из белого - зрачки. Приклеиваем глазки Бабе Яге!


Из красного фетра вырезаем сказочную улыбку.


Теперь приклеиваем готовые руки к туловищу.


Сделаем волосы: наматываем на ладонь моток, перевязываем. Разрезаем моток с другой стороны и расправляем.


Приклеиваем волосы к голове.


Из коричневой ткани (мы использовали старый вязаный шарф) изготавливаем юбку.


Из оранжевой ткани – кофточку! Обматываем тканью верхнюю часть туловища и руки, закрепляем ткань. Теперь завязываем платок и наряд готов! Наша Баба Яга – модница!


Теперь изготовим сказочную метлу. Сворачиваем из коричневого фетра трубочку, закрепляем клеем.


Нарезаем шерстяные нитки одинаковой длины - около 10 см. Привязываем нитки к трубочке из фетра.


Отворачиваем и перевязываем еще раз. Метла готова!


На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.
Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
Повернётся к лесу задом
И старушка очень рада.
На метле каждую ночь
Полетать она не прочь...


Без метлы мне не летать,
Следы нечем заметать.
Горе, горе у Яги,
Коли нет у ней метлы.
Посмотрите на меня,
Ну, чем я не красавица?
Моя девичья краса
Не может не понравиться!