Сколько камней состоит из стоунхенджа. Загадка и история стоунхенджа. Останки продолжили хоронить в Стоунхендже и позднее

В английском графстве Уилтшир излюбленным местом туристов является знаменитый – причудливое каменное сооружение. Глыбы стоят в форме круга, часть из них сверху покрыта плитами. Внутри круга тоже находится несколько сооружений, образующих более малый круг. Этот археологический памятник официально внесли в список Всемирного наследия в 1986 году, ведь до сих пор он вызывает массу вопросов и споров о его возникновении.

Это сооружение имеет старинное название – «Пляска Великанов». Точный год появления Стоунхенджа никому неизвестен, потому предполагаемый период достаточно широк – от 3020-2910 до н. э. Одно понятно – строили его долгие столетия, а руку к этому приложили многие народы того времени.

Все камни Стоунхенджа очень различаются, не только по природе происхождения, но и по весу. Самые тяжелые – до 50 тонн. Именно поэтому есть сомнения, что памятник – дело рук человечества, ведь такие тяжелые глыбы надо было перемещать долгими годами к месту строительства. Однако, согласно легенде, Стоунхендж в память о битве с саксами ровно за одну ночь сумел построить Мерлин – главный чародей бриттов.

Точное предназначение Стоунхенджа – интересный вопрос для археологов и исследователей. По мнению одних, камни олицетворяли собой культ Солнца. А другие уверены, что камни необходимы были для целей астрономии. Есть и еще одно предположение – энергетика величественных камней могла использоваться для лечения больных людей, которые приезжали сюда со всех уголков света. Вторая версия более правдоподобна – многие туристы своими глазами видели, как в день летнего солнцестояния солнце встает как раз над Пяточным камнем, который находится у входа в каменный круг.

Не так давно около Стоунхенджа исследователи обнаружили несколько религиозных памятников, поэтому появилось новое предположение о том, что каменное сооружение – лишь малая часть большого комплекса точек жертвоприношений и святых мест. К слову, за долгие столетия памятник постоянно реставрировали для его поддержания, поэтому визуально он несколько отличается от своего первоначального вида. При этом размах реставрации был достаточно внушительным, что вызывало массу критики, проводились даже специальные расследования на предмет того, не нарушена ли была общая картина памятника.

Добраться до каменного памятника можно, заказав , понадобится проехать около 130 км. В процессе экскурсии из можно узнать больше о тайнах и секретах этого необычного места, а также сделать незабываемые фотографии на память, которые однозначно станут гордостью вашего домашнего альбома.

Об этом памятнике не только слагают легенды, но и снимают фильмы. Только за 2010 год вышло сразу две документальных картины. Поэтому перед посещением Стоунхенджа можно посмотреть парочку фильмов, чтобы во время экскурсии показать свои познания.

Стоунхендж будет достаточно интересным местом для посещения, если вам интересны загадки природы. Наверняка величие этих огромных камней поразит любого путешественника и заставит снова гадать о происхождении знаменитого Стоунхенджа.

Вот всем известный Стоунхендж (Stonehenge). Как многим известно древнейший памятник и артефакт прошлых цивилизаций и верований. Однако, может быть кого то я и удивлю, мы можем практически во всех подробностях рассмотреть процесс строительства этого древнего монумента. А для начала давайте вспомним официальную историю памятника.Стоунхендж, если верить принятым методам датировки, чуть моложе знаменитых египетских пирамид. Но в число античных семи чудес света он не вошел - о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к XII веку все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника. Кто его построил? Древние британцы называли Стоунхендж «Пляской Великанов». Молва приписывала его авторство великому магу Мерлину.

Другие предания говорили о живших когда-то, до первого Потопа гигантах - они-то якобы и построили Стоунхендж. Король Яков I, посетив его, был поражен увиденным и приказал архитектору Иниго Джонсу зарисовать план сооружения и установить доподлинно, кем и когда оно было создано. В 1655 году вышла книга Джона Уэбба «Самая замечательная древность Великобритании, именуемая в просторечии Стоун-Хенг, восстановленная» - первое издание, посвященное Стоунхенджу. А точку в исследованиях поставил в 60-х годах XX века астроном Джеральд Хокинс, доказавший, что Стоунхендж - древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Стоунхендж строили между 1900 и 1600 годами до н. э., и строительство его заняло чуть ли не столетия. Численность населения Британии была в те далекие столетия невелика. Начиная примерно с 3000 года до н. э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента - так называемые уиндмиллхиллские люди - по названию холма близ Стоунхенджа.


Именно благодаря им Солсберийская равнина стала средоточием ремесел и скотоводства. После 2000 года до н. э. здесь появились бикеры. Их приход совпал с началом бронзового века. А спустя триста лет сюда пришли уэссекцы, любители дальних путешествий - в их могилах особенно часто находят предметы из всех уголков тогдашней ойкумены - фаянс из Египта, янтарь с Балтики, выпрямители стрел из Микен, булавки германцев… От всех этих народов не осталось ничего, что могло бы пролить свет на их причастность к мегалитическим постройкам. Нам остается только гадать - кто из них? Хокинс считает, что все три народа приложили свою «руку» к строительству Стоунхенджа. Камни, из которых сложен Стоунхендж, разные. Главный строительный материал монолитов - долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Три вида - долерит, риолит и вулканический туф - встречаются только в одном месте - в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива. «Теперь уже нет сомнения, - пишет исследователь Стоунхенджа Р. Аткинсон, - что голубые камни были вывезены в Стоунхендж именно с этого очень ограниченного участка». Дистанция по прямой составляет 210 километров - три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, и это расстояние равно 380 километрам. Восемьдесят камней весят в совокупности до четырехсот тонн. Кто еще в древней Европе совершал такой необыкновенный рейд?
Пожалуй, никто. Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Кое-какие крупные камни собирали по дороге. Камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны тащить таким образом груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора вдень. На воде дело обстояло проще: несколько деревянных челнов, соединенных досками, выдерживали огромные тяжести и легко управлялись. А самые тяжелые камни - сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в тридцати километрах. Вес самых больших «серых баранов» (так прозвали эти глыбы) достигает пятидесяти тонн. Подсчитано, что тысяча человек доставила их к месту постройки за семь лет. Древние мастера умело обрабатывали глыбы еще до того, как везти их к месту строительства комплекса, используя технику удара и обработки огнем и холодом. После того, как на камне намечалась трещина, по ней выкладывали костер, а потом лили холодную воду и били каменными молотами. И уже после грубой обработки и доставки глыбы на место следовала более тонкая работа. Камни шлифовали очень чисто, просто ювелирно. Однако технику оценить сегодня, увы, невозможно - вода и ветер за столетия сделали свое дело.

Ученым оставалось выяснить, как устанавливались исполины. Оказалось, что сначала выкапывали ямы, длина которых равнялась длине той части камня, которую предполагалось зарыть. Длина и ширина лунки была сантиметров на девяносто больше, чем камень. Три стенки лунки делали отвесными, пишет Дж. Хокинс, а четвертой задавали наклон 45 градусов - это был приемный пандус. Перед тем как ставить камень, стенки лунки обкладывали толстыми деревянными кольями. Камень скользил по ней, не осыпая земли. Затем махину с помощью канатов и веревок ставили вертикально. Быстро-быстро - пока у тех, кто держал, хватало сил, - засыпали свободное пространство вокруг, лишь бы камень не завалился. Утрамбовав, оставляли в покое на несколько месяцев, пока почва не просядет и не спрессуется. Важная деталь: нижние концы вертикальных камней были оббиты на тупой конус - чтобы после того, как их спустили в лунку, камни можно было поворачивать и устанавливать поточнее.


А как очутились наверху многотонные перекладины? Не вертолетами же их туда поднимали. Может быть, по земляным насыпям? Именно такой способ в качестве гипотезы предложил еще в 1730 году один из самых первых исследователей Стоунхенджа С. Уоллис. Но на сооружение и размонтирование такой насыпи для всех тридцати пяти перекладин потребовался бы гигантский труд - больше, чем работа, затраченная на весь комплекс. К тому же остатков земляных насыпей не обнаружили, и версия эта была оставлена. А что, если действовали методом перекидывания с помощью штабелей из бревен? Приблизительно так: каменную перекладину клали на землю у подножия ее будущих опор, а потом перпендикулярно к ней укладывали слой бревен, переваливали ее на бревна, а на то место, где она перед этим лежала, клали уже двойной слой бревен, но уже параллельно и перпендикулярно: туда-сюда, туда-сюда… И вот каменная крыша уже на самом верху. Последней задачей было перевалить ее на уготованное место - чтобы все гнезда ее легли на шипы опоры.
Подсчитано, что такая башня из продольных и поперечных слоев древесины потребовала бы пятнадцать кубических километров бревен с заранее вырубленными пазами. И еще подсчитали: для строительства Стоунхенджа понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, всего же затрачено полтора миллиона человеко-дней физического труда. Во имя чего все это? Для чего строили Стоунхендж? …В день летнего солнцестояния в Стоунхендж съезжаются толпы народа - наблюдать восход Солнца над Пяточным камнем. Зрелище это действительно впечатляет. Сквозь сиреневый туман, обычно клубящийся в долине в этот ранний час, вдруг пробивается яркий луч - как раз над вершиной Пяточного камня! Точно закрепленные лучи зрения, по мнению астрономов, заставляли наблюдателя смотреть на строго определенные участки неба, задавали направления, где происходили ожидаемые явления.

Таким образом, Стоунхендж можно считать древней обсерваторией, которая использовалась для предсказания времени начала полевых работ и, как предположил Дж. Хокинс, - для предсказания затмений. Хокинс обратил внимание на пятьдесят шесть так называемых «лунок Обри», входящих в древний комплекс. «Я заметил, - писал Хокинс, - что эти лунки расположены вдоль правильной окружности на равном расстоянии друг от друга. Лунки глубиной около полутора метров вырыты в мелком грунте и затем снова заполнены толченым мелом. Жрецы могли предсказывать год затмения, скажем, зимней Луны, перекладывая камушки из лунки в лунку по окружности, по одной лунке в год». Имелись у них и другие приспособления для таких прогнозов. …

Пять из семи чудес света - египетские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Дианы в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк на острове Фарос были сделаны из камня. Но нигде, пожалуй, камень не был применен так искусно для интеллектуального поиска древних, как здесь, в Юго-Западной Англии, на Солсберийской равнине.

Есть вопрос, а как Стоунхендж был построен? И опять, к сожалению, точного ответа нет. Известно только, что каждый каменный блок был доставлен почти за 350 км. По мнению одного испанского инженера Гарри Лавина, эти блоки доставляли с помощью специальных корзин, которые не носили, а элементарно перекатывали по земле.
Лавин так же утверждает, что строители с помощью брусьев производили обкладку каменных блоков, а также оплетали их упругими ветками. Получались специальные коконы, которые и перетаскивали с одного места на другое. Для транспортировки блоков были использованы домашние животные, такие как лошади и волы. Свою гипотезу инженер решил проверить на практике. Сначала он оплел, а потом покатил каменный блок, диаметр которого был меньше одного метра. После этого Лавин пригласил несколько своих друзей, и с их помощью ему удалось перекатить тем же способом каменный блок, масса которого была одна тонна.

В своих планах инженер собирается поставить эксперимент с каменными блоками, которые будут аналогичны блоком Стоунхенджа. Так же он хочет переместить их на расстояние 350 км. Часть этого пути он собирается сократить за счет воды. Ведь известно, что оплетенный древесными ветками каменный блок обязательно поплывет. Нужно только правильно все рассчитать.

Так выглядел Стоунхендж в 1575-м году, если верить этой гравюре:

А вот так запечатлел эту «древность» художник Джон Констебл в 1835-м году, как говорят, с натуры:

Первые реставрационные работы в 1901-м году, когда как утверждается якобы подняли только один камень:

Этот снимок, на котором работники на месте реставрации в 1901 году случайно попал в прессу и вызвал волну негодования в то время, но об этой истории далекой от легенды редко говорится в официальных путеводителях Стоунхенджа.

Полосы газеты «Times» были полны посланий с жалобами, и требованиями прекратить этот вандализм, но первый этап «восстановления» памятника продолжался, не смотря, ни на что. А некоторые маститые журналисты, такие как Джон Раскин, с пафосом заявляли, что «восстановление исторического памятника является ложью».

Но сами реконструкторы оправдывались, что они пытаются лишь поставить на место один монолит, который якобы упал во время бури. Якобы речь идет лишь об одном камне, а не о систематическом передвижении практически всех камней. И тем не менее, несмотря на сопротивление общественности, макияж Стоунхенджа, будучи тайной за семью печатями, только набирал обороты. И еще большие работы проводились в 1919 – 1920 годах.

А вот серия фото с якобы реставрации 1958-64 гг, когда по словам «учёных» подняли «на место» ещё несколько камней. Но при этом на фото почему-то видна разметка мелом мест, где должны стоять камни. И эта разметка имеет такой вид, будто до этого там вообще никаких камней не было:

Совершенно не тронутая девственная почва. Аккуратно снят верхний слой точно по контуру установки мегалита. Начато рытье под фундамент. Шутка ли? Тяжелейшие камни им нужен фундамент.

И вот уже аккуратно дёрн снят и ямки под камни выкопаны, а грунт из ямок рядом в кучке:

Разгружают «камушек», а он почему-то штукатуренный…


Зачем-то под мегалиты закатывают бочечку…

А вот этот «камешек», похоже, мастерком ровняли:


Таким способом на камнях делали «древние» надписи:

Прошло 50 лет и… оба-на! Штукатурка отпала, и в основе проявились бетонные блоки «старины»:

Ну в в Википедии можно ясно прочитать:
Масштабы реставрации, предпринятой в 1901-1965 гг., стали предметом резкой критики и даже журналистских расследований в начале XXI века. Тем не менее, Кристофер Чайппиндэйл, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете, признал, что «почти все камни были тем или иным образом перемещены и теперь стоят в бетоне»

Это - одна из темных страниц истории археологии, о ней предпочитают не говорить. Друиды работали так:

А то чем поднимали огромные мегалиты, на подъем которых не способна современная техника выглядит так:


Итак, с начала восстановления Стоунхенджа прошло 111 лет. Упавший от урагана менгир выпрямили и усадили на место, да еще и бетоном укрепили. Это в 1901 году. Еще шесть камней в 1919 и 1920-м, еще три камня в 1959-м и четыре камня в 1964-м. В 1958 году откуда-то откапали каменный жертвенник и повторно монтировали центральные трилитоны.


Первая реакция отдельных читателей, продолжающих что-то говорить про «выемку», «реставрацию», «замену» «древних мегалитов», убедила, что без пояснения все-таки не обойтись. На фото, начиная с 1-го, который выше, вы видите белые круги, обозначающие места для будущих «мегалитов». Это «фронт работ» для строителей. Разметка объекта от заказчика, выполненная известью в лунках, на ровном, нетронутом газоне. «Мегалиты» не выдергиваются как морковки, не оставляя ни малейшего следа от этой процедуры.

Далее, если рассмотрите снимки повнимательней, то найдете и военных, и колючую проволоку в окрестностях, и другие детали, говорящие о том, что с определенного момента будущая «циклопическая постройка» древних друидо-атланто-асуро-сириянто-ариев была охраняемым режимным объектом. Увидите «представителей заказчиков», не являющихся чиновниками, строителями, рабочими, окрестными жителями. Найдете «посвященных» с кое-какими закладками, оборудованием.
Стоунхенджу - «космическому порталу», «энергетическому кристаллу» и т.д., и т.п. отводилась важная роль в представлении, связанном с «апокалиптикой», «скачками» и прочим; об этом позаботились при закладке.

Если вы присмотритесь к современным фотографиям Стоунхенджа (и сопоставите их с несколькими старыми фото манипуляций, не имеющих отношения к строительному делу), то вы без труда найдете потеки рыжей субстанции, повсеместной в «циклопическом» и «мегалитическом» литье (отсюда многочисленные мероприятия с огнем и электричеством), и уж совсем легко увидите современное назначение сооружения.

Стоунхендж, конечно, раскурченное место, потому и в центре внимания. А вот Эйвбери, что 32 км к северу от Стоунхенджа, менее, но если немного истории, то построил его Александр Кейллер миллионер и любитель древностей в 1930 г. Он просто купил это место, а через некоторое время здесь тоже появился доисторический памятник.

Дэвид Батчелор, главный археолог Английского наследия, говорит: «…представления о степени восстановления соответствующих древних памятников меняются. Некоторые памятники были более серьезно восстановлены. Но мы не думаем о том, что Стоунхендж был реконструирован. Надеюсь теперь восстановление пойдет только в лучшую сторону, потому что дальше уже некуда ». Но и тут он кривит, говоря, что Стоунхендж не причем, свое защищает.

Английское наследие готовится к изменениям, чтобы отразить новое настроение. В частности Хендерсон сказал: «Существует растущий интерес к тому, как исторические памятники были восстановлены. Когда мы обновим путеводитель, мы постараемся включить больше материала, о том, как реставраторы взаимодействуют с памятником ».
Бен Брэдшоу, государственный секретарь по культуре и спорту Великобритании, объявил об инвестировании правительством 10 млн. фунтов стерлингов в развитие центра для посетителей в Стоунхендже. Так что, какая к черту история, когда на кону такие деньги!

Вообще сторонники заговора говорят вот что:

Конечно же ключевая фотография, где на фотке засвечен лейбл компании Premix .

Всего в мире известно 72 дубликата Стоунхенджа. По дате постройки и территориальному расположению вы легко исключите лишнее, а остальное проверите Здравомыслием.

1. Впервые в районе Стоунхенджа военные учения были проведены в 1898 году.
2. С того времени и до Второй Мировой войны Министерство обороны скупало большие участки земли в том районе.
3. В настоящее время Министерство Обороны владеет 390 квадратными километрами (!) в непосредственной близости от Стоунхенджа, часть из которых закрыты постоянно, на другие доступ сильно ограничен. (По карте граница ближайшей военной базы - в полутора километрах от этих камней к северу, а военная взлетная полоса - в 5 километрах на юго-восток).
4. В прошлом в непосредственной близости от Стоунхенджа были проведены ветка железной дороги и аэродром, оба впоследствии были демонтированы (есть и другие источники, что военный аэродром находился гораздо ближе, на расстоянии всего одной мили от Стоунхенджа).
5. В 1943 село Imber (в 15 километрах от Стоунхенджа) и деревушка Par Hinton были выселены. В статье про Imber написано, что и по сегодняшний день село находится под контролем военных.
6. В 2 километрах к северу от Стоунхенджа расположено Королевское артиллерийское училище, которое проводит реальные стрельбы 340 (!) дней в году.
7. В 9 километрах на юго-восток, за военным аэродромом, расположена Оборонная Лаборатория Науки и Технологии, работы которой в основном засекречены.
8. Еще в 17 километрах на запад от Стоунхенджа расположена база военного авиакорпуса и вертолетный аэропорт боевых «Апачей».
9. В районе Стоунхенджа не ведется сельскохозяйственная деятельность из-за опасности нарваться на неразорвавшийся снаряд, которых за столетие скопилось немало. Из-за этого зеленые луга вокруг Стоунхенджа приобрели научную ценность (Site of Special Scientific Interest) так как представляют собой последние естественные газоны в Англии, а возможно - и во всей Европе.
Итак, суммируя:
— Вокруг Стоунхенджа на протяжении более 100 лет - закрытая территория, охраняемая военными, патрулируемая военными самолетами и вертолетами, с ежедневными артиллерийскими стрельбами.
Местных жителей выселили еще во время второй мировой войны под предлогом учений; деревеньки взяли под контроль военные, такое положение сохраняется по сей день.
— Селькохозяйственная деятельность на большой территории равнины, где расположен Стоунхендж, запрещена.
— На территории существовала инфраструктура, позволявшая масштабное строительство (включая аэродромы, ветку железной дороги), которая впоследствии была упразднена за ненадобностью.

Мы связывались с руководством этого клоунского места иверов в 2001 году (цирковая площадки Аркаима из той же оперы, высасанная из пальца, для ГДЛБ туристов) и отчетливо увидели выдуманность этого сооружения, как и бессмысленность траты времени на коммуникацию с людьми самомнения.

Для себя пометьте, что «ТУРИЗМ» - это совершенно очаровательная иверская матрица демонизма. Туризм, как таковой, - это вполне успешный проект иверов, который ОНИ крышуят и доят гаввах и средства семей по всему миру, а ГДЛБ, вместо того, чтобы строить Малую Родину, как проекцию всего вида животных и растений на отдельном участке Родового Поместья, ведутся на магнетизм выстроенных иверами по всему миру типа »архитектурных» памятников, а в реалиb, созданных рукотворно иверами совсем недавно. Одни экспонfты музеев по миру, будь то Эрмитаж, Лувр или Лондонское хранилище, чего стоят. Пора гоям знать правду об Иверской действительности и ее совершенной тварности, и об ИХ деяниях на Земле.

Другими словами, все предельно понятно. На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший (не сам собой, ясно дело) важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности», Духа Овна.

Нет сомнений, что и у самого «наследия человечества», и у «духовности», важным атрибутом коей является данное «наследие», и у «науки», развернувшей вокруг оного «наследия» в колоссальных масштабах свои «исследования», один заказчик.































Стоунхендж (Великобритания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Великобританию
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Овеянный тайнами и легендами Стоунхендж - это древний мегалит, расположенный на юге Англии , в районе Солсбери, в 130 км от Лондона. Это комплекс из 30 грубо обтесанных огромных столбов и плит из камня, поставленных друг на друга в концентрических кругах.

Назначение Стоунхенджа до сих пор до конца не разгадано учеными: одни считают его храмом, другие - астрономической обсерваторией, некоторые - гробницей, а легенды говорят о том, что здесь совершали ритуалы атланты, гиперборейцы и знаменитый волшебник Мерлин.

Это место - одно из самых загадочных в мире, оно отнесено к археологическим памятникам и входит в Список охраняемых объектов ЮНЕСКО. Множество туристов, желающих увидеть это чудо света, приезжают в Стоунхендж побродить вокруг камней. Приближаться к сооружениям запрещено, но на рассвете или закате можно войти в центр круга.

Происхождение

Основные загадки Стоунхенджа - кто, как и для чего построил столь монументальное сооружение. Каменные глыбы выдолбили в горной породе Презелийских гор и доставили сюда несколько тысяч лет назад, преодолев расстояние в 200 км!

Согласно распространенной гипотезе, мегалит был построен древними кельтскими жрецами - друидами и использовался как храм небесных светил, но она не согласуется с установленным археологами возрастом дольменов - 3-5 тыс. лет до н. э.

Кельтские легенды утверждают, что Стоунхендж - это святилище волшебника Мерлина, которое он сотворил силой магии.

Другое назначение, приписываемое мегалиту - языческое капище, где каменным идолам приносили жертвоприношения и проводились захоронения. Ученые пока склоняются больше к версии обсерватории древних. При помощи радиоуглеродного метода определили, что ров и земляные валы были сделаны около 5000 лет до н. э. После этого сюда доставили монолиты и из них составили круговую каменную конструкцию диаметром 30 м. Масса крупнейших элементов достигает 50 т, поэтому доставка и установка этих гигантов без современных технических приспособлений - настоящее чудо.

Многотонные вертикальные столбы покрыты огромными плитами и выглядят как колоннада. Между собой они скреплены системой пазов и шипов, отчего конструкция выдержала испытание временем и почти не развалилась.

Неподалеку от комплекса есть и другие интересные объекты. Например, в 5 км находится захоронение богатого человека, жившего во времена постройки мегалита. Силбери-Хилл - 40-метровый искусственный курган, он также в реестре Всемирного наследия, один из крупнейших в мире и ровесник Стоунхенджа.

Стоунхендж

Практическая информация

Адрес: Amesbury, Солсбери SP4 7DE. GPS координаты: 51.179177, −1.826284. (на англ.).

Как добраться: С групповой экскурсией из Лондона (стоимость от 60 GBP), на арендованном автомобиле или на поезде с вокзала Ватерлоо до станции «Солсбери», далее 40 минут автобусом Wilts & Dorset Stonehenge Tour или на такси за 25-31 GBP.

Часы работы: с 9:00 до 20:00 вход до 18:00. Стоимость билетов: 17,5 GBP для взрослых и 10,50 GBP для детей. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Если бы в XII веке туризм был так же развит, как и сейчас, то знаменитый Ричард Львиное Сердце не стал бы рекомендовать в качестве достопримечательностей старой доброй Англии Биг-Бен или Музей мадам Тюссо.

Этот король, от крика которого приседали кони (так утверждают Ильф и Петров), для своей эпохи был очень хорошо образован и поэтому посоветовал бы явившемуся с добрыми намерениями и культурными запросами иностранцу посетить Стоунхендж. Тем более что расположен этот комплекс довольно близко от Лондона (около 130 км), на живописной равнине Солсбери в Южной Англии (ныне графство Уилтшир).

Еще задолго до Ричарда английские средневековые историки приводили описание Стоунхендж в летописях. Этот грандиозный комплекс – самый известный, самый крупный и, вероятно, самый древний объект мегалитической архитектуры («мегалит» в переводе с греческого языка означает «большой камень»).

Стоунхендж и его окрестности с 1986 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сюда ежегодно приезжают десятки тысяч иностранных туристов и жителей туманного Альбиона. Этот гигантский памятник стал символом всего таинственного и загадочного, не раскрытого еще наукой. Например, в 20-х годах прошлого столетия один из исследователей Стоунхенджа с необычным для археолога научным пессимизмом написал, что чем больше комплекс изучается, тем недоступнее становится его тайна.

Немного о названии и структуре комплекса

Само слово «Стоунхендж» очень древнее, поэтому происхождение его довольно спорное. Наиболее часто название переводят на русский язык как «Висячие камни».

Внутренняя часть архитектурного комплекса состоит из трилитов или трилитонов – П-образных каменных конструкций. Они представляют собой две стоящие рядом колонны, на которые уложен третий каменный блок в качестве перемычки. Курьез, но некоторых филологов эта перемычка заставила связать название со староанглийским «hencen» («виселица»). Виселицы в ужасную средневековую эпоху (не то что в наше время) сооружались в форме буквы «П» и своей формой напоминали трилиты Стоунхенджа.

Но трилиты только самая известная часть Стоунхенджа, весь архитектурный комплекс намного больше. Он представляет собой систему колец. Внешнее кольцо – это ров с валами, расположенными по внутреннему и внешнему краям. В глубине, сразу за внутренним валом, располагается кольцо из 52 лунок Обри (Джон Обри первым исследовал Стоунхендж в XVII столетии и открыл эти самые лунки). Еще два кольца состоят из 30 ям каждое (Y-лунки и Z-лунки). Далее следует другое большое кольцо. Первоначально оно состояло из 30 вертикальных блоков (в наши дни сохранилось только 17), вырубленных из сарсена – разновидности твердого песчаника. Поверх них располагались горизонтальные сарсеновые блоки-перемычки.

Внутри этого кольца находится другое, из «голубых камней» – меньших по размерам блоков голубоватого цвета. Далее уже поднадоевшие проектировщикам Стоунхенджа кольца сменяет «подкова», включающая пять трилитов, состоящих из самых крупных сарсеновых блоков. В самом центре, как «гвоздь подковы», располагается Алтарный камень, вырубленный из зеленого слюдяного песчаника.

В комплексе есть и так называемая «Авеню», состоящая из параллельно идущих пар рвов и валов, которые протянулись на три километра к реке Эйвон. На Авеню находится огромный менигр (слово из бретонского языка, буквально – «длинный камень») – Пяточный камень.

Грандиозность всего комплекса поражает даже современного человека, привыкшего к виду гигантов из стекла и бетона. А как же были поражены и подавлены величием Стоунхенджа древние посетители? К примеру, многометровые каменные глыбы комплекса варьируют в весе от 25 до 50 тонн.

Сарсеновые блоки и другие породы камня доставлялись к месту постройки за несколько сот километров, где располагались ближайшие карьеры. Каким образом их транспортировали, потом ставили вертикально, а тем более поднимали и устанавливали как перемычки, – на этот вопрос, наверное, лучше современных исследователей ответили бы строители египетских пирамид. Кстати, некоторые вполне научные версии сооружения Стоунхенджа предполагали участие древнеегипетских или крито-микенских строителей-«гастарбайтеров».

Сама область вокруг Стоунхенджа в радиусе 8–10 км включает в себя свыше 500 монументов из камня, земли или дерева. В частности, остатки Вудхенджа («Висячих деревьев»), который, судя по тому, что от него сохранилось, по своей планировке напоминал Стоунхендж.

Не удивительно, что некоторые исследователи считают Вудхендж его прототипом. Неподалеку от Стоунхенджа расположены два еще более древних памятника – Аверуби и Сильбури Хилл, образующие с ним равносторонний треугольник со сторонами примерно в 20 километров.

Гипотезы о создателях, или Кому и зачем это было нужно

По обилию и экзотичности гипотез о времени сооружения и назначении Стоунхендж не имеет себе равных среди гигантских и монументальных творений рук человеческих. Среди самых простых и прозаичных интерпретаций:

  • древнее элитное кладбище;
  • астрономическая обсерватория каменного века;
  • символ власти докельтских царей.

Существуют и более экстравагантные, но не столь научно доказательные версии, например:

  • карта, не больше и не меньше, как всей Солнечной системы;
  • каменный и явно неотрывной календарь;
  • первобытный навигатор – не очень компактный, но что-то вроде предтечи современного JPS;
  • портал в параллельные миры;
  • посадочная площадка для инопланетных космических кораблей;
  • концентратор и излучатель геомагнитной энергии и т.д. и т.п.

Как тут не вспомнить слова поэта:

«То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,

То у вас собаки лают, то руины говорят…»

Наибольшей популярностью в ученом мире пользовались гипотезы, так или иначе связывающие происхождение Стоунхенджа с кельтами – древними жителями Британских островов.

Например, разыскивались вполне реалистичные аргументы в пользу… легенды о том, что этот архитектурный ансамбль построил великий маг и чародей Мерлин (в некоторых версиях предания – всего за один день). Как пишут, Мерлин жил и творил во времена короля Артура – легендарного предводителя бриттов (приблизительно V век), собравшего при своей августейшей особе в Камелоте рыцарей Круглого стола.

Стоунхендж, вероятно, каким-то образом способствовал подвигам Артура и его рыцарей, а особенно – поискам Чаши Святого Грааля и спасению Прекрасных дам. Жаль, что ученые пока не нашли исторических доказательств реальности личности Артура, но некоторые предложили вполне достоверный мотив его действий: Стоунхендж был воздвигнут по приказу короля бриттов, который хотел таким образом увековечить свою победу над саксами.

Другой исторический миф рассказывал о том, что Стоунхендж представлял собой могилу королевы Боудики (Боадицеи). Судя по грандиозности сооружения и материалам, эта королева, согласно английским традициям, вполне могла бы претендовать на звание «каменная леди».

Однако с появлением методов датирования при помощи радиоуглеродного анализа многие ученые стали считать, что Стоунхендж представляет собой сакральный комплекс – разновидность культового сооружения, созданного знаменитыми кельтскими жрецами-друидами.

Сейчас в Интернете можно познакомиться с «сенсационными» результатами журналистских расследований, связанных с этим памятником. Основной их смысл заключается в том, что Стоунхендж не возведен в древности, а представляет собой великий обман: «бетонный новодел» XX столетия. В подтверждение гипотезы даже приводятся фотографии, сделанные смелыми папарацци на «стройке века».

Снимки, конечно, настоящие, но они запечатлели не что иное, как комплексную реставрацию Стоунхенджа, проводившуюся в 1901–1965 годах. В противовес идее «юного» Стоунхенджа в Сети можно встретить и тексты, в которых его возраст увеличивается до 140 000 лет (это задолго до появления не только Гомо сапиенс, но и его менее разумных и умелых предков).

Развитие естественнонаучных методов радиоуглеродного анализа внесло в исследования Стоунхенджа подлинную научную строгость и объективность. Оказалось, что комплекс возводился в несколько этапов. Начиналось все около 3000 года до н. э., когда были сооружены ров и вал. Заканчивалась история Стоунхендж, а точнее, его строительства в период между 1200 и 1000 годами до н. э., когда расширялся ров Аллеи.

Таким образом, если Стоунхендж создавался по единому плану (что само по себе практически невероятно, ведь за 2000 лет сменяли друг друга целые археологические эпохи, культуры и народы), то он представляет собой величайший долгострой в истории, намного превосходящий в этом плане возводившиеся столетиями готические соборы. А что, очень впечатляющий по времени результат по сравнению с каким-то одним днем, затраченным на строительство великим Мерлином!

Видео

Документальный фильм об одной из самых загадочных древних построек на Земле – памятнике Стоунхендж:

Д/ф о новой версии предназначения Стоунхенджа:

Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из земляных сооружений, окружающих кольцевые и подковообразные конструкции из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному тресту.
Описание Стоунхенджа

На плане выделяются
1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4,9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы (см. виртуальную экскурсию)
11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, обозначены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.

Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в начале XIX века, дальнейшие исследования внесли в него незначительные коррективы. (См. также круговые панорамы).

30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни достигают высоты 4,1 м, ширины 2,1 м и веса около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны.

В пределах этого круга стояло пять трилитов из сарсена, образуя подкову, открытую в сторону авеню. Их огромные камни весят до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 м высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был единственный центральный трилит высотой в 7,3 м. К XIX веку сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита, чем был полностью изменен вид комплекса с северо-запада.

Форму кольца и подковы повторяют кольцо без перекрытий и подкова из голубых каменей.
Датировка Стоунхенджа

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами. Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе. В настоящее время выделяют следующие фазы:
Фаза 1 - строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э.
Фаза 2 - вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.
Фаза 3 - похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440-2100 до н. э.

Назначение Стоунхенджа

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы.

"" Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780-410 годами до н. э.

По сообщениям информационных агентств, профессор археологии из Университета города Шеффилда Майк Паркер Персон, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, отметил, что по его мнению Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых.