Сохранение и укрепление здоровья воспитанников доу применение здоровьесберегающих технологий. Крепкое здоровье наших детей в детском саду

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В.А.Сухомлинский

Актуальность

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников. Эти технологии занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении в условиях реализации ФГОС ДО.

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Здоровьесберегающие технологии применяемые в ДОУ

«Волшебные точки здоровья»

Точечный массаж - это воздействие на биологически активные зоны, расположенные на коже человека. Стимуляция биоактивных зон кожи активизирует выработку в организме собственного интерферона, который обладает противовирусным эффектом. Точечный массаж не имеет возрастных ограничений - делать его можно и пожилому человеку, и маленькому ребенку. Детей старшего возраста родители могут научить проводить массаж самостоятельно. Специалисты отмечают, что если ребенок, которому из месяца в месяц делали точечный массаж, вдруг и заболевает, болезнь протекает у него в значительно легкой форме.

Массаж Су-Джок шарам

Дети знакомы с ним под названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров - «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Самомассаж подручными материалами

Самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, шишкамим, еловыми веточками, карандашами, ручками, фломастерами и т.п. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».

«Тропа здоровья»

«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме. Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:

· профилактика плоскостопия;

· улучшить координацию движений;

· улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

· повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

· улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

приобщить детей к здоровому образу жизни

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз эффективна как средство профилактики нарушений зрения. Мы часто недооценка применения зрительной гимнастики, упражнения являются своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка - хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и - прежде всего - постоянного наблюдения. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скорректировать проблемы. Наша задача - выучить простые упражнения гимнастики для зрения для детей и поначалу напоминать о выполнении упражнений ребёнку дома и даже самим присоединяться к выполнению полезных для глаз упражнений.

Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Занимаясь, вы не просто двигаете пальцами, а осознаете и контролируете свои действия, поэтому гимнастика повышает зрительно-моторную координацию и концентрацию внимания. Объясню: связь рук с мозгом перекрестна, правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Таким образом, распределение энергии идет равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется).

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие цели: повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Техника выполнения дыхательных упражнений.

В основу методики проведения положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков(ах, ух,фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.). Занятия по дыхательной гимнастике могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения.Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Полоскание рта

Полоскание рта - это одновременно лечебная процедура и профилактическая, потому что во время данной процедуры происходит очищение слизистой оболочки небных дужек, небных миндалин и слизистой задней стенки ротоглотки. Расскажите малышу, как загрязняется рот пищей, и для большей убедительности дайте ему съесть кусочек мягкого хлеба, ягоды смородины или черники, шоколадную конфету. Пусть он посмотрит потом в зеркало и увидит, какие грязные у него зубы. После этого пусть ребенок прополощет рот, пропуская воду назад и вперед, и снова покажите ему его чистые зубки. Как следует малыш освоит процедуру только через несколько месяцев. А вам стоит запастись терпением и выдержкой, чтобы контролировать ребенка во время полоскания.

Песочная АРТ-терапия

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. В первую очередь, песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

Сказкотерапия

Сказкатерапия - это способ корректировки детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом этом в самом повествовании сказки для главного героя придуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться. Сказкотерапия - метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Бодрящая гимнастика

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут. Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.

Релаксационные паузы

«Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Спецзакаливание

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Необходимо соблюдать ряд правил:

· Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.

· Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.

· Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели - укрепление здоровья воспитанников.

Цветотерапия

Это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

Ароматерапия

Запахи окружают нас повсюду и, так или иначе, воздействуют на наше состояние и настроение. Ароматы растений снимают усталость, улучшают память, укрепляют сон.

Аромотерапия - это естественное оздоровление запахами.

Противопоказаниями для использования средств ароматерапии являются:

индивидуальная психологическая непереносимость эфирных масел;

индивидуальные аллергические

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это исцеление музыкой. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются; пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного

Любовь Арндт
Здоровьезберегающая среда в ДОУ - условие физического и психического здоровья детей.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно ». Н. М. Амосов.

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека . Здоровье нельзя удержать лекарствами.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка . В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни , которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Только здоровый ребёнок может быть успещен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того на сколько грамотно организованна работа с детьми по физическому воспитанию , на сколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка .

Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием в ДОУ эффективной здоровьесберегающей , педагогической системы, которая позволит своевременно пеодолеть нарушения состояния здоровья и развития ребёнка .

Здоровьесберегающая среда – это гибкая , развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благприятный режим организации жизнедеятельности детей .

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных занятий и социального опыта. Предметно-развивающая среда должна обеспечить не только физическую активность детей , но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого рационально организовать среду в группе .

В каждой группе должен быть создан оздоровительный режим дня , способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию , предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей , а также состояния их здоровья .

пособия должны соответствовать возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняться с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы. должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (быть безопасным для детей , легко мыться) ;

К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду относится :

Организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей ;

Организацию здорового сбалансированного питания;

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

Организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей .

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети вынуждены значительное время находиться в малоподвижной позе. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения .

Необходимо оздоровительную работа вести постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстраивать в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Во время проведения гимнастики на улице особое внимание уделяем правильному дыханию. Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой . При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет , а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с.

Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подбираем подвижные игры с чередованием малоподвижных игр, проводим гимнастические упражнения, направленные на развитие двигательной активности, организуем трудовую деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организуем сюжетно – ролевые игры, проводим индивидуальную работу с детьми с учетом возрастных особенностей) .

После дневного сна проводим гимнастику «Пробуждения» . Дети в трусиках выполняют ряд упражнений. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений, например : «Подними карандаш» , «Сложи платочек» , «Прокати мяч» , Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

Дети очень любят воду.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Температура воды постепенно снижается (с 29-30 до 22-20 на 2 через каждые 5-6 дней) . Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.

В результате систематического закаливания нормализуется состояние нервной системы. Повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Но нельзя забывать и о принципе индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья , уровень закаленности, пол).

Так-же очень важно обратить внимание и на психологическую среду в ДОУ . Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Ощущение безопасности - важнейшее условие межличностного общения. Говоря об этом, мы имеем в виду психологическую безопасность . Человек, находясь в психологически опасной ситуации , переживает тревогу и страх. Самым распространенным источником эмоциональных переживаний ребенка являются его отношения с другими людьми. Искренность и открытость в отношениях в значительной степени зависит от эмоционального состояния. При отсутствии доброжелательного психологического климата в детском коллективе, нетрудно обнаружить у ребенка явные признаки смущения, некомфортности - он говорит тихим голосом, избегает контакта глазами, переминается с ноги на ногу, дергает одежду, держит руки у рта. Частые прогулы без причины могут свидетельствовать о том , что ребенок не желает находиться в коллективе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии ребенка дают наблюдения за его позой в тех или иных ситуациях. Так, скрещенные руки и ноги во время общения - защитная реакция. Если ребенок прикрывает рот рукой когда слушает, это свидетельствует о том , что он не доверяет тому, с кем разговаривает. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности. Чувство страха и незащищенности обусловливает возникновение защитных реакций, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда стремится стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является источником его беспокойства. Другой формой защитного поведения, которая часто встречается, является агрессия. Выражение «Нападение - лучшее средство защиты » наиболее точно характеризует этот тип поведения. Детям, да и взрослым, редко удается, к сожалению, определять собственные ощущения. Например : «Я сержусь» , «Мне грустно» , «Я чувствую себя спокойно» . В действительности мы редко используем эти, казалось бы, простые выражения, что свидетельствует о том , что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах. Каждый ребенок приходит к нам из собственной семьи, из родного дома. Так чем же отличается дом от любого другого места? Дом является, теоретически, тем пространством, где ребенок максимально может проявить свою индивидуальность. Дома, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают ее членов. Самым безопасным в психологическом плане местом для ребенка является его дом. Если это на самом деле так, эти дети счастливы. Чтобы детский сад стал тем местом, где ребенок чувствует себя как дома, а может быть и лучше, сотрудником необходимо приложить немало стараний и изобретательности. Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства , где ребенку с первого дня посещения предоставляется возможность выражать свое «Я» , делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентирами, где поощряется выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности. Главным условием такого психологического пространства является безопасная среда , атмосфера психологического комфорта , которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической , поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность и творчество. Создание психологического комфорта - одна из важнейших задач. Необходимо поощрять творческие проявления ребенка. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача воспитателя - не подавлять желания, творческие порывы учеников, а поддерживать и направлять их. У каждого воспитателя, безусловно , есть свой арсенал методов и приемов, позволяющих создавать комфортную психологическую среду для воспитанников .

Можно выделить основные : -

Никаких монологов при проведении НОД Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Желательно ежедневно планировать работу в группах. При этом дети учатся общаться в малом коллективе, спорить, просить о помощи и предлагать ее. Самое главное и самое труднодостижимое - позитивный эмоциональный настрой воспитателя. Нелегко, но необходимо ему управлять своими эмоциями, и учить детей тому же .

Все мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях . Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформили стенды для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей , укреплению их здоровья .

Список используемых источников

1. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

2. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений . - М., 2002.

3. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

4. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья . 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.

5. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих

Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии малышей.

Основные понятия

Здоровьесберегающие технологии в детском саду - это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Повышенное внимание к ним обусловлено тем, что заболеваемость малышей из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе разделены на те, которые направлены на:

  • стимулирование и сохранение здоровья;
  • обучение здоровому и правильному образу жизни;
  • коррекцию состояния малышей.

Эффективность всех технологий в первую очередь зависит от того, как именно в ДОУ организован процесс обучения, не наносит ли он вред малышам.

Цели их использования предельно ясны. Они необходимы для того, чтобы воспитанники садов стали более жизнеспособными, у них сформировалось правильное отношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать. Даже дошкольники должны получать знания о правилах оказания элементарной медицинской помощи и, в случае необходимости, самопомощи.

Необходимо в процесс вовлекать и родителей воспитанников детских садов.

Описание технологий

Важно, чтобы в каждом дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие воспитательные технологии применялись на регулярной основе. Например, по мере утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы.

К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья.

Для привития малышам любви к правильному образу жизни важна ежедневная утренняя зарядка, организованные физкультурные праздники, образовательная деятельность, направленная на развитие физической культуры.

К коррекционным технологиям относят музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию, логоритмику, арттерапию.

Гимнастика для пальчиков

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий.

Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

Гимнастика для глаз

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дыхательная гимнастика

Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью.

Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение.

Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны - вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДОУ и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

Двигательная активность

В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть включены активные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных препятствий. Популярны игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды активных игр.

Дети старше 4 лет вполне могут усвоить несложные правила и соблюдать их. С этого возраста могут проводиться конкурсы и эстафеты. Конечно, в большинстве детских садов в программе присутствуют лишь элементы подвижных игр, но они являются обязательными. Занятия со средней степенью подвижности должны проводиться ежедневно на прогулках или в группах.

Релаксация

Но важна не только гимнастика, игры и прочие активные способы времяпровождения. Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам могут включать звуки природы или спокойную классическую музыку. Ответственными за эту часть здоровьесберегающих технологий являются воспитатели, психологи и инструктора по физической культуре.

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту).

Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше концентрироваться.

На выполнение всего комплекса должно отводиться порядка 5-7 минут. Обычно дети охотно повторяют движения за взрослыми. Это может быть упражнение «замочек»: губки поджимаются так, чтобы их практически не было видно и прячутся около 5 секунд. Также можно растянуть губы так, чтобы обнажить все зубы, и сильно порычать. После этого следует глубоко вдохнуть, улыбнуться, потянуться, позевать.

Для расслабления мышц шеи подходит упражнение «любопытная Варвара». Для этого малыши поворачивают как можно дальше голову то влево, то вправо и возвращаются в исходное положение.

Размять ручки можно, выжимая воображаемый лимон. Для этого мышцы напрягаются сильно-сильно, а ладошка сжимается в кулачок. Потом лимон резко бросается, а пальчики и рука расслабляются.

Для полной релаксации можно делать упражнение «птички». Детки «летают» по поляне, цветкам, пьют водичку, чистят перышки, плескаются в ручье. Воспитатель показывает, какими движениями это все должно сопровождаться.

Популярным среди деток является упражнение «снежная баба». Сначала малыши стоят прямо, как снеговики, их руки смотрят в разные стороны. Но постепенно они начинают таять, опускаются ручки, расслабляется шея, и они потихоньку превращаются в лужицу на полу.

Динамические паузы

Особое внимание должно уделяться отдыху детей во время образовательного процесса. По мере утомляемости малышей необходимо делать специальные паузы. Они должны длиться около 2-5 минут. Но даже такого небольшого отдыха вполне достаточно, чтобы здоровьесберегающие технологии в младшей группе начали работать. В старших группах дети уже более выносливы, они могут выдержать около 15 минут непрерывных занятий, но и им необходим отдых.

Динамические паузы проводятся по мере необходимости. Воспитатель, который следит за детьми, может самостоятельно решать, когда его подопечным необходим перерыв. При динамических паузах можно выполнять элементы дыхательной гимнастики, делать упражнения для пальчиков и глаз. Они проводятся по инициативе и под контролем воспитателей.

Выполняют их обычно под стихотворный материал с определенной сюжетной линией. Это помогает детям уловить связь между действием и выполняемым ими движением. При подборе стихов обязательно учитывается возраст малышей, их двигательные и речевые возможности.

Паузы очень важны для развития детей. Совместные упражнения со взрослыми помогают избавиться от зажатости, неуверенности, снять напряжение после ознакомления с новым материалом, развить внимание и память.

Бодрящая гимнастика

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур.

В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег.

После таких упражнений эффективным считается закаливание. Это может быть топанье в тазике с водой, хождение босиком, обливание ног или обтирание тела влажной салфеткой или полотенцем. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

Занятия физкультурой

Для поддержания хорошего самочувствия малышей в каждом детском саду должен быть свой проект «Здоровьесберегающие технологии». Помимо мер, направленных на стимулирование работы иммунитета, в него входят и элементы обучения малышей тому, как должен поддерживаться здоровый образ жизни.

Особое внимание отводится занятиям физической культурой. В каждом ДОУ они должны быть хотя бы 2-3 раза в неделю и проводиться не в группе, а в специальном спортивном или музыкальном зале. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей. Исключения делаются лишь для самых маленьких - у ясельных групп может не быть физкультуры, или она может проводиться прямо в группе.

Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего - до 25, старшего - на протяжении 25-30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей.

Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Коммуникативные и проблемно-игровые занятия

Помимо занятий физкультурой, важно уделять внимание тому, как должно осуществляться обеспечение безопасности жизнедеятельности. Но это направление актуально лишь для детей старшего садовского возраста. С ребятами проводятся специальные тематические занятия.

Коммуникативные игры позволяют вовлечь ребенка в процесс социальной адаптации, помогают развить мимику, жестикуляцию, пантомимику. Дети учатся управлять своим телом, создают позитивное отношение к нему. Кроме того, такие игры способствуют тому, что малыши начинают лучше понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Они пытаются с помощью речи и выразительных движений показывать свое эмоциональное состояние. Это развивает их образное мышление, стимулирует невербальное воображение.

Многие дети любят играть в приведений. Взрослый показывает им, как необходимо пугать (поднимает руки и растопыривает пальцы) и произносит звук «у-у-у». При этом озвучиваются правила, дети должны так делать по хлопку: если он будет тихим, то и «у» говорить надо тихо, если громким, то можно и слегка покричать.

Сплотить коллектив может простая игра «солнышко». Взрослый протягивает свою руку, а детки должны опустить на нее свою ладошку, произнося «здравствуйте». Этот ритуал можно использовать для того, чтобы настроить детей на игру и собрать их в круг.

Игры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности, могут проводиться в любое свободное время. Такие занятия могут даже организовываться незаметно для самих детей. Воспитатель просто включается в игру, вводя в нее необходимые ему элементы.

Самомассаж

Активное времяпровождение, развитие коммуникационных навыков и умение расслабляться - это еще не все здоровьесберегающие технологии в детском саду. Во многих ДОУ важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения - тормозить лишние и активизировать необходимые.

Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев - к запястьям, от кистей - к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

Коррекционная работа

Важно в работу каждого ДОУ включать не только физкультурно-оздоровительные технологии, но и методы, направленные на повышение эмоционального настроя. Для этих целей может использоваться музыка. Такую коррекционную терапию можно совмещать с занятиями физкультурой, а можно проводить отдельно до 4 раз в месяц в каждой группе. Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать им заряд бодрости.

Положительно влияет и сказкотерапия. Правда, ее желательно проводить в старших группах, несколько раз в месяц по 30 минут. Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих целях. Их может рассказывать взрослый либо группа детей по очереди. Положительное влияние таких методов очевидно, поэтому многие рекомендуют активно использовать коррекционные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Занятия также могут включать в себя изотерапию. Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность. Арттехнологии, используемые в детских садах, благотворно влияют на малышей. Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей.

Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровьесбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее.

Каждого малыша, достигнувшего определенного возраста, родители записывают в детский сад. Одни действуют, исходя из тех соображений, чтобы ребенок не проводил свои дни, бесцельно гоняя мяч, часами просматривая мультфильмы. В других случаях (практически в каждой семье) за чадом некому присмотреть из-за рабочей занятости. Но какова бы ни была причина, стабильно обеспечивается здоровье детей в детском саду, что имеет положительное влияние как в психическом, так и в физическом отношении.

Многие мамы считают правильным оставлять своего малыша дома, предпочитая держать его весь день при себе и «сдувать с него пылинки». Такое свое поведение они объясняют тем, что при общении с другими малышами возникает вероятность подцепить различные вирусные заболевания. Однако те же самые мамы не понимают или принципиально не хотят понять, что нельзя превращать ребенка в «тепличное растение».

А постоянное нахождение малыша в домашних стенах и ограничение в общении сделает из него закомплексованного, замкнутого в себе и необщительного эгоиста. Крайне важно определить его в детское учреждение, предоставляя ребенку полную свободу общения и саморазвития. Как бы родители этого не хотели, они в любом случае не смогут уделить своему чаду достаточно времени, чтобы поиграть с ним и позаниматься.

Мамы весь день заняты домашними делами: стирка, глажка, приготовление еды, уборка и прочее. Папы же большую часть времени проводят на работе, ну а вечером бывают слишком уж уставшими, чтобы заняться детской игрой либо воспитанием.

Обеспечение здоровья детей является проблемой №1 как для их родителей, так и для воспитателей. Поэтому организуются и проводятся различные мероприятия, направленные как на физическое, так и на умственное развитие. Это могут быть развивающие игры (загадки, задачки на разные темы), несложные физические упражнения, постановка маленьких сцен и другое.

Принимая во всем этом участие, ребенок поневоле развивается, совершенствуется, познает мир, учится общению со сверстниками и взрослыми людьми (в данном случае, с воспитателями, родителями детей из группы). А самое главное, знакомится с такими жизненными понятиями, как: самостоятельность, ответственность, решительность. Эти понятия играют ведущую роль в становлении личности.

Оздоровительные мероприятия

В любом детском саду проводится ряд оздоровительных мероприятий, направленных на обеспечение и поддержание здоровья малыша. Оздоровительные мероприятия включают:

  1. Воспитание потребности здорового образа жизни.
  2. Физкультурно-оздоровительные работы.
  3. Закаливание.
  4. Профилактика.

Воспитание потребности здорового образа жизни

Данное мероприятие направлено на то, чтобы развить в ребенке потребность самому вести и стремиться к здоровому образу жизни. При этом особое внимание уделяется на соблюдение малышом режима дня, привитие и развитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом.

Физкультурно-оздоровительная работа

Такой вид оздоровительных мероприятий является не менее важным, чем все другие. Занимаясь физкультурой и гимнастикой, укрепляются мышцы, суставы, костная ткань малыша. Организм приобретает возможность бороться с различными недугами, заболеваниями, расстройствами. Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия включают:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • физкультурные занятия на свежем воздухе;
  • спортивные игры;
  • дыхательную гимнастику после дневного сна;
  • диагностику физического развития;
  • спортивные и музыкальные праздники;
  • активный отдых.

Закаливание

Процедуры закаливания направлены на укрепление здоровья каждого ребенка, делая его сильным и повышая его иммунитет. Перед тем, как приступить к осуществлению данного мероприятия, исключается наличие у ребенка какого-либо заболевания. В целом, закаливание предусматривает:

  • игры на свежем воздухе, пешие прогулки;
  • принятие воздушны ванн;
  • осуществление водных процедур;
  • игры с водой;
  • дозированные солнечные ванны.

Хождение босиком является одновременно и процедурой закаливания, и огромным удовольствием. Детям это очень нравится.

Профилактика

Соблюдение ребенком основных мер профилактики также является частью программы обеспечения здоровья. Профилактические мероприятия подразумевают:

  • обеспечение чистоты среды;
  • создание здорового микроклимата;
  • рациональное и сбалансированное питание;
  • витаминизация – употребление витаминных напитков, фруктов;
  • профилактика гриппа – проведение фитотерапии с использованием лука и чеснока;
  • профилактические прививки, позволяющие защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как: коклюш, свинка, туберкулез, ветряная оспа и прочие;
  • процедуры ароматерапии;
  • лечебно-физическая культура;
  • общеукрепляющий массаж.

Осуществление оздоровительных мероприятий направлено на то, чтобы ребенок, находясь в детском саду, рос абсолютно здоровым и крепким!




Конвенция ООН о правах ребенка Федеральный и региональный законы «Об образовании» «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» Концепция дошкольного воспитания Семейный кодексом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» Нормативные правовые актами, определяющие роль родителей, ДОУ, школы, самих детей в сохранении и укреплении их здоровья


Исходя из: «Конвенции о правах ребенка» часть 1, статья 6 Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»


Указ президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. 543 Признать проблему выживания, защиты и развития детей приоритетной Правительству РФ, министерствам и ведомствам РФ, органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей: обеспечить приоритетность задач по выживанию, защите и развитию детей на федеральном и региональном уровнях…; Правительству РФ: доработать в соответствии с планом действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей федеральную программу «Дети России» на годы


21 марта 2007 г., во исполнении Указа президента РФ Утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на годы В результате ее выполнения было достигнуто снижение младенческой смертности (на 21,8 процента) и материнской смертности (на 27 процентов)





Задачи программы Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости) и умение рационально использовать их в различных условиях


Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений Способствование усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта Помощь педагогам и родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие


Условия достижения цели программы Наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ДОУ; Поэтапное выполнение мероприятий, связанных с финансированием; Соответствие помещений и режима дня СанПиН; Соблюдение ТБ и противопожарной безопасности; Мониторинг деятельности; Санитарно-гигиеническое просвещение сотрудников; Интеграция медицинского, педагогического и психологического направлений деятельности; Взаимодействие с детской поликлиникой, санэпиднадзором, пожарной службой


Система контроля ежемесячный учёт заболеваемости детей, выявление характера заболеваний и причин заболеваемости; ежедневный контроль качества питания, соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ; ежеквартальная диагностика уровня физического развития детей; педагогический мониторинг физического воспитания и развития детей.


Группы здоровья I группа здоровья - дети с хорошим физическим развитием, редко болеющие II группа здоровья - дети, имеющие функциональные нарушения, еще не перешедшие в хронический процесс III группа здоровья - дети страдающие различными хроническими заболеваниями, а также дети с плохим физическим развитием IV группа здоровья - дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспанзеризации V группа здоровья - дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе


Комплекс закаливающих мероприятий, проводимых в ДОУ Соблюдение температурного режима в течение дня; Правильная организация прогулки и её длительность; Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей; Облегчённая одежда для детей в ДОУ; Дыхательная гимнастика после сна; Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди; Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой; Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке "здоровья" (Игровые дорожки); Контрастные воздушные ванны


Методы оздоровления Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье); Контрастное обливание ног (летом); Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий; Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом); Хождение босиком летом по спортивной площадке; Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия); Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре; Массаж грудной клетки махровой рукавичкой; Полоскание горла и рта лечебными настоями.


Организация рациональной двигательной активности (Физическое воспитание) Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды; Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям; Повышение физической работоспособности; Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития; Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.


Требования к организации физического воспитания в ДОУ Режим дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей) Правильное соотношение динамического и статического компонентов на занятиях и в свободное время (на активную двигательную деятельность детей отводится 3,5-4 часа) Внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных форм двигательной нагрузки Использование максимальных площадей для движений, разнообразие предметной среды, достаточное обеспечение соответствующими гимнастическими тренажерами простейшего типа и сложного устройства, оборудованием и пособиями Соблюдение воздушно-теплового режима


Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые) Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.


Создание условий организации оздоровительных режимов для детей Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима - динамические. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.


Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в д/саду должно быть четыре сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.


Работа с педагогами просветительную работу по направлениям программы «Здоровье»; консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья; консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии; обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.


Организационные методические мероприятия Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально-психологическом подходе. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты). Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.


Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений. Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы). Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.


Задачи работы с родителями Повышение педагогической культуры родителей. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка. Вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. Включение родителей в воспитательно- образовательный процесс.


Формы работы с родителями Проведение родительских собраний, семинаров- практикумов, консультаций. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. Дни открытых дверей. Экскурсии по д/саду для вновь прибывших. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших). Совместные занятия для детей и родителей. Круглые столы с привлечением специалистов д/сада (инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача). Родительский всеобуч: клуб "Здоровье". Организация совместных дел.


Ожидаемые результаты реализации программы Создание благоприятных условий для формирования здоровой личности Улучшение качества дошкольного образования за счёт использования здоровьесберегающих технологий Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам укрепления здоровья детей Осознание взрослыми и детьми понятия ЗОЖ и его влияния на состояние здоровья, овладение навыками самооздоровления Снижение показателя заболеваемости Улучшение психо-моторного состояния детей Положительная динамика показателей физического развития детей Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию