Что такое условный рефлекс, и как он формируется. Что необходимо знать про рефлексы человека

Основные условия образования условных рефлексов .

Условные рефлексы хорошо образуются только при определенных условиях. Главнейшими из них являются:

1) Повторное сочетание действия ранее индифферентного условного раздражителя с действием подкрепляющего безусловного или ранее хорошо выработанного условного раздражителя;

2) Некоторое предшествование во времени действия индифферентного агента действию подкрепляющего раздражителя;

3) Бодрое состояние организма;

4) Отсутствие других видов активной деятельности;

5) Достаточная степень возбудимости безусловного или хорошо закрепленного условного подкрепляющего раздражителя;

6) Надпороговая интенсивность условного раздражителя.

Условные рефлексы образуются только при наличии достаточной возбудимости центров этих подкрепляющих рефлексов. Например, при выработке у собак пищевых условных рефлексов опыты ставятся при условии высокой возбудимости пищевого центра (голодном состоянии животного).

Возникновение и закрепление условнорефлекторной связи происходит при определенном уровне возбуждения нервных центров. В связи с этим сила условного сигнала должна быть достаточной - выше пороговой, но не чрезмерной. На слабые раздражители условные рефлексы не вырабатываются совсем или формируются медленно и отличаются неустойчивостью. Чрезмерно сильные раздражители вызывают развитие в нервных клетках охранительного (запредельного) торможения, что также затрудняет или исключает возможность образования условных рефлексов.

Методика выработки условных рефлексов .

Методикой выработки условных рефлексов называется система сочетаний и упражнений в определенном режиме работы с учетом индивидуальных особенностей собаки.

При дрессировке служебных собак методика выработки условных рефлексов несколько отличается от Павловской методики.

Во-первых, для выработки условных рефлексов используются готовые поведенческие реакции различной сложности.

Во-вторых, выработка условных рефлексов усложняется созданием различных условий и большим разнообразием применяемых раздражителей в целях формирования у собаки стойких динамических навыков.

В-третьих, необходимость быстроты формирования навыков и безотказности их проявления обязывает включать дополнительные факторы активизации и стимулирования, называемые подкреплениями.

Составными частями и основными положениями методики выработки условных рефлексов при дрессировке служебных собак являются:

1. Определение и практическое применение оптимальной системы сочетаний условного и безусловного раздражителей при выработке первоначального условного рефлекса;

2. Определение и практическое применение рациональной системы упражнений для формирования навыка;

3. Выбор и умелое применение различных способов подкрепления сочетаний условного раздражителя с безусловным и образовавшихся условных рефлексов;

4. Определение режима работы по времени и силе рабочей нагрузки в целях выработки у собаки рабочего состояния, соответствующего рабочему режиму при использовании собаки на службе.

Методика выработки условных рефлексов при дрессировке собак предусматривает обязательное выполнение условий, необходимых для образования условного рефлекса: определение системы сочетаний, упражнений, способов подкреплений, режима работы и отдыха по трем стадиям, контроль за образованием первоначального условного рефлекса и правильным формированием навыка.

При выработке условных рефлексов учитываются взаимосвязи условных рефлексов в сложных навыках и особенности их формирования под влиянием раздражителей из окружающей среды.

Стадии образования условного рефлекса и формирования навыка .

Условный рефлекс образуется не сразу, а постепенно по стадиям. Для образования условного рефлекса требуется определенное количество сочетаний и время.

Различают три стадии образования условного рефлекса :

1. Первая стадия генерализации, или обобщенного ответного действия .

В самом начале сочетаний, пока в коре головного мозга устанавливается нервная связь между двумя очагами возбуждения, условный рефлекс самостоятельно не воспроизводится.

Появление первых реакций на условный раздражитель является началом образования условного рефлекса. В первое время образовавшийся условный рефлекс в результате иррадиации возбуждения проявляется обобщенно как на условный сигнал, так и на все сходные с ним раздражители.

В этой стадии условный рефлекс легко затормаживается, отмечается неточность ответных действий на команду или жест дрессировщика и может совсем не проявляться при изменении условий или обстановки.
2. Вторая стадия концентрации, или специализации условного рефлекса .

При дальнейшем многократном повторении сочетаний раздражителей иррадиация возбуждения ограничивается торможением, и возбудительный процесс начинает концентрироваться в одном нервном центре. Чем больше закрепляется условный рефлекс, тем меньше будет явление генерализации, и происходит специализация условного рефлекса на конкретный условный раздражитель.

В этой стадии условный рефлекс начинает проявляться автоматически в виде точного и конкретного ответного действия на команду или жест дрессировщика и не проявляется на другие раздражители, сходные с условным. При изменении условий и обстановки условный рефлекс не затормаживается.
3. Третья стадия стабилизации условного рефлекса, или формирования навыка .

Навык формируется при многократном повторении условного рефлекса в обстановке различной сложности. Автоматическое проявление рефлекса на условный раздражитель теперь не требует постоянного подкрепления его безусловным раздражителем.

В этой стадии условный рефлекс переходит в навык и становится стереотипным. Он активно проявляется на команду или жест дрессировщика в обстановке любой сложности.

Источник информации http://dogs-planet.ru/

Вести с "боевых полей"!!!
Юджинка продолжает представлять питомник на выставках.
Сегодня в Москве на Всероссийской выставке клуба "Кинолог и Я" под экспертизой Ефимова В.
-

Браво тандему Вера и Юджина!
Эксперту большое СПАСИБО
Поздравляю Андрея с успехами Юджины! Сейчас нужно собрать все усилия и сделать еще один рывок!

15.07.2018 на выставке под экспертизой Гавриловой Яны Адольфовны
ЮДЖИНА ИЗ ФОРЦАБЕЛЛО (КМ ВАШИНГТОН & АНТАРКТИДА ИЗ ФОРЦАБЕЛЛО), д.р. 23.02.2017 - 1 место, отлично, CW, Лучшая Сука Юниор

Казалось бы, чего уж проще? Сломал малыш папин смартфон - отругали. Посмотрел на него, но не взял - похвалили.

Но в этом классическом методе таится много моментов, которые делают его неэффективным и даже вредным.

Если между поступком и наказанием или похвалой прошло более секунды или произошло какое-то событие, то закрепления поведения не происходит. Иными словами, если карапуз сломал смартфон и уселся играть в уголочке с солдатиками, а вы его отругали, то он и после 20 сеансов подобного «обучения» будет и впредь ломать ваши вещи, а вот с солдатиками играть перестанет.

Исключение - когда ребенок находится в сенсорно бедной обстановке: нет никаких звуков, новых предметов. Тогда рефлекс закрепляется, если даже порицание или поощрение отстоит от поступка на несколько минут.

При выработке условного рефлекса не должно быть конкурирующих со стимулом потребностей. Например, вы приучаете ребенка махать ручкой, когда папа выходит из дома. Вы машете его ладошкой, говорите за него «пока-пока» и при этом целуете или даете кусочек вкусного печенья. Малыш быстро все освоит, если ему нравится, что вы его целуете, или он любит печенье.

Но если он в это время сыт и очень хочет пить или слышит звук начинающегося любимого мультфильма, то ни поцелуй, ни печенье не подкрепят махания ручкой. Наоборот, они станут наказанием. Кроха будет капризничать всякий раз, когда его попросят попрощаться с папой.

Правильно было бы в этом случае дать малышу сока или позволить сразу после прощания с папой посмотреть мультфильм.

Какой порядочный!

Приучить ребенка соблюдать режим дня и обслуживать себя позволяет выработка комплекса условных рефлексов - динамический стереотип. Зачем он нужен?

Если вы готовы всякий раз, когда нужно застелить кровать, помыть руки или положить вещи на место, читать сыну или дочери увлекательные лекции о пользе порядка и чистоты, придумывать сказки, викторины и конкурсы на эти темы, то динамические стереотипы вам не нужны. Но намного проще жить и родителям, и детям в тех семьях, где гигиенические процедуры и наведение порядка совершаются на автомате и не требуют ни эмоциональных, ни волевых усилий, когда руки сами делают то, что положено.

Как только ребенок вышел из туалета или вернулся с улицы, сразу же ведите его в ванную и мойте ему руки. Постепенно некоторые этапы (намочить, намылить, смыть, отряхнуть, вытереть) давайте делать самостоятельно. И так до тех пор, пока он не освоит весь набор действий под названием «мытье рук».

Малыш проснулся? Сразу нужно снять пижаму и надеть то, что приготовлено с вечера. Затем вместе отряхнуть простыню, разгладить одеяльце, накрыть все покрывалом и красиво разложить подушки.

Ребенок снял кофточку? Тут же отнесем ее вместе в шкаф. Наигрался с пазлами? Сложим в коробочку, поставим на полку. Съел конфетку? 
Куда нужно отнести фантик? Потратьте на это месяц. Зато потом будет легко и вам, и малышу!

Динамические стереотипы усваиваются быстрее, если подкреплять правильную цепочку действий похвалой, игрой, стаканом сока и осуждать неверные действия или их отсутствие.

Трудно, но можно

У крохи уже сформировался неверный динамический стереотип? Он привык, проснувшись, играть на компьютере и ходить в пижаме до обеда? Переучить будет сложнее, чем учить правильному поведению с нуля. Но попробовать стоит.

Не ломайте сразу весь стереотип: сложно придется и воспитаннику, и воспитателю. Просто сократите до минимума нежелательные его этапы. Скажем, разрешите ребенку, когда он проснется, включать компьютер, но сразу после этого ему нужно снять пижаму, надеть домашнее и застелить постель.

Втискивайте постепенно между нежелательными действиями как можно больше желательных!

Нежелательное никуда не денется, но оно сократится по времени и принесет пользу - послужит подкреплением для обучения правильному стереотипу. А может со временем и вовсе исчезнуть само собой.

Приучение к горшку по… рефлексу

Практикуете раннее высаживание? Если хотите, чтобы ребенок при этом с младенчества еще и усвоил, что справлять нужду следует именно в горшок, то не держите его над ванной или тазиком. Вернее, держите, но внутрь ставьте горшок и держите маленького так, чтобы бортики горшка касались попы. Тогда образуется двойной рефлекс: хочется в туалет, нужно поместить попу на горшок и после справить свои дела. Когда научится ходить и садиться, так и будет делать.

Малыш уже все это умеет, вот только горшок игнорирует? С утра дайте ему попить яблочного сока. Засеките, сколько времени прошло до того времени, как он намочил штаны. Дайте покушать салат из свеклы и чернослива, заправленный растительным маслом. Сколько времени прошло до того, как он испачкал трусики?..

На следующий день снова дайте крохе яблочного сока и свекольного салата. Примерно через то время, как он начал справлять свои дела вчера, высадите его на горшок. Только на 15 минут раньше на всякий случай. Пусть посидит. Вы будьте рядом, разговаривайте, можете почитать книжку (детскую, вслух). Когда ваш умничка сделает свои дела в горшок, похвалите, дайте что-то вкусненькое. Тренировка продлится 1-3 недели. Ребенок уверенно ходит на горшок? Подкрепляйте похвалой и вкуснятиной только каждый второй-третий удачный заход. Через неделю прекратите поощрение.

Но помните, что в незнакомой обстановке навыки, усвоенные путем условного рефлекса, работают хуже. В гости и поликлинику надевайте на первых порах подгузникк!

Условный рефлекс вырабатывается только тогда, когда мозг находится в рабочем состоянии. Малыш заторможен (хочет спать, болен, пребывает в депрессии)? Образования рефлексов не произойдет!

Условный рефлекс

Прежде всего необходимо знать, что некоторые травмы черепа приводят к расстройству памяти в определенных пределах. Например, в результате несчастного случая человек может потерять слуховую память (не может запомнить музыкальный мотив или песню), в то время как его зрительная или осязательная память остается без изменений.

В свое время возникло, а впоследствии подтвердилось предположение, что одни участки мозга управляют слуховой памятью, другие - зрительной и т. д. В дальнейшем удалось локализовать точно участки мозга, отвечающие всем видам деятельности (интеллектуальной, двигательной и т. д.).

На схеме, сопровождающей этот урок, изображены основные мозговые участки (см. выше).

Что касается памяти, то можно утверждать, что возникновение воспоминаний объясняется установлением связей в соответствующей зоне.

Так, воспоминания о какой - либо картине выражаются функционально некими сочленениями нейронов в затылочной зоне.

Кроме того, могут возникать и связи между зонами - это объясняет феномен условного рефлекса.

Что такое условный рефлекс?

Русский ученый Павлов доказал, что мозг, как и весь организм, обладает рефлексами.

Вы знаете, что такое безусловный рефлекс: по неосторожности вы касаетесь горячей тарелки - моментально, помимо вашей воли, ваша рука отдергивается.

Таким образом, рефлексы представляют собой двигательную реакцию на чувственное раздражение. Ощущение укола провоцирует движение уколотого участка тела. Эти рефлексы объясняются прямыми связями через нервные волокна между зонами мозга и мышцами.

Павлов доказал существование не этих естественных рефлексов, а приобретенных в результате навыка (привычки). Он проводил, в частности, такой опыт: в пасти собаки укреплялась фистула, измеряющая количество выделяемой железами слюны.

Затем ежедневно он осуществлял такую последовательность действий: давал свисток - и через несколько секунд ставил перед собакой тарелку с куском мяса, что вызывало выделение слюны у животного. Через 15 дней повторения такого опыта Павлов давал свисток, но не ставил мясо. При этом, как и прежде, он отмечал выделение слюны у собаки.

В данном случае звук свистка был назван «обусловливающим раздражителем», а выделение слюны «условным рефлексом». Это рефлекс приобретенный, а не врожденный.

Павлов продолжил опыты и установил, что условные рефлексы очень легко можно выработать и у человека.

Простой пример условного рефлекса у человека: перед глазами зажигают яркую лампу - и одновременно щекочут пятку пером. Нога отодвигается. Через некоторое число повторений яркий свет провоцирует движение ноги до начала щекотания пятки.

Условным рефлексом объясняется также выделение слюны и желудочного сока при обонянии запаха вкусной пищи.

Если ежедневно звонок оповещает вас о накрытом столе, этот звонок со временем автоматически будет вызывать у вас чувство голода.

Рассмотрим теперь пример применения условного рефлекса в интересующей нас области: если вы изучаете язык, то попробуйте заниматься языком ежедневно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одинаковом положении (сидя в кресле, облокотившись на стул и т. д.). Поступая регулярно таким образом, вы создаете условный рефлекс, эффектом которого будет состояние мозга, наиболее благоприятное для занятия языком. Ваше внимание будет более сосредоточенным, ваше усилие по запоминанию будет минимальным, запоминание будет более прочным.

Мы вернемся еще к использованию условного рефлекса на следующих уроках. И вы поймете всю значимость «обусловленности» мозга для его эффективной работы в различных обстоятельствах.

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 7. Рефлекс рефлексов вместо души. Выготский Как вы помните, профессор Шабельников сетовал, что только давление со стороны захвативших в России власть коммунистов не позволяло Выготскому говорить о душе. Ну, а сам он, надо думать, будь у него руки развязаны…Другой

Из книги Достигатор. Как легко достигать своих целей, или Инструкция о том, как легко превратиться в Homo летающего автора Колесов Павел

Глава 3. Ага-рефлекс Главное в жизни достигатора – интерес и удовольствие от процесса. Когда интересно играть. Если не интересно – зачем этим заниматься? Растрачивать время своей жизни? Которое уже никогда не вернешь?И еще одно соображение. Если все в жизни дается легко,

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Звягин Владимир Иванович

Ага-рефлекс – главный компас Ага-рефлекс – это то, что ведет достигатора по жизни. Не долгие и натужные размышления непонятно о чем, а ага-рефлекс! Ага? Он имеется у всех нормальных людей. Ага-рефлекс можно заглушить системой воспитания и всей предыдущей жизнью. Но его

Из книги автора

Как развить ага-рефлекс Как развить ага-рефлекс? Очень просто. Время от времени задавайте себе вопрос: «Чего мне сейчас хочется?» Не «что я сейчас должен делать по плану», «обязан» или «необходимо». «Чего МНЕ хочется?» – вот ключевой вопрос достигаторства.Из того, что мне

Из книги автора

Угу-рефлекс Обратите внимание, что ага-рефлекс может возникнуть на рисунок, на человека, на диету, на вид работы или отдыха?.Если же у вас внутри возникает чувство «ну не надо» – непременно прислушайтесь к нему.Потому что помимо ага-рефлекса есть и так называемый

Все рефлексы представляют собой ответные реакции на раздражители и делятся на две группы: условные и безусловные. Последние – это врожденные, обеспечивающие лишь незначительное приспособление организма человека к жизненным условиям. А первые – это изменчивая форма реагирования на окружающие факторы, выработка которой происходит в связи с действиями раздражителей, имеющими важное значение. Что нужно сделать, чтобы сформировался рефлекс?

Как формируются рефлексы?

Создание условного рефлекса происходит не мгновенно, а со временем. Важно, чтобы соблюдались определенные условия. Возможность быстро формировать реакции на окружающую среду является большим плюсом для любого живого существа, человек не исключение. Может пытаться выработать полезные привычки как взрослый, так и ребенок, при должных обстоятельствах на мозг будет оказано одинаковое воздействие. Но в последнем случае будет чуть проще – в раннем возрасте легче адаптироваться.

Для формирования реакции желательно воздействие сразу нескольких раздражителей – безусловного и индифферентного. Приведем простой пример в случае с собакой: достаточно включать метроном, а затем кормить животное, чтобы у него вырабатывалась привычка, приводящая к слюноотделению.

Человек выгодно отличается тем, что для него сигналами могут быть не только предметы, но и слова. Последние могут действовать в качестве условных раздражителей, причем особенности восприятия таковы, что даже произнесения фразы может быть достаточно для вызова рефлекторных изменений.

Что надо для искусственной выработки рефлекса?

  • раздражители двух типов, условный должен следовать перед безусловным
  • их чередование между собой
  • сторонние раздражители не должны мешать созданию новой реакции

Есть важный нюанс – реализовать это можно только в том случае, если у нервной системы человека отсутствуют патологиии она исправно функционирует. Не имеет значения, какой привычкой вы хотите обзавестись, ее можно выработать с помощью продолжительной практики. Эксперты уверяют, что для приобретения простых условных рефлексов человеку хватит трех недель.

Такие вещи вырабатываются и автоматически, каждый человек в процессе своего жизненного пути обзаводится определенной формой реакции на ту или иную ситуацию. Формируются поведение человека после пробуждения, его режим труда и отдыха.

Полезные реакции могут быть разными – ранний подъем, занятия физкультурой, отход ко сну в одно и то же время. Никогда не поздно приступить к освоению нового рефлекса, поначалу это может оказаться сложным, но потом существенно облегчит вам жизнь.

Часто я предлагаю своим слушателям поучаствовать в следующем эксперименте: А теперь, господа, я хочу, чтобы все закрыли глаза. Отлично. Сейчас постарайтесь мысленно представить лимон и одновременно тихо произнести слово "лимон". Теперь откройте глаза. Прекрасно! У кого из вас не потекли слюнки? Поднимите руки. Поднимается несколько рук.

Рефлекс, непосредственная реакция организма на раздражитель, к примеру резкое отдергивание руки от неизолированного провода, отличается от непроизвольного слюноотделения в момент, когда вы видите лимон или слышите его название. Первая реакция носит врожденный (безусловный) характер. Она не зависит от индивидуального жизненного опыта. Во втором случае у человека не потекли бы слюнки, если бы он никогда не пробовал лимона.

Процесс, в результате которого возникает устойчивая способность производить автоматическую или рефлекторную реакцию, называется выработкой условного рефлекса.

Как вырабатывается условный рефлекс?

Пути формирования условных рефлексов многообразны. Если ваши родители были слишком мнительными и осторожными, то частота случаев симулирования вами болезни и пропуска занятий в школе возрастала после каждого успешного эпизода. В данном случае мы наблюдаем процесс получения вознаграждения в виде пропуска занятий в школе и проявления родительской заботы в ответ на умышленную имитацию болезни. Это также пример формирования условного рефлекса, который называется процессом выработки оперантного условного рефлекса.

Часто происходит так, что ни одна теория не согласуется с фактами, а у одних и тех же заболеваний выявляются многочисленные причины. Случается, что простуда бродит рядом, но одни люди заболевают, а другие нет. Почему так происходит? Одно из объяснений состоит в том, что стресс или подавленное эмоциональное состояние ослабляют иммунную систему организма, снижая его сопротивляемость вирусам и бактериям.

Мысль о том, что между эмоциональным состоянием и болезнями существует прямая причинно-следственная связь, совсем не нова. Но в течение долгого времени дебатировался вопрос о том, что считать причиной, а что следствием. Например, еще в 1890-е годы У. Ф. Эванс написал в книге Ментальная медицина (Mental Medicine):

Многие медики с огромным опытом работы чувствуют себя беспомощными из-за неспособности обнаружить ментальные причины болезней. У них нет возможности прочесть книгу истории сердца. Именно в этой книге день за днем, час за часом нашли бы свое отражение и все страдания, и все несчастья, и все внутренние конфликты, и все страхи, и все радости, и все надежды человека. Именно в этой книге можно было бы найти истинную причину тех ужасающих органических изменений, которые составляют патологию.

Павлов предпочел чисто физиологическое объяснение, которое оказало огромное влияние на современную медицину:

Мое отношение к психиатрическому материалу, тем не менее, сильно отличается от расхожего мнения специалистов... Я всегда настаивал на существовании чисто физиологической основы и постоянно толковал психическую активность пациентов в точных физиологических терминах.