Без воображения нет соображения! Версия для слабовидящих. Женщина без воображения. Афантазия: как живут люди, у которых не работает воображение

Райан Армстронг никогда не смешивал бизнес и удовольствие.

Однажды он имел печальный опыт – и с тех пор вел себя очень осторожно. Пуганая ворона, как говорят, и куста боится, хотя Райану слово «боится» вряд ли подходило. Он был уверенным в себе и общительным мужчиной, поэтому «боится» смело можно заменить «опасается». Райан опасался последствий, которых можно было ожидать от смешения бизнеса и удовольствия. Очень опасался.

В более молодые годы, еще не вовлеченный в мир бизнеса, он обычно не сдерживал свои сексуальные порывы. Если Райан испытывал влечение к девушке, то свободно отдавался ему, нисколько не задумываясь о последствиях. Мужские гормоны всякий раз побуждали его пуститься в погоню. И эта погоня всегда оканчивалась успешно, потому что природа наделила его широкоплечей, атлетически сложенной фигурой, которая не только вызывала восхищение женщин, но и помогла ему стать одним из самых преуспевающих и высокооплачиваемых голкиперов в мире. За то время, пока Райан играл в футбол в составе нескольких европейских клубов, – с двадцати трех до двадцати девяти лет, – подруг у него было больше, чем пойманных им мячей.

В тридцать лет, получив серьезную травму, он ушел из большого спорта. Вернувшись в Сидней, Райан основал собственную спортивную фирму. Но, к большому сожалению, к этому времени он так и не научился контролировать сексуальные порывы. Поэтому, когда одна из первых клиенток Райана, не только красивая, но и весьма спортивная особа, стала с ним флиртовать, они очень скоро оказались в постели. Ей было уже тридцать лет, и она полностью посвятила себя спортивной карьере. Поэтому Райан и представить себе не мог, что красотка захочет получить от него не только свободного страстного секса.

Однако после их второго свидания Райан понял – он совершил большую ошибку. Девушка постоянно посылала ему сообщения по телефону, в которых выражала восхищение его сексуальными способностями, а затем написала – она мечтает стать его женой. А когда Райан попытался с ней расстаться – очень тактично, как думал он, – она пригрозила разрушить его бизнес. Спортсменка стала распространять конфиденциальную информацию в газетах, а также порочить его имя и втаптывать в грязь при каждом удобном случае.

К сожалению, к тому времени Райан уничтожил все ее восторженные эсэмэски, в которых она восхищалась его сексуальными способностями, поэтому все верили только ее словам. В конце концов, он все-таки одержал победу, но какой ценой! Райан вздрагивал, когда думал о том, насколько близок был к тому, чтобы все потерять. Его бизнес до сих пор потряхивало от последствий этого «любовного романа», после которого Райан и дал себе слово: никогда не смешивать бизнес и удовольствие!

Теперь он встречался только со зрелыми и разумными женщинами, которые не имели ничего общего со спортивным агентством «Вин-Вин». Он держался подальше от своих клиенток, а также подчиненных-женщин. Его нынешняя подруга была специалистом по связям с общественностью, и она работала в фирме, услугами которой Райан никогда не пользовался. Тридцатипятилетняя Эрика была разведена, бездетна и невероятно амбициозна.

Райана устраивал и еще один факт: она совершенно не была заинтересована в браке – так же как и он. Эрика уже испытала и любовь, и брак – опыт ее оказался неудачным. Короче, привлекательная блондинка, неглупая и сексуальная, Эрика вполне удовлетворяла Райана. Райан открыл для себя: озабоченные своей карьерой девушки очень горячи в постели и не впадают в гнев, когда их покидают.

Обычно Райан расставался с девушками через пару месяцев. Иногда отношения длились несколько дольше, но это бывало редко. Часто его романы заканчивались уже через несколько недель. Сейчас он достиг того возраста – скоро ему должно было исполниться тридцать восемь лет, – когда большинство мужчин заводят семью. Все его друзья оказались женаты, даже те, которые не собирались заводить семью и детей.

Раздался резкий стук в дверь, который прервал его мысли и заставил взглянуть на часы. Ровно три часа, как всегда, без опозданий, подумал Райан с каким-то странным раздражением. Он всегда восхищался пунктуальностью. Терпеть не мог кого-то ждать, тем более если время встречи было точно установлено. Так почему же он не восхищается этой пунктуальностью каждую пятницу в три часа дня?

– Заходите, Лора, – процедил Райан сквозь стиснутые зубы.

Она вошла, как всегда, в черном деловом костюме. Темные волосы уложены в пучок. Никакой косметики. Никаких украшений. Никаких духов.

Когда она проходила через комнату, – к стулу, на который всегда садилась во время их еженедельных встреч, – Райан оглядел ее с головы до ног.

«Почему она так себя держит? – подумал он. – Может быть, считает, что именно так и должна выглядеть женщина-юрист? Строгой, сдержанной и совершенно несексуальной?»

Если бы Лора постаралась, она могла бы быть очень привлекательной женщиной. У нее хорошая фигура, интересное лицо с высокими скулами и серыми глазами, с экзотическим разрезом. Но эти глаза всегда были холодными, как арктическое небо.

Райан вздрогнул, когда их взгляды встретились. Впервые вместо холодного безразличия он увидел в ее глазах проблеск… болезненного сожаления. Она даже замерла на месте, задержав на нем взгляд.

– Что? – насторожился он.

– Ничего, – ответила Лора, покачав головой. – Простите. Давайте приступим прямо к делу, хорошо? – Она села, скромно сжав колени, и склонилась над столом, где лежал контракт, который она должна была изучить.

Это был выгодный контракт с одним многообещающим молодым теннисистом, с которым Райан познакомился месяц назад и который проявил желание сотрудничать с агентством «Вин-Вин». Предварительно договорившись с ним, Райан составил контракт. Его работа в основном и заключалась в том, чтобы проводить переговоры и составлять контракты. Проекты их Райан всегда согласовывал с лучшими юристами Сиднея, например с Лорой.

Она не состояла в штате агентства «Вин-Вин» – Райану не нужен был юрист на полный рабочий день. Лора работала в «Харви, Мишель и партнеры» – американской юридической конторе, имеющей отделение в Сиднее. Оно располагалось в том же здании, что и агентство Райана, – очень удобно! К тому же здесь работали блестящие юристы по уголовному и корпоративному праву.

Когда Райан несколько лет назад стал одним из их клиентов, поначалу ему направили молодого специалистакрасивого парня, но очень плохого водителя. Два года назад он умудрился врезаться в дерево. Тогда фирма предложила женщину-юриста, и Райан сначала колебался – особенно тогда, когда выяснил: ей тридцать лет и она одинока. Но как только он увидел Лору, то сразу понял – к этой женщине он никогда не испытает никакого влечения. Или она – к нему. Это просто невозможно.

Лора Ферруджи до сих пор не представляла для него никакой проблемы. Но в то же время она каким-то непостижимым образом раздражала его. Райан не привык к тому, чтобы женщины так равнодушно относились к нему. Это задевало его мужское эго. Иногда ее равнодушие граничило с откровенной неприязнью. Райану даже приходило в голову: может, она вообще не интересуется мужчинами? Но явных доказательств этому не было. Скорее всего, прошлый печальный опыт Лоры превратил ее в мужененавистницу. Либо она просто не встретила того мужчину, который смог бы растопить ее ледяной покров.

Но однажды, две недели назад, когда Лора была особенно холодна с ним, его вдруг охватило нестерпимое и нелепое желание сжать ее в своих объятиях и поцеловать. Просто чтобы посмотреть, какова будет ее реакция…

Райан конечно же не поддался этому желанию: если бы он сделал это, у него сразу же возникла бы масса проблем. В мыслях же, однако, он давал волю своему воображению, и эта раздражающая его женщина была предметом самых невероятных сексуальных фантазий…

Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать. Видимо, так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать творческое воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Рисование губкой

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.

Отпечатки с поверхности

Мы уже знаем, как много вокруг интересных рельефных поверхностей. С помощью пластических материалов можно получить и сохранить их отпечатки. Покажите малышу, как раскатать тесто или глину в шарики - размером с мячик для настольного тенниса. Теперь прижимаем шарик к рельефной поверхности. Например, к стене с выпуклым узором, стволу дерева, подошве новых кроссовок, рифленому концу молотка для отбивания мяса... Мелкие предметы, наоборот, вдавим в поверхность теста. Потом отпечатки можно высушить и попытаться определить, где какой.

Коллаж из ткани

Понадобятся лоскутки ткани разного цвета, клей и бумага для рисования. Нужно нарезать ткань на мелкие кусочки, скомкать их и разложить перед собой на столе, подобрав по цвету. Потом нужно нанести на бумагу небольшие капли клея. Кусочек скомканной ткани нужно приклеить одним концом к бумаге (приложив к этим каплям), а остальная часть будет лежать совершенно свободно. Таким же образом можно получить необычный эффект и на рисунках: вставленные туда тряпичные облака, цветы или огонь сделают необыкновенно эффектным рисунок.

Мозаика из серпантина

Купите несколько рулончиков серпантина. Дайте ребенку эти ленточки и бумагу для основы. Малышам очень нравится рвать ленточки на кусочки разной длины. А потом можно создать из них разноцветные абстрактные или предметные картины, причудливо располагая и перекрещивая кусочки ленточек на бумаге. Для намазывания дайте ребенку клеевой карандаш или бесцветный клей и тонкую кисточку.

Картины из яичной скорлупы

Вымойте и высушите скорлупу на листе бумаги. Затем ее нужно измельчить с помощью ложки или пестика. Возьмите пластмассовые стаканчики, налейте воды и растворите в каждом немного краски разного цвета. Разложите по стаканчикам измельченную скорлупу и перемешайте. Выдержите скорлупу в растворе 15 минут для окраски. Теперь пусть ребенок откинет скорлупу на сито и разложит на бумаге. Дайте ей высохнуть в течение ночи. На следующий день можно сложить мозаичную картину. Для этого кусочки скорлупы наклеивают на бумагу, фон можно заполнить цветными мелками, а какие-то детали добавить с помощью карандаша или фломастера.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка мелких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Рисование с секретом в три пары рук

Когда вашему ребенку исполнится 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя

Рисование самого себя или любимых игрушек с натуры. Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"

Рисунки-невидимки

Приготовьте белую бумагу и кисточку, налейте в блюдце молока. Попросите малыша нарисовать что-нибудь, используя вместо красок молоко. Когда оно высохнет, рисунок исчезнет. Как же теперь узнать, что нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или подержать ее над включенной настольной лампой. Теперь можно организовать обмен секретными рисунками со всеми членами семьи. Получившему тайное послание всегда интересно узнать, что же скрывает чистый лист бумаги.

Воскография

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски - лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом, и пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате у него получится картинка, очень похожая на гравюру.

Трафарет

Предложите малышу придумать собственный герб. Когда эскиз будет готов, перенесите изображение на тонкий картон и вырежьте. У вас получится трафарет на листе картона. Трафарет должен быть не очень большим - примерно 10 х 10 см. Покажите ребенку, как работать с ним. Можно обвести его контуры карандашом или фломастером, поместив трафарет на бумаге, а также закрасить краской, используя тампон из поролона или материи. Теперь ребенок может сделать сколько угодно одинаковых картинок. Посоветуйте ему использовать трафарет для экслибрисов детских книжек.

Картинка в крапинку

На листе белой или цветной бумаги расположите один или несколько листьев клена, дуба, липы. Разведите краски нескольких цветов в разных емкостях. Возьмите зубную щетку, окуните ее в краску и проведите пальцем по щетине так, чтобы мелкие брызги полетели на бумагу. Это занятие, несомненно, заинтересует ребёнка. Перед тем, как окунуть щетку в новый цвет, промойте ее водой. Когда весь лист покроется крапинками, дайте краскам высохнуть и снимите листья. Такая картинка вполне может украсить комнату.

Дырокол вместо кисти

Оказывается, и с помощью дырокола можно сделать интересную картинку. Дайте малышу дырокол и лист белой бумаги. Пусть он наделает в бумаге отверстий произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно сделать симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый листок на цветную бумагу. С помощью цветных карандашей можно завершить картинку.

Пестрая мозаика

Соберите побольше мелких предметов: монет, пуговиц, фишек от домино и т.п. Приготовьте белую и цветную бумагу, лист картона, ножницы и клей. Сначала малыш должен придумать, что хочет изобразить, и сделать на картоне подходящий фон. Помогите ему в этом. Например, внизу наклейте белую бумагу - снег, а сверху голубую - небо. Теперь можно приступить к композиции. Вот бежит доминошная дорожка, а в небе светит солнце - медная монета с лучами из желтого бисера. Идет человек, сделанный из пуговиц, и строится дом из спичек. После первых опытов можно заполнять мозаикой всю картину, не оставляя фона. Пусть малыш придумывает новые композиции и использует новые материалы.

Парафиновый карандаш

Приготовьте парафиновую свечку, акварель, бумагу и кисточку. Заточите свечку как карандаш. Пусть малыш нарисует парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Дайте ребенку закрасить краской весь лист. Посоветуйте ему использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне выступил первоначальный рисунок. Почему? Объясните малышу.

Картофельные штампики

Разрежьте картофелину пополам. На срезе вырежьте какую-нибудь геометрическую фигуру - круг, квадрат, треугольник - или даже человечка. Может, малыш придумает еще что-нибудь интересное. В неглубоких ванночках разведите краски разных цветов. Приготовьте бумагу. А теперь покажите своему чаду, как делать отпечатки на бумаге, окуная штампик в краску и прикладывая его к бумаге. Пусть малыш даст волю фантазии. Может, у него получится орнамент, может, бытовая сценка, а возможно, и картинка кубиста.

Лучи заходящего солнца окрашивают морскую поверхность в цвета мандарина и золота, подсвечивают песок и загорелую кожу, а по вашему телу медленно разливается приятное тепло. Получилось? Вероятнее всего, да. И это значит, что вы определенно не относитесь к 1-3% людей, которые в этом и подобных случаях (когда им говорят: «Закрой глаза и представь…») не видят ничего. Расстройство имеет вполне логичное название афантазия, а очередную попытку объяснить, почему оно возникает, недавно предприняли ученые из Австралии.

Ведущий автор исследования, эксперт в области когнитивной нейронауки из Университета Нового Южного Уэльса (The University of New South Wales) Ребекка Кеох (Rebecca Keogh) говорит Live Science, что до сих пор было проведено лишь одно небольшое эмпирическое исследование редкого заболевания. Большинство же данных об «афантазиках» собраны с помощью впечатлений и рассуждений их самих.

Отсутствие исследований на тему привело к тому, что ученые однажды задумались: люди с афантазией вообще не могут воспроизводить образы в голове или же образы все-таки появляются, но они не могут их интерпретировать? В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Cortex, Ребекке Кеох и ее коллегам, кажется, удалось найти ответ.

Чтобы объективно рассмотреть этот вопрос, использовался метод, известный как бинокулярное соперничество, когда каждому глазу предъявляется свой стимул, чтобы они могли передавать в мозг противоречащую информацию. «Когда один глаз видит что-то одно, а другой - что-то другое, то вместо того чтобы видеть смесь двух изображений, человек видит только одно из них. Когда мы говорим людям, чтобы они представили себе одно из изображений заранее, они с большей вероятностью в итоге увидят именно то изображение, которое их просили вообразить», - объясняет Кеох.

Так исследователи обнаружили, что, в отличие от людей без афантазии, у людей с расстройством нет никакой корреляции между изображением, о котором говорилось до эксперимента, и изображением, которое они в итоге видят на экране. Впрочем, ученые отмечают, что небольшие различия здесь наблюдаются у всех без исключения людей. «Те, у кого , увидят заранее обсуждаемую картинку в 80% случаев, а те, кто имеет сниженные способности, лишь в 60%. Однако в случае с «афантазиками» мы не увидели корреляции вообще», - комментирует Ребекка Кеох.

Результаты позволяют говорить о том, что люди с афантазией не могут создать даже ментальный образ, а не только интерпретировать или «увидеть» его. Интересно, что это условие никак не препятствует . Как сообщают эксперты из Австралии, в их эксперименте принимали участие инженеры, программисты и даже доктора наук.

К слову, последующий опрос участников помог обнаружить еще одну неожиданную закономерность: оказывается, люди с афантазией помнят прошлое не так, как мы с вами. «Когда мы пытаемся вспомнить что-то и детства или юности, мы слышим голоса, видим картинку и даже , если воспоминание было ярким. Афантазия лишает людей возможности воспроизведения, а потому для них воспоминания больше похожи на список вещей, которые произошли», - добавляет Кеох.

Ученые уверены, что в будущем у науки появится возможность улучшить состояние «афантазиков» путем тренировок мозга с или легкой электрической стимуляции. Тем не менее, новые исследования на тему необходимы, чтобы лучше понять состояние и научиться с ним эффективнее работать.

Если подсчет овец является для вас абстрактным понятием, или вы не в состоянии представить себе лица родных и близких, можно говорить об афантазии – редком отклонении, при котором у человека отсутствует воображение.

Порой афантазия не позволяет вызвать в воображении звук, текстуру, вкус, запах, эмоции или любой другой тип образа. Это состояние негативно влияет на качество жизни человека, а также его отношения с другими людьми. Как правило, для таких людей заказана карьера в области архитектуры или дизайна: они просто не способны визуализировать конечный продукт. Афантазия – достаточно редкое отклонение, которое было впервые выявлено сэром Фрэнсис Гальтоном еще в 1880 году. Он же предположил, что афантазией страдает в той или иной степени около 2,5% населения планеты.

До сих пор это явление осталось в значительной степени неизученными. В наши дни им активно занимается когнитивный невролог Адам Земан, работающий в медицинской школе при университете Эксетер. Он пересмотрела концепцию феномена, который не позволяет людям визуализировать какие либо явления или абстрактные понятия.

Визуализация является результатом работы нейронных сетей различных регионов коры головного мозга. Процесс их совместной слаженной деятельности позволяет нам мысленно представлять изображения на основе наших воспоминаний о том, как выглядят эти вещи, люди или явления. Наиболее значимые для этого процесса регионы расположены в лобных и теменных долях: по сути, они «организуют» процесс визуализации. А вместе с участками в височной и затылочной долях позволяют чувствовать и представлять элементы, которые мы хотим «окинуть мысленным взором». Неспособность визуализировать что-либо – результат изменений функций в нескольких точках в этой сложной сети.

Cтатьи по теме:

Новости по теме:

Новое исследование, проведенное на крысах, показало, что возвращение в сознание после наркоза может быть даже более сложным процессом, чем предполагалось ранее.

Здравствуйте, дорогие читатели! Читая книги вы отправляетесь в удивительный мир. Вы представляете себе дальние страны, видите горы и равнины, удивительных людей, с которыми никогда не встречались. За все это отвечает наше воображение. Зачем оно нам нужно? Давайте сегодня познакомимся с собой поближе.

В психологии воображение это то, что мы себе представляем. Не обязательно зажигать костер, чтобы увидеть как горят дрова. Достаточно сказать одно слово и человек тут же его себе представляет.

Воображение и нужно для того, чтобы лишний раз не вставать, не проводить эксперименты, а или услышать, чтобы понять о чем вам говорят. Принято считать, что ни у одного животного на земле не развито воображение, а у человека оно есть. Этим мы отличаемся.

Для чего нам воображение

На воображении лежит множество задач. Благодаря ему мы познаем окружающий мир, вспоминаем, творим и даже планируем . Иногда его путают с , хотя это совершенно разные вещи. Если заинтересуетесь в чем разница – прочитайте предыдущую статью из моего блога.

Сейчас же нас интересует только воображение и все, что с ним связано. Возможно вы будете удивлены, но наше воображение никогда не берет образы из прострации. Все они основаны исключительно на . Это уникальное свойство. Услышав слово «горы» вы не возьмете их образ из неоткуда, а представите то, что когда-то видели по телевизору или воочию.

Людей без воображения не существует по определению. Это просто невозможно. Да, мы нередко можем встретить прагматиков или скептиков, но и у них есть воображение. Оно не так развито, как у творческих личностей, но без воображения существование человека просто невозможно себе представить.

Функции

Все потому, что на это свойство психики возлагаются серьезные функции: познавательные, прогнозирования, понимания, защиты, и понимания.

Даже строение молекулы мы пытаемся себе представить, основываясь на том, что уже знали ранее. В этом заключается познавательная функция. Мы стараемся расширить кругозор.

У каждого человека все эти функции присутствуют, но развиты они по-разному. К примеру, несколько людей слышат историю про то, как альпинист поднимается на гору. Воображение одного человека будет рисовать страшные картины падений, второй придумает историю про встречу на вершине со старцем, третий просто представит как все это было, а четвертый начнет рассказывать о своих путешествиях.

Какая функция воображения развита сильнее всего в человеке, так он себя и ведет. Это является основополагающим фактором его поведения.

Каким оно бывает

Самый распространенный вид воображения, с которым мы сталкиваемся – непроизвольный или пассивный. У нас нет представить что-то, но мы все равно это делаем. Нам даже не нужно воздействие из вне. Вспомните, когда вы находитесь в сонном состоянии, вам ни с того ни с сего может прийти образ мыши, ворона, осеннего дождя.

Произвольное или активное воображение включается, когда перед нами стоит определенная задача, когда нам надо что-то придумать. К примеру, сейчас я пишу эту статью и мне нужно выдумать пример активного воображения. Я думаю о ребенке, который играет во врача и перенимает на себя его роль – прекрасный пример в примере.

Воссоздающее воображение сводит то, что человек никогда не видел наглядным образом. Мы представляем себе Мадагаскар, путешествия по космосу, коронацию Петра Первого, хотя никогда там не были. Мы подключаем все свои воспоминания, услышанные факты и представляем события и факты.

Творческое воображение также причисляется к активному. Кстати, оно работает не только во время создания литературных произведений и картин. Даже в математике ученые выдвигают какие-то гипотезы. Это тоже творческий процесс, ведь до этого момента про определенный факт еще никто не слышал.

Мечты бывают реалистическими, к примеру, – в этом случае, человек мобилизует все свои способности и старается превратить ее в реальность. В этом случае мечта – очень хороший и положительный вид воображения. Любое достижение начинается с мысли.

Если вы хотите развить свой воображение, я могу посоветовать вам замечательную книгу «Кради как художник. Творческий дневник » Остина Клеона с упражнениями на каждый день. В нем есть множество идей, цитат и практики для саморазвития. Автор предлагает не просто придумывать, а воплощать свои мысли, достигать, учиться использовать. Он покажет как посмотреть на мир глазами художника.