Методические рекомендации по организации занятий в специальных медицинских группах в общеобразовательной школе. Система работы в специальной медицинской группе

Принято Утверждено

на педагогическом Совете школы Директор МАОУ Любохонской СОШ

Протокол №____ ______________ Кононов К.В.

от «___» ___________ 20___г. Приказ № от «__»__________20___г.

Положение

о специальных медицинских группах

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Любохонской средней общеобразовательной школы

имени А.А. Головачёва

Дятьковского района Брянской области

1.Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствие с приказом № 337 от 20 августа 2001 г. Министерства здравоохранения РФ «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.10.2003 года № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», инструктивным письмом Министерства образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-М «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по физической культуре»

1.2 Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3 Данное положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность учителя и учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе (далее СМГ).

1.4 Обучение в СМГ организуется для учащихся, которым по состоянию здоровья противопоказано посещать традиционные уроки физической культуры. Таким учащимся лечебно - профилактическое учреждение здравоохранения рекомендует занятия в группах с наименьшими физическими нагрузками.

1.5 В настоящем Положении использованы следующие определения:

    К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания.

    В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

    Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

    Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжёлые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.)

2. Основными задачами

физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:

    укрепление здоровья, восстановление функциональной готовности к выполнению физических нагрузок, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

    повышение физической и умственной работоспособности;

    повышение защитных сил организма и сопротивляемости;

    обучение рациональному дыханию, восстановление правильной осанки, а в необходимых случаях ее коррекция;

    освоение основных двигательных умений и навыков;

    воспитание морально-волевых качеств;

    воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;

    создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

3. Организация проведения занятий специальной медицинской группы

3.1 Группы учащихся, отнесённых к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача-педиатра и оформляются приказом директора школы к началу нового учебного года.

3.2 При формировании СМГ следует выделять возрастные группы: 7-9, 10-12, 13-14 и 15-16 лет. Если число обучающихся недостаточно для комплектования специальной медицинской группы по возрастному признаку, то создаются разновозрастные группы. Наполняемость групп до 12 человек.

3.3 При отсутствии условий формирование групп обучающихся с одинаковыми заболеваниями можно объединить обучающихся, имеющих разный характер и тяжесть заболевания, осуществляя внутригрупповое деление на подгруппы А и Б;

3.4 Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врача-педиатра детской поликлиники. На основании этого документа директор школы издаёт приказ о переводе школьника в другую группу здоровья. Классный руководитель совместно с учителем физической культуры в классном журнале на странице «Листок здоровья» напротив фамилии учащегося делают отметку: «на основании приказа от … переведен в ….. группу».

3.5 Время проведения вынесено из общего расписания в другую смену. Нулевые уроки (в 1 смене) и сдвоенные уроки в таких группах не допускаются.

3.6 Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на родителей, учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом.

3.7 Проведённые занятия фиксируются в отдельном журнале учёта занятий с обучающимися, отражающем общие сведения: (Ф.И.О., год рождения, класс, диагноз заболевания, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями). Итоговые отметки из отдельного журнала переносятся в итоговую ведомость классного журнала.

3.8 Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам.

3.9 При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность.

3.10 Рекомендуется большинство занятий проводить на свежем воздухе. Проводя занятия на открытом воздухе, особое внимание следует уделять сочетанию движений с дыханием, не допускать длительных остановок. Подготовительную и заключительную часть урока в прохладную погоду можно проводить в помещении

4. О ценивание и аттестация учащихся

4.1 Текущая оценка успеваемости учащихся спецмедгруппы выставляется по пятибалльной системе.

4.2 Итоговая отметка выставляется с учётом теоретических и практических занятий, а также с учётом динамики физической подготовленности и прилежания.

4.3 Основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкой мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей;

4.4 В случае присутствия обучающегося на всех уроках, выполнения всех указанных выше требований, учитель физической культуры вправе аттестовать обучающегося на отметки «хорошо» и «отлично» .

4.5 Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками.

4.6 В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

4.7 Возможные формы контроля знаний обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группы:

    собеседование по теоретическим вопросам;

    устное сообщение по теоретическим вопросам;

    реферат как правило на тему по профилю заболевания;

    практическое выполнение лечебных упражнений по профилю заболевания.

5. Документация

    Списки учащихся направленных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу

    Приказ по школе «Об организации СМГ»

    Расписание занятий СМГ

    Журнал посещаемости, успеваемости и прохождения программного материала.

    Настоящее положение.

Основными документами планирования учебной работы являются:

    годовой план прохождения программного материала в учебном году;

    четвертной план;

    конспекты и планы отдельных уроков;

    журнал учёта занятий со школьниками.

Дополнительными документами для организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре для детей СМГ являются:

    планы проведения врачебно-педагогических мероприятий;

    паспорт здоровья школьника;

    правила проведения коррекционных подвижных игр;

    тематический план проведения бесед со школьниками;

    тематический план проведения бесед с родителями;

    программы спецкурсов для детей и родителей по адаптивной физической культуре.

Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние их здоровья, уровень физической подготовленности, функциональное состояние организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.

Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической и практической реорганизации. Многие учителя общеобразовательных учреждений, не владея необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Такие ограничения плохо влияют на состояние здоровья ослабленных школьников.

Особенности комплектования специальной медицинской группы

С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся общеобразовательных учреждений по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Организация врачебного контроля в образовательном учреждении осуществляется органами здравоохранения согласно Положению о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Комплектование специальной медицинской группы (СМГ) имеет ряд особенностей. Оно проводится перед началом учебного года на основе возраста, показателя физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса. Списки групп составляются к концу учебного года по данным углубленных медицинских обследований, проведенных в апреле – мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебных учреждений. Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:

1. Подгруппа «А» – дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера и позволяющие надеяться на перевод их в подготовительную группу после нескольких лет занятий. Учащимся данной группы разрешаются оздоровительные занятия физической культурой в образовательном учреждении по специальным программам (А.П. Матвеев, 2004).

2. Подгруппа «Б» – дети, имеющие органические необратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», занимаются лечебной физической культурой или выполняют физические упражнения с ограниченной нагрузкой на уроках физической культуры.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, который проводит занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения (см. Приложение ).

Наполняемость групп для занятий в СМГ составляет 10–15 человек, периодичность занятий – два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам: 1–4-е классы, 5–7-е классы, 8–9-е классы, 10–11-е классы. Занятия проводятся в спортивном зале или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв. м на одного занимающегося (СанПин 2.4.2.1178–02).

Занятия могут проводиться в форме обычного урока, предусмотренного расписанием, или как факультативные во второй половине дня. Уроки следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся.

Посещение занятий по лечебной физической культуре учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», является обязательным. Родители должны контролировать посещение детьми занятий.

Особенности нагрузки в СМГ

Для учащихся подгруппы «А» нагрузки постепенно возрастают по интенсивности и объему согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120–130 уд./мин. в начале четверти и довести интенсивность нагрузки до 140–150 уд./мин. в основной части урока к концу четверти.

Двигательные режимы при частоте пульса 130–150 уд./мин. считаются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Частота пульса более 150 уд./мин. нецелесообразна, так как большинство занимающихся в специальных медицинских группах страдают гипоксией и плохо переносят интенсивную физическую нагрузку.

Учащиеся подгруппы «Б» выполняют физические упражнения при частоте пульса 120–130 уд./мин. в течение всего учебного года, так как именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения и ослабленному организму не предъявляется повышенных требований.

Задачи физического воспитания в СМГ

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

– укрепление здоровья и улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
– повышение функциональных возможностей, позволяющих осуществить переход детей в подготовительную и основную медицинские группы;
– овладение спортивно-прикладными двигательными умениями и навыками, необходимыми для полноценного жизнеобеспечения, физического труда и службы в армии;
– формирование устойчивых интересов и мотивации к регулярным занятиям физической культурой;
– пропаганда здорового образа жизни и овладение техникой выживания и взаимопомощи в экстремальных жизненных ситуациях.

Как оценивать физическую подготовку детей специальной медицинской группы?

При подготовке к аттестации учащихся рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые разработаны в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре. Рекомендуется выставление итоговой отметки (зачет, незачет) по физической культуре учащимся, занимающимся в СМГ (письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»).

Аттестация учащихся специальной медицинской группы состоит из двух частей: теоретической и практической.

– понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;
– понятие о правильном режиме питания;
– понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека;
– понятие о формах двигательной активности;
– основы организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности);
– понятие о правильной осанке;
– понятие о рациональном дыхании;
– правила оказания доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями;
гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала и спортивной площадки;
– понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.

– составление и выполнение комплексов упражнений для индивидуальных занятий физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);
– выполнение комплексов упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
– выполнение комплексов упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
– выполнение комплексов упражнений на развитие основных физических качеств;
– выполнение доступных акробатических комбинаций;
– выполнение доступных композиций оздоровительной гимнастики (аэробика);
– выполнение доступных технических действий и использование различных приемов в игровых видах спорта;
– контроль уровня физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений);
– использование приемов оздоровительного массажа;
– выполнение посильных комплексов упражнений на тренажерах и другом спортивном оборудовании;
– выполнение доступных упражнений и двигательных действий, используемых в различных видах спорта.

При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. Содержание контрольных (тестовых) заданий для аттестации учащихся специальной медицинской группы разрабатывается учителем.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «Б», не имеющие противопоказаний к занятиям лечебной физической культурой, в обязательном порядке посещают занятия лечебной физкультурой, организованные в поликлинике по месту жительства. Допустимы самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом поликлиники.

Освобождение от лечебной физкультуры?

К сожалению, в последнее время в педагогической практике в области физической культуры и спорта по рекомендациям отдельных медицинских работников неправильно трактуется термин «освобождение от физической культуры». Учащимся, получающим после перенесенных заболеваний справку из медицинских учреждений об освобождении от занятий физической культурой, обязательно должно быть разъяснено, что освобождение от занятий может быть только временным. Полного освобождения быть не должно – занятия физкультурой рекомендуются практически при любых отклонениях в состоянии здоровья (в стадии ремиссии).

Вместе или врозь?

Учитель физкультуры должен наблюдать за состоянием здоровья детей, использовать все средства для создания положительного эмоционального фона во время занятий, чтобы вселить в ребенка уверенность в своих силах.

Важным критерием отбора детей в СМГ служит оценка внешних факторов: условий жизни, особенностей питания, психологического климата в школе и дома.

Часто дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются физической культурой вместе со здоровыми детьми. Интеграция детей с нарушениями в состоянии здоровья в группу здоровых детей имеет свои сложности: трудность при осуществлении индивидуального подхода, контроля за самочувствием и дозированием нагрузок. Учитель физкультуры может проводить занятия с такими детьми на уроке для основной группы только при наличии медицинского работника и волонтера.

Показателем эффективности занятий детей в СМГ является переход их в подготовительную группу.

Особенности методики занятий

Известно, что чем выше уровень физического развития ребенка, тем быстрее его организм приспосабливается к возрастающей нагрузке. Из этого следует, что перестройка организма проходит медленнее у учащихся специальной медицинской группы, так как их физическая подготовленность ниже, чем у школьников основной группы. Учитывая это обстоятельство, учитель физической культуры должен помнить, что подготовительная часть урока с учащимися СМГ должна быть более продолжительной, чем с учащимися основной группы.

В подготовительной части урока (до 20 мин.) учащиеся выполняют общеразвивающие упражнения в медленном и среднем темпе, чередуя их с дыхательными. Нагрузка увеличивается постепенно. Учащиеся выполняют такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к основной части урока, в которой не следует использовать интенсивные нагрузки и большое количество новых упражнений.

При подборе упражнений основной части урока (20-22 мин.) предусматривается решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие правильно распределять физическую нагрузку, избирательно влияющую на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями.

В заключительной части урока (3–5 мин.) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.

Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.

Оценка физического состояния детей

Оценка уровня физического состояния детей может быть показателем эффективности выполнения физических упражнений и готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.

Врачебный контроль определяет выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений здоровья, объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после занятий физической культурой. Медицинское освидетельствование определяет противопоказания, оценивает степень воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с нарушениями здоровья (незначительное, умеренное, значительное, чрезмерное).

Следует знать следующие симптомы перегрузки:

– боль или чувство дискомфорта в области груди, живота, шеи, челюсти, рук;
– тошнота во время или после выполнения физических упражнений;
– появление непривычной одышки при выполнении физических упражнений;
– головокружение или обморок;
– нарушение ритма сердечной деятельности;
высокий показатель частоты сердечных сокращений, сохраняющийся и через 5 мин. отдыха после нагрузки.

Что делать учителю?

Учителю следует всесторонне развивать в учениках личность, прививать детям, особенно имеющим слабое здоровье, знания о том, как его сберечь, и умение заниматься физическими упражнениями для его восстановления.

Последовательность действий педагога должна быть следующей:

1. Выработка у учащихся положительного отношения к изучению основ адаптивного физического воспитания.

2. Трансформация знаний в стремление восстановить здоровье.

3. Формирование оценочных ситуаций.

4. Стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации.

5. Реализация знаний и умений в практической деятельности на уроках и внеурочных занятиях физкультурой.

Решение воспитательных задач через содержание физической культуры выдвигает на ведущее место в деятельности учащихся мотивацию – осознание ценности здоровья, желание узнать о своем здоровье и возможность восстановить его физическими упражнениями.

За каждым мотивом стоит разумная потребность в здоровом образе жизни. Мотивация является процессом преобразования потребностей в мотивы, а в результате – побуждением к определенной деятельности (физические упражнения, двигательная активность и т.д.).

Однако, как бы верно ни была определена общая направленность работы с каждым отдельным учеником, необходимо строго выверять правильность выбранной тактики и стратегии и их соответствие функциональным возможностям организма.

Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы детей со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому же учащемуся, у которого в процессе занятий появились новые возможности.

Организация занятий обучающихся и воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам, должна основываться на врачебно-педагогическом контроле, что будет способствовать предупреждению прогрессирования болезни и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей и включению их в социальную жизнь общества.

Приложение

Характеристика заболеваний, противопоказания и рекомендации

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, интенсивным напряжением мышц брюшного пресса Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в и.п. лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег, бег в медленном темпе
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) Упражнения, вызывающие длительную задержку дыхания и интенсивное напряжение мышц брюшного пресса Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, прогулки на воздухе
Заболевания почек (нефрит, нефроз, пиелонефрит) Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (с разрешением врача) ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй и последующие годы обучения)
Нарушения нервной системы Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнение в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения
Заболевания органов зрения Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и на голове Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»


Справка

об организации работы с детьми СМГ в МОУ СОШ №5

Количество детей, обучающихся в ОУ - 507

Из них относятся:

К основной группе (количество учащихся, % от общего количества) - 474 уч-ся (93%)

В подготовительной группе (количество учащихся, % от общего количества) – 15 уч-ся (2,9%)

В специально-медицинской группе: 20 уч-ся (3,9%)

Подгруппа «А» (количество учащихся, % от общего количества) - 17 уч-ся (3,3%)

Подгруппа «Б» (количество учащихся, % от общего количества) - 3 уч-ся (0,6%)


В последнее время наша школа сталкивается с проблемой преподавания физкультуры учащимся с ослабленным здоровьем, которые требуют особых норм физической нагрузки и индивидуального подхода в организации занятий. Необходима дифференциация ученического состава в зависимости от состояния здоровья школьников.

Специальная медицинская группа (СМГ) формируется из учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям, но имеющие противопоказания к усиленной физической нагрузке. Обязательным видом занятий по физкультуре для них являются занятия по специальным программам с дифференцированным подходом и индивидуальной оценкой их влияния на организм. Основным критерием для отнесения ребенка к СМГ является установление диагноза заболевания, однако, и в этом случае медицинская группа должна назначаться с учетом тяжести патологического процесса и адаптационных возможностей организма.

Основными задачами физического воспитания учащихся из группы СМГ являются:

Укрепление здоровья, стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеваниями, а иногда и их ликвидация.

Содействие правильному физ. развитию, закаливанию, повышение сопротивляемости организма.

Улучшение показателей физического развития, освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.

Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью.

Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.

Овладение комплексами специальных упражнений, благотворно воздействующих на организм, с учетом имеющегося заболевания.

Обучение способам самоконтроля и дозировки нагрузки.

Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.

Принципы методики занятий СМГ

Оздоровительная лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. При проведении занятия учитывается влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка, выбираются необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, оценивается эффективность их влияния на организм.

Дифференцированный подход к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом.

В подготовительный период средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях.

В основном периоде по мере улучшения адаптации организма учащихся к условиям мышечной деятельности и восстановления нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно переходят к профессионально-прикладной физической подготовке.

На заключительном этапе занятий обеспечивается повышение общей и особенно специальной работоспобности, укрепление защитных сил организма.

Комплектование групп осуществляется на основании установленного диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма.

Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся СМГ подразделяют на две подгруппы – «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания).

К подгруппе «А» относят тех, кто имеет отклонения обратимого характера, т.е. ослабленных в связи с различными заболеваниями.

В подгруппу «Б» объединяют школьников с необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени; высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.).

Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин.

В группе 9-12 человек. Группы комплектуются по характеру заболевания:

сердечно-сосудистой системы;

эндокринной системы;

пищеварительной;

позвоночника и опорно-двигательного аппарата;

органов зрения и слуха;

мочевыделительной системы;

ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).

Малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по форме заболевания. Допустимо следующее группирование: а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигательного аппарата и аномалия рефракции.

Группы формируются по классам (например, из учащихся 1–2-х, 3–4-х, 5–8-х, 9–11-х классов). Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то их объединяют из учеников трех или четырех классов: 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х. Нагрузка, строго дифференцированная с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Учебные занятия в СМГ организуются следующим образом:

построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;

перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг;

при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные – одно;

при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;

Важнейшие требования к уроку:

обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;

достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;

формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.


Регистрация данных осуществляется в дневнике самоконтроля, (слабость, утомление, головокружение, боли, потливость, снижение работоспособности, характер сна, аппетит), а также частота пульса в начале и конце занятия. Дневники проверяются не реже одного раза в месяц, их данные используются при определении нагрузки. Объективные данные о состоянии здоровья учащихся учитель получает во время медицинских осмотров.

Основными документами планирования учебной работы являются:

годовой план прохождения программного материала;

четвертной план;

конспекты и планы отдельных уроков;

журнал учёта занятий со школьниками.
Дополнительными документами :

планы проведения врачебно-педагогических мероприятий;

паспорт здоровья школьника;

правила проведения коррекционных подвижных игр;

тематический план проведения бесед со школьниками;

тематический план проведения бесед с родителями;


Организация учебного процесса

Занятия СМГ придерживаются общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей.

Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения.

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока. Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы.

Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть.

Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны. Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:

гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;

легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания гранаты, прыжки в длину;

лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя);

Домашнее задание

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин. Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения:

1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).

2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением.

3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.

4. Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.

5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс.

6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя.

7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя равновесие. То же – с закрытыми глазами.

8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки впереди. То же – руки на поясе.

9. Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов (малого мяча, коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя.

10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами его о пол и ловлей.

11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину).

12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»).

13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.

14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п.

15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то же – ногами, но в положении сидя.

16. Освоение координации движений в определенном способе плавания.

Проведение спортивных и подвижных игр

Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления.

На каждом уроке проводится не более одной игры, причем начинать надо всегда с более простых.

1. Гонка мячей проводится в виде эстафет:

а)передача мяча над головой (2 раза);
б)передача мяча между ногами (2 раза);
в)передача мяча справа, слева (по 2 раза);
г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза).

2. Передача волейбольного мяча и ее разновидности:

а) подбрасывание мяча над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4–6 м (по 3–5 раз);
б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза);
в) перебрасывание мяча через сетку: 2.1. Двумя мячами – одновременное перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом – кто поймает, тот бросает. Один тайм 3 мин.

3. Передал – садись:

а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к колонне на расстоянии 1–3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав его капитану, садится на пол (1–2 раза);
б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности) (1–2 раза).

4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги лицом друг к другу:

а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз);
б)передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз);
в)ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза);
г)имитация броска мяча в кольцо (5 раз);
д)ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза);
е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза).

5. Игра «Мяч капитану»:

а) смена играющих через 3 мин;
б) смена играющих через 5 мин.

6. Эстафета с элементами баскетбола:

а) продолжительность эстафеты до 3 мин;
б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде – 6–8 игроков.

7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам:

а) смена игроков через 3 мин;
б) смена игроков через 5–6 мин.

Игры 1–4 проводятся для школьников 4–8-х классов на первом году обучения, на втором году уже проводят игры 1–5, для 9–10-х классов на первом году обучения дают игры 1–5, а на втором году – 5–7, кроме того, добавляют элементарные технические приемы игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена для одномоментного проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение этих игр с двумя и даже с тремя повторениями, но между ними должен быть интервал не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин.

Перед началом занятий лыжной подготовкой школьники проходят дополнительный медицинский осмотр. На занятиях параллельно решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания. Основное внимание обращается на овладение техникой передвижения, поворотов, подъемов и спусков. Во время занятий строго следят за выполнением всех санитарно-гигиенических правил: рациональная одежда, соответствующая погоде, температура воздуха не ниже –15 градусов, правильный режим занятий. Необходимо избегать как перегревания, так и переохлаждения занимающихся, контролировать, чтобы школьники делали вдох и выдох только через нос, что позволит избежать переохлаждения верхних дыхательных путей.

При организации работы по физическому воспитанию учащихся в ОУ соблюдаются следующие рекомендации, которые представлены в таблице:


Принципы физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья

Медицинские группы

Обязательные виды занятий

Рекомендуемые дополнительные виды занятий

Основная (дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющие достаточную физическую подготовленность)

Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме. Сдача контрольных нормативов с дифференцированной оценкой

Занятия спортом

Подготовительная (дети и подростки, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья без достаточной физической подготовленности)

То же, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Некоторое ограничение нагрузок и более постепенное освоение двигательных навыков и умений.

Дополнительная тренировка для повышения уровня физической подготовленности.

СМГ (дети и подростки, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям в условиях учебного заведения)

Занятия по специальным программам с дифференцированной оценкой

Использование доступных видов физических упражнений в режиме дня школы (ОУ) и в быту.

Медицинские группы для занятий ФК

Характеристика контингента

Цели

Технологии

Основная группа

Благополучные дети (1 и 2 группы здоровья)

Укрепление здоровья, тренировки

здоровьеформирующие технологии

Подготовительная группа

Дети «группы риска» – нарушения адаптации в коллективе, сниженная работоспособность, нарушения функционального состояния (2 и частично 3 группы здоровья)

Сохранение здоровья, комфортные условия, индивидуальные темпы обучения.

здоровьесберегающие технологии

Специальная медицинская группа «А»,

Корригирующие упражнения



Дети с хроническими заболеваниями в стадии стабилизации и выздоровления, после перенесенных заболеваний (3 группа здоровья)

Реабилитация средствами ФК и медицины

здоровьевосстанавливающие технологии

Специальная медицинская группа «Б»,

Дети, имеющие проявления заболевания (3 группа здоровья при неполной ремиссии, IV группа здоровья).

Лечение

лечебные технологии

Занятия с СМГ проводятся обязательно отдельно от здоровых детей. Однако освободить ребенка, занимающегося в СМГ от посещений уроков физкультуры по расписанию класса, может только учитель физкультуры при обязательном согласовании этого с родителями ребенка и администрацией ОУ. Обычно для освобождения от посещения урока родители пишут заявление, на котором директор школы ставит свою визу. В противном случае ребенок должен находиться на уроке, хотя и не участвует в процессе физического воспитания, исполняет роль статиста.

Время проведения занятий жестко не регламентируется. Есть рекомендации проводить уроки физкультуры для детей СМГ нулевым уроком или планируются уроки на вторую половину дня.

Организация работы в СМГ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА Организация работы в СМГ Практика показывает, что организация работы специальных медицинских групп (СМГ) в школах пока серьезно отстает от требований времени. Это связано с тем, что процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Если физические упражнения здоровых детей, подростков и юношества основаны на единой, общей для всех учащихся методике, то занятия в СМГ должны строиться по совершенно иным методикам. Глубокие отличия в этиологии и патогенезе перенесенных заболеваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся под влиянием патологического процесса нарушений требуют разного подхода к проводимым занятиям. Принципы методики занятий СМГ Прежде всего, это – оздоровительная лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. Преподаватель физического воспитания должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка, уметь выбирать необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их влияния на организм. Дифференцированным должен быть подход и к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом. В подготовительный период средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях. В основном периоде по мере улучшения адаптации организма учащихся к условиям мышечной деятельности и восстановления нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно переходят к профессионально-прикладной физической подготовке. На заключительном этапе занятий обеспечивается повышение общей и особенно специальной работоспобности, укрепление защитных сил организма. Комплектование групп Основной критерий для включения учащегося в СМГ – установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма. Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся СМГ рекомендуется подразделять на две подгруппы – «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания). К подгруппе «А» относят тех, кто имеет отклонения обратимого характера, т.е. ослабленных в связи с различными заболеваниями. В подгруппу «Б» объединяют школьников с необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени; высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Деление на подгруппы позволяет определить режим занятий. При этом наиболее доступным критерием в отборе соответствующих нагрузок является пульсовой режим. В случаях особенно выраженных нарушений функций опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушений здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования. Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин. Обычно в группе до 12 человек. Для повышения эффективности занятий исключительно важен правильный подбор учащихся в группах, которые комплектуются по характеру заболевания: сердечно-сосудистой системы; эндокринной системы; пищеварительной, эндокринной систем и нарушения обменных процессов; позвоночника и опорно-двигательного аппарата; органов зрения и слуха; мочевыделительной системы; ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.). Относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по форме заболевания. Допустимо следующее группирование: а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигательного аппарата и аномалия рефракции. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х классов). Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то целесообразно объединять учеников трех или четырех классов: 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х. Следует особо подчеркнуть необходимость строго дифференцированной нагрузки с учетом индивидуального подхода к учащимся. Организация учебного процесса На занятиях СМГ целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей. Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом. Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока. Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть. Проводя занятия по каждому из разделов спортивной подготовки, необходимо заботиться о развитии двигательных качеств, тренировке выносливости, укреплении мышечной структуры организма. Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия. Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине – после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода. Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны. Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся: – гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами; – легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания гранаты, прыжки в длину; – лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя); – плавание – правильное выполнение движений руками, ногами, умение держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов. О противопоказаниях к занятиям При относительно одинаковом функциональном состоянии учащихся СМГ следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений, характерные для каждой группы заболеваний. Заболевания сердечно-сосудистой системы предполагают групповой метод занятий (желательно на свежем воздухе, в парке или сквере). Урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках и др.). Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, со статическим напряжением, с резким ускорением темпа. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, выполняются в положении лежа, сидя, стоя. В процессе занятий необходим контроль за ЧСС и дыханием, цветом кожи и общим состоянием ребенка. При заболеваниях органов дыхания в урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры, эстафеты. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно для страдающих бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо развивать правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе (особенно больным с бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом и др.). Удлинить фазу выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных звуков [а], [у], [е], [и], [о] и согласных [р], [ж], [ш], [щ], [з], [с] или их сочетаний (например, бре, бры, бру и т.п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3–5 раз в день; дозировка для одного упражнения – 2–3 раза, количество упражнений – 3–4. После 2–3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями целесообразны занятия плаванием. При ожирении в программу занятий включаются: длительная ходьба по пересеченной местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах, занятия на тренажерах, плавание и игры в воде, гантельная гимнастика ит.д. В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей оговариваетсядополнительно. Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр и т.п. При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на голове и руках. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры, для старшей – элементы танцев. В занятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на тренажерах. Задача заключается в том, чтобы через физические упражнения приостановить прогрессирование болезни, а при функциональных нарушениях осанки – нормализовать ее. Педагогический контроль за учениками осуществляется учителем на каждом уроке. На первых пятнадцати-двадцати уроках нельзя допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т.д.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса в течение как одного урока, так и серии уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15–20 мин. Помимо контроля за уровнем физической подготовленности учащихся, учитель по мере прохождения материала оценивает правильность выполнения упражнений, улучшение показателей силы, гибкости, выносливости. Домашнее задание Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин. Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения: 1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала). 2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением. 3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги. 4. Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе. 5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс. 6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя. 7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя равновесие. То же – с закрытыми глазами. 8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки впереди. То же – руки на поясе. 9. Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов (малого мяча, коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя. 10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами его о пол и ловлей. 11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину). 12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»). 13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки. 14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п. 15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то же – ногами, но в положении сидя. 16. Освоение координации движений в определенном способе плавания. Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснять им, как необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений. Проведение спортивных и подвижных игр Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления. На каждом уроке рекомендуется проведение не более одной игры, причем начинать надо всегда с более простых. 1. Гонка мячей (волейбольных или баскетбольных). Проводится в видеэстафет: а) передача мяча над головой (2 раза); б) передача мяча между ногами (2 раза); в) передача мяча справа, слева (по 2 раза); г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза). 2. Передача волейбольного мяча и ее разновидности: а) подбрасывание мяча над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4–6 м (по 3–5 раз); б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза); в) перебрасывание мяча через сетку: 2.1. Двумя мячами – одновременное перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом – кто поймает, тот бросает. Один тайм 3 мин. 3. Передал – садись: а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к колонне на расстоянии 1–3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав его капитану, садится на пол (1–2 раза); б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности) (1–2 раза). 4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги лицом друг к другу: а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз); б) передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз); в) ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза); г) имитация броска мяча в кольцо (5 раз); д) ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза); е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза). 5. Игра «Мяч капитану»: а) смена играющих через 3 мин; б) смена играющих через 5 мин. 6. Эстафета с элементами баскетбола: а) продолжительность эстафеты до 3 мин; б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде – 6–8 игроков. 7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам: а) смена игроков через 3 мин; б) смена игроков через 5–6 мин. Игры 1–4 рекомендуются для школьников 4–8-х классов на первом году обучения, на втором году уже проводят игры 1–5, для 9–10-х классов на первом году обучения дают игры 1–5, а на втором году – 5–7, кроме того, добавляют элементарные технические приемы игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена для одномоментного проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение этих игр с двумя и даже с тремя повторениями, но между ними должен быть интервал не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин. Одним из критериев правильности дозировки и проведения игры может служить восстановительный период частоты сердечных сокращений, который должен быть не более 5–7 мин. Тщательного продумывания и внимания требуют уроки лыжной подготовки. Перед началом занятий лыжной подготовкой школьники должны пройти дополнительный медицинский осмотр. На занятиях параллельно решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания. Основное внимание должно обращаться на овладение техникой передвижения, поворотов, подъемов и спусков. Во время занятий необходимо строго следить за выполнением всех санитарно-гигиенических правил: рациональная одежда, соответствующая погоде, температура воздуха не ниже –15 градусов, правильный режим занятий. Необходимо избегать как перегревания, так и переохлаждения занимающихся. Поскольку скорость движения невелика, учителям необходимо контролировать, чтобы школьники делали вдох и выдох только через нос, что позволит избежать переохлаждения верхних дыхательных путей. Работа с родителями С первых дней работы по физическому воспитанию учащихся СМГ большое значение должно придаваться систематической работе с родителями. Хотя все родители и желают видеть своих детей здоровыми, сильными, стройными, выносливыми, хорошо успевающими в учебе, но лишь в 8% (из 100 опрошенных) семей дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, систематически используют средства физической культуры для его улучшения. Одной из основных причин недооценки роли физических упражнений является недостаточная осведомленность родителей об их пользе для улучшения здоровья и правильного физического развития ребенка. Родительские собрания, беседы, лекции, без сомнения, позволят добиться положительных сдвигов в решении этой проблемы. Врачебные наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями При врачебных наблюдениях изучаются естественные условия, в которых проводятся занятия, учитываются показатели интенсивности и объема проделанной физической работы. Большое значение при этом, как уже говорилось, имеет наблюдение за внешними признаками утомления в процессе выполнения физических нагрузок. Если у учащихся возникает неудовлетворительное состояние после занятия, обусловленное несоответствием режима физических напряжений состоянию их здоровья, степени тренированности, необходимо снизить физические нагрузки, дать детям отдых, а в ряде случаев провести углубленное клиническое исследование. Реакция на физическую нагрузку в процессе занятий должна проявляться умеренными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузок частота сердечных сокращений, артериальное давление крови, частота дыхания повышаются, период восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизненная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться, свидетельствуя в последнем случае о появлении утомления. Небольшая степень утомления на занятиях физическими упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима. Физиологическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете пульса непосредственно перед началом и сразу после окончания каждой части урока. Полученная кривая пульса в определенной мере отражает реакцию организма, вызванную упражнениями, и позволяет проследить ее в динамике. На занятиях с учащимися СМГ рекомендуется так называемый волнообразный характер кривой. Марина БЕЛОЗЕРОВА, д. п. н. Новый Уренгой

  • 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
  • 1.6. Средства лфк
  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

    Методика работы в СМГ школы имеет как общие подходы к организации физического воспитания, так и принципиальные особенности, обусловленные контингентом занимающихся.

    Цель работы СМГ – возможно полная физическая и социальная реабилитация обучающихся, имеющих определенные проблемы со здоровьем.

    Задачи СМГ:

    1) повышение уровня здоровья;

    2) воспитание физической культуры;

    3) приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями и к здоровому образу жизни.

    6.4.1. Организация работы руководителя смг

    Вся работа руководителя СМГ строится согласно программе, которую он сам разрабатывает, исходя из контингента занимающихся в ней школьников. При ее разработке прежде всего следует точно определить конечную цель, которой необходимо достичь в результате функциональной терапии. Исходя уже из этой цели преподаватель в создании программы учитывает как общие требования, включающие противопоказания, существующие в теории и методике физического воспитания подходы и пр., так и этиологию и патогенез заболеваний и нарушений. В программе должны быть предусмотрены используемые средства, режим их применения (интенсивность, периодичность и др.), способы контроля над состоянием организма и эффективностью их использования и т.д. При этом руководитель обязательно должен учитывать особенности других видов лечения, которые получает ребенок (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.).

    Незаменимую помощь руководителю СМГ могут оказать специалисты физической культуры и медицинские работники, консультации которых необходимы как при разработке программы работы СМГ, так и в процессе ее реализации.

    В соответствии со структурой учебного года работа СМГ подразделяется по периодам следующим образом 34:

    вводный период – 1‑я четверть (девять недель);

    основной – 2, 3 и часть 4‑й четверти (20 – 22 недели);

    заключительный – май (четыре недели).

    Вводный (щадящий) период имеет задачи:

    – стимуляция организма на борьбу с болезнью;

    – предупреждение последствий заболевания;

    – выработка компенсаций;

    – стимуляция регенерации;

    – адаптация организма к физическим нагрузкам..

    Основное значение в этом периоде имеют специальные упражнения, подбор, интенсивность и режим которых преимущественно ориентированы на больную, наиболее слабую функциональную систему.

    Основной (функциональный) период в работе СМГ соответствует наиболее активному этапу оздоровления и имеет задачи:

    – устранение последствий заболевания;

    закрепление постоянных или устранение временных компенсаций;

    – восстановление функций больного органа;

    – тренировка функциональных возможностей организма.

    Показателем окончания основного периода являются отсутствие выраженных симптомов заболевания и приближение к свойственным данному больному до болезни показателям общего функционального состояния.

    Заключительный (тренировочный) период работы СМГ определяется постепенным возвращением школьника к полноценной жизнедеятельности и имеет основной задачей его полную общую и профессиональную реабилитацию. Практически он не должен иметь срока окончания, приобщая ребенка к регулярным физическим нагрузкам, реализуемым по основным закономерностям оздоровительной тренировки, и к переходу для занятий физкультурой в подготовительную или основную медицинскую группу.

    При такой периодизации руководитель СМГ в соответствии с принципами тренировки определяет (для каждого занимающегося индивидуально) содержание работы и планирует нагрузки: чего следует достичь к концу учебного года, каждого периода по каждому из критериев. Каждый из этих этапов крайне важен для определения методики работы.

    Работа руководителя СМГ должна строиться по определенному алгоритму. Она начинается с ознакомления с диагнозом, после чего руководитель должен особое внимание обратить на этиологию и патогенез данного заболевания.

    Следующим этапом работы специалиста ЛФК является определение исходного функционального состояния больного. Эти данные должны лечь в основу планирования нагрузок. Оценка исходного состояния проводится комплексно по данным истории болезни, антропометрии, анамнеза, состояния в покое и в ответ на функциональную нагрузку.

    Необходимость регулярных занятий делает понятным, насколько важно приобщить детей к самостоятельным занятиям физической культурой. Для этого руководитель должен составить соответствующие задания и тщательно разобрать со школьником особенности их выполнения дома. Желательно, чтобы об этих заданиях были проинформированы (а еще лучше – проинструктированы) родители детей.

    Говоря о нагрузках, нельзя не отметить значение врачебно‑педагогического контроля их влияния на организм занимающихся. В его осуществлении должны принимать участие как медицинский работник и руководитель СМГ, так и сам занимающийся.

    Медицинский работник (непосредственно работающий в школе или прикрепленный от соответствующего медицинского учреждения к ней) должен присутствовать на каждом занятии СМГ. Зная диагноз данного школьника, он может периодически проверять отдельные показатели его реакции на нагрузку (например, измерять артериальное давление) и давать рекомендации руководителю СМГ. Сам же руководитель СМГ должен владеть умениями и средствами, которые позволяют ему своевременно распознать у занимающихся неблагоприятные реакции и корректировать нагрузку в соответствии с ними.

    В работе СМГ необходимо осуществлять следующие виды врачебно‑педагогического контроля:

    1. Текущий контроль – на каждом занятии. Его главной задачей является контроль соответствия нагрузки состоянию организма занимающегося. Его осуществляют:

    По величине выполненной работы;

    По внешнему виду (потоотделение, окраска кожи, устойчивость внимания, координация движений);

    По самочувствию (неприятные ощущения, головокружение и др.);

    По особенностям дыхания;

    По объективным критериям (пульс, артериальное давление, выполненная работа);

    По характеру восстановления после работы;

    По состоянию и поведению после занятия, в частности особенности сна, показатели пульса утром на следующий день и пр.

    2. Периодический контроль выполняют через определенные периоды времени – неделю, месяц – для оценки эффективности реализуемой программы ЛФК. Его осуществляют:

    По антропометрическим показателям;

    По самочувствию;

    По пульсу в покое;

    По динамике изменений нагрузки и реакции на нее в течение данного периода;

    По анализу дневника самоконтроля и т.д.

    3. Этапный контроль проводят в конце каждого периода работы СМГ. Для этого сравнивают объективные показатели, полученные в покое и в ответ на стандартную функциональную пробу, относительно бывших до начала данного периода.

    Необходимо отметить, что уже на первых занятиях руководителю СМГ следует обучить занимающихся простейшим средствам оценки и контроля своего состояния: по самочувствию, пульсу и пр. Это важное обстоятельство, особенно в том случае, если больной помимо занятий со специалистом занимается еще и самостоятельно. В частности, школьники должны научиться правильно оценивать свое состояние и реакцию на нагрузку по таким критериям:

    По самочувствию (настроение, желание заниматься, аппетит, неприятные ощущения, головокружение и др.);

    По особенностям дыхания;

    По пульсу в покое и по характеру его восстановления после работы;

    По состоянию и поведению после занятия, в частности по особенностям сна, показателям пульса утром на следующий день и пр.

    Необходимость постоянного контроля школьника за состоянием своего организма, самочувствием и за динамикой нагрузок делает особо значимой роль дневника здоровья, который поможет каждому школьнику осуществлять такой контроль на протяжении учебного года. Ежедневные записи, которые он будет проводить в нем 35 , сопоставительный анализ каждого очередного результата с полученным ранее позволят школьнику не только проследить за своими успехами в повышении уровня здоровья, но и скорректировать образ жизни. Разумеется, самому ученику выполнить такие анализ и корректировку трудно, поэтому неоценимыми могут быть те консультации, которые по данным дневника он сможет получить у учителя физкультуры.

    Для педагога – руководителя СМГ важнейшим показателем эффективности его работы может быть оценка уровня здоровья. Как уже отмечалось, в основе его определения лежат функциональные показатели, резервы которых наиболее полно проявляются при физических нагрузках. Для оценки уровня здоровья можно воспользоваться одной из систем, описанных в разделе «Здоровье и болезнь».