Как нельзя наказывать ребенка? Конструктивные методы наказания ребёнка. Правила и наказания

Но самое главное, о чем нельзя забывать - наказание должно идти на благо, а не в порыве эмоций, только тогда оно будет продуктивным и поможет вам воспитать в малыше лучшие качества.

Как нельзя наказывать детей? Давайте рассмотрим 10 главных ошибок, которые допускают родители.

ОБЪЯСНЯЙТЕ ПРИЧИНУ НАКАЗАНИЯ

Перед тем, как наказать ребенка, нужно четко и внятно объяснить ему, за что он наказан. Если ребенок не поймет, в чем причина, ваши действия будут абсолютно бесполезными.

БУДЬТЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫ

Предположим, вчера вы наказали ребенка за какой-то мелкий огрех, а сегодня уже закрыли на это глаза. Объяснение этому конечно же есть: вчера вы были уставшей, болела голова, еще и начальник сделал выговор. Все это наслоилось, как снежный ком и вы «взорвались». Сегодня, когда страсти поутихли и у вас снова хорошее настроение, вы готовы прощать и нести любовь.

Такое поведение психологи называют «эмоциональными качелями», и его нужно присекать, чем раньше, тем лучше. В таких ситуациях ребенок теряется и не понимает, за что он может быть наказан, а за что нет. В последствиии, это провоцирует в малыше стрессы и тревогу.

ЗАБУДЬТЕ О ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЯХ

Любое физическое наказание - это насилие, а в насилии, как мы знаем, нет места любви. И хоть многих из нас воспитывали «ремнем», это не значит, что нужно повторять ту же методику по отношению к нашим детям. К тому же, положа руку на сердце, давайте признаем, что этот метод никогда еще не давал желаемого эффекта воспитания.

Физические наказания влекут за собой моральные и психологические проблемы в жизни ребенка. Поэтому, если ребенок провинился, используйте более демократические способы, которые дадут ему осознать свою вину. НЕ

НАКАЗЫВАЙТЕ «ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ»

Когда вы пытаетесь лишить ребенка чего-то «для профилактики», это никогда не подействует и не будет иметь воспитательного потенциала. Наказывайте кроху только за реальные огрехи и ситуации, уроки из которых он должен извлечь. Все остальное будет провоцировать только обиды.

НЕ ЗАТЯГИВАЙТЕ С НАКАЗАНИЕМ

Не вспоминайте о наказании через неделю после того, как малыш провинился. Наказание должно следовать сразу за действием ребенка, только тогда он будет поминать, за что наказан.

АЗДЕЛЯЙТЕ НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ

Ни в коем случае не забирайте подарки, которые ребенок заслужил за свои успехи, за то, что он провинился в данный момент! Как минимум, это - не логично.

Ребенок должен четко понимать, что подарки были заслужены хорошими поступками, а если он провинился сейчас, то не получит в будущем того, что хочет, а не потеряет то, что у него есть. Такая стратегия позволит ребенку отвечать за свои поступки, свои слова, контролировать свое поведение и эмоции.

НЕ МАНИПУЛИРУЙТЕ ЧУВСТВАМИ РЕБЕНКА

Не забывайте, что цель наказания - проанализировать свое поведение и сделать соответствующие выводы. Ни при каких обстоятельствах нельзя унижать ребенка, обижать его или пускать в ход эмоциональный шантаж. В этом случае овчинка выделки не стоит, так как манипуляция чувствами оставит в душе ребенка след куда глубже, чем простое наказание за ошибку.

НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ПУБЛИЧНО

Наказание ребенка при посторонних очень напоминает публичные унижения в Древнем Риме. Если решили наказать кроху, делайте это теа-а-тет, тогда это не травмирует его самооценку.

НЕ ТРЕБУЙТЕ СЛИШКОМ МНОГОГО

Всем свойственно ошибаться, а иногда родители еще и требуют от детей слишком много, и ребенок не понимает, чего от него ждут. Учитывайте возрастные и психологические особенности своего ребенка, когда решите наказать его за очередной, на ваш взгляд, огрех.

КРИТИКУЙТЕ ПОСТУПОК, А НЕ РЕБЕНКА

Никому не хочеться слышать: «Ты плохой человек», ведь ошибки совершают все. Переход на личности очень ранит и оскорбляет, порождает чувство обиды и отторжения. А вот фраза «этот поступок не очень хороший» уже не так заденет самолюбие, так как критике поддается не личность, а только один момент нашего поведения.

Воспитание детей — сложная и спорная тема. Кто-то выступает за то, что необходимо проявлять стойкость перед детскими капризами, а иногда даже наказывать малышей за шалости. Кто-то напротив отказывается от устаревшего метода «кнута и пряника» в пользу «пряника». Так надо ли наказывать детей?

Виды наказания

Условно наказания можно поделить на два вида:

  • физические
  • психологические способы.

Физические наказания сводятся к силовому воздействию на ребенка со стороны взрослого (родителя). Это могут быть пресловутые шлепки по попе или по губам, подзатыльники, легкие удары по рукам и т.д. Как правило, они предназначены только для того, чтобы проучить ребенка. Удары и шлепки не приносят боли, но показывают ребенку, что родитель доминирует и может применить это преимущество в случае непослушания.

Психологическое наказание — это крики, оскорбления, угрозы, унижения, принуждения к тем или иным действиям против воли ребенка. Но рассматривать как наказание можно лишь те ситуации, в которых родитель принуждает ребенка выполнять действия, призванные подчеркнуть статус «виноватого» и вызвать у ребенка раскаяние. Например, заточение в темной комнате.

Почему нельзя наказывать детей ?

Наказание — это действие, которое происходит после того, как ребенок провинился. Т.е. малыш отвечает за поступок «из прошлого» и уже не может повлиять на ситуацию. Из-за этого у ребенка развивается чувство, что он не может повлиять на ситуацию и просто не имеет выбора.

Наказание вызывает целый спектр отрицательных эмоций: злость, страх, стыд, вину, унижение. Находясь в таком состоянии ребенок способен воспринимать действительность только в искаженном варианте. Он не вынесет из ситуации урок, он накопит негатив, который потребует выхода. Поэтому после наказаний дети часто проявляют агрессию в сторону друзей, братьев, сестер и животных. Ломают карандаши, игрушки, рвут бумагу и в целом склонны к «разрушениям».

Применяя физическую и психологическую расправу взрослый человек формирует у ребенка страх перед силой. С детства малыш начинает чувствовать себя неуверенно, боится сделать лишнее движение и постоянно начеку. В группе людей такие детки выделяются сразу. Они очень тревожные и нерешительные создания. А вот в старшем возрасте страх перерастает в недоверие к родителям. Подросток, помня прошлый опыт наказаний, предпочитает скрыть от всех свои проблемы и провинности, чтобы избежать физического и психологического давления. Это прямой путь к непониманию и сложностями с воспитанием в переходном возрасте.

Вывод, почему нельзя наказывать детей

Наказания (в частности физические) вызывают задержку в развитии. Внутренние переживания мешают ребенку интегрироваться в общество, заводить друзей и общаться с людьми на равных правах. Он подсознательно делит людей на сильных и слабых, стараясь держаться последних, ведь слабость человека гарантирует ребенку «безопасность».

Наказание — это крайняя мера. Если использовать такой метод взаимодействия с ребенком на постоянной основе, малыш перестает реагировать на спокойные просьбы, предостережения и воспитательные беседы.

ВАЖНО! Сложно представить себе воспитание, полностью исключающее наказания. В некоторых случаях это действительно обоснованная мера. Но важно взвешивать «за» и «против», а также не совершать действия на эмоциях.

Так почему нельзя наказывать детей ? Дело в том, что даже маленький человек — это личность. И продуктивные отношения с «личностью» можно построить лишь при условии справедливости. А физическая или психологическая расправа — это отсутствие справедливости и иллюстрация к позиции «прав тот, кто сильнее».

Может ли наказание и жёсткая дисциплина быть эффективным средством, с помощью которого можно добиться хорошего поведения? Нет, считают специалисты. Наказание не может привести к хорошему результату. С его помощью можно добиться временных улучшений поведения. Метод наказания, особенно, физический, вынуждает ребёнка жить по законам силы. Это делает детей эгоистичными, равнодушными к чужой боли. И неувязка тут скрывается не в ребёнке, а в самой идее наказания.

По воззрению множества детских специалистов по психологии, опекуны не обязаны применить ни наказания, ни одобрение. Эти 2 способа манипуляции принуждают ребят повиноваться взрослым. Есть еще метод - трудиться с ребятами. Это означает, собственно что с ними надо беседовать, ориентировать, изъяснять значимые факторы, внимать их, улаживать вместе с ними их трудности.

Многие родители в целях воспитания ещё допускают шлепки. Специалисты не приветствуют этот способ наказания, считая его унизительным для ребёнка.

Большинство детей, склонных к агрессии, подвергаются телесному наказанию со стороны отца или матери. Самое печальное, что битьё не способствует приучению ребёнка к внутренней дисциплине. Если ему больно - он сосредотачивается на боли, но, не на пересмотре своего поведения.

Что же может являться альтернативой физическому и моральному наказанию ребёнка?

- Тайм-аут.

К нему нельзя прибегать часто, поскольку, отдаление родителей от детей мешает установлению доверительных отношений с ними. Для детей нет сильнее наказания, чем разлука с мамой и папой.

- Во всём видеть позитивные моменты.

Вместо: «Ты поступил нехорошо, когда ударил своего младшего брата ради книги" можно сказать: «Скорее всего, ты хотел взять эту книгу, только, не знал, как это сделать?»

Когда родители дисциплинирует детей, руководствуясь методами позитивного воспитания, то они решают сразу три проблемы:

1. Сохраняют покой и возможность адекватно реагировать на ситуацию.

2. Воспринимают ребёнка позитивно, а это значит - меняют не самого ребёнка, а его поведение.

3. Учат детей жизненным навыком.

Родители, имеющие опыт в воспитании, советуют убрать ребёнка из конфликтной обстановки. Другими словами, переключить его внимание. Некоторые взрослые считают, что при помощи истерик дети пытаются манипулировать ими. Но, это не так. Обычно дети и родители смотрят на одну ситуацию, но реагируют на неё по-своему.

Самые сложные дети требуют связи с родителями. Воспитать такого ребёнка гораздо проще, если взрослые научатся видеть причину того, что лежит в основе поведения их чада.

Если взрослые будут объяснять ребёнку причину своего решения, вероятнее всего, он изменит своё поведение в лучшую сторону.

Одни родители никогда не ругают своих детей, другие, наоборот, сразу закручивают гайки, опасаясь избаловать ребенка. Кто из них прав? Проект Дети Mail . Ru разобрался в вопросе вместе с детским психологом Кристиной Кисленко.

П рощать нельзя наказывать

Сторонники гуманного подхода отрицают любое насилие над нежной детской психикой. Такие родители стараются избегать любых конфликтов, минимизировать запреты, предоставляют полную свободу действий, опасаясь задавить ребенка, сломать его индивидуальность.

Результат предсказуем: взрослые начинают потакать всем прихотям ребенка, а тот – испытывать колоссальную тревогу от неопределенности границ.

Другие родители придерживаются стиля воспитания в духе закручивания гаек. В этом случае жизнь ребенка строго регламентирована и ограничена множеством правил и требований. А за любой провинностью неизбежно следует наказание, да такое, чтобы на всю жизнь запомнил.

Существует, конечно, и золотая середина. Нашедшие ее взрослые полагают, что воспитание ребенка подразумевает как положительные воздействия (похвала, поощрение), так и отрицательные (запрет, наказание).

Детские психологи склоняются скорее к последней позиции. С одной стороны, они признают неизбежность и необходимость наказаний в воспитательном процессе. С другой стороны, чтобы наказание было эффективным и психологически безопасным, оно, по мнению специалистов, должно иметь ряд особенностей. В чем же состоят эти особенности?

Унижать и запугивать в воспитательных целях - бесполезно

В первую очередь, родителям нужно понимать, зачем они наказывают ребенка.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы показать детям неправильность их поведения и помочь осознать причинно-следственные связи. Наказание – это своеобразный сигнал. Он помогает ребенку понять, что его поступок провоцирует неприятные последствия.

Наказание никогда не должно быть нацелено на обвинение ребенка, унижение его достоинства, запугивание. Важно помнить: действия взрослых, вызывающие у ребенка страх и обиду, совершенно бесполезны в воспитательных целях, зато разрушают доверие в детско-родительских отношениях.

За что не стоит наказывать

Вы должны четко осознавать, что можно и что нельзя. Ребенку обязательно должно быть известно, что допустимо в его поведении, а что – категорически нельзя. Только установив правила, можно требовать их исполнения .

При этом непреднамеренный проступок, совершенный по неосторожности или неумелости (случайно разбил чашку или разлил воду), не следует осуждать.

Недопустимо также ругать ребенка и за его чувства, даже самые плохие (вспышки злости, неприязнь или ненависть к какому-то человеку). Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Однако, если вы очертили для себя и для ребенка круг разрешенных и запрещенных действий, а тот намеренно демонстрирует неповиновение или нарушает ваш запрет, то наказание неизбежно.

Запрещенные приемы

Сначала – несколько слов, о том, чего не стоит делать, воспитывая детей. Психологи выступают решительно против физических наказаний. Они скорее оскорбляют и озлобляют ребенка, нежели воспитывают. И никакие для его же блага и меня били, и я нормальным вырос не способны оправдать жестокость взрослого.

Не следует наказывать ребенка криком или, напротив, молчанием. Крик способен серьезно травмировать психику и послужить источником многочисленных страхов. Нельзя бросаться и в другую крайность – лишать ребенка своего внимания, не разговаривая с ним. Детям крайне трудно выдержать бойкот, это воспринимается как серьезная угроза привязанности.

И ни при каких обстоятельствах не наказывайте ребенка угрозой перестать его любить! Я тебя больше не люблю - это крайне опасная фраза, которая разрушает буквально весь мир маленького человека.

Что же тогда делать? Психологи предлагают следующие стратегии применения наказаний.

Наказывать ребенка: как?

Позволяйте ребенку сталкиваться с естественными последствиями своего непослушания . Как известно, на ошибках учатся.

Не следует излишне оберегать ребенка (ключевое слово здесь излишне, речь не идет о действительно опасных вещах), он должен приобретать свой индивидуальный жизненный опыт. Сын тянет кошку за хвост? Оставьте нравоучения на тему что такое хорошо, что такое плохо. , поверьте, кошка сама постоит за себя.

Правильнее наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Разумеется, нужно понимать, что в этом случае называется хорошим. Это определенный запас радостей для вашего ребенка.

Пусть в его жизни обязательно будут дела, доставляющие удовольствие. Пусть они будут регулярными, но не обыденными. Чтобы ребенок знал, что если он сделает что-то запрещенное, то ему придется отменить развлечение. Подобное наказание не причиняет ребенку боль, не унижает его и не разрушает ваши отношения.

Когда конфликт будет исчерпан, помиритесь

Наказание должно быть близко по времени к нежелательному поведению. Чем меньше ребенок, тем наказание должно быть быстрее. Бессмысленно ругать трехлетку вечером за утренний проступок. Скорее всего, ребенок попросту забудет об этом, и гнев родителя вызовет недоумение или обиду.

Когда конфликт будет исчерпан, помиритесь с ребенком. Приласкайте его, поцелуйте. Абстрагируясь от ситуации, объясните, почему такие поступки в принципе недопустимы, и в дальнейшем постарайтесь излишне не муссировать эту тему.

Выстраивая свою стратегию воспитания, помните, что в основе дисциплины должны быть любовь и забота, и никак иначе. Поступки могут быть плохими. Ребенок – нет. Он должен чувствовать себя хорошим, любимым и желанным в любых обстоятельствах.

Как думаете, что хуже? А, может, вообще такой метод воспитания как «наказание детей» стоит исключить? Психолог Екатерина Кес считает, что наказание ребенка неэффективно и объясняет, почему этот проверенный годами метод не работает.

Сегодня на просторах интернета можно встретить много статей на тему « ». Меня такие статьи очень расстраивают, потому что многие родители берут такие советы на вооружение и следуют им. И поведение их ребенка становится все хуже и хуже. Наказания не помогают, а только ухудшают поведение ребенка и я это знаю точно, потому что я оказываю психологическую помощь детям и родителям уже более 15 лет.

Давайте я вам объясню, почему наказания «не работают». Но сперва мы разберемся, что такое наказание на самом деле.

Что такое наказание ребенка?

  • действия родителей, совершаемые после нежелательного «плохого» поведения ребенка;
  • как правило, не имеющее логической связи с поступком ребенка;
  • происходит неожиданно, т.е. ребенок узнает о наказании только после совершения им нежелательного действия;
  • всегда нацелено на прошлое - это кара за то, что уже случилось. При этом у ребенка нет никакой возможности что-либо исправить прямо сейчас.

Почему наказание детей не работает

Зачем вы наказываете ребенка? Какая ваша цель? Конечно, ваша цель - чтобы он больше так не делал и изменил свое поведение. То есть, ваша цель - научить ребенка вести себя по-другому, верно? С целью все в порядке. Но вот средство выбрано неверное.

Дело в том, что во время и после наказания ребенок обычно испытывает вину, страх, стыд, обиду, унижение, злость. И когда ребенок испытывает все эти чувства, он совершенно не в состоянии научиться чему-то новому, извлечь важный урок из ситуации.

А вы сами смогли бы? Подумайте только - откуда вообще взялась такая идея: «Я хочу, чтобы мой ребенок научился вести себя по-другому и научился чему-то новому. Для этого я сделаю так, чтобы ему было страшно, стыдно, обидно и больно, я унижу его и тогда его поведение изменится».