Какие были женщины в 19 веке. Cамые красивые женщины в русской истории

Всем известно, в период Средневековья люди жили в антисанитарии. Роскошные наряды и романтичная внешность умело скрывали животрепещущие проблемы, связанные с гигиеной барышень девятнадцатого века…

Прелестницы были не ориентированы на всевозможные блага цивилизации, которыми пользуются современные леди. Сложно вообразить как страдали женщины в повседневной жизни по части гигиены… Две сотни лет назад победить запах пота было практически невозможно, а систематическое омовение пикантных мест полагали приводило к бесплодию!


Просто окунуться в горячую водичку и расслабиться не удавалось. В сокровенных мечтах дамы не могли предположить подобное наслаждение… Достоверно известно, большинство представительниц слабого пола добровольно не окунулись бы в ванну!

В Европе существовал, миф будь-то с водой, через поры инфекция проникает в организм, поэтому мылось население крайне редко…

Считалось, что от частого мытья — одни неприятности, да еще и возможный вред здоровью…

Вот и приходилось докторам буквально уговаривать своих пациентов. Например Фридрих Бильц в конце XIX в увещевает немцев в своей книге «Новое естественное лечение»:

«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».


Немного раньше даже монархи мылись все по паре раз за всю жизнь: так в XV в. Изабелла сознавалась, что была вымыта только дважды: при рождении и перед свадьбой. Людовика ХIV заставили искупаться врачи, но мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься…

До ХVIII века ополаскивали только руки и область рта. Регулярно мыть всё лицо не советовали доктора — считали, что это грозит воспалениями или потерей зрения.

Но и к XIX веку ванны принимали в основном по причине болезни — если их прописывал врач. Горячие или холодные, с добавлением солей, по минутам… А так обходились умыванием рук и лица, ну еще порой обтиранием влажным полотенцем.


Зато пользовались популярностью душистые настои трав, розовая вода, подушечки с сушеными ароматными травами в одежде…

Духи, кстати, во времена Людовика XIV даже были предписаны королевским указом! Без них являться ко двору не позволялось — надо было чем-то заглушать «ароматы» немытых аристократов…

И только к середине девятнадцатого столетия, когда окончательно установили роль бактерий и грязи в развитии заболеваний, регулярное омовение стало принимать массовый характер.


Хуже мытья могли оказаться только книги! Доктора утверждали, что особо опасно чтение, — как и прочая, не дай бог, умственная деятельность — для дам в критические дни, когда моральное перенапряжение опасно для здоровья…

Кстати, те же духи перебивали, конечно, неприятный запах тела, затянутого в корсеты и тесные наряды из многослойных тканей, но не устраняли его окончательно.

Только к 1888 г. наконец придумали способ бороться именно с запахом пота и выпустили первый дезодорант. Впрочем, он показался бы нам малоэффективным… До антиперспиранта, который сокращал бы выделение пота, додумались только к 1903 году.

Вошедшие в XVIII веке в моду грандиозные прически были очень трудоемки: волосы в них укладывали профессиональные парикмахеры по нескольку часов. Чтобы вдоволь пощеголять с такой красотой наподобие вавилонской башни или корабля на голове, красавицы и спали-то на специальных подставках для прически. Естественно, такое художественное произведение не разбирали неделями и месяцами.


Ну и неудивительно, что эти творения становились рассадником кусачей живности, если вообще не превращались в мышиное гнездо))) Вот в Средние века испанки натирали волосы против вшей чесноком. А дочь одного из французских королей даже погибла от собственной вшивости.


Ну, для того, чтобы почесать голову, у знатной дамы были специальные палочки… А если уж дело доходило до мытья — обходились мылом. Иногда — специальным для волос… Как будто бы что-то могло еще тут помочь!


Использовали также разные домашние средства: золу, горчицу и так далее. Шампунь, который позволял как следует промыть волосы и сделать их упругими и блестящими, придумали только к концу XIX в.

Шелковые нижние рубашки, кстати, появились именно потому, что за их скользкую ткань не могли уцепиться вши и блохи. Такое белье помогало состоятельным дамам оберегать себя от кровососов.

Вплоть до 1920-х годов женщины, особенно знатные, появлялись на людях только в закрытой одежде. Поэтому волосы на теле они не трогали.

Вот мыла для поддержания дамской красоты в XIX веке выпускали достаточно, причем разных сортов…


Естественно, никаких готовых одноразовых гигиенических средств для критических дней в продаже не было. Женщинам приходилось пользоваться кусками ткани или специального войлока. Небогатым приходилось эти импровизированные прокладки стирать и сушить.

Привычной нам туалетной бумаги в Европе тоже не было… Это в Китае ее начали выпускать еще в VI веке! А уже в 1391 году для императора и его двора, согласно хроникам, было специально изготовлено около 750 000 листов этого средства гигиены. Европейцев же впервые удивил знакомством с ней в 1857 году предприниматель из Германии. А похожую на современную — мягкую и в рулонах начали производить только в1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты…


Да уж, действительно, оставаться красавицей в те времена было совсем не просто!


Будьте интересными вместе с

Эти женщины кружили головы мужчинам почти 2 века назад!

Лиллиан Расселл

Лиллиан Расселл была первой американской звездой в современном понимании этого слова. Несколько десятилетий её имя ассоциировалось с жанром оперетты, она появлялась в водевилях, танцевала и пела в варьете. И неизменно приводила публику в неописуемый восторг. Говорили, что ей достаточно выйти на сцену и просто полировать ногти - публика всё равно с замиранием сердца следила за каждым её жестом. Настолько она была хороша.
Кроме того, Рассел была убеждённой феминисткой и «иконой стиля». Современницы актрисы изо всех сил старались перенять её манеру одеваться и держать себя, даже её взгляды.

Фанни Кембл


Кроме того, что Фанни Кембл была красавицей и одарённой актрисой, она прославилась ещё и своими литературными сочинениями, в которых пропагандировала антирабовладельческие взгляды.

Лотта Крабтри


Американская актриса Лотта Крабтри обладала редким сочетанием незаурядной внешности, весёлого нрава и острого ума. У неё были явные склонности к инвестиционной деятельности, не говоря уже об иностранных языках, живописи и верховой езде.

Мэри Андерсон



Мэри Андерсон - тоже актриса, прославившаяся ролями в шекспировских постановках. Её актёрское образование ограничилось десятью уроками у актёра Джорджа Вандерхоффа. Этого оказалось достаточно (вкупе с классической красотой, несомненным талантом и выразительным голосом) чтобы завоевать сердца публики на двух континентах.

Энн Сазерленд


Это сейчас, в эпоху интернета, каждый желающий может любоваться фотографиями красоток разной степени обнажённости сколько угодно. В 19 веке с этим было намного сложнее. Поэтому такой большой популярностью пользовались коллекционные карточки с изображениями женщин, которые вкладывались в пачки с табаком. Энн Сазерленд была одной из самых популярных «табачных» моделей.

Эвелин Несбит



Задумчивая, скучающая, надменная - таких эпитетов удостаивалась одна из самых знаменитых натурщиц 19 - начала 20 веков Эвелин Несбит.
Во времена Несбит её изображения появлялись практически везде - от живописных полотен до фотографий, игральных карт и почтовых открыток.

Айседора Дункан



Из всего нашего списка имя Айседоры Дункан, пожалуй, больше всего «на слуху». Знаменитая танцовщица положила начало новому направлению в искусстве. Она считала, что танец - не просто идеально выполненный набор заученных движений, а свободное продолжение движений исполнителя, свободное выражение его собственных чувств.

Билли Барлоу


Как и Лиллиан Расселл, Билли Барлоу прославилась, выходя на сцену в опереттах, водевилях и везде, где нужно было петь, танцевать и демонстрировать точёные ножки в чулках. Она объездила с гастролями чуть ли не весь мир и везде сводила публику с ума, особенно, ясное дело, мужчин.

Хелен Анна Хельд


Хелен Анна Хельд - ещё одна красавица 19 века, чья кокетливость и готовность демонстрировать ноги позволили ей снискать славу «похитительницы мужских сердец».
Она блистала на Бродвее, и толпы поклонников готовы были не всё, чтобы только попасть на её представление.

Лили Лангтри


Лили Лангтри была выдающейся женщиной. Она была красивой, умной, страстной, успешной в делах и невероятно удачливой.
Не успев показаться в высшем обществе, она с ходу очаровала принца Уэльского и будущего короля Англии Эдварда VII и стала его фавориткой. Портрет Лили кисти известного художника Джона Миллеса был признан «картиной года». Чуть позже судьба подарила ей встречу с Оскаром Уайльдом, который помог ей стать актрисой. У неё было всё, о чём она только могла пожелать - огромная яхта, два шикарных особняка по обе стороны океана, толпы поклонников и даже собственный театр.

В начале XIX века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях…

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни.

Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона

«Портрет мадам Рекамье» — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная в 1800 году.

Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока.

Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды.

Тереза Кабаррюс

Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.

Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» — столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см.

Владимир Иванович Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.

Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

В.Гау. Наталья Николаевна Гончарова . 1842-1843 гг.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.

Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

Камилла Клодель

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.


В 1906 г. была издана книга «Жизнь «Ивана» Ольги Семеновой-Тян-Шанской , дочери знаменитого путешественника, где приводятся интересные, иногда шокирующие факты о жизни и быте женщин в русской деревне конца XIX века . В то время книга не получила широкой известности, а после революции о ней и вовсе забыли. Только в наши дни она была переиздана, самые интересные фрагменты – далее в обзоре.



В некоторых деревнях до сих пор (1890-е) держатся обычаи «просватывать» девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так невеста 14-15 лет и жених лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.





Раньше (в 1860-70-х годах) выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого (т.е. парня) же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила. Теперь (1890-е) выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.





Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Обычно на таких «улицах» завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, «которую любили». Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.



С «распутевыми» девками или бабами чинится иногда расправа. «Распутевой» называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне. Девка, у которой один любовник, уже не считается «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут.





Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит. Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идет через 5-7 дней после родов.



После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через 2-3. Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: «Аксинья, иди-ка сюда», – и все тут.



В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном – часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.



Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!». Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.



Сохранилось довольно много документальных свидетельств о жизни в деревнях того периода –

Россия всегда славилась красотой своих женщин. И были в русской истории красавицы, устоять перед которыми не могли ни цари, ни простые смертные.

Анастасия Захарьина-Юрьева

Из огромного количества претенденток, доставленных на смотрины невест со всей Руси, Иван Грозный выбрал именно Анастасию. Сложно с уверенностью сказать, что в большей степени повлияло на выбор царя.

Возможно, акцентировал внимание 17-летнего жениха на одной из тысячи красавиц его опекун – Михаил Юрьевич, который приходился Анастасии дядей.

Известно, что царица была невысокой. Правильные черты её лица обрамляли длинные густые волосы темно-русого цвета. Как писал Карамзин, «современники приписывали ей все женские добродетели», красота же считалась «необходимою принадлежностью счастливой Царской невесты».

Ей удалось покорить не только сердце мужа, но и завоевать всенародную любовь. И сделать это, будучи только красивой, вряд ли было возможно. Её образ стал символом мудрой женщины, способной, как писал Дорсет, «с удивительной кротостью и умом» управлять вспыльчивым мужем.

Мария Нарышкина

Казалось, не было при дворе Екатерины II человека, который бы промолчал о красоте молодой фрейлины – Марии Четвертинской. Державин писал: «Черными очей огнями, грудью пышною своей она чувствует, вздыхает, нежная видна душа, и сама того не знает, чем всех больше хороша».

Кутузов шутил, что если среди женщин есть такая как Мария, то их стоит любить. Ее красота была совершенной, и как писал один из современников, «казалось невозможною».

В 16 лет она выходит замуж за князя Дмитрия Нарышкина, а спустя некоторое время становится фавориткой царя Александра I. Их отношения продлятся 15 лет. В семье Нарышкиных будет четверо детей, и только первую дочь Марину Дмитрий Львович будет считать своей (хотя, по слухам, и её отцом был бывший фаворит царицы – Платон Зубов).

Юлия Вревская

Баронесса Вревская на протяжении двух десятилетий считалась первой петербуржской красавицей.

В стихотворной прозе её друг Тургенев писал, что «дамы ей завидовали, а мужчины за ней волочились».

Соллогуб говорил о её пленяющем образе, в котором очаровывала не только внешность, женственность и грация, но и «бесконечная приветливость и бесконечная доброта».

Но скуку высшего света фрейлина Вревская в 1877 году без раздумий сменила на жизнь истинную.

Во время Русско-турецкой войны она стала сестрой милосердия и посвятила себя служению ближнему, «не ведая другого счастья». В то время как высший свет злословил по поводу «экстравагантной выходки», баронесса ходила за ранеными, меняя повязки на протяжении пяти часов, спала на соломе, ассистировала при ампутациях, выносила с поля боя солдат.

Они же в феврале 78 года копали мёрзлую землю и несли гроб с телом «сестрёнки», когда во время эпидемии сыпного тифа Юлия Петровна скончалась.

Варвара Римская-Корсакова

«Татарская Венера» - так называл юную красавицу Париж середины XIX века.

Провинциалка из Костромской губернии покорила не только обе российские столицы, но и Европу.

Она блистала, по словам князя Оболенского, «на приморских купаньях, в Биарице и Остенде». Один из портретов кисти Франца Винтерхальтера до сих пор очаровывает посетителей парижского музея Орсе. Она соперничала с супругой Наполеона Бонапарта Евгенией, а популярности Вареньки могли бы позавидовать сегодняшние «светские львицы».

Остроумные шутки Варвары Дмитриевны передавали из уст в уста, а поклонники неустанно восхищались «прекраснейшими ногами в Европе».

Откровенные наряды звезды высшего света не раз становились причиной скандала. Однажды ее якобы попросили удалиться с бала по причине «чересчур прозрачного платья». На бал-маскарад зимой 63 года она прибыла в наряде жрицы Танит, который был сшит из газовой ткани.

Когда же очередной воздыхатель звал ее под венец, русская богиня каждый раз отвечала: «У меня муж красавец, умный, прекрасный, гораздо лучше вас».

Зинаида Юсупова

Красота одной из богатейших аристократок России не могла оставить равнодушным. Вот как писал о своей матушке сын Феликс: «Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами».

Великолепная внешность дополнялась острым умом, образованностью и добротой. Зная о своих достоинствах, княгиня никогда не кичилась ими, демонстрируя окружающим простоту и скромность.

Обладая лучшими в мире драгоценностями, она надевала их только по особенным случаям, предпочитая скромные платья с минимумом украшений.

Княгиня Юсупова была очень артистичной. На одном из балов государь попросил её исполнить «Русскую». Пляска покорила всех настолько, что её вызывали на бис ещё пять раз.

Сам Станиславский уверял, что подлинное назначение Зинаиды Николаевны – сцена. Но она предпочитала выступать в роли благотворительницы, поддерживая чужой талант, а не демонстрируя собственный.

Матильда Кшесинская

Она могла бы никогда не стать «украшением и славой русского балета», если бы не увидела танец итальянской Вирджинии Цуки.

Позднее в своих мемуарах Кшесинская напишет об «изумительной мимике, которая придавала классическому танцу необычайное очарование».

Несмотря на низкий рост и «полноватые ножки», она покорила членов приемной комиссии Императорского театрального училища «горящими глазами и очаровательными манерами».

Современники часто говорили о ее глазах: «темных, блестящих, напоминающих две сладостные бездны». Единственная на тот момент балерина, исполняющая фуэте в 32 оборота, она заставляла зал замирать от восторга. Среди поклонников балерины - будущий Николай II, а также великие князя Сергей Михайлович и Андрей Владимирович.

Вера Холодная

Ей было отпущено судьбой всего 26 лет, но за это время из необычной девочки с прекрасным аппетитом она превратилась в королеву русского немого кино с многомиллионной армией поклонников.

Впервые встретивший Веру режиссер Гардин описал ее красоту как «манящую и отравляющую» одновременно.

Чтобы «увидеть Холодную», люди выстраивались в огромные очереди. В Харькове, например, штурмовавшую кинотеатр толпу усмиряли конные драгуны, а руководству потом пришлось вставлять разбитые стекла и менять сорванные с петель двери.

Сама же актриса удивлялась такой популярности. Иногда она отправлялась на показ фильма со своим участием, чтобы понаблюдать за реакцией публики. За четыре года съемок ее глаза библейской мученицы и капризно изогнутая линия рта смогли полностью покорить публику, забывавшую в синематографах об ужасах Первой мировой и смуте 17-го.