Ожидание чуда: поиграем с детьми в Новый год! Танец со снежками. Приложения к проекту "Новый год у ворот"

Но найти новогодние детские книги, сюжет которых не был бы связан с Дедом Морозом или Санта-Клаусом, непросто. Многие не представляют себе Новый год без Деда Мороза, однако, всё больше родителей по всему миру, а тем более родителей, выбирающих путь Монтессори, рассказывает детям правду о том, что на самом деле этого персонажа не существует и подарки под ёлку кладут мама и папа. Дед Мороз - это такая традиция. И можно ей следовать, а можно договориться, что ожидание Нового года и его празднование - чудесное время, которое мы проводим с семьёй и дарим друг другу любовь и тепло.

Мы надеемся, наша подборка поможет создать волшебную атмосферу этого особенного времени, в которую взрослые могут окунуться вместе с детьми, не заостряя внимание на Дедушке Морозе и сказочных персонажах.

Новогодние книги для малышей от рождения до трёх лет

В этом возрасте нам необходимо давать ребёнку максимально точное отражение реальности. Главные вопросы, которые интересуют малыша: «Что вокруг меня и для чего это нужно?» Поэтому особое внимание обращайте на иллюстрации: они должны быть правдоподобными - оставим летящего по небу на оленях Санту на потом. Тексты - небольшие и понятные, дающие представление о зиме, празднике и его атрибутах.

Плотные страницы, яркие фотографии, короткие тексты - то, что нужно годовалому малышу. Рассматривайте картинки и изучайте предметы вместе:

  • «Мир вокруг меня. Новый год. Фотокнига» (Татьяна Коваль)
  • «Мир вокруг меня. Разноцветный Новый год. Фотокнига» (Татьяна Коваль)

Дети постарше, 2–3 лет (и после трёх тоже), любят рассматривать книги-виммельбухи и книги с большим количеством деталей, которые нужно находить, показывать и называть, а в более старшем возрасте сочинять истории про персонажей.

  • «Однажды зимой» (Елена Запесочная)
  • книжка-картинка «Однажды в городе» (издательство РОСМЭН)
  • «Зимние приключения. Рассказы по картинкам с наклейками» (Елена Запесочная). В некоторой степени это адаптированный к российским реалиям вариант известной «Зимней книги» Ротраут Бернер. В ней присутствуют наклейки Деда Мороза со Снегурочкой, которые родитель может убрать.
  • «Зима. Находилки-развивалки» (Бьянка Минте-Кениг, Ханс-Гюнтер Деринг). Обращаем внимание родителей: так как это перевод, на одной из страниц присутствует упоминание зелья из омелы. Это типично для немецкой культуры и непривычно для нас. Можно будет рассказать об этом малышу.

Стихотворения для создания особенного зимнего настроения:

  • «Снежный кролик» (Ольга Высотская)
  • «Зимние забавы» (Евгений Мигунов)
  • «Дело было в январе» (Агния Барто)
  • «Скоро, скоро Новый год!» (NosyCrow)

Новогодние книги для детей от 3 до 6 лет

В этом возрасте детей уже всё больше занимает сюжет. Им интересны ответы на вопросы «почему» и «откуда». Они по-прежнему с удовольствием исследуют мир вокруг. И стоит родителям поддержать их в этом, как дети откроют для себя много нового.

Поэтому начать список хотелось с книжек, раскрывающих секреты привычных вещей. Например, как возникает снежинка и как получается, что у снежинок всегда шесть граней? Откуда берётся снег и почему он хрустит под ногами? Почему лёд скользкий?

  • «Снег. Зимнее чудо» (Марк Кассино, Джлн Нельсон)
  • «Книжка про снежинки» (Ольга Дворнякова) Заинтересует как 5–6-летних детей, так и тех, кто постарше. Каждый возьмёт из неё что-то своё.

Зимние истории могут быть по-настоящему завораживающими, идёт ли речь о жизни животных или о двух маленьких братьях Чуке и Геке.

  • «Кто как зимует» (Юлия Смирнова)
  • «Чук и Гек» (Аркадий Гайдар)

Около 5 лет ребёнок начинает чётко отличать реальность от выдумки. В этот период можно начинать читать сказки. В декабрьские дни помогут создать новогоднее настроение сказки:

  • «Мороз Иванович» (Владимир Одоевский)
  • «Сказка о маленькой Ёлочке» (Марина Аромштам)
  • «Снежный шар» (Ольга Фадеева)
  • «Ёлка, кот и Новый год» (художник Мария Павлова)
  • «Однажды зимней ночью» (Ник Баттерворт)

  • «Зимние стихи и сказки» (художники Лидия Гладнева, М. Афанасьева, В. Перцев)
  • «Зимние стихи» (художник В. Белоусов)
  • «Мороз и солнце. Стихи русских поэтов о зиме» (художник Владимир Канивец)
  • «Волшебница зима» (художник Елена Дроботова)
  • «Очень весело зимой. Снежные истории для малышей» (Михаил Яснов)

Ближе к 5–7 годам дети начинают интересоваться происхождением Нового года, традициями празднования в разных странах. Это хорошая возможность поговорить о том, что «Деды Морозы» в разных культурах имеют свои отличительные особенности.

  • «Как отмечают Новый год и Рождество дети по всему миру» (Павла Ханачкова)
  • «Дед Мороз и его братья. Зимние волшебники России» (Ольга Колпакова)

Об истории и традициях праздника можно узнать и необычным способом - через детективную историю «Новый Год. Жутко запутанное дело» (Яков Аким, Виктор Драгунский, Антон Золотов).

И конечно, декабрь - замечательное время, чтобы вместе с детьми своими руками создать ту волшебную атмосферу праздника, которая запомнится на всю жизнь.

  • «Простые снежинки»
  • «Флажки на ёлку. Комплект флажков на ёлку» (художник Мария Павлова)
  • «Новогодние украшения» (Татьяна Кожевникова).

Творческие задания, игры для дома и улицы, полезные идеи по подготовке к Новому году для 5–6 лет и старше:

  • «Занималки. Зима. Увлекательные занятия для детей и родителей» (Нина Сурова, Филипп Суров)
  • «Замечательное время. Зима» (Ксения Дрызлова)

Новогодние книги для детей от 6 до 12 лет

В этом возрасте дети задаются вопросами: «В чём причина?», «А что будет, если?..», «Как бы поступил я?». Юных исследователей всё больше интересует мир отношений между людьми. Любая история станет поводом для обсуждения добра и зла, справедливости и милосердия, любви и дружбы. Наряду с этим, дети продолжают увлечённо изучать, как устроен мир.

Как отмечали зимний праздник наши предки? Какие традиции дожили до наших дней, а какие возрождаются или появились только сейчас? Почему мы празднуем и Рождество, и Новый год? Ответы на эти вопросы:

  • «Ёлка. Сто лет тому назад»
  • «Ёлка. Новейшее издание для подарка в стихах и прозе»
  • «Ёлка. Старинная забава» (А. Смирнов)
  • «История новогодней ёлки» (Александр Ткаченко)

Мир людей и отношений устроен гораздо сложнее, чем мир природы и техники. Как найти в нём своё место, как отличить хорошее от дурного, как разобраться в своих переживаниях, что такое дружба, любовь и справедливость - всё это может стать темой для обсуждения во время чтения новогодних историй и сказок:

  • «Бенгальские огни» (Николай Носов)
  • «Как устроить праздник» (Анна Ремез)
  • «Рождество в северных льдах» (Марина Алешина)
  • «В гостях у белого медведя» (Олег Бундур)
  • «Ключ от ёлочного сундука» (Екатерина Медведева)

  • «Кукла рождественской девочки» (Юлия Насветова, Лидия Авилова)
  • «Путешествие самой маленькой снежинки» (Елена Первушина)
  • «Чудесный доктор» (Александр Куприн)
  • «Девочка со спичками» (Ханс Кристиан Андерсен)
  • «Снежная королева. Щелкунчик и Мышиный Король» (Эрнст Теодор Амадей Гофман, Ханс Кристиан Андерсен)
  • «Нас вызывает Дед Мороз, или История о Капельке, её друзьях и о том, как важно найти свой талант» (Ирина Данилова)

Детям, которые хотят украсить дом к празднику своими руками, предложите:

  • «Чудо своими руками. Новогодние игрушки» для 7–9 лет (художник McLelland Kate)
  • «Чудо своими руками. Волшебные птицы» для 7–9 лет (художник Ingram Zoe)
  • «Снежинки из бумаги «Зима». Набор для вырезания» для 10–12 лет (А. Зайцева)

Празднование Нового года дома в кругу семьи можно сделать интересным и незабываемым, если каждый примет участие в подготовке игр, загадок и фокусов с комплектом из 50 брошюр «Новый год в кругу семьи» (Наталья Крупенская). Будет интересен детям от 6–9 лет.

Надеемся, обзор детских новогодних книг будет полезен. Поделитесь в комментариях своими любимыми книжками, которые вы с особой радостью читаете вместе с детьми в предновогодние дни.

Иллюстрации: Монтессори.Дети

В волшебство новогодней ночи верят все – и взрослые, и дети. Мамы-папы загадывают желания под бой курантов. Ребятишки – все, от мала до велика – пишут Деду Морозу письма. А потом с нетерпением ждут, когда добрый старичок со своей внучкой заглянут и к ним на огонек. С поздравлениями и, конечно же, с полным мешком подарков.

Новый год для детей: ожидание чуда

Удержи-ка снежинку

Из небольших комочков ваты сделайте «снежинки» и раздайте их по одной каждому участнику игры. По команде, все игроки подбрасывают свои «снежинки» вверх и начинают на них дуть, пытаясь без помощи рук удержать их в воздухе. Выигрывает тот участник, снежинка которого дольше всех парила в воздухе.

Главное - не засмеяться

Участники пишут на листиках бумаги по одному слову новогодней тематики (снежинка, сосулька, елка, Снегурочка, Дед Мороз, снеговик, гирлянда и т.п.). Листики нужно сложить в коробку и перемешать. Затем каждый игрок вытягивает один листик и про себя читает, что там написано. Ведущий задает участникам заранее подготовленные вопросы. На которые игроки должны отвечать всегда одним словом. Тем, которое написано на их листике. К примеру:

Как тебя зовут?

Снеговик.

Что ты съел сегодня на обед?

Снеговик…

Выигрывает тот, кто ответит на все вопросы ведущего и, при этом, не засмеется.

Танцор в шляпе

Играет новогодняя музыка. Все танцуют вокруг елки. Ведущий надевает шляпу то на одного танцора, то на другого. Тот, на кого надели шляпу, должен показывать различные танцевальные движения, а остальные – за ним повторять.

Действующие лица:

Взрослые
Ведущий
Метель
Дед Мороз

Дети:
Елка
Винни-Пух
Пятачок
Снегурочка
Снежинки


Ведущий:
Празднуем сегодня мы
Любимый праздник детворы.
Мы костюмы все надели.
Новый год ведь, в самом деле!


Дети читают стихи о зиме.


1-й ребенок:
Земля застыла и стоит,
И подо льдом речушка спит.
Кругом снега, кругом бело,
Сугробами все замело.


2-й ребенок:
В лесу под солнцем снег блестит,
О чем-то с небом говорит.
А на снегу заметен след -
То волк искал себе обед.


3-й ребенок:
Зайчишка белый притаился,
Под кустиком он схоронился.
Не бойся, зайка, снег всегда
От волка сбережет тебя.


4-й ребенок:
Морозным утром воронье
Все спорит в небе о своем.
И этих споров всех не счесть -
За зиму надо все успеть.


5-й ребенок:
Вот она, зима, какая,
И, наверное, не злая.
Просто малость горделива,
Но свежа, бела, красива.


Ведущий:
Что ж, вставайте, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки.
Соберемся в хоровод,
Славно встретим Новый год!


Исполняется хоровод, после которого дети рассаживаются на стульях.


Ведущий:
Вы веселые такие,
До чего же озорные!
Вы немного отдохните
И на елочку взгляните.


Появляется Елка.


Елка:
Я пришла на этот праздник
Со звездою ярко-красной.
Звездочка блестит моя,
Поздравляю вас, друзья!
Пусть блестят игрушки,
Спойте мне частушки!


Дети исполняют частушки.


1-я Снежинка:
Мы частушки пропоем,
Пусть заходят в каждый дом,
В каждую избушку
Елочной игрушкой.


2-я Снежинка:
Маша елку наряжала,
Полчаса шары искала.
А шаров-то этих нет, -
Мышка съела их в обед.


3-я Снежинка:
Глеб орешек расколол,
Бросил скорлупу на пол.
Глебу б елку наряжать,
А надо мусор убирать.


4-я Снежинка:
А Марине подарили
Плюшевую кошку.
«Вискас» для нее купили,
Положили в плошку.


5-я Снежинка:
Любит Коля шоколадку,
Но не любит он зарядку.
Ах, ты, Коля, ах, лентяи!
Шоколад лишь подавай!


6-я Снежинка:
Деду Морозу наш Павлушка
Подарить решился кружку.
Но пока ее тащил,
Стукнул где-то и разбил.


7-я Снежинка:
Хороши у нас частушки,
Как на елочке - игрушки.
И такая красота
Будет с этих пор всегда!


Ведущий:
Кто-то вновь стучится к нам.
Очень рады мы гостям.
Заходите, заходите,
Поздравленья приносите!


Входят Винни-Пух и Пятачок.


Винни-Пух:
Пришли мы в гости к нам, ребята,
И угостить нас медом надо.
А мы за это с Пятачком
Игру задорную начнем.


Дети начинают играть.


Ведущий:
Ой! Что-то вдруг похолодало!
Хотя зиме пора настала,
Но в нашем зале ведь тепло.
Так что ж нам холод принесло?


С шумом открываются двери, и в зал влетает Метель. Исполняется танец Метели.


Метель:
Я - Метелица белая,
Поначалу несмелая.
Но когда разгуляюсь,
В белый танец пускаюсь!
В шубы кутайтесь и шапки!
Я снежок сгребу в охапку.
Буду дуть я на прохожих,
Всех сейчас я заморожу!


Игра «Заморожу».

Дети, стоя в кругу, выставляют вперед руки. Дед Мороз старается дотронуться до рук, но дети должны их быстро убирать.


Ведущий:
Ничего не понимаю!
Ты зачем детей пугаешь?
Мы на праздник собрались,
Поскорее извинись.


Метель:
Мне ведь тоже нелегко,
Улечу я далеко.
Здесь меня ругают,
Даже выгоняют.


Ведущий:
Мы тебя не выгоняем
И на танец приглашаем.


Исполняется танец Метели с детьми. После танца в зал входит Снегурочка.


Снегурочка:
Здравствуйте, ребята!
Видеть вас я рада!
Сколько дней издалека
Я на этот праздник шла!
Вы меня к себе позвали,
И теперь я с вами в зале.


Замечает Метель.


Здравствуй, милая Метелица,
Снежная моя умелица!
Молодец, что прилетела
И теперь танцуешь смело.
В Новый год все отдыхают,
Пляшут, песни распевают.


Дети поют песню о зиме по выбору музыкального руководителя.


Метель:
Не хочу я песни петь,
Не хочу детей я греть!
Буду лучше холодить,
Стужу, ветер разносить!


Снегурочка:
Что с тобою приключилось?
Почему ты изменилась?


Метель:
Не учи меня, как быть!
Буду, буду холодить!
Ты красавица? И что же?
Вот тебя я заморожу!


Начинает кружить вокруг Снегурочки и замораживает ее. Снегурочка застывает на месте.


Ведущий:
Что ж, Метель, ты натворила?
Ты Снегурочку сгубила!
Ты исполнила угрозу...
Что сказать Деду Морозу?

Метель:
Ничего теперь не знаю,
И вообще - я улетаю!


Уходит.


Ведущий:
Как Снегурку разморозить?
Как же лед с нее мне сбросить?
Вот сейчас снежинки наши
Танец сказочный покажут.
Может быть, они станцуют
И Снегурку расколдуют?


Танец снежинок.
После танца Ведущий обходит Снегурочку со всех сторон.


Ведущий:
Ничего не помогает,
Лед на ней никак не тает.


Елка:
Эй, ребята, помогайте
И Снегурку выручайте!
Прочитайте ей стихи.


Дети читают стихи.


Ведущий:
Не тают сосульки на Снегурочке, ничего ей не помогает.


Появляется Винни-Пух.


Винни-Пух:
Все равно тот лед растает,
Мы загадки загадаем.


Винни-Пух и Пятачок загадывают загадки.


Винни-Пух:
Кто на крыше обитает?
Кто по воздуху летает
И пропеллер на спине?
Это кто? Скажите мне!
(Карлсон)


Пятачок:
Что за вредная старуха
Из рогатки бьет в окно?
Вы скажите Винни-Пуху
Про старуху. Это кто?
(Старуха Шапокляк)


Винни-Пух:
Он ничего совсем не знает.
То на луну он улетает,
То всем мешает, то шалит,
Но как забавно говорит!
(Незнайка)


Пятачок:
Он когда-то был игрушкой,
Даже имени не знал.
И его большие ушки
Каждый в детстве рисовал.
(Чебурашка)


Ведущий:
Все равно она не тает.
И загадки не спасают.


В зале вновь появляется Метель.


Ведущий:
Ты зачем опять пришла,
Холод, стужу принесла?
Вон Снегурочка стоит
И под снегом вся дрожит.
Расколдуй ее скорей
И сосульки все разбей!


Метель:
Ой! Меня вы извините,
Не ругайте, не браните.
Перед всеми виновата.
Разморозить я бы рада,
Но когда я уходила,
Колдовство свое забыла.
Дед Мороз один теперь
Здесь помочь сумеет ей.


Ведущий:
Ну, что, ребята, поможем Снегурочке? Позовем Деда Мороза? Все вместе!


Дети зовут Деда Мороза.
За дверью слышны тяжелые шаги. Появляется Дед Мороз.


Дед Мороз:
Дорогие ребятишки,
Я принес игрушки, книжки.
Всем в мешке подарки есть,
А от вас - стихи прочесть.


Замечает застывшую Снегурочку.


Что такое вижу я?
Это ж внученька моя.
Подожди, сейчас тебя
Быстро расколдую я.


Дует на Снегурочку, она оживает.


Метель:
Больше я шалить не буду,
Колдовство свое забуду.
Стану людям помогать
Снег с дорожек убирать.


Дед Мороз:
Хорошо, тебя прощаем,
Только всем ты помогай.
Не морозь ты детям щеки,
Не гоняй ты ветер строгий,
С детворой всегда дружи,
Все снежком припороши,
Чтоб могли на санках мы
Покататься средь зимы.
А сегодня Новый год
Уж глядит к нам из ворот.
Скоро, скоро он придет,
Смех, улыбки принесет.


Снегурочка:
Вы желанья загадайте
И во сне их прочитайте.
Сбудутся желанья ваши,
Пети, Тани, Кати, Маши,
И пускай на всей планете
Веселятся с нами дети.
И пускай тепло сердец
Лед растопит, наконец.


Дед Мороз:
С Новым годом поздравляю,
Быть веселыми желаю!
Потому что Новый год
Всех избавит от хлопот.

Звучит завывание вьюги. В зал залетают две искорки, разлетаются по разным углам.

1 искорка: Ау!

2 искорка: Ау!

1 искорка: Ты здесь?

2 искорка: Я здесь.

Подлетают друг к другу. Оглядываются по сторонам.

1 искорка: Ах, Куда же мы попали?

2 искорка: Мы в большом просторном зале.

Помнишь, мы с тобой летели –

Мимо сосен, мимо елей.

Это Дедушка Мороз

Нас с тобой сюда принёс.

1 искорка: Значит, это детский сад?

Только нет здесь ребят…

2 искорка: Всё готово, что ж мы ждём?

Мы сюда их позовём,

Скажем мы, что Дед Мороз

Ёлку в детский сад принёс.

1 искорка: Все скорей сюда бегите

Собирайтесь в этот зал,

Если видеть вы хотите

Новогодний карнавал!

2 искорка: Приглашаем только тех,

Кто смеётся громче всех,

Кто здесь спляшет и споёт,

Хороводы заведёт.

Обе искорки: Громче музыка играй,

Ёлочка, гостей встречай !

Дети вбегают под музыку в зал и становятся вокруг ёлки.

Ведущий. Добрый и загадочный,

Озорной и сказочный,

Праздник, словно снежный ком,

Прикатил в наш светлый дом.

1ребенок: Словно в сказку мы попали,

Как красиво в нашем зале!

Все сверкает и поет,

Здравствуй праздник – Новый год!

2 ребенок: Скоро вместе с нами будет

Наш любимый Дед Мороз.

Никого он не забудет,

Привезёт подарков воз.

3 ребенок : Папы, мамы с нами рядом,

Мы встречаем Новый год!

Он и взрослым и ребятам

Много счастья принесёт!

4 ребенок : И сегодня, в день чудесный

Заведём мы хоровод.

Запоём мы дружно песню,

Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Хоровод «На пороге Новый год»

муз. и сл. Е. Лагутиной

дети садятся на стульчики

Ведущий: В праздник ёлки новогодней

Сказка не кончается.

Возле ёлки новогодней

Сказка продолжается.

На лесной полянке – вековые ели.

Замело тропинки белою метелью.

В домике из льдинок, Снегурочка живёт,

Скрипнул снег чуть слышно…

Тсс-с! Сюда идёт…

Из домика выходит Снегурочка.

Снегурочка: Искорки, поторопитесь,

В танце быстром закружитесь!

Танец «Искорки» муз. А.Чугайкиной

Снегурочка берёт из-под ёлки ветку снеженики.

Снегурочка: Рассказали мне зверюшки:

Летом на лесной опушке,

Зреют ягоды черники, земляники и брусники.

Этих ягод вкус не знаю.

Я ведь летом вмиг растаю.

Упросить сумела деда

Сделать ягоды из снега.

Не малину, ежевику,

А лесную снеженику.

Показывает искоркам ягоды, вместе поют песню.

Песня «Снеженика»

3 искорка: Видно ягода не так проста

Здесь не обошлось без волшебства.

Дед Мороз не зря её слепил,

В новогодний праздник подарил…

Снегурочка : Снежинку спрячу меж ветвей,

И пойду искать друзей. (Искорки садятся, Снегурочка уходит .)

Под песню «Какое небо голубое» в зал входят кот Базилио и лиса Алиса.

Алиса : Меня зовут лиса Алиса,

Нигде хитрее не сыскать,

Пока глупцы живут на свете,

Мне не придётся голодать.

Базилио : В стране чудес я кот известный,

Обманщик, попрошайка, плут.

Ловить мышей неинтересно.

Базилио: Не лучше ль простаков надуть.

Алиса : Эй, Базилио, смотри, что сверкает там внутри?

Базилио: Я не вижу …. Где?

Алиса: Под ёлкой. (В сторону). От котов так мало толку.

Базилио: Это ягоды меж веток, словно серебро горят.

Алиса: Подготовила Снегурка их в подарок для ребят.

Базилио: Нас на праздник не позвали,

Приглашение не прислали!

Алиса: Ты на ветку погляди-ка,

Друг мой, это ж снеженика!

Базилио: Ну и что это за чудо?

Алиса: Это лакомое блюдо!

Нет для королевы снежной

Лучше ягоды волшебной.

Базилио: Снеженику надо спрятать

В чаще. Где-нибудь в лесу.

Алиса: Вместо ягодок под ёлку

Я колючку принесу.

Забирают снеженику и уходят. Входит Снегурочка.

Снегурочка: Эй, друзья мои лесные,

Белки, медвежата.

Собирайтесь в путь-дорогу,

Ёжики, зайчата. (Звери выбегают к ёлке.)

В детский сад на праздник

Ехать нам пора.

Приглашенье получила я ещё вчера.

Все: Ура!!!

Снегурочка: (Снегурка находит колючку.) Ой, исчезла, ой, пропала!

Я её под ёлкой клала.

Заяц: Что случилось, что пропало?

Отвечай скорее нам!

Волк: Почему ты грустной стала?

Расскажи своим друзьям!

Медведь: Кто обидчик? Жаль не знаю.

Я нахала проучу. Ему рёбра посчитаю.

Никогда я не шучу.

Снегурочка: Снеженику кто-то утащил,

Ягоду, что Дед Мороз слепил.

Вместо них колючки здесь лежат.

Как же теперь ехать в детский сад?

Заяц : Слезами не поможешь горю,

Не надо время зря терять.

Мы скрыться не позволим вору,

Давайте все его искать. (Все бегают, ищут.)

Волк: Все, все, все! Скорей сюда!

Я нашёл следы, друзья!

Были здесь лиса и кот. (Рассматривает следы.)

След нас точно приведёт . (Идут цепочкой друг за другом

сталкиваются с котом Базилио и лисой Алисой)

Медведь: Ну, что, разбойники, попались?

Вы удрать от нас собрались?

И, пожалуйста, без крику,

Отдавайте снеженику.

Базилио: Вот, скорей её возьмите,

И нас больше не браните.

Алиса: Ягоды нам вовсе не нужны.

Просто пошутить хотели мы.

Снегурочка: В путь – дорогу нам пора,

Ждет давно нас детвора! (Снегурочка со зверятами уходят за

елку).

Алиса: Ох, замерзла я сегодня,

Вот бы в праздник Новогодний деду с внучкой насолить и

подарочки добыть.

Базилио: Ох, замерзли лапы, хвост,

Ну, держись же Дед Мороз! ! (хватает посох, стоящий у елки)

Алиса: Ой, что это у тебя?

Базилио: (осматривает себя) Где?

Алиса: Да в руках-то? Это ж посох Деда Мороза. Чего он здесь делает?

Базилио: Ну, посох, ну и что? Дед Мороз старый уже, вот с палкой и ходит, а

нам-то что от него пользы?

Алиса: Ну, ты даёшь! Ты что, не знаешь, что посох этот волшебный? Он же

любое желание может выполнить. Ты думаешь, откуда Дед Мороз

подарки для ребят достаёт? Машет посохом направо - налево, они и

появляются.

Базилио: ДА?! Ну, сейчас я что-нибудь наколдую. От Деда Мороза подарка

не дождешься. Так, что бы нам такого сделать? Поесть бы чего-

нибудь, я с прошлого года ничего не ел.

Алиса: Тебе лишь бы брюхо набить. Нет, это слишком просто. Надо чего-

нибудь этакое, чтоб настоящее чудо получилось. А то скучно мы

как-то живём.

Базилио: А я знаю. Надо артистов каких-нибудь сюда доставить.

(Алиса и Базилио колдуют, размахивая посохом, выходят мальчики-часики.)

Танец «Новогодние часы»

Алиса: Слушай, нам нужно сматываться, а то Дед Мороз скоро придет и

посох у нас отберёт, ничего мы тогда не наколдуем .

Алиса и Базилио убегают с посохом, из –за елки выходят Снегурочка со зверятами.

Снегурочка: Мы приехали к вам в гости, в детский сад.

Поздравляем с Новым годом всех ребят.

Счастья, радости желаем.

Друзей на танец приглашаю!

Танец «Тик-так» (садятся)

Ведущий: Звери все пришли на ёлку,

Гости здесь, но вот вопрос:

Где же Дедушка Мороз? (Дети и гости зовут Деда Мороза.)

Снегурочка: Кажется, Дед Мороз немного заблудился, н ужно позвать его

как-то по-другому. Ребята , сыграйте нам на музыкальных

инструментах , Дед Мороз точно услышит ваш волшебный

перезвон и найдет нас.

Ведущий: Есть музыкальные игрушки

Трещотки, бубны, погремушки!

Сыграйте, дети, позвените и Деда Мороза удивите!

« Новогодний оркестр» (индивидуальный номер)

После композиции Дед Мороз говорит из-за дверей.

Дед Мороз: Слышу! Слышу! Слышу!
Я спускаюсь к вам на крышу!
Ждите маленький народ!
Ой, я тут попал в компот!
Здесь, наверно, кухня Ваша.
И оладьи есть, и каша!
А в бидоне вижу квас...
Чуть глотну - и я у вас!

Дед Мороз входит в зал

Дед Мороз: По горам, по лесам,

Шёл я долго в гости к вам.

С зимними дарами, с вьюгами, снегами.

С лыжами, салазками,

С песнями и плясками.

Чтобы здесь, под Новый год

Встать под ёлкой в хоровод!

Ведущий: Становитесь-ка, ребята,
Все скорее в хоровод,
Песней, пляской и весельем
Встретим с вами Новый год.

ПЕСНЯ «Танцуем с Дедом Морозом» (садятся)

муз. и сл. И. Марченковой

Дед Мороз: Как весело у вас, ну что ж, давайте дальше веселиться, песни

петь, в игры играть…

Снегурочка: Подожди, Дедушка Мороз , елочка грустная стоит, огоньками

не горит .

Дед Мороз: Эту мы беду исправим, все огни гореть заставим . (Оглядывает

елку) Только где же мой посох волшебный, неужели пропал? Я

его у елочки оставлял. Помоги, Снегурочка, мне его отыскать.

В зал входят Алиса с Базилио, Дед Мороз со Снегурочкой уходит за елку

Алиса : Что ты опять наколдовал! Для чего нам мягкие и пушистые зайчата,

ничего не можешь, отправляй их обратно. (машет посохом) Ну, в

кого ты такой неуклюжий?

Базилио : Да я такое могу.… Дай-ка посох (дерутся)

Снегурочка: (выходит из-за ёлки) Вот кто здесь озорничает, цирк устроили,

никак чужое добро не поделят.

Базилио : А кто это вы?

Алиса : Ты что ? (толкает в бок) Это же Снегурочка, внучка Деда Мороза и

сам Дед Мороз

Дед Мороз: Отдавайте живо мой посох!

Алиса : А что это мы тебе отдавать должны? Не одному Деду Морозу чудеса

творить. Попользовался, дай другим, у нас теперь эта…Демократия,

равноправие значит, вот.

Дед Мороз : Как же вам не стыдно?!

Базилио : И нисколечко не стыдно! Сам потерял – сам виноват! Надо было

лучше следить за своим добром!

Ведущая : Погодите! Мы тут с ребятами посоветовались, и решили так:

давайте соревнования устроим. Если вы выиграете, то посох ваш,

ну а если мы, то отдадите его.

Базилио и Алиса : (совещаются) Мы согласны.

Игра «Поймай снежок»

Играют в парах, один стоит с ведерком, второй со снежками,

в чьей паре будет больше снежков в ведерке.

Вместе с детьми играют Баба Яга и Леший –

они не попадают ни одним снежком в ведро.

Ведущая: Вы проиграли, отдавайте посох!

Алиса : Да и забирайте, не нужен он нам нисколько.

Опускают голову .

Базилио : Мы исправимся, поверьте,

Жизнь мы новую начнём!

Будем мы добрее, лучше

С каждым часом, с каждым днём!

Дед Мороз: Ну что, ребята, простим их, возьмем к нам на праздник? Пора

огоньки нам на елочке зажечь.

Ну-ка, посох, помоги!

Ёлочку ты нам зажги!

Дед Мороз стучит посохом 3 раза, ёлочка загорается.

Ведущий: Белый снег за окошком метет,

Дружно встанем мы все в хоровод.

Будем петь, танцевать, веселиться,

И у елки нарядной кружиться.

Хоровод «Чудо - елка»

муз. и сл. О. Чермяниной

Алиса : Мы тоже с Базилио танцевать умеем, а хотите и вас всех научим.

Ведущий: С удовольствием с вами потанцуем.

Алиса : В круг скорее вы вставайте, все за нами повторяйте.

«Шуточный танец»

сл. и муз. Н. Бобковой

Дед Мороз: Вы опять хулиганите? Ну и танец

Базилио и Алиса : А что, мы просто пошутить хотели.

Базилио : Мы тоже подарочек хотим, ну хоть совсем малюсенький. (широко

руки)

Алиса : А можно я подарки раздавать буду?

Дед Мороз : Ну, помогите нам волшебство сотворить.

Снегурочка: Известно всем, под Новый год

Любой из нас подарка ждёт!

Кому-то утром дед Мороз

В большой корзине их принёс.

Но и для вас здесь в добрый час

Подарки Дед Мороз припас!

Дед Мороз . Я волшебник или нет?

Говорят, что мне 100 лет.

Несите мне большой котёл,

Поставьте вот сюда, на стол.

Соль, сахар и ведро воды,

Немного снега, мишуры.

Добавлю снеженику я

Одну минуточку, друзья.

В котле нам надо всё смешать,

Волшебные слова сказать:

«Снег, снег, снег! Лёд, лёд, лёд!

Чудеса под Новый год!

Снеженика, нам помоги!

Всё в подарки преврати!»

(открывает крышку котла и достают подарки )

(Секрет сюрприза: в большой котёл ставится кастрюля меньшего размера, именно в неё льют воду и сыплют все компоненты. Между стенками кастрюли и котла помещают несколько подарков. Остальные подарки воспитатели подносят незаметно в мешке).

Дед Мороз . Подошел к концу наш праздник.

И прощаться надо нам.

Но грустить о нем не стоит

Он шагает по домам.

Снегурочка . Дома -елка и веселье.

И у мамы выходной!

А уж к ночи новогодней-

Гости, шутки, пир горой!

Ведущий. А когда наступит новый,

Самый лучший Новый год.

Обязательно с ним вместе

Счастье новое придет.

Подойдет оно неслышно

И на ушко нам шепнет:

«Самый лучший и счастливый

Все вместе. Наступает Новый Год».

Новый год для самых маленьких: новогодние игры для детей раннего возраста, кукольный театр, домашний новогодний праздник для малышей от 1 года до 3 лет.

Новый год для самых маленьких

В этой статье я поделилась с Вами идеями, играми и полезными советами по проведению домашних новогодних праздников для самых маленьких деток:

— дети до года,

— дети с года до трех лет.

Раздел первый. Новый год для самых маленьких: первый год жизни

Если Вашему малышу скоро год, то его ждет первая в его жизни елка.

Нужна ли ребенку елка?

Несомненно, нужна. Это и новый опыт, и яркие впечатления, и радостное настроение мамы (а дети «считывают» эмоции мамы на лету). Вопрос только в том, как познакомить малыша с елкой и обеспечить его безопасность.

Первое. Елку в семье, в которой есть малыш первого года жизни, нужно ставить не на пол а на стол, высоко – так, чтобы ползающий или делающий первые шаги кроха не мог ее задеть, потянуть на себя, дотянуться до ветки и, зацепившись за нее, потянуть елку вниз.

Поэтому игрушки на елке и саму елку малыш будет рассматривать, сидя у мамы на руках.

Второе. С елкой малыша обязательно нужно познакомить. Как же это лучше сделать?

Как нарядить елку для ребенка первого года жизни и познакомить малыша с ней?

Каждая игра или беседа с малышом про елку занимает не более 3- 5 минут, пока сохраняется интерес малыша.

Первый шаг. Покажите малышу неукрашенную елку – такую, какая она есть. (Если Вы можете рассмотреть натуральную елку на прогулке – то рассмотрите и ее вместе с малышом). При рассматривании разговаривайте с малышом, употребляя те лепетные слоги и маленькие словечки, которые уже может повторить за вами малыш: «Ах! Пахнет! Ах – Ах! Давай понюхаем елочку! (держим в своей руке веточку и даем ее понюхать ребенку, поднеся свою руку поближе к нему). Ах, как пахнет!», «Ой, иголочки колючие, ой, ой (уколоть свой пальчик и легонько пальчик ребенка – ой, колючая – говорим шутливо). Ай, какая красивая елка – ай!»

Прочитайте ребенку стишок про елку:

«Выбрал папа елку
Самую пушистую,
Самую пушистую,
Самую душистую.
Елочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!» Ах! Какая красивая елочка. Ах! (А. Усачев).

Второй шаг. Поиграйте с еще не украшенной елкой и знакомыми ребенку игрушками, например, нам пригодятся такие игрушки – птичка и зайка. Мы познакомим малыша с названиями этих игрушек, их действиями, будем побуждать повторять простые лепетные слова.

Покажите, как бежит к елочке игрушечный зайка: топ-топ-топ-топ, как он прыгает – прыг – прыг – прыг- прыг! Бух! Упал зайка. Вставай! Прыг- прыг, снова прыгает зайка. Прискакал зайка под нашу елочку, сидит и ушами шевелит:

«Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот как, вот как
И ушами шевелит».

Дайте зайку в руки малышу, пусть он погладит игрушку, покормит зайку, покажет, как зайка прыгает, где у зайки ушки. «Где зайка?» (спрячем игрушку) — «Нет зайки!» (удивленно). Взглядом ищем зайку вместе с ребенком и находим: «Вот зайка (достаем игрушку)».

Уберите зайку в коробку, чтобы малыш не видел этой игрушки и не отвлекался на нее. И покажите игрушечную птичку.

Посадите птичку на еловую веточку:

«Прилетела птичка –
Птичка – невеличка.
Посиди, не улетай!
Улетела. Ай!»

«Где птичка? (На птичку накиньте непрозрачный яркий платочек). Вот птичка! (откройте платочек).

В другой день к елке могут «прибежать» другие зверюшки -игрушки.

Третий шаг. Познакомить малыша с елочными игрушками и их названиями. (Даже если Вы наряжали елку без присутствия малыша, то можно это сделать сейчас).

Дайте малышу потрогать безопасные для него елочные игрушки: текстильные шарики, деревянные игрушки. Назовите, что это за игрушка, как она называется («Это лошадка иго-го-го. Лошадка скачет и кричит: игого- игого- игого!»). Покажите как лошадка скачет, дайте малышу поиграть с этой игрушкой.

Полезный совет: Сейчас выпускают очень красивые и безопасные для ребенка деревянные елочные игрушки, которые можно купить на новогодних ярмарках у мастеров народных художественных промыслов. Это дед мороз, елочка, хлопушка, конфетка, мишка, матрешка, бабушка, дедушка, яркий шарик, сосулька и многие другие. А игрушки из ткани и фетра легко сделать самим или использовать готовые, пришив к ним петельку для подвешивания на елку. Используйте их для самых маленьких деток.

Познакомьте сначала с 2- 3 безопасными для ребенка елочными игрушками и их названиями . Где мишка? Вот мишка. Какой красивый. Мишка идет медленно: тооооп-тооооп-тооооп-тоооп. А это кто? Зайка. Когда малыш их запомнит, то познакомьте его и с другими игрушками.

Учите малыша находить игрушку, называя сначала «взрослое» ее название, а потом облегченное детское: Где у нас мишка? А где зайка? А где кукла ляля? Где собачка ав-ав? А где лошадка иго-го? Где машинка би-би?»

Когда Вы наряжаете елку, то просите ребенка показать Вам игрушку: «Где у нас часики тик-так? Вот часики тик-так. Повесим их на елочку. Вот так! Ах, какие красивые часики!»

Наряжая елку, прочитайте малышу стишок:

«Мама елку украшает,
Аня (имя ребенка) маме помогает,
Подаёт она игрушки,
Звезды, шарики, хлопушки.
Мы гостей позовем,
Дружно спляшем и споем».

Включите веселую плясовую музыку и пусть малыш попляшет под нее вместе с Вами.

Четвертый шаг.

Если Ваш малыш хорошо знает названия игрушек на елке и легко находит на ней игрушки, можно менять их местами на елке – перевешивать. Найдет ли малыш часики на новом месте на елке?

Также добавляйте на елку новые игрушки. Особенно хороши бубенчики или колокольчики. Дайте малышу позвенеть колокольчиком и повесьте на елку. Если малыш захочет позвенеть колокольчиком, уже прикрепленным на ветку елки – не отказывайте ему в этом. Поднесите колокольчик прямо на ветке к ручке малыша и ласково приемом «рука ребенка в руке взрослого» позвените в него вместе.

Полезный совет: Бубенчики можно купить в магазине товаров для хобби, а прекрасные и удобные для детской ручки маленькие колокольчики – в рыболовных магазинах. К колокольчику и бубенчику привяжите красивые банты и пришейте петельку для подвешивания их на елку.

Познакомьте малыша с огоньками гирлянды на елке. Это зрелище всегда завораживает ребенка. Огоньки! Какие красивые! Дайте малышу несколько минут просто посмотреть на это удивительное для него зрелище: огоньки горят!

«Елка, елка, елочка —
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными —
Зелеными и красными!»

Какие красивые огоньки! Горят! Нет огоньков. Где огоньки? (огоньки погасли на мигающей гирлянде) Вот огоньки!

Как украсить квартиру к новому году, если в доме малыш, которому еще нет года?

Украсьте свою квартиру к приходу гостей теми украшениями, в которые Ваш малыш может играть. Особенно это касается деток 8-12 месяцев.

Играем с разноцветными флажками

Как сделать гирлянду с флажками для ребенка первого года жизни. Нарежьте из яркого цветного картона разных цветов ромбы, сложите их пополам так, чтобы получились треугольники — флажки. На веревку положите Ваш «треугольный флажок» и склейте его внизу так, чтобы флажок держался на веревке, не раскрывался и при этом его можно было перемещать по веревке. Сделайте такую разноцветную гирлянду. Малыш сможет рассматривать флажки и передвигать их ручкой по веревочке вправо – влево, когда Вы возьмете его на ручки и поднесете к вашей самодельной гирлянде.

Можно снять два флажка с гирлянды, один дать ребенку, один взять маме в руки. И станцевать под песенку пляску с флажком: малыш «танцует» на руках у мамы: машет флажком, мама кружится с малышом на руках.

В руки мы флажок возьмем
И по кругу мы пойдем.
Ай-да, ай-да
И по кругу мы пойдем.
Свой флажок друзьям покажем
Вверх поднимем и помашем
(покажите как это сделать, возьмите ручку малыша с свою руку и помашите флажком, потом отпустите свою руку, малыш машет сам).
Ай-да, ай-да
Вверх поднимем и помашем.
Посмотри на свой флажок
Покружись с ним дружок.
Ай-да, ай-да!
Покружись с ним дружок (мама медленно кружится, малыш у нее на руках)

Повторяйте эту пляску в разные дни – малыш начнет узнавать ее мелодию и удовольствием станет подражать Вашим движениям.

Играем с колокольчиками или новогодними бубенцами

Для ребенка будут также интересны украшения в виде металлических колокольчиков с бантами, подвешенных на веревочках как гирлянды или просто группами в разных местах комнаты. Малыш с удовольствием будет дергать за веревочку и звонить в колокольчик.

Возьмите колокольчик в свои руки и спойте про него песенку:

«Динь-дон – динь — дон!
Колокольчик звонкий!
Динь-дон – динь — дон!
Колокольчик тонкий!
Динь-дон – динь — дон!
Весело играет.
Динь-дон – динь — дон!
Машу (имя ребенка) забавляет!»

Играем с погремушками

Погремушки также можно включить в новогоднюю гирлянду и развесить их группами за яркие ленты. Можно сделать для ребенка целую связку погремушек, скрепив их праздничной яркой атласной ленточкой. Играя с погремушкой, можно спеть малышу адаптированный для самых маленьких вариант пляски с погремушками:

Ах как весело сегодня
Веселятся малыши
Ане (имя ребенка) дали погремушки
Погремушки хороши!
Припев:
Ай-да, позвени,
Звонкая игрушка
Ай-да, позвени
Наша погремушка
Где же, где же, погремушка?
Спрятали их малыши
Покажите погремушки,
Погремушки хороши.
Припев:
Ай-да, позвени,
Звонкая игрушка
Ай-да, позвени
Наша погремушка.

Возьмите погремушки и «спрячьте» их, накрыв платком так, чтобы была видна одна их часть. Где погремушки? Ребенку нужно стянуть платочек и найти погремушки, после этого он сам играет с ними.

Еще одна гирлянда для самых маленьких деток. Можно связать погремушки и колокольчики в одну большую гирлянду. Сделать коробку в двумя боковыми отверстиями размером примерно 15 Х 15 см. Продеть через отверстия ленту с игрушками и связать ее в единое кольцо. Получится своеобразная «карусель» в коробке. Малыш будет тянуть за ленточку и доставать из коробки следующую игрушку.

Играем с расписными деревянными ложками

Ложки могут также украсить комнату к новому году. Покажите малышу сначала, как можно стучать ложкой по полу, по столу. Позже научите его стучать ложками друг о друга.

Туки- туки, ложки!
Звонкие ладошки!
Туки-тук, туки- тук!
Звонких ложек слышен стук!

Играем с зайчиками

Можете сшить для ребенка маленькие фетровые белые колпачки на пальчик. К основе – колпачку пришейте два длинных уха и нарисуйте маркером мордочку зайки. Получились «пальчиковые куклы – зайки».

Покажите малышу мини-спектакль с зайками:

Пальчики – пальчики,
Маленькие зайчики,
Зайки плясали (шевелим пальчиками),
Зайки играли (продолжаем двигать пальчиками).
И… (пауза), Убежали!

После показа наденьте колпачки малышу на пальчики – пусть он подвигает пальчиками и поиграет в зайчиков.

Как может участвовать малыш в домашнем новогоднем празднике?

Полезный совет 1. Если Вы идете в гости на новогодний праздник с Вашим малышом первого года жизни, то заранее узнайте, будет ли у Вас возможность уединяться время от времени с вашим ребенком в отдельной тихой комнате?

Дело в том, что малыш, да еще после дороги, будет уставать от постоянного присутствия в шумной новой для него группе людей. Поэтому после 20-30 минут пребывания малыша в общей комнате с гостями, лучше уйти с ребенком в отдельную комнату. Кроме того, в отдельной комнате будет возможность ребенку и поспать, если он устанет.

Если таких условий нет, то лучше не рисковать идти в гости на новый год с таким маленьким ребенком. Т.к. малыш может раскапризничаться, и Вы не получите удовольствия от праздника. И он тоже.

Не стоит идти в гости прямо на новогоднюю ночь, лучше сходить с ребенком на дневной праздник к друзьям с детьми или родственникам.

Полезный совет 2. Наденьте на себя и на ребенка «выходную праздничную одежду» — она создает настроение! А Ваше настроение праздника очень важно и для малыша тоже! А также дает Вам силы!

Полезный совет 3. С малышом на празднике, естественно, будут знакомиться незнакомые ему люди. Не нужно этого бояться, но не нужно и передавать ребенка с рук на руки незнакомым людям, он может испугаться. Но новые контакты будут полезны ребенку, которому скоро год. Поэтому пусть новые люди поиграют с малышом, когда он сидит у мамы на руках — скажут ему потешку, похвалят, покажут ему «ладушки» или танцевальные действия. Малыш в безопасности, он улыбается, всё хорошо!

Полезный совет 4. Попросите хозяев и гостей чтобы в то время, когда малыш присутствует в общей комнате в ней не было резких громких звуков (хлопанья хлопушки, например), которые могут его сильно испугать, чтобы музыка не звучала громко. Малыш первого года жизни не может переносить большие эмоциональные перегрузки, в случае перегрузки он начинает капризничать, плакать и всячески выражать это свое неприятное состояние голосом. Если другим гостям нужно хлопнуть хлопушки, то на это время выйдите из общей комнаты в Ваше тихое место вне ее. А потом вернитесь.

Полезный совет 5. С малышом на празднике, нужно будет заниматься, общаться, играть. Он не сможет просто пассивно сидеть или лежать во время праздника. Продумайте, какие игрушки Вы возьмете с собой чтобы малыш с ними мог поиграть в гостях. Научите гостей любимым потешкам малыша (сорока – ворона, ладушки, ай-та-та-та-та-та-та и другим). Пусть и гости с малышом поиграют – позабавляют его потешками.

Полезный совет 6. Если Вы принимаете гостей у Вас дома, то проблем с отдельной комнатой для отдыха, скорее всего, не возникнет. Но встанет другой вопрос – если Вам нужно будет уединиться с ребенком на время для отдыха в отдельную комнату, кто сможет в это время выполнить роль хозяина или хозяйки с гостями? Хорошо, если кто-то из подруг или родственников сможет взять на себя эту роль, чтобы Вам не нужно было оставлять малыша одного в другой комнате в экстренных случаях.

Раздел 2. Новый год для самых маленьких: дети второго и третьего года жизни

Для детей с полутора лет и старше уже можно устроить днем в январе небольшой детский домашний праздник. Пригласите на него еще 3 – 4 деток того же возраста или чуть постарше. Важно, чтобы детский праздник был или у Вас дома, или рядом с Вашим домом, т.к. за время дороги малыш устанет и уже не сможет активно принять в нем участие.

Рекомендация 1. Длительность праздника. Чтобы дети не устали, активная часть праздника для таких маленьких ребят должна быть не более 30 минут, а всё время пребывания гостей – примерно час. В эти дополнительные 30 минут входит и переодевание детей, и сок с угощениями после праздника, но не входит подготовка помещения к приходу детей – комната для праздника готовится заранее, еще до прихода детей.

Рекомендация 2. Участники праздника. Приглашайте на праздник уже знакомых ребенку детей и взрослых. Если есть кто-то новый для ребенка, то лучше познакомить малыша с этими людьми до праздника – пусть они придут к Вам в гости еще до праздника в отдельный день. Дело в том, что дети раннего возраста всегда поддерживают друг друга во всем, особенно в плаче! Поэтому если один малыш испугается кого-то незнакомого и заплачет, то дружный рёв будет обеспечен. Чтобы не было таких моментов, надо заранее позаботиться о том, чтобы все гости друг друга хорошо знали.

Рекомендация 3. Один важный нюанс. Праздник принесет радость детям этого возраста и взрослым только в одном случае – если детки будут не зрителями спектакля, тщательно подготовленного взрослым, а его активными участниками! Они будут отвечать на вопросы, звать персонажей, играть, танцевать. Причем для раннего возраста очень важно, чтобы все дети одновременно делали одно и то же действие: например, все бросали ватные снежки в лису, прогоняя ее. Или все изображали зайку, сидящего под елкой – дружно и одновременно.

Взрослые также не должны быть пассивными зрителями: если водим хоровод, то в нем танцуют и дети, и взрослые. Также взрослые участвуют и в играх, показывая образец действий своим малышам.

А) либо давать всем абсолютно одинаковые, чтобы не случилось такого: два малыша схватились за одну игрушку и не уступают ее друг другу (уступать и сдерживать себя дети в этом возрасте еще не умеют),

Б) либо иметь большой запас. И если кто-то из малышей вдруг схватился за колокольчик с желтой лентой, а второй тут же схватился за него же, то дать второму еще один такой же колокольчик, чтобы все были рады и довольны:).

Обязательно для плясок раздавайте детками красивый реквизит — одинаковые для всех снежинки или ленточки или фонарики или погремушки, так как яркий праздничный реквизит помогает малышу прочувствовать атмосферу праздника и очень привлекателен и интересен для маленьких.

Если же Вы идете в гости на семейный новогодний праздник с ребенком 1 – 2 лет, и в семье хозяев принято приносить индивидуальные подарки на Новый год, то ни в коем случае не просите ребенка 1 -2 лет отдать подарок другим детям. Будут слезы и испорченное настроение. Просто заверните подарок и сами его отдайте – и опять же не ребенку в руки, а в руки его маме!

Рекомендация 6. Про Деда Мороза. Желательно на домашнюю елку для детей до 2 лет не приглашать Деда Мороза, малыши могут его испугаться. Дед Мороз для многих из них – это неизвестный дядя в странной одежде, а отнюдь не сказочный герой с подарками. Пусть Дед Мороз будет нарисован на их подарках, которые они найдут под елкой. А «живого Деда Мороза» они увидят чуть позже, когда подрастут.

Чем можно занять детей 1-2 лет на домашнем новогоднем празднике:

— пляска (пляшут и взрослые и дети под любую веселую музыку с простейшим движениями: хлопаем, делаем полуприседания – пружинки, показываем фонарики, кружимся, притопываем ногой),

— хоровод вокруг елки (под любую песню о елочке),

просмотр кукольного театра (об этом подробнее чуть ниже),

игра с огоньками на елке: когда мы дуем, то огоньки на елке гаснут (нужно заранее с кем-то договориться, чтобы это было обеспечено). Когда мы хлопаем в ладоши, то огоньки снова зажигаются! Восторг детей! Но если мы делаем это не вместе (например, Ваня не хлопнул), то не получается, надо повторить!

музицирование на детских музыкальных инструментах. Дайте малышам одинаковые бубенцы, погремушки и пусть они позвучат ими под веселую музыку, а игрушечный зайка им станцует под их аккомпанемент!

— подвижная игра.

Как наряжать елку, если в семье есть дети 1- 2 лет

В этом возрасте ребенка елку уже можно поставить на пол, но проследить, чтобы она была устойчива и не могла упасть. На нижний ярус елки (на высоте, доступной ребенку) вывешиваются игрушки небьющиеся – из бумаги, картона, ваты, ткани, дерева. На самые верхние ярусы елки вывешиваем бьющиеся игрушки. Мишуру вывешиваем также на верхних ярусах елки, чтобы ребенок не смог потянуть за нее и нечаянно не уронил елку на пол.

Ребенка полутора – двух лет уже можно научить самому наряжать елку — повесить на нее несколько игрушек. Это очень полезно для развития мелкой моторики и сенсомоторной координации. Сделайте для небьющихся игрушек толстую петлю из шнура и научите малыша вывешивать игрушку на веточку и снимать ее. Не ждите, что малыш украсит всю елку- он повесит всего лишь 2- 3 игрушки, а может быть лишь одну. Остальные оставьте на следующий раз. Это трудная задача для ребенка, и не стоит его перегружать, заставляя повесить несколько игрушек за один раз.

Поздравляем родственников с новым годом вместе с ребенком 1-2 лет

Сейчас чаще принято, чтобы все взрослые были сосредоточены на ребенке. В традиционной же народной педагогике тысячелетиями с раннего детства приучали ребенка заботиться о близких. Именно тогда он впитает в себя умение быть милосердным, сочувствующим, помогать взрослым.

С другой стороны, многое ли может такой малыш? Один – нет, но вместе с мамой – очень многое.

Когда мы делаем с малышом 1- 2 лет праздничные поделки – подарки бабушке, дедушке и другим родственника- то бывают две крайности.

Первое: за ребенка всё делает мама. Получается красиво, но чья это поделка?

Второе: всё делает ребенок сам. Но… получается некрасиво и явно, что этот подарок не факт что понравится. Возможно, его примут, но просто как должное.

Как же сделать чтобы и подарок был красивым, и ребенок активно участвовал в его изготовлении. Выход – это совместное творчество взрослого и ребенка.

Примеры совместного творчества в изготовлении новогодних подарков с ребенком 1- 2 лет:

— в новогодней открытке взрослый рисует фон: небо, дома, снег на земле. А ребенок «тычком» рисует только снег, кружащийся в воздухе (берем карандаш и обратным «нерисующим» концом карандаша рисуем точки, погружая карандаш в белую гуашь),

— ребенок на фоне зимнего леса, сделанном взрослым, может дорисовать примакиванием следы зверюшек: прыг-прыг-прыг, здесь проскакал зайка,

— ребенок может вместе со взрослым слепить конфеты, яблочки на елку из соленого теста,

— можно поручить малышу размазывание пластилина по фону, а потом на этом фоне взрослому выложить картинку из мелких деталей пластилина.

Возможностей и вариантов – много! И есть распределение работы – что делает взрослый, а что- ребенок. Причем в «детскую» часть взрослый не вмешивается. Если надо что-то показать малышу, то мы показываем на своем отдельном листе бумаги, а не на общей открытке.

Рассматриваем новогодние картинки

С детьми 1- 2 лет уже можно рассмотреть новогодние картинки в книжках и на открытках. Где елочка, где звезда, где фонарик, шарик, дед мороз, снегурочка на картинке? А на нашей елочке где звезда?

Хороводы для детей 1-2 лет

Деткам 1- 2 лет очень нужны хороводы. Именно в хороводе малыш получает первый опыт взаимодействия со сверстниками. В первых хороводах все малыши делают одни и те же действия.

Например, традиционный новогодний хоровод «Заинька» для самых маленьких.

Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Вот так, этак выходи!
Вот так, этак выходи!

Заинька, погуляй,
Серенький, погуляй!
Вот так, вот так, погуляй,
Вот так, вот так, погуляй.
Заинька, поскачи.
Серенький, поскачи.
Вот так, вот так, поскачи.
Вот так, вот так, поскачи.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так, попляши!
Вот так, вот так, попляши!
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
Вот так, вот так поклонись.

Все дети в хороводе и взрослые делают движения по тексту. На новогоднем празднике игрушечный зайка может попросить малышей станцевать с ним. Тогда мы возьмем зайку к себе в руки, поставим в хоровод (зайка будет танцевать между двумя мамами) и с ним спляшем.

Если дети хорошо знают этот хоровод и легко выполняют его движения, то можно усложнить задачу. Тогда выбирается из деток один зайка, он изображает все действия в центре хоровода, а все игроки за ним всё повторяют. В конце добавляется еще один куплет:

Заинька, выбирай!
Серенький, выбирай!
Вот так, вот так, выбирай!
Вот так, вот так, выбирай!

Для ребенка быть в центре хоровода – это очень важный опыт! Ведь ему надо вести себя свободно, когда все на него смотрят и на нем сосредоточено внимание. Не каждый ребенок сразу выйдет в центр хоровода. Если малыш не готов – пусть пока просто посмотрит на хоровод или просто походит в нем вместе с вами. Когда он постепенно освоится – то выйдет и в центр круга (это может быть и через неделю или две).

Новый год для самых маленьких: как показать кукольный театр детям 1-2 лет

Для кукольного спектакля совершенно необязательно покупать специальные игрушки. Подойдут и обычные ваши игрушки для игр ребенка.

Совет 1. До начала спектакля дайте малышам в руки игрушки – персонажи. Пусть он их обследует, подействует с ними. Пусть они станут из новых знакомыми ребенку. Иначе во время спектакля малыш будет тянуться к новым игрушками и требовать взять их в руки.

Совет 2. Вместо ширмы можно использовать:

большую коробку,

— чемодан, декорировав его дно как «сцену с декорациями», а верхнюю крышку как «небо»,

— обычный стол,

— ткань, натянутую между двух стульев,

— ткань, натянутую в дверном проеме.

Декорации можно сделать с помощью прищепки: наклеить фигурку на прищепку, и прикрепить прищепку на ткань – ширму.

Совет 3. Как передвигать куклы в ходе спектакля:

— когда игрушка говорит, то она двигается (например, наклоняется — раскачивается в сторону того героя, которому она говорит). Когда же персонаж молчит, то он должен быть неподвижен.

— когда игрушка выходит на сцену, то она передвигается либо из глубины сцены к детям (если это коробка), либо справа – налево или слева- направо (если сценой служит обычный стол),

— если нужно игрушке что-то передвинуть по сюжету спектакля или взять в руки, то Вы держите одной рукой куклу, а другой рукой делаете необходимые действия,

— если Вы показываете спектакль с помощью кукол бибабо (надевающиеся на руку куклы), то можете выражать с помощью рук игрушки разные жесты. Например, руки в стороны – это удивление, кукла радуется – это прыжки, кукла подносит ручки к щекам «ох!».

— если Вы использовали игрушку и больше она вам по ходу спектакля не нужна, то кладите ее в непрозрачную коробку, чтобы она не отвлекала внимание детей.

Совет 4. В конце спектакля пусть сначала все герои – куклы сделают поклон зрителям, а все зрители похлопают артистам и героям – куклам. Мамы – зрители показывают деткам образец действий и направляют их.

Новогодние хороводы для детей раннего возраста

Ниже вы найдете варианты хороводов для домашнего детского праздника. Чтобы детки смогли в него поиграть, надо сначала дома до праздника спеть хоровод с малышом, сделать движения по тексту. Только тогда малыш сможет действовать вместе с его сверстниками на празднике с удовольствием и быстро, и будет рад тому, что услышал знакомую мелодию и знакомые слова. Дети раннего возраста очень любят повторения и всё узнаваемое и предсказуемое. И не сразу могут освоиться с новой для них пляской.

Достаточно выучить одну пляску или один хоровод с движениями по тексту. А обычный хоровод вокруг елки малыш может водить с другими мамами и детками и без подготовки.

Танец со снежками

Для танца нужны сшитые из ваты снежки. Берем комок ваты и белые нитки с иголкой. И сшиваем вату так, чтобы она стала плотным белым комочком – снежком. Можно также сделать снежки вместе с ребенком из белой бумаги, смяв ее в комочки – шарики. Все движения выполняют дети под музыку в соответствии с текстом.

Мы снежочки в руки взяли, по дорожке побежали.
Побежали малыши, все нарядны хороши! (2 р.)
Мы снежочек поднимаем и над головой качаем.
Покачайся надо мной мой снежочек озорной. (2 р.)
Потанцуй-ка ты снежок, снежный маленький дружок
Потанцуй, не зевай и за нами повторяй. (2 р.)
Будем топать ножкой возьмём снежок в ладошку
Мы Снегурке принесём и в корзиночку вернём. (2 р.)

Зайчики

Наши детки веселились,
И кружились, и плясали,
Словно зайчики скакали.
Прыг-скок, прыг-скок,
Разорвался башмачок.
Все ребята на пол сели,
На ботинки посмотрели.
Чтоб ботинки починить,
Надо гвоздики прибить.
Тук-тук-тук-тук,
Надо гвоздики прибить.
Ох, устали наши ножки,
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Мы похлопаем в ладошки.
Мы в ладошки постучали,
Наши рученьки устали,
Положу их, покачаю,
Баю-баю-баю-баю.
Отдохнули мы немножко,
Опять пляшут наши ножки,
Ля-ля-ля-ля.

Блестят на елке бусы

Блестят на елке бусы,
Хлопушки и звезда.
Мы любим нашу елку.
Да-да-да! (слова куплета поет взрослый и старшие дети, а малыши договаривают последнюю строчку песни хором: да-да-да).
И Дед-Мороз веселый -
Седая борода -
Приносит нам подарки.
Да-да-да!
Снегурка в белой шубке
Приходит к нам всегда.
Мы с ней поем и пляшем.
Да-да-да! (Н. Найденова)


Танец с платочками

У кого в руках платочек,
Тот пойдёт ко мне в кружочек.
Он платочек свой покажет,
Весело помашет.

Припев: Вот–вот, вот какой,

Мы возьмём за уголочки
Наши яркие платочки.
И поднимем выше, выше,
Выше наших ребятишек!

Припев: Вот–вот, вот какой,
Вот какой платочек мой! (2 раза).

Сядем тихо все в кружочек,
Спрячемся за свой платочек.
А потом, а потом –
Всех ребяток мы найдём!

Припев: Вот–вот, вот какой,
Вот какой платочек мой! (2 раза).

Как похожи на цветочки,
Наши яркие платочки.
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи!

Припев: Вот–вот, вот какой,
Вот какой платочек мой! (2 раза).

Хоровод «Мишенька»

Выходи – ка, Мишенька, попляши, попляши.
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.
А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдём,
Песенку весёлую запоём, запоём!
Будем, будем в ладушки ударять, ударять!
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

Пляска «Ножки и ладошки»

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат!
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький!

Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки-ладошечки
Весёлые хлопошечки!

А как пустимся бежать,
Никому нас не догнать!
Мы народ удаленький,
Хоть и очень маленький!

А теперь вприсядочку
С моей мамой рядышком,
Книзу, кверху, раз и два –
Вот как пляшет детвора!

«Пляшут малыши» (на мотив «Ах вы, сени…»)

Вот наш Мишенька (имя ребенка) встаёт,
Он плясать сейчас начнёт.
Будет Мишенька плясать,
Всех ребяток забавлять!
Миша, Миша, попляши,
Нашим деткам помаши.
Выбирай других плясать
И ребяток забавлять!

Все захлопали в ладошки (на мотив «Во саду ли, в огороде…»)

Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.

По коленочкам ударим,
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.

Пляска с погремушками

Побежали с погремушкой, побежали побыстрей.
Всем ребятам с погремушкой сразу стало веселей.

Погремушкой, погремушкой громче,
Громче, громче бей.
Куклам, мишкам, всем зверюшкам
Сразу стало веселей.
Ёлочка, ёлочка, веточки развесила.
Весело, весело, всем ребятам весело.
Покружились с погремушкой,
Покружились веселей.
Всем ребяткам с погремушкой сразу стало веселей.
Ёлочка, ёлочка, веточки развесила.
Весело, весело, всем ребятам весело.

Желаю Вам веселых новогодних праздничных дней и интересных семейных зимних каникул!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки