Наказание ребенка. За что и как можно наказывать детей? Воспитание без наказаний. Можно и нужно ли наказывать детей? Как правильно наказывать ребёнка

Иногда все-таки без наказания не обойтись. Речь идет о тех случаях, когда ваше чадо прекрасно знает, что поступает плохо и неправильно. Знает, что на такой алгоритм поведения наложен строгий запрет. Знает - и… проверяет «на прочность». А вдруг границы собственного суверенитета можно расширить? Вдруг можно не считаться с родительскими требованиями? Ведь так важно уточнять время от времени, кто из нас вожак стаи.

Почему приходится наказывать ребенка

Чем отзываться на детское хамство, осознанную жестокость, ложь, демонстративное непослушание? Тут уж реакция родителей должна быть жесткой и однозначной. Хочешь-не хочешь, придется карать. Из всех детских проступков именно такой реакции потребует примерно 10 %.

Между прочим, демонстрируя открытое неповиновение, ребенок… ждет наказания и даже нуждается в нем. Ведь ложное чувство, что ты сильнее взрослых, не благоприятствует успешному развитию личности, лишь только провоцирует страхи. Ведь если маму с папой можно не слушаться - стало быть, их слово ломаного гроша не стоит... Из этого ребенок делает вывод: «родители - люди немощные, неавторитетные». А разве может защитить тебя какой-то слабак?

Важность оценки для детского сознания подтвердил и психологический эксперимент. В течение нескольких дней трехлетнего ребенка не хвалили и не наказывали, какие бы поступки он не совершал. В результате малыш начал хвалить и ругать себя сам. Ведь поощрение и наказание помогают человечку адаптироваться в обществе.

Важнейшее условие воспитания детей — последовательность. Если проступок достоин наказания, то достоин всегда, а не лишь когда мама не в духе. Если какое-то действие запрещено родителями, значит, и бабушки должны реагировать на нарушение запрета со всей строгостью. Иначе авторитет членов семьи будет подорван.

Однако применять наказания можно только после того, как ты неоднократно объяснила правила поведения и уверена, что ребенок их понял. И, конечно, он должен знать, за что его наказывают. Ты обязательно должна уточнить: осознал ли он то, за что наказан? Затем предложи ему прокомментировать свое поведение. Ребенок должен сам дать оценку своему проступку - это поможет понять ему на будущее, почему следует поступать именно так, а не иначе.

Итак, наказывать нужно. Теперь давай определимся, как же мы будем наказывать?

Физическое наказание

Старшее поколение - «бывалые» - конечно же, порекомендуют «выдрать как сидорову козу» непослушного ребенка. Может быть, поэтому порка — наиболее распространенный «педагогический прием» в постсоветском обществе: статистика утверждает, что в нашей стране около 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания. Вот только эффективным методом воспитания такие наказания считают лишь 8-10 % практикующих его. Большинство - аж 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, вот только незадача: они не знают, каким образом...

И если ты решила все-таки применить именно такой способ наказания, тебе следует знать: он имеет свои важные правила. Основное правило: никогда не бей рукой. Используй лозинку, газетку, ремешок. Потому что рука не бьет, она гладит. Нежные мамины руки должны ассоциироваться только с любовью. Да и силу удара рукой можно не рассчитать, розгой же по попе ребенка не искалечишь. Правило номер два: не наказывай в ярости. Помнишь старинный ритуал телесных наказаний? Сначала следовало достать розги, вымочить их… За это время отеческий гнев остывал, родитель успокаивался и оценивал ситуацию трезво. И экзекуция становилась воспитательным моментом.

Кстати, сами дети не оценивают порку как самое ужасное наказание, более того, она позволяет сбросить с себя чувство вины и даже обидеться на родителей. Вот только обиды ли мы добивались? И еще: телесное наказание делает насилие чем-то заурядным в сознании маленького человека. Взрослый дает понять, что физическая сила — единственное средство решения конфликта. Что в итоге? Ребенок перенимает эту тактику и применяет ее уже во взрослой жизни! Исследования показывают, что до 60 % детей, которые были жертвами насилия, становятся или субъектами, или объектами насилия в зрелом возрасте.

Амнистия - когда нельзя наказывать ребенка:

  • когда малыш болен, испытывает недомогание или еще не окреп после болезни;
  • когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
  • непосредственно после травмы - будь то физической или душевной: разбитое колено, «неуд» по математике, драка… По крайней мере, переждите острый стресс. Впрочем, бросаться утешать свое провинившееся чадо тоже не стоит;
  • если он несостоятелен, глуп или неловок - то есть в тех случаях, когда у малыша что-либо не получается, но он честно пытается это сделать;
  • когда мотивы его нехорошего поступка - неважно, пустякового или самого безобразного - вам самим не понятны;
  • когда вы устали, взвинчены или огорчены из-за обстоятельств, не связанных с ребенком - в этом состоянии гнев всегда лжет.

И очень-очень важно помнить, что наказание в воспитании — лишь крохотный эпизод. Большую же часть времени позволь себе не чаять души, жалеть, уделять внимание, даже повторять одно и то же сто миллионов раз, вместе удивляться букашке на дорожке и гордиться большими и маленькими победами своих детей!

>> Наказание детей

Можно и нужно ли наказывать детей? Как правильно наказывать ребёнка?

Говоря о том, можно и нужно ли наказывать ребёнка , предлагаем вспомнить, для начала, те ситуации, когда нам приходилось наказывать детей и о том, какой эффект давал этот метод "воспитания" детей. Ну, судя по тому, что многие родители уже не знают, как воздействовать на своего капризного и упрямого ребёнка, методы эти неэффективные. Но родители упорно пытаются найти способ, как правильно наказывать ребёнка .

Мы уже затронули ранее, в общих чертах, вопросы наказания детей на странице " ". В ней мы рассказали о том, почему наказание детей не является эффективным. И о том, почему, несмотря на всю неэффективность этого метода воспитания, он является самым популярным.

Наказывать детей можно по-разному

В этом плане, как везде. Сколько людей, столько и мнений.

1. Кто-то использует телесные наказания детей и считает их единственно эффективными. Неверное утверждение. Позиция силы здесь вряд ли уместна. Если даже вам и удастся заставить ребёнка сделать так, как вам хочется, то он сделает это из-за страха перед вами и перед ремнём. Но он, всё равно, останется при своём мнении и не поймёт, не почувствует, что поступает неправильно.

Есть родители, которые возразят нам: "Ну и пусть пока не понимает. Подрастёт, тогда поймёт". Не поймёт. Если бы дети понимали и соглашались с родительским наказанием, то не было бы , когда наши дети вырастают. Но несогласия копятся и, став подростком, ребёнок воспринимает в штыки родителей, все их слова и действия. А всё оттого, что все несогласия с родителями накапливались в нём с детства и, вместе с гормонами, вырываются наружу.

Как влияют телесные наказания на поведение ребёнка

Мама трехлётнего Матвея удивилась. Обычно почему-то вёл себя тихо. Она заглянула в комнату - и пришла очередь удивляться самой маме. проявлял чудеса художества, разрисовывая новые обои разноцветными карандашами. Вроде бы ничего удивительного в этом нет. Но Матвея наказывали за это уже неоднократно. Мама пришла в негодование, накричала на ребёнка и шлёпнула по попе. Но, через пару часов обнаружила его вновь за этим увлекательным занятием.

Возможно, ребёнок ещё слишком мал, чтобы понять свой поступок? Почему он повторяет его снова и снова? Нет, не мал. Он точно знает, что делает, но не знает ещё, почему он так поступает. Но об этом можно догадаться, если проанализировать его действия. Довольно много детей идёт даже на наказание, чтобы отстоять свои "права".

Телесные наказания ребёнка способны дать лишь временный эффект, а, в дальнейшем, лишь усилят неповиновение, что и проявится особенно сильно в подростковом возрасте. И чем сильнее наказание, тем сильнее может быть ответная реакция ребёнка. Зачастую дети гораздо настойчивее своих родителей. В результате, самые стойкие родители могут потерять остатки терпения и самообладания.

2. Ещё один метод наказания - наказание "трудотерапией". Когда ребёнка, совершившего какую-либо провинность, заставляют, в наказание, сделать какую-либо работу. Например, можно услышать сердитые крики отца и матери: "Ах ты, такой сякой, столько дел натворил опять. Ну-ка, иди в свою комнату, наведи там порядок, заправь кровать и садись делать уроки".

Эффективен ли такой подход? Нет. Он также неэффективен. В приведённом примере родители заставили ребёнка делать уроки и выполнить его (заправить кровать и убраться). И эту работу родители вменяют ему вместо наказания, хотя это его сфера жизни, его обязанности, и ребёнок должен выполнять их самостоятельно и без напоминаний. А его наказывают тем, что заставляют их выполнять. Естественно, ребёнок будет протестовать против наказания, а, следовательно, и против своих прямых обязанностей.

К существующим проблемам родители добавили ещё несколько: ребёнок теперь не будет заправлять кровать, не будет делать уроки, и не будет убираться, т.к. будет воспринимать эти действия - как наказание для себя. А кому интересно быть наказанным?

3. Ещё один популярный метод наказания - различные запреты. Можно запретить какие-либо любимые игрушки или вещи, просмотр телевизора и игру в компьютер, можно запретить конфеты и др. Запретов много, только они тоже неэффективны. Потому что большинство таких запретов имеют вид своеобразного шантажа ребёнка. Если он сделает то-то, мы разрешим ему это.

Запрет оправдан, если он делается в одностороннем порядке, и его цель - оградить ребёнка от опасности или от вещей, для которых он ещё слишком мал. Но в качестве наказания запрет не подходит.

Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

Как поступить, если, всё-таки, должен быть наказан за какие-либо действия? Дело в том, что очень часто бывает, что родители, после наказания своего ребёнка, сами испытывают чувство разочарования и жалости, по отношению к нему. Они пытаются утешить себя мыслями, что это делается для его же блага и что они поступают правильно. Но этим самым они лишь обманывают себя. Нет, возможно, на ребёнка стоит воздействовать, это бесспорно. Просто родители не знают, как это сделать и бьют ремнём. А потом сами сожалеют об этом.

На самом деле, очень многие поступки (в том числе и плохие) дети совершают, если они хотят обратить внимание, своих родителей на себя. Общение с родителями - одна из потребностей у ребёнка. Если она не удовлетворяется, он подсознательно будет искать способ её удовлетворить. И если ребёнок склонен к непослушанию, то он будет искать внимания родителей, вытворяя что-нибудь такое, что родители точно не оставят без внимания.

К чему это может привести, сложно сказать. Последствия могут быть самыми непредсказуемые. Не зря же говорится в Библии: "До трёх лет - носи, как яичечко. С трёх до семи - паси, как овечечку". Т.е., основное направление деятельности - это наше внимание к ребёнку, общение и разговоры с ним. Вы даже не представляете есбе, насколько сильны эти методы. Не постоянное внимание, конечно, чтобы ребёнок не привык к нему и не стал его требовать, но регулярное. Особенно, если он . Ведь, как известно, такие дети часто вырастают .


Мы все сами когда-то были детьми и имели столкновения по разным вопросам с собственными родителями. Некоторые считали, что применение физического наказания непедагогично, другие лупили дитятко почём зря. И, как правило, со своими детьми взрослые вольно или невольно обращаются так, как с ними в детстве обращались родители.

Психологи и педагоги высказываются категорически против применения физической силы. Родители же, и, как ни странно, чаще всего мамы, шлёпают малышей и отвешивают подзатыльники более взрослым детям. Причиной этого чаще всего является ощущение собственного бессилия и неспособность убедить ребёнка в чём-либо словами или собственным примером.

Возможно, вы замечали, что человек уверенный в себе не повышает голоса . Раздражение же, гнев, собственные накопившиеся за день : на начальство, правительство или нахамившего кондуктора в трамвае - заставляют некоторых взрослых людей срывать злость на ребёнке, благо причина всегда найдётся, а сдачи он дать не может.

Но тут нужно помнить, что дитятко вырастет, и кто знает, что отложится в его голове и сердце, и как может в будущем аукнуться оплеуха, о которой родитель позабудет через пять минут. Кроме того, нужно помнить, что чем тише говорит человек, тем внимательнее к нему прислушиваются . И собственные дети - не исключение в этом вопросе.

Родитель, поднимающий руку на ребёнка, быстро теряет в его глазах авторитет. Остаётся только страх. А на основе страха развивается лживость. Даже если ребёнок изначально не был склонен лгать, ему ничего не остаётся делать, как освоить это средство защиты, чтобы избежать побоев. К тому же в детях, подвергающихся за малейший проступок, постепенно крепнет вера, что прав тот, кто сильнее. Даже если он не прав, то превосходство в силе даёт ему возможность брать верх. Эту уверенность в дальнейшем будет практически невозможно выкорчевать из души подростка.

Кроме того, американские учёные провели исследование, долгое время наблюдая за детьми из разных семей и с разными взглядами и методами воспитания, и пришли к неутешительным результатам. А именно – дети, которых воспитывали преимущественно насильственными способами, имеют более низкий уровень как нравственного, так и умственного развития по сравнению с детьми, не подвергавшимися побоям и унижениям . Это и неудивительно: страх - худший из всех существующих доводов.

Родителям, склонным к гневу, специалисты рекомендуют для собственного блага и блага ребёнка скорректировать своё поведение с помощью психотерапевта. И потому нужно задать себе вопросы – любите ли вы своего ребёнка? Для чего вы произвели его на свет? И каким вы хотите видеть его в будущем? А потом спокойно подумать, к чему приведут именно ваши методы воспитания.

Нас многое может раздражать в других людях, но мы же не колотим своего соседа, коллегу, продавца. Почему? Знаем, что получим отпор? Что наше поведение однозначно сочтут хулиганским, и им могут заинтересоваться врачи и милиция? Почему же по отношению к ребёнку мы часто не сдерживаем свою ? Потому, что, скорее всего, он никому не пожалуется? Или потому, что мы считаем его своей собственностью? И действуем согласно законам Тараса Бульбы – «я тебя породил, я тебя и убью»?

Но времена изменились. Мы все знаем, что ребёнок, даже самый маленький, точно такая же личность, как и взрослый человек, со всеми вытекающими отсюда правами. Значит, и относиться к нему следует соответственно – с уважением и пониманием. К тому же наказание не должно превращаться в экзекуцию.

В порыве гнева не следует произносить таких слов, как «ты никогда», «ты всегда». Не выдавайте характеристику личности ребёнка, говорите только об одном отдельно взятом проступке. Например, не говорите – «ты всегда забываешь сделать то, о чём тебя просят». Лучше сказать - «ты забыл купить хлеб, молоко, и наш ужин сегодня будет более скудным, чем обычно. Не забудь, пожалуйста, в следующий раз».

Не бросайте пустых угроз , таких как «ты больше никогда не получишь мороженого, ты никогда больше не будешь смотреть телевизор, ты никогда не поедешь больше к своему другу Васе». Они, как правило, невыполнимы и подрывают ваш авторитет в глазах ребёнка. Очень быстро он привыкнет к вашим угрозам и просто не будет на них реагировать.

Нужно спокойно объяснить ребенку, к каким последствиям для него и других людей приводит тот или иной его проступок. Как отразится это на его будущем. Если ребёнок не хочет учиться , то попробуйте объяснить ему, чего он будет лишён в детстве. Может быть, стоит даже сдружить его с ребёнком из малообеспеченной семьи и объяснить, что и он может так же жить во взрослой жизни, потому что без образования не достигнуть высокого уровня жизни. Отвести его туда, где люди занимаются тяжёлым физическим трудом, пусть посмотрит и подумает, что для него лучше - учиться или в дальнейшем работать на такой работе.

Если дитятко курит , то кричать на него и пилить бесполезно. Приведите ему в пример талантливых людей, покинувших землю именно по причине курения, отведите его в больницу, где лежат люди после операций на мозге и других органах, где вывозят гулять парализованных после этих операций, и объясните, что причиной этого часто бывает курение. Чтобы излечить от мальчика лет 14-17, его на лето можно даже устроить в одну из таких клиник поработать санитаром. Пусть поговорит с медперсоналом, с больными и их родственниками и убедится, что вы говорите правду и заботитесь исключительно о его благе.

Если ваш ребёнок поздно приходит домой , постарайтесь не срываться на крик, а объяснить ему, что вы любите его и буквально не находили себе место от беспокойства. Спросите его, как он будет вести себя, со временем оказавшись на вашем месте. И как он хочет, чтобы к нему относились его собственные дети, которые рано или поздно у него появятся.

Много проблем доставляет родителям телевизор, дети могут часами сидеть возле него и проживать не свою, а чужую жизнь. Может быть, стоит выбрать радикальное средство и не покупать до тех пор, пока ребёнок не повзрослеет?

Даже если вам кажется, что у вас совсем мало времени, не забывайте, что ваш ребёнок остро нуждается в общении с вами. С малышом нужно с младых ногтей вместе читать книги, обсуждать прочитанное, просить его пересказывать особенно понравившиеся места, интересоваться, кто из героев ему нравится и почему. Так вы приучите ребёнка к чтению, и телевизор уже не будет центром его жизни.

С раннего детства приучайте ребёнка помогать вам по дому. Приучите его убирать свою постель, мыть за собой тарелку, даже если расколет пару раз посуду, ничего страшного не произойдет. Если малыш лезет помогать вам в чём-то и мешает, не отталкивайте его, не говорите, что вы сами сделаете. Поощрите его активность и перетерпите временные неудобства в виде склеенных от теста волос, запачканного платья и тому подобного. Иначе, когда ребёнок повзрослеет, помощи вы от него не дождётесь, да и в собственной семейной жизни ему придётся нелегко.

Не разделяйте обязанности ребёнка на мужские и женские. Совсем неплохо, если девочка умеет менять смеситель, а мальчик печь торты.

И самое главное – с ребёнком следует обращаться, как с равноправным членом семьи . Если вы в чём-то не правы, извинитесь. Если вы на семейном совете принимаете какое-то решение, то спросите и мнение ребёнка. Даже если вы не сможете его учесть, объясните, почему именно. Приучайте ребёнка к тому, что это его , его дом и он несёт за них такую же ответственность, как и его родители.

Уважайте его в детстве, и он с уважением отнесётся к вам, повзрослев и унеся с собой во взрослую жизнь любовь и благодарность.

Дети – милые цветы нашей жизни. Они приходят в этот мир, самостоятельно выбирая своих родителей и путь. Как же правильно воспитывать своего ребенка, чтобы цветок не завял, не обломился, а его путь был не таким тернистым? Можно ли наказывать физически своих детей, сыновей и дочерей? Нужно ли наказывать малышей и более взрослых детей? Как научить ребенка не только слушать, но и слышать и слушаться? Вот об этих вопросах я попробую немножко порассуждать.

Естественно эта статья – не предписание, и не инструкция точного следования о том, как воспитывать всех детей, а наоборот мысли вслух и некоторые личные познания, чтобы вы затем смогли сами решать, как правильно воспитывать именно вам, и именно своего чада.

Что такое воспитание?

Ребенок – это хрупкое создание, которое обладает душой мудреца. Как же научиться правильно, воспитывать такого малыша, умудренного многовековым опытом?

Вы возможно сейчас сильно удивились. Как же это у ребенка может быть мудрость? Но, здесь нет никакой описки. Ребенок, при зачатии, сам выбирает род, в который прийти, свою судьбу и предназначение.

Душа не умирает, она рождается вновь с новым человеком. Поэтому все дети уже и есть созревшие личности, а не чистый лист бумаги.

Воспитание – это не поучения и нотации, не крики и недовольство, но также и не бесконечные обнимания и поцелуи, не страхи за жизнь, а уважение, советы, доверие и личный пример.

Как воспитать мудрого ребенка?

Только соблюдение законов мироздания помогает вырастить полноценного взрослого человека, и даже мудрого ребенка, а не эгоиста или истеричку.

Ребенок дается Богом не для нашего удовольствия, не для воплощения наших неосуществленных желаний, не для нашей радости, а для выполнения собственной кармы.

Мы должны не просто заботиться о своих потомках, а выполнять свой долг перед Божьим созданием.

Только наше правильное отношение к маленькой личности позволит почувствовать счастье от общения с личным произведением любви.

При воспитании, запрещено относится к ребенку, как просто к телу, которое постоянно лелеют, ласкают, лобызают и сдувают с него пылинки.

Но и наказывать без причины, лупить до крови, стращать окриками ребенка тоже недопустимо, если вы конечно хотите, чтобы он вырос адекватным и успешным человеком.

Только своим личным примером общения в семье, уважительным отношением ко второй половинке можно повлиять на совершенствование личности ребенка.

Как вести себя?

Особенно с маленьким ребенком надо вести себя очень осторожно и тактично, дети рождаются для того, чтобы научиться слушать. Они слышат слова, слушают интонации, улавливают мысли.

Как бы мы им не говорили, что надо вести себя уравновешенно, следить за порядком, слушаться родителей, ребенок - это не будет воспринимать, если взрослые постоянно ругаются между собой, огрызаются, спорят до потери сознания, постоянно разговаривают на повышенных тонах.

Воспитывайте детей своим примером!

Ребенок чаще всего ведет себя как наше зеркало, поэтому детей лучше всего воспитывать своим примером. Хотим мы тишины от ребенка, тогда надо научиться самим сдерживать свои отрицательные эмоции.

Желаем мы помощи от своего малыша, значит надо оказывать помощь своим родным и близким.

Если в семье растет Эгоист, то надо искать ошибки в себе, а не стараться ломать ребенка, ведь скорее всего он таким стали именно благодаря вашему воспитанию и образу жизни, а не вопреки ему. То есть, по сути, виноваты в его плохом воспитании только вы, значит и перевоспитывать ребенка надо начинать, именно с самого себя.

Нужно ли наказывать?

Как же поступать, если ребенок непослушный и вредный, можно ли наказать ребенка физически за непослушание? Или теперь не обращать внимания на его плохое поведение и капризы, раз он уже личность?

Конечно нет. Нельзя все попускать, спускать с тормозов, закрывать на все глаза. Нужно обязательно воспитывать и даже наказывать детей за аморальные поступки, за события, которые опасны для жизни самого ребенка и окружающих.

Девочек конечно же можно поберечь, так как они должны воспитываться в больше любви, а вот мальчишки наказываются по всей строгости.

Мы уже выяснили, что наказание неминуемо. Но, каким, же способом можно наказывать детей?

Как правильно наказать ребенка?

Все надо делать спокойно, без срывов и криков, без побоев и слез взахлеб.

Все негативные эмоции взрослого должны прятаться в самых отдаленных внутренних участочках. Ребенок должен видеть исключительно родительское смирение и уравновешенность .

Как воспитывать женщине?

Самое эффективное наказание – это молчание

Только такой бойкот поможет ребенку понять свои ошибки и неправильные поступки.

И если вы объявили, что не будете разговаривать, пока ребенок не осознает свой проступок, то не отказывайтесь от своих слов при первых слезках или надутых щечках.

Вы не должны нарушать своих обетов. Одна ложь и ребенок перестанет вам доверять, более того, правильно сделает, ведь значит такова цена данного вами слова.

Хотя это правильный для женщины метод воспитания детей, в любом случае женщина никогда не должна проявлять физическую силу, иначе это может сломать всю дальнейшую жизнь и судьбу, особенно мальчикам. Но есть и мужской способ воспитания.

Можно ли наказывать детей?

Наказывать при воспитании тоже можно, но необходимо это делать правильно. Знаю по себе, что это очень сложно выполнить. Попал он вам кулаком в живот. Какая первая реакция. Конечно, отругать или отлупить.

Но этого не стоит делать категорически. Наш взрыв эмоций только испугает виновника происшествия, и он, в следующий раз, любую свою мелкую провинность будет скрывать, страшась наказания .

В таких ситуациях лучше сдержать свой пылкий, пусть и праведный, но неконструктивный гнев, попытаться объяснить, что так делать нельзя и спокойно объявить обет молчания.

Окрик рождает крик, недовольство порождает гнев, нотации приводят к реакции противостояния, а физические наказания, даже иногда ненависть.

Что будет при неправильном воспитании?

Дети, которых неправильно воспитывают, и которым все прощают, вырастают эгоистами и чувствуют себя центром вселенной.

Ребята, которых лупят до крови, могут позже ответить тем же.

Маленький человек, на которого вообще не обращают внимания, впоследствии сам забудет о внимании к своим родителям. Вследствие чего его родителям, как говориться. К старости не будет кому подать стакан воды, и они станут несчастными людьми, и только правильно воспитанный ребенок. Будет верной опорой и счастьем для своих родителей.

Хотите, чтобы дети были счастливы, а вместе с ними, и вы радовались их успеху в жизни, тогда воспитывайте их в бескорыстной любви и в уважении к их мыслям и желаниям, что я лично вам и советую.

А можно, и нужно ли наказывать ребенка физически и морально или нет, решать только вам, здесь нет конкретных рекомендаций, это личное дело каждого, но вы должны запомнить, что вы воспитываете в первую очередь не тело, а разум малыша, поэтому вам надо быть гораздо более проницательным и чутким к его проблемам, чем среднестатистический отец с ремнем в руках.

Также читайте и другие наши статьи на Портале Обучения и Саморазвития о воспитании детей и , а в следующий раз я расскажу вам о том, .

На консультациях или тренингах для родителей всегда актуальна тема наказаний. Они задают вопросы: "Наказывать ли детей?" и "Как правильно наказывать?".

А ведь наказание происходит от слова «наказ», которое подразумевает передачу какой-то важной информации. Иначе наказание - это дисциплинарное взыскание.

Посредством системы наказаний ребенок осознает, «что такое хорошо и что такое плохо». И благодаря этому формируется правильное и, самое главное, осознанное поведение. Поэтому детей наказывать надо. Важно определиться, КАК наказывать.

И прежде, чем определять наказание, давайте разберемся, кто виноват. Итак:

1. внесли ли вы своеобразный "кодекс", который должен быть в каждой семье. "Кодекс", который определяет степень вины и соответствующее ей наказание. В нем должно быть предусмотрено четкое разграничение нарушений: опасные, менее опасные и мелкие. С этим нужно ознакомить ребенка.

2. беседовали ли вы с ребенком когда-либо о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Как же ему различить, какой поступок он совершает?

В педагогической литературе описано несколько наиболее продуктивных и эффективных мер наказания.

Разъяснительная беседа

Главное условие данного метода – это спокойствие и сдержанность. Беседовать с ребенком нужно спокойно. Разбирательство на повышенных тонах может привести лишь к замкнутости малыша. Спокойствие родителя передастся ребенку. В тихой уютной атмосфере быстрее можно узнать о причине детского проступка, после чего в простых словах объяснить, почему так делать не стоит.

Ребенок уже в три года осознает нормы поведения в семье, если их ему доходчиво объясняют. В таких семьях «беседа по душам» - это лучший метод борьбы с проступками. У ребенка формируется система ценностей с ранних лет. Поэтому в подростковом возрасте с ним будет проще найти общий язык.

Метод хороший, только не переводите разъяснительную беседу в час или день “родительского занудства и пиления”.

Символическое наказание

В основном применяется ограничение в движении. Например, оставить сидеть на одном месте или поставить в угол.

Очень эффективный метод наказания. Но каждое наказание должно иметь свои временные рамки, поэтому говорите сразу, сколько ребенок должен стоять или сидеть. Никаких игрушек рядом быть не должно. Дети очень подвижны, поэтому такое наказание, даже пятиминутное, имеет сильное действие.

Игнорирование

Проступки – это еще один метод привлечь родителей к себе, ведь ребенок всегда желает родительского внимания. Вы можете сказать ребенку, что с ним никто не будет разговаривать, если он будет продолжать плохо себя вести. Говорить надо спокойным и ровным голосом, без криков и активной жестикуляции при этом.

Как свидетельствует практика, этот способ наказания малоэффективен. Он оставляет только неприятные ощущения, которые ребенок несет в свою взрослую жизнь. Повзрослев, на консультациях у психолога он вспоминает о том, как мама могла, по неизвестным причинам, не разговаривать по несколько дней. А непонятное чувство вины, когда видишь, что виноват, но не понимаешь в чём, сменяется обидой, а затем холодом внутри - холодом одиночества.

Естественное наказание

Данный вид предполагает, что действие ребенка само по себе влечет наказание: бросил игрушку - поломалась, разбросал по комнате игрушки – потерялась любимая игрушка, не надел перчатки - замерзли руки, и так далее. Следует разъяснить ребенку последствия его поступков. Одновременно и наказание, и развитие знаний причинно-следственных связей.

При отрицательном эффекте не следует восклицать: «Я же говорила тебе!». Дух противоречия свойственнен детям, и ребёнок будет делать все наоборот.

Перед тем как наказать , помните :

Физическое наказание, как и неосторожное слово может привести к нарушению психики ребенка.

Ребенок должен знать, что такое хорошо, а что плохо, с раннего детства. А чаще всего, до 4 - 5 лет родители ребёнка зацеловывают и ему все можно, а после начинают вводить ограничения. И ребенок не понимает, почему раньше это поощряли, а теперь за это наказывают.

Если вы наказываете ребенка каким-либо из вышеперечисленных способов, будьте серьезнее. Часто вижу, как мамы нежным голосочком, улыбаясь, наказывают детей.

Чему улыбаетесь? Вам ведь не нравится поступок ребенка? Или же вы довольны его поведением?

Если ребенок наказан, слова "Прости, я больше не буду" наказание не отменяют. Некоторым детям легче сказать эти слова, чем быть наказанным. При этом осознанности поступка нет.

Если в семье несколько детей, то наказание должно быть для всех одинаково. Исключений быть не должно.

Невиновно наказанный ребенок может затаить обиду, которая проявится в более старшем возрасте. К тому же регулярные необоснованные наказания могут привести к утрате родительского авторитета и доверия.

Пообещав наказать за проступок, вам следует приводить слова в жизнь. Иначе ребенок просто привыкнет к тому, что родитель лишь говорит, а ничего не делает.

Наказывая ребенка тем или иным способом, следует учесть :

Наказание должно быть актуальным, то есть применяться лишь за проступок, совершенный «здесь и сейчас». Нельзя наказывать ребенка за “прошлые” действия. За то, что он плохо поступил вчера или два дня назад.

Ребенок должен быть уверен, что его любят. И это не он плохой, а его поступок.

Любое наказание не должно подрывать родительский авторитет. Родители должны быть не только наставниками, но и старшими друзьями, которым ребенок может доверять и положиться на них в трудную минуту.

Наказав, не извиняйтесь перед ребенком. Он решит, что родители были не правы, и история повторится снова. Если вам жалко и больно наказывать, вы можете сказать ребенку об этом. Вам жалко и больно наказывать ребенка, вы его очень любите, но в семейном "кодексе" прописано.....

Я желаю вам Удачи, Взаимопонимания и Любви!!!