Пако рабанн. Награды пако рабанна

Это экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех.


Это экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех. Изобретённые им новые формы, структуры и материалы оказали влияние на мировую моду. Философ, мистик и великий ремесленник одновременно, он на протяжении десятилетий поражает публику экстравагантностью и оригинальностью.

Я воссоздаю свои воспоминания о прекрасных женщинах других цивилизаций» - так Пако Рабанн определил содержание своего творчества.

Пако Рабанн (настоящее имя - Франциско Рабанерро Кверро) не только беспрецедентное явление в мире моды. Это мастер, оказавший влияние на многих молодых дизайнеров, в том числе и русских. Это выдающаяся личность, философ и мистик, шокирующий не подготовленную к восприятию его мышления публику. Впрочем, шокировать, а не соблазнять всегда было его девизом. Эстетика этого дизайнера, его мировоззрение, понимание смысла искусства поражают экстравагантностью. Нет ничего более не соответствующего высоким требованиям «хорошего французского вкуса», воплощенного в традиционных портновских методах и материалах, чем модели Пако Рабанна (исключая лишь начальный этап творчества).

Тем не менее в 1990 г. ему присуждена высшая награла кутюрье - «Золотой напёрсток» за самую изыскан­ную и оригинальную коллекцию сезона, технику кроя и работу с новыми материалами, коими являлись тон­чайшие металлические пластинки и нити, а также винил. Однако металл и пластик вместо текстиля, плоскогуб­цы и паяльная лампа вместо ножниц и ниток до этого знаменательного момента служили мастеру уже три десятилетия. Структура и форма одежды, по словам Пако Рабанна, не могут оставаться незыблемыми, когда в жизни происходят стремительные изменения. Отсюда своеобразие его методов. Он изобрел вязаный мех, алюминиевый трикотаж и использовал в создании фантастических женских образов лазерные диски.

Его неиссякаемая фантазия отмечена множеством наград: «Золотой иглой», премией «Почести моды», при­суждённой Первым Международным фестивалем моды в 1985 г., испанским орденом Изабеллы, французским орденом Почётного легиона.

Родился дизайнер в 1934 г. в Испании, в Сан-Себастьяне (Страна Басков). Семья была довольно неординарной: религиозная бабушка, владевшая тайнами оккультизма, мать - атеистка, член социалисти­ческой партии и руководительница испанского отделения ателье Баленсиаги, отец - генерал республиканской армии. С приходом к власти Франко семья эмигрировала в Советский Союз, а через не­сколько лет переехала во Францию. Щедро наделённый талантом, почитающий красоту во всех проявлениях, Рабаин в 1952 г. поступил в Национальную школу изящных искусств в Париже, где получил диплом архитектора. Но будущее своё связал с модой (влияние же архитектуры видно в его работе с объёмами, в поисках оригинальных форм, конструктивных решений необычных моделей).

Ещё в студенческие годы, чтобы заработать, Рабанн проектировал сумки, туфли, пояса, украшения для коллекций французских модельеров.

Оригинальные идеи обратили на себя внимание. Это были его первые опыты в моде, искусству которой он учился в Доме Баленсиаги, у Юбера ле Живанши и восемь лет в Доме Кристиана Диора. Самостоятельное творчество дизайнера началось в 60-х гг. Тогда рождалось новое искусство - «оптическое», «кинетическое»; в архитектуру пришли современные материалы - пластик и металл. Всем этим и была вдохновлена показанная в феврале 1966 г. первая коллекция от-кутюр Рабанна под названием «12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов». Здесь он представил, в частности, маленькие шубки из цветных мехов, инкрустированных металлическими кольцами и пластинами.

Коллекция вызвала скандал. Но Париж, потрясённый последующими работами модельера - гибкими, пластичными кольчугами из металла, воздушными кружевами, соединяющими металл с тканью, всё-таки признал нового кутюрье. Фантастические идеи Рабанна органично вписались в эстетику революционных 60-х гг. (Не только металлические, но и бумажные его платья одноразового использования имели грандиозный успех.) Изящные туалеты из пластика, алюминия в комбинации с кожей и страусовыми перьями появились на эстраде. Причудливые «доспехи» проникли и в кинематограф: знаменитости Голливуда - Франсуаза Арди , Джейн Фонда , Одри Хепберн - снимались в костюмах Рабанна. В разные годы Урсула Дилере, Сильви Вартан , Патрисия Каас , Бриджит Бардо носили эти необычные платья. Сам кутюрье-слесарь, «металлург», как называла его Шанель, считает себя модельером 90-х гг.

Овальные вырезы и широкие декольте; панциревидные мини из разноцветных цепей и металлических кружев, украшенные жемчугом и перевитые голографическими бумажными лентами; туники из набивных тканей, расшитые драгоценными камнями; шляпы-антенны; кожа, разрезанная па квадратики и скреплённая металлическими кольцами, - всё это составляющие его ярчайшего, уникального стиля.

Б 1969 г. сенсацию вызвало появление духов «Calandre» для энергичных дам. Дизайн флакона обыгрывал автомобильную тему. Затем появилась серия духов для мужчин, среди которых «XS» («Эксцессы для мужчин»). Дерзкий и чувственный аромат стал бестселлером.

Линии прет-а-порте Рабанна (первая появилась в начале 80-х гг.) демонстрировались на многочисленных международных выставках и вызывали не меньший восторг, нежели его модели от-кутюр. На пяти континентах бутики и представительства работали на марку «Расо Rabanne».

Помимо этого Рабанн открывал культурные центры, издавал собственный журнал, его книги «Коней времени» (переведена на пять языков) и «Профессиональная карьера» пользовались огромной популярностью.

Однако в 1999 г. этот удивительный художник объявил о своём уходе из мира высокой моды и вообще покинул Париж.

Одной из причин, по которой Рабанну пришлось оставить Париж, была ошибка в предсказании. Он предрек катастрофу Парижа в день августовского солнечною затмения 1999 г. Когда это не сбылось, модельер подвергся жестоким нападкам в прессе.

Пако Рабан – знаменитый французский кутюрье баскского происхождения, создавший одноименный модный дом Paco Rabanne. Вошел в историю моды, в первую очередь, благодаря своим авангардным коллекциям одежды из нетрадиционных материалов: металла, бумаги, пластмассы, резины и так далее. Таланты Пако Рабана разноплановы – он не только гениальный модельер, но и писатель, художник, архитектор. Известен своей благотворительной деятельностью, в частности, борьбой со СПИДом, в том числе и в России.

Я стремился к тому, чтобы создать образ свободной, независимой, самостоятельной женщины, полностью контролирующей свою жизнь и финансы.

Биография и карьера

…Они должны были погибнуть там, на корабле. Все шестеро – он, его мама, бабушка и еще трое детей. Но незадолго до отплытия маленький Франсиско поднял крик и начал тянуть взрослых обратно на берег. К надрывному плачу присоединились две сестренки и брат. Повинуясь безотчетному чувству, мать подхватила на руки младших и кинулась к трапу. Остальные с трудом поспевали следом, продираясь сквозь толпу.

Лайнер отчалил, и тут же небо потемнело от мессершмиттов. Посыпались бомбы, судно загорелось и пошло ко дну. Тех, кто прыгал в воду, стремясь доплыть до близкого берега, добивали из пулеметов. Последняя надежда сотен и сотен беженцев, корабль превратился в их последнее пристанище.

Судьба дала им отсрочку. Ненадолго. Псы Франко уже казнили отца, республиканского генерала, и семью его тоже не пощадят. Это, во-первых. Во-вторых, они подлежали расстрелу за то, что мать состоит в ЦК испанской Компартии. Но даже если бы не было первого и второго, их все равно бы уничтожили. За то, что баски.

Визг тормозов! «Они уже в городе! Скорей, прыгайте в кузов, пока не перекрыли все дороги!!». «Слава Тебе, Господи!» – перекрестилась бабушка. А мать крепко пожала руку товарищу по партии. Спустя несколько минут грузовичок бодро пылил к французской границе, унося их прочь от опасности. Пятилетнему Франсиско суждено было прожить долгую и яркую жизнь…

Греясь меж двух огней

18 февраля 1934 года древняя земля басков подарила миру удивительного ребенка – Франсиско Рабанеда-и-Куэрво. Бабушка его была знахаркой и предсказательницей, известной далеко за пределами родного Пасахеса. Лечила травами и оккультными методами. Что, однако, не мешало ей быть верующей и набожной. Помогая старой целительнице, смышленый внук перенял от нее часть знаний.

«Пако (вороненок, греч.), придет время, и ты узнаешь силу камня и тайны трав. Тебе откроются Знаки, оставленные давно ушедшими…». Ворон, говорила бабушка, покровитель их рода. Cuervo по-испански и означает «ворон».

Речи седой ведуньи пьянили, подобно дыму от шаманского костра… но мимоходом брошенная фраза матери отрезвляла, как ведро холодной воды: «Опиум для народа! Что футбол, что религия эта ваша! Ступай делом займись». Она работала у Balenciaga, просиживая за шитьем круглые сутки, поэтому хозяйство лежало на плечах детей.

Против рисования, правда, мать ничего не имела – и маленький Франсиско рисовал. То, что получалось, напоминало мир, в котором рос мальчик: черное и белое, материальное и духовное. Единые, неделимые и вечно противоречащие друг другу. Позже рисунки помогут ему поступить в Национальную школу искусств, на факультет архитектуры.

Рука Отца Народов

Москва… Мать часто рассказывала о ней. В 1950 году, как соратница Долорес Ибаррури и вдова красного генерала, она была удостоена приема у самого Сталина. Ей разрешили взять с собой сына.

Франсиско ничего не знал о репрессиях и ГУЛАГЕ. Вот он, Отец Народов – великий, мудрый, справедливый… Но почему его глаза – это глаза демона?! Почему его рука, легшая на затылок, такая тяжелая и холодная?? Юноша покинул Кремль в полуобморочном состоянии.

Раннее творчество

На какие только ухищрения не идут студенты, стараясь раздобыть деньги на пропитание! Франсиско было проще – по рекомендации матери его приняли на работу в Модный Дом Кристобаля Баленсиаги. Взяв под крыло молодое дарование, предприятие ничуть не потеряло: сделанные им пояса, сумки, и прочие аксессуары быстро находили покупателей; даже элементарную пуговицу он умел превратить в нечто, притягивающее взгляд.

Но истинным коньком молодого Рабанеды была бижутерия. Благодаря ему мир моды услышал звонкое слово «родоид». Привычный для нас пластик тогда, в начале 60-х, был экзотикой. Легкие, недорогие авторские украшения из родоида стали хитом в молодежной среде.

Когда начали поступать заказы от Живанши, Ив-сен-Лорана и Диора, стало ясно, что имя зодчего Франсиско Рабанеды не прозвучит никогда. Но зато у всех на слуху было имя многообещающего дизайнера – Пако Рабан.


Прощайте, шаблоны!

Unwearables. Неносибельное – так назвал он свою первую коллекцию из дюжины платьев. В аннотации к показу стояла мало что проясняющая фраза: «одежда из современных материалов». Но публика, зная склонность автора к эпатажу, потянулась в зал.

Посетителей встретила музыка. Это уже было необычно – доселе показы мод сопровождались лишь комментариями.

Под неистовые, провоцирующие ритмы Пьера Буле на подиум выпорхнули они – стройные, босоногие, сверкая ослепительными улыбками… Темнокожие. Все до единой. Новшество? Да. И одновременно – вынужденный шаг. Дело в том, что представленные платья действительно невозможно было носить. Пластины, кольца и прочие конструкции из металла и пластика прекрасно лежали по фигуре – когда эта самая фигура была неподвижной. В движении же грани их впивались в тело, причиняя боль и оставляя жуткие кровоподтеки. Белокожие модели в ужасе отказались участвовать в дефиле! Дочери Африки оказались куда более терпеливыми. А, кроме того, на темной коже не видно синяков…

Если бы девушки читали Булгакова, то вспомнили бы Маргариту на балу у Воланда – как та любезно улыбалась гостям, изнемогая в терзающем ее наряде… Но жизнерадостные мулатки никогда не открывали «Мастера и Маргариты», и потому ни с кем себя не сравнивали. Они просто продолжали танцевать.

Шок. Буря негодования. Журналисты, в знак протеста покидающие зал. Одной из дам стало дурно – она все же разглядела царапины на девичьей коже… «Это не кутюрье, это – металлург. Слесарь!!» – хваталась за голову мадам Шанель.

Однако, чуть остыв, публика поняла: да, это оно! То дерзкое начало, которого так недоставало в респектабельном мире моды. Пако Рабан стал всеобщим любимцем – так сорванец, попав в компанию благовоспитанных ребятишек, становится заводилой.


В том же 1966 году неугомонный модельер продемонстрировал коллекцию платьев из… бумаги. Нечто эфемерное, сиюминутное – как противовес «вечному» металлу. Так, с легкой руки Пако Рабана, родилась концепция одноразовой одежды.

Платья из бумаги

Полет ворона: набирая высоту

«Несносное дитя Парижской моды» недолго оставалось без собственного крова. В 1967 году в столице открылся бутик Paco Rabanne. Рядом, в полуподвальном этаже находилась мастерская, откуда доносились удары молота и гул паяльной лампы: кутюрье-слесарь ваял очередное изделие.

Только смелые женщины отваживались одеваться от Пако Рабана. И сильные. В прямом смысле, физически – его платье могло весить и 10, и 15, и более килограммов. Тем не менее, модницы не просто надевали эти увесистые наряды, но и лихо отплясывали в них на дискотеках, пуская по стенам зайчики. Кстати, о зайчиках: кажется, все звезды кино примерили знаменитое платье, состоящее из сотен и сотен маленьких круглых зеркал.


Зеркальное платье

Жюль Верн высокой моды, Рабан экспериментировал со смелостью истинного инженера. В ход шли лазерные диски и дверные ручки, одноразовые стаканчики, резина, минералы, проволока и все прочее, что попадало в его поле зрения. По подиуму шествовали древние воительницы и женщины-киборги. То полупрозрачные обитатели глубин, а то вдруг – порождения иных миров, прекрасные и недоступные, ощетинившиеся шипами…

Играючи, мастер изобрел то, что вправе занять места в золотом фонде легкой промышленности. Вязаный мех, например. Или блестящую пряжу, так называемое «алюминиевое джерси». К слову: настоящего меха кутюрье не использует из принципа. Он убежденный вегетарианец.

И лишь основа основ фундаментальной моды – ткань – оставалась для него падчерицей. Ткань в его творениях играла не первую и даже не вторую скрипку. Ей дозволялось служить связующим звеном между металлом и кожей, стеклом и пластмассой. Или быть подкладкой. Забегая вперед: «умные» ткани XXI века приводят маэстро в неподдельный восторг! Недаром он всегда называл себя человеком из будущего.


Из разных коллекций

Со временем одежда от Пако Рабана стала вполне «носибельной» и уже не травмировала своих обладателей. И вместе с тем приобрела еще более футуристический дизайн. Приемы конструирования и сборки были, мягко говоря, нетривиальными – давали о себе знать лекции по архитектурному проектированию и термеху.

На его творчество, что называется, положили глаз кинематографисты. Сначала были «Двое на дороге» и Les poneuttes (1967), но подлинную известность принесла «Барбарелла» (1968), фантастика в жанре, как сейчас бы сказали, эротического триллера. Кутюрье создал костюмы еще к 35 фильмам. Плюс – к десяткам театральных и балетных постановок.


Кадры из кинофильмов «Двое на дороге» и «Барбарелла»

В нарядах от него блистали (а так же шелестели, звенели, шуршали и бренчали) Бриджит Бардо и Урсула Андресс, Милен Фармер, Элизабет Тейлор, Сильви Вартан и уже упомянутая выше Барбарелла, то есть Джейн Фонда. Франсуаза Арди, актриса и астролог, была его преданной поклонницей.


Пако Рабан творил платья собственноручно. Одни рождались за считаные часы, над другими приходилось просиживать месяцами, корпеть над пайкой и голографией. Их, авторских, относительно немного, чуть больше трех тысяч. Каждое – уникально и достойно стать музейным экспонатом. Именно там их и можно увидеть – в музеях Парижа, Токио, Пекина и Нью-Йорка.

Все, созданное им когда-то, продолжает притягивать неординарные личности, как магнитом (кстати, магниты в арсенале мастера тоже имеются). Яркий тому пример – Патрисия Каас и Леди Гага.

Язык запахов

…Крона огромного дерева дрогнула и пошла вниз. Все быстрее, со свистом разрезая воздух ветками… Удар!! Ну вот, дело сделано, можно и отдохнуть. Мужчина оперся на топорище, смахнул пот и тут заметил под ногами… Орхидею? Лесоруб был не силен в ботанике. Недолго думая, он сорвал цветок и понес в хижину, где хлопотала молодая жена.

Эту нехитрую историю поведал… парфюм. Вызвавший когда-то много шума, Pour Homme имеет малоизвестную особенность – он способен подстраиваться под индивидуальный запах человека, работая в тандеме. Ему предшествовал женский Calandre, передающий пульс большого города; слова «автоледи» в 1969 году не знали, но Calandre – именно для нее.

История ароматов от Paco Rabanne богата хитами. Так случилось, что они в основном мужские: вызывающий мурашки (у противоположного пола) страстный XS, 1 Million для преуспевающих, Ultraviolet – для тех, кто чувствует себя в виртуальной реальности, как дома. Впрочем, появившиеся чуть позже «прекрасные» варианты ни в чем не уступают «сильным».


На склоне лет мэтр охладел к высокой моде, а в 1999 году и вовсе покинул одноименный Дом, передав дела молодым, энергичным, и не менее изобретательным преемникам. Последние показы красноречивы: дело Великого Провокатора Моды живет и процветает.


Маниш Арора для Дома Paco Rabanne

Не модой единой

«Продолжай!» – сказал Сальвадор Дали, увидев его рисунки. И Рабан продолжал. Втайне от всех. Тайное стало явным в 2006 году, когда в Москве открылась выставка художника. Почему Россия? Видимо, сказалось пережитое в детстве. А, кроме того, как признался горячий испанец, он преклоняется перед красотой русских женщин. И тут же заметил: красотой и телесной, и душевной.

Душа, ее тайны, высоты и пропасти, по которым странствует она порою… Этому посвящены книги Пако Рабана, на сегодняшний день их пять. В том числе такой бестселлер, как «Траектория» (1991), и не менее нашумевший «Конец времен» (Fin des temps, 1994). Замыкает цикл вышедшая в 2005 году «Нить Ариадны». Те, кто не прочь поблуждать в лабиринтах эзотерики, с удовольствием прочтут их все.

Награды

Люди любят тех, кто дарит сильные эмоции. Гениального баска осыпали щедрым потоком наград. Первую, Beauty Products Industry, он получил в 1969 году — за Calandre. Знаменитый Pour Homme завоевал «Оскара Ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) в 1974 году. Потом были Золотая Игла и Золотой Наперсток, Орден Изабеллы Католической (высшая награда Испании), и французский Орден Почетного Легиона. В 2001 году маэстро принял Золотую медаль «За достижения в искусстве» из рук Хуана Карлоса, короля Испанского. И, заключительным аккордом – Национальная премия Дизайна моды (2010).

Люди обрушиваются на тех, кто будоражит их. Как только его не называли! Человек-скандал, ремесленник и (см. выше) провокатор. Шарлатан и горе-предсказатель (станция «Мир» не рухнула на Париж, какое разочарование!), и еще многими, многими нелестными эпитетами. Из этого богатого ассортимента ироничный кутюрье выбрал звание ремесленника. И с гордостью повторяет, что, да, он – Ремесленник. От Бога.

Личная жизнь. Его семья – Мир

Время выбелило иссиня-черные, как вороново крыло, волосы. Скоро, говорит он, мне снова предстоит дорога. Снова – потому, что помнит все свои прошлые жизни. За 78 тысяч лет их было много, очень много…

Потомок рода Ворона так и не создал семьи. Ну и что? Женщины любили его, он любил их. Разве этого мало? А еще он любил (и любит) само Бытие. И находит силы и средства помогать тем, кому плохо. Помогать, а не рассуждать о помощи. Сейчас, а не потом. Издает за свой счет журналы об искусстве, открывает в странах Третьего мира культурные центры. Определенный процент от реализации парфюмов Paco Rabanne поступает в Фонд борьбы со СПИДом. А когда случилась трагедия в Беслане, художник создал посвященную этому картину. И все деньги от продажи эскизов перечисляет матерям, потерявшим тогда ребятишек.

Для личности такого масштаба семьей является вся наша планета.

Из интервью

Металл часто встречается в ваших коллекциях, вы создали много платьев из металла. Почему вам так нравится именно этот материал?

П: Я люблю свет, отражение, блики. К тому же сейчас мы пребываем в эре Водолея, эре света, думаю металл, как никакой другой материал, актуален именно сейчас. А еще это символ женщины-воительницы, как древней, так и современной.

У вас есть какие-либо ограничения?

П: Это очень просто. Моя мама, которая обожала моду, всегда говорила мне:»Ты свободен во всем, кроме одного: нельзя посягать на красоту женщины». Женщина – это чудо, соблазн, модельер не имеет право ее высмеивать. Даже использую металл, бумагу и другие материалы, я все сделал для того, чтобы женщина была красивой, как богиня. Вот мое единственное ограничение.

В какой сфере ваше творчество раскрывается полнее: в моде или парфюмерии?

П: Прежде всего в моде. Но ароматы являются очень важным дополнением к одежде, затрагивая обоняние человека. Уже тридцать лет я пытаюсь сделать так, чтобы мои духи и мои коллекции одежды были взаимосвязаны.

Вам уже немало лет. В чем секрет вашей энергии?

П: Улыбка и работа. Я никогда не притворяюсь, я такой, какой есть. Смерть меня не пугает. Это просто переход из одного астрального состояния в другое. Даже, когда мне исполнится сто лет, я буду молод, ведь в душе мне все еще пятнадцать.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Наконец то у меня появилось время для многочисленных хобби – рисование, создание интерьеров, мебели, домашней утвари. И конечно, книги. Всего я написал восемь книг.

Как вы думаете, каково будущее высокой моды?

П: Мне кажется, что высокая мода умирает, как отживают свое знатные семьи, для которых и создавались все эти великолепные наряды. Когда я пришел в мир высокой моды, в 1965 г, было тридцать кутюрье, сейчас только семь. Но даже они не в состоянии продать все, что создают. На смену приходят дешевая унифицированная одежда, простая и одинаковая, зачастую сшитая в Китае, в лучшем случае – коллекции прет-а-порте.

Что вы посоветуете молодым дизайнерам?

П: Человек, который начинает свою карьеру в модном бизнесе сегодня, должен быть готов встретиться с огромной конкуренцией. Нужны стальные нервы, ведь тебя постоянно будут сравнивать с другими дизайнерами. Необходимо создавать что-то совершенно новое, отстаивать свою точку зрения, доказывать, что ты являешься настоящим творцом. Ни в коем случае не копировать. Это должен быть твой собственный закрытый мир. Думаю, эти советы подходят не только молодым модельерам, но и всем творческим людям.

Текст: Инна Славина

Фото: Getty/Fotobank; Rex/Fotodom

Пако Рабан - настоящий мистик и футурист от моды. Его кутюрные творения можно рассматривать бесконечно, поражаясь тщательно выверенным деталям и тому, как в его руках самые неожиданные материалы превращаются в невероятные платья. 18 февраля Пако Рабану исполняется 80 лет. В честь дня рождения великого дизайнера мы предлагаем вам полюбоваться на его самые интересные шедевры.

Пресса окрестила его «Жюль Верном высокой моды», Коко Шанель, то ли в шутку, то ли всерьез, говорила, что он не кутюрье, а слесарь, ну а сам Пако Рабан скромно называет себя ремесленником и упорно пресекает любые разговоры о своей легендарности. Хотя именно это слово как нельзя лучше описывает масштаб его личности и творческий размах.

Все мы родом из детства, и Пако Рабан (чье настоящее имя - Франсиско Рабанеда-и-Куэрво) не стал исключением. На его творчество (а в итоге и на развитие индустрии моды) повлияли две женщины: мама, убежденная коммунистка и атеистка, работавшая в ателье Кристобаля Баленсиаги, и религиозная бабушка, увлекавшаяся магией.

Дерзкие попытки передать волшебство с помощью как самых привычных, так и суперсовременных материалов, отличают все его творчество.

Начинал Пако Рабан с дизайна бижутерии - его недорогие, но оригинальные пластиковые украшения раскупались мгновенно. А в 1966 году модельер представил свою первую коллекцию, в которой было всего 12 платьев, зато каких! Наряды из металла, пластика и проволоки повергли Париж в шок. В прессе дизайнер даже удостоился эпитета «модный террорист». И, кстати, именно Рабана, а не Готье, впервые окрестили «несносным ребенком французской моды».

Затем был оглушительный успех: признание, престижные награды, открытие бутика в Париже, работа в кино и любовь самых стильных звезд. Его платья носили Одри Хепберн, Брижит Бардо и Элизабет Тейлор.

«Я не отметил собой эпоху», - сказал как-то Рабан. И после долгих лет поисков современной формулы моды все же оставил индустрию: в 1999 году дизайнер официально отошел от дел. На месте креативного директора в его модном Доме уже побывали многие талантливые дизайнеры (в том числе Кристоф Декарнен и «индийский Джон Гальяно» Маниш Арора). Однако никто не задерживался надолго . И что-то нам подсказывает, что дело как раз в том, что Пако лукавил, утверждая, что не стал отличительным знаком эпохи. Он сам - эпоха, он - вне времени, вне тенденций и вне условностей. Очень многое из того, что сейчас воспринимается как обыденность, было придумано именно им.

  • 1 Именно Пако Рабан догадался сопровождать показ музыкой. Его первое шоу шокировало Париж: модели в удивительных, ни на что не похожих платьях, выходили к гостям, пританцовывая.
  • 2 Кстати, о моделях. На том самом первом показе все манекенщицы были темнокожие - неслыханное дело даже для 2014, а что уж говорить о 1966!
  • 3 Помимо нарядов из металла и пластика, Рабан также создавал модели из бумаги и скотча, а в 1968 году изобрел вязаный мех.
  • 4 Рабан не только рисовал свои невероятные платья. Большую часть каждой кутюрной коллекции он отшивал вручную самостоятельно.
  • 5 Французское правительство предлагало Пако Рабану гражданство не один десяток раз. Модельер отказывался, чтобы не обидеть родителей.
  • 6 Модельер верил в реинкарнацию и утверждал, что в прошлой жизни он лично знал Иисуса Христа, встречался с инопланетянами и был фавориткой Людовика XV.
  • 7 В 1999 году он предсказывал, что космическая станция «Мир» упадет на Париж.
  • 8 Рабанн отлично рисует: в 2006 году он впервые показал свои картины миру на выставке в Москве. До этого их мог оценить только Сальвадор Дали: дизайнер показывал их великому художнику еще в 1970-х. Дали, кстати, посоветовал Рабанну продолжать в том же духе.
  • 9 В 2011 году Пако Рабан разработал дизайн коробки конфет «Королевский шедевр» для российской компании «АВК».

Вот такой он - странный, противоречивый, опережающий время и безусловно гениальный Пако Рабан. Согласитесь, в современной моде, где уже давно не осталось места чистому творчеству без оглядки на объемы продаж, очень не хватает такого изящного, дерзкого, технически совершенного и по-настоящему красивого безумия. Впрочем, мы, наверное, это заслужили.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Биография Пако Рабанна

Творчество Пако Рабанна

История в датах

Заключение

Список интернет-источников

Введение

Пако Рабан, человек с неординарным мышлением и оригинальным взглядом на моду, своим творчеством он подтверждает тезис о том, что одежда - прежде всеего материальная оболочка, которая может быть сделана из чего угодно, для кого угодно и иметь любую форму. Как говорят французские журналисты, с него начались скандалы в высокой моде, но и ее будущее. Все еще помнят его металлические платья, в которых щеголяла героиня фильма «Искатели приключений», кольчуги из металлического трико, а также его корсажи из картона и кожи. С него началось отвержение моды как диктата, превращение ее в искусство, создание моделей, достойных того, чтобы занять место в музее. И сегодня высокая мода без него немыслима, без этого испанского гения, который работает ради славы Франции. Пако Рабан стал современным благодаря тому, что восстал против предрассудков, господствовавших в то время, и разработал метод, с помощью которого пробивает путь из настоящего в будущее. Мода для этого баска - нечто большее, чем показы коллекций на каждый сезон. Главное для него - внедрять немыслимые, иногда неподходящие для ношения материалы, которые он, в соответствии со своим авангардизмом, представлял как материалы будущего. Именно эта сторона его творчества впечатляет меня и вдохновляет на собственные эксперименты.

Биография Пако Рабанна

«Мой менталитет - двойной, основа моя - испанская, а внешняя моя культура - французская. Французская культура - это критерий. Французы - это „холодная вода“. И наоборот, испанцы загораются предметом или идеей, идет ли речь о политике или о творчестве. Я очень легко воспламеняюсь и горю, хотя у меня уравновешенный характер. Эти две составляющие моего характера идут вместе». Пако Робанн

Пако Рабан, урожденный Франциско Рабанеда и Куэрво. Родился 13 февраля 1934года, в городе Пасехес,Испания. Французский модельер-Кутюрье, революционер в мире моды 1960-х годов. Модельер написал о своем творчестве 5 книг. Семья была довольно неординарной: религиозная бабушка, владевшая тайнами оккультизма, мать -- атеистка, член социалистической партии и руководительница испанского отделения ателье Баленсиаги, отец -- генерал республиканской армии. С приходом к власти Франко семья эмигрировала в Советский Союз, а через несколько лет переехала во Францию. Полностью унаследовал горячий южный нрав родителей, активность, пылкость, неугомонность, неуемное желание творить, удивлять и привлекать к себе восторженные взгляды. В юности Франсимско Рабанемда и Куэмрво уехал во Францию, изучал архитектуру, ему пророчили блестящее будущее, творческие способности проявлялись уже в студенческие годы. Но он не захотел работать по специальности, увлекся другими творческими идеями и неожиданно занялся дизайном и производством бижутерии. Он стал использовать для своих изделий совершенно новый по тем временам материал родоид (разновидность пластмассы) и вообще дал волю своей неуемной фантазии. Наверное он очень чутко уловил потребности молодежи (это не удивительно, он тоже был очень молод, то что нравилось ему самому, нравилось и всем молодым людям), украшения были яркие, необычной оригинальной формы и, что немаловажно, недорогие и его бижутерия понравилась потребителю, легко и быстро продавалась. Этот бизнес позволил заработать первый капитал и почувствовать уверенность в собственных силах. Для молодого человека это было очень успешное начало творческой карьеры, но ему было этого мало. Это были его первые опыты в моде, искусству которой он учился в Доме Баленсиаги, у Юбера ле Живанши и восемь лет в Доме Кристиана Диора. Самостоятельное творчество дизайнера началось в 60-х гг. Тогда рождалось новое искусство -- «оптическое», «кинетическое»; в архитектуру пришли современные материалы -- пластик и металл. Всем этим и была вдохновлена показанная в феврале 1966 г. первая коллекция от-кутюр Рабанна под названием «12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов.

Творчество Кутюрье Пако Рабанна

Экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех. Изобретённые им новые формы, структуры и материалы оказали влияние на мировую моду. Философ, мистик и великий ремесленник одновременно, он на протяжении десятилетий поражает публику экстравагантностью и оригинальностью. История марки Paco Rabanne начинается с 1965 года с создания совершенно новых сережек из прозрачной пластмассы на основе ацетата целлюлозы в одной из мастерских семьи Рабанн. Модели сережек пользуются успехом у молодых покупательниц, восхищенных оригинальностью и доступной ценой. За год продано 25000 пар.

Благодаря такому успеху и его освещению в средствах массовой информации, марка решает заняться производством одежды из только что открытого ею революционного материала. Первой вещью становится болеро. В 1966 году марка Paco Rabanne представляет свою первую коллекцию в Париже. Мнения критиков по поводу двенадцати произведений из современных материалов, названных "непригодными для носки", разделились. Футуристичные платья из жестких пластин, скрепленных кольцами, потрясли публику. В международной прессе Пако Рабанна называют Жюль Верном высокой моды. Позже дизайнер решает попробовать свою силы в парфюмерии. Аромат Calandre (его название вызывает ассоциации с металлом) станет первым ароматом для женщин, на создание которого дизайнера вдохновила модель автомобиля. А через несколько лет были созданы духи, которые принесли торговой марке Пако Рабан особую известность. Это духи Black XS. Сначала вышел в свет мужской аромат, а вскоре и женский вариант этих духов. Популярность духов Black XS превзошла все ожидания. За много лет работы Пако Рабан создал целую империю, которая успешно работает, творит, и радует мир новыми находками, приносит в нашу жизнь красоту, радость и удовольствие. В 1976 году марка представляет первую коллекцию одежды прет-а-порте для мужчин Diffusion. В 80-х годах марка прибегает к материалам повторного использования: алюминий, газетная бумага, губка. Некоторые из таких произведений создаются за несколько минут. В 1986 году дом моды куплен группой Puig, но сам Пако Рабанн остается его главным креативным директором. Стиль Пако продолжает развиваться, и новые технологические изобретения, как и новые материалы, будут источниками его вдохновения. Так в 1988 году появятся платья из лазерных компакт-дисков, в 1993 - из оптического волокна, а в 1994 - из плексиглаза.

В 1990 году открывается первый бутик Paco Rabanne в Париже. Дизайн разработан архитектором Эриком Раффи, а использованные материалы (стекло и металл) напоминают о вкусах создателя марки.

В том же году Пако Рабанн предлагает коллекцию, очень сильно отличающуюся от его прежних творений. Для ее создания использован синтетический материал, напоминающий мягкую кожу. Одежда, изготовленная из этого материала, отличается легкостью и комфортом.

В 1999 году, после того как производство моделей высокой моды в модном доме прекратилось, дизайнер продолжает следить за созданием коллекций прет-а-порте и парфюмерии, однако, все больше и больше удаляется от ателье. В течение нескольких смена нескольких креативных директоров: Орелиан Трамблэ, Кристоф Декарнен, Розмари Родригес и Перри Эллис попробуют приспособить стиль Paco Rabanne под пожелания современной публики.Сейчас дом Paco Rabanne не принимает участия в неделях моды, но по-прежнему выпускает часы и ароматы, а так же грозится вернуться на мировые подиумы.

Новатор по натуре, Рабанн стал первым, кто ввел музыкальное сопровождение на дефиле, а также пригласил для демонстрации своих нарядов чернокожих манекенщиц.

История в датах

рабан кутюрье

1965: Создание фантазийных украшений и появление марки Paco Rabanne.

1966: Первая коллекция и появление платьев из алюминиевых пластин.

1967: Появление платьев из бумаги.

1969: Выпуск первого аромата Calandre.

1976: Первая коллекция для мужчин.

1986: Дом Rabanne куплен группой Puig.

1990: Пако Рабанн получает премию "Золотой напёрсток" за достижения в области высокой моды.

1996: Создание платьев-пузырей из пластика и металла.

1997: Создание объемных платьев-пачек из пластика и серебристого металла. Появление прозрачного платья из прозрачной пластмассы и шариков, заполненных водой.

1999: Пако Рабанн отдаляется от одноименной марки.

2002: Розмари Родригес становится креативным директором.

2003: Создание платья из хрустальных капелек.

2005: Новая смена креативного директора.

2007: Выставка самых знаменитых изделий марки Paco Rabanne.

2008: Выпуск аромата 1 million.

Заключение

Летом 2000 года великий кутюрье заявил, что навсегда оставляет мир высокой моды. Несмотря на уход своего основателя, дизайнерский дом продолжил показы, но значительного успеха его коллекции не снискали. В результате в 2006 году было решено временно прекратить его деятельность. Сегодня марку Paco Rabanne ждет новая жизнь: Маниш Арора известен своими экспериментами с формой, орнаментами и ослепительно-яркими для европейского глаза цветами и оттенками. На ответственном посту креативного директора дизайнер намерен сохранить фирменные черты своего стиля.

Список используемых интернет-ресурсов

1. http://buro247.ru/fashion/history/2609.html

2. http://7122.ru/f/pako_raban

3. http://afield.org.ua/fashion/fashion7_2.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография великого кутюрье Коко Шанель, которая сняла с женщин корсет, подарила черный цвет и революционные духи. Главная идея ее творчества. Личная жизнь Ив Сен Лорана. Главные достоинства моды Миуччи Прада. Бренд Dolce and Gabbana. Джинсы от Армани.

    презентация , добавлен 13.01.2016

    Обновление образа респектабельного Дома моды Диора Д. Гальяно. Его первая коллекция, начало творческой деятельности, придуманный им образ принцессы Лукреции. Самый экстраординарный кутюрье высокой моды, представивший вавилонское смешение стилей культур.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2016

    Жан Поль Готье как феномен в истории моды. Биография, источники вдохновения и становление карьеры кутюрье. "Несносный ребёнок" французской моды, черты творчества, нововведения в высокой моде. Взаимодействие Жана Поля Готье с поп-сценой и киноиндустрией.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2017

    Изучение биографии известного французского модельера Юбера де Живанши. Исследование взаимосвязи между живописью и творениями дизайнера. История создания кутюрье нарядов для фильмов и балетных постановок, сотрудничество с легендарными дизайнерами.

    презентация , добавлен 12.09.2015

    Великие дизайнеры. Творения великого мастера Ива Сен-Лорана. Дилемма жизни Коко Шанель. Человек, чье имя является синонимом моды – Кристиан Диор. Первый дизайнер, представивший коллекцию готовой женской одежды - Юбер де Живанши. Модный дом Лориса Аззаро.

    доклад , добавлен 16.02.2009

    Краткая биография Леонардо да Винчи. Служба в Милане, должность военного и картографа. Первый крупный заказ 1478 г. Изучение внутренних органов человека, работа в госпитале Санта Мариа Нова. Создание росписи для зала большого совета в Палаццо Веккио.

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Отражение моды в истории, ее социальные функции и воздействие на жизнь общества. Описание механизма моды, ее психологическое влияние на человека. Влияние возраста на модные предпочтения. Особенности развития внутренней Fashion индустрии в России.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    Краткая биография Леонардо да Винчи (1452-1519), общая характеристика его творческой деятельности – изображения наиболее известных полотен, сущность открытий и изобретений. Таблица основных дат и событий из жизни выдающегося гения эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 02.06.2010

    Краткая история моды от 1960-х до наших дней. Обзор современных методов дизайна одежды. Концепция проекта коллекции молодежной одежды "Таяние льдов". Эскизный проект коллекции. Выбор материалов и построение лекал. Определение норм расхода материалов.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2017

    Понятие моды и фазы ее развития. Начало французской моды. Вкус французского двора Людовика XIV и его влияние на европейскую моду. Костюм эпохи Барокко. Особенности мужского костюма и женского платья. Мужская и женская прически. Украшения и аксессуары.

Модельер известен по всему миру. В действительности, великого модельера зовут - Франциско Рабанерро Кверро.

Пако Рабан: биография

Эксцентричный мистик, революционер и даже немного футурист - Пако Рабанн шагнул на несколько десятилетий вперёд и привнёс в моду будущее. Модельер всегда находился где-то за пределами моды. Пока все стремились к изящным формам и играли с воздушными тканями, он экспериментировал и эпатировал.


Ценители моды и не подозревали до какой степени они хотят видеть в своём гардеробе из ряда вон выходящие наряды, пока не столкнулись с шокирующими коллекциями Пако Рабанна.
Его одежда не должна была соответствовать высокому вкусу французских модников, но тем не менее она быстра расходилась по их гардеробам.

Пако Рабан: карьера


Никакого шифона, шёлка или джерси: Пако Рабанн отдавал предпочтение винилу, металлу и дискам. Именно он придумал вязаный мех и начал создавать фантазийные наряды будущего - беспрецедентное явление в мировой индустрии моды.
Казалось, когда-нибудь фантазия должна закончиться, но она не иссякала и с каждым разом модельер выдавал коллекции, которые продавались с невероятной скоростью.



Его общепризнанный талант и фантазия были отмечены премиями «Золотой напёрсток», «Золотая игла», «Почести моды». Также он получил испанский орден Изабеллы и французский орден Почётного легиона.


Корни неординарности и противоречивости его характера, вероятно, лежат в семье. Родился модельер в Испании 1934 года. Бабушка была глубоко религиозным человеком, хранившим оккультные тайны, мама же напротив – атеистка и член социалистической партии, а отец – настоящий генерал. Мама Франциско держала собственное ателье, так что любовь к швейному мастерству передалась по наследству. Позже семья эмигрировала в СССР, а через несколько лет перебралась во Францию. Талантливый Франциско с его тонким художественным вкусом без проблем поступил в Школу изящных искусств в Париже. Учился он на архитектора, но все школьные годы разрабатывал и шил сумки, туфли, создавал различные аксессуары, тем самым зарабатывая на жизнь.
После окончания он получил диплом, но архитектором не стал и связал свою жизнь с модой. Хотя влияние образования прослеживается в необычных конструктивных формах коллекций Пако Рабанна.


Необычные идеи и несомненный талант студента обратили внимание великих мастеров. После окончания школы он учился у Баленсиаги, Живанши и Диора.


Набравшись опыта он начал самостоятельную работу в 60-х годах. В то время архитектуру заполонило новое веяние моды – использование пластика и металла. Конечно, Франциско всегда следил за тенденциями в области архитектуры и вдохновлялся этими идеями.

Пако Рабан: новые идеи


Воодушевлённый новыми изысканиями, Пако Рабанн выпускает свою первую коллекцию в 1966 году. Парижская публика была шокирована. Революционные, если не сказать скандальные, наряды, которые демонстрировали его модели, наделали много шума. Хотя, немного позже, ценители моды поняли, что это именно то, чего им не хватало в те неспокойные годы.
Грубый металл, сочетавшийся с тончайшим кружевом, кольчуги, алюминий и кожа, перья, - всё это стало появляться на телах знаменитых людей, славящихся своим хорошим вкусом.



Продолжая свои искания, Пако Рабанн пошёл на грандиозный эксперимент и создал коллекцию одноразовых бумажных платьев.
Вскоре его причудливые наряды стали появляться на героях голливудских фильмов.


Даже великая Коко Шанель признала его талант и называла кутюрье-слесарем, за его любовь к необычайно крепким материалам.
Сам Пако Рабанн всегда считал себя модельером будущего. Уникальный стиль его моделей включал в себя металлическое кружево, цепи, яркие краски, ленты, бумагу, драгоценные камни, резанную кожу, скреплённую кольцами из металла и многое другое.
Эпатажный модельер всегда хотел шокировать публику, а не соблазнять. И добился этого.
В конце 60-х Пако Рабанн выпустил духи «Calandre», предназначавшиеся для динамичных и энергичных дам. Конечно, дизайн флакона был необычным: в нём прослеживалась автомобильная тематика. Немного позже появилась линейка парфюма для мужчин. Дерзкий, страстный и совершенно уникальный аромат быстро нашёл поклонников.

Пако Рабан: бизнесмен


Помимо гениального таланта, Пако Рабанн обладал навыками бизнесмена и рекламщика. Его бутики работали по всему миру и завоёвывали сердца модников со всех континентов.


Модельер открывал культурные центры, писал книги и издавал журнал.
Несмотря на грандиозность его карьеры в 1999 году он покинул модную индустрию и уехал из Парижа. Возможно, причиной этому стало его неверное предсказание: Пако Рабанн предрёк бедствие, которое случится в столице в день солнечного затмения августа 1999 года. Когда пророчество не сбылось, журналисты напали на модельера и его имя часто появлялось на первых полосах газет, но на этот раз не с восхищёнными комментариями.