Проблема передачи опыта. Проблема отцов и детей тургенев

Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт отцов» Опираясь на произвеление В.Распутина «Женский разговор» или Астафьев «Людочка»

Старое и новое поколение постоянно находятся в конфликте, иногда он проходит спокойно и без ощутимых «жертв», а бывает и так, что непонимание может привести к печальным последствиям. Наверное не существует единого эффективного решения борьбы с данными конфликтами, отцы и дети часто не понимают друг друга, обвиняют, а порой унижают. Эта проблема существует на протяжении всей человеческой жизни, и чем быстрее и сильнее меняется мир, тем острее становиться данная проблема.

К данной теме очень часто обращались русские писатели в своих произведениях. Вспомним роман «Отцы и дети», который строится на данной проблеме. Как нам известно, конфликт так и не был решен, а произведение закончилось смертью главного героя. Эта тема очень интересна и вызывает много споров, к ней обращаются и современные писатели, одним из которых стал В.П. Астафьев. Писатель 20 века запомнился в истории литературы, как повествователь обычной русской жизни. Его рассказы эта всегда история, часто она мрачна, а еще чаще реалистичная. Все, что он описывает настолько реально и обыденно, что кажется он списывает истории из реальной жизни. Его произведение «Людочка» относится к подобным рассказам.

Главная героиня Люда обычная деревенская девушка, которая отправилась в город по настоянию своей матери. Она не могла ей отказать, так как понимала, что мать хочет начать новую жизнь, с новым человеком, а старое лишь мешает ей. Людочке удалось устроиться в городе, из-за своего трудолюбия и скромности она жила у старушки Гавриловой, которая по совместительству была ее учителем в парикмахерском искусстве. Жизнь девушки протекала спокойно и мирно, пока на ее пути не появился преступник и хулиган Стрекач. Он обесчестил девушку, а еще позвал друзей, что бы те проделали то же самое. Казалось бы верный друг — Артемка, оказался предателем, который не посмел выйти против авторитета местного преступника. Но все это лишь предыстория перед главной проблемой произведения.

Разбитая и убитая реальностью Людочка, отправилась назад в деревню где когда-то жила со своей мамой. Женщина сразу поняла, что случилось с девушкой, и подумала тогда, что жалко ей дочь свою, но каждая через это проходит, такова женская судьба. Она не обняла и не утешила свою дочь, а лишь рассказывала о приближении своей новой счастливой жизни, о муже-работяге и скором пополнении в семействе.

Удивляет то, с какой холодностью и безразличием мать отнеслась к проблемам собственной дочери. Она не давала себе возможности принять эту новость, намеренно ее приуменьшала, от чего в последствии убедилась в ее неважности. Тут мы видим, как разворачивается конфликт между взрослым и молодым поколением.

Главной его причиной является то, что люди не понимают другу друга, собственные мысли и проблемы кажутся для них куда важнее проблем близкого. Обычно это исходит со стороны взрослых, ведь им кажется, что у молодых не может быть серьезных проблем, им пока не нужно воспитывать семью и заботиться о финансовом благополучие своих родных. Но несмотря на это, жизнь для молодых людей может оказаться очень сложной, а проблемы нерешаемы. Что и случилось с бедной Людочкой, которая готова была пойти на преступлении в отмщение, но место этого, не справившись со своей болью в одиночестве, она убивает себя. Только после смерти дочери, мать понимает, какую ошибку она совершила, но изменить уже было нечего.

Подобные истории должны стать для нас учителями. Непонимание и безразличие между родными людьми, может сделать очень больно обеим сторонам. Нужно постараться понять, а при необходимости подставить плечо, ведь только так человек будет чувствовать свою нужность и одиночество будет ему не страшно.

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)

Цели урока :

Обучающая :

    закрепить умение работать над сочинением-допуском,

    научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные :

    воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

    воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

    воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений И.А.Бунина

Развивающая:

    развивать познавательные навыки учащихся,

    развивать критическое и творческое мышления,

    развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задача:

    научиться писать сочинение на одну из предложенных тем

Ход урока

I . Введение в тему...

1.Лексическая работа

    Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению, которое вам предстоит писать 7 декабря. И на сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

    Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.

    Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?

    Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

Жизненные наблюдения

Советы сверстников

Наставления родителей

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ


Осмысление собственных ошибок

Школа, книги, кино

    Всегда ли приобретённый опыт позитивен?

    Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького?

    Почему? Свой ответ аргументируйте.

    Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

    В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта.

2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

    Внимательно прочитайте данные темы сочинений.

1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

2. Всегда ли наставления отца позитивны?

3. Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»?

4. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга « Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

5. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки » (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

6. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

7. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

8. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

9. Роль родительского наставления в жизни человека .

10. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

11. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших? (первая часть темы)

12. В дружбе приобретается жизненный опыт...

13. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...

14. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: « Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

    Выберите ту тему сочинения, по которой будете писать домашнее сочинение (например, «Роль родительского наставления в жизни человека» или «Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»? )

    Я предлагаю вам работу по теме « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших (первая часть темы)

    Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.

    Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?

II . Подготовка к домашнему сочинению

1. Накопление материала.

Дидактический приём «Мне это пригодится »

    Прочитайте фрагменты повести М.Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Наука жизни – наставления окружающих

Персонаж повести

1. Ты послушай меня, как сестру твою старшую... Я жила, людей знаю... много видела на своем веку!.. Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь... Ты и не разберешь сначала, кто он такой? Кажись, человек, как все... Хвать - и пристали к тебе болячки его.

А) Яков Маякин

2. «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи».

Б) Палагея

3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

В) Софья Павловна Медынская

4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской...

Г) Люба Маякина

5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей...

Д) Игнат Гордеев

6. Читать нужно, учиться нужно.

Е) Ананий Саввич Щуров

7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

Ё) тётка Анфиса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

Б

А

Д

Е

В

Г

Ё

    Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.

2. Беседа по повести М.Горького «Фома Гордеев»

    Давайте еще раз обратимся к таблице.

    Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

    Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

    Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?

    Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?

    Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?

    К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?

1. Выбирай нужных друзей

2. Помогай сильному

3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»

1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

Набеги с друзьями на яблоневый сад:

Власть денег над людьми

- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».

НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА

СМЕРТЬ ОТЦА

ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

ФОМЫ ГОРДЕЕВА

« Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН

СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ

Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?

1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду - это фальшивое, другое спрятанное - оно-то и есть настоящее».

2. Вывод: нужно быть лучше других.

3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

Открылся неизвестный мир сказок

3. Отбор материала для написания других аргументов.

    В каких произведениях русской литературы мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?

    Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»

Примерная таблица

Название произведения с указанием автора

Герой, которому адресовано напутствие

Переданный отцовский наказ

1. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв

«Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Алексей Степанович Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков

«... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. М.А.Горький, рассказ «Заветы отца»

Рассказчик

Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным. Заветы, данные отцом перед смертью, сын исполнил, всегда помня его слова:

«Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!»,

«Помни – всё хорошее от человека»

5. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»

Андрей Болконский

Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

6. М.Горький, повесть «Фома Гордеев»

Фома Гордеев

- Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Окол о хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...

    Всегда ли опыт старших положителен?

    Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили.(« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам )

    Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.

4. Составление тезисного плана сочинения на тему « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

Примерный тезисный план

1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

4. Отцовский завет – лучший опыт.

5. Опыт отца – страховка от ошибок.

6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.

III . Домашнее задание.

Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.

Республика Саха (Якутия), Чурапчинский район

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс

по направлению «Опыт и ошибки»

Граф Ростов и Николай

А.П.Гринёв и его сын

Вывод: Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный;

путь подражания - это самый легкий;

путь личного опыта - самый тяжелый путь. (Конфуций)

Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

2.Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

«Человек учится на ошибках» - каждому из нас хорошо известно это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этом пословице. Это очень верно сказано. К сожалению, поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а ее жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать.

Человек всю свою жизнь ищет пути, делает выбор, стремится к чему -то, часто преодолевая препятствия. Такова жизнь, основа которой - движение

Евгений Онегин

Наташа и Андрей Болконский

Вывод: От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни.

3.Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Бунин «тёмные аллеи»(о Надежде)

Надежда-плата за ошбку в молодости одиночество.

Николай Ростов (проигрыш

Герой нашего времени(княжна Мери и Печорин)

Татьяна «Евгений Онегин»

Вывод: Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль.

4. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Астафьев «Царь -рыба»

В.Распутин «Прощание с Матёрой»

Старый князь Николай Болконский

Кутузов (в сравнении с Александром I )

Вывод:Опыт старших поколений бесценен. Не будь его, мы потеряем свою связь с историей, а значит, и своё настоящее, и наше будущее.

5. Опыт учит только тех, кто на нем учится.

(Ошибка одного - урок другому)

(Можно ли учиться на чужих ошибках?)

Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих.

Пьер усвоил урок жизни в отношениях с женщинами, а Татьяна –в отношениях с мужчинами.

Вывод: Вывод: Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)

6. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

Почему люди жалеют о прошлом? Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Да, надо всегда признавать и благодарить свое прошлое за уроки жизни.

Раскольников признал –и освободился от моральной тяжести, Николай Алексеевич(Бунин «Тёмные аллеи» –нет, и всю жизнь страдает)

7.Какой опыт даёт человеку война?

Огромный. Во-первых, мы учимся мужеству и стойкости у наших предков. Во-вторых, моральной оценке войны: война- это плохо.Это смерть, голод, холод, нищита, сиротство, горе. В-третьих, уважению к другим странам и защите собственной территории. И наконец, пониманию, что нужно избегать её всеми возможными способами.

«Они сражались за Родину» Б.Васильев

В.Быков «Сотников»

Толстой «Война и мир»

Шолохов «Судьба человека»

Вывод:Опыт войны, тех лишений и страданий, которые выпадают на долю человека, откладывают большой отпечаток на жизнь, душу и воспоминания каждого.

8. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

По мнению Уильяма Шекспира, опыт приобретается только деятельностью. Но как часто наши поступки, совершаемые в юности, бывают ошибочны. Так что же, ничего не делать? Ждать у моря погоды?

О Наташе и Соне (Война и мир)

Лесков «Старый гений»

Вывод: Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость.(Л.Н.Толстой)

9.Цена ошибки

Бывают ошибки, цена которых очень велика. Не к месту сказанное слово, непродуманный поступок, непросчитанные действия - всё может привести к трагедии, цена которых не только непонимание, потеря друга, уважения к человеку, а порой и смерть, когда уже исправить ошибки просто невозможно.

Булгаков «Записки молодого врача»

Тургенев «Отцы и дети»(Смерть Базарова)

Слово о полку Игореве

Вывод: Есть люди, которые не имеют права на ошибку, потому что от их решения зависят жизни многих людей и даже поколений.

10 . Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт.

Все люди совершают ошибки, но некоторые всю жизнь прерживают из-за них, а некоторые извлекают урок и живут дальше.

Бунин «Тёмные аллеи»

Бунин «Чистый понедельник»

Родители Ростовы и старшая дочь – Вера.

Вывод:Только сильный человек может признать свои ошибки, раскаяться, исправиться и извлечь из них урок.

Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые - люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.

Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и вну­ков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) разночинец Евгений Базаров противостоит семейству Кирсановых - по­томственных дворян, представителей привилегированного сословия.

Шестидесятые годы XIX в. для России являются перелом­ными. Отмена крепостного права, становление финансово­промышленного капитала, революционные настроения в демократических массах - всё взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духо­венства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже - из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами, военными, врачами, научными деятелями, людьми искусства. В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазно­демократическое направления.

Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуж­дую для него обстановку жизни дворянских семейств, празд­ную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения. Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирса­новых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.

Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сей­час он - «по медицинскому факультету»). Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».

И вот он предстаёт перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Ни­колай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.

А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу воз­ненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.

Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича - дворяне в нескольких предшествую­щих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», вто­рой - «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй - тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они - люди труда. Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.

«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» - непро­стительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича - разбитая любовь), ни суро­вым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы - эпоха «безвреме­нья»). А для Базарова смысл жизни - в труде, который ему по сердцу. С его волей, одарённостью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или учёным- иссле­дователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути - «сломать» то, что тормозит её развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного учёного.

Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а раз­рушительный характер: задача «полного и беспощадного от­рицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.

«…И если он называется нигилистом, то надо читать: рево­люционером», - так писал о своём герое И.С. Тургенев. За отри­цание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры - Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятеж­ника. Он уйдёт со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершен­ства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.

Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах - и осуждение, и оправдание главного героя.

И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роко­вой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на уми­рающую лампаду, и пусть она погаснет».

Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеж­дают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.

Здесь искали:

  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева
  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева сочинение
  • проблема отцов и детей