Развитие малыша на 5 месяце жизни. Развитие эмоциональной сферы. Малыш осваивает новые движения

В этой статье:

Ребенку пятый месяц - что нового происходит в его жизни, как меняется поведение, какие навыки приобретает кроха? Конечно же, многое будет зависеть от того, сколько внимания ребенку уделяли родители в первые месяцы его жизни. Если с крохой занимались, общались, стимулируя его развитие, то 5-й месяц, вернее, достижения малыша, станут наградой для взрослых за старания.

К концу пятого месяца жизни ребенок многое умеет, например, совершает целый ряд манипуляций с игрушками и предметами, качая их, кидая, толкая, рассматривая. Если понаблюдать за крохой, в руки которого попала новая игрушка, можно заметить много интересного. Во-первых, малыш станет рассматривать ее со всех сторон. Во-вторых, обязательно попробует на зуб.

Действия крохи, которому пошел 5-й месяц, не хаотичны, а последовательны и продуманны, что свидетельствует о скачке в его развитии.

Физические изменения

Для малыша 5-й месяц - это очередная прибавка в весе. Физическое развитие идет своим чередом, и к этому времени кроха весит около семи килограммов или немного больше. За 5-й месяц малыш наберет еще порядка 700 граммов и прибавит в росте до 3 см. С момента появления на свет кроха прибавит в росте до 14-15 см.

Родителям
малышей, тщательно отслеживающих их развитие, нужно быть готовыми к тому, что показатели физического развития крохи не будут полностью соответствовать нормам. Небольшие отклонения не должны стать поводом для паники. Дети растут по индивидуальному графику и имеют свои особенности. Приведенные же выше нормы условны – об этом не стоит забывать.

Одно из самых важных событий, с которым ассоциируется 5-й месяц развития малыша, - это повышение уровня двигательной активности. К концу месяца кроха порадует родителей новыми навыками, научившись переворачиваться с живота на бок и обратно.

Естественно,
что умения эти не станут внезапными. Им обязательно будут предшествовать долгие попытки крохи самостоятельно сменить положение. Родители помогут немного помочь ребенку, подперев его под бок валиком из пеленки.

Практически все малыши на пятом месяце жизни уже умеют самостоятельно переворачиваться со спины на живот, тогда как в обратном порядке переворот получается выполнить у единиц. Как правило, этот навык осваивается ближе к полугодовалому возрасту.

Переворачивания малыша - это существенное достижение, подтверждающее его физическое развитие. Такие переворачивания готовят кроху к скорому освоению навыков сидения и ползания.

Как изменяется психика малыша

В психическое
развитие крохи 5-й месяц жизни приносит новые изменения. Самое важное достижение - это активная реакция на близких людей. Малыш уже четко различает своих и чужих, радуется, когда видит родителей, узнает их лица на расстоянии и всем своим видом показывает, что счастлив их видеть.

Стоит отметить, что малыши не просто узнают родителей – они становятся внимательными к деталям, подмечая макияж на лице мамы, новую прическу или цвет одежды. Именно поэтому родителям нужно постараться в этот период не слишком экспериментировать с внешностью, чтобы не напугать малыша.

Узнает малыш
близких не только по внешности, но и по голосу. Если кроха слышит приближение незнакомых людей, он может проявить недоверие и отказаться идти на контакт.

Дети на пятом месяце жизни по-прежнему очень привязаны к маме, поэтому только в ее присутствии чувствуют себя уверенно и в безопасности. Мама, учитывая это, не должна оставлять кроху наедине с не внушающими ему доверия людьми, показывая, что она всегда рядом и готова прийти на помощь.

Развитие речи в 5 месяцев

На пятом месяце малыш четко различает интонации в голосах взрослых, окружающих его. Он четко понимает, когда мама сердится или расстроена, и может вместе с ней расстроится и даже заплакать. Если взрослые обращаются к ребенку ласково, приветливо и дружелюбно, он чувствует волну позитива и старается поддержать разговор гулением. Кстати, 5-й месяц - это заметное совершенствование гуления, которое переходит на новую стадию: начинаются «трели», в которых прослеживаются отдельные слоги.

Кроха лепечет, стараясь повторить то, что услышал от взрослых, при этом не использует язык и губы, задействуя исключительно гортань. Малыш лучше справляется с гласными звуками, которые начинают звучать более правильно. В целом, на 5-м месяце гуление - это серьезная подготовка к развитию речевых навыков в скором будущем.

Когда малыш гулит и зачем? Чаще всего кроха гулит, когда находится в хорошем расположении духа. Кроме того, малыш может гулением пытаться привлечь к себе внимание взрослых, пробует повторять услышанные от них звуки.

Развитие эмоциональной сферы

Какие еще достижения свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера малыша переходит на новый этап развития? Интересно, что именно 5-й месяц является тем периодом, когда кроха начинает не только проявлять интерес к отражению в зеркале, но и отличать свое отражение от маминого. Кроха проявляет интерес к любой новизне, осматриваясь в новом помещении, рассматривая новые предметы, попадающие в его поле зрения.

Чувства малыша
на 5 месяце - это фонтан эмоций. Кроха уже:

  • понимает, что плохо, а что хорошо (на примитивном уровне);
  • испытывает радость;
  • умеет веселиться;
  • боится;
  • раздражается;
  • возбуждается и пр.

Родители, наблюдая за развитием крохи, обязательно должны находить время на то, чтобы с ним поиграть, почитать ему и просто пообщаться.

Как развивать зрение малыша?

Как уже было отмечено выше, 5-й месяц открыл для крохи новые возможности. Если раньше он умел различать предметы и лица, расположенные на расстоянии 30-40 см, то к пятому месяцу способен разглядывать предметы с намеренной фокусировкой взгляда, независимо от расстояния, на котором они расположены.

Именно поэтому родители должны уделять время развитию зрения малыша, показывая ему предметы на разном расстоянии, карточки разных цветов, игрушки разных размеров.

Какие игрушки выбрать для малыша?

Естественно, что это должны быть погремушки из безопасных материалов, возможно, изображающие людей или животных. У каждой погремушки должна быть удобная ручка яркого цвета. Особенно полезными для развития зрения детей в этом возрасте считаются зеленый, голубой и оранжевый цвет. Дополнительный плюс - звуковые свойства игрушек.

Так же, как и несколькими месяцами раньше, малыша можно увлечь развивающим ковриком, лежа на котором, он сможет щупать, звенеть, трещать, рассматривать и, конечно же, запоминать новые ощущения. Чуть позже, когда кроха научится сидеть, ему можно будет купить кубики и пирамидку, с которыми он сможет проводить время, развивая внимание и моторику рук.

Месяц за месяцем подрастает малыш. уже подошел к концу и подходит новый этап в развитии ребенка , ведь на пятом месяце жизни ваш малыш овладеет новыми навыками и умениями о чем подробно сейчас я вам и расскажу. Итак, начинаем.

Социальное развитие ребенка 5 месяцев

В 5 месяцев ребенок уже отличает близких ему людей от чужих. К чужим малыш проявляет большой интерес, поначалу ребенок настораживается, замирает и внимательно всматривается в лицо нового человека. Когда мама рядом, малыш не боится незнакомцев, но стоит малышу потерять маму из виду как может начаться настоящая истерика. Это очень важный этап в психическом – ребенок учится выделять одного человека из общего фона и делить мир на «чужих» и «своих». В этот период ребенок открывает для себя нечто вроде собственного Я.

«Своим» для ребенка является человек, которого малыш видит практически каждый день. Поэтому пусть бабушки и дедушки не беспокоятся, когда в очередной визит малыш не встретил их радостной улыбкой. Страх перед незнакомыми людьми является свидетельством глубокой эмоциональной связи с матерью.

Когда к вам приходят новые люди, объясняйте малышу кто пришел, дайте ему возможность осмотреть незнакомца, что б убедился в «безопасности» чужого человека.

Ребенок стремится вызвать взрослых на контакт, имитируя действия, которые хотел бы получить от них: улыбается, лепечет или протягивает ручки. Кроха провоцирует взрослых на нужную ему реакцию, если он не получает нужного, то может обиженно заплакать.

Малыш ярко реагирует на настроение мамы, «откликается» на ее улыбку и смех, приветствует игровые действия. Отличает строгие нотки в голосе от приветливого и ласкового общения.

Моторное развитие ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы малыша уже окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слажено. В 5 месяцев ребенок уже в состоянии ненадолго преодолеть свой вес, опираясь на локти и поднимаясь на вытянутых руках. Если с ребенком регулярно заниматься гимнастикой, то к концу пятого месяца жизни ребенок осваивает самостоятельный переворот со спины на живот и начинает учиться переворачиваться с живота на спину.

Мышцы спины у ребенка уже развиты хорошо, лежа на животе, малыш умеет поднимать обе руки, ноги и голову прогибая спину при этом спину, получается «самолетик».

Малыш, лежа на спине, прекрасно поднимает голову и плечики. Он стремится встать. Если вы его поддержите под мышки, то он будет устойчиво, ровно стоять в течение 2 – 3 минут.

Дайте малышу свои пальцы, ребенок схватится за них, подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему он еще не в состоянии, поэтому специально садить малыша, например, в подушки не стоит. Это может привести к проблемам в развитии малого таза и искривлению позвоночника. А подтягиваться малыш может столько, сколько захочет. Как можно чаще предлагайте малышу свои пальцы, чтоб он за них хватался и подтягивался, даже можно, что б он повисел, держась за них – так кроха будет тренировать мышцы спины и руки.

Если вы заметите, что малыш подтягивается на одной руке больше, чем на второй, то нужно делать массаж «слабой» стороны, что б мышцы развивались равномерно.

Скорее всего, в этом месяце ваш малыш свои ножки, теперь он осознанно может облизывать пальчик ноги.

При поддержке под мышки ребенок может слегка подпрыгивать, как бы пританцовывая. Мой сын мог так прыгать по 10-15 минут без остановки и все это действо сопровождалось визгом, хохотом и писком. Все окружающие получали море удовольствия глядя на него, а я под конец дня рук не чувствовала – но кстати, еще одна хорошая тренировка, чтоб подтянуть .

На 5 месяце жизни ваш малыш сосредоточенно начнет стремиться захватить игрушку. Хватание – одно из самых важных действий необходимых для манипулирования с предметами, оно создает основу активного познания его окружения. Это важный этап в .

В конце этого месяца ребенок может схватить предмет, притянуть к себе, удерживать, качать, толкать и вертеть. Сначала все ощупывается, а потом отправляется в рот для опробования на вкус и снова ощупывается. Теперь малышу интересны свойства предметов их фактура, температура, форма, цвет и размер. Давайте ребенку «пищу для ума» дайте потрогать кусочек льда и дотронуться пальчиком до теплой чашки, предлагайте малышу трогать разнообразные ткани, проведите по ладошке зубной щеткой и т.д. Главное комментировать все свои действия и постоянно проводить занятия по знакомству с окружающим миром.

Теперь кроха начнет выбрасывать игрушки, вы не сердитесь – это говорит о нормальном развитии ребенка . Таким образом, малыш познает причинно-следственные связи: я бросил, а мама подняла, а также это хорошая тренировка для пальчиков и мышц.

Ваш малыш такой уже взрослый и уже столько всего умеет, теперь он готовится к тому, чтобы сесть и поползти. Лежа на животе, малыш отталкивается ступнями и передвигается вперед, а некоторые умудряются «ползти» только с помощью рук.

Вот сколько всего нового малыш освоит на 5 месяце жизни , но это еще не все. В этой статье я рассказала только о социальном и моторном развитии ребенка . В Части2 Развитие ребенка – пятый месяц жизни я расскажу о речевом развитии, о играх и игрушках, а также о том как лучше научиться понимать друг друга.

У него развивается значительная мышечная активность.

Такое развитие общей подвижности сопровождается параллельным развитием тонкой моторики: малыш использует мелкие мышцы рук, чтобы совершать точные движения; он дотягивается до небольших предметов, берет их в руки и играет с ними. Постепенно он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами по столу, брать в руки и одновременно удерживать два предмета.

Ритм ребенка

Сон

Ночной сон постепенно становится все более долгим: младенец уже спит по восемь-девять часов подряд. Его режим сна устанавливается, причем это касается и дневного, и ночного сна. Теперь у него легко заметить признаки усталости. Вот почему в этот период уже можно создавать особый ритуал укладывания в постель.

Питание

Если вы кормите грудью, малыш привыкает к более размеренному ритму долгих и «основательных» кормлений (ваше молоко приспосабливается к переменам его аппетита и потребностей). При искусственном вскармливании ребенок ест еще более регулярно: в этом возрасте ему нужно в день четыре бутылочки по 210 мл (смеси второго типа). Его ритм соответствует ритму жизни взрослых (завтрак, обед, полдник, ужин). Хотя ребенок уже может самостоятельно держать в руках бутылочку, пользуйтесь временем кормления, чтобы подержать его на руках и приласкать!

Его органы чувств

Слух

Ваш малыш поворачивается к тому, кто с ним разговаривает. Он обожает смотреть на движения губ говорящего и пытается имитировать изменения интонации собеседника. Он также учится произносить согласные, такие как «м» и «б». Пятимесячный малыш уже способен понять, когда его называют по имени. Он наслаждается звуком речи, особенно если слышит нежные и мягкие слова. Он уже очень хорошо распознает интонации и может понять, когда родители чем-то недовольны. Он быстро поворачивает голову по направлению к источнику нового, заинтересовавшего его шума. Однако его пугают резкие и незнакомые звуки.

Зрение

Ваш ребенок уже может разворачиваться и следить взглядом за предметом или человеком. Он начинает различать тонкие оттенки пастельных тонов, а не только яркие цвета. Он лучше видит очень маленькие предметы, следит за всем, что движется. Теперь он даже может узнать предмет, который он видит лишь частично: вот основа для игр в прятки!

Осязание

Младенец начинает связывать внешний вид и ощущения: полотенце мягкое, папина борода колется, перышко нежно щекочет и т. п.

Когда малыш бодрствует

Малыш исполняет целые слоговые рулады. Он научается менять громкость произносимых звуков и их долготу.

Здоровье ребенка

Пятый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие, состояние его иммунной системы и его размеры. Средний рост пятимесячного младенца - 64см, вес - порядка 6,7 кг, окружность черепа - 42 см.

Возможно, именно на этой консультации врач начнет обсуждать с вами вопрос введения прикорма. И действительно, вводить прикорм можно уже в этом возрасте, если ваш малыш крупный, если он активен и часто хочет есть. Однако мы советуем вам еще немного подождать: признано, что более позднее и медленное введение разнообразных продуктов питания действительно способно уберечь ребенка от аллергии. Вот почему мы поговорим о том, как разнообразить питание ребенка, немного позже, после шести месяцев.

Прививки

Если вы действовали согласно традиционному расписанию прививок, пришло время сделать небольшой перерыв в прививках.

Запор

В таком возрасте запоры чаще всего связаны с нарушением функций двигательной сферы и с нервно-эмоциональными расстройствами. Если у вашего малыша возникла такая проблема, к ней следует отнестись со всей серьезностью, и как можно быстрее начать лечение.

Аллопатическая медицина порой оказывается безоружной в вопросе запоров у новорожденных: предлагается лечить запоры водой, богатой магнием, или, если они не проходят, использовать суппозитории с глицерином для извлечения кала. Будьте внимательны при применении второго средства: если организм малыша привыкнет к тому, что за него регулярно выполняют его работу, то анальная и ректальная моторика может не развиться, что помешает правильному формированию рефлексов и способно даже оказать отрицательное влияние на представления, которые возникают у ребенка в процессе его приучения к туалету.

Таким образом, суппозитории следует использовать редко, в качестве экстренного средства против непроходимости кишечника и лишь в том случае, если запор длится несколько дней: суппозитории нужно применять дополнительно к мягким естественным средствам, которые подчас способны быстро исправить ситуацию.

Естественные средства против запора

Гомеопатия

  • Запор, сопровождающийся болями в животе: «Магнезиум фосфорикум 9 СН».
  • Болезненные трещины в районе анального отверстия: «Ни-трикум ацидум 9 СН».
  • Слизистые, мягкие, плохо выходящие каловые массы +/ -трещины: «Алюмина 9 СН».
  • Мелкие, сухие испражнения, собирающиеся в прямой кишке: «Бриония 9 СН».
  • Крупные, твердые испражнения: «Калькареа карбоника 9 СН».
  • Спазмы и гиперчувствительность: добавьте «Игнация 15 СН».

Пищевые добавки

Следует регулярно давать малышу пробиотики.

Острый гастроэнтерит (ОГЭ)

В большинстве случаев его вызывает вирусная и/или бактериальная инфекция, которая очень быстро может поставить вопрос о жизненном прогнозе младенца, в особенности в первые полгода (или даже в первый год) его жизни.

Прежде всего следует бороться с обезвоживанием, вызванным диареей и/или рвотой. Для этого на несколько часов прекратите давать ребенку любые молочные продукты (кроме грудного молока, если вы кормите грудью: оно очень легко усваивается). В аптеке можно купить раствор для регидратации: его следует давать ребенку постоянно, в очень небольших количествах (к примеру, по 1-2 мл каждые 5-10 минут).
Если состояние малыша ухудшается или если вы все же хотите обратиться к врачу, вам также пропишут спазмолитические/противорвотные препараты (к примеру, «Мотилиум»), кишечный антисептик (типа «Эрцефурил»®) и средство против диареи (такое, как «Тиорфан» для новорожденных или для детей). Если состояние ребенка не улучшится или даже ухудшится, нужно сделать анализ кала.

Естественные средства против ОГЭ

Гомеопатия

Средства от диареи:

  • При отсутствии рвоты и жара: «Ноголистик щитовидный 15 СН».
  • При болях в животе, которые можно облегчить надавливанием: «Колоцинтис 9 СН»; при боли по типу колик, усиливающейся при надавливании: «Купрум металликум 9 СН».
  • Если у ребенка обильные газы, добавляйте «Карбо веге-табилис 7 СН»; и/или значительное утомление: «Хина рубра 9 СН».
  • При жаре добавляйте «Арсеникум альбум 15 СН».

Средства от рвоты:

  • Независимо от наличия/ отсутствия диареи, если нет жара: «Рвотный орех 9 СН».
  • Если язык чистый, а в рвоте много слизи: «Ипека 9 СН».
  • В рвоте много непереваренной пищи: «Антимониум кру-дум 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата раз в полчаса. Принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.

Фитотерапия

  • Сухой экстракт корицы, обладающей мощным противоинфекционным действием и способствующей пищеварению: в капсулах пс 300 мг, по 1/2 содержимого капсулы на каждые 10 кг веса в день;
  • +/ - 2 кофейные ложки водного экстракта мелиссы.

Растворить в 200 мл воды вместе с 1 капсулой пробиотика и 1 пакетиком средства для регидратации. Можно также добавить 4-5 столовых ложек воды, настоянной на зеленой глине.

Маленький исследователь

Это время, когда ребенок пытается ползти. Одни это делают, лежа на спине и отталкиваясь ногами. Другие - лежа на животе и отталкиваясь локтями. Для психологов не важно, как именно ребенок ползет. Важно то, что у него в принципе появляется мотивация к передвижению. В связи с новыми потребностями малыша вводим и новые игры.

Игра «Тянемся и ползем» . Кладем ребенка на животик, ставим перед ним игрушку так, чтобы ему приходилось за ней тянуться. Если он не пытается ее достать, подвиньте поближе. Ваша задача - стимулировать малыша к тому, чтобы он приложил усилие и достал игрушку. После того как он это сделает, дайте ему с ней поиграть. Затем точно так же поставьте другую. Занятие может продлиться около пяти минут. Основной его смысл - в достижении цели. Ребенок получает новый опыт: «Я пытаюсь достать игрушку, и у меня это получается». Поэтому нужно обязательно давать крохе время насладиться своим достижением - потрогать, покрутить трофей.

Не надо давать ребенку слишком много предметов сразу. Три игрушки - максимум. Никаких висячих гирлянд с большим количеством погремушек! Они бессмысленны, даже вредны. Избыток гасит мотивацию, информационное переутомление убивает желание вообще что-либо делать и узнавать.

Малыш уже научился хватать и бросать предметы. И еще в течение целого месяца это остается основным видом его деятельности. При этом он совершенствует несколько навыков: «Я протянул руку, глядя на предмет, схватил этот предмет и стал его изучать». Рассматривать и манипулировать предметом, конечно, интереснее всего в полусидячем положении - либо у мамы на руках, когда есть опора, либо в специальном кресле-качалке для младенцев. Это прекрасное приспособление, которое существенно облегчает жизнь мамы. Правда, помещать ребенка в кресло можно только на очень короткие промежутки времени - чтобы не перегрузить позвоночник. Как только видите, что кроха кряхтит и ему там не нравится, - немедленно доставайте его.

Игра «Ку-ку» может обрести новые формы. Возьмите игрушку, скажем, собачку. Накройте ее платком. «Где собачка?» Пусть малыш самостоятельно потянет платок и обнаружит под ним собачку. Проделайте то же самое с другим предметом. Вместе с ребенком радуйтесь его открытиям.

Занятия на развитие внимания . Способность следить за движущимися объектами разовьется немножко позже, но мы уже сейчас можем начать тренировку. Возьмите фонарик или лазерную указку. Сядьте рядом с ребенком, обратите его внимание на световое пятно и начинайте очень медленно двигать фонариком. Вы увидите, что глазки малыша движутся рывками - он то теряет лучик, то снова находит.

Есть еще одна замечательная игра, которую родители недооценивают. Это мыльные пузыри . У них масса достоинств. Во-первых, лопаясь, они не пугают ребенка громким хлопком. Во-вторых, они очень красиво переливаются. В-третьих, движутся медленно и плавно, так что их легко удержать в поле зрения.

У ребенка появляется новый способ извлечения звуков: он запихивает в рот пальцы и при этом пытается что-то произносить. Так происходит знакомство с собственным артикуляционным аппаратом. Подхватите это занятие: положите ладошку малыша на свои губы и подуйте или погудите, чтобы малыш почувствовал звуки на ощупь. У тех, кто делает такие упражнения регулярно, освоение речи идет намного быстрее.

На пятом месяце мы уже отчетливо слышим лепет ребенка. Это значит, что на смену отдельным звукам приходят повторяющиеся слоги. Самые легкие для произнесения - «ма» и «ба». Многие мамы радуются: «Он уже у меня говорит „мама" и даже „баба"». Очень хорошо, если вы поддерживаете лепет ребенка и повторяете за ним разные сочетания звуков. Но нужно понимать, что пока это еще не сознательное называние мамы или бабушки, и папе не стоит обижаться, что про него забыли. Это просто лепет.

К пяти месяцам появляется страх незнакомых людей . Раньше, если чужой человек подходил и улыбался, ребенок мог улыбнуться в ответ. Теперь при его появлении малыш замирает и может даже заплакать. Это абсолютно нормативный страх, он свидетельствует о том, что малыш нормально развивается и уже начал различать своих и чужих. Своими он считает тех людей, которые ежедневно за ним ухаживают. Понятно, что бабушки и дедушки, живущие отдельно, воспринимаются как посторонние - он давно забыл, что они навещали вас две недели назад. Поэтому не надо удивляться, если в очередной их приезд кроха откажется идти к бабушке на руки, начнет выкручиваться и капризничать. Не обижайтесь, а лучше порадуйтесь: «Ага! Он стал уже не таким доверчивым».

Мама: новый взгляд на жизнь

О чем чаще всего говорят мамы, если им в этот период приходится оказаться у психолога?

«Мне стало гораздо проще понимать свою маму и даже свою свекровь». Да, теперь женщина оценивает поступки своей мамы и поступки свекрови с позиции не девочки, не жены молодого человека, а с позиции матери. И становится намного понятнее, почему, к примеру, мама все время пытается контролировать свою взрослую дочь. А у некоторых улучшаются отношения со свекровью, особенно если родился мальчик. «Теперь я понимаю, почему моя свекровь с таким трудом меня приняла, - призналась мне одна молодая мама. - Даже страшно подумать о том, что и мой сын когда-то женится и уйдет от меня к какой-то женщине».

Теперь вы совсем другими глазами смотрите на мир, для вас важны совсем другие вещи. Поэтому я всегда советую мамам, которые строят какие-то планы еще во время беременности: отложите планирование до того момента, когда ребенку исполнится месяцев пять. Планировать будущее во время беременности и в первые три месяца после родов бессмысленно. Допустим, вы еще до родов решили, что выйдете на работу, когда ребенку исполнится полгода. У вас уже и няня есть. Но вот наступает назначенный срок, а вы больше не хотите никакой работы! У вас совершенно изменились приоритеты и карьера уже не кажется вам сверхценностью. Что ж, без всяких сомнений оставайтесь дома. Не надо упрямо следовать плану, который вы больше не считаете правильным. Никаких планов! Ребенок все равно их поломает.

«Я стала лучше относиться к чужим детям», - говорят мамы. «Почему?» - «Теперь я понимаю, что ребенок может плакать не только потому, что он плохо воспитан или мама за ним недостаточно присматривает. У него могут быть свои причины для того, чтобы заплакать, и мама в этом часто не виновата». Вы будете стараться наладить отношения в песочнице, даже если ваш ребенок в них не вовлечен. Просто эти отношения сейчас для вас очень значимы.

«С рождением ребенка я стала испытывать радость от того, что раньше терпеть не могла. Я с удовольствием сижу дома, вышиваю, раскладываю распашонки». Мне кажется, у этого явления есть две причины. Первая: когда рождается ребенок, мы пытаемся создать для него максимально комфортные условия. Эта потребность естественным образом возникает внутри матери. Поэтому, даже если раньше вы не любили готовить и украшать свой дом, сейчас вы начинаете это любить.

И вторая причина: к этому моменту вы сидите дома уже семь месяцев - два месяца декрета плюс пять месяцев с ребенком. Если бы в течение семи месяцев вы занимались тем, что вас выводит из равновесия, вы бы, наверное, сошли с ума. Но психика женщины очень гибкая, она подстраивается под существующие условия.

В связи с этим хочется обратиться к тем мамам, которые решительно настроены как можно скорее выйти на работу, а с малышом посадить папу. Мужчине сделать такой шаг намного тяжелее, его психика не рассчитана на подобные перестройки, и он вряд ли научится испытывать удовольствие, превратившись в домохозяйку.

Как договориться со свекровью?

Случай из практики : «Моя свекровь меня шокирует своей нечистоплотностью. Приходя к нам в гости, она прямо в пальто и в сапогах кидается в комнату к ребенку, берет его на руки. Дает ему пустышку с пола. Если я делаю ей замечание, она меня просто игнорирует. Просила мужа поговорить с ней, но он только злится. Я не хочу ограничивать общение ребенка с бабушкой. Но боюсь за малыша. Ведь она может и немытыми фруктами накормить, и не переодеть вовремя. Скажите, как повлиять на свекровь?»

В каждой семье формируется свое собственное понимание того, что хорошо и что плохо. Одни считают, что пеленки нужно стирать, кипятить и проглаживать, а другие убеждены, что достаточно их прополоскать и высушить. Кто-то кутает своих детей, а кто-то закаляет. В моей практике была история, когда одна бабушка приехала посидеть с внуком и у всех детских колготок отрезала пяточки, потому что считала, что дети должны ходить босиком. Точки зрения на воспитание у невестки и бабушки могут сильно различаться. Переубеждать друг друга - неблагодарное дело. Остается одно: научиться сосуществовать, не конфликтуя. И здесь самое время поговорить об особенностях донесения информации до собеседника.

Дело в том, что, слушая человека, мы сначала обращаем внимание на то, кто с нами говорит, затем - как он говорит, и только на третьем уровне воспринимается та информация, которую он нам сообщает. Понятно, что если невестка или сын будут учить бабушку санитарным нормам, до нее суть их послания вообще не дойдет. Для невестки всегда найдется ответ: «Я жизнь прожила, мужа твоего воспитала, и ты за него замуж вышла, значит, не все так плохо». Если сын попытается вступиться, ему будет сказано: «Ну, тебя-то я как-то вырастила!..» У бабушки всегда найдутся аргументы, причем подкрепленные жизненным опытом. Поэтому, если вам нужно донести информацию до свекрови, попросите об этом какого-то другого, авторитетного для нее человека. Кто это будет, думайте сами.

В ситуации, приведенной в начале главы, я предложила маме попросить о помощи врача-педиатра, который приходил с патронажем. Тот согласился, и они разыграли небольшую сценку. Мама подняла с пола пустышку, дала ребенку, после чего врач строго выговорил «нерадивой мамаше», что делать так ни в коем случае нельзя, что количество микробов за последние 20 лет возросло в сотни раз. Все это происходило при свекрови, но - замечания были адресованы не ей, а невестке. И это были замечания из уст человека, к которому свекровь привыкла прислушиваться. Авторитет врачей в сознании старшего поколения очень велик. Наши усилия увенчались успехом, и впоследствии, приходя в гости, свекровь вела себя намного аккуратнее - снимала пальто, мыла руки и прочее. На нее произвели большое впечатление слова доктора о том, что за последние двадцать лет «количество микробов увеличилось в сотни раз».

Но бывает, что бабушка стоит на своем, и ничто не может ее поколебать. Если для вас очень важны те принципы, по которым возникли разногласия, попробуйте буквально следующее. Стойте с ребенком на руках и говорите ему: «Ой, как ты рад бабушке! Сейчас она разденется, помоет ручки, а потом возьмет тебя». То есть просто не давайте его бабушке, пока она не проделает необходимые гигиенические процедуры. Что тут важно? Вы обращаетесь не к свекрови, а к ребенку, не выражая ни тени сомнения в том, что свекровь и сама намерена все это сделать без ваших указаний. Главное - не переиграйте.

Вопрос: можно ли в спорах со свекровью обращаться к мужу за поддержкой? На мой взгляд, однозначно нельзя. Иначе вы поставите его перед выбором - либо принять вашу сторону, либо сторону матери. А он любит вас обеих.

За что отвечает папа?

Пока ваш малыш только делает первые попытки проползти несколько сантиметров. Но пройдет совсем немного времени, и он будет наматывать круги по всему дому. Так что пора папе убрать с пути будущего «ползунка» опасные предметы. В любой квартире их найдется огромное количество. На двери необходимо поставить специальные заглушки, чтобы они не захлопывались сами; все выдвижные ящики снабдить доводчиками; на нижних полках кухонных шкафов оставить только безопасные кастрюли и пластиковые контейнеры, с которыми ребенок сможет играть. Очень травмоопасны мелкие гвозди, которые торчат из плинтусов, пуговицы, шурупы и прочая мелочь, разбросанная по квартире. Особое внимание уделите шкафу под раковиной, где чаще всего хранится бытовая химия. Обычно это очень яркие коробки и флаконы, и можно не сомневаться, что они привлекут внимание малыша. Уберите их в безопасное место!

Что еще можно доверить папе в этот период? Мы уже говорили и про купание, и про массаж, и про разные игры. Все это по-прежнему важно и нужно.

К пяти месяцам Ваш ребёнок:
. С интересом реагирует на различные предметы и людей, любознателен и проявляет повышенную активность.
. Может свободно перевернуться со спинки на бок, а после и на животик.
. Играет со своими ножками, подтягивает их поближе к лицу. Может засовывать пальцы ног в рот.
. Легко стаскивает с ножки одетый носочек.
. Может подтягивать поближе игрушки, когда лежит на животике и опирается на ручках, при этом приподнимая грудь.
. Может захватывать предмет двумя ручками сразу, трясти погремушки.
. Крепко держит погремушки в ручках, иногда их сложно у него отобрать.
. Может перекладывать предметы из одной ручки в другую.
. Опирается на ладошки, когда лежит на животике. При этом выпрямляет ручки.
. Различает своих и чужих. При виде незнакомых людей, может нахмурить лоб или даже расплакаться.
. Активно гулит, пытается повторить речь взрослых, умеет пищать и громко смеяться. Может также произносить разнообразные гласные звуки, такие как «а», «о», как будто поет. Кроме того, повторяет согласные, как, например, «д», «б», «м», «л».
. Пытается повторять за взрослыми ряд простых движений, например, хлопать в ладошки. В этот период можно начинать играть с ребёнком в «Сороку-ворону», «Ладушки», «Козу рогатую» и т.д.
. С удовольствием рассматривает яркие изображения, внимательно слушает стихи, сказки и потешки.
. Когда носите его на руках, малыш внимательно разглядывает окружающие предметы, как движущиеся, так и неподвижные.
. Появляются попытки сесть, но пока они не очень удачные.
. Держит уверенно головку прямо.
. Если поддерживать малыша под ручками, он может ходить по твердой поверхности.

В пять месяцев у деток часто наблюдается повышенное слюноотделение. Иногда даже малыш не поспевает за работой слюнных желез и не всегда успевает заглатывать слюну. У некоторых деток в этом возрасте начинают прорезаться первые зубки.

В этот промежуток времени малыш все больше времени находится в вертикальном положении. Это происходит, когда его носят на руках или держат полулежа. Ему доступно все больше новых объектов. В это время очень важно постоянно общаться с ребёнком. Причем, не сюсюкать, а полноценно разговаривать, как со взрослым. Если Вы думаете, что малыш всё равно ничего не понимает - Вы ошибаетесь. Он запоминает, как льется речь, запоминает интонации, пытается различить по тону отношение к нему говорящего человека. Для развития ребёнка это очень важно и большую роль это сыграет в его скором будущем.

Видео о 5 месяце развития ребенка:

А какие особенности в развитии ребенка на 5 месяце заметили Вы?

Детки растут очень быстро. Вроде бы совсем недавно новорожденный появился на свет, а уже узнает родителей, радостно улыбается им, ловко переворачивается и начинает играть в игрушки. Развитие ребенка в 5 месяцев наполнено радостными моментами и неожиданностями.

Что должен уметь 5 месячный ребенок

Рост и вес малыша в 5 месяцев изменились так, что заметно невооруженным глазом. Грудничок за 5 месяцев вырастает примерно на 15 см и становится вдвое тяжелее. Согласно статистике, в среднем, мальчики в 5 месяцев весят 7,3 кг, девочки – 6,65 кг. Отклонения в 6–7% являются нормой.

Младенец легко поворачивается на бок и может ухватить пальчиками игрушки. В общем, физиологическое развитие ребенка этого возраста характеризуется следующими показателями:

  • когда малютку берут подмышки, он пробует делать шажки;
  • крепко держит в руках предметы;
  • лежа на спине, малыш поднимает плечи;
  • слегка кусает пальчики ног;
  • кроха способен перевернуться с животика на спинку и наоборот;
  • карапуз активно пытается дотянуться до яркого объекта, например, игрушки;
  • лежа на животе, дитя крепко упирается ручками в поверхность.

Развитие ребенка в 5,5 месяцев дополняется попытками сесть. Специалисты постоянно разрабатывают игры, которые позволяют улучшить физическую активность ребенка, и стимулируют развитие его мыслительных способностей, зрения и координации. Наиболее простая игра – предложить крошке выбрать предмет. Малыша переворачивают на живот и рядом ставят 2-3 яркие игрушки. Карапуз сначала потянется за приглянувшимся объектом, а потом постарается до него доползти.

В это время у грудного ребенка обнаруживаются неизвестные ему доселе эмоции. Он легко пугается, задерживает взгляд на предметах, пытается различать звуки. Малыш в 5 месяцев уже наделен такими способностями:

  • разграничивает громкие и тихие звуки;
  • различает цвета (но синие, красные и желтые выделяет из всех других);
  • узнает близких людей, осознанно улыбается им;
  • может остерегаться посторонних, особенно если они пытаются взять его на ручки;
  • выговаривает несколько гласных (а, и, е, ы) и пару согласных звуков;
  • внимательно слушает;
  • гулит, агукает, хохочет;
  • глядя в зеркало, узнает собственное отражение;
  • пищит или рычит, демонстрируя удовольствие;
  • не отдает игрушки, а при попытке забрать их начинает ныть или громко кричать.

Конкретные нормы развития ребенка в 5,5 месяцев не существуют. В это время малыши уже пытаются вызвать внимание родителей. Их зрительное восприятие очень развито. Например, запомнив маму с одной прической, малютка будет настороженно рассматривать новую стрижку или необычную одежду.

Кроха в 5,5 месяцев умеет зрительно управлять движением рук. То есть ребенок сперва смотрит на игрушку, а потом тянется к ней. Причем именно к той, которая его интересует. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.

Игры для развития ребёнка в возрасте 5 месяцев

Очень часто родителей интересует в общем, что может делать ребенок в пять месяцев, и правильно ли идет развитие конкретно их чада. Четких норм здесь нет. Каждый малыш неповторим и осваивает навыки и умения в своём темпе. Что умеют сейчас непоседы, более спокойные детки освоят чуть позже.

Задумываясь как развивать младенца в 5 месяцев, стоит обратить внимание на следующие игры:

1.«Узнай меня» . Главная задача – определить может ли пятимесячный малыш отличить знакомого ему человека. Для этого, маме или папе нужно подойти к кроватке и улыбнуться малютке. Карапуз должен улыбнуться в ответ. Затем родитель отворачивается и надевает маску или обматывает лицо шарфом. Верная реакция – кроха не узнает человека в новом облике.

2.«Хватай и тяни» .Цель занятия – познакомить малыша с простыми звуками. Показывая игрушку или изображение котенка на картинке, мама говорит: «Мяу-мяу», на самолет – «Уууууу» и т.д. Ребенок с энтузиазмом слушает новые звуки и разглядывает новые объекты.

3.«Хватай и тяни» . Когда дитя хватает маму за палец, нужно вскрикнуть «Ай!», а если малыш схватил предмет, следует слегка потянуть его, но потом отдать.

4.«А ну-ка, поймай!» .Можно кидать ребенку мягкий мячик или игрушку-пищалку. Если кроха любит бросать вещи на пол, стоит поднимать их вместе с ним. Малютке интересно делать что-то «как взрослый», и попутно развиваются моторика и координация.

5.Кубики . Мягкие и яркие – они идеально подходят для того, чтобы их кидать или пытаться до них дотянуться.

6.Подушки различных форм . Потребуются поролоновые подушечки цилиндрической, треугольной, круглой форм. Они должны быть мягкими и броскими – с контрастным изображением или в полоску. Младенца можно положить животиком подушку, покатать вправо-влево, посадить верхом.

Развитие недоношенного ребенка в пять месяцев

На пятом месяце младенцы, родившиеся раньше 38 недель, почти догоняют сверстников в показателях роста и веса. Каких-либо серьезных отклонений в их развитии и поведении также не наблюдается. Поэтому решая, чем заниматься с такими детками, можно вполне практиковать вышеописанные игры.

Когда родители задумываются как бы ускорить развитие ребенка, они сталкивается с обилием рекомендаций и предостережений. Одни советуют не торопить процесс, а другие настаивают на постоянных активных занятиях с малюткой, чтобы предотвратить отставание в развитии.

Небезызвестный доктор Комаровский рекомендует не зацикливаться на этом. Великолепно, если мамочка делает крохе легкие поглаживания, играет с ним. Но все это только до тех пор, пока приносит им обоим удовольствие. Если малыш не в настроении - не нужно настаивать на занятиях или массаже, стоит отложить их на более подходящее время.