Сенсомоторное и интеллектуальное развитие младенца. Теоретическое изучение сенсомоторного развития старших дошкольников средствами аппликации из соломки

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие младенца проходит по определённому сценарию. Каждый месяц имеет свои этапы. Одни дети развиваются «по правилам», вторые слегка спешат или отстают. Но все они следуют по пути, заложенному эволюцией.

1 месяц

Переходный период развития младенца. Организм новорожденного приспосабливается к внеутробным, новым условиям существования. Кожа ещё выглядит красноватой и шелушится. Мало кто из младенцев минует колики. Это признак того, что кишечник наполняется микроорганизмами. В это время малыш восполняет естественную потерю веса (до 300 г) и дополнительно набирает свыше полукилограмма.

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие выражается тем, что младенец учится держать головку, уже пытается следить за предметом, перемещающимся в поле его зрения, и даже на пару секунд фокусирует взгляд. Громкие резкие звуки заставляют его вздрагивать, а на ярком свету он жмурится. Младенец реагирует на голос мамы, вглядывается в неё. На лице появляется первая улыбка.

2 месяца

Развитие младенца уже заметно. Он поправляется на 800-1000 грамм, становится выше на 3-4 см. Мозг так же развивается и тяжелеет на 50 г. Спит ребёнок в сутки по 18-19 часов. Кроха реагирует на речь и устанавливает зрительный контакт. Типичными проблемами второго месяца являются колики, возможны кожные высыпания, плач от переутомления, метеочувствительность.

Младенец держит головку все увереннее, ненадолго её поднимает, когда оказывается на животике. Начинает интересоваться лицами, провожает людей взглядом и поворотом головы. Услышав звуки, ворочает головкой в поисках источника звука, особенно незнакомого. А главное – пытается поддержать беседу. На втором месяце раздаётся первое «агу».

3 месяца

Интеллектуальное развитие ускоряется. Клетки мозга укрепляют связи между собой. Поэтому важным становится качество питания. Наиболее сбалансировано мамино молоко. Малыш активно развивает сенсомоторику и коммуникативную сферу. Он уже способен поддерживать беседу на своём языке, следит за собеседником глазами.

Лёжа на животике, уверенно держит голову. Проявляется «комплекс оживления» – ребёнок активно сучит ножками и ручками при виде знакомого лица. Он уже проворный, поэтому на краю стола или кровати оставлять рискованно. На третьем месяце малыш вовсю улыбается, и даже подражает приятным звукам.

4 месяца

Родители могут перевести дух – заканчивается стодневный период младенческих колик. Организм влился в жизненный режим. Ребёнок живёт по циклу день-ночь, правда может их перепутать: днём больше спать, а ночью – гулять.

В этом возрасте вырабатывается вкус к музыке. Поэтому мелодичные колыбельные становятся важной вехой в интеллектуальном развитии. Малыш активно пользуется руками. Любит что-то подержать, потеребить. Самое время учить игре «в ладушки».

Наступает ответственный период: дети начинают всё тянуть в рот. Мелкие предметы поблизости убираются. Игрушки нужны только крупные, без лишних деталек. Но не запрещайте ребёнку «слюнявить» вещи – он так осваивает окружающий мир.

5 месяцев

Малыш понемногу учится сидеть, пока что на руках. Некоторые дети уже сопоставляют лица: если раньше они безоговорочно радовались любому человеку, то теперь незнакомцы могут вызывать тревогу. Они начинают отличать строгую речь от ласковой.

Малыши в этом возрасте стремятся всё потрогать своими руками, будь то яркая игрушка, или шершавый носок. Потребность тянуть вещи в рот только усиливается. А еще они пробуют переворачиваться со спинки на живот.

6 месяцев

Развитие ребёнка уже явственно: его вес после рождения удваивается, а рост становится выше сантиметров на 20. В этом возрасте может появиться первый зубик. Малыш уже откликается на своё имя. Речь его становится лепетной: к визгу и «гулению» прибавляются отдельные слоги. И в один замечательный момент родители услышат долгожданное «мама».

Кроха начинает проявлять характер. Играя с игрушкой, он может её и не отдать. Свободно перекладывает предметы из руки в руку, размахивает ими. Уже резво переворачивается с живота на спинку, даже пытается ползать.

7 месяцев

Малыш уже осваивает технику ползания. Только отвернулся – а он уже в другом углу. Настало время обезопасить ребёнка от травмирующих предметов. Все розетки надо заткнуть специальными заглушками. Малыш уже жестами отвечает на вопрос, где находится знакомый предмет.

Наступает время для прикорма. В материнском молоке запас питательных веществ уже не обеспечивает всех потребностей организма. Кроме того, прикорм стимулирует развитие органов пищеварения и приучает к новым вкусам.

8 месяцев

Малыш социализируется. С охотой общается с другими малышами. Сенсомоторное развитие уже достаточно высокое. Он уверенно играет с предметами различной формы, в том числе круглыми. Любит извлекать звуки, ударяя по погремушкам, или сознательно роняя предметы. С удовольствием играет с близкими людьми: в «сороку-воровку», «ладушки» и т. д. Дети учатся вставать и даже перемещаться на ножках, придерживаясь за опору.

9 месяцев

Активно развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется координация движений. Усложняется характер игр: дети, к примеру, уже могут раздевать кукол. Они понимают, что от них хотят: «возьми мячик», «иди ко мне». Развивается коллективное мышление: с удовольствием делятся игрушками с другими детьми, заплачут, когда плачут другие.

10 месяцев

Малыш сам пьет из чашки, учится кушать ложкой, способен залезть на невысокое препятствие и слезть с него. Наступает время игр с кубиками, пирамидками. Ещё одна любимая игра – в прятки.

11 месяцев

Многие малыши уже вовсю осваивают ходьбу. С интересом общаются со своим отражением в зеркале. Прикусывают и прожёвывают твёрдую пищу. Учатся просить желаемое словами «ам-ам» и «дай».

12 месяцев

К первому юбилею малыши подрастают на 25 см и набирают 7-8 кг веса. В сенсомоторном и интеллектуальном развитии младенца уже прослеживаются черты самостоятельности. Ребёнок наверняка укажет на фотографии на папу и маму, отличит круглую фигуру от квадратной, учится рисованию. Подражает взрослым в бытовых мелочах: расчесывает волосы, кормит куклу и т. д.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст.

У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. В младенческом возрасте зрение и слух опережают развитие руки. Сохранность слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития речи. Это связано с тем, что речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается импульсами первой сигнальной системы, которая отражает объективную реальность (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина). Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувствами.

При помощи слуха ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, которые поступают от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок учится понимать речь окружающих, подражать ей и контролировать свое произношение. Зрение также играет важную роль в овладении речью - ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка разговаривающих с ним людей. Он повторяет эти движения, подражает им. Таким образом, совместная работа зрительного, слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов является основой для развития речи.

В младенчестве у ребенка складывается акт рассматривания предмета, формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения. В это возрасте устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Именно в этот период двигательное развитие наиболее интенсивно, что обусловлено высоким темпом созревания мозга. Если ребенок развивается нормально, то в возрасте одного - трех месяцев он фиксирует взгляд на предмете, поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погремушку. С 3–4 месяцев ребенок тянется к яркой игрушке, хватает ее рукой и таким путем (тактильно-двигательным) знакомится с формой и фактурой предметов.

В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает выработанный, то есть условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони.

В возрасте шести-восьми месяцев у ребенка развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки, ребенок может брать двумя руками, перекладывать предмет из руки в руку. Еще преобладает хватание ладонного типа, однако все более координированное. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие. Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предметы пальцами. В девять - восемнадцать месяцев ребенок узнает предмет на расстоянии. В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других, а на 11- 12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т. д. Большую роль в овладении двигательными функциями играет подражание, которое выражается в повторении собственных движений, повторении знакомых движений взрослого и в повторении новых движений. Повторение собственных движений заключается в том, что ребенок вертит и рассматривает перед лицом ладонью одной руки, затем другой. На следующем этапе развития ребенок с удовольствием имитирует заученные ранее движения, если взрослый показывает их. К концу первого года жизни малыш внимательно следит за действиями взрослого. Они являются для него новыми и после наблюдения за ними ребенок начинает их повторить. Сначала эти движения у ребенка неточны, он часто промахивается, но затем эти движения становятся все более координированными. При этом к полутора годам эти движения становятся настолько точными, что близки к движениям взрослого.

В раннем детстве восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. У ребенка начинает складывается новый тип внешних ориентировочных действий (примеривание), а позднее и зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов. При этом освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. Так, у детей уже примерно с 11 месяца жизни появляются функциональные действия, отличающиеся от манипулятивных тем, что они выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Дети начинают целенаправленно использовать предметы, например, катают машинку, угощают куклу чаем. В этот период совершенствуются действия рук, а также ранее выработанные действия, обобщение и перенос их на новые объекты.

Ранний возраст.

В 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес. у ребенка активизируется кончик большого, а потом и указательного пальца. Далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Начинается противопоставление большого пальца другим, после чего движения остальных пальцев становятся более свободными.

По данным Е.М. Мастюковой, которая описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации, на втором году жизни ребенок может удерживать два предмета в одной руке, держит чашку, поднимает ее и пьет. Начинает воздействовать одним предметом на другой, чертит карандашом штрихи и "каракули", повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий . Переворачивает страницы книги, ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

На третьем году жизни при нормальном развитии ребенок открывает крышки, пользуется ножницами, может крутить пальцем диск телефона, Он удерживает карандаш пальцами, копирует отдельные геометрические формы, рисует черточки, красит пальцем и нанизывает бусы. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ребенок продолжает брать двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется.

Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз.

Дошкольный возраст.

С.М. Вайнерман, А.С. Большов считают, что «…наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями».

В дошкольные возрасте наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.

В дошкольном возрасте сенсомоторные функции рассматриваются в качестве особой познавательной деятельности, имеющей свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется действиями обследования предмета и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Наиболее значимым в предметно-практической деятельности 3-4-летних детей является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В три – четыре года может копировать формы (например, крест), обводит по конурам, собирает и строит постройки из девяти кубиков.Хватает катящийся к нему мяч.

В четыре-пять лет ребенок уже закрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие , обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями, развитие умения выполнять мелкие движения с предметами.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

В пять-шесть лет ребенок может аккуратно раскрасить картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к карте. Бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции . С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.

Таким образом, сенсомоторное развитие происходит в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.


На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.

Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?

Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результатыв работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.

Приклей-ка.

Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.

Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.

Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).

Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:
– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.

1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).

Материал: горох, бобы или фасоль.

Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).

3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).

Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка

Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.

4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).

Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.

Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.

5. Попади в цель (“Физическая культура”, “Здоровье”)

Материал: мячики или мешочки с песком, мишень.

Ход игры: дети по очереди бросают мячик в цель.

Информационные источники.

  1. Магид С.М., Тунина Е.Г. Игры из тайничка. – Спб.: Паритет, 2007.
  2. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. – № 7. – 2009.
  3. 7ya.ru – Пономаренко Анна. Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики.
  4. club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp066/rabot…index.htm – Косенкова Оксана. Развитие мелкой моторики.

В этой статье:

Считается, что каждый малыш с момента появления и до трёх лет уникален. Поэтому так важно в период раннего возраста позаботиться о том, чтобы развитие и воспитание маленькой личности проходило без сбоев и в строго индивидуальном порядке.

Кстати, не все знают о том, что потенциал мозга младенца в первые полгода его жизни составляет 50% от потенциала мозга взрослого человека! На протяжении же всего раннего возраста мозг детей будет активно формироваться, и к трём годам этот процесс будет завершен на 80%. Окончательное формирование мозга у детей заканчивается к десяти годам.

Этапы развития малышей по возрастам

Возрастные этапы развития детей подразумевают собой разделение на группы, отвечающие за влияние окружающего мира на детский мозг. Чем меньше малыш, тем он более чувствителен, а значит, очень важно будет позаботиться о создании благоприятных условий для развития его мозга уже на ранних этапах.

Стоит понимать, что умственное развитие, равно как и умение эстетически воспринимать окружающую действительность, тесно связано с развитием сенсомоторных навыков в раннем возрасте. Сбои в процессе сенсомоторного развития ребёнка могут стать причиной появления сложностей, имеющих отношение к начальному уровню образования.

Часто дети до трёх лет проявляют лишь общий интерес ко всему, что их окружает, слабо реагируя на новые впечатления. Такие малыши не видят в каждом новом дне что-то особенное, и это может означать лишь одно - отставание в эмоциональном развитии.

Для таких малышей характерны сниженная координация, неустойчивое внимание и
формальный характер. Более того, можно отметить дисбаланс во взаимодействии рук и глаз, отсутствие желания играть.

Дети с верной сенсомоторной практикой по-другому воспринимают действительность, различая цвета, формы, размеры предметов, анализируя звуки, изображения и речь. Такие дети чётко понимают, что способность воспринимать и воссоздавать свойства предметов позволит им добиться положительного результата, поэтому сознательно принимают участие в процессе своего развития.

Важный момент в процессе обучения детей раннего возраста - это усвоение сенсорного способа изучения предметов с учётом их особенностей.

О развитии сенсомоторики в 1 год

Естественно, сенсомоторное развитие можно и нужно стимулировать, причём делать это важно в раннем возрасте, когда дети восприимчивы к обучению. Чтобы кроха лучше справлялся с освоением сенсорных методов обследования, он должен быть готов к процессу, который состоит из нескольких этапов и может растянуться на несколько лет.

Так, например, на первом году жизни малыш с трудом различает цвета предметов, обращая внимание лишь на самые яркие из них. Кроме того, возникают сложности с определением величины предметов.

Обычно внимание малышей первого года жизни притягивают самые большие и яркие предметы. Лишь со временем он начнёт оценивать предметы на ощупь, опять же отдавая предпочтение самым крупным и ярким. Именно поэтому рекомендуется годовалым детям покупать самые крупные и яркие игрушки.

Развивая сенсомоторику годовалого ребёнка, следует постараться обогнать процесс восприятия и увлечь его предметами, различными по структурной составляющей, для построения так называемого фундамента дальнейшего сенсомоторного восприятия.

Годовалого кроху можно увлечь мягкими кубиками разных цветов и размеров, научить его строить разные фигуры из них. Одно только это занятие будет стимулировать сенсомоторное развитие в самом раннем возрасте.

Процесс развития сенсомоторики в 2 года

Как только крохе исполнится два года, в его жизнь могут войти разнообразные дидактические игры, которые также будут стимулировать его развитие. Взрослые должны помнить о том, что в два года большая часть действий крохи пока носит ознакомительный, а не сознательный характер. Тем не менее, когда малыш перейдет на новый этап развития, сенсомоторика уже будет достаточно развита.

Дети на втором году жизни отлично справляются с усвоением такого признака, как форма предмета. Им не представляет сложности отобрать отдельные элементы для строения той или иной конструкции, используя готовый конструктор или подручные материалы.

Словарный запас в этом возрасте пока не слишком богат и заметно отстает от развивающегося восприятия.

Малышам в этом возрасте будет сложно запомнить и правильно употреблять слова, обозначающие цвета, но они справятся с этим ближе к пяти годам. Пока же дети с удовольствием повторяют за взрослыми названия цветов, несмотря на то, что не соотносят многие из них с отдельными предметами. Для них цвета существуют отдельно от предметов, поэтому в лучшем случае можно говорить о механическом запоминании в индивидуальной ситуации с помощью специальных упражнений.

Малыши в два года часто употребляют названия цветов и форм, но чаще всего без понимания их сути. Внимание у детей двух лет распределяется между слуховым, зрительным и осязательным восприятием.

Выбирая дидактические игры, направленные на изучение цветов, необходимо придерживаться правила об их одинаковой насыщенности. Так, например, если желтый цвет яркий, то точно такими же яркими должны быть и остальные цвета. Если не соблюдать это правило, то малыш может акцентировать внимание не на самом цвете, а на уровне его яркости.

Важный момент - постепенное и последовательное усложнение упражнений, стимулирующих сенсомоторное развитие у детей раннего возраста. На протяжении всего второго года жизни при регулярных занятиях, направленных на сенсомоторное воспитание малыша, можно будет наблюдать, как изменяется его отношение к действиям с предметами, отличными по величине, форме и цвету.

Для ребёнка забавы с такими предметами представляются увлекательными. Именно так, в процессе манипуляций с ними, малышу удаётся постичь особенности предметного мира, научиться сравнивать, сопоставлять и анализировать.

Сенсомоторика в три года: навыки и задания

К окончанию периода раннего возраста при условии создания комфортных условий сенсомоторное развитие у малыша проходит в ускоренном темпе. Именно оно является на этом этапе основной линией развития и связано в первую очередь с активной познавательной потребностью детей раннего
возраста, которые с энтузиазмом продолжают обследовать предметы, делать заключения об их форме, цвете, фактуре.

На третьем году жизни малыш старается придерживаться образца, созданного взрослыми. Кроха с интересом изучает дидактический материал, вслушивается в инструкции взрослого, осознаёт, что ему нужно делать, и торопится начать выполнять задание. Координация движений заметно совершенствуется, поэтому ребёнку становится легче выполнять мелкие движения с мозаикой, кистью или карандашом.

Упражнения, направленные на сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста, на третьем году его жизни становятся заметно сложнее. Именно поэтому так важно, чтобы этому предшествовала многолетняя работа, направленная на накопление необходимых представлений о свойствах предметов.

Систематическая работа по сенсомоторному воспитанию детей раннего возраста позволяет сформировать навыки, подтверждающие высокий уровень развития восприятия. Малыши, с которыми с раннего детства активно работали в этом направлении, к трём годам умеют:

  • акцентировать внимание на основных признаках предметов и явлений;
  • систематизировать предметы по образцу;
  • соотносить отдельные элементы по определённым признакам;
  • выбирать нужные для развития сюжетной игры предметы с определенными признаками.

В заключение отметим, что работать с детьми в раннем возрасте нужно только в рамках игровой деятельности, предлагая им использовать разные предметы и игрушки. В процессе игры малыши получат удовольствие от знакомства с новыми правилами и нормами, от общения и возможности выразить эмоции и почувствовать вкус свободы выбора.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Рассмотрим, как взаимосвязаны указанные процессы и что подразумевается под сенсомоторным развитием. На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н. М. Щелованов (1976) называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения интеллектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Игровая деятельность не развита. Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова). Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально - в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.). Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Для того чтобы ребенок начал усваивать сенсорные эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Сам процесс усвоения эталонов и овладения способами обследования длительный, растянутый на несколько лет и включает постепенный переход ко все более сложным формам восприятия. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребенок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребенка носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета еще не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленен, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном учреждении четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, лишь отметим, что на данном этапе происходит ознакомление как с основными образцами (эталонами), так и с их разновидностями. Сенсорное воспитание здесь тесно переплетается с развитием мышления ребенка, так как усвоение отдельных тем (например, системы форм) выходит за рамки сенсорного воспитания, что значительно усложняет эту работу. При этом важно, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами - создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д. На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей со все более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами - порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др. Одновременно с формированием эталонов происходит совершенствование действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее - к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета. На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т. д. - и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию. Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая в дальнейшем позволит ему глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления с предметами и их изображениями у детей начинает формироваться наблюдательность. Названные задачи решаются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов. Практика показывает, что к концу дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета. Отметим, что ребенок начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление, в свою очередь, направлено не на познание внешних особенностей и свойств объектов, как при восприятии, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, на установление причинно-следственных отношений, родовых, видовых и некоторых других внутренних взаимозависимостей. Восприятие также способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти психические процессы начнут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление; восприятие будет выполнять сопутствующую функцию, но при этом продолжать совершенствоваться, оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью. Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Итак, рассмотрим, какими знаниями и умениями, приобретенными в процессе восприятия, должны овладеть дети к концу дошкольного возраста: - различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, многоугольную; - измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки; - различать основные цвета и оттенки; - выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом); - ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); - знать дни недели, последовательность частей суток и дней недели. Основываясь на требованиях, которые предъявляет современная школа к ребенку, поступающему в первый класс, становится ясно, что этих знаний и умений недостаточно. Более полному представлению о предметах, объектах и явлениях окружающего мира способствуют знания так называемых «особых свойств» предметов; сюда относятся понятия веса, вкуса, запаха. Без развития тактильных ощущений многие качества и свойства предмета (например, фактура материала) просто не могут быть познаны, а отсутствие умения ориентироваться на листе бумаги (и другой ограниченной поверхности) может вызвать определенные школьные трудности. Как показывает наш, авторский, опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах - таких примеров можно привести множество. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом. 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков). 2. Тактильно-двигательное восприятие. 3. Развитие слухового восприятия. 4. Развитие зрительного восприятия. 5. Восприятие формы, величины, цвета. 6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес). 7. Восприятие пространства и времени. Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.