Конспект занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для старшего дошкольного возраста «Дом дружбы. План- конспект по социально-коммуникативной деятельности. Образовательная область "Физическое развитие"
Конспект
образовательной деятельности с детьми старшей группы по социально- коммуникативной деятельности
на тему: «В гостях у Кузьмы- пожарного»
Интеграция образовательных областей : "Социально- коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно - эстетическое развитие".
Задачи
Образовательная область "Социально- коммуникативное развитие"
1. Уточнить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, убедить в необходимости соблюдений правил пожарной безопасности.
2. Воспитывать уважение к труду пожарного.
3. Помочь обобщить знания о предметах опасных для жизни и здоровья человека.
4. Формировать представления о полезных и вредных свойствах огня.
5. Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Образовательная область "Речевое развитие"
1.Развивать связную речь детей.
2.Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос.
3. Обогащать словарь детей: огнетушитель, насос, пожарный рукав.
активизировать словарь детей: сильные, смелые, закаленные, мужественные, тренированные.
Образовательная область "Физическое развитие"
1. Развивать двигательную активность детей.
2. Развивать физические качества: ловкость, быстроту.
Образовательная область "Художественно- эстетическое развитие"
1.Формировать певческие навыки.
2. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки.
3. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.
4. Формировать интерес к литературным произведениям в виде стихотворного текста, загадок.
Методы и приемы:
Практические: Игры - соревнования, Дид\ игра "Потушим огонь водой".
Наглядные: Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
Словесные: Беседа по вопросам, поисковые вопросы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, чтение стихов.
Игровые: Игровые ситуации.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Презентация по пожарной безопасности; телефон; фонограмма песни "Хочу стать пожарным", фонограмма для игры "Зарождение огня".
Раздаточный: Краски и белая бумага по количеству детей, мяч, каска, стакан, карточки с изображением бытовой техники по количеству детей, разноцветные ленточки по количеству детей.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы организации |
1. Двигательная | Игры - соревнования: "Стакан воды"; "Слушай сигнал" Цель: Развивать физические качества: ловкость, быстроту. |
2.Игровая | 1. Игра по ТРИЗУ "Огонь- хороший, огонь -плохой". Цель: Сформировать знания о пользе и вреде огня. 2. Игровые ситуации. Цель: Создание мотивации. 3.Игра "Доскажи словечко" Цель: Закрепить знания о мерах предотвращения пожара. 4. Игра "Опасные предметы" Цель: Закрепить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья человека. |
3. Коммуникативная | 1. Беседа Вопросы, Цель: Отвечать на вопросы полными предложениями.. 2. Беседа о профессии пожарного. Цель: Воспитывать чувство уважения к труду пожарного. |
4.Изобразительная | 1. Дид\игра "Потушим огонь водой". Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения. |
5. Восприятие художественной литературы и фольклора | 1. Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака "Пожар". Цель: Продолжать знакомить с творчеством С. Я. Маршака. 2. Слушание стихов. Цель: Формировать интерес к литературным произведениям в виде стихотворного текста. 3.Слушание и отгадывание загадок. Цель: Формировать интерес к литературным произведениям в виде загадок. |
6. Музыкальная | 1. Пение песни "Хочу стать пожарным" Цель: Формировать певческие навыки. 2.Игра "Пламя костра" Цель: Упражнять детей в движениях под музыку. |
Логика непосредственно образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
|
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Запорошила дорожки Разукрасила окошки Радость детям подарила И на санках прокатила. О чём эта загадка? Правильно, это - зима. Ребята, скоро наступит самый волшебный праздник Новый год! Как вы к нему готовитесь? Какие украшения готовите? Чем можно украсить елку? Все ли игрушки на елке безопасны? Какие игрушки лучше не вешать на елку? -Чтобы не случилось беды, дети, нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Послушайте, что может произойти, когда украшают елку: - Свечи елку украшают- Огоньки на ней мигают, Вдруг схватился огонёк За серебряный флажок. Разом вспыхнули иголки, Пять минут - и нету ёлки. А ведь всех предупреждали, чтоб свечей не зажигали! Почему такое произошло? Какие игрушки должны быть на елке? Послушайте историю, которая случилась с девочкой Леной из стихотворения С.Маршака «Пожар» Вопросы к детям: О чём рассказал нам поэт? Отчего возник пожар? Кто пришел к девочке на помощь? | Дети отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Слушают стихотворение. Дети слушают отрывок из стихотворения С. Маршака "Пожар", отвечают на вопросы. | Сформировано умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы. |
|
Входит Кузьма - пожарный. Вносит плакаты по пожарной безопасности. Здравствуйте, ребята! Слышал я, вы про меня говорите. Пришел я к вам узнать, какие правила пожарной безопасности вы знаете. Посмотрите на экран и запомните правила пожарной безопасности! Соблюдая их, вы никогда не сотворите беды! -Никогда не берите в руки спички, не играйте с огнём. - НЕ пользуйтесь самостоятельно электроприборами. - Ничего не вставляйте в электророзетки. - Не пользуйтесь самостоятельно газовой плитой. - Если все- таки случился пожар, звоните "01". | Дети называют правила пожарной безопасности Дети повторяют правила за Кузьмой. Рассматривают плакаты по пожарной безопасности. | Закреплены знания о причинах возникновения пожара. |
|
Кузьма спрашивает детей: Какие произведения о пожарных и их помощниках они знают? Сегодня мы поговорим о труде пожарных. Что вы об этом знаете? Работа пожарных трудная, тяжелая; при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа очень нужная людям. Вопросы к детям: Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям? Какими должны быть пожарные? Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми. Зачем пожарным нужна каска и огнетушитель? Как называется машина у пожарников? Отчего происходят пожары? | Дети читают стихи: "Спешит машина красная не включая фар, на службу на опасную, спешит тушить пожар"; "Мчат пожарные машины в них отважные мужчины, едут быстро на пожар, побеждать огонь и жар" Отвечают на вопросы. | Сформирован интерес к труду пожарного, раскрыта значимость его труда, сформирован интерес к профессии пожарного. Обогащение словаря: сильные, смелые, закаленные. |
|
Воспитатель: вы правильно все запомнили. Сейчас я вам раздам карточки с изображением бытовой техники. Подумайте и обведите красным цветом опасные предметы, которыми нельзя пользоваться в отсутствии родителей. Проводит игру "Опасные предметы". | Дети выполняют задание. | Закреплены знания о предметах опасных для жизни и здоровья человека. |
|
Уважаемый Кузьма, наши дети знают песню о пожарных "Хочу стать пожарным" | Дети поют песню. | Развит интерес к музыкально- исполнительскому творчеству. |
|
Кузьма: Ребята, профессия пожарных трудная и почетная- они спасают людей и их жилища от огня. Приглашаю вас на учения пожарных команд, где вы можете проявить себя, как настоящие пожарные. -"Стакан воды" Объясняет правила: участвуют две команды. По сигналу ведущего, встав цепочкой, передают из рук в руки стакан воды Последний выливает воду в емкость. Та команда, которая наберет воды быстрее, - победитель! Следующая игра "Слушай сигнал" Объясняет правила: По сигналу первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передает каску следующему. побеждает команда, быстрее выполнившая задание. | Дети соревнуются в играх. | Развита двигательная активность, усвоены правила пожарной безопасности, проявлены ловкость и быстрота в играх- соревнованиях. |
|
Воспитатель: Огонь красив, он привлекает наше внимание. Он нам нравится. Сейчас, ребята, я раздам вам разноцветные ленточки. Ленточками под музыку мы будем изображать пламя. Сначала костёр едва тлеет (звучит тихая музыка). Огонь начинает разгораться (музыка звучит громче и быстрее) и превращается в бушующее пламя(музыка громкая в быстром темпе). Постепенно пламя угасает(передаём движениями угасание). Игра закончена. А как вы думаете огонь хороший или плохой? Когда огонь- хороший? Когда огонь- плохой? | Дети рассуждают об огне. Под музыку выполняют соответствующие движения. Дети предлагают свои варианты ответов. | Сформировано умение двигаться в соответствии с характером музыки. Сформированы знания о пользе и вреде огня. |
|
Воспитатель: На столе лежат листочки, на которых нарисован огонь. Предлагаю детям закрасить синей краской огонь. Все мы силы приложили, и пожар мы потушил Было трудно, тяжело, но умение и ловкость Нас от бедствия спасло! Игра "Потушим огонь водой". | Дети берут краски и "тушат огонь водой". | Развит интерес к изобразительной деятельности, закреплено умение тушит огонь водой. |
|
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру "Доскажи словечко". -"Где взовьётся в небе шар, там везде грозить нам будет злой(пожар ) -"Красный отблеск побежал, кто со спичками(играл )" Стол и шкаф сгорели разом, Кто сушил белье над (газом ) Кто бросал в огонь при этом незнакомые (предметы ) Дым увидел -не зевай и пожарных(вызывай ). Раскалился если вдруг электрический утюг, Что должны вы сделать, детки? Вынуть вилку из.....(розетки ). Упал на пол уголёк, деревянный пол зажёг; Не смотри. не жди. не стой, А залей его.....(водой ). | Дети стоят в кругу. Говорят последнее слово стихотворной строки и передают мяч другому. | Закреплены знания о мерах предотвращения пожара. |
|
Воспитатель: Если случиться беда - начнется пожар. Как вы себя поведете? Что будите делать? Я вам предлагаю обыграть игровую ситуацию: "Если возник пожар". Кузьма- пожарный благодарит детей за сообразительность. | Ребенок звонит в пожарную часть, четко объясняет, что случилось, называет домашний адрес, фамилию, имя и выполняет указания диспетчера. | Закреплен алгоритм телефонного разговора о случившейся беде, телефон пожарной службы. |
|
Кузьма - пожарный загадывает детям загадки по пожарной безопасности. Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем. Посоветую я детям - не играйте с домом этим. (спички) . Красная корова всю солому поела. (огонь ). В брезентовой куртке и каске, Забыв про кольчужную бронь, Решительно и без опаски Бросается рыцарь в огонь!(пожарный ). Я мчусь с сиреной на пожар, везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар, мы быстры, словно стрелы.(пожарная машина ). | Дети отгадывают загадки. | Сформированы знания о пожарной безопасности. |
|
Кузьма - пожарный хвалит детей за то, что они хорошо усвоили правила пожарной безопасности, проявили ловкость и быстроту в играх, и вручает детям медали "юным пожарным. " Говорит о том, что теперь Новый год принесет детям только радость. Уходит. | Дети делятся впечатлениями. | Подведен итог. |
Список литературы
1.Жукова Р. А. Пожарная безопасность. Нестандартные занятия - В,: ИТД "Корифей". -96с.
2.Журнал "Дошкольное Воспитание" 5- 2006г.-43с.
3.Журнал "Дошкольное Воспитание" 9- 2004г-37с.
4.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности.-Ш.; ТЦ Сфера, 2013.- 64с.
Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию старших дошкольников.
« Ваши права, дети».
Воспитатель
дошкольного подразделения
ГБОУ СОШ № 2077
г. Москва
Кудряшова Е.Р
Цели. Дать детям знания о гражданских правах и обязанностях. В доступной форме познакомить ребенка с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, проживание в семье, право на гражданство.
Задачи :Закрепить понятие « семья».Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим. Развивать умение детей рассуждать, делать выводы. Закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;продолжать развивать умение работать в группе;воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма
Материалы. Аудиозапись с плачем ребенка, символы (право на имя, право на гражданство, право на проживание в семье…), конвенция о правах ребенка, фотографии детей, генеалогические древа, свидетельства о рождении, манжетки с указанием даты рождения,изображения семьи, герба России, политическая карта мира.
Предварительная работа. Беседа с детьми на тему «Семья», рассматривание фотографий из семейных альбомов, знакомство с генеалогическим деревом, рисование генеалогического древа своей семьи.
Ход занятия.
Звучит аудиозапись с плачем ребенка.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто это плачет?
Дети. Это плачет маленький ребенок.
Воспитатель. Да, с таким плачем рождаются все дети. Посмотрите и скажите - эти новорожденные чем-то отличаются друг от друга?
Дети. Нет, ничем не отличаются.
Воспитатель. Новорожденных детей трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет, есть только манжетки- бирки на руках. Когда вы родились, на вас тоже были такие вот манжетки. На них было написано имя вашей мамы и ваш номер. Вы бы хотели, чтобы вас всю жизнь называли цифрой, которая написана на вашей манжетке?
Ответы детей.
Воспитатель. А как вы считаете, зачем люди придумали имена? У каждого человека есть имя и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому то, мы называем его по имени.
Первое право, которым обладает каждый ребенок- это право иметь имя!
(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ- «право на имя»)
Когда ребенок рождается, родители выбирают ему имя, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке говорят - «У него доброе имя». Если предостерегают от плохого, то советуют - « Не губи свое имя». Это значит - не поступай плохо.
Каждое имя что то обозначает. (достаем из сундучка фотографии детей и называем значения имени) .
Физкультминутка. Эй, ребята, встаньте в круг! Вот как много стало рук!
Чьи же руки, подскажите, и ладошки покажите!
А теперь за руки взялись и по кругу пробежались!
Сделали поуже круг, крышу сделали из рук!
Получился дом имен, в этом доме мы живем!
А теперь, ребята, давайте обратимся друг к другу ласково, красиво. (дети, по кругу обращаясь друг к другу, придумывают ласковые имена).
Воспитатель. Молодцы, садимся на свои места….
Когда человек родился, ему дают имя и документ- свидетельство о рождении. Посмотрите - на документе изображен герб нашей страны - значит человек- гражданин России. Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, в которой родились. Вы - граждане России.
Ребенок имеет право на гражданство!
(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ- « Право на гражданство»)
В свидетельстве о рождении написано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца. Давайте теперь поиграем. Назовемся тем именем, которое у нас будет, когда мы вырастем!
Игра « Когда я буду взрослым или давайте познакомимся».
(дети по очереди встают и называются своим полным именем)
А еще в вашем свидетельстве о рождении записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете- это хорошо или плохо- иметь родителей и для чего вам нужны родители?
Ответы детей.
Родители и дети - это семья. Дети имеют право жить в семье. А что такое семья, для чего она нужна? Семья- это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Вместе- мама, папа, я- называется семья.
По фамилии одной мама, я и папа мой.
Я спросил у муравья- для чего нужна семья?
Просто вместе легче жить, и работать и дружить.
На прошлом занятии мы с вами говорили о генеалогическом древе. Что это такое? Генеалогия- это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи. Вместе с вами мы составляли свое генеалогическое древо.
Это очень хорошо, когда мы помним свои корни- своих родственников – и тех, кто с нами и тех, кто уже умер. Все они - это одна большая семья. Корни дерева - наши бабушки и дедушки, ствол- наши мама и папа- а ветки- дети. Когда вы вырастете большими, у вас будут свои дети, вы нарисуете еще несколько веток - это значит что ваше фамильное дерево будет продолжать расти.
Семья должна быть дружной, заботливой, трудолюбивой, большой.
Вы имеете право жить в семье!
(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ « Право на проживание в семье»).
Семья – это самое главное в жизни человека, семья- это сложно, но счастливо жить одному невозможно!
Все мы должны знать свои права. 20 ноября 1989 года – 23 года назад многие страны и наша Россия в том числе подписали Конвенцию прав ребенка. Этот документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей. Это выживание, защита, развитие и участия в жизни общества.
Лишь появится ребенок- и начнет дышать едва,
У него уже с пеленок появляются права.
Он имеет право жить, развиваться и дружить!
Иметь просторный добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любимым,
Он на свете не один!
Воспитатель . Ребята, посмотрите на карту мира. Как много стран, разных государств! Наша страна называется- Россия. Россия многонациональна, в ней проживают множество людей с разным цветом кожи, глаз и волос, они исповедуют разные религии и все имеют права. Право на гражданство, право говорить на родном языке, и право на ношение национальной одежды.
А какие права вы еще знаете? (ответы детей) .
Воспитатель. Итак, ребята, мы с вами поговорили сегодня о правах ребенка, познакомились с конвенцией прав самых маленьких жителей земли. Вам понравилось занятие? Теперь мы с вами знаем свои права!
МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад № 116 г. Орска «Ералашка»
Конспект образовательной деятельности
По социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»
Цель:
формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
Задачи:
- расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг;
- развивать добрые, тёплые отношения между детьми;
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
- формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях
- воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Ход занятия:
Воспитатель: Помните, ребята, на прошлом занятии мы узнали, что хорошо, когда рядом есть друзья, Вместе играть веселее и интереснее.
А сегодня мы узнаем, кого можно назвать настоящими друзьями, какие они.
Предлагаю вам посмотреть кукольный спектакль «Настоящий друг».
Слон и божья коровка весело поют и танцуют
Как мы весело живём,
Дружно песенки поём.
Можем весело смеяться,
Пошутить, побаловаться,
И посмотреть иногда,
Ну, а драться – никогда.
Воспитатель: О чём это вы так весело поёте?
Божья коровка: О дружбе, о том, какие мы хорошие друзья.
Слон: Вот я – большой, значит я самый большой друг. Божья коровка – маленькая, значит она самый маленький друг. А вот и наша Машенька, мы её очень любим. Пойдём, Машенька, с нами гулять!
Воспитатель: и пошли они все вместе гулять. Слон начал хвастать.
Слон: Я самый большой друг, потому что я большой и сильный.
Божья коровка: (тихо, еле слышно) А я?
Слон (громко хохочет): Ты, какой же ты друг, ведь тебя почти не видно! Я дуну один раз, ты улетишь далеко – далеко, и больше не увидишь Машу.
Воспитатель: А рыжая собачка, полевой колокольчик и птичка – синичка, которых встретили друзья на лугу, промолчали. Они знали, что слон и над ними посмеётся. Однажды Маша пошла на речку, где жил злой крокодил. Он так хорошо притворялся бревном, что Маша села на него. Крокодил схватил Машу острыми зубами и потащил в речку.
Маша: Помогите, спасите!
Из – за ширмы выглядывает слон.
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что слон рядом оказался, он сильный и сейчас поможет Маше.
Слон: Ну уж нет, лучше я притворюсь, что ничего не видел. Вдруг крокодил и меня схватит?
Воспитатель: Ребята, что же делать? Как помочь бедной Маше? Кто же её спасёт, ведь слон убежал, а остальные друзья далеко… (ответы детей)
Звенит колокольчик.
Воспитатель: Вот колокольчик звенит. Ребята, почему он звенит, как вы думаете? (ответы детей). Да это он зовёт на помощь остальных друзей! Давайте ему поможем! Дети хором зовут: «На помощь».
Воспитатель: Вас услышала божья коровка и полетела звать остальных. Посмотрите, как трудно ей лететь: мешает сильный ветер, она боится тёмной тучи. Давайте, ребята, подбодрим её, чтобы ей не было страшно. Что вы ей скажите? (ответы детей).
Воспитатель: Божья коровка прилетела к рыжей собаке.
Божья коровка: нужно помочь Машеньке – её схватил злой крокодил.
Воспитатель: Рыжая собачка побежала выручать Машеньку из беды.
Рыжая собачка: Гав, гав, отпусти Машеньку! Гав, гав, а то я разорву тебя на части! Отпусти сейчас же!
Воспитатель: Ребята, помогите собаке напугать крокодила!
Дети кричат: отпусти Машу! Крокодил пугается и убегает. Выходит слон и говорит: Маша, Маша! Я твой самый большой друг.
Воспитатель: Ребята, а что бы вы на месте Маши ответили слону? Почему слона нельзя назвать другом. Как его можно назвать? Поступают ли так настоящие друзья? Кто же настоящие друзья Маши? Почему? А вы хотели бы иметь настоящих друзей, таких, как они: чтобы и в беде не бросили, и в радости были рядом?
У вас есть такие друзья?
Давайте сейчас поиграем и узнаем, как поступают настоящие друзья?
- Игра « Поздоровайся с другом ласково».
Все встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и передавая мяч говорят: «Здравствуй, Дариночка», она обращается к следующему ребёнку: «Здравствуй, Вовочка» и т. д.
После игры все отмечают, что от тёплых слов стало радостней, веселей.
Давайте возьмёмся за руки, и глядя в глаза друг другу подарим свою самую добрую и приветливую улыбку.
Вывод: Когда дружишь с кем-то, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него.
1. Игра «В тесноте, да не в обиде».
На полу нарисовать 2 прямоугольника (красного и синего цвета) – это «автобусы» Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель кладёт в ладонь каждого ребёнка бумажный круг красного или синего цвета. По хлопку дети открывают глаза и направляются к прямоугольнику такого же цвета, как и их круг. Каждая команда должна уместиться в «автобусе» тесно прижавшись, друг к другу», и поддерживать товарищей, чтобы никто не выпал. Выигрывает команда, которая не распалась.
- Игра «Пересядьте все, кто…»
Воспитатель: Все мы очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи.
Предлагаю убедиться в этом. Воспитатель каждый раз переходит в разные места и
Предлагает подойти к нему всем, кто любит мороженое, … плавать в реке, .. играть, …
Рисовать, … помогать маме, …, ходить на лыжах, кататься на санках.
Вывод: У нас много общего, а значит, нам должно быть интересно вместе.
- Игра: «Я дрозд – ты дрозд»…
Дети разбиваются на пары пожеланию. Воспитатель включает музыку. Дети расходятся врассыпную, по окончании звучания музыки, дети находят свою пару и произносят слова:
Я – дрозд, ты – дрозд
У меня – нос, у тебя – нос
У меня гладкие, у тебя гладкие
У меня сладкие, у тебя сладкие.
Я твой друг, ты мой друг
Я тебя люблю.
Вывод: С другом много общего, с ним всегда велело и интересно.
- Игра «Подари подарок другу».
Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо» и т. п.
Вывод: Друзья делают друг другу подарки.
- Мы можем нарисовать своим друзьям солнышко, чтобы оно дарило им радость и тепло.
Я написала на листочке ваши имена. Возьмите листочек с любым именем и нарисуйте для этого мальчика или девочки солнышко.
(Дети рисуют, по окончании дарят рисунки друг другу).
В конце занятия дети приходят к выводу:
Настоящие друзья – это те, кто всегда рядом, с кем тебе хорошо вместе, интересно, кто всегда помогает в беде, с кем у тебя много общего.
В заключении воспитатель говорит детям:
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся,
И какие же слова,
Говорим мы, уходя?...
(дети сами находят слова прощания)
Используемая литература:
- Я – Ты - Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников / сост: О. Л. Князева. – Москва «Мозаика – Синтез», 2003.
- Журнал Ребёнок в детском саду – 2006. - № 2 Стожарова М. Ю. «Секреты дружбы»;
- Журнал Ребёнок в детском саду – 2004. - № 4 Пенькова Л. А., Самофалова Т. И., Каратаева Г. М. «Изучаю себя, изучаю других».
- Журнал Ребёнок в детском саду – 2005. - №2 Стожарова М. Ю. Эмоциональное развитие дошкольников
- Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников - М.: «Генезис», 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра: «Помоги Маше»
Появляется кукла. Она плачет, воспитатель спрашивает у детей, что могло её расстроить. После того, как дети выскажут свои предположения, воспитатель предлагает спросить об этом у куклы. Кукла объясняет: она расстроена тем, что с её волшебного цветка опадают лепестки, потому что каждый лепесток – это волшебное ласковое слово, а она все слова забыла.
Воспитатель говорит, что дети знают много слов – комплементов (добрые, приятные, ласковые слова), подбирает опавшие лепестки и передаёт их детям. Каждый ребёнок называет ласковое слово и приклеивает лепесток к цветку. Так постепенно дети собирают волшебный цветок и передают его кукле. Кукла благодарит детей за помощь и обещает всегда помнить волшебные слова – комплементы.
Вывод: волшебный цветок получился потому, что они (дети) все вместе очень старались.
Игра: «Помоги другу»
Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладывают крупные игрушки. Второму ребёнку из пары необходимо провести партнёра от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Вывод: друзья друг другу помогают и в беде не бросают
Игра «Сбор яблок»
Выберете себе пару. Вы видите разбросанные на полу мячики «яблоки». Каждой паре, держась за руки, нужно собрать в свою корзину как можно больше яблок. Игра прекращается по команде «стоп! Или когда вы расцепите руки. В игру вступают две пары. Раз, два, три, начни!
(после проведения игры дети анализируют работу пар – эта пара мне очень понравилась, потому что дети не тащили друг друга в разные стороны, не расцепились, они работали дружно и слаженно).
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию на тему «Добрые слова»
Цели: закрепить умение использовать в речи детей вежливые слова, формировать у детей навык устанавливать хорошие,доброжелательные отношения с людьми;закрепить умение внимательно слушать, сосредоточить внимание на самом важном, запоминать основные идеи читаемого произведения.
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем с вами говорить о вежливости,о внимательном, заботливом отношении к взрослым, своим товарищам. Скажите, а что значит вести себя вежливо, культурно?
Дети, нужно здороваться и прощаться вежливо. Благодарить, не обижать тех,кто слабее тебя, помогать маме. Как вы думаете, когда можно сказать, что мы ведем себя культурно?
Дети: культурному человеку не нужно напоминать, чтобы он здоровался, помогал маме, он знает правила поведения и выполняет их.
Воспитатель : У вас есть такие друзья или знакомые,которые знают правила и являются вежливыми людьми? Расскажите нам о них.
Воспитатель выслушивает рассказы детей,обсуждает их, анализирует.
Послушайте стихотворение про Машу:
Маша знает слов не мало,
Но одно из них пропало
И оно-то, как на грех
Говорится чаще всех!
Это слово ходит следом.
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если Вас благодарят.
Воспитатель: Как вы думаете, какое слово забыла Маша?
Сегодня мы с вами поиграем в слова вежливости. Каждый из вас по очереди (по желанию) назовет вежливые слова и обращения и получит фишку, не повторяя предыдущего. Выиграет тот, кто больше назовет тому, кто набрал наибольшее количество фишек.
Физкультминутка «Вырастаем большими»
И.п.-о.с. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу.
На два счета поднялись,
Три, четыре- руки вниз.
Воспитатель: А теперь давайте выучим стихотворение Н.В.Новоторцевой «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Парикмахеру, врачу:
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Заучивание стихотворения и чтение наизусть 2-3 детьми.
Воспитатель : Прежде чем мы закончим занятие, я вам предлагаю решить вежливые задачки.
Воспитатель : Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый уронил что -то?
Дети, вы хорошо усвоили добрые слова, не забывайте их.