Оформление плавсостава по льготной пенсии. Досрочная пенсия работникам плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Кто имеет право на льготные пенсии для плавсостава

Здравствуйте! Для начисления льготной пенсии нужно иметь общий "морской" стаж не менее 12 лет и 6 месяцев Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии 1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: ... 9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;..." "30 коэффициентов можно заработать, если работодатель направлял в Пенсионный фонд страховые взносы в течение 15 лет с заработной платы в размере двух МРОТ или в течение 30 лет с одного МРОТ. Соответственно, если заработная плата больше 2-х минимумов, для этого потребуется меньшее количество лет." http://www.pfrf.ru/branches/kursk/info~a1/58 Думаю, с этим у Вас все в порядке. Стаж суммируется, но нужно иметь ввиду, что периоды нахождения плавсостава на берегу в оплачиваемом резерве, отгулах, в период нахождения судна в ремонте и у причальной стенки не могут быть засчитаны в льготный стаж. Хотя работники плавсостава в периоды нахождения судна в ремонте и у причальной стенки и несут вахту, выполняют функции и работы, предусмотренные должностными инструкциями, условия их труда меняются, поскольку они не находятся в рейсе и не подвергаются воздействию вредных и тяжелых факторов в полном объеме. Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 13. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год..." Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной. Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

Как современному моряку заработать пенсию – далеко не праздный вопрос, учитывая, что большая часть тружеников моря работает под удобными флагами или попеременно: то на российского работодателя, то на иностранного. Именно этот факт и служит главным поводом для беспокойства. Ведь иностранный работодатель не платит за работающего моряка страховые взносы, соответственно это влияет на страховой стаж, необходимый для назначения пенсии.

Для досрочного назначения пенсии по старости нужен подтвержденный льготный стаж работы в качестве члена экипажа судна, индивидуальный пенсионный коэффициент необходимой величины, а также необходимое количество лет общего страхового стажа. Нет хотя бы одного из перечисленного, можно частично или полностью попрощаться с мечтами о достойной старости. Возникает закономерный вопрос: как формируется страховой стаж?

СТРАХОВОЙ СТАЖ

В соответствии с действующим законодательством, страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Если моряк в период работы в иностранной компании не вступил в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом и самостоятельно не выплачивал страховые взносы, то это время работы учитываться в стаже не будет, а значит, велика вероятность, что при недостаточности страхового стажа выйти на пенсию по достижении общеустановленного возраста такой морской специалист не сможет.

Для многих это становится неожиданной новостью: как так? Я же всю жизнь трудился на флоте! Так вот, «вся жизнь» – совсем не значит, что за это время накопился необходимый стаж для выхода на страховую пенсию по старости. Потому что работал моряк то на российского судовладельца, то на иностранного. И если российский работодатель платил все необходимые взносы, то иностранная компания этим вопросом не занималась вовсе.

Тогда как можно обеспечить себе гарантированные выплаты по завершении карьеры в море?

Для этого потребуются две вещи – ознакомиться с пенсионным законодательством страны и не затягивать с оформлением всех необходимых документов. При необходимости члены экипажей могут получить подробную консультацию у профсоюзных юристов.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

Для получения страховой пенсии по старости гражданину России нужно накопить страховой стаж и определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год. Так, для получения страховой пенсии по старости в 2019 году необходимо иметь не менее 10 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента, равную 16,2. С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30. Стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, также будет поэтапно увеличиваться на один год до 15 лет в 2024-м.

В конце 2018 года был принят закон, предусматривающий совершенствование пенсионной системы. Это совершенствование, в первую очередь, направлено на повышение пенсионного возраста на 5 лет. Теперь мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 60. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства (это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения) установлена специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

При этом в течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Установлено право на досрочный выход на пенсию для работников с большим стажем работы: не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин. Теперь они могут выйти на пенсию на два года раньше положенного, но только при достижении возраста 60 и 55 лет соответственно.

Для тех, кто не заработал права на страховую пенсию по старости, имеют право на социальную пенсию по старости. Возраст выхода на социальную пенсиютакже поэтапно в течение переходного периода повысится на 5 лет. То есть к 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – начиная с 65 лет.

Для граждан предпенсионного возраста – тех, кому до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет, в случае потери ими работы и при отсутствии возможности трудоустройства сохранено право выйти на пенсию на 2 года раньше установленного нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Кроме этого с 1 января 2019 года для граждан предпенсионного возраста увеличен максимальный размер пособия по безработице – с 4900 рублей до 11280 рублей. Однако такое пособие выплачивается только в течение 1 года.

ДОСРОЧНЫЙ ВЫХОД

Несмотря на пошаговое повышение пенсионного возраста, право досрочного выхода на пенсию сохраняется для определенной категории работников. Так, мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины 50 лет, работающие в плавсоставе судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения могут выйти на заслуженный отдых, если у них есть:

– стаж работы в плавсоставе судов 12 лет и 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин),

– общий страховой стаж – 25 и 20 лет соответственно,

– индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2019 году не ниже 16,2).

Наличие всех этих условий по стажу и коэффициенту дает такое же право досрочного выхода на пенсию членам экипажей машинной команды служебно-вспомогательных судов и судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Основанием служит Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых также дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Не изменились условия назначения страховой пенсии при наличии специального стажа не менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин, независимо от возраста, для работников флота рыбной промышленности, занятых на добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, независимо от характера выполняемой работы.

Такое же право досрочного выхода на пенсию независимости от возраста и при наличия специального стажа имеют члены экипажа отдельных видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (на буксирах-толкачах, постоянно занятых на транспортировке нефтяных барж, газовозах, нефтеналивных, нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях, подводных аппаратах (лабораториях), судах с атомными энергетическими установками, судах атомного технологического обслуживания, судах, постоянно работающих в Арктике, химовозах, агломератовозах). Это так называемая пенсия «за выслугу лет».

Для подтверждения специального стажа работы в качестве плавсостава судов морского флота и флота рыбной промышленности нужны справки из судоходных компаний, где работал моряк. В них стаж работы должен быть расписан детально, т. е. с включением в него периодов непосредственного нахождения на судне,а также иных периодов, предшествовавших или непосредственно следовавших за такой работой, которые включаются в специальный стаж. К ним относятся оплачиваемые отпуска и отгулы, нахождение в оплачиваемом резерве, периоды привлечения к выполнению ремонтных работ. Отдельно должны быть выделены периоды, которые в специальный стаж не включаются: например, отпуска без сохранения содержания, период обучения и т. п.

Следует знать , что:

– если на момент достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин нет необходимого стажа работы в плавсоставе или требуемого общего страхового стажа, а также при отсутствии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента страховая пенсия моряку будет назначена на общих основаниях: то есть по достижении общеустановленного пенсионного возраста (65/60лет – для мужчин и женщин соответственно);

– если моряк вступил в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, платил страховые взносы, то периоды уплаты страховых взносов учитываются только в общем страховом стаже, но не учитываются при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Важно помнить ,что после 01 января 2013 года условия назначения досрочной страховой пенсии по старости применяются только в том случае, если класс условий труда на рабочих местах членов экипажей судов соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) и в случае уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.

В переходный период до 31 декабря 2018 года право на досрочное назначение страховой пенсии по старости сохраняется по результатам аттестации рабочих мест при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов до момента проведения СОУТ.

Если самому сложно разобраться в пенсионном законодательстве и доказать право на досрочную пенсию даже при наличии всех необходимых документов, моряк всегда может обратиться за помощью в свою профсоюзную организацию.

"СЕВЕРНАЯ" ПЕНСИЯ

Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. После проведения пенсионной реформы это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Год стажа в местностях, приравненных к Крайнему Северу, соотносится с 9 месяцами работы непосредственно в условиях Севера. Тем, кто проработал в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Моряки, отработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, если у них есть общий страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости (мужчины – 25 лет и женщины – 20 лет), и стаж работы в качестве членов экипажей судов не менее 12 лет и 6 месяцев, смогут выйти на пенсию на 5 лет раньше возраста, установленного для досрочного назначения: в 50 лет – мужчины,45 лет – женщины.

ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ

Многие российские моряки на сегодняшний день предпочитают работать под иностранным флагом, и их можно понять: за редким исключением в российских компаниях заработать приличные деньги невозможно. Вместе с тем большинство из них вряд ли задумываются о пенсии – что ждет их в будущем. Конечно, они могут рассчитывать на социальную пенсию, как и все граждане Российской Федерации при нехватке страхового стажа. Однако до нее еще надо дожить. Она устанавливается при наступлении 70 и 65 лет для мужчин и женщин соответственно, да и размер ее будет значительно меньше, чем у страховой пенсии. На сегодняшний день размер социальной пенсии по старости составляет 5180,24 руб.

Поэтому, чтобы не оказаться на старости у разбитого корыта, всем морякам, гражданам Российской Федерации, работающим на судах под иностранными флагами, необходимо добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Если, конечно, они хотят получать страховую пенсию по старости.

Эти отношения подразумевают уплату страховых взносов за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации. Только в этом случае российские моряки будут являться застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование с дальнейшим правом выхода на пенсию при достижении общеустановленного возраста. Опять же это возможно только при наличии необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. В противном случае о страховой пенсии по старости можно будет забыть. Поэтому совет простой: чем раньше моряки начнут платить взносы – тем для них же лучше. Периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж.

КАК НАЧАТЬ ПЛАТИТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ?

Морякам следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства и подать заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Заявление можно подать лично или направить по почте с обязательным фактом подтверждения отправки и получения письма. Дополнительно необходимо предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность моряка, а также документы, подтверждающие факт работы или факт приглашения для работы за пределами территории Российской Федерации, либо дающие право на осуществление деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Повторимся, периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж. Минимальный размер страховых взносов, который должен будет уплачивать моряк, определяется так: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, нужно умножить на тариф страховых взносов в размере 22 процента. Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного размера МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в размере 22 процента.

Таким образом, минимальный размер страховых взносов, которые моряк должен будет заплатить за 2019 год, составит 29 779,20 руб. Максимальный размер страховых взносов за 2018 год не может быть более 238233,60 руб.

Учитывая добровольность вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, моряк самостоятельно должен определить, в каком размере (в пределах установленных минимального и максимального размера взносов) он будет уплачивать страховые взносы. Т. е. размер уплачиваемых страховых взносов не зависит от размера заработной платы (суммы дохода), которую моряк получает у иностранного судовладельца.

В настоящее время уточнен порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится моряком самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых моряк состоял в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Законодательство также предусматривает возможность уплаты страховых взносов не только самим моряком, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, но и другим физическим лицом. При этом продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов за моряков не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – то есть не более семи с половиной лет.

Если на момент достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию члену экипажа не хватает страхового стажа и нет необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, то увеличить эти показатели можно, продолжая уплачивать страховые взносы, таким образом создавая все условия для приобретения права на страховую пенсию.

Российский профессиональный союз моряков настоятельно советует морякам как можно раньше озаботиться вопросом будущей пенсии. Любое промедление, неуплата страховых взносов, а еще хуже – отсутствие правоотношений с Пенсионным фондом грозит серьезным сокращением пенсионных выплат, увеличением пенсионного возраста и огромной бумажной волокитой.

Поэтому лучше ежегодно знакомиться с информацией о состоянии своего лицевого счета: сколько начислено пенсионных баллов, сколько лет-месяцев учтено в страховом стаже. Система учета позволяет отследить информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы.

Для получения сведений необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность, в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или обратиться с запросом в любой многофункциональный центр (МФЦ).

Информацию о состоянии лицевого счета также можно узнать посредством электронных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом РФ, создав личный кабинет. Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Помните, ваша пенсия – в ваших руках.

Работникам плавсостава право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) при условии, что они проработали определенный срок (мужчины не менее 12 лет 6 месяцев, женщины не менее 10 лет) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно -работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом). Это может быть перевозка грузов, пассажиров или добыча, обработка рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле, ледокольные и рейдовые работы, а также другие работы не транспортного и рыбохозяйственного характера. Также не имеет значения наименование профессии и должности члена плавсостава судов, предусмотренных в подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Работникам, в т. ч. плавсоставу, проработавшим (мужчины не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет) на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список таких судов утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 № 467), в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Право указанных работников на досрочную трудовую пенсию по старости распространяется на всех работников независимо от наименования их профессии и должности, занятых на выполнении работ по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, а также осуществляющих прием готовой продукции на промысле. При этом не имеет значения характер работы конкретного работника. Не имеет значения также и тип судна, относящегося к морскому флоту рыбной промышленности.

Особенности работы на перечисленных судах обусловлены погодно-климатическими условиями и отдаленностью выполнения работ от берега: некоторые работники заняты на судах в период навигации (в основном, плавсостав судов речного флота, включая суда флота рыбной промышленности), другие выполняют работы на судах в течение длительных периодов без выходных и нерабочих праздничных дней отдыха, которые плавающий состав судов использует после завершения рейса (в основном, суда морского флота, включая суда флота рыбной промышленности).

Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной.

Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях по причинам, независящим от работника, начало навигации в районе проведения работ не совпадает с датой выхода судна в рейс, а окончание – с датой его фактического возвращения по завершении работ в порт приписки судна. В связи с тем что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою или ремонту, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на несколько дней раньше закрытия навигации. Время нахождения судна в рейсе в течение такого периода следует рассматривать как полный навигационный период.

В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания. Работник плавсостава на 20 дней раньше закончил работу в навигационный период в связи с уходом в отпуск без сохранения заработной платы. В данном случае время его работы в навигацию не может рассматриваться как полный навигационный период. Этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по его фактической продолжительности.

В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5. Согласно п. 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, в стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 и 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, можно включать время выполнения всех работ, выполняемых плавсоставом в период выполнения рейсового задания, включая время погрузочно-разгрузочных работ в порту, межрейсового технического обслуживания или ремонта судна, оплачиваемого резерва (дежурства) и выполнения плавсоставом других работ до выхода судна в рейс или после возвращения судна в порт его приписки, если эти работы связаны с обеспечением основных трудовых функций плавсостава, которые он выполняет во время рейса.

Вопрос о зачете в стаж работы, дающей право работникам плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности на досрочное пенсионное обеспечение, суммированных дней отдыха (отгулов) за неиспользованные выходные дни во время рейса судна и в некоторых случаях за переработанное время, может рассматриваться в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П и определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-О, которым разъясняется, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы (к ним относятся работники плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии про старости, включается как период работы, так и период тдыха. Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов плавсоставом указанных судов составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 91), то время межрейсового отдыха (время переработки и суммированные дни отдыха за неиспользованные выходные дни в период выполнения рейсового задания) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное пенсионное обеспечение.

По различным причинам суда морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) могут длительное время находиться в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, периоды нахождения судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф З, не засчитываются.

Железнодорожный транспорт (подраздел 1 Списков N 1 и 2)

Морскойиречнойфлот(Список N 1,раздел ХХIподраздел 2,

Гражданская авиация (Список N 1, раздел XXI, подраздел 3)

Транспортная система России - большой и сложный экономический комплекс, размещенный на всей территории страны. В него входят: сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный.

В разделе ХХI Списка N 1 и разделе ХХ VIII Списка N 2 предусмотрены следующие виды транспорта: железнодорожный (метрополитен), морской и речной, воздушный (гражданская авиация).

Рассмотрим право на льготное пенсионное обеспечение работников каждого вида транспорта.

Железнодорожный транспорт (подраздел 1 Списков N 1 и 2)

Правом на пенсию в соответствии с подразделом 1 ХХI и ХХ VIII соответственно Списков N 1 и 2 пользуются работники системы железнодорожного транспорта, работающие в депо, на ремонтных заводах и других предприятиях и организациях, которые не участвуют непосредственно в организации перевозок и обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Так, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 (разд.Х ХI , подразд.1) пользуются бандажники, заливщики свинцово-оловянистых сплавов, пробивальщики-продувальщики труб, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте цистерн из-под этиловой жидкости, а также на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн.

Наряду со свинцово-оловянистыми сплавами применяются другие сплавы, в состав которых может входить свинец, содержание его, как правило, незначительно. Плавильщики подобных сплавов (например, бронзы) права на пенсионные льготы не имеют.

Рабочие, независимо от наименования профессии, занятые на внутренней очистке цистерн от нефтепродуктов и химических веществ, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 (разд.Х ХIII "Общие профессии").

Пенсионные льготы слесарей по ремонту подвижного состава по Списку N 1 предоставляются, если они заняты ремонтом цистерн из-под этиловой жидкости или выполняют работы по заправке и смене клапанов цистерн, которые, как правило, производятся на промывочно-пропарочных станциях и пунктах технического обслуживания, пунктах подготовки цистерн к перевозкам до предварительной пропарки, очистки, вентиляции и дегазации. Работы по частичной очистке и пропарке цистерн, предшествующие ремонту, заправке и смене клапанов цистерн, не должны лишать слесарей по ремонту подвижного состава права на льготную пенсию по Списку N 1.

На шпалопропиточных предприятиях системы железнодорожного транспорта выполняются работы по пропитке шпал. Пенсионные льготы по Списку N 2 установлены пропитчикам пиломатериалов и изделий из древесины, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности. Нередко возникают вопросы о возможности назначения пенсии в связи с особыми условиями труда грузчикам, стропальщикам шпалопропиточных предприятий. Следует иметь в виду, что этим и другим рабочим, занятым транспортировкой, сортировкой, погрузкой на площадках отстоя, на складах хранения шпал, а также на участках, где производится их пропитка, пенсионные льготы не установлены.

На тепловозостроительных и тепловозоремонтных предприятиях производятся работы по испытанию дизелей и дизельгенераторов . Правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (разд.Х IV , подразд.12) пользуются рабочие, занятые на испытаниях тепловозных дизелей дизельгенераторов с газотурбинным наддувом мощностью 800 л.с. и более и числом оборотов турбины не менее 17 тыс. об/мин, а также на реостатных испытаниях тепловозов. Мастера, занятые на указанных работах (кроме реостатных испытаний тепловозов), также пользуются правом на пенсионные льготы в соответствии с данным разделом.

Работникам локомотивных бригад, а также работникам, непосредственно участвующим в организации перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пенсия в связи с особыми условиями труда назначается в соответствии с п." д " ст.12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272. К ним относятся работники служб пути, службы энергетики. Мужчинам пенсия назначается по достижении 50 лет, если они соответственно трудились не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет на работах, дающих право на пенсию в соответствии с указанным пунктом.

Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, имеющих пенсионные льготы в соответствии с п." д " ст.12 Закона, содержит Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Морской и речной флот (Список N 1, раздел ХХI подраздел 2,

Список N 2 раздел ХХ VIII, подраздел 3)

Пенсионные льготы по Списку N 1 имеют рабочие двух профессий: котлочисты , занятые на судах чисткой котлов, и кочегары судов, работающих на твердом топливе. Указанным рабочим пенсия назначается независимо от того, на каких судах они работают, и являются ли они плавсоставом судна или нет.

В разд.Х ХVIII Списка N 2 предусмотрены работники морского и речного флота двух категорий: судов этих флотов и береговой состав. Пенсия по Списку N 2 назначается не всем членам плавсостава морского и речного флота, а только работникам машинной команды: кочегарам судов, работающих на жидком топливе, машинистам и мотористам всех наименований, механикам, электромеханикам. Этим работникам пенсионные льготы предоставляются, если они заняты на судах служебно-вспомогательного флота и судах портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).

Необходимо помнить, что не все лица, находящиеся на борту судна, относятся к плавсоставу. Он утверждается на каждый тип судна судовладельцем. В его состав, как правило, входят лица, состоящие в штате экипажа судна. Лица, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список людей (судовая роль), находящихся на борту судна, не относятся к плавсоставу судна.

Вопрос о том, работа на каких судах дает плавсоставу право на льготное пенсионное обеспечение, в каждом конкретном случае решается судовладельцем или вышестоящей организацией. Основанием для выдачи справки может быть приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание судна или схема должностных окладов.

Льготные пенсии в соответствии с данным разделом предоставляются работникам морского и речного флота на судах, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров. В зависимости от условий перевозок, районов обслуживания, протяженности линий, продолжительности поездок, видов предоставляемых услуг и других признаков пассажирские линии подразделяются на : транспортные, туристские, экскурсионно-прогулочные. Транспортные линии в свою очередь подразделяются на: транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправочные. На работников судов, занимающихся добычей рыбы и рыбопродуктов, разделы ХХI и ХХ VIII Списков N 1 и 2 не распространяются.

Как указывалось выше, пенсионные льготы по C писку N 2 предоставляются работникам машинной команды плавсостава судов морского и речного флота, указанным в разделе ХХVIII. При определении права на льготную пенсию работников этих судов имеет значение, к какой службе судна они относятся (судно-механической (машинная команда), радиотехнической, медико-санитарной, учебно-судовой, службе по добыче и переработке рыбы и другим).

Из берегового состава морского и речного флота пенсионные льготы установлены мотористам трюмным, взрывникам и малярам, занятым на окраске и ошкрябке судов в доках. Причем малярам пенсия по C писку N 2 назначается независимо от того, с какими красками и лаками они заняты.

Работники плавсостава морского и речного флота имеют право на пенсионные льготы не только по Списку N 2 (разд.Х ХVIII ), но и в соответствии с п."и" ст.12 Закона. Право на данную льготу приобретают не только работники машинной команды плавсостава судов морского и речного флота, но и плавсостав всех служб этих судов, а также плавсостав флота рыбной промышленности, осуществляющий добычу, переработку рыбы и другие работы, относящиеся к их ведению.

Право на пенсию в соответствии с п." и" ст.12 Закона имеют работники плавающего состава всех судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности независимо от вида их деятельности, кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения независимо от наименования их профессии и должности. При определении права на эти льготы возникают вопросы, связанные с отнесением их к плавсоставу тех судов, работы на которых дает право на пенсионные льготы.

Как указывалось выше, эти вопросы во всех случаях решает судовладелец либо вышестоящая организация. Вместе с тем, органам пенсионной службы следует знать следующее.

В соответствии с действующим ныне Кодексом торгового мореплавания СССР (ст.9) "под судном понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение", используемое судовладельцем для различных целей.

Суда, входящие в состав флота порта и выполняющие специфические функции, связанные с его деятельностью, относятся к судам портовым.

Инструктивным письмом Департамента морского транспорта и Совета профсоюза работников водного транспорта РФ от 27 июля 1992 г. N СМ-39/1223 судовладельцам рекомендовано своими приказами (распоряжениями) ежегодно определять перечень судов, постоянно работающих только на акватории порта.

Служебно-вспомогательные суда - это суда, выполняющие функции по обслуживанию и обеспечению эксплуатации судов, буксировке плавучих средств, дебаркадеров, судов других объектов, если эти работы не включались в план перевозок грузов, береговых сооружений и акваторий портов.

Служебно-разъездное судно не находится в коммерческой эксплуатации и используется в целях обеспечения служебной деятельности персонала судовладельца.

Суда пригородного сообщения связывают между собой портовые пункты, расположенные на территории, административно подчиненной городу (району), и используются для перевозки пассажиров и грузов между городом и прилегающими к нему пригородными населенными пунктами, расположенными на водных путях.

Судно внутригородского сообщения связывает между собой пункты, находящиеся в черте одного города, и используется для перевозки пассажиров.

Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава (уставы службы на судах Министерства речного флота РСФСР), обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров (Правила Российского Речного Регистра, уставы службы на судах морского флота РСФСР).

Медицинские работники, направляемые на суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности и включаемые в штаты медико-санитарной службы этих судов, являются плавсоставом. На них распространяется действие Устава службы на указанных судах и условия оплаты труда плавсостава. Поэтому должности: врач-терапевт, врач-хирург, судовой врач, заведующий медпунктом и другой медицинский персонал, состоящий в штате судов, относится к плавающему составу.

Учебно-производственные суда не относятся к судам служебно-разъездным, служебно-вспомогательным, пригородного и внутригородского сообщения, поэтому вопрос о льготном пенсионном обеспечении плавсостава таких судов (морского речного флота) должен рассматриваться в соответствии с разделом Списка N 2 "Транспорт" и п." и" ст.12 Закона.

В составе морского и речного флота и флота рыбной промышленности имеются научно-исследовательские суда. Поскольку законодательство не предусматривает, какие конкретно работы должны выполнять суда, предусмотренные в данном разделе Списка N 2, плавсостав научно-исследовательских судов также может пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение как плавсостав судов морского и речного флота и флота рыбной промышленности.

При решении вопросов льготного пенсионного обеспечения подменных экипажей судов морского и речного флота, а также флота рыбной промышленности следует помнить, что плавсостав подменных экипажей указанных судов может пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 или согласно п." и" ст.12 Закона, если характер их работы и условия труда соответствуют характеру работы и условиям труда плавсостава, т.е. в тех случаях, когда после замены экипажа судно выходит в рейс для выполнения планового задания.

Направление подменного экипажа на очередное судно должно быть отражено в документах пароходства (управления, базы флота), приказах, распоряжениях, протоколах диспетчерского совещания и др.

Время работы подменных экипажей в составе ремонтных бригад, основной задачей которых является выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажа не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на ремонт судна), в специальный трудовой стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда не включается.

В специальный стаж включается время работы в составе плавсостава судов морского и речного флота, а также флота рыбной промышленности, занятых перевозкой пассажиров и грузов, добычей, переработкой рыбы и другими работами во время рейса.

Наряду с этими работами в специальный трудовой стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемом резерве и отгулах, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста (до 6 октября 1992 г.), периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна работает по своей специальности, и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

Полностью отработанный навигационный период на водном транспорте засчитывается в соответствии со ст.94 Закона в двойном размере.

Гражданская авиация (Список N 1, раздел XXI, подраздел 3)

Подраздел 3 дополнительно включен в раздел XXI Списка N 1 постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497.

Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку N 1 пользуются бортпроводники (без каких-либо условий). По ранее действовавшему законодательству требовалось в обязательном порядке подтверждение налета ими в год не менее 500 часов. Ныне этого требования нет, поэтому за период до 1992 г. бортпроводнику также не требуется подтверждения налета им в год не менее 500 часов.

Кроме бортпроводников, пенсионные льготы по Списку N 1 имеют работники диспетчерской службы: диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов. Всем им пенсия назначается, если они осуществляют непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов , в аэродромно-диспетчерских, районных вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, т.е. обслуживают регулярные авиарейсы гражданской авиации.

Правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются также руководители полетов, осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в специализированных зонах с наибольшей интенсивностью и сложностью движения при проведении испытательных полетов в процессе опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Перечень таких зон управления воздушным движением утвержден Министерством промышленности РФ от 24 января 1992 г. (согласован с Минтрудом России 29 января 1992 г.). В него включены :

Зоны управления воздушным движением испытательных аэродромов (в том числе аэродромов совместного базирования), за исключением зон визуального контроля (зон старта).

Зоны управления воздушным движением авианесущих кораблей.

Зоны управления воздушным движением авиационных огневых и тактических полигонов.

Перечень разработан, исходя из требований Руководства по проведению испытательных полетов в авиационной промышленности.

В.Г.Белякин

Здравствуйте! Согласно подп.9 пункта 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2007 N 71-В07-9 Согласно пп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), наименования профессий и должностей, ведомственной принадлежности соответствующих судов, а также организационно-правовой формы и формы собственности судовладельца. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 3 августа 2007 года Дело N 71-В07-9 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Зелепукина А.Н., судей Гуляевой Г.А., Кебы Ю.Г. рассмотрела в судебном заседании от 3 августа 2007 года гражданское дело по иску П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда по надзорной жалобе П. на постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года, которым отменены решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила: П. предъявил в суд данный иск, ссылаясь на то, что 11 августа 2005 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако решением пенсионного органа от 12 сентября 2005 года в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период его работы в плавсоставе кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие особые условия труда. Ответчик иск не признал. Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года исковые требования П. удовлетворены частично. За П. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 12 августа 2005 года и на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтийском городском округе Калининградской области возложена обязанность назначить П. досрочную трудовую пенсию по старости с 12 августа 2005 года; в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года решение оставлено без изменения. Постановлением президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года указанные судебные постановления отменены в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части. В надзорной жалобе П. просит отменить постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года и оставить в силе решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 28 июня 2007 года передано для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. При рассмотрении данного гражданского дела существенное нарушение норм материального права допущено судом надзорной инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции в части и отказывая в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, президиум Калининградского областного суда исходил из того, что на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в связи с особыми условиями труда, а потому в специальный стаж работы подлежат включению только те периоды, когда суда морского, речного флота и флота рыбной промышленности находились в море, а работа плавсостава этих судов была связана с особыми климатическими условиями труда, длительным отрывом от берега, в тяжелых погодно-климатических условиях. Судебная коллегия находит указанный вывод суда надзорной инстанции незаконным, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года. Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в действие статьи 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу. Судом первой инстанции при разрешении спора установлено, что П. с 10 ноября 1994 года работает вторым электромехаником кабельного судна "Донец". Должность второго электромеханика входит в штат данного судна, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что занимаемая П. должность относится к плавсоставу кабельного судна "Донец". Также судом первой инстанции установлено, что кабельное судно "Донец" по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов морского флота и его статус в оспариваемый период, т.е. с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года, не изменялся. В указанный период судно "Донец" непрерывно находилось в кампании (постоянной эксплуатационной готовности N 1), а П. в течение полного рабочего дня выполнял работу по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода работы П. вторым электромехаником кабельного судна "Донец" с 1 января 1998 года по 11 августа 2005 года. С учетом изложенного Судебная коллегия признает постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения суда первой инстанции и определения суда второй инстанции и принятия нового решения незаконным, а решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. правильными и подлежащими оставлению в силе. Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила: постановление президиума Калининградского областного суда от 11 сентября 2006 года в части отмены решения Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отменить. Оставить в силе решение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 8 февраля 2006 года в части удовлетворения требований П. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.