Конфликт: отцы и дети в семье. Отцы и дети. Конфликт отцов и детей Особенности деструктивного воспитания

Беседа психолога на тему: «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. ПОБЕДА БЕЗ ПОБЕЖДЕННЫХ.» АБДЕЕВА Г.Ф, преподаватель ГАУ СПО «Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище» На всем протяжении развития человечества стоит вопрос о взаимоотношениях детей и родителей. Почему одни желая счастья другим, доставляют огорчения? Почему самые близкие люди не могут понять друг друга? Известные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» всегда стоят во взаимоотношении поколений. Порой эти взаимоотношения перерастают в конфликтные ситуации. Под конфликтом будем понимать - процесс развития и разрешение противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющихся объективными и субъективными причинами. Он протекает в двух диалектически взаимосвязанных действиях сторон на индивидуальном и групповом уровнях . Любой конфликт имеет следующие структурные элементы: · Участники конфликта с их характеристиками; · Причины и источники конфликта, а также противоречивых целей в конфликте; · Взаимодействия, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действия на разрешение конфликта; · Физическая и социальная сфера или условия, в которых протекает конфликтный процесс; · Последствия конфликта, которые зависят от того, как протекал конфликт, каковы его причины, условия, острота и длительность, а так же масштабы. Рассмотрим в нашем случае только два элемента: участников и причины. Наиболее сильно противоречия между родителями и детьми протекают тогда, когда последние достигают определенного возраста, который принято называть переходным, когда происходит становление личности. В этом возрасте из всех доминирующих мотивов на первое место выходят: самоутверждение, определение своего статуса (иногда необоснованно завышенного). В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение, подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие важной сферы, постольку авторитетность со стороны родителей и педагогов воспринимается иначе, чем в детстве. Подросток, воспитанный в атмосфере жесткого контроля и непрерывной опеки, оказывается беспомощным и чрезвычайно зависит от постороннего влияния. Избыточная регламентация и тоталитаризм ведет к отрицанию ценностей и авторитетов, опирающихся на любовь, доброту и уважение. Другим мотивом является понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. В возрасте примерно с 4 лет быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовывать окружающую среду. Он начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным к дружбе. Максимализм самостоятельности - главная особенность подростков. Испанский психолог Предо провел эксперимент. Отобрал две группы подростков 8-11 и 14-17 лет (по 25 человек). Среди них были только те, которые считали своего отца самым любимым и уважаемым человеком. Все они должны были оценить показатели своего отца и своего лучшего друга в физических упражнениях. 20 подростков из одной группы и 19 из другой оценили шансы своих сверстников выше. В реальных сравнениях итог был наоборот. Оказалось, что за переоценкой результатов сверстников стоит неосознанная, но резко повышенная самооценка: подростку хочется самоутвердиться и обогнать отца . Немаловажным в юношеском возрасте является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести. Ведущим мотивом поведения выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для него особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предметом его постоянного внимания являются такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Для того чтобы обнаружить эти качества у себя, он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии резкими выпадами, излишней прямотой. Родители видят в своих детях продолжение себя. Стремление достичь того, что им не удалось сделать. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне в отрыве от желания самого ребенка. Считая своих детей несовершенными и не сознательными, они думают, что только родитель дает право на определение их (детей) дальнейшей судьбы. При этом часто забывают, что мотивации родителей и детей различны. Если у подростков на первом месте стоит определение своего места в обществе и позиция окружения, то у родителей главной мотивацией служит безопасность и материальное благосостояние. Подросток живет в семье и семья для него является средством безопасности и материального достатка, как само собой разумеющееся. Поэтому данные мотивы не очень его волнуют, они ни как не могут быть преобладающими мотивами, пока человек не будет самостоятельным. С другой стороны родители прошли уже период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном. Что бы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, что бы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания. Другая проблема взаимоотношения детей и родителей - это смена жизненных условий и преобладающих ценностей. Меняется жизнь, меняется мода, но не изменяется жизненный уклад человека. С ростом технического прогресса процесс изменения образа жизни меняется быстрее, чем успевает к нему адаптироваться человек. Например, тридцать лет назад главной духовной пищей являлись книги, театр, кино; двадцать лет назад преобладать стало кино и телевиденье; десять лет назад телевидение и видео прочно вытеснили все остальное. Сегодня видео уже уступает интернету и компьютерным технологиям. Молодое поколение сегодня предпочитает виртуальное общение и виртуальное познание мира всему остальному. Уход от традиционного уклада жизни, заменяя его американским стилем, старшим поколением воспринимается крайне негативно. В то же время молодое поколение не имеет возможности сравнивать, воспринимает его как единственно верный стиль и подстраивается под его жизненные ценности. Кроме того, приходится сталкиваться с такой проблемой, как акселерация - это ускорение биологического созревания. Сегодняшние 16-17 летние по полову созреванию соответствуют 19-20 летним семидесятых годов. Сталкиваясь с акселератором, который на голову выше родителей взрослые порой не представляют себе, что перед ними, по существу, еще ребенок и что к нему следует предъявлять соответствующие требования. В то же время молодежь значительно позже, чем их сверстники начинают самостоятельную жизнь. Как отмечал Б.Г. Ананьев , наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личность (гражданская зрелость) не совпадают во времени. Самосознание, которое 40-50 лет назад развивалось к 17-19 годам, формируется сейчас к 23-25 годам. Затягивающий интервал учебы приводит некоторых юношей к безответственному инфантилизму. Трудно вступает на стадию собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. 4 чувство обладания благами, которые не заработаны самостоятельно, а получены от родителей может притупить честолюбие и породить инфантилизм и иждивенчество. Не следует забывать, что человек становится зрелым только тогда, когда несет ответственность за себя и других. Конфликтные ситуации между детьми и родителями, это не особенность какого-либо периода. Это проблема существует на протяжении развития человечества (библейский сюжет «возвращение блудного сына» и другие примеры истории), она существует не только на субъективном, но и на объективном уровне (независящим от особенностей человека). Другой вопрос: Как решить эту проблему? Плотность проблемы в том, чтобы стремление решение исходило от обеих сторон, потому что в данной ситуации важна не правота и отстаивание своей позиции, а нахождение общих приемлемых критерий. Нынешние дети будут родителями и у них возникнет в свое время та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями. Важно не забывать те чувства и те эмоции, которые сейчас испытывают они в виде непонимания своих самых близких людей на свете - родителей. Литература: 1. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликт /Уч. пособие - М.: Юристы, 1997-240с. 2. Кон И.С. Социология личности - М., 1967 3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и контактность восприятия - М., 1968

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной статьи "Причины конфликтов между родителями и детьми". Ниже мы попробуем разобраться почему эти конфликты возникают. Подскажем как правильно решать их, без ущерба обеим сторонам. Подробности найдете в статье.

Конфликт отцов и детей существовал во все времена. Сейчас он особо актуален, потому что не обходит стороной даже благополучные семьи. Они происходят на разных этапах взросления ребенка и становления его как личности, по разным причинам. Сказывается и переходный возраст взрослеющего человека и издержки характера родителей.

Причины конфликтов между родителями и детьми

Разрешение конфликтов между родителями и детьми

Способы разрешения конфликтов так же зависят от того, по какой причине они возникли:

И главное - помнить, что конфликты бывают в каждой семье, важно, чтобы они не были бесконечными и долго текущими. Потому что в доме, полном бесконечных споров и ссор, невозможно вырастить достойного человека.

Рекомендуем прочитать статью « ». Расскажем как отношение родителей к своим детям сказывается на дисциплине детей. Почему нельзя допускать в отношениях с детьми как гипертрофированную любовь, граничащую с вседозволенностью, так и проявление всеобщих запретов и абсолютного контроля. Подробности в статье!

Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Нам, молодым, кажется, что родители «давят» на нас своим авторитетом, возрастом, что они не понимают своих детей, стремятся ограничить нашу свободу. Станем взрослыми мы и, наверное, так же будем относиться к своим детям, то же самое будем говорить им, стремясь уберечь их от всех жизненных невзгод. Я думаю, что поэтому конфликт между детьми и родителями вечен и что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.

Вопросы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Проблема преемственности поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень проблем, отражённых в различных произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к примерам.

Роман русского писателя 19 века И.С. Тургенева так и называется: «Отцы и дети». В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – это Николай и Павел Кирсановы, а «дети» — это Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича, и Евгений Базаров. Но конфликт между ними обусловлен не столько возрастом, сколько сменой социальных условий в стране. Отживают своё «дворянские гнёзда», уменьшается роль дворянства в обществе. На смену ему приходят новые люди, выходцы из среднего класса, так называемые разночинцы. Базаров — сын бедного уездного лекаря, он сам пробивает себе дорогу в жизни. Аркадий только увлечён новыми идеями, а по сути – сын своего отца. Мы видим его в конце романа помещиком, продолжателем дела «отцов». Высшая точка конфликта между новым поколением и поместным дворянством, аристократами — это дуэль Базарова и Павла Петровича. Здесь нет победивших и проигравших. Но Тургенев чутьём великого художника слова чувствует, знает, что в жизни победа базаровых неизбежна.

Конфликт поколений часто имеет место и в быту. Вспомним замечательный рассказ А. Алексина «Раздел имущества». В этом произведении представлены три поколения одной семьи. Бабушка Анисия Ивановна всю свою любовь, все силы и время отдала тому, чтобы её внучка Верочка, перенёсшая тяжёлую родовую травму, выздоровела, научилась преодолевать трудности, была такой же, как другие дети. Верочка выросла, и бабушка стала не нужна. Всё «по совести, по справедливости» хочет сделать мать девочки, даже собирается судиться со свекровью. Это конфликт между старшими поколениями. Но возникает и другой. Верочка пишет в своей записке, что станет той частью имущества, которая отойдёт к бабушке. И, наверное, уже не будет прежних отношений между повзрослевшей девочкой и матерью. То, что разрушено, очень трудно восстановить.

Как мы видим, причины конфликтов между поколениями бывают разные. Их вряд ли можно избежать при смене социальных условий, общественного строя, но они часто возникают и в повседневной нашей жизни. Я думаю, что главное — научиться в таких случаях вести себя достойно.

Конфликты - неотъемлемая часть жизни любого человека. Проблема наиболее безболезненного разрешения ситуаций не нова, существует даже специальная наука, занимающаяся проблемами разрешения конфликтов - конфликтология. А уж проблема конфликтов отцов и детей, кажется, стара, как мир. Тысячи лет назад старшее поколение жаловалось на беспечность, малообразованность, безалаберность, цинизм и поверхностность молодежи. Так, надпись на древневавилонском глиняном сосуде 30-го века до н. э гласит: «Молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Похожая надпись найдена и на гробнице одного из египетских фараонов. В ней говорится о том, что непослушная и невоспитанная молодежь не может продлить великие деяния предков, создать великие памятники культуры и искусств и, без сомнения, станет последним поколением людей на земле.

С тех пор мало что изменилось. С высоты своего опыта, взрослые смотрят на «детские выходки», забывая о времени, когда сами были детьми и подростками, как стремились жить и считали себя способными свернуть горы. И каждому поколению кажется, что «уж они-то были другими, такого себе не позволяли» и если молодое поколение будет все так же отвратительно себя вести, то мир скатится в бездну и погибнет. А молодежь недовольно морщится, считает родителей «отставшими от жизни» и думает (но, к счастью, редко говорит): «какое вы вообще имеете право учить меня?» И семейные ссоры и споры повторяются снова и снова, с каждым новым поколением людей. Но как часто мы, родители, задумываемся над тем, правильно ли мы решает спорные ситуации и конфликты с собственными детьми? Ведь влияние семейных конфликтов на ребенка не подлежит сомнению - привыкший покоряться силе родителей будет бояться спорить и настаивать на своем, а избалованные вседозволенностью вырастают черствыми эгоистами, равнодушными к потребностям другим. Между тем, способы разрешения конфликтов с детьми не слишком отличаются от общих принципов решения трудных ситуаций. Пришло время разобраться в том, как разрешать конфликты правильно.

Вечный конфликт поколений: отцы и дети

Ни одна семья не обходится без конфликтов между детьми и родителями. И ничего ужасного в этом нет, ведь «правильные» конфликты помогают снять напряжение между его участниками, дают возможность найти компромиссное решение без ущемления интересов одного из членов семьи и в итоге, только укрепляют взаимоотношения. Но все это верно только в отношении разумно разрешенных конфликтов. Гораздо чаще споры и ссоры становятся причиной затаенных обид, психологических комплексов и даже могут стать причиной раскола семьи.

Как правильно разрешать конфликты детей и родителей?

Чтобы конфликт прошел безболезненно, следуйте таким советам:

Конфликты родителей и взрослых детей могут проходить еще более напряженно, чем с маленькими детьми или подростками. Ведь в таком случае дети - уже полностью сформированные личности с собственными принципами и убеждениями. Но даже и в этом случае все вышеописанные методы остаются правильными и действенными.

И самое главное - помните, что молодое поколение не лучше и не хуже - оно просто другое. И если бы не эти различия, если бы не было споров и конфликтов между детьми и родителями, не было бы никакого прогресс и люди так до сих пор бы и охотились на диких зверей, живя в пещере.