Родительское собрание знакомство с новым учителем. Конспект родительского собрания. Ход родительского собрания

Составлено и проведено О. Г. Костылевой, И. Г. Лукиной

Цели:

— создать благоприятные условия для знакомства родителей друг с другом и классным руководителем;

— содействовать сплочению коллектива родителей, вовлечению их в жизнь класса;

— познакомить родителей с Уставом школы;

— принять соглашение между родителями и школой;

— выбрать родительский комитет класса.

Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель посещает семьи учащихся; беседует с родителями с целью выяснения условий семейного воспитания, интересов и увлечений членов семьи; осуществляет видеосъемку мини-интервью «Моя семья» (с согласия родителей).

II. Классный руководитель рассылает пригласительные билеты с указанием места и времени собрания, первым домашним заданием для родителей (изобразить герб своей семьи для первого родительского собрания-знакомства).

III. Психолог проводит микроисследование среди учащихся «Моя семья» (рисуночный тест), анализирует результаты теста, сообщает информацию классному руководителю.

IV. Классный руководитель с помощью учащихся оформляет выставку работ родителей на тему «И это все о нас!», выставку рисунков детей на тему «Моя семья».

V. Классный руководитель готовит электронную презентацию «Наш новый дом — школа» (краткие сведения из истории школы, ее традициях, успехах обучающихся, педагогическом коллективе, Уставе школы).

Оформление, оборудование, инвентарь:

— в ходе работы по периметру доски будут расположены гербы семей, изготовленные участниками собрания, а в центре — герб класса; вверху оставлено место для заголовка, который придумают родители в ходе работы; остальное место равномерно заполнено пустыми рамками с надписями: «Соглашение», «Устав школы», «Родительский комитет класса», «Заказ-прогноз на год»; на левой половине доски — экран, на правой — рисунки детей «Моя семья»; бланки с тестами, маркеры, бумага, цветная бумага; оборудование для демонстрации электронной презентации и показа видеосюжетов; плакаты с пословицами и поговорками о семье; визитки с именами родителей; мультипликационный фильм «Цветик-семицветик» или одноименная сказка.

I. Вступительное слово классного руководителя

Родители входят в класс, рассаживаются полукругом. В центре стол классного руководителя, технические средства. Выбираются председатель и секретарь родительского собрания, сообщается повестка дня.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы проводим первое родительское собрание. Очень хочется, чтобы этот класс стал общим домом не только для наших детей, но и для вас, родителей. Поэтому наша главная задача — познакомиться друг с другом, узнать главные законы школьной жизни и выработать план нашей совместной работы на ближайшее время. Для начала приглашаю всех посмотреть телепередачу «Пока все дома», где главными героями выступили несколько семей нашего класса.

II. Телепередача первого класса «Пока все дома»

Звучит песенка-заставка известной телепередачи:

Скажи друзьям, скажи знакомым —

Для вас открыт наш теплый дом.

Прошу вас к нам, пока все дома,

Пока все дома, мы вас ждем!

Демонстрируются 2 — 3 видеосюжета о семьях. После каждого сюжета — благодарность представленной семье за смелость и сотрудничество, вручение подарка (диск с записью данной передачи на память). Гербы семей помещаются на доску.

III. Презентация выставки «И это все о нас!» и выставки рисунков детей «Моя семья».

Классный руководитель. Таланты наших родителей и их интересы так многообразны, что рамки данной телепередачи не смогли все вместить, поэтому приглашаю вас на презентацию выставки достижений семей нашего класса. Она продолжит знакомить нас друг с другом. А в роли экскурсоводов выступят те родители, которые предоставили свои работы.

Родители рассказывают о своих семьях, семейных традициях, увлечениях. После каждого рассказа классный руководитель благодарит выступавшего и вручает памятный диплом участника выставки. Герб каждой семьи крепится на доску по периметру, образуя своеобразную рамку (родители разъясняют смысл рисунка). Затем классный руководитель рассказывает о себе, своей семье и своих интересах и увлечениях. Делается вывод о том, что многие семьи имеют общие интересы и могут с успехом сотрудничать друг с другом. Далее представляется выставка рисунков учащихся (рисунки подписаны с обратной стороны). Задание родителям: попытаться угадать, на каком из рисунков изображена их семья.

В конце работы на доску в центре крепится герб класса, изготовленный учениками с помощью классного руководителя. Он разъясняет родителям знаки и символы изображения и тот смысл, который вкладывали дети в свою работу. Таким образом, на центральной доске в классе на глазах у родителей создается «Родительский утолок» и к этому моменту уже оформлен его центр — герб класса и размещенные по периметру гербы всех семей.

IV. Анкетирование родителей. Составление родительского заказа на учебный год

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Образование: высшее, среднее, начальное. (Нужное подчеркнуть.)

3. Возраст.

4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, кто-то еще? (Нужное подчеркнуть или дописать.)

5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери: нет времени; не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа? (Нужное подчеркнуть или дописать.)

6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, кинотеатре, филармонии, на природе, никуда не ходите? (Нужное подчеркнуть или дописать.)

7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружков, секций, детских объединений? (Нужное подчеркнуть или дописать.)

8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете: а) положительными; б) отрицательными.

9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины? (Нужное подчеркнуть или дописать.)

10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?

11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?

12. Как и с кем проводит он свое свободное время?

Классный руководитель . Предлагаю вам немного помечтать. Вспомните себя детьми, ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет наших житейских «взрослых» проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще огромная вера в сказку, чудо, волшебство.

Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма «Цветик-семицветик» — девочка Женя произносит волшебные слова.

Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце нашего учебного года и запишите свое желание на одном из разноцветных лепестков.

Классный руководитель раздает листочки цветной бумаги, родители записывают свои пожелания. Листочки собираются в большой конверт с надписью: «Родительский заказ — прогноз на учебный год. Вскрыть 25 мая на заключительном родительском собрании». Конверт запечатывается и помещается на доску.

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности и будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами и поступками приближаться к намеченной цели.

V. Показ электронной презентации «Наш новый дом — школа» в сочетании с рассказом классного руководителя

Сообщаются краткие сведения об истории школы, ее традициях, успехах обучающихся, педагогическом коллективе. Особое внимание уделяем разделу Устава школы «Права и обязанности родителей».

VI. Работа в группах . Составление соглашения между родителями и школой по вопросам воспитания и обучения детей

Текст соглашения составлен заранее и распечатан по количеству групп. Родители знакомятся с ним, при необходимости вносят свои дополнения, исправления и подписывают. Все листы собираются в конверт с надписью «Соглашение» и крепятся на доску.

Проект соглашения между педагогами, родителями и учащимися

1. Отношения между учителями, учениками и родителями строятся на основе взаимного уважения, доверия и взаимопонимания.

2. Мы работаем над собой, учимся соизмерять свои силы и возможности. Труд и учеба на первом месте, отдых — на втором.

3. Мы живем по принципу: не нравится — предлагай, предлагаешь — делай.

4. Мы не накапливаем злобу и обиду друг на друга, а в спокойных разговорах выясняем отношения.

5. Мы организуем родительский патруль по контролю за поведением детей в вечернее и ночное время.

6. Мы организуем кружки и спортивные секции для учащихся с привлечением родителей.

7. Родители и учащиеся оказывают посильную помощь при организации ремонта школы.

VII. Выборы родительского комитета класса

Классный руководитель . Вы, наверное, уже давно заметили, что во время нашей работы на доске появилось достаточно много информации: здесь и герб нашего класса, гербы семей, соглашение и ваш родительский прогноз. Как вы думаете, как все это можно назвать?

Выслушиваются предложения родителей, сверху на заранее оставленном для заголовка месте пишется выбранное название (например, «Родительский уголок», «Для вас, родители», «Семья и школа» и т.п.).

У нас остался незаполненным последний, но очень важный раздел — состав родительского комитета нашего класса. За время этой встречи вы уже сумели ближе познакомиться друг с другом, поработали в группах. Теперь пришло время выбрать несколько человек на эту важную и почетную должность.

После обсуждения фамилии выбранных родителей пишутся маркером на лист, который крепится на доску.

VIII. Классный руководитель подводит итоги работы, благодарит всех присутствующих, предлагает примерный текст решения родительского собрания.

Литература

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001. Вып. 1.

Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1—4 классы. М., 2007.

Шеркунова Л.А. Соглашение между педагогами, родителями и учащимися // Классный руководитель. 2005. № 6.

Родительское собрание № 1 (5 б класс)

«Давайте знакомиться »

«У ребенка свое особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим…» Жан-Жак Руссо

(Первое родительское собрание-встречу уместно проводить в конце августа. Это позволяет, во-первых, заранее познакомиться с родителями учеников, которые переступают порог школы и класса впервые, настроить семьи на необходимость общения со школой, педагогами, во-вторых, создаст определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителями.)

Цель родительского собрания : знакомство классного руководителя с родительским составом класса; знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи : создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; провести выборы родительского комитета.

Форма проведения - торжественное собрание

Участники : родители учащихся 5 класса, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

1) приглашение на первое родительское собрание родителей учащихся 5 класса за 1-2 недели до проведения собрания.

2) изучение классным руководителем личных дел учащихся с целью составления социального паспорта класса;

3) подготовка анкеты для родителей (визитной карточки семьи);

4) сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в пятом классе, основные направления воспитательной работы деятельности, права и обязанности классного руководителя в среднем звене;

5) изготовление учащимися класса визиток своих родителей (таблички с указанием фамилии, имени и отчества обоих родителей);

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя и отчество матери ___________________________________________

2. Год рождения, образование _________________________________________________

3. Место работы, должность, контактный телефон ________________________________

___________________________________________________________________________

4. Фамилия, имя и отчество отца _______________________________________________

5. Год рождения, образование __________________________________________________

6. Место работы, должность, контактный телефон _________________________________

7. Домашний адрес, телефон ___________________________________________________

8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) ___________________________

____________________________________________________________________________

9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют собственного жилья (съемное) _________________________

10. Условия для занятий ребенка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате,

стол совместно с другими детьми) _______________________________________________

11. Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.) _______________________________________________________

12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова/вдовец, многодетная семья, чернобыльцы, инвалиды, беженцы, родители-студенты, родители-пенсионеры и др.) ____

_____________________________________________________________________________

13. В каких делах класса вы смогли бы помочь:

Проведение бесед с учащимися на специальные темы.

Организация экскурсии.

Помощь в изготовлении пособий, в ремонте класса, мебели.

Помощь в организации поход, поездок, досуговой деятельности.

Другое ____________________________________________________________________

Можно провести анкетирование с пятиклассниками тоже заранее.

Анкета ученика.

1. Меня зовут ____________________

2. Мне лет_(я родился) _________________________

3. У меня глаза __________________

4. У меня волосы _______________________

5. Улица, на которой я живу, называется и номер дома ___________________

6. Моя любимая еда___________________________________

7.Мой любимый цвет ________________________________

8. Мое любимое животное ________________________________

9. Моя любимая книга_________________________________________

10. Моя любимая телепередача __________________________________________

11. Самый прекрасный фильм, который я видел______________________

12. Я люблю в себе ________________________________

13. Моя любимая игра ___________________________

14. Моего лучшего друга зовут ______________________________

15. Страна, в которую я хотел бы съездить________________________

16. Лучше всего я умею ________________________________

17. Моих братьев и сестер зовут ___________________________

Можно выделить детей в классе, ответы которых показались им самыми интересными, у которых много общего, и отметить вопросы, которые были трудными для детей.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя будущих пятиклассников.

Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе - особый этап в школьной жизни. Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет - во многом зависит не только от школы, но и от мам и пап. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни. В который раз мы все вместе будет преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников. Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда можете получить исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора школы, его заместителей, всех тех, кому поручено помогать семье в воспитании детей. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач. Давайте познакомимся!

И т.п.

(Выслушиваются все желающие родители. В это время учитель может кратко записывать ожидания на доске, сортируя их на группы).

Ожидание успеха

Предстоящие страхи и трудности

Повышение учебной успеваемости

Страх снижение успеваемости

Трудность установления контакта с новыми учителями

Трудности ориентации в школьном помещении

Ожидание приобретения новых друзей

С чем связано возникновение проблемных ситуаций, каковы особенности возраста расскажет школьный психолог.

Выступление школьного психолога

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

Навыки уверенного поведения;

Навыки совместной (коллективной) деятельности;

Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

Навыки самоподготовки;

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

2) формирование умения учиться в средней школе;

3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;

4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов

Классный руководитель : Мы познакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.

Далее классный руководитель знакомит родителей с задачами и целями школы, определяет задачи свои и классного коллектива на учебный год; рассказывает об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся; знакомит родителей с основными направлениями воспитательной деятельности школы, основными делами на год, конкретным планом работы на первую четверть/триместр; рассказывает родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста.

Решаются следующие организационные вопросы:

О питании в школьной столовой;

Возможности оказания материальной помощи;

Сменной обуви;

Дневники (электронные);

Об организации классного фонда.

Выборы родительского комитета

Уважаемы родители! Сейчас вам нужно выбрать родительский комитет. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности с последующим распределением обязанностей внутри комитета.

Подведение итогов собрания

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

Литература для подготовки к собранию

1. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания 5-11 классы»,М., «ВАКО», 2004

2. Дюкина О.В. «Родительские собрания», М., «ВАКО», 2008

3. Воскобойников В.М. «Как определить и развить способности ребенка» СПб, 1996

4. Коляда М.Г. «Шпаргалка для родителей», Донецк, 1998

5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», М., 1997

6. Хрестоматия по педагогической психологии, М., 1995

7. Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Настольная книга классного руководителя. 5-8 классы», Ростов н/Д, Феникс, 2005 (Сердце отдаю детям)

При знакомстве с детьми можно слегка приподнять покров тайны, предложив заполнить пропуски в предложениях: «Я хочу быть _______, как мама» и «Я мечтаю стать _________, как папа». Не поленитесь выяснить, есть ли в семье папа. И тем детям, у кого папы нет, не давайте анкету с таким вопросом. Внесите, например, аналогичный вопрос про бабушку или дедушку.

А от родителей на первом собрании попросите лишь стандартные сведения:

  • ФИО всех членов семьи, проживающих вместе с ребенком;
  • адрес, контактные телефоны;
  • есть ли еще дети в семье, их имена и даты рождения;
  • есть ли у ребенка и членов его семьи значительные проблемы со здоровьем;
  • контакты человека, с которым можно связаться в экстренном случае, если родители оказались почему-либо недоступны.

Следует попросить родителей уточнить, есть ли у семьи право на какие-то льготы, а также : сколько комнат в квартире и сколько человек там проживает; есть ли у ребенка собственная комната или уголок в комнате, общей с другим членом семьи.

Ошибкой может стать предложение написать, кем и где работают родители. Многие воспринимают это как попытку выяснить, что можно «поиметь» с семьи. Лучше предложить в качестве последнего вопроса анкеты такой: «Чем вы могли бы помочь классу?» Можно и варианты предложить:

  • хочу быть членом родительского комитета;
  • могу писать сценарии;
  • согласен подвезти что-то на личном автомобиле;
  • хотел бы ездить с детьми на экскурсии или организовывать походы;
  • могу достать хорошие билеты в театр;
  • умею играть на баяне и готов аккомпанировать на классных вечерах и т.п.

Не забудьте вариант «К сожалению, ничем помочь не смогу».

Все попытки выяснить, какие отношения у членов семьи между собой и с ребенком, какая модель воспитания наиболее актуальна для них и т.п., на первом собрании обречены на провал. Взрослые люди не захотят откровенничать с чужим человеком, зато начнут относиться к учителю с недоверием, заняв оборонительную позицию. В анкете же напишут то, что, как им кажется, характеризует их с наилучшей стороны.

Следующее родительское собрание можно провести в форме чаепития. Сами приобретите все, что для этого необходимо: чай, кофе, пару видов печенек и немного недорогих конфет. Принесите большой заварочный чайник для ароматного чая. Положите чайные пакетики для тех, кто пьет чай только из пакетиков. Оптимальный вариант — добыть чашки, а не одноразовые стаканчики. Но и стаканчики поставьте стопочкой — для особо брезгливых.

В расчете на них же не стоит ничего печь самой (самому). Многие люди брезгуют тем, что приготовили другие.

Обсудите все вопросы за чашечкой чая. И, словно бы вдруг придумали, предложите принять участие вместе с детьми в презентации семьи. Дескать, вам пришла в голову идея. Давайте каждая семья себя как-то представит: сделает про себя стенгазету, или компьютерное слайд-шоу, или просто какое-то выступление. И каждый день 15 минут вы будете слушать и смотреть всем классом эту презентацию.

Поверьте, таким образом вы больше узнаете о семьях, чем с помощью бесед и , потому что в анкете все стремятся себя приукрасить, в творчестве же человек всегда откровенен.

Как вы можете получить информацию о сути отношений между взрослыми и детьми в семье? Есть только один хоть сколько-то надежный способ — наблюдение. Анкетирование и в этом отношении неактуально. Даже если родители стараются быть откровенными (что вовсе необязательно так и есть), то они все равно могут фатально ошибаться. Им кажется, что они на ребенка не давят или не потакают ему, а вам со стороны будет все заметно. Но как же понаблюдать за процессом со стороны? Постарайтесь вовлечь ребят и родителей в совместную деятельность.

  • Устройте совместное собрание родителей с детьми и проведите квест, викторину, творческий конкурс, объединив по три-четыре семьи в команду случайным способом (с помощью жеребьевки).
  • Организуйте совместный выезд на природу.
  • Проведите интеллектуальную игру или спортивные состязания, можно с другим классом, но в качестве участников должны быть семьи.

Если у вас есть малейшие подозрения в отношении какой-то семьи, обращайтесь к школьному психологу. Специалист располагает многообразными возможностями для диагностики семьи ученика. Только не подменяйте профессиональную работу психолога тестами, скачанными из интернета. Они способны исказить картину и ввести вас в заблуждение.

Не пренебрегайте новейшими технологиями. Предложите родителям создать общую группу в соцсети или, например, WhatsApp. Кидайте туда разную информацию, в том числе и отчасти личную. Например, фото любимого кота. Это вызовет ответную откровенность родителей учеников, и вы получите представление о том, чем живут семьи ребят, что их интересует и волнует, что для них важно и ценно.

Предложите сделать виртуальные гостиные семьи, поместить там фото всех членов семьи, домашних животных, праздников, отзывы о книгах, фильмах, передачах, посещении спектаклей или экспозиций.

На родительских собраниях ни в коем случае не обсуждайте конкретных детей и тем более семьи. Вся индивидуальная информация — на индивидуальных беседах!

Совет 7. Покажите родителям, что вы нацелены на сотрудничество

Предложите семьям принять участие в классных мероприятиях, причем организуйте их так, чтобы родители оказались в выигрышном свете.

Например, можно организовать цикл лекций, которые прочитают родители «Дело моей жизни».

Устройте выставку «Мы с мамой — рукодельницы», на которой мамы могут представить свои произведения: фото шикарных фирменных десертов, вышивки, вязание и т.п. А папам предложите принять участие в Дне скворца — изготовить лучший скворечник, который ребенок может покрасить или даже разрисовать.

Призывайте детей поздравлять родителей с праздниками, помогите им придумать оригинальные подписи для открыток или варианты подарков своими руками.

Эти советы могут помочь учителю успешно познакомиться с родителями детей из своего нового класса. Но все же самое главное — это отношение к ним. Доброжелательное и позитивное отношение, без взгляда сверху вниз, без требований и осуждения. Родители и школа должны быть союзниками, и учителю надо стремиться вызвать доверительное и доброе отношение со стороны семей учеников.

Юлия Науменко
Организационно-ознакомительное родительское собрание в ДОУ

Родительское собрание

(организационно - ознакомительное )

Цель : Знакомство с родителями , установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Родители сидят за круглым столом. Воспитатель приветствует всех и представляет присутствующих педагогов ДОУ.

Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители ! Добро пожаловать в наш детский сад. Я рада видеть вас. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в садик. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.

Мне очень приятно знакомиться с новыми детьми и их родителями , однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

Теперь у ваших детей все будет по-новому : в детском саду ребёнок учится общаться не только с детьми, но и взрослыми людьми, в детском саду ребёнок знакомится с определёнными правилами поведения и учится соблюдать их. Я понимаю, что слово «дисциплина» у многих вызывает негативное отношение, но если хорошенько подумать, то слово «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, и следует признать : эти навыки ему необходимы. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители , находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и готовится к школе.

Надеюсь, что всё это время наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

Игра «Волшебный клубочек»

Предлагаю каждому из Вас намотать на палец нить и представится, начнём с меня : «Меня зовут Науменко Юлия Ивановна, я замужем, мама двух сыновей, в данный момент учусь в КГУ по специальности «социальный педагог» , и воспитатель ваших детей.

Родители обматывают ниточку вокруг пальца, представляются, и передают клубочек по кругу. Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, я хочу чтобы эта нить была прочной и крепкой на протяжении тех лет, что мы будем с вами вместе, мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться до выпуска в детском саду.

«Корзинка Вопросов» .

Родителям предлагаются ручки и небольшие листочки, на которых они должны написать свои вопросы. Все листочки складываются в корзинку. Обратить внимание родителей , что ответы они услышат в ходе собрания .

Слово заведующей ДОУ, она ознакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей . Далее слово предоставляется узким специалистам, каждый из них кратко рассказывает о своей деятельности в ДОУ.

Воспитатель : Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.

Игра «Хвастовство» . Каждый из участников должен похвастаться каким - либо качеством или умение своего ребенка. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о своем ребенке. (Например : мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т. д.) .

Воспитатель : Вот мы узнали ваших детей немного ближе.

«Ожидания родителей »

Воспитатель : Каждый из вас приведя ребенка в детский сад надеется, что его ребенок скоро вырастет и многому научится. Мы предлагаем вам заполнить небольшую анкету :

Меня зовут.

Я мама/папа.

Сейчас моему ребенку. год. месяцев

Сейчас мой ребёнок умеет.

К 7 годам мой ребёнок научится.

Что я жду от воспитателей за эти годы :.

После заполнения листы складываются родителями и помещаются в конверты. Все конверты помещаются в коробочку, которая при родителях заклеивается .

Воспитатель : Эту коробочку мы с вами откроем на последнем собрании в группе и узнаем , оправдались ли ваши ожидания.

Воспитатель : а теперь мы с вами выберем родительский комитет , возможно у нас уже есть желающие (выбираем)

Игра «Чемоданчик» . (Понадобится за ранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры) .

Воспитатель : Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому воспитателю в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать мне.

Воспитатель : В обмен я предлагаю Вам памятки (зачитываются в слух)

1. Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

2. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие-основа вашего здоровья.

3. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

4. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

5. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

6. Не создавайте конфликтных ситуаций.

7. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

8. Любить ребенка таким, каков он есть.

9. Уважать в каждом ребенке личность.

10. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не скупитесь на похвалу.

11. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

12. Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Воспитатель : Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

Тема: Знакомство с родителями
учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения:

Þ Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?

Þ По каким законам должно идти воспитание в семье?

Þ Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный)

I. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

II. Представление педагога, который будет работать с классом.

III. Экскурсия по школьному зданию.

IV. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».

V. Анкетирование родителей по теме собрания.

VI. Самопредставление – визитная карточка семьи.

VII. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

I. Вступительное слово директора школы (вариант).

– Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

II. Выступление заместителя директора по начальной школе.

Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

III. Самопредставление учителя.

Учитель проводит самопредставление (вариант):

1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

IV. Самопредставление семей.

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.

План самопредставления семьи

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Возраст родителей, день рождения семьи.

3. Интересы, увлечения семьи.

4. Традиции и обычаи семьи.

5. Девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

V. Экскурсия по школьному зданию.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

VI. Советы родителям.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

VII. Анкетирование родителей.

Проводится в конце собрания по обозначенной теме.

Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.