История бренда Мах Factor. Макс Фактор - биография: Главный визажист Голливуда

«Макс Фактор - отец современной косметики»

Max Factor - знаменитая косметическая империя названная в честь ее основателя Макса Фактора (настоящее имя - Максимилиан Абрамович Факторович), который родился 15 сентября 1877 в городе Здуньская-Воля. Этот город входит в Лодзинское воеводство, отсюда происходит путанница и неверное указание во многих статьях местом рождения Макса города Лодзь. Тогда это была территория царской России, а сейчас - современная Польша.

Макс рос в многодетной семье (более 10 человек), и ему с детства пришлось пойти работать, чтобы помочь родителям прокормить семью. В семь лет он впервые познакомился с миром театра - его отправили продавать в фойе апельсины и леденцы. В 8 лет Фактор стал помощником фармацевта, а в девять лет - учеником косметолога, выполняя мелкие поручения.

В возрасте четырнадцати лет он перебрался в Москву и поступил на службу в Большой театр в качестве помощника гримера. Навыки, приобретенные в театре, очень помогли Фактору в будущем.

Потом ему пришлось пройти обязательную военную службу в русской армии.

После демобилизации Факторович открывает в 1895 году в Рязани свой собственный магазин, где продает румяна, кремы, парфюм и парики - в основном, все собственного изготовления. Однажды в Рязани остановилась театральная труппа и через несколько недель продукцию польского еврея уже знали при дворе. «Все мое время занимало индивидуальное консультирование, я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц».

Позднее он переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в Оперном театре, занимаясь костюмами и гримом.

Загримированные Макс Фактором актеры, играли перед Николаем II, и вскоре имя талантливого гримера стало широко известно среди знати. Несколько лет он работал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах.

Открытие Америки

В 1904 году Макс Фактор эмигрировал в Америку вместе с женой, дочерью и двумя сыновьями так как понял, что в России оставаться небезопасно.

При помощи своих брата и дяди, Фактор (американцы быстро сократили его сложные имя и фамилию) открыл собственную парикмахерскую и небольшой магазин парфюмерно-косметических товаров в Сент-Луисе. В 1908 году семья перебралась в Лос-Анджелес и открыла косметический магазин неподалеку от «Фабрики Грез» на Голливудском Бульваре.

Макс очень удачно выбрал место расположения своего магазина и очень скоро стал широко известен среди актрис Голливуда. Он продавал парики и театральный грим. Магазин Макса являлся дистрибутором и представителем на Западном побережье двух крупнейших производителей театрального грима: компаний Лейхнер (Leichner) и Майнор (Minor).

С появлением и бурным развитием кинематографа специалисты по макияжу того времени столкнулись с серьезной проблемой. Старый театральный грим на основе жира, который наносился толстым слоем, нельзя было использовать для киносъемок. По словам самого визажиста, театральный грим выглядел «омерзительно и пугающе» на экране.

Решением проблемы стал грим, придуманный Максом специально для создания макияжа для экрана. Теперь загримированные актёры, снятые крупным планом, выглядели более натурально.

Новый грим имел 12 оттенков и был в виде жидкого крема в банке в противоположность старому театральному гриму на основе жира в виде твердых палочек, который трескался и отваливался. Впервые новый грим был протестирован в ходе специальных кинопроб на актере Генри Уолтхоле (Henry B. Walthall).

В 1914 году он изобрел первую «косметику для создания капель на глазах» - это самое первое знаменитое открытие Макс Фактора. Черный воск наносился на концы ресниц, предварительно воск растапливался. Следом он создал новый макияж для кино - в виде крема, который наносился тонким слоем и не высыхал на коже.

Таланты Макса сразу же оценили известные голливудские актеры-комики Чарли Чаплин, Фатти Арбакль, Бастер Китон: новый макияж дал им полную свободу мимики. Все это очень быстро сделало известным Макса Фактора в профессиональных кругах киноиндустрии.

Именно тогда Макс Фактор сформулировал свое основное правило: «Грим нельзя считать удачным, если он заметен. Он хорош, только если посторонний не может догадаться, что Вы загримированы.»

Все женщины - красавицы

А еще он хотел сделать красивыми не только звезд, но и обычных женщин. До начала 20-х гг. пользоваться косметикой считалось крайне неприличным, это «прощалось» лишь актрисам театра или кино, а также женщинам легкого поведения. Благодаря Максу Фактору косметикой в Америке стали пользоваться и обычные - «порядочные» - женщины.

С 1916 года все его новинки тут же появлялись и в розничной продаже. Покупательницы внимательно следили за тем, как выглядят их любимые кинозвезды. И как только в их макияже появлялось что-либо новое, женщины могли быть уверены, что найдут эту новинку в магазинах Макса Фактора.

Например, губная помада не имела особого успеха до тех пор, пока Фактор не преобразил с ее помощью внешность известной актрисы Клары Боу, создав для нее особый контур губ «Лук Купидона» в форме сердечка.

Юная Грета Гарбо, впервые появившись в Голливуде, потрясла всех красотой глаз. Искусно подчеркнутые тушью и тенями Фактора, «глаза Гарбо» заставили всех американок тут же последовать ее примеру.

Для Рудольфа Валентино он создал специальный макияж, который маскировал его слишком темную кожу на экране.

В 1918 году он озвучил мысль о «Цветовой Гармонии» в макияже, которая заключалась в том, что косметические средства должны сочетаться не только по цвету, но и соответствовать тону кожи, оттенку волос, цвету глаз и комплекции женщины.

Именно Макс Фактор в 1920 году ввел в широкий обиход (а не придумал, как почему-то считают многие) термин “makeup” взамен термина “cosmetics”, основанный на значениях глагола “to make up” (буквально: нарисовать, сделать лицо). Ранее этим термином обозначали грим в театрах с сомнительной репутацией, и он просто не использовался в приличном обществе.

В 1922 году во время путешествия по Европе вместе с женой Макс решил посетить штаб-квартиру компании Лейхнер в Германии, чьим крупнейшим дистрибьютором театрального грима он являлся. В компании отнеслись к нему очень высокомерно и заставили долго ждать аудиенции в приемной. Макса это очень сильно разозлило, он покинул приемную и тут же отправил телеграмму своим сыновьям, чтобы они перестали продавать продукцию Лейхнер и начали выпускать театральный грим под собственным брендом. Грим компании Max Factor выпускался в жидком виде в тюбиках и был гораздо удобней в применении. Вскоре новый грим почти полностью вытеснил с рынка продукцию Лейхнер.

В 20-е годы к бизнесу отца активно подключились его сыновья Дэвис и Френк. Девис стал генеральным менеджером компании, а Френк помогал отцу разрабатывать новые косметические продукты.

В 1925 году компания получила заказ на 600 галлонов (2 700 литров) грима светло-оливково цвета для съемок фильма «Бен-Гур» (Ben-Hur). В фильме было много массовых сцен и он снимался в США и в Италии. Такое количество грима было нужно, чтобы у американских актеров и их более смуглых итальянских коллег был одинаковый цвет кожи.

В 1926 году Макс Фактор впервые придумал водостойкий театральный грим для фильма «Mare Nostrum».
Начиная с 1927 года компания начинает активную продажу своих продуктов по всей Америке. Для этого была создана новая компания Sales Builders, которая занималась рекламой, продвижением и распространением продукции Max Factor. Благодаря своим связям с миром кино, Макс использовал многих звезд того времени для рекламы своей продукции. Знаменитости снимались в рекламе за символический 1 доллар, хотя выгода от этого была обоюдной. Реклама часто выходила накануне очередного фильма, в котором снялась звезда, и кассовые сборы от этого росли.

В 1928 году Макс Фактор представил косметическую линию, разработанную специально для черно-белого кино. За эту работу, а также за общий вклад в развитие киноискусства Фактор получил премию «Оскар».

Платиновая блондинка

Самый знаменитый пример работы Фактора-стилиста - преображение молодой актрисы . Фактор сделал из нее первую в мире “платиновую” блондинку, а затем разработал отдельную линию макияжа для такого типа внешности. Джин Харлоу стала супер-звездой, и тысячи женщин по всему миру начали копировать ее внешность.

Panchromatic

В октябре 1929 года Макс Фактор представил новую линию макияжа для звукового кино. С началом записи звука, использовать старые карбоновые источники света стало невозможно, так как они издавали сильный шум. Новые лампы с вольфрамовой нитью накала давали хороший мягкий свет, но также являлись источником тепла. Кроме того произошла замена старой оротохроматической пленки на более чувствительную панхроматическую под названием Panchromatic. Снимать кино со старым макияжем стало невозможно, лица актеров получались слишком темными и Максу понадобилось шесть месяцев активных разработок и кинопроб, чтобы придумать новый макияж Panchromatic .

В 1935 году он открыл «Студию макияжа Макса Фактора» , где было четыре кабинета разного цвета по числу вариантов «Цветовой Гармонии», предназначенных для подбора правильных оттенков макияжа женщинам разных цветовых типов.

Голубой кабинет - для блондинок - открывала Джин Харлоу; зеленый - для рыжеволосых - знаменитая танцовщица Джинджер Роджерс, партнерша Фреда Астера. Для брюнеток предназначался розовый кабинет, который открывала прославившаяся еще в немом кино Клодет Кольбер, а для «браунеток» – персиковый. Его открывала актриса Рошель Хадсон - самая любимая модель Фактора. Макс придумал термин «браунетка» (от слова brown - коричневый) для обозначения женщин с темно-русыми волосами, коих было большинство по мнению стилиста.

Церемония открытия студии освещалась во всех газетах. Особенное внимание репортеров привлек гигантский «Лист Славы», на котором оставили свои автографы все голливудские звезды того времени и который считается самым полным собранием автографов знаменитостей той поры.

Именно в этой студии находился изобретенный Максом Фактором «Калибратор красоты» - аппарат, надеваемый на голову, чтобы измерить параметры лица и то, как они соотносятся со стандартами. После этого можно было с помощью макияжа ликвидировать изъяны.

Впоследствии именно так называлось радио- и телевизионное шоу Макса Фактора, шедшее много лет. В нем принимал участие даже Фрэнк Синатра.

Max Factor история человека и бренда

4.3 (86.67%) 3 votes

Новая биография Макса Фактора (Fred E. Basten, “Max Factor: The Man Who Changed the Faces of the World”, Arcade, 2008) начинается кинематографично:

Февральской ночью 1904 года двадцатисемилетний Макс Фактор с женой и тремя маленькими детьми отсиживался в лесу, боясь больше за судьбу семьи, которую он прятал пять лет, нежели снега и ветра или даже царских людей, выкрикивающих его имя. Еще несколько дней назад Макс Фактор был любимцем царской семьи, высоко ценим при дворе, а теперь за ним шла охота, как за беглецом.
Невысокий, меньше метра пятидесяти, польский еврей Макс Фактор стал любимцем высшего света неслучайно: он был талантлив. Он рос в семье, где было десять детей, отцом его был рабочий с текстильной фабрики польского города Лодзь. В семь лет его отправили продавать апельсины, арахис и леденцы в холле театра. Позже он назвал это первой встречей с миром личин. В восемь лет он стал помощником аптекаря и получил начальные знания в области химии, а в девять уже был ассистентом ведущего косметолога и специалиста по парикам в Лодзи. Через четыре года у мальчика уже было достаточно опыта, чтобы перейти к берлинскому стилисту Антону и стать частью его команды. В 14 Макс Фактор переехал в Россию, чтобы работать на Корпо, ведущего гримера Русской Императорской оперы. В 18 лет он попал под призыв и на четыре года загремел в госпитальный корпус, где работал медбратом. «Мне не нравилось, но я многому научился», – скажет потом гений макияжа.

Фактор и его «калибратор красоты», пытается рассчитать сложные лицевые характеристики, нуждающиеся в улучшении.

В 22 года Макс Фактор открывает собственный магазин косметики в Рязани, где продаются кремы, духи, помады и парики его собственного изготовления. Однажды в Рязани остановилась театральная труппа и через несколько недель продукцию польского еврея уже знали при дворе. Работа с придворными, консультирование и изготовление косметических средств по заказу стали основным занятием молодого мастера. «Все мое время занимало индивидуальное консультирование, я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц». Платили щедро, но и требовали полной отдачи. Макс Фактор передвигался с эскортом, в свой магазин выезжал все реже, и даже жениться ему пришлось тайком. За пять лет у него родилось трое детей. Тем временем в России нарастали антисемитские настроения, и Макс Фактор решил эмигрировать вслед за братом и дядей, обосновавшимися в Сент-Луисе.

Но как сбежать из-под присмотра "властных" клиентов? Макс Фактор покрыл себя желтоватым гримом и пошел на прием к врачу знакомого генерала. Болезненный цвет лица убедил врача назначить лечение в Карлсбаде, куда русскую знать отсылали поправлять здоровье. Охрана сопровождала косметолога и туда, но ему удалось сбежать, встретиться с женой Эстер и тремя детьми и уйти пешком в богемские леса. Там и имел место эпизод, описанный в самом начале книги. Макс Фактор сумел вывезти семью, сохранил накопленные в России 40 000 долларов и обосновался в Штатах.

Его магазин в Сент-Луисе процветал, но в 1908 году предпринимательское чутье привело Макса Фактора в Лос-Анджелес, где нарождалась будущая империя кино. Здесь он начал совершенствовать грим и парики, которые делал из натуральных волос. Чаплин, Китон, Роско (Толстяк) Арбакл, звезды немого кино, были в числе первых испытателей новых рецептур макияжа. Они не только приветствовали новый, тонкий и многотональный грим, но и просили Фактора лично накладывать макияж перед съемками. Парики были столь натуралистичны, что их брали в аренду для съемок, а чтобы следить за их сохранностью, Макс Фактор предложил использовать в массовках своих сыновей, которые в конце съемочного дня аккуратно их собирали и возвращали отцу на хранение. Один такой парик мог состоять из более 135 тысяч волосков, вшитых вручную.

Автор биографии Макса Фактора Фред Бастен, бывший пиарщик компании, описывает триумф гениального, как бы уже теперь сказали, визажиста. Он раскрывает обстоятельства, при которых были изобретены накладные ресницы, жидкая подводка, кисточки для помады и пудры, современный футляр для туши в форме трубочки. По мере развития кинематографа, грим менялся, приспосабливаясь к новой пленке, освещению, потребностям режиссера и актеров. Английское слово make-up, применявшиеся всегда для обозначения грима, с легкой руки сына Макса Фактора, настоявшего на том, чтобы назвать семейный магазин "House of Make-Up", стало обозначать любой макияж в принципе.

Однако именно грим был страстью основателя империи. Он придумал воздухопроницаемый грим, чтобы актеры под ним не потели, и «искусственный пот», который хорошо смотрелся на экране. А уж сколько разных видов помады было разработано, иногда под индивидуальный имидж отдельных актеров! Представленная «Нью-Йоркером» биография Макса Фактора делает акцент на личности этого разностороннего человека, бывшего и химиком, и визажистом, и эстетом, и отцом. Его вклад в эмансипацию, в индустрию макияжа, позволяющую каждой женщине почувствовать себя звездой (слоганом фирмы стали слова «Для звезд – и для вас»), был огромным. Но свою революцию Макс Фактор делал не через потребительский рынок, а через обожаемое им кино, создавая имиджи великих актрис 30-х. И уже историки моды более подробно расскажут в своих исследованиях, что именно произошло в сознании миллионов, когда появились жидкая крем-пудра или розовая помада, разработанная для Твигги, или классификация косметики по типажам : для блондинок, брюнеток, рыжих и браунеток.

Макс Фактор умер в 61 год, в 1938, не пережив неприятного случая в Европе, когда некие преступники пригрозили его убить, если он не выплатит скромную сумму в 200 долларов. Старший сын Фрэнк, взяв себе имя отца и став Максом Фактором-младшим, продолжил его дело. Остальное можно прочитать в миллионах публикаций о компании. Биография «маленького Геркулеса», как называли Макса Фактора в Голливуде, – о том, как оно все делалось, взгляд изнутри.

Букник же вспомнил, что Ильф и Петров весьма едко описали свои впечатления от встречи с этим именем:

Окна нашей комнаты выходили на бульвар Голливуд. На одном углу перекрестка была аптека, на другом – банк. За банком виднелось новенькое здание. Весь фасад его занимали электрические буквы: "Макс Фактор". Много лет назад Макс Фактор, молодой человек в продранных штанах, приехал с юга России в Америку. Без долгих размышлений Макс принялся делать театральный грим и парфюмерию. Вскоре все сорок восемь объединившихся Штатов заметили, что продукция мистера Фактора начинает завоевывать рынок. Со всех сторон к Максу потекли деньги. Сейчас Макс невероятно богат и любит рассказывать посетителям волшебную историю своей жизни. А если случайно посетитель родом из Елисаветграда, Николаева или Херсона, то он может быть уверен, что счастливый хозяин заставит его принять на память большую банку крема для лица или набор искусственных ресниц, имеющих лучшие отзывы Марлены Дитрих или Марион Дэвис. Недавно Фактор праздновал какой-то юбилей – не то двадцатилетие своей плодотворной деятельности на гримировальном фронте, не то очередную годовщину своей удачной высадки на американском берегу. Пригласительные извещения представляли собой сложное и богатейшее сооружение из веленевой бумаги, великолепного бристольского картона, высококачественного целлофана и стальных пружин. Это были толстые альбомы, напыщенный текст которых извещал адресата о том, что его имеют честь пригласить и что он имеет честь быть приглашенным. Но в последнюю минуту гостеприимный Фактор, как видно, усомнился в том, поймут ли его. Поэтому на обложке большими буквами напечатано: "Приглашение".


Имя: Макс Фактор Ст (Max Factor Sr)

Возраст: 65 лет

Место рождения: Здуньская-Воля, Россия

Место смерти: Беверли-Хиллз, США

Деятельность: Американский бизнесмен

Семейное положение: был женат

Макс Фактор - биография

Если бы не он, возможно, женщины до сих пор считали ли бы макияж чем-то постыдным. К счастью, на свет появился Макс Фактор - человек невероятного таланта и мастерства.

Родись Максимилиан Факторович в обеспеченной семье, история макияжа сложилась бы иначе. Но у него было много братьев и сестер, которых надо было кормить. Семейство жило на территории тогда еще царской России, в городке Здуньска-Воля, где найти работу было непросто. Впрочем, мальчика это не смущало: уже в семь лет он заработал свои первые деньги.

Максимилиан не гнушался никакой работой. Сначала трудился в театре - перед спектаклем продавал в фойе сладости. Самое яркое впечатление того времени - красивые, разукрашенные актрисы, которые пускали мальчика посмотреть на закулисье. В восемь лет он стал помощником фармацевта. Тот познакомил его с химией, которой мальчик очень увлекся. А уже через год работал у известного косметолога. Потом - у стилиста, где его научили обращению с париками.

Свой первый магазинчик молодой человек открыл в Рязани в 1895 году. Там продавались кремы, парики, парфюм - все было изготовлено им собственноручно. Однажды в городок приехала знаменитая театральная труппа. Пока шли гастроли, актеры то и дело забегали в магазин Факторовича не только за покупками, но и за консультацией. Весть о талантливом косметологе быстро разнеслась, и его пригласили в Петербург Работа в оперном театре -о чем еще можно мечтать? Но впереди Максимилиана ждала куда более высокая ступень. Актеры, выступавшие в гриме и париках Факторовича, так понравились Николаю II, что он пригласил его работать при дворе.

Факторович быстро понял: он попался пусть и в золотую, но клетку. С талантливого косметолога не спускали глаз - боялись, что сбежит. Даже жениться ему пришлось тайком, а детей, которые вскоре появились, видел лишь изредка -когда отпускали. К тому же в России царствовали антисемитские настроения, да и родственники, обосновавшиеся в Америке, звали к себе. Было решено действовать хитростью.

Максимилиан обратился к знакомому врачу, чтобы тот помог ему имитировать болезнь. С помощью желтоватого грима они добились результата. Доктор заверил всех, что косметологу нужен отдых, и предложил отправить его в Карловы Вары. Факторовича отпустили, но с охраной. От нее ему потом удалось сбежать и - да здравствует свобода!

Длинное еврейское имя тут же было сокращено на американский манер -Макс Фактор. А родственники помогли открыть в 1904 году собственный магазин уже в Америке, в городе Сент-Луисе.

в 1908 году Фактор вместе с семьей переехал в Лос-Анджелес. Новый магазин расположился на Голливудском бульваре. Однажды Макс, прогуливаясь, заметил стайку девиц, куда-то спешащих. Его внимание привлекло то, насколько ужасно они загримированы. Проследовав за ними, Фактор оказался на съемочной площадке.

Грим тех времен был далек от совершенства. Дикая смесь муки, сала, вазелина и крахмала засыхала на лице, а при любом движении мышц трескалась. На экране это выглядело отвратительно. Но Макс знал: он может сделать иначе.


Визажист придумал грим в виде жидкого крема. Он не просто прекрасно ложился на кожу, но и имел 12 оттенков. На съемочной площадке нововведение приняли на ура. Следом за гримом, в 1914 году, появился прообраз современной туши, которую Фактор назвал «косметикой для создания капель на глазах». Он растапливал черный воск и наносил на ресницы моделей.

В 1918 году визажист предложил сенсационный подход: заявил, что, выбирая косметику, нужно ориентироваться на цвет волос и глаз, на пропорции лица. Раньше об этом даже не задумывались!

До 1920-х годов ходить с гримом на лице считалось дурным тоном. Им пользовались только дамы легкого поведения и актрисы. Но Фактор понимал, что косметика делает женщину красивее и выразительнее, и очень хотел, чтобы представительницы прекрасного пола это поняли.

В 1916 году его продукция поступила в розничную продажу. Дамы осмелели и стали с удовольствием ее покупать.

Между тем от покупателей не было отбоя. Про косметические новинки они узнавали из кино, увидев макияж той или иной звезды, и тут же бежали за румянами или губной помадой к Фактору. А тот тем временем продолжал трудиться на благо кинематографа. Так, в 1926 году Макс изобрел специальный водостойкий грим, а еще через два года создал линейку для черно-белого кино. В 1929-м, когда в фильмах появился звук, изменились требования к съемкам. Нужен был грим, стойкий к теплу, - Макс Фактор создал и его.

Он был великим экспериментатором. Например, однажды решил проверить, насколько стойкой является новая губная помада. Первоначально ее тестировали сотрудницы, но вскоре девушки устали. И тогда Макс придумал «машинку для поцелуев». Она представляла собой мужские и женские губы, которые сливались в поцелуе. На женские была нанесена помада. Результат определяли по количеству отпечатков, после которых помада стиралась.


Фактор дружил со многими звездами, которые были рады за символическую плату в 1 доллар сняться в рекламе его продукции. Не подвели они и в 1935 году, когда Фактор пригласил их на открытие своей «Студии макияжа». Она была интересна тем, что пространство внутри делилось на четыре зала. В голубой приглашались блондинки, в зеленом ждали рыжеволосых барышень, в розовом были рады брюнеткам, а в персиковом - темно-русым. Невозможно было пройти мимо удивительной конструкции под названием «Калибратор красоты». Его надевали на голову девушек и измеряли параметры лица. Так можно было наиболее точно подобрать макияж, который замаскирует недостатки внешности.


Последним громким изобретением Макса Фактора стал знаменитый «блинчик», появившийся в 1937 году. Это был грим для цветного кино, представленный в спрессованной форме в баночке. Над его созданием Макс трудился вместе с сыновьями. Звездный час «блинчика» наступил во время съемок фильма Vogues of 1938 («Вок 1938-го года»). В титрах к картине впервые было указано: «Макияж от Макса Фактора».


Сколько бы еще открытий нас ждало, если бы не глупая случайность, оборвавшая жизнь великого визажиста и бизнесмена... В 1938 году Фактор вместе с сыном путешествовали по Европе. В Париже Макс получил анонимное письмо с требованием заплатить 200 долларов. Иначе - смерть. Сумма была мизерной для него, более того, у этой истории не было продолжения - вымогатель больше не напоминал о себе. Но 65-летний Фактор настолько испугался, что вскоре тяжело заболел. Болезнь закончилась смертью.

После кончины отца его сын Фрэнк взял псевдоним и стал Максом Фактором-младшим. Он не хотел, чтобы знаменитое имя кануло в Лету.

В 1973 году Макс Фактор-младший продал компанию фармацевтическому гиганту Procter and Gannble. Причина проста - некому было передать бизнес. Увы, не все потомки «голливудского волшебника» оказались достойными продолжателями рода. А его правнука даже приговорили к огромному тюремному сроку за употребление наркотиков и серию изнасилований.

Впрочем, бренд по-прежнему процветает, ведь женщины во всем мире хотят быть красивыми.

Max Factor - всемирно известный косметический бренд. Его продукцией пользуются певицы и кинодивы, а визажисты используют ее для макияжа на показах мод и красных ковровых дорожках. Именно косметикой Мах Factor гримировали актеров в фильмах «Титаник», «Форест Гамп», «Красотка».

А началась история Max Factor в конце 19-го столетия - никогда бы не подумали - в далекой от западного лоска и шика Российской империи!

Max Factor: история бренда

Основатель компании, Максимилиан Абрамович Факторович, был одним из 10 детей в типичной рабочей еврейской семье. Не имевший шансов получить достойное образование в связи с крайней бедностью, он уже в возрасте 7 лет начинает работать - продает сладости в театральном фойе. Кто бы мог предположить, сколь огромный вклад этот мальчишка внесет в сферу театра и кино в будущем!

В 8 лет он попадает в подмастерья к аптекарю, где с непосредственным детским любопытством сам пробует смешивать содержимое многочисленных баночек. А в 9 лет, став ассистентом косметолога, с его помощью уже сам создает различные крема. К 14 годам набравшись опыта, он переезжает в Москву, где устраивается помощником гримера в Большой театр.

Слухи о необычайно талантливом и предприимчивом юноше стремительно разносятся в высшем обществе и доходят до самого императора. В возрасте 22 лет Макса назначают главным гримером Императорского театра в Санкт-Петербурге и более того - личным консультантом царской семьи в вопросах косметологии. Там он неплохо зарабатывает, ему удается скопить достаточную сумму, и вскоре он открывает в Рязани первый магазин, где продает свою косметику ручной работы. Натуральная и удобная в использовании, она очень быстро становится популярной. Коробочки с его кремами и помадами появляются на туалетном столике каждой дворянской девушки.

Лавка на Голливудском бульваре

Однако истинный успех приходит к нему намного позже. Максимилиан с семьей эмигрирует в Америку. Там его сложное имя упрощают, и отныне он просто Макс Фактор. Именно под этим именем в 1908 году в Лос-Анджелесе он открывает небольшую лавку в самом сердце творческой жизни города - на Голливудском бульваре, где продает театральный грим и парики. Его постоянными покупательницами становятся лучшие голливудские актрисы. Они не только приобретают косметику, но и советуются с приветливым мастером о том, какие прически и виды макияжа им идут.

«Сарафанное радио» - прекрасная реклама. Фактор быстро становится известен в актерской среде. У него появляется множество друзей из мира кино, теперь артисты даже просят его лично накладывать им макияж. И он часто слышит жалобы на то, что театральный грим не подходит для киносъемок. Слишком плотный, он трескается и осыпается.

И вот тут-то господин Фактор совершает настоящую революцию в мире косметики... Он первым создает специальный жидкий грим, предназначенный именно для экрана. Палитра включала 12 различных оттенков, что позволяло подобрать цвет корректора в тон кожи. Он легко наносился и ложился тонким слоем, актеры выглядели гораздо более естественно.

В лавку к гениальному визажисту уже выстраиваются очереди. В том числе, его косметику оценили и актеры-комики, ведь новый макияж дарил им полную свободу мимики. Услугами маэстро пользуется сам Чарли Чаплин.

«Макияж для звезд — и для вас»

Интересный факт: оказывается, в то время в Америке макияж считался чем-то непристойным, его использование допускалось лишь в работе актеров, в обычной же жизни грим наносили лишь дамы легкого поведения.

И вновь Макс Фактор рушит стереотипы! Благодаря ему косметикой стали пользоваться и простые американки. Выглядеть красиво больше не считалось неприличным. Много работая в качестве визажиста, Макс приходит к «идее цветовой гармонии»: косметические средства должны не только сочетаться между собой, но и подходить к цвету глаз и волос, тону и типу кожи и даже к комплекции.

Любая девушка могла прямо в магазине заполнить несложную анкету и определить свой тип внешности, в соответствии с которым ей подбирали подходящую цветовую гамму косметики.

С 1916 года все косметические новинки появляются в свободной продаже в лавке Фактора. Главным девизом становится: «Макияж для звезд - и для вас».

Все это происходит впервые, и, конечно же, покупательницы с воодушевлением приобретают крема, помады, пудры, румяна: еще бы, если в повседневной жизни можно примерить на себя образы любимых киногероинь. Кстати, именно Макс Фактор придумал и ввел в обиход термин «make up», что буквально значит «сделать лицо». В 1922 году Макс с сыновьями официально начинает продавать свою продукцию под брендом Max Factor.

Киновизаж

Двадцатые годы - эпоха бурного развития киноиндустрии. Совершенствуется кинотехника, возникает цветовое кино, а на смену «немым» лентам приходят фильмы со звуком. Новые особенности съемки гораздо более требовательны к внешности актеров - теперь на экране заметны все мельчайшие недостатки кожи.

И вновь на помощь приходит изобретательный Макс Фактор! В соавторстве с сыновьями он создает две специальных коллекции грима: одну для черно-белого, другую - для цветного кино.

Успех компании растет. В 1926 году Макс Фактор выпускает первую в мире водостойкую косметику. К середине тридцатых годов косметикой и услугами салона Мах Factor пользуются все голливудские звезды. Они охотно снимаются в рекламе своего друга «папы Фактора» и всем вокруг советуют именно эту косметику. Она ассоциируется с самыми красивыми кинодивами 20-го века. Софи Лорен, Одри Хепберн, Брижит Бардо, Элизабет Тейлор отдавали предпочтение именно ей.

Очередная косметическая новинка часто выходила прямо перед премьерой нового фильма, и в рекламной кампании блистала исполнительница главной роли. Такое сотрудничество шло на руку всем: представляло публике новую продукцию, способствовало и рекламе картины, и популярности актрисы. Журнал Glamour в 30-е годы писал: «Имя Макса Фактора символизирует красоту как на экране, так и вне его, в Америке и в сотне других стран мира ».

Голливудская студия красоты

Полный новых идей и энергии, Макс Фактор стремится быть первым в своем деле и радовать покупателей. Он продолжает работу и в 1935 году открывает уникальную и роскошную «Голливудскую студию красоты Макса Фактора». Ее изюминкой стали 4 «цветных» кабинета - по числу цветотипов внешности: голубой предназначался для блондинок, зеленый - для рыжих, розовый - для брюнеток, а персиковый - для «браунеток» (так маэстро придумал называть девушек с темно-русым оттенком волос).

Каждая посетительница получала индивидуальную консультацию по созданию образа, учитывающего именно ее особенности внешности.

На открытии присутствует весь цвет голливудской элиты. Каждый из гостей оставил автограф на огромном «Листе славы», который по сей день считается самым полным собранием подписей знаменитостей того времени! Новость об открытии салона получает бурное освещение в прессе и гремит на всю Америку. Запись в салон к «тому самому Фактору» ведется на месяцы вперед. Бренд Max Factor имеет ошеломляющий успех и полностью затмевает всех конкурентов.

Задолго до Мэрилин

Образ хорошенькой блондинки неизменно ассоциируется с Мэрилин Монро. Принято считать, что именно с нее началась мода на белокурых красоток с пышными кудрями. Как бы не так! Первую платиновую блондинку «создал» ... конечно же, Макс Фактор! Он сказочно преобразил начинающую актрису Джин Харлоу, осветлив и завив ей волосы. Она тут же получила грандиозную популярность, а ее образ стали копировать тысячи женщин.

Pan-cake

Компания продолжает развиваться. Постоянно расширяется и совершенствуется цветовая палитра. Более двух лет Фактор с сыновьями работают над специальной линейкой грима для цветного кино, которая становится просто незаменимой для работы в кадре. Новый грим pan-cake («блинчик») выходит в 1937 году в прессованной круглой форме, не рассыпается, продается в удобной коробочке. Более того, он доступен во всей цветовой гамме.

«Блинчик» пользуется потрясающей популярностью, и кинокритики даже посвящают ему отдельные статьи, сравнивая оттенок лица, полученный при его использовании, с цветом «персика со сливками».

Увы, но на взлете своей карьеры, в 1938 году, «Голливудский волшебник», преобразивший тысячи женщин, умирает. Свою косметическую империю, одну из крупнейших за всю историю косметики, он оставляет сыновьям. За свои заслуги перед киноискусством Макс Фактор был награжден премией «Оскар». В честь этого великого человека заложена звезда на Голливудской аллее славы.

Создавая тенденции

«Король умер - да здравствует король!» Бренд, перешедший в руки сыновей Макса, один из которых, Фрэнк, даже поменял имя, став Максом Фактором-младшим, продолжает свое победное шествие.

50-е годы 20 века - это эпоха модных журналов и моделей. Популярными становятся очень стройные девушки с мальчишеской фигурой. Икона того времени - несравненная Твигги с по-детски наивным лицом и открытым взглядом. Ее образ - едва заметный, полупрозрачный блеск на губах и акцент на глаза, огромные, широко распахнутые, четко очерченные черной подводкой, которые становятся «фишкой» в макияже своего времени. Разумеется, именно компания Max Factor ввела моду на этот образ. А в свободные «хипповые»70-е Max Factor предлагает принцип «Назад, к природе!» Теперь популярны сочные натуральные цвета и естественность. И Max Factor - первая компания в индустрии косметики - использует в создании косметических и парфюмерных средств компоненты натуральных природных трав и фруктов. Очередное детище компании - золотистый, теплый «California look» - вновь покорило весь мир.

От имени - к бренду

Сейчас история бренда Мах Factor насчитывает около века. А начало этой величественной косметической империи положил простой юноша, одним своим упорством пробивший себе путь «от имени - к бренду». Макс Фактор искренне верил, что любая девушка может выглядеть роскошно, ей лишь нужна хорошая косметика. Именно такую, натуральную, удобную в использовании и доступную всем подарил миру этот уникальный талантливый человек, оставив нам своего рода завещание: «Роскошными женщинами не рождаются. Роскошные женщины создают себя сами » Макс Фактор.