Индивидуальные беседы и консультации с родителями. Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям

Список родителей, приглашенных на консультации. Сведения о них.

По 1 смене

Захарова М.А. (мать-одиночка)

Еманакова С.В. (многодетная семья)

По 2 смене:

Мырычева О.А. (мать-одиночка, малоимущая)

Табаков А.Н (неполная семья, мать лишена родительских прав)

Тематика проводимых консультаций. Ход беседы с родителями, результат.

В ходе проведения бесед по проблемам ребенка родителям была донесена информация о проблемах их детей, и предложены выходы из проблемных ситуаций. Были изучены социальные сведения о родителях, статус семьи. Темами проведенных консультаций были – «Проявление ребенком агрессии», «Проблемы межличностного общения». По каждой проблеме приглашены были на собрание родители, чьи дети имеют названные выше проблемы.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятия ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

Например, если в школе «легкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправданна тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

Беседа с родителями «Дорога глазами детей»

Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения.

Задачи: Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. Рассказать родителям о психофизических особенностях детей младшего школьного возраста и как это влияет на безопасное поведение на дороге.

Предварительная подготовка материалов к родительскомусобранию :

    Заранее на классной доске нарисованы всевозможные знаки, разных размеров, цветов, форм.

    Колокольчик

    Шарф

    Плеер и наушники

Ход мероприятия:

Дорогие родители! Первого сентября Ваш ребенок пошел в школу. Кто-то в первый раз в первый класс, кто-то во второй, третий…

Не каждый взрослый человек выполняет Правила дорожного движения, а маленькие дети попадают в большой мир, где им еще не все знакомо. Ребенок привык, что его каждое утро в детский сад отводят родители и забирают его. Вся ответственность лежит на родителях. Ребенок не принимает решение, где перейти дорогу, не выбирает безопасный путь и, даже в большинстве случаев, не смотрит на сигналы светофора, он просто следует за родителем, держа его за руку.Начиная ходить в школу ему приходиться столкнуться со сложной задачей, педагоги и родители должны научить его безопасности на дорогах нашего города.

При данной задаче мы должны объяснить ребенку, как обезопасить себя, привить ему навыки, при этом мы должны учитывать его психофизические особенности.

Сегодня мы с Вами попробуем посмотреть на дорогу глазами детей.

Посмотрите на доску, на ней у меня для Вас нарисованы совершенно не знакомые знаки, они разной формы и цвета, на них изображены какие-то предметы, стрелочки, кружочки. Что они для вас обозначают? О чем они вам говорят? Не о чем. Потому что они вам не знакомы. Так же и дети. Видя на дороге дорожные знаки очень многие дети не знают, что они обозначают. Очень часто путают предупреждающий знак «пешеходный переход», от дорожного знака особых предписаний «пешеходный переход».

Теперь давайте, кто сидит на первой парте оденет наушники и включит музыку, а кто на второй парте за его спиной будет звонить в колокольчик.

Через две минуты. Родители, которые слушали музыку, сняли наушники. Вы, слышали, какой сигнал Вам подавали родители со второй парты? Нет, в наушниках была музыка. Так же и ребенок, слушая музыку через наушники плеера, не услышит сигналы автомобиля. Ребенку обязательно надо объяснить, что слушать музыку в наушниках, пока он идет в школу, категорически нельзя! Иначе это может привести к беде.

В младшем школьном возрасте внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение». У каждого из Вас на парте лежит два листа картона, приложите его к лицу с одной и другой стороны. Что вы видите? Вы видите доску впереди себя и меня, соседа справа и слева вы не видите. Так же и дети, они видят зеленый сигнал светофора и с уверенностью, что все нормально выходят на проезжую часть, в это время им не видны машины справа и слева. Каждый раз, подходя к проезжей части, надо говорить своему ребенку: посмотри налево, потом направо, чтобы у него это вошло в привычку. Объяснить ребенку, что зеленый сигнал светофора – это не гарантия безопасного перехода через дорогу.

Теперь еще раз поиграем с колокольчиком. Давайте на выбор кому-нибудь сейчас завяжем глаза. Теперь все остальные родители начинают шуметь, шелестеть тетрадями, можно даже подвигать стулья. Я в это время буду ходить по классу, и звенеть в колокольчик.

Снимаем повязку. Вы понимали, откуда доноситься звук колокольчика, из какого уголка класса? Если и понимали, то примерно, не точно. Так же и Ваш ребенок. Ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.

Проведите с ребенком эксперимент. Попросите его разбежаться и остановиться. Наблюдая за этим посмотрите, сколько еще шагов он сделает прежде чем окончательно остановиться. Объясните ему на этом примере, что транспортные средства также не могут в одну секунду остановиться, как бы водитель этого не хотел.

Сегодня мы с вами рассмотрели только некоторые варианты дороги глазами детей, но уже из них я думаю, Вы сделали выводы.

Заключение:

Необходимо, чтобы за всеми заботами не забывалось самое главное - дорога: дорога в школу, дорога домой. А если, однажды, отправляясь на работу, Вы услышите из уст ребенка наставления о внимательности уже в Ваш адрес – значит Ваши труды не пропали даром.

Что такое праздник в детском саду? Как показал многолетний опыт, родители не всегда правильно оценивают ситуацию и понимают значение этих слов. Прежде всего праздник в детском саду – это мероприятие программное.

Для каждой возрастной группы существует перечень праздничных мероприятий согласно возрасту и программным требованиям. В основной список входят: праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе. Это праздники, на которых разрешено присутствие родителей и гостей.

Праздник в детском саду – это большая проделанная работа всего коллектива сотрудников детского сада, детей и их родителей. Праздник – это общее дело!

Несколько слов об ответственности родителей.

Расписание праздника в группе вывешивается заранее, поэтому позаботьтесь о том, чтобы в этот день вас вовремя отпустили с работы. Если же вы опоздали, то спокойно поднимитесь в группу, где вы можете оставить верхние вещи и переобуться. И дождавшись окончания стихотворения, песни, или танца потихоньку войдите в зал.
Не перегружайте своих детей. Праздник в группе это очень ответственное мероприятие, и серьезная психологическая нагрузка для вашего ребенка. Не стоит заказывать на вечер этого же дня билет в цирк или на кукольный спектакль. Возможно, ради праздника вам придется пропустить какие-то дополнительные занятия (обговорите это заранее с педагогом и с ребенком).
Приходя в музыкальный зал – следите за своим внешним видом. Праздник ребенка – это и ваш праздник. Не забывайте приносить сменную обувь, лучше, если это будут туфли, а не бахилы. На полу в музыкальном зале лежит ковер, и ваши дети во время занятий ходят по нему, сидят на нем и даже лежат. Поэтому вопросы гигиены имеют в этом случае значение.
Важное значение имеет и внешний вид ребенка. Для девочек красивое платье (не до пола), для мальчика брюки и белая рубашка с бабочкой и галстуком, если ребенку не нужен ролевой костюм. Обратите внимание на удобную обувь, если нет таковой, то это могут быть балетки или чешки (для старших и подготовительных групп).
Фотографируя ребенка на празднике – делайте это незаметно. Не нужно громко его звать и просить выйти вперед и принять определенную позу. Не забывайте про дисциплину, которую так непросто прививать и поддерживать в детском коллективе. Хорошо зарекомендовала себя коллективная видеосъемка.
Ответственно отнеситесь к подготовке костюма и разучиванию слов для праздничного выступления вашего ребенка. Разучивая с ребенком стихотворение к празднику, обращайте внимание на выразительность, контролируйте правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
Не стоит требовать главной роли для своего чада. Поверьте, педагогам и специалистам виднее, в какой части праздника задействовать ребенка, так чтобы то, что он делает, нравилось и приносило ему радость. Умейте наблюдать за своим ребенком не только в момент чтения стихотворения. Понаблюдайте:
- знает ли ваш ребенок слова общих песен?

Насколько он эмоционален в момент их исполнения?

Верно ли он выполняет танцевальные движения?

Способен ли он обойтись без подсказки педагога?

Проявляет ли интерес к происходящему?

Желает ли принимать участие в играх и конкурсах?

Умеет ли слушать других?

Соблюдать дисциплину?

Действовать в команде?

Как обстоят дела с пространственным мышлением?

Если же вы желаете показать дополнительные умения вашего ребенка, игру на инструменте, профессионально поставленный танец, художественное чтение стихотворения…то заранее скажите об этом музыкальному руководителю, который поддержит и по возможности поможет вашим творческим начинаниям.
После праздника дети и воспитатель организованно уходят в группу, родители выходят из зала после этого. К слову, в данный момент у вас имеется возможность пообщаться с музыкальным руководителем, обсудить успехи или не* успехи вашего ребенка.
Обязательно обсудите вместе с ребенком праздник: какие герои ему запомнились, что ему понравилось больше всего, отметьте как вы счастливы, что он так красиво поет, танцует, как он хорошо себя вел…..Сделайте замечание, если это необходимо.

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, возможность культурно отдохнуть, с пользой развлечься и творчески себя проявить, поэтому в наших силах сделать так, чтобы он не был ничем омрачен. Для сотрудников детского сада это отчет о проделанной работе, возможность скорректировать и спланировать направление своей будущей работы. Для родителей выступление наших детей это возможность взглянуть на своего ребенка по - новому, оценить и продиагностировать степень его возрастного и психологического развития, сделать соответствующие выводы и вовремя скорректировать курс своего воспитания, если это необходимо.

Возраст членов семьи, степень родства?

2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?

3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?

5. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?

6. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?

7. Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?

8. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?

9. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?

10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?

11. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?

12. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?

13. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?

15. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?

17. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?

План-конспект родительского собрания

Психологический комфорт в семье

Цели: убедить родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности; дать рекомендации по решению конфликтных ситуаций, возникающих в семье.

Приглашенные специалисты: школьный психолог.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка, психологи считают прежде всего несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе – в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых – мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер.
А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Разумеется, никто специально не создает эмоционально неблагоприятного климата для своего ребенка. Семья живет так , как она привыкла жить, бывает, что поругаются, покричат, обидят друг друга. Ничего страшного в этом нет. А ребенок? Ну, его, чаще всего, в расчет не принимают.

Такая точка зрения – самая распространенная.

Но правильно ли это? Давайте разбираться. Приглашаю вас, уважаемые родители, к серьезному разговору.

II. Сообщение теоретических сведений по теме «Психологический комфорт в семье».

1. Что значит «положительное» и «отрицательное».

Школьный психолог . Давайте начнем с того, что сравним скорость действия «бациллы смеха» и скорость шквального действия паники. Я думаю, вы согласитесь, что различие будет слишком очевидным, чтобы его доказывать.

«Радость ползет улиткой, у горя – бешеный бег…»

Испортить хорошее настроение человеку можно очень быстро, но как трудно потом его восстановить!

Какое эмоциональное состояние (настроение) считается хорошим? Когда… хорошо! И все окружающее, и люди как-то располагают, и работа спорится, и дышится с удовольствием!

Тогда наблюдается подъем или хотя бы приподнятость всех потенций, всех возможностей! Возрастают созидательные силы, повышается общая жизненная способность. Вот почему все окрашенное в светлые эмоциональные тона называется положительным: положительные эмоции, положительное психологическое состояние, положительное отношение

Но вот отношения «испорчены», «испорчено настроение»… Картина резко меняется: все «валится из рук», «голова не работает», «на сердце так тяжело, просто слов нет»… Вот потому-то эти состояния и называются отрицательными: они снижают уровень жизнедеятельности.

Все отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. Даже уныние, скука, апатия, депрессия – при всей их видимой «безобидности» – лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний.
И они угнетающе действуют и на тех, кто рядом! Вот почему даже применительно к ним мы можем говорить об агрессивности отрицательных эмоциональных состояний.

Отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. И чем оно сильнее, тем меньше участвует сознание в том, что делает человек. И что он в таком случае делает? Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, смять, сломать, разорвать, разбить, чтобы дать выход этому напряжению! По сути, к этому и сводится вся «деятельность» человека, находящегося во власти такого состояния.

Почему так трудно вернуть хорошее настроение? Дело в том, что отрицательные состояния поглощают огромное количество человеческих резервов организма. И для восстановления положительного эмоционального состояния нужна компенсация растрат. Это требует времени! А пока создается цепная реакция заражения других людей раздраженностью, нервозностью, так человек выплескивает весь свой негатив наружу.

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с детьми: снижая уровень жизнедеятельности, они не только подрывают учебную продуктивность, но и содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы.

Вот поэтому мы и говорим о психологическом комфорте в семье, поскольку от этого во многом зависит развитие ребенка.

2. Семейный климат и ребенок.

Большинство же из нас совершенно не учитывает эмоциональных потребностей ребенка, по сути, игнорирует их, считая излишней роскошью. А ведь это ребенку важнее, чем материальные атрибуты достатка.

Материальные ценности, их обилие – это для взрослых, чтобы они радовались, вызывая друг у друга зависть. А для ребенка пока несоизмеримо важнее эмоциональный покой , мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними.

Опыт общения, понимания другого человека, его целей, стремлений, мотивов его действий и чувств ребенок получает в собственной семье.

Знаете ли вы, что если ребенок с рождения воспитывается в детском доме или интернате, то он сильно отстает в развитии? Почему так происходит? Причем отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной области ребенок, не получивший соответствующих контактов в детстве, остается «слепым» на всю жизнь.

Иногда аналогичная, хотя и не всегда столь резко выраженная, картина развития, а вернее, недоразвития эмоциональной сферы встречается у детей, имеющих внешне полноценную семью.

Есть несколько типов таких семей.

Первый – это когда на ребенка (особенно на его переживания) не обращают внимания, ограничиваются лишь необходимым уходом за ним, одевают, кормят, лечат, делая все это равнодушно или с плохо скрытым раздражением.

Второй – это семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена, но вреда она приносит не намного меньше. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. Их ждут без радости, они часто воспринимаются как осложнение жизни взрослых, помеха. Если к тому же рождение ребенка не одобряется родителями матери, друзьями, то в семье постепенно формируется отторгающая позиция по отношению к ребенку.

На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни – замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие – погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, агрессией. Они как бы мстят родителям за равнодушие и нелюбовь.

Особенности семейного микроклимата во многом влияют на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, которые в дальнейшем могут стать определяющими.

3. Как реагировать на поступки детей.

Семейный климат во многом зависит от того , как мы реагируем на любое действие ребенка, если оно противоречит нашим ожиданиям и желаниям. Как это бывает обычно? Реагируем мы сразу, немедленно и в присущей нам привычной форме: для одной мамы – это подзатыльник, для другой – лаконичное «идиот», для третьей – поток замечаний. В основном мы однообразно повторяем навязшие в ушах и у нас, и у детей одни и те же слова: «Что ты делаешь? Кто тебе разрешил? Ты думаешь, что творишь? Как ты смеешь! С кем это ты так разговариваешь? Не соображаешь, так хоть слушай, что тебя говорят! Нет, ты пойми…». Но они нас не понимают.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться – это путь к пониманию действий ребенка, к представлению о том, как действовать в данной ситуации, к устранению раздраженности. Вы не безгрешны и не застрахованы от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обращении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих точек зрения: и своей, и ребенка. Немедленное эмоциональное реагирование взрослого на проступки ребенка, однообразное по форме и не включающее каждый раз анализа конкретной ситуации, – это прямой путь к конфликтам с ребенком.

А помочь может искренняя демонстрация своего огорчения, его понятное объяснение и связь с поступком ребенка; уверение в том, что вы поняли, чего хотел ребенок, и предложение ему других, более приемлемых путей к цели; выражение уверенности, что ребенок все понял и в подобных случаях поступит иначе. При этом не надо выходить далеко за пределы происшедшего и обобщать: «Ты вообще безрукий, все только портишь!» или «Ты никогда не научишься соображать, что можно, а что нельзя».

Помните: ругаем не ребенка, а его поступок .

Если очень напирать на то, что вас не устраивает ребенок (а не то, что он сделал), ребенок достаточно скоро начнет думать, что вы его не любите, что он лишний в семье.

Многие из вас спросят: «Так что же, все разрешать?» Нет, все разрешать не надо, нужно только внимательно подходить к таким важным вещам, как запреты и ограничения.

Посмотрим, что мы запрещаем, чего требуем и чего ожидаем от наших детей.

Надо сказать, что одни родители задумываются над этими вопросами, другие нет. Они считают, что их право как родителей – запрещать или разрешать, а ребенок обязан немедленно повиноваться , а не рассуждать. При этом характер запрещений всегда категоричен, нет попыток объяснить ребенку, почему именно нельзя. Требование подчиняться без рассуждений также ведет к конфликтам. Единственное, чего не происходит в этих случаях, – это умение разумно поступать в сложных и опасных ситуациях, находить выход из них, представлять возможные последствия своих поступков. А ведь именно в совместном размышлении, рассуждении о том, чего нельзя и почему, закладываются задатки умения «соображать, что делаешь», которое мы требуем от ребенка, очевидно предполагая, что он этому сам как-нибудь научится от наших воспитательных выкриков.

Итак, что следует запрещать ребенку и как ?

Часть запретов связана с его безопасностью и безопасностью других людей, это так называемые безусловные запреты : нельзя лезть в огонь, в воду, есть несъедобные вещи и т. п.

Есть условные запреты , которые в одних случаях являются истинно строгими, а в других нет. Например, нельзя шуметь и прыгать дома, где таким поведением можно помешать другим людям или что-нибудь разбить, и в то же время оно совершенно оправданно в спортивном зале.

Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, следует объяснить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка – это первое правило запрещения. Только выполняя его, можно снизить количество конфликтных ситуаций между родителями и детьми.

При этом помните, что часто наши запреты для детей бывают трудно выполнимы. Для нас кажется естественным заявить: «Ну-ка кончай играть, собери все и ложись спать» или приказать: «Прощайся живо с другом и пойдем домой». Взрослых, занятых беседой, нам никогда не придет в голову разогнать так бесцеремонно. И уж, во всяком случае, мы обязательно извинимся перед ними, если будем вынуждены нарушить их планы. А вот перед ребенком в подобной ситуации мы не извиняемся почти никогда.

Большей части подобных требований можно было бы избежать. И тогда у детей не возникнет давящего, тяжелого чувства подспудного протеста против наших не всегда справедливых требований , а заодно и против справедливых, обязательных, общечеловеческих. Скольких трудностей можно было бы избежать, если бы мы всегда помнили, что в любом конфликте с ребенком как минимум двое участников и что трудно не только нам с ним, но и ему с нами. Ведь он меньше, слабее, неопытнее.

III. Игровой практикум.

Школьный психолог . Что же делать, если ситуация в семье не очень благополучная? Если родители, бабушки и дедушки, дети постоянно конфликтуют, но при этом все хотят исправить ситуацию?

Во многом могут помочь те советы, о которых мы говорили ранее, но иногда для смягчения психологического климата в семье можно проводить психокоррекционные мероприятия в виде игр.

Поиграем в некоторые из них.

1. Наши праздники.

Для того чтобы культивировать в семье внимание друг к другу, составьте календарь дней рождения и профессиональных праздников каждого из членов семьи вместе с ребенком. Ведь если дни рождения мы еще не забываем отмечать, а вот в День железнодорожника вспомнить о дедушке, который много лет проработал машинистом тепловоза, не считаем нужным. Или поздравить папу с Днем танкиста, потому что он служил в танковых войсках. Подарки в этот день могут быть символическими: праздничный торт, исполнение хором любимой песни и т. п.

Задание. Попробуйте сейчас составить календарь праздников членов своей семьи. Посмотрите, сравните, на сколько праздников у вас стало больше.

2. «Давайте говорить друг другу комплименты».

Эта игра хороша во время праздничных обедов или ужинов. Играющие говорят друг другу комплименты, в которых отражаются положительные качества этого человека. Например: «Мне в Юлечке нравится то, что она очень ласковая, добрая, всегда придет на помощь, если у кого-то возникнут затруднения» или «Петя – мой помощник. Вчера он с трех ударов забил гвоздь, ремонтируя по моей просьбе стул».

Задание. Сделайте комплимент своему соседу.

3. «Глава семьи».

В этой игре находят безопасный выход наружу чувства обиды и раздражения, накопившиеся у людей друг к другу. Главой семьи на один день или вечер назначают одного из членов семьи, и он руководит всеми. Все остальные становятся – детьми. Я думаю, мало кто без смеха сможет выполнять властные команды ребенка: «Ты почистила зубы? Отправляйся немедленно в ванную!» и т. п.

4. «Угадайте, кто это».

Каждый, готовясь к игре, составляет список черт кого-нибудь из членов семьи ; в списке должно быть не менее 10 черт. Имя того, кому эти черты приписываются, конечно, не называется. Допустим, сказочные аранжировки текста, например: «Если бы этот человек имел волшебную палочку, он бы…». Слушатели по «психологическому портрету» должны угадать, о ком идет речь. Если все быстро и легко угадывают это, то есть набор черт удачно характеризует человека, то составитель «портрета» заслуживает премии (например, конфеты, лишнего кусочка пирога и т. п.).

5. «Музей обидных воспоминаний».

Играющими предлагается составить список обидных воспоминаний о недостойном или оскорбительном поведении «противника». Затем они, не говоря ни слова, обмениваются этими списками. Если кто-то из конфликтующих хочет сразу объясниться, то ему предлагается подождать три дня. Выдержав этот срок, играющие (без свидетелей) по памяти или по собственному списку оглашают вслух претензии друг другу. Далее обсуждается возможность взаимоуничтожения отдельных «обвинительных пунктов», то есть выясняется, есть ли у каждого хотя бы по одному пункту, о котором можно сказать: «С этого момента я соглашаюсь считать, что этого не было». Убедившись, что такое согласие возможно, конфликтующим надо двинуться дальше и «обменяться» некоторыми обвинительными пунктами, исходя из принципа: «Если ты готов забыть мне то-то, я забуду тебе то-то». Дальше у обоих играющих могут остаться пункты, по которым согласие не достигнуто. Не пожелает ли один извиниться перед другим хотя бы за что-нибудь, оставшееся в списке? Предположим, нет, никто не желает. Ну что ж, на этом игра закончена. Ее внешняя результативность может показаться неверной. Но поверьте, это не так. Сам состоявшийся факт обсуждения конфликтных ситуаций является психотерапевтической акцией, а отношения между этими двоими заметно потеплеют.

Как видите, есть немало способов улучшить психологический климат в семье. Главное, чтобы в этих или других подобных играх участвовали все члены семьи. И тогда они помогут поддерживать дух сотрудничества, внимания друг к другу, игровой атмосферы в вашей семье.

Во время игр и дети, и взрослые включаются в повседневный мир общения, что способствует его упорядочению и очищению от ненужных требований с обеих сторон , учатся находить выход из конфликтных ситуаций, ценить своих близких. Попробуйте поиграть в эти игры в своих семьях и, я думаю, вы убедитесь, что психологический климат значительно смягчится.

IV. Заключительное слово.

Классный руководитель. Общеизвестно, что на первом месте по частоте заболеваний находятся сегодня сердечно-сосудистые болезни. Если не источником, то пусковым их механизмом являются напряженные моменты общения – разлады, ссоры, стычки. С этими же моментами связано подавляющее большинство неврозов – расстройств настроения, самочувствия и работоспособности человека без каких-либо органических причин. Есть также основания думать, что многие случаи наркомании, токсикомании, алкоголизма обусловлены отсутствием психологического комфорта в самом близком кругу общения – семье. Поэтому прислушайтесь к рекомендациям психолога. Поверьте, в предлагаемых вам несложных играх, в которые ваши дети будут играть с удовольствием, вы сможете сами и научите своих близких обрести непринужденную раскованность в общении, а это благоприятно скажется на психологическом климате. Успехов вам!

Как подготовить и провести

индивидуальную беседу с родителями

От каждой беседы учителя, воспитателя, классного руководителя с родителями учащегося, естественно, должна быть педагогическая польза. К сожалению, даже опытные педагогические работники нередко такие беседы проводят спонтанно, неподготовлено и в результате получают обострение отношений с родителями, что в итоге не приносит пользы ни одной из сторон, а напротив, ведет к ухудшению психологического климата как в классе, так и в семье.

Поэтому важнейшей целью общения педагога с родителями является формирование установки на взаимодействие в работе с ними. Главное – лучше узнать и понять своего ученика для одной стороны и своего ребенка – для другой.

Педагогам и воспитателям, посещаемым родителей на дому или проводящим индивидуальную беседу, необходимо предварительно продумать тематику бесед, определить, какой должен быть тон их, какие беседы следует вести без детей, каковы особенности семейного воспитания и уровень культуры данной семьи.

Основные направления работы

классного руководителя

по изучению семей учащихся

Структура и этнический состав семьи:

Полная, неполная, неразделенная;

Однодетная, многодетная;

Семья с неродными детьми;

Моно- и многонациональная.

Условия жизнедеятельности и среда:

Образовательный уровень членов семьи;

Трудовая занятость;

Профессиональный состав;

Бюджет; общая материальная обеспеченность: квартира, сад, приусадебный участок, наличие бытовой техники и предметов культуры;

Сельская или городская семья;

Территориальные особенности: семья живущая в новом микрорайоне, в микрорайоне с положительными или отрицательными традициями.

Сфера деятельности семьи:

Экономическая: способы получения, распределения, потребления материальных благ;

Хозяйственно-бытовая: распределение обязанностей между членами семьи в организации обслуживания насущных потребностей семейного коллектива и отдельных его членов.

Культурный потенциал семьи:

Общая культура быта, в том числе наличие режима дня и недели, планирование времени, формы отдыха и труда;

Организация свободного времени, право на свободное время у разных членов семьи;

Наличие потребности в культурном развитии отдельных членов семьи и всего семейного коллектива и умение пользоваться имеющимися в семье культурными ценностями:

библиотекой, телевизором, музыкальным инструментом;

Наличие в семье педагогической литературы и что читают родители о воспитании;

Семейные традиции, праздники;

Культура внутрисемейного общения.

Внутрисемейные отношения:

Общая характеристика семейного микроклимата;

Общность и различие в системе взглядов и ценностей;

Отношение членов семьи к своим обязанностям;

Характер отношений между родителями, родителями и детьми, родителями и другими родственниками, в том числе наличие в семье единых требований к детям;

Эмоциональный и мотивационный аспект этих отношений;

Позиция по отношению к обществу:

Отношение к трудовым, общественным обязанностям;

Отношение к воспитанию детей как социально значимой, гражданской обязанности;

Отношение к институтам общественного воспитания;

К воздействию общественности на семейный микроклимат;

Потребительская, эгоистическая или альтруистическая позиция по отношению к обществу;

Нравственное здоровье микросоциума.

Воспитательный потенциал семьи:

Нравственные идеалы и потребности семьи, включающие систему взглядов на семью, представления о семейном благополучии, семейном счастье, смысле жизни;

Осознание прав и обязанностей членов семьи, осознание целей воспитания детей и ответственности за качество воспитания гармонически развитой личности и путей ее формирования;

Методы воспитательного воздействия на ребенка и на всех членов семьи; какие меры поощрения и наказания применяются к детям;

Уровень педагогической культуры родителей и других членов семьи, вступающих в функции воспитателей.

АНКЕТА

для изучения семей учащихся

    Ваша фамилия, имя, отчество.

    Образование.

    Домашний адрес, номер телефона.

    Ваше место работы, занимаемая должность, номер рабочего телефона.

    Режим работы.

    Сколько у Вас детей в семье; каков их возраст; где они учатся или работают?

    Чем Вы увлекаетесь в свободное время?

    Чем увлекается Ваш ребенок?

    Какие трудности Вы испытываете в последнее время во взаимоотношениях с Вашим сыном (дочерью)?

    В какой помощи Вы нуждаетесь со стороны школы, классного руководителя?

    Какие вопросы Вы считали бы необходимым обсудить на родительских собраниях?

Примечание. С учетом анализа анкетирования родителей, изучения особенностей семей школьников классные руководители составляют планы воспитательной работы с учащимися и родителями на новый учебный год.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Особую заботу у педагогов и воспитателей вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классному руководителю и воспитателю следует организовать специальные встречи с отцами детей, провести конференцию, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья – эрудит», «Семейное увлечение».

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; выставки «Мир наших увлечений» и др.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.

    Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности.

    Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

    Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

    Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

    Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

    Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен де­ монстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ

1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как ро­ дители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно уга­ дывается ребенком.

    Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тре­ вожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обид­ чиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

    Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспита­ тельного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

    Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаб­ лен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают де­ мократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА,

КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ

ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ

    Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно долж­ ны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

    Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предо­ стерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

    Родительские установки не должны вступать в явное противо­ речие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в дви­ жении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).

    Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

    Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

    О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и на­ станет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления труд­ ностей, чем потом преодолевать их.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обус­ ловлены следующими группами причин:

    социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитан­ности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным вос­питанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

    глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблаго­получием семейных взаимоотношений, отрицательным пси­ хологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (неспра­ ведливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;

    отклонениями в состоянии психического и физического состоя­ ния здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуация­ ми характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;

    отсутствием условий для самовыражения, разумного проявле­ ния внешней и внутренней активности; не занятостью полезны­ ми видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

    безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психоло гической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ,

ЗАБОТЯЩИМСЯ ОБ УМСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ

И СЧАСТЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

    Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его по­ исках, к которой он мог бы возвращаться, встретив на своем пути неудачи.

    Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляй­ те сочувствие к ранним неудачам, объясняя, что для успеха требуется время и терпение.

    Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую про­дуктивность:

    Формируя приоритеты в деятельности

    Обучая постановки конкретных целей

    Обучая распределению времени

    Обучая разделению любой деятельности на этапы

    Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому зани­ маться своими делами.

    Помогайте учиться строить его систему ценностей.

    Помогайте в удовлетворении основных человеческих потреб­ ностей.

    Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.

    Помогайте ребенку глубже познать себя. Для этого разви­вайте:

    уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;

    понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;

    умение общаться с любыми людьми.

Помните, что ребенок творит не только для себя, но и для тех, кого любит.

    Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните, что его поведение не должно выходить за рамки приличного.

    Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь про­ ецировать на него собственные интересы и увлечения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Если Ваш ребенок испытывает страх.

    первым делом необходимо выяснить причину страха;

    при выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер;

    помните, что ребенок не всегда может управлять своим пове­дением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения не эффективны;

    ни в коем случае не наказывайте ребенка;

    не запугивайте ребенка даже тогда, если опасаетесь за его безо­ пасность;

    не напоминайте ребенку о страхе.

    не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов;

    обучайте ребенка терпимости к страху и управлению им, а в не­ которых случаях и противодействию источникам страха;

    если ребенок боится темноты и замкнутого пространства, за­ жгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним;

    постарайтесь проиграть пугающее ребенка событие в специаль­ ной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, поиграйте с ним в пограничника, где он будет погра­ ничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда ребенок убегал от нее);

    дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободиться от них;

    ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учи­ тывая его индивидуально-личностные особенности. Главное не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сде­ лать;

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновен­ ности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, счита­ ет себя недостаточным. -

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его ро­дителями т. к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно про­ водить мини совещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить вы­ носливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Боль­ шое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполне­ ния домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство - обучение ремеслу, повышение самооценки, сближе­ ние членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Мо­ дель родительского поведения.

Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, по­ рядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

ПАРАДОКСЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИКИ

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего фи­ зической время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы подростковой психики»:

    Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.

    Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из тол­ пы» - при полной слитности со своим окружением, «быть как все» - в компании, в классе, во дворе и т. д.

    Интересно все сразу и ничего.

    Хочется всего, сразу и если позже - «то вообще тогда за­чем».

    При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.