Гигиенический уход за лежачими больными. Гигиена для новорожденного: утренние процедуры и уход за малышом

Для чего нужно соблюдать личную гигиену?

К сожалению, очень часто личной гигиене детей-инвалидов уделяется мало внимания. А зря, так как чистое и ухоженное тело не только способствует улучшению настроения, но и самовосприятия. Главное данная процедура, доведенная до систематизма и результативности, добавляет уверенности и уважения к самому себе. Главное, чтобы ребенок или молодой человек понимал суть этих гигиенических процедур , понимал для чего это необходимо делать.

Недавно, на своем рабочем месте, я столкнулась с такой ситуацией. Молодой человек 29 лет, проживающий интерната для детей с особенностями психофизического развития, меня спросил: «Я только одного не понимаю, для чего мне необходимо чистить зубы?». Скажу честно, я была в некотором шоке, так как человек, дожив до такого зрелого возраста, оставался в неведении. Но это же вопрос повседневности. Я не понимаю, почему люди, которые «занимались» с ним столько лет, не посвятили его в такой важный вопрос. А я, поступив на работу, все эти месяцы не могла понять, почему у человека такое безалаберное отношение к данному процессу.

Все оказалось на поверхности. С того момента чистка зубов, умывание и подмывание стали желанны и обязательны. Можно предположить, что педагоги и воспитатели не считали нужным давать данную информацию человеку с инвалидностью, находясь в полной уверенности, что он ничего не понимает. Нельзя недооценивать особенных людей. Надо относиться к ним, как к обычным людям, и вы увидите, что все гораздо лучше, чем вы себе это представляли.

Что входит в список гигиенических процедур ?

Гигиенические процедуры обязательно должны проводиться два раза в день, и, конечно, по необходимости. Гигиена полости рта, лица, половых органов, подмышечных впадин, ног – это основной список ежедневных процедур.

Что касается девушек, то к моменту наступления менструального цикла они должны быть в курсе того, что это естественно, и должны знать, как необходимо себя вести в данные моменты. Это требуется для того, чтобы они не испугались, когда наступит время. Естественно, при этом важно учитывать уровень сохранности интеллекта, так как при глубокой умственной отсталости полное безразличие к данному физиологическому процессу вполне естественно.

Юной леди, по возможности, нужно привить навыки поведения при менструальных выделениях, то есть научить ее подмываться и менять средство гигиены.

Также в любой ситуации девушка должна оставаться девушкой. Каждая девочка, девушка, должна знать правила ухода за собой, понимать, что она женского пола. В общем, она должна себе нравиться. А для этого ей нужно оказывать постоянную поддержку, а также показывать пример, держа себя в форме. Понятно, что кто-то может ухаживать за собой самостоятельно. Но, а кому-то будет необходима частичная или полноценная помощь со стороны. Для того, чтобы девушка это поняла, в первую очередь это должны понять ее близкие, которые то и обязаны объяснить ей все нюансы.

Еще один практический пример

Опять-таки пример из личной практики. Девушка 15-ти лет, с умеренной умственной отсталостью и ДЦП , но с упрямым характером и неистовой старательностью, отказывалась смотреть на себя в зеркало, и любые попытки предоставить ей такую возможность оканчивались подпорченным настроением. А выглядела она так: коротко состриженные волосы (под мальчика), жирное покрытое многочисленными прыщами лицо и практически постоянный запах пота. Вот такая картина. И теперь становится ясно, в чем причина ее неприязни к собственной внешности. Тогда я решила провести, так сказать, эксперимент. Я принесла ей для начала гель для умывания (для проблемной кожи) и тоник. Это вызвало у девушки невероятный восторг. Ведомая интересом она моментально усвоила правила пользования этими средствами и самостоятельно проводила эти гигиенические процедуры два раза в день. Далее, постепенно я добавляла скраб, крем и т. д. Приблизительно через неделю юная особа стала засматриваться на себя в зеркало и даже любоваться собой (при этом улыбаясь). Мы стали следить за волосами, растить их и регулярно причесывать. Вот какова сила гигиены. Важно одним разом не сваливать на юное создание все. Действовать необходимо постепенно, по мере освоения уже имеющегося материала.

Каждый родитель должен знать и в перспективе предполагать, на, что способен его ребенок. Надо давать возможность ребенку самостоятельно выполнять как можно больше действий. Ставить перед ним задачи и помогать ему их осуществить. Главное не делать все за него, так как это не только не поможет, но и навредит ему. Перед тем как начинать действовать, родитель должен объяснить ребенку, что для достижения результата понадобится время и немало усилий. Родитель должен подготовить его к работе и не напугать напором. В общем, действия должны быть адекватными и ситуационно продуманными.

Что касается парней. Молодой человек-инвалид должен осознавать, что он не бесполое существо, а мужчина, со своими потребностями и обязанностями. Общение на уровне «сюсюкания» поможет вылепить только вялое и безвольное создание, не готовое к борьбе и преодолению трудностей. А освоение гигиенических навыков потребует упорства и терпения.

Обязательное бритье, умывание и подмывание также плавно необходимо вливать в повседневность молодого человека. А при отсутствии аллергии можно использовать туалетные воды и дезодоранты.

Чистка зубов

Рассмотрим процесс чистки зубов. Кому-то это удается проще, а для кого-то это становится настоящим испытанием. Все зависит от физических и интеллектуальных возможностей ребенка.

Начинать надо с правил держания щетки в руке. Объяснить, что щетина должна находиться на зубах. Далее показать в каком направлении должна двигаться щетка (сверху вниз, из стороны в сторону, а также совершать круговые движения). Если у ребенка ДЦП этот процесс будет неторопливым, но главное, чтобы он был и был самостоятельным. Родитель может помочь ребенку только на финальной стадии, можно сказать, поставить последний штрих. Нельзя забывать и про язык, ведь на нем находится около 80% бактерий живущих в ротовой полости. После чистки наступает время полоскания. А вот это уже более сложная задача. Очень часто у детей с ДЦП плохо работают мышцы щек, губы и т. д., то есть именно те органы, которые участвуют в процессе полоскания. Но это дело в принципе поправимое, так как их можно разработать. Естественно не стоит ожидать 100% результата, но многое может измениться. Предлагайте ребенку погонять воду во рту, активно шевелить щеками, двигать губами, надувать щеки.

Если у ребенка сохранный интеллект, то с течением времени он научиться, в своей мере, это делать, и процесс полоскания станет более продуктивным. Даже лёгкая и умеренная умственная отсталость не должны стать помехой в освоении данного процесса. Другое дело тяжелая и глубокая умственная отсталость. Тут все будет сложно. Чистка еще куда не шло, а вот полоскание в тотальном большинстве случаев не выходит. Вместо полоскания получается глотание. Такие детки просто заглатывают и пасту и воду, предназначенную для полоскания. В связи с этим лучше для таких юнцов выбирать наиболее безопасную пасту, например детскую или био, созданную на основе натуральных компонентов. Может случиться и такое, что ребенок все же научится плевать. Но пока этого не произошло лучше применять вышеперечисленные пасты.

Еще в подобных случаях следует использовать как можно меньше пасты и вместо полоскания просто протирать полость рта тканевой салфеткой смоченной водой. Кроме этого хорошо наклонять голову ребенка на бок и просить его все время петь звук «а». Так у него не будет времени на глотание, а паста будет сама собой выливаться со слюной изо рта.

Вот наиболее простые и доступные средства и способы ухода за полостью рта. Это конечно не все приемы. Просто к каждой ситуации надо подходить индивидуально. Творчески и конструктивно.

Умывание лица может производить как сам ребенок (молодой человек), так и его родители. При этом применяются и руки и смоченные водой полотенца.

То же касается и подмышечных впадин.

Подмывание осуществляется либо в ванной, либо над тазиком. И не смотря на дислокацию давать ребенку как можно больше возможности действовать самостоятельно.

Это основной список ежедневных гигиенических процедур , которые родитель должен ввести в повседневность своего чада.

Необходимость ухаживать за больным человеком, который не может встать с постели и нуждается в опеке и заботе родных и близких, всегда заставляет нас задуматься о необходимости получения каких-то навыков, помогающих справиться с этой непростой проблемой. Как организовать правильный уход, задействовав только свои силы? Как облегчить страдания и переживания родного или близкого человека? Как ухаживать за больным, чтобы на коже не образовывались ? Какие средства для ухода необходимо выбирать, чтобы не нанести вред?

  • бережное очищение кожи;
  • эффективная и воспалительных реакций в области половых органов, ануса и в естественных складках кожных покровов;
  • лечебные мероприятия, способствующие восстановлению кожных покровов.

В нашей статье мы ознакомим вас с этими важными аспектами по уходу за лежачими больными, и эта информация сможет помочь вам избежать ошибок в этом непростом и важном деле.

Гигиенические процедуры

Гигиенические мероприятия для больных, которые вынуждены длительное время проводить в постели необходимо проводить утром и вечером. Врачи рекомендуют проводить их перед завтраком и перед сном, т. к. именно эти временные промежутки наиболее благоприятны для выполнения таких процедур.

Для выполнения гигиенических процедур необходимо приготовить такие средства гигиены:

  • два таза для воды;
  • надувная ванночка для мытья головы;
  • подставка для таза;
  • кувшин для подогретой воды;
  • специальные косметические средства и приспособления для ухода за лежачими больными: гели, пенки, лосьоны, крема, пенообразующие варежки и губки (например, Tena Wash, Seni Care, Menalind и др.);
  • перчатки медицинские и для уборки;
  • тканевые и бумажные полотенца и салфетки;
  • прорезиненные пеленки и одноразовые клеенки;
  • впитывающие пеленки;
  • вата;
  • марлевые салфетки;
  • ватные палочки;
  • специальные зубные щетки (если больной сам не может выполнять чистку зубов);
  • предметы для стрижки, маникюра, педикюра и бритья;
  • мужские или женские мочеприемники;
  • калоприемники;
  • круги, валики или матрацы для профилактики пролежней.

При необходимости в этот список могут добавляться и другие средства для гигиены:

  • нагрудники для аккуратного кормления;
  • подгузники;
  • урологические и гинекологические прокладки;
  • биотуалеты;
  • стулья для душа или сиденья и поручни для принятия ванны;
  • кресла-туалеты;
  • приспособления для ухода за стомами;
  • одноразовое нательное и постельное белье и т. п.

Определить необходимость тех или иных средств для ухода за лежачим больным может помочь врач, т. к. их ассортимент во многом зависит от диагноза пациента.

Перед началом выполнения процедур по очищению кожи необходимо устранить все возможные источники сквозняков и удостовериться в том, что в комнате температура воздуха составляет не менее 20 градусов. Такая предосторожность при уходе за лежачими больными никогда не бывает излишней, т. к. вследствие болезни их иммунитет становится ослабленным, и резкие колебания температур могут приводить к обострению хронических заболеваний.

В какой последовательности необходимо проводить процедуры?

Перед проведением гигиенических процедур рекомендуется надеть на руки первую пару медицинских перчаток и защитить постельные принадлежности впитывающей или непромокаемой простыней и клеенкой. После этого с больного снимают ночную рубашку и начинают поэтапные гигиенические процедуры.

Этап 1 – уход за полостью рта больного

Если состояние больного позволяет, то его можно усадить на стул или придать его телу полусидячее положение. Если больному нельзя изменять горизонтальное положение тела, то его голову необходимо повернуть набок и при помощи ватных палочек (пагавит) очистить защечное пространство от скопившейся слюны и налета. Для облегчения выполнения гигиенических процедур для полости рта можно воспользоваться специальными одноразовыми шпателями из пластика, при помощи которых можно поочередно и аккуратно отодвигать левую и правую щеку.

Для очищения зубов больного человека можно руководствоваться теми же правилами, что и для чистки зубов у здорового человека, но движения зубной щетки в таких ситуациях должны быть более щадящими и выполняться с максимальной осторожностью.

После завершения процедуры необходимо прополоскать рот больного водой или гигиеническим раствором (специальными растворами для ополаскивания полости рта, растворами соды, перекиси водорода, буры и др.). Для этого можно воспользоваться резиновой спринцовкой и мягким наконечником или специальными резиновыми баллонами для ополаскивания полости рта больного. При выполнении этой процедуры голову необходимо немного приподнять над поверхностью кровати таким образом, чтобы жидкость не попадала в пищевод и дыхательные пути.

К выбору зубной щетки и пасты для ухода за лежачим больным также рекомендуется особый подход. В большинстве случаев у таких пациентов слизистая рта становится ранимой и чувствительной к воздействию жесткой щетины, а зубная паста должна подбираться в соответствии с возрастными потребностями и особенностями диагноза больного.

Средства против кровоточивости десен
  • LACALUT aktiv;
  • LACALUT fitoformula;
  • Parodontax;
  • Parodontax F и др.

Для больных с повышенной чувствительностью зубной эмали рекомендуются такие зубные пасты:

  • SPLAT;
  • LACALUT Extra Sensitive;
  • PRESIDENT Sensitive;
  • SILCA Complete Sensitive;
  • Oral-B Sensitiv.
  • серия зубных паст ДИАДЕНТ: ДиаДент Регуляр, ДиаДент Актив;
  • PerioTherapy Healthy Gums Toothpaste.

Для тяжелобольных детей, вынужденных длительное время находиться в положении лежа, рекомендуется выбор зубных паст, которые способны соответствовать их возрасту и обладают теми необходимыми свойствами, которые обуславливаются диагнозом.

Длительность применения лечебных зубных паст для тяжелобольных определяется индивидуально, т. к. некоторые их активные компоненты при продолжительном использовании могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья полости рта. После их употребления рекомендуется применение гигиенических зубных паст.

После завершения этой процедуры необходимо промокнуть губы больного впитывающей салфеткой и нанести на них гигиеническую губную помаду или увлажняющий бальзам, который предотвращает пересыхание и растрескивание губ. Для этого могут применяться такие средства:

  • бальзам EOS;
  • бальзам для губ BABE Laboratorios SPF 20;
  • жирные масла: масло ши (карите), жожоба, какао, сои;
  • гигиеническая губная помада «Морозко».

При выборе таких бальзамов и гигиенических бальзам следует обязательно убедиться в их гипоаллергенности.

Этап 2 – умывание

Для умывания лица больного можно использовать следующие растворы:

  • моющий крем Seni Care;
  • моющий крем TENA Wash Cream;
  • ЭХАдез;
  • моющий лосьон Menalind professional;
  • ЭлекСи и др.

Один из вышеперечисленных растворов разводят в воде и смачивают в нем губку или гигроскопичную перчатку. После этого протирают лицо больного, а затем приступают к гигиенической обработке глаз. Для этой процедуры рекомендуется использовать два влажных диска из целлюлозы (для каждого глаза следует применять отдельный диск). Движения при этом должны быть направлены от наружного угла глаза к внутреннему.

Для очищения внутренней поверхности ушных раковин и слухового прохода можно использовать ватные палочки. После этого при помощи влажной губки необходимо очистить кожу за ушами, область шеи, груди (в т. ч. и складки под грудью), поверхности боков и живот больного. Параллельно с этими действиями очищенные участки кожи промакивают хорошо впитывающей влагу тканью и укрывают полотенцем (одеялом) или надевают одежду на обработанные области тела.

После этого больного аккуратно переворачивают на бок и протирают область спины тем же моющим раствором. Обработанные участки кожи просушивают полотенцем и наносят на них одно из средств для защиты кожи от пролежней:

  • гель для тела Seni Care;
  • защитный крем Menalind professional с цинком;
  • защитный крем для тела Seni Care с аргинином;
  • защитный крем для тела Seni Care цинк и др.

При отсутствии противопоказаний, после завершения очищения кожи и нанесения ухаживающих за ней средств рекомендуется выполнение перкуссионного массажа.

Иногда для мытья раздраженных участков кожи больного приходиться использовать специальные средства, которые обеспечивают бережное очищение кожных покровов. К ним относят:

  • пенка TENA Wash Mousse;
  • пенка Seni Care и др.

Этап 3 – мытье рук

Для мытья рук используется такой же моющий раствор, как и для мытья тела. Каждую руку больного поочередно погружают в тазик с моющим раствором и моют при помощи губки или перчаток. Пристальное внимание уделяют очищению зон межпальцевого пространства, т. к. именно в ней часто скапливается большое количество патогенных микроорганизмов.

После мытья руки просушиваются полотенцем и на зону локтей (как правило, на них часто наблюдается огрубение ) наносят специальное ухаживающее средство – крем Seni Care для сухой и огрубевшей кожи. После этого подстригают ногти больного и подпиливают их специальной пилочкой. Далее уход за ногтями проводится по мере их отрастания.


Этап 4 – смена подгузников и гигиена интимных зон

Перед началом очищения этой области тела необходимо поменять перчатки на новые и приготовить новый раствор для мытья.

  • постелить непромокаемую пеленку под таз больного (если ранее кровать не была застелена непромокаемой клеенкой с впитывающей простыней или впитывающей простыней);
  • снять подгузник и завернуть его в пакет;
  • надеть на руку рукавичку для мытья или взять специальную мягкую губку для обработки интимных зон;
  • смочить рукавичку или губку в моющем растворе и отжать;
  • раздвинуть ноги больного и поставить их так,чтобы они сгибались в коленях, а пятки находились как можно ближе к тазу;
  • обработать зону промежности таким образом, чтобы движения губки были направлены от лобка к анусу;
  • просушить зону промежности мягким полотенцем (для этого может использоваться только специально выделенное полотенце или одноразовая впитывающая пеленка);
  • повернуть больного на бок, протереть тело и просушить кожу полотенцем (особенное внимание следует соблюдать при просушивании естественных складок);
  • нанести на кожу протектор (защитную пенку или крем);
  • взять чистый подгузник, развернуть, сложить его вдоль и аккуратно расправить защитные манжетки и застежки;
  • надеть подгузник на больного.

Для обработки зоны промежности можно воспользоваться влажными салфетками для интимной гигиены или очищающими пенками. Для этого можно приобрести следующие средства:

  • влажные салфетки Seni Care или TENA Wet Wipe;
  • пенка Seni Care или TENA Wash Mousse.

Этап 5 – мытье ног

Для мытья ног следует приготовить новый моющий раствор и сменить губку или моющие варежки. Далее процедуру выполняют в следующей последовательности:

  • протереть ноги губкой или моющей варежкой до голеностопного сустава;
  • просушить ноги полотенцем
  • ступни больного следует опустить в таз и вымыть, уделяя пристальное внимание зонам между пальцами;
  • просушить ступни полотенцем;
  • повернуть больного на бок и нанести на заднюю поверхность ног средства для защиты от пролежней;
  • уложить больного на спину;
  • подстричь ногти на пальцах ног и обработать их края пилочкой для педикюра.

После завершения всех этапов мытья больного на огрубевшие участки кожи (например, на локтях, пятках или коленях) можно наносить специальные средства для их эффективного смягчения – крем Seni Care для сухой и огрубевшей кожи. Завершение гигиенических процедур должно заканчиваться надеванием рубашки, приданием телу удобного положения в постели и, при необходимости подкладыванием валиков или специальных надувных кругов для профилактики пролежней. После этого следует укрыть больного одеялом. В некоторых случаях после завершения гигиенических процедур рекомендуется проведение лечебных мероприятий (например: обработка , профилактика и др.).

Все вышеописанные этапы гигиенических процедур по уходу за лежачим больным должны выполняться ежедневно. Соблюдение этого правила всегда положительно сказывается на состоянии больного и оказывает позитивное воздействие на состояние кожных покровов, препятствуя появлению пролежней и развитию инфекционных осложнений.

Мытье головы

Мытье головы больного должно проводиться по мере загрязнения волос. Для выполнения этой процедуры необходимо приготовить такие принадлежности:

  • тазик для мытья (для этого удобнее использовать специальные надувные ванны для мытья головы);
  • подставку для таза;
  • кувшин с водой комфортной температуры;
  • шампунь;
  • клеенку;
  • полотенце;
  • расческу;
  • косынку или шапочку.

Больного укладывают на спину и под плечи подкладывают подушку таким образом, чтобы ее верхний край находился на уровне плеч, а голова была слегка запрокинута. Из полотенца сверчивают валик и подкладывают его под шею. Изголовье кровати застилают клеенкой, на который устанавливают таз с водой.

Гигиенические процедуры.

Знакомить малыша с умывальной комнатой в детском саду лучше совместно с мамой. Расскажите им, что в этой комнате вы моете руки и умываете лицо. Покажите ребенку его полотенце, рассмотрите кран и раковину, мыльницу с мылом. Обратите внимание на то, что в этом возрасте дети чувствуют и тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому при обучении гигиеническим процедурам особенно важен индивидуальный подход. Обратите внимание на температуру воды. Каждому ребенку нравиться вода определенной температуры. При обучении гигиеническим процедурам следите за состоянием своей кожи и ногтей, так как кожа ребенка очень нежна и ее легко поранить.

При обучении процедурам начните с себя. Вымойте руки, объясняя ребенку, что вы делаете и для чего. Потом полюбуйтесь своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды. Важно сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровья.

Мытье рук и умывание.

Для более легкого усвоения навыков, связанных с усвоением действий, действия членят на несколько операций. Создается определенный алгоритм.

Рассмотрим алгоритм умывания .

  1. Сначала засучиваем рукава.
  2. Мочим кисти рук водой.
  3. Намыливаем руки: сначала ладошки, а потом каждый пальчик.
  4. Кладем мыло в мыльницу, если это не жидкое мыло.
  5. Тщательно ополаскиваем руки, не разбрызгивая воду.
  6. Берем полотенце и насухо вытираем руки.


Если ребенок боится умываться, то лицо лучше протереть влажной салфеткой, а потом постепенно подводить его к умыванию водой. При этом не забывайте о комфортной температуре воды.

Обширное умывание не только гигиеническая процедура. Если это делать водой определенной температуры, то она становиться закаливающей процедурой. Процедуру проводят после прогулки или сна. Для этого ребенок остается в трусиках и маечке. Ребенок поочередно, движением от кончиков пальцев к локтю, обмывает руки водой. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шею от основания головы к плечам. Потом мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди.

Сделать умывание приятной процедурой помогают стихи и произведения устного народного творчества.

Ой, лады, лады, не боимся мы воды.

Чисто умывайся, (имя ребенка) улыбайся.

Приказ.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Туалет носа.

Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.

Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание.

  1. Смочить носик водой.
  2. Зажать ноздрю пальцем и выдуть из другой содержимое.
  3. Зажать другую ноздрю пальце и сделать то же самое.
  4. Промыть носик водой.

Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.

Профилактические процедуры.

При объявлении карантина на вирусные инфекции детей учат обрабатывать носик оксолиновой мазью. Мазь выдавливают на кончик мизинчика, и ребенок ею обрабатывает носовые проходы. А втягивание из ладошки ноздрями поочередно морской воды избавляет детей от насморка. На 1 литр волы добавляют 1 ч.л. морской соли и проводят процедуру. Можно вместо втягивания воды заливать в одну ноздрю эту воду из спринцовки. При этом нельзя наклонять голову сильно вниз, так как вода может залиться в горло. При такой процедуре одна ноздря тоже закрывается пальчиком.

Гигиена полости рта.

Полоскание полости рта.

Благодаря этой процедуре мы бережем зубы и развиваем мышцы полости рта и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи. Тогда эта процедура будет эффективной против кариеса зубов. Для полоскания рта детям даются небольшие чашки с водой комнатной температуры или настоем трав (ромашки, шалфея, календулы, коры дуба) в объеме 50-60 мл.

Алгоритм полоскания зубов.

  1. Набрать в рот глоток воды.
  2. Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
  3. Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
  4. Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.

Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.

Обучение надо проводить только индивидуально. Сначала это надо делать мокрой щеткой без зубной пасты. Важно научить ребенка правильно выполнять движения чистки зубов, чтобы не повредить зубную эмаль.

Во-первых, надо рассмотреть с ребенком в зеркале его зубы, при помощи чистых пальцев дать ребенку возможность обследовать их: потрогать острые края, поводить пальчиком по внешней и внутренней стороне зубов. Потом проводим обучение этой процедуре в несколько этапов.

1-й этап.

  1. Сначала даем ребенку рассмотреть зубную щетку, потом показываем, как ее промывать под водой.
  2. Показать, как чистить зубы на какой-либо игрушке, где видны зубы.
  3. Показать, как надо ухаживать за щеткой: промыть под водой, намылить и оставить в стаканчике. Мыло выполняет роль консерванта зубной щетки от микробов.

2-й этап.

  1. Воспитатель показывает на себе, как правильно чистить зубы. Объясняет, что надо начинать чистку зубов с коренных, затем – передних, начиная с внутренней стороны. Щетка движется вдоль зубов от десен вниз, как будто подметает зубы. Обратите внимание ребенка, что щетка проникает между зубами, так как там всегда остаются остатки пищи.
  2. Ребенок сам чистит зубы щеткой без зубной пасты.

3-й этап.

  1. Сначала дети наносят пасту на зубы при помощи указательного пальца и втирают ее в течение 1 минуты.
  2. Чистят зубы, используя зубную щетку.

Зубы необходимо чистить каждый раз после приема пищи. У стоматологов есть тест контроля чистки зубов. Надо развести медицинский йод кипяченой водой в пропорции 1:1, смочить ватный тампон этим раствором и провести по передним зубам от клыка до клыка. Если зубы полностью окрасились в интенсивно желтый цвет, то уход за зубами нерегулярный. Если зубы пожелтеют на ¼, то ребенок их чистит неумело. Если зубы остались белыми, то ребенок чистит их правильно и регулярно.

Еще стоматологи советуют для снятия зубного налета полоскать рот раствором пищевой соды.

Приемы укрепления зубов.

  1. Выполнять упражнения по тренировке зубов – энергичное жевание, отведение челюсти в стороны.
  2. Необходимо есть после еды твердую пищу, например, яблоко или морковь.
  3. Напитки, содержащие вещества для укрепления зубов, пить медленно, задерживая их во рту (молоко, чай).
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи водой, лучше минеральной типа «Боржоми», «Нарзан» или раствором пищевой соды (1/4 ч.л. на стакан воды).
  5. Чистить зубы 2-3 раза в день.
  6. После чистки зубов, для укрепления эмали, 2 минуты втирать в эмаль пальцем зубную пасту.
  7. Не есть много сладостей и мучных изделий.
  8. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой солености.

Ребенка дошкольного возраста необходимо показывать стоматологу 2-3 раза в год. Надо помнить, что ребенок, у которого не болят зубы, не боится посещения этого врача.

Гигиена в туалете.

Знакомство с этой комнатой лучше тоже проводить в присутствии мамы. Покажите ребенку его горшок и место, где он стоит. Расспросите маму, чем пользовался ребенок дома: горшком или унитазом. Самостоятелен ли он в этой процедуре, как помогала ему мама. Спросите у мамы, просится ли он в туалет, просыпается ли во время сна или его надо будить.

Помните, что в этом возрасте ребенку трудно контролировать себя, поэтому о посещении туалета ребенку надо напоминать. Но если ребенок не хочет, то не следует его заставлять сидеть на горшке. Во время туалета взрослый должен присутствовать в туалетной комнате. Надо помнить о том, что рука ребенка коротка, и он не может вытереть задний проход самостоятельно, а остатки фекалий будут раздражать кожу ребенка. Поэтому после испражнений ребенка следует подмыть или вытереть влажной салфеткой. Если на коже есть раздражение, то смазать детским кремом.

Научите ребенка обрабатывать себя после мочеиспускания туалетной бумагой. Это надо делать нежно, слегка дотрагиваясь до половых органов, промачивая капельки мочи. Ребенок не будет забывать это делать, если туалетная бумага будет находиться на уровне его глаз.

Надо научить детей правильно раздеваться в туалетной комнате:

Девочки: подняли юбочки (платьице) и спустили чуть ниже колен колготки, затем сняли трусики и спустили их до снятых колготок.

Мальчики: спустили шортики чуть ниже колен, затем колготки, затем трусики.

Следующее действие – одевание. Все в обратном порядке.

Учим детей обязательно мыть руки после туалета.

Предметы личной гигиены.

Взрослым нельзя нарушать требования к предметам личной гигиены. Полотенце, расческа, носовой платок, салфетка у каждого ребенка должны быть свои – личные.

Носовые платки.

Они должны находиться в групповой одежде ребенка, а также в верхней одежде, в которой дети выходят на прогулку. Но в группе должны быть и одноразовые платки, и салфетки, так как иногда родители забывают дать их детям.

Чтобы правильно научить ребенка пользоваться носовым платком, необходимо иметь большой платок, пусть это будет мужской носовой платок. По данным эпидемиологов, носовой платок, сложенный вдвое, задерживает до 55% выдыхаемых микробов, а сложенный вчетверо – до 90%.

Высмаркиваться нужно в платок, сложенный вдвое, при кашле и чихании платок надо складывать в 4 раза. При высмаркивании одна ноздря зажимается пальцем. Использованный матерчатый платок кладут в целлофановый пакет и отдают родителям для стирки. Если платки не кипятить, то микробы и вирусы сохраняются в них до двух недель.

Расчески.

Необходимо помнить, что расческа также является предметом личной гигиены. Полезны для волос расчески из дерева, металлические и пластмассовые электризуют волосы. К выбору расчесок надо тоже подходить индивидуально в зависимости от длины и густоты волос. Лучше иметь расчески с редкими и тупыми зубьями. Для того, чтобы ребенок сам расчесывался, необходимо иметь зеркала во всех помещениях. Расчески надо хранить в шкафчике в специальном футляре. Не забывайте в конце недели напоминать родителям о необходимости обработки расчесок.


(НАСТАВЛЕНИЕ СИДЕЛКАМ)

Сиделка в своей работе должна использовать целый комплекс санитарно-гигиенических процедур, необходимых для облегчения страданий пациента, предотвращения возможных осложнений и попадания инфекции. В данный комплекс входит: ухода за телом, волосами, ногтями, глазами, ушами, полостью носа человека.

Уход за телом. Начинать уход за телом лежачего больного нужно с создания комфортных условий в постели. Для этого пастельное белье должно содержаться в идеальной чистоте, быть в достаточной мере мягким, теплым, сухим, без посторонних предметов и крошек. Матрас должен быть без впа-дин и бугров. Между матрасом и простыней как правило стелится клеенка. Одеяло не должно быть тяжелым, лучше сверху укрыть больного дополнительным пледом. Больной может быть дополнительно быть одет в нижнее белье, пижаму, ночную рубашку, не допускающие излишний перегрев или переохлаждения тела. Смена пастельного и нательного белья происходит по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Если человек не может самостоятельно регулировать свои физиологические отправления, то нужно использовать памперсы, которые позволяют избежать неудобств и дис-комфорта, облегчают уход, помогают сохранять постель-ное белье чистым и сухим, предупреждают пролежни. При замене памперса проводят гигиену паховой и ягодичной области, после чего обрабатывают кремом, тальком или присыпкой. Общие гигиенические процедуры необходимо прово-дить не реже двух раз в сутки, влажную обработку 1 раз в день, а подмывание - по мере необходимости.

Влажная обработка тела. Для влажной обработки тела по надо-бятся: тазик (личное судно), теплая вода, губка (мягкая ткань), шампунь, водка, камфорный спирт, полотенце, вата. Тепло обрабатывается мыльным раствором, содержащим шампунь и водку, затем обмывается чистой водой, вытирается полотенцем, обрабатывается камфорным маслом и проветривается при комнатной температуре.

Уход за волосами на голове. Известно, что с целью обеспечения гигиены головы, волосы больного нужно постричь как можно короче, но мыть волосы необходимо даже при коротких волосах, не реже одного раза в неделю. Для этого нужно использовать: тазик, широкую клеенку, кувшин, шампунь, расческу, полотенце, теплый платок, фен. Кроме мытья, волосы нужно регулярно расчесывать густым гребнем, смоченным в растворе уксуса и следить чтобы не развился педикулез.

Бритье лица. Бритье лица больного мужчины дает косметический эффект и создает эмо-циональный комфорт. Бриться следует не реже двух раз в неделю. Для бритья желательно использовать электри-ческую машинку с последующим уходом за кожей лица.

Уход за ногтями. Ногти больным следует коротко подстригать не только в целях косметического эффекта. Отросшими ногтями человек может расчесывать кожу, что способствует возникновению неза-живающих ран и пролежней. Ногти нужно подстригать не реже двух раз в месяц.

При стрижке ногтей необходимо обработать кожу и инструменты дезинфицирующим раствором (водкой, одеколоном, хлорамином).

Уход за полостью рта. Необходимо регулярно, не менее 1-го раза в день, чистить зубы больного зубной пастой, а при отсутствии зубов полоскать рот теплой водой с помощью клизмы. Если боль-ной находится полностью в обездвиженном состоянии нужно периодически с помо-щью шпателя и марлевого (или ватного) тампона, смоченного слабым ра-створом марганцовки, собирать слизь, скопившуюся в ротовой полости, обрабатывать язык и губы больного.

Уход за ушами. Ушные раковины больного нужно промывать теплой водой с мылом, во избежание возникновения серных пробок и отита (воспаления среднего уха). При этом нужно следить, чтобы вода не попала в слуховой проход. Серу следует регулярно удалять с помощью там-пона, смоченного 3-процентным раствором перекиси во-дорода или растительным маслом. При возникновении воспалений в уши необходимо закапать лекарство и заложить в ушную раковину небольшой ватный тампон.

Уход за полостью носа. Если больной слаб и не может чистить носовой проход самостоятельно, то это должна ежедневно делать сиделка. Корочки, которые возникают на стенках полости носа больного, надо удалять с помощью ватного тампона, смо-ченного вазелиновым или растительным маслом.

При возникновении насморка и воспалительных процессов носовой по-лости больному назначают специальные капли, производят при помощи специальных устройств и трубок отсасывание гноя и слизи, а также следят за тем, чтобы не развился гайморит. Кроме того, при насморке можно ввести в ноздри боль-ного мелко накрошенный и завернутый в марлю зубчик чеснока.

Уход за глазами. Уход за глазами больного также требует внимания сиделки. Глаза и веки регулярно обрабатывают ватно-марлевой салфеткой (тампоном), смоченной в теп-лой воде или растворе 2% борной кислоты. При наличии выделений, склеивающих рес-ницы и веки, можно использовать слабый раствор фу-рацилина и глазные капли. Промывание глаз производится от наружного угла глаза к внутреннему. Техника закапывания: левой рукой слегка оттягивают нижнее веко и, предложив больному посмотреть в противоположную сторону, медленно впускают одну каплю ближе к носу; переждав немного, впускают вторую каплю и просят больного закрыть глаза. Глазные мази накладывают на веки специальной стеклянной лопаточкой. Веко больного оттягивают вниз, за него закладывают мазь и мягкими движениями пальцев через веко растирают ее по слизистой оболочке. Все используемые при этом инструменты должны быть стерильны, как и руки сиделки.

Профилактика и лечение пролежней. Пролежни представляют собой некротические (омертвевшие) участки тела различной степени (глубины) поражения. Пролежни появляются в тех местах, где вследствие пло-хого ухода нарушен тканевый обмен в клетках кожи. Они появляются под воздействием целого комплекса воздействий: - влажности, темноты, тепла, веса тела больного. Чаще всего пролежни возникают в складках кожи, на околосус-тавных поверхностях, в крестцовой и паховой области, на поверхность спины. Пр олежни довольно болезненны и в значительной мере ухудшаю общее состояние больного. В самых тяжелых случаях возникает нагноение и поражение поверх-ностного слоя костной ткани больного. Дальнейшее раз-витие гнойной инфекции может привести к сепсису (общему заражению крови). Вот почему так важен регулярный осмотр неподвижного лежачего больного и проведение гигиени-ческой обработки тела.

Появлению пролежней предшествует ряд характерных признаков, таких как: отечность тканей, излишняя бледность или покраснение кожи, боль и пощипывание, появление пузырей, отторжение тканей кожи.

Чтобы избежать появление пролежней, необходимо:

Периодически осматривать поверхность всего тела;

Регулярная смена постельного и нательного белья;

Гигиена любого человека начинается с ежедневных процедур, и малышку надо приучать к этому с самого рождения. Каждое утро промывайте глазки ватным диском, смоченным в теплой кипяченой воде. Также можно обтирать все личико, особенно если в комнате жарко, это облегчит самочувствие девочки.

Протирайте также ручки малышки – ведь она хватает различные предметы, и не забудьте про пяточки – это отличная закаливающая процедура.

Особое внимание уделите подмышечным впадинам и шее малышки, ведь там скапливается много грязи и пота. Если своевременно не очищать эти зоны, появляются раздражения, опрелости, приносящие ребенку неприятные ощущения. Протирайте ватным диском, старясь удалить все загрязнения, особенно если врач запретил в течение какого-то времени принимать ванны (после прививки или во время болезни). Не кутайте девочку после обтирания сразу в одежду – дайте коже высохнуть.

Что касается ушек малышки, не нужно постоянно чистить их ватными палочками – можно повредить нежную кожу. Удаляйте только видимые загрязнения по мере их накопления. То же самое – и с носиком девочки. Если есть насморк, используйте детские капельки, чтобы смягчить носовую слизь и аккуратно удалить ее при помощи скрученных ватных жгутиков.

И, конечно, ежедневно купайте маленькую девочку, это приятно и полезно для всего организма. Можно добавлять в воду по три-четыре кристалла марганцовки, отвар ромашки, немного морской соли и хвойного экстракта. Это все укрепит иммунитет вашей дочки, поможет расти крепкой и здоровой.

Не забывайте во время процедур беседовать с малышкой, говорите, что она самая лучшая и красивая, и тогда неприятные на первый взгляд манипуляции не будут причинять крохе дискомфорт.

Уход за половыми органами

Гигиена половых органов новорожденной девочки – один из самых значимых моментов, и маме нужно очень тщательно следить за чистотой малышки, соблюдая важные правила. Ежедневно утром и вечером нужно подмывать половые органы теплой водой, а после дефекации обязательно мыть с мылом. Держать девочку нужно лицом вверх (а не класть лицом вниз на одну руку, как ухаживают за мальчиками) и мыть от лобка к заднему проходу. Это необходимо, чтобы не загрязнить нежные органы малышки кишечными выделениями и не вызвать возникновение различных заболеваний.

Не забывайте и о чистоте паховых складочек – их также нужно тщательно очищать, чтобы избежать появления опрелостей или трещинок на коже.

Для интимного ухода за здоровьем новорожденной девочки используйте мягкое крем-мыло, однако выбирайте то, где нет парфюмированных отдушек. Не стоит подмывать малышку и хозяйственным мылом или водой с марганцовкой – они очень сушат кожу, нарушая щелочной баланс.

Не вытирайте девочку резкими или надавливающими движениями, лучше слегка промокнуть тело полотенцем и дать высохнуть в естественных условиях. А после смазать кожу детским кремом.

Многих молодых мам беспокоит белый налет на половых органах новорожденной, и они начинают его убирать ватными дисками или палочками, травмируя нежную кожу. Этого не стоит делать, ведь белый налет - не что иное, как секрет, защищающий женские органы от загрязнений. При правильном уходе он пропадает сам.

Если раздражение все же началось, подмывайте малышку отваром ромашки или календулы и обязательно покажите ребенка врачу, который назначит щадящее, эффективное и успокаивающее лечение.

Уход за одеждой малышки

Немаловажное значение для гигиены новорожденной имеет и уход за бельем девочки. Используйте трусики, штанишки и пеленки из натуральных тканей, которые пропускают воздух и позволяют коже дышать. Не увлекайтесь использованием подгузников, это чревато возникновением раздражения и опрелостей на попе малышки, используйте их только во время прогулки, поездки в больницу или в гости. Дома малышка может находиться в чистых пеленках или ползунках.

Стирайте белье либо вручную с использованием хозяйственного или антибактериального мыла либо в машинке, но обязательно с детским порошком. Одежду для новорожденных нужно тщательно прополаскивать, чтобы удалить все остатки моющих средств. Хотя бы первые несколько месяцев проглаживайте белье крохи с обеих сторон горячим утюгом.