Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Методика №1

Цель:

Оборудование : Пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой-пары слов, не связанные по смыслу:

  • Нож-резать;
  • Ручка-писать;
  • Ученик-школа;
  • Курица-яйцо;
  • Лёд-коньки;
  • Небо-рак;
  • Рыба-песня;
  • Ботинки-стол;
  • Дерево-крыша;
  • Спички-кровать.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает пары слов из 1-ой колонки с интервалом между парой 5 секунд. После 10 сек. перерыва читаются левые слова с интервалом 15 сек., а ребёнок называет запомнившееся слово правой половины колонки. Аналогичная работа проводится со 2-ой колонкой слов.

Обработка результатов: Сопоставляются данные из 1-ой и 2-ой колонок, подсчитываются коэффициенты логической и механической памяти: количество правильно воспроизведённых слов/ 5. Идеальный вариант - 1. Делается вывод, какие лучше запоминать слова с механической или логической связью.

Методика №2

Цель : Исследование зрительной памяти.

Оборудование : 20 картинок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки, которые были показаны в самом начале.

Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.

Методика №3

Цель: Исследование логической памяти и механической памяти.

Оборудование: короткий рассказ с чёткими смысловыми единицами, например, «Галка и голуби».

Процедура исследования: Педагог читает рассказ и просит ребёнка воспроизвести его содержание.

Обработка результатов: Подсчитывается количество и полнота воспроизведённых смысловых единиц.

Методика №4

Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно, школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек. перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.

Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.

Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при дифференциации УО от нормы или ЗПР.

Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.

Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз. Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово «играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по 1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.

Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания. Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.

А. И.Леонтьевым)

Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.

Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше (удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.…Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово.

Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок. Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер, Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.

А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью задания не понимают.

Методика №7

Цель: определение быстроты запоминания, полноты, точности и последовательности воспроизведения. Выясняется способность контролировать свои действия, работать сосредоточено и с интересом.

Оборудование: Текст «Что придумал Серёжа?».

Процедура исследования: Ребёнку даётся инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Потом расскажешь о том, о чём сейчас я прочитаю». Текст прочитывается повторно только в том случае, если ребёнок не в состоянии его воспроизвести после одного прослушивания.

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, с первого прослушивания полно и точно воспроизводят рассказ. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное запоминание материала. При воспроизведении они допускают неточности, нарушения смысла и последовательности. Им не всегда помогает помощь в форме наводящих вопросов.

Методика №8

Цель : Исследование особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 5-6 картинок, на которых изображены знакомые детям предметы.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно посмотреть и запомнить 5(6) картинок, которые выложены перед ним на столе в определённой последовательности, в течение 10 сек. После чего картинки убираются. Через 10 сек. ребёнку предлагается новая инструкция: « Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, без особых затруднений раскладывают картинки в нужном порядке. Умственно отсталые дети путаются в расположении картинок, испытывают затруднения.

Методика №9

Цель: Изучение особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 2 одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.

Процедура исследования: Ребёнку предъявляют 1-ую картинку и предлагают внимательно посмотреть и запомнить на ней все предметы, их количество и месторасположение (демонстрация картинки - 1 минута). После чего картинка убирается. Через 10 сек. предъявляется 2-ая картинка. Инструкция: «Чем отличаются картинки?» или «Что изменилось?».

Обработка результатов: Фиксируются правильно названные и неправильно названные предметы. Нормально развивающиеся дети справляются с заданием, называют правильно предметы, которые были не нарисованы или которые появились. Умственно отсталые дети испытывают большие затруднения, без помощи не обходятся.

Методика №10

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Оборудование: 10 слов, не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Процедура исследования: Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно и запоминать. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Педагог медленно и четко читает слова. Когда ребёнок их повторяет, педагог ставит в своём протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, а ты опять должен (-а) повторить их: и те, которые ты уже называл (-а), и те, которые ты пропустил (-а) в первый раз – все вместе, в любом порядке». Педагог снова ставит крестики под словами, которые воспроизводит ребёнок. Далее опыт повторяется 3-ий, 4-ый и 5-ый раз, но без каких-либо инструкций. Педагог просто говорит: «Ещё раз». В случае если ребёнок называет какие-то лишние слова, педагог записывает их рядом с крестиками, а, если они повторяются, ставит крестики под ними. Никаких разговоров не должно быть.

Спустя 50 – 60 минут, педагог снова просит ребёнка воспроизвести эти слова (без напоминания). Эти повторения обозначаются кружочками.

Протокол методики №8 умственно отсталого ребёнка

Слова Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Лёд

№ повторений

№5 + + + + + +

Через 1 час 0 0 0

По этому протоколу может быть выведена «кривая запоминания».

Обработка результатов: У нормально развивающихся детей «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5-ти раз) количество воспроизведённых слов – 10. Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут воспроизводить лишние слова и застревать на этих ошибках (особенно дети с текущим органическим заболеванием головного мозга). «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Иногда «кривая запоминания» может иметь форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии интереса (при слабоумии с апатией).

Методика №11

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи испытуемых.

Оборудование: Тексты: басни, рассказы, имеющие иносказательный смысл (подтекст). Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Педагог читает текст. После чего ребёнок воспроизводит его. Устный рассказ педагог записывает дословно или с помощью магнитофона (диктофона). Главное внимание должно быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение рассказа, т. е. на вопросы и ответы по поводу его содержания.

Обработка результатов: При лёгких степенях олигофрении наблюдается дословное, почти правильное изложение деталей начала рассказа при непонимании ими переносного смысла (подтекста) рассказа. Нормально развивающиеся дети, как правило, понимают иносказательный смысл (подтекст) рассказа и правильно его воспроизводят.

Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать .

Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.

Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.

Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.

С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям - добиться улучшения её объёма.

Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение - ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены - не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых - родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть - из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие - полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений - не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).

Нарушения слуховой памяти

Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.

Диагностика слуховой памяти

Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия.

Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.

Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.

Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов - это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова - возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.

Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки - возможно, нарушено фонематическое восприятие.

Второе и третье воспроизведение после прочтения - показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.

Четвертое воспроизведение - показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма - если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.

2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия:

Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.

Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.

3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»).

1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем - 4 цифры, затем - пять, и т.д., и так - до первой ошибки.

2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.

Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.

4. «Запомни двузначные числа». Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.

Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.

Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.

5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов.

Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня - для детей, и более сложный информативный рассказ - для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз - через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок - при втором.

Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.

Упражнения для развития слуховой памяти

Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста - уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения - это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.

Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.

— Игра «10 пар»

Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.

— Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза. После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

— Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

— Игра «Запомни и дополни»

Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом. Если игроков много - тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало - получает одно очко. Набрал три очка - становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:

«Я сегодня видел за окном…»;

«У моего друга в комнате есть…»

«За высоким забором хранились…»

«У Маши в лукошке лежали…»

— Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

— Игра «Почувствуй ритм»

Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.

— Игра «Угадай окончание»

Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).

Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти . А игра , ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.

Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют, стимулируют, регулярно упражняют. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать . Развивать память, внимание и другие познавательные функции мозга можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели .

Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!

Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти.

· Методика «Узнай фигуры».

Эта методика - на узнавание. Детям предлагаются картинки и даются следующие инструкции:

Перед вами 5 картинок (прил. 1), расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не дольше чем 1,5 мин. даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок справился с задачами менее чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за 45-50 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - за 50-60 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - за 60-70 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - за 70-80 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - более 80 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни рисунки».

Для определения объёма кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки (прил. 2а) им даётся инструкция:

На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайтесь запомнить их, а затем узнать на другой картинке (прил. 2б). Время экспозиции стимульной картинки 30 сек. После этого данную картинку убирают с поля зрения ребёнка и предлагают ему вторую. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок узнал на картинке все девять изображений, меньше чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок узнал 7-8 изображений за 45-55 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - ребёнок узнал 5-6 изображений за 55-65 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок узнал 3-4 изображения за 65-75 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок узнал 1-2 изображения за 75-85 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок не узнал на картинке ни одного изображения за 90 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни цифры».

Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек.,экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первый и во второй раз.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок точно воспроизвёл 7-8 цифр (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок воспроизвёл 5-6 цифр (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок воспроизвёл 4 цифры (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок воспроизвёл 3 цифры (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок воспроизвёл 0-2 цифры (очень низкий уровень развития)

· Методика «Выучи слова».

Методика на определение динамики процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребёнок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же ряд. И так шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (прил. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребёнком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведённых в каждой попытке.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок запомнил и точно воспроизвёл 10-11 слов за 6 попыток (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 8-9 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 6-7 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок запомнил и воспроизвёл 4-5 слов за 6 попыток (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок запомнил и воспроизвёл не более 3 слов за 6 попыток (очень низкий уровень развития)

Для изучения памяти ребенка могут быть использованы различные методы, в том числе беседа, естественный и лабора­торный эксперимент. Все имеющиеся методы экспериментально­го исследования памяти ребенка можно разделить на следующие группы.

1. Методы изучения непосредственного объема памяти. С их помощью устанавливается, сколько единиц информации ребенок способензапомнить за один раз. С этой целью ребенку предъявляют для запоминания такое количество информации, которое заведомопревышает объем его кратковременной памяти. Это классический "метод удержания членов ряда".

2.Методы изучения долговременной памяти. Перед ребенком ставится задача запомнить определенный объем материала, и далее определяется количество повторений (опытов), которое ему по­требуется для того, чтобы в полном объеме запомнить материал,
изучаемый материал повторяется до тех пор, пока он не будет безошибочно воспроизведен. На основе опытов строится кривая заучивания.

3.Методы изучения опосредованной памяти. Методика парных
ассоциаций. В данном случае элементы заучиваемой информации предъявляются ребенку парами. Затем, спустя некоторое время, ему показывают один из элементов пары и просят воспроизвести другой. По заданию экспериментатора ребенок и сам может устанавливать ассоциации, т.е. выбирать опоры для опосредованного запоминания. В качестве таких вспомогательных стимулов-средств могут использоваться картинки, слова, графические символы, наглядные модели.

С помощью метода узнавания устанавливается точность узнавания через различные промежутки времени того материала, который предъявлялся ранее для определения непосредственного объема памяти.

4. Методы изучения логической памяти. Предъявляемый для
запоминания материал подвергается смысловой обработке. В ходе эксперимента устанавливается, владеет ли ребенок приемами осмысливания материала (смысловым соотнесением или смысловой группировкой), влияет ли смысловая обработка материала на продуктивность запоминания, способен ли ребенок подчинить названные приемы целям запоминания.

Воспитатель в своей ежедневной работе с детьми постоянно сталкивается с индивидуальными проявлениями детской памяти. Одни дети запоминают все быстро и легко, другие постоянно испытывают затруднения. Кто-то легко запоминает стихи, считалки, но с трудом усваивает правила поведения, забывает поручения, постоянно все перепутывает. Почему? Что-то несущественное ребенок может помнить долго, в то время какнеобходимое для успешной деятельности и общения просто забывает. Почему? При подготовке к утреннику легко и артистично играл свою роль, а на празднике все забыл. Почему?

Подобные проблемы возникают часто. Для их разрешения воспитатель должен научиться изучать память ребенка.

Детская психология располагает достаточно обширным фондом методик изучения памяти детей. Предлагаем вниманию некоторые из них.

Прежде всего, следует выяснить, как сам ребенок оценивает свою память. Беседа может быть построена следующим образом. Спросите ребенка, нравится ли ему в детском саду, чем он любит заниматься, много ли знает стихов, сказок, легко ли запоминает поручения и просьбы взрослых и, наконец, как он думает, какая у него память. Ход беседы может быть и иным. Важно, чтобы воспитатель чутко реагировал на ответы ребенка и его отношение к предмету беседы, каковым является самооценка памяти. Можно спросить, почему ребенок считает, что у него хорошая или плохая память, откуда он об этом знает.

Ответы детей покажут, насколько осознанно и адекватно они оценивают свою память. Обсуждение особенностей памяти ребенка поможет пробудить у него желание улучшить ее.

А теперь проверим, какая у ребенка память. Начнем с класси­ческой методики изучения непроизвольной и произвольной па­мяти.

Методика 1. Непроизвольное запоминание.

Приготовьте набор из 16 картинок, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

Предложите ребенку познакомиться с интересными картинка­ми: "Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри". Перед ребенком не ставится задача запомнить. Кар­тинки предъявляются последовательно одна за другой, время по­каза - 5 секунд. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвес­ти по памяти названия всех изображенных на картинках предме­тов: "Назови картинки, которые ты запомнил". Помогать ребен­ку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимули­ровать процесс припоминания: "А какие ты еще помнишь картин­ки?.. Постарайся еще вспомнить". Зафиксируйте порядок воспро­изведения картинок.

После того, как убедитесь, что ребенок больше ничего не по­мнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не бо­лее 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал.

Методика 2. Произвольное запоминание.

Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный первому по содержанию и трудности (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: "Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил". Время показа каждой картинки -5 секунд. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребен­ком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картин­ки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте. Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти - произвольный или непроизвольный - оказался более продуктивным. Посмотрите, какие картинки запоминаются детьми чаще, одинаковые ли кар­тинки запоминают мальчики и девочки. Проанализируйте поведе­ние детей в опытах (отношение к задаче запомнить или узнать, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материа­лу, речевые реакции и т. п.).

Методика 3. Произвольное запоминание в игре.

Дети играют в "детский сад". Поставьте "повара" в ситуацию дефицита продуктов и разной утвари. Предложите ему сходить в "магазин" и купить... (далее идет перечень предметов, которые ребенок должен запомнить). В "магазине" он должен обратиться к продавцу и повторить названия всех предметов, которые ему велели купить.

При анализе выявите, как ребенок принимает задачу пойти с поручением в "магазин", запоминает ли, что он должен купить, каков объем удержанного материала, вычленяет ли действие за­поминания и припоминания.

Сравните результаты 2-го и 3-го опытов. Показатели продук­тивности запоминания занесите в таблицу (табл. 5).

Развитие произвольной памяти ребенка предполагает не толь­ко выделение им мнемической задачи, но и применение специальных приемов запоминания, повышающих эффективность мнемической деятельности. Чтобы убедиться в этом, проведите следующую группу опытов.

Методика 4. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти.

Подберите 2 разных комплекта из 16 картинок, которые мож­но разбить по тематике на четыре группы (например, одежда, ово­щи, посуда, животные - в первом комплекте; обувь, фрукты птицы, цветы - во втором).

Задание 1. Предъявите один комплект картинок, предложите ребенку рассмотреть все рисунки, затем закройте их и после не­большой паузы попросите назвать те, которые он запомнил. Ма­териал в этом опыте не классифицируется, т. е. идея классифика­ции ребенку не подается. Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок и установите, не пытался ли ребенок классифицировать их по собственной инициативе. Сравните результаты запоминания у тех детей, которые не применяли принцип группирования при запоминании, с теми, кто пытался его применять.

Задание 2. Предъявите второй комплект картинок, предложи­те разложить его на четыре группы. Попросите ребенка назвать картинки каждого ряда и уберите комплект. Ребенок должен вспомнить и перечислить все картинки по рядам (в данном случае при воспроизведении используется прием классификации матери­ала - методика Л.М. Житниковой).

Задание 3. Предъявите ребенку третий комплект картинок, аналогичный предыдущим, предложите разложить картинки на четыре группы ("про одно и то же"). Выделите цель - запомнить, подчеркните, что нужно назвать сформированные группы так, как он их раскладывал.

Проанализируйте, приняли ли дети задачу группировать картин­ки в целях запоминания, помогла ли им группировка материала.

Индивидуальную работу продолжайте с теми детьми, которые не справились с группировкой как умственным действием, не смог­ли выполнить задание на классификацию картинок или не смогли подчинить группировку целям запоминания. Сначала добейтесь, чтобы дети усвоили приемы группировки. Основанием для объединения картинок могут быть любые сходные свойства (цвет, форма, назначение, функциональные возможности, иногда слу­чайные ассоциации). Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному при­знаку. Только после того, как ребенок усвоит прием группировки и научится выполнять его на разном материале, можно соединить его с мнемической задачей, т. е. предложить использовать груп­пировку как прием произвольного логического запоминания (ме­тодика П. И Зинченко).


Следующий комплекс заданий поможет выявить индивидуаль­ное особенности образной памяти детей и установить, как влияет „писание картинок или предметов при запоминании на продуктив­ность воспроизведения, т. е. как влияет рассматривание и описа­ние на формирование образа.

Методика 5. Особенности наглядно-образной памяти детей.

Подберите для занятий с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе).

Задание 1. Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребе­нок запомнил, и какие признаки смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т. п.).

Задание 2. Предъявите другой набор игрушек или картинок, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Срав­ните полученные данные.

В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача - научить каждого ребен­ка внимательно рассматривать запоминаемый объект, состав­лять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведе­нии. Овладение приемами запечатления образа является од­ним из главных условий успешности мнемической деятельнос­ти детей 4-5 лет.

Воспитание логической памяти предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности детей - развитие уме­ния анализировать, выделять в предметах определенные свой­ства, признаки, сравнивать предметы и явления между со­бой, осуществлять обобщение, объединяя различные объек­ты по каким-либо признакам, классифицировать предметы на основе произведенного обобщения, устанавливать смысловые связи.

Для освоения приемов смыслового соотнесения и смысло­вой группировки рекомендуем использовать следующие мето­дики.

Методика 6. Парные картинки.

Из различных настольно-печатных игр типа "Лото" подберите парные картинки, желательно по сериям, например: предметы одежды, игрушки, растения, животные, инструменты и т. п. Игру лучше проводить с подгруппой детей по 3-5 человек за общим столом.

Задание 1. Подбор парных картинок с одинаковым содержанием.

Откройте коробку с картинками, покажите малышам выборочно несколько картинок, постарайтесь пробудить интерес к изображенному на картинках. Поощряйте желание назвать их. Каждый ребенок получает по четыре картинки, на которых изображены разные предметы. Предложите детям разложить свои картинки на столе, внимательно рассмотреть их, затем перевернуть изображением вниз. "Разноцветные картинки показали свои спинки и спрятались от нас. Мы поищем их сейчас", - говорит воспитатель и открывает одну из своих картинок (пара от которой есть у кого-то из детей) Назовите предмет, кратко опишите его отдельные признаки, попросите детей поискать, у кого есть такая же. Положите картинку на середину стола, чтобы всем было видно. Тот, кто найдет у себя такую, же картинку, кладет ее рядом для сравнения.

Отвечая па вопросы воспитателя, дети называют отличительные признаки предмета, нарисованного на картинке, сравнивают картинки друг с другом отмечают тождество. Таким же образом дети обнаруживают тождество еще нескольких пар картинок.

Задание 2. Подбор сходных парных картинок. Для игры подбираются одинаковые предметы, но с разными отличительными признаками (куклы в разной одежде, ведерки с разными узорами, машинки разных моделей и т. п.). Игра стро­ится аналогичным образом. Для сравнения одинаковых и похо­жих картинок используется прием прикладывания картинок друг к другу. При повторении игры используются другие картинки.

Таким образом, в ходе игры "Парные картинки" дети перечис­ляют признаки изображенных предметов, т. е. производят элемен­тарный анализ и синтез, учатся соотносить предметы по одинако­вым и сходным признакам. Рассуждая и обмениваясь впечатлени­ями, дети устанавливают тождество и различие предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы.

Методика 7. Кто здесь прячется?

Игра учит детей пользоваться простым приемом смыслового запоминания и припоминания, который заключается в установле­нии смысловых связей между объектами, изображенными на кар­тинках.

Для игры подберите предметные картинки, изображающие игрушки, животных, одежду, фрукты..., а также людей. Каждый набор картинок должен включать несколько конкретных предметов, относящихся к одной группе, и их хозяина (человека), например, кукла, коляска, мячик и девочка (хозяйка игрушек); каст­рюля, сковорода, плита и женщина (повар). Можно использовать также предметы, которые служат вместилищем для того, что изображено на картинках, например, яблоко, апельсин, груша и ваза для фруктов. Для игры нужна тонкая палочка и коробка с несколькими отделениями для разных картинок.

Задание 1. Воспитатель раскладывает на столе набор из 4 картинок, устанавливает в процессе раскладывания смысло­вые и пространственные связи между ними. "Вот девочка Лена (кладет картинку в центр), у нее есть кукла Маша (кладет с одной стороны), коляска, чтобы ее катать (кладет с другой стороны), домните, где лежат картинки, пока они не спрятались". Картинки "прячутся" (переворачиваются изображением вниз). Воспитатель обращается к одному ребенку: "Ты поможешь мне оты­скать картинки. Я постучу палочкой и спрошу: тук-тук, кто здесь спрятался? А ты вспомни и подскажи мне, какая картинка здесь лежит, назови ее". Воспитатель стучит палочкой возле других картинок, привлекая к ответам других детей. Можно несколько раз поменять материал, дать палочку кому-то из детей, пусть он выполнит те действия, которые выполнял воспитатель. Если ребенок правильно назвал картинку, он получает приз и ему передается палочка.

Задание 2. Каждый ребенок получает набор картинок и сам устанавливает смысловые связи между ними (содержательные и пространственные). Процесс выкладывания картинок, который сопровождается речью, способствует осмысленному запоминанию, как их содержания, так и расположения. Дальше игра строится по уже описанной схеме.

Если ребенок плохо справляется с запоминанием и припоминанием картинок, ни в коем случае нельзя говорить ему, что у него плохая память. Это причинит большой вред: ребенок может утратить уверенность в себе, и больше не будет ста­раться запоминать что-либо. К тому же ошибки в припоминании могут возникнуть не из-за слабой памяти, а потому, что ребенку неинтересно или он стесняется, не привык к самостоятельности. С ним нужно поиграть отдельно, уделяя особое внимание установлению смысловых связей между картинками подчеркивая цель запомнить.

Детей 5-6 лет следует целенаправленно обучать применению таких приемов логического запоминания, как смысловая группировка и смысловое соотнесение.

Обучение приемам логического запоминания - сложный процесс. К нему готовы те дети, которые уже овладели элементарными средствами осмысливания того материала, который предстоит запомнить. Для развития логической памяти необходимо умение сравнивать, обобщать, выделять сходные ""знаки, устанавливать связи запоминаемого материала с уже известным.

После того, как дети научатся видеть в предъявленном для запоминания материале определенные группы картинок, например, мебель, растения, игрушки, овощи и т, п., научатся относить каждую картинку к определенной группе, подбирать отдельные элементы к родовому понятию второй или третьей степени обобщенности, можно переходить к формирование умения применять группировку или смысловое соотнесение в целях запоминания.

Методика 8. Формирование приемов логического запоминания

Цель методики: обучить детей умению подчинить группировку и смысловое соотнесение целям запоминания (методика А. Н. Белоус).

Задание 1. Предъявите для запоминания набор картинок, подоб­ранных так, чтобы их можно было разложить на четыре группы на одну и ту же тему. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки. В процессе ознакомления он должен каждую назвать и отнести к определенной группе (шкаф - мебель, платье - одежда и т. д.), установить, что в предъявленной совокупности есть, напри­мер, овощи, одежда, мебель и т. п. Теперь можно разложить кар­тинки на группы (для ориентировки на этом этапе полезно использовать обобщающие картинки - огород, комната, ферма...).

Ребенку нужно напомнить, что он должен стараться запомнить картинки так, как раскладывает их. Важно, чтобы он сопровож­дал свою деятельность речевыми комментариями, например: "Тут есть мебель. Я ее поставлю в комнату. Вот диван, стол, буфет, шкаф. Теперь положу картинки про овощи: морковка, свекла, перец, лук; их можно сложить в корзинку. Есть еще картинки про одежду: платы, кофта, брюки..."

После того как ребенок разложит все картинки, предло­жите ему проверить себя, хорошо ли он все запомнил. После этого маленькие картинки уберите, а обобщающие оставьте. После небольшой паузы предложите ребенку вспомнить, ка­кие картинки он раскладывал. Подскажите, что вспомнить все картинки будет легче, если смотреть на большие обобщающие картинки.

Задание можно выполнить несколько раз на разном материа­ле. Можно также постепенно увеличивать количество запоминае­мого материала (12, 16, 20 картинок). После того, как ребенок научится ориентироваться в материале, обобщающие картинки можно убрать. При воспроизведении ребенок может опираться на обобщающие слова. Важно, чтобы он запоминал и воспроизводил группами. Можно предложить ребенку не раскладывать картин­ки на группы, а только назвать их по группам и так их запомнить, а потом так же группами воспроизвести. Если подобное задание окажется для ребенка слишком трудным, можно предложить ему пользоваться для самоконтроля фишками. Для этого в процессе запоминания каждую картинку он должен обозначать фишкой. Таким образом, после того как картинки будут убраны, на столе останутся фишки. Они и будут служить опорой при воспроизве­дении рядов картинок.

Дети, освоившие описанные приемы, могут легко запоминать до 20 картинок разного содержания.

Задание 2. Предложите для запоминания набор картинок с изображением знакомых детям предметов. В качестве опоры запо­минания будем использовать другие картинки, которые ребенок будет сам подбирать по смыслу к первым (прием смыслового соотнесения).

При овладении приемом смыслового соотнесения сначала нужно научить ребенка находить к предъявленной картинке сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу (т. е. подбирать, что к нему подходит). Например, предъявляется картинка с изображением яблока. По смыслу подходит груша или любой другой фрукт, может подойти корзина или ваза. Ребенок может подобрать к яблоку мяч, шар и другие круглые предметы. Таким образом, будут установлены не только смысловые, но и связи на основе внешнего сходства объектов или случайных ассоциаций (например, яблоко - бабушка).

Важно, чтобы ребенок осознавал эти связи, чтобы они помог­ли ему запомнить нужные картинки. Анализируйте неправильные ответы, учите находить различные смысловые связи и давать им логическое обоснование. Занятия могут повторяться столько раз, сколько потребуется для того, чтобы дети научились правильно соотносить картинку с картинкой, слово с картинкой, картинку со словом (в последнем случае ребенок к предъявленной картинке сам придумывает подходящее по смыслу слово). Такие занятия можно проводить с небольшими подгруппами детей, чередуя их с индивидуальными.

После того, как прием установления смысловых связей будет освоен детьми, можно ввести мнемическую задачу. Для запоми­нания последовательно, одна за другой предъявляются картинки, ребенок подбирает к каждой другую, подходящую по смыслу, и старается их парами запомнить. При воспроизведении называет картинки тоже парами. На столе перед ребенком остаются картинки, которые он подбирал по смыслу и которые при воспроизведении служат опорой. Если это задание выполняется успешно, можно убрать и опорные картинки.

На следующем этапе обучения ребенку предлагается запомнить и воспроизвести вслух только предъявленный для запоминания ряд, апроцесс установления смысловых связей переводится во внутренний план. Занятия проводятся индивидуально.

Дети, освоившие прием смыслового соотнесения и научивши­еся применять его в целях запоминания, легко запоминают и вос­производят до 20 картинок или слов.

Важноформировать некоторые приемы логического запоми­нания у старших дошкольников в целях лучшей их подготовки к школьному обучению.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Память Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Выделяют процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение узнавание воспоминание припоминание

Методики для исследования памяти Дошкольники Школьники Взрослые люди

Дошкольники

Д иагностика кратковременной памяти Запоминание картинок и предметов Ход проведения: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.

Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Рисование по памяти ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Исследование долговременной памяти В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

Исследование двигательной памяти Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.

Обследование слуховой памяти Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их-и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), - все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз ». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Количество повторений лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед огонь 1 2 3 4 5 Спустя час

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

Исследование зрительной памяти Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов 10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Диагностика ассоциативной памяти

Школьники

Обследование памяти по временным характеристикам

Исследование кратковременной памяти Методика "Чем залатать коврик?« В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались.

Оценка результатов 10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек. 8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

Обследование долговременной памяти Методика «Долговременная память» Методический материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Порядок выполнения и инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.

Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле: А - общее количество слов, В - количество запомнившихся слов, С - коэффициент долговременной памяти

Результаты интерпретируются следующим образом: 75-100% - высокий уровень; 50-75% - средний уровень; 30-50% - низкий уровень; ниже 30% - очень низкий уровень.

Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов

Исследование слуховой памяти Методика А. Р. Лурни (проба на запоминание 10 слов) Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.

Для проведения необходимо иметь написанные на отдельном листе 10 слов, желательно 2-3 набора. Слова подбираются таким образом, чтобы между ними было трудно установить какие-нибудь смысловые отношения. Школьнику зачитывается 10 слов, затем просят их воспроизвести. Учитель фиксирует, какие слова были воспроизведены правильно, какие были лишние. Затем снова зачитывают эти слова и снова просят их воспроизвести. Так до тех пор пока ученик не воспроизведет все 10 слов (последовательность не важна). Через 30-60 мин проводят контрольное воспроизведение, т.е. школьника просят воспроизвести те слова, которые он заучивал.

13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87 Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел.

Обследование зрительной памяти Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Взрослый человек

Обследование зрительной памяти Методика: «память на числа » Процедура исследования: Задание заключается в том, что обследуемому демонстрируется в течении 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Задание: обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Инструкция: "Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я зачитаю тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить... Сейчас я еще раз зачитываю тебе эти слова, запоминай". Примерные наборы слов: гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река; 2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша; 3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

Обработка: При обработке подсчитывается количество повторений слов, которое потребовалось для того, чтобы ученик запомнил весь список. Следует обратить на особенности запоминания: какие группы слов ученик запоминал быстрее, есть ли какая-либо связь между этими словами; какие слова были привнесены в список, есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь.

К сожалению тестовых норм на эту методику не разработано, поэтому учителю предлагается оценить результаты по своей выборке (т. е. по результатам своих учеников определить низкую, среднюю и высокую запоминаемость детей одной возрастной категории). Обычно нормальный средний школьник запоминает 10 слов после 8-9 повторений. Следует также обратить внимание на повторное воспроизведение: какие слова воспроизведены, сколько, какие забылись

Методика "Пиктограмма" предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет.

Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания. Инструкция: "Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя.» В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова.

Список слов и словосочетаний. -Веселый праздник -Тяжелая работа -Развитие -Вкусный ужин -Смелый поступок -Болезнь -Счастье -Разлука -Ядовитый вопрос -Дружба -Темная ночь -Печаль -Справедливость -Сомнение -Теплый ветер -Обман -Богатство -Голодный ребенок

После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов. Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.

Уровень развития опосредованного запоминания Средний показатель: 90-95% (9-10 слов из 10). Память плохая, если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10. Слабая память и мышление, если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.