Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. Существуют четыре главные причины, по которым следует устраивать семейные советы

Как часто бывает, что люди живут под одной крышей, но остаются чужими друг для друга.

Советы по проведению семейных собраний

1. Проводите собрания один раз в неделю , выбрав такое время, которое обеспечит присутствие всех членов семьи. Не меняйте это время в интересах того или иного члена семьи.

2. Отключайте на это время телефон , чтобы никто не смог вам помешать. Это поможет вашим детям осознать, что такие собрания являются важным событием для всей семьи.

3. Решения должны приниматься на основе семейного единодушия, а не волеизъявления большинства. Если после обсуждения вы не добиваетесь общего согласия, то вынесение решения откладывается до следующего собрания. Стремитесь принимать такие решения, которые будут выгодны каждому. Пусть каждый возьмет на себя обязательство поддерживать принятое решение.

4. На каждом собрании выбирайте нового ведущего и секретаря (по очереди). Все члены семьи должны всячески поддерживать ведущего. Роль секретаря — вести записи того, что обсуждалось и какие решение приняты. Это нужно для того, чтобы в течение недели не возникали разногласия по принятым решениям.

5. Начинайте собрание с поощрительных высказываний в адрес каждого члена семьи. Используйте такие слова: «Мне очень нравится, что ты...» или «Я признателен тебе за то, что ты...» Приучайте детей отвечать словами благодарности на похвалу в их адрес.

6. Распорядок семейных дел и «повестки дня» собраний лучше всего прикрепить на видное место, чтобы напомнить каждому о том, что ему предстоит сделать.

7. Приучайте детей к тому, чтобы их жалобы сопровождались вариантами решения стоящей перед ними проблемы.

Помните, что человек, не участвующий в решении проблемы, сам становится частью этой проблемы.

8. Рассматривайте на собрании распорядок дел на каждый день предстоящей недели, предусматривая совместную, деятельность всех членов семьи.

9. Для того чтобы собрания проходили более продуктивно, проводите их в общей комнате, убрав лишние предметы со стола и расставив стулья так, чтобы сидящие были обращены лицом друг к другу . Ни в коем случае нельзя проводить собрания за едой.

10. Всегда заканчивайте собрания на веселой и приятной ноте . «Концовку» предоставляется выбирать ведущему. Можно предложить легкую и необычную закуску, какое-нибудь сладкое блюдо к вечернему чаю, увлекательную игру или еще что-нибудь интересное для всех.

11. Если у ваших детей нет желания посещать такие собрания, проконтролируйте свои действия, которые, возможно, отбивают у детей всякую охоту участвовать в них.

1.2. Если кто-то все-таки пропускает собрание, то он все равно должен выполнять принятые на нем решения.

13. Обязательно удостоверьтесь в том, что каждый покидает собрание с чувством удовлетворения.

Уверена, что даже после нескольких собраний вы почувствуете, что в семье наступает период гармонии и взаимопонимания.

Задачи по семейному праву.

Задача 1. Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.
Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попо ва?

Задача 2. Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается.
Законны ли действия ЗАГСа? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двой ная фамилия по законодательству РФ?

Задача 3. Харисова и Князев в течение двух лет состояли в близких отношениях без оформления брака. 2 мая 1996 г. Князев погиб при исполнении трудовых обязанностей. 1 февраля 1997 г. у Харисовой родился сын. Она обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания Князевым отцовства, указав, что они жили одной семьей, ждали ее беременности. Князев был очень огорчен тем, что у них нет детей, о чем было известно всем их друзьям и родителям Харисовой. О своей беременности Харисова узнала вскоре; после смерти Князева. Их с Князевым общие знакомые хотя и сочувствовали ей, но были рады, что у нее останется память о любимом человеке. Установление факта признания отцовства необходимо Харисовой для оформлении пенсии по случаю гибели кормильца и наследства.
Против установления факта признания отцовства возражала мать Князева как единственная его наследница. Она пояснила суду, что этот ребенок рожден не от Князева, так как у него вряд ли могли быть дети. От бесплодия он никогда не лечился, но его первая жена расторгла с ним брак по причине отсутствия бере?менности. Сейчас она замужем за другим мужчиной, и у нее родился сын. Сожительствуя с Харисовой, Князев также не имел детей, о чем очень сожалел, так как у них с Харисовой сложились хорошие отношения.
Как решить дело? Какой факт и в каком порядке подлежит установлению в данном случае?

Задача 4. Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их.
Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате.
Законны ли действия органов опеки? Как решить де ло?

Задача 5. Болотова и Вишневский имели сына Владимира, в отношении которого они были лишены родительских прав Владимир был помещен на воспитание в детский дом. Администрация детского дома предъявила родителям ребенка иск о взыскании алиментов. Суд взыскал в пользу детского учреждения на содержание ребенка алименты в размере 1/4 заработка родителей, т.е. с каждого из родителей по 1/8 их заработка. Алименты поступали в адрес администрации, которая приходовала деньги и тратила на содержание детей, находящихся в детском доме.
Законны ли решения суда и действия администрации детского учреждения? Каков порядок расходования алимен тов на ребенка, помещенного в детское учреждение?

Задача 6. Шумилин 17 лет вступил в брак с Ушаковой 15 лет. Брачный возраст им был снижен в установленном законом порядке. Ушакова имела ребенка в возрасте 1 года. Шумилин пожелал его усыновить и обратился в органы опеки, чтобы собрать все необходимые документы. Мать Ушаковой, опекун внука, возражала против усыновления, так как сама хотела усыновить ребенка. Однако жена Шумилина давала согласие на усыновление только мужу, сама при этом просила сохранить за ней родительские права. Органы опеки разъяснили Шумилину, что до 18 лет он не может быть усыновителем, а после 18 лет он должен встать на централизованный учет кандидатов в усыновители. Также на централизованный учет должен быть поставлен ребенок. Но практически усыновление невозможно, пока его жене не исполнится 18 лет, так как против усыновления возражает опекун ребенка, т.е. его бабушка, без согласия которой усыновление не допускается. Согласие матери ребенка не имеет правового значения, так как она сама является несовершеннолетней.
Законны ли разъяснения органов опеки? Какие требо вания предъявляют к кандидатам в усыновители?
Имеет ли правовое значение согласие на усыновление, данное несовершеннолетними родителями ребенка?

Задача 7. Агеева после смерти своего мужа вступила в повторный брак с Сурковым. Через год после заключения брака Сурков потребовал признания брака недействительным, т.к. выяснилось, что Агеева вследствие травмы не могла иметь детей, а медицинское обследование супруги до заключения брака супруги не проходили. Агеева иск не признала, утверждая, что медицинское обследование проходить не обязательно, и оснований для признания брака недействительным нет. Разрешите спор.

Задача 8. Гольская получила по наследству от бабушки жилой дом с земельным участком. Супруг Гольской убедил ее, что нужно продать этот дом и, добавив средств, приобрести более комфортное жилье в городе для постоянного проживания. Гольская согласилась продать дом с земельным участком и, добавив 50 000 руб., супруги приобрели трехкомнатную квартиру за 600 000 руб. Спустя 3 года супруги поссорились, и Гольская предъявила иск о расторжении брака (ввиду отсутствия согласия мужа на расторжение брака) и о разделе совместно нажитого имущества. Супруг Гольской потребовал, чтобы в состав имущества, подлежащего разделу, была включена трехкомнатная квартира как приобретенная в период брака, хотя и зарегистрированная в собственность Гольской. Гольская же считала, что поскольку большую часть средств вложила именно она от продажи имущества (дом с земельным участком), полученного по наследству, то дом принадлежит ей, а супругу полагается компенсация в размере 25 000 руб. - половина вложенной за счет общих доходов супругов суммы. В чьей собственности (общей или личной) находится приобретенная квартира? Как следует разрешить спор?

Задача 9. Елена Фирсова, жительница г.Владимира, работая официанткой в кафе "Пицца", познакомилась с Ильей Фадеевым. Последний, дав щедрые чаевые Елене Фирсовой, пришел в кафе на следующий день и предложил ей сделку: он дает ей значительную сумму денег, она - регистрирует с ним брак и прописывает в своей трехкомнатной квартире муниципального фонда. Елена Фирсова согласилась. Илья Фадеев поселился в изолированной комнате, в которой были диван, шкаф, телевизор, музыкальный центр и холодильник. Через месяц после этого Елена Фирсова была отправлена в больницу с инфарктом миокарда. После лечения она была признана инвалидом 2-й группы и официанткой уже не смогла работать. Ей была назначена небольшая пенсия. Через год Илья Фадеев подал в суд иск о расторжении брака с Еленой Фирсовой и разделе общего имущества. Елена подала в суд встречный иск к Илье о признании брака недействительным, так как в течение года они вели раздельное домашнее хозяйство, так и не создав семью и не нажив совместного имущества. Одновременно она просила суд присудить ей алименты от Ильи Фадеева, так как она не может работать официанткой, а другую профессию освоить не в состоянии, поскольку ей уже пятьдесят пять лет. Инвалидом она стала в период брака.
1. Можно ли назвать брак Елены Фирсовой с Ильем Фадеевым фиктивным? Как может Елена Фирсова доказать, что у них с Ильей Фадеевым фактически не было семьи?
2. Правомерно ли требование Елены Фирсовой о присуждении ей алиментов от Ильи Фадеева?
3. Правомерно ли требование Ильи Фадеева о разделе общего имущества?
4. Какое решение должен принять суд?

Задача 10. Светлана Елисеева жительница г. Владимира и студентка третьего курса ВГПУ, познакомилась с курсантом четвертого курса ВЮИ Романом Тетериным. Светлана и Роман полюбили друг друга. Роман Тетерин предложил Светлане Елисеевой выйти за него замуж. Она согласилась, но сказала, что не может уехать из Владимира к месту его назначения в г. Ленск (Якутия), поскольку ей нужно закончить институт. Однако после окончания института Светлана не поехала к мужу, а устроилась на работу по специальности во Владимире. Роман Тетерин, приехав в отпуск в Владимир, стал настаивать на том, чтобы Светлана уволилась с работы и уехала с ним. Светлана дорожила местом работы и не хотела уезжать. Роман считал, что если она вышла замуж за сотрудника правоохранительных органов, то обязана следовать за ним к месту его службы и жить вместе с ним. Светлане это не казалось обязательным, она полагала, что можно жить в разных городах и ездить друг к другу во время отпуска.
1. Правомерно ли заявление Романа Тетерина о том, что Светлана Елисеева, как его жена, обязана следовать за ним к месту его службы и проживать вместе с ним?
2. Правомерно ли заявление Светланы Елисеевой о том, что они с мужем могут жить в разных городах?
3. Как трактуется в Семейном кодексе право супругов на выбор места жительства?

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ "Семейного советa" - восполнить дефицит общения, который и является основной причиной конфликтов в семье.

ЧТО ОБСУЖДАТЬ?

ВСЕ, что связано с делами семьи: сколько времен проводить у телевизора, кому убирать квартиру, семейные прогулки и пикники и т.д.

Ребенок должен привыкать к тому, что у него есть не только права, но и обязанности. Дети могут выносить на Совет свои проблемы: во сколько возвращаться домой, карманные деньги, можно ли закрывать на ключ дверь в своей комнате, можно ли кормить соседскую собаку... и т.д.

Каждый член семьи может обсудить все, что считает нужным. Список вопросов должен лежать в удобном для всех месте, например, около телефона, чтобы каждый мог в любой момент зафиксировать свою идею. Особенно такие записи хороши для детей. Так они получают подтверждение, что включаются в важную взрослую деятельность.

КОГДА, КАК, С КЕМ, И ГДЕ ОБСУЖДАТЬ?

1. Прежде всего, нужно четко определить время и место Совета. Учитывается занятость каждого и в то же время - никакие отговорки не принимаются!

2. Для того, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, необходимо четко ограничивать время Советов. Например, не более сорока минут.

3. В Семейный совет должны быть включены все члены семьи, живущие под одной крышей (в том числе дедушки, бабушки и маленькие дети).

4. Необходимо делать все возможное для того, чтобы все могли присутствовать на встрече, однако никого нельзя заставлять.

5. Отсутствующий должен следовать тем решениям, которые будут приняты.

6. Решения, принятые на Совете, не могут быть в одностороннем порядке нарушены или проигнорированы. Если такое происходит, это должно обсуждаться на следующем заседании.

ДЛЯ ЧЕГО ОБСУЖДАТЬ?

Имейте в виду, что вы собираетесь вовсе не для того, чтобы решить проблемы. Цель Семейного совета - УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ. Поэтому важно не только дискутировать, но дать возможность высказаться всем и суметь выслушать точку зрения каждого.

КАК ПРОВОДИТЬ СОВЕТ?

1. Председательствовать на Совета все должны по очереди, даже дети (начиная с определенного возраста).

2.Родители не должны вставать в позицию Верховной Власти.

3. Мнение всех должно быть учтено и со всей серьезностью рассмотрено.

5. Все должны выполнять принятые Советом решения.

6. Нельзя подвергать нападению конкретных людей - можно смеяться над отдельными действиями или поступками, в том числе и над своими, а не над людьми.

ГЛАВНОЕ - "заседать" регулярно. Начать легко, проводить же Семейный совет на постоянной основе гораздо труднее. Некоторые члены семьи могут не захотеть обсуждать те или иные вопросы. В этом случае можно организовать различные подсоветы - с ограниченным кругом вопросов для обсуждения. Например, для взрослых, для детей, для супругов и т.д.

ЧТО ЭТО ДАЕТ?

ЧУВСТВО САМОЦЕННОСТИ - очень важное качество, которое развивающемуся человеку может дать только семья. Поэтому регулярное участие детей в Семейном совете - хорошая подготовка к жизни. У них развивается ощущение социального равноправия - мой голос так же важен, как и мнение другого, хотя я еще и маленький.

Дети видя, как взрослые уважают мнение друг друга, как их семейным миром правят отнюдь не Власть и Сила, а Равенство и Справедливость.

Согласно наблюдениям специалистов, применяя технику "Семейного совета", многие семьи улучшили ситуацию после первого заседания. Кроме того, шесть вечеров в неделю оказались свободными от проблем. Главное а Семейном Совете - не дать ситуации в семье развиваться своим ходом, взять ее в собственные руки и научиться приходить к взаимному согласию.

Подготовил В.Пасниченко

— одно из самых важных средств решения различных проблем в процессе воспитания детей. Семейный совет — это обсуждение всеми членами семьи как трудностей, так и различных повседневных вопросов, возникающих в жизни семьи. Для такого общения советуем отвести конкретный час на определенный день недели. Совет может прочно войти я уклад жизни семьи.

Время встречи не должно меняться без согласия на это всех членов семьи. Предполагается, что на совете должны присутствовать все. Если кому-то не хочется в нем участвовать, то ом обтай будет подчиниться примятым на совете решениям. Поэтому приходить на совет в интересах всех членов семьи, так как здесь они могут высказать свое мнение.

Личные вопросы отдельных членов семьи не всегда можно выносить на совет. В зависимости от обстоятельств родители решают вопросы для обсуждения, делая это тактично, на демократических началах. Однако каждый член семьи имеет право предложить проблему для обсуждения и высказать свое мнение. Все вместе ищут пути решения проблемы. На семейном совете голоса родителей и детей имеют равный вес.

Советуем установить такой принцип: принятое решение через неделю после совета вступает в силу, и до следующей встречи возобновлять обсуждение этой проблемы нельзя. Если ко времени следующего совета выяснится, что решение, принятое на прошлой неделе, оказалось неудачным, начинаются поиски нового способа. При этом вопрос всегда советуем ставить так: «Как нам теперь поступить?» Новое решение также принимается всеми вместе!

На семейном совете мать четверых детей в возрасте от четырех до шестнадцати лет подняла вопрос об ужасной обстановке, возникающей за обедом. Дети опаздывали к столу. Отец негодовал из-за их опозданий и неумения вести себя за столом. Взаимная раздраженность, пререкания создавали чрезвычайно неприятную атмосферу. Один из детей предложил, чтобы каждый ел, когда ему удобно и в своих комнатах, а общие обеды были бы отменены.

Другие дети подхватили эту идею. Они сказали, что это было бы очень здорово! Мать согласилась с таким предложением, в то время как отец сердито протестовал. Мать спросила: «Как же теперь давать детям еду?»— «Мы сами будем ее брать».— «А как же быть с грязной посудой?»— «Мы будем относить ее на кухню». «Хорошо,— сказала мать.— Тогда мыть ее буду я». Отец вынужден был уступить, поскольку против этого предложения остался в одиночестве. Мать приготовила обед, и родители вечером пообедали у себя в комнате, не обращая внимания на детей. Спустя час мать вымыла оставленную в раковине на кухне грязную посуду.

Через четыре дня дети стали проявлять недовольство. Не все приносили на кухню грязные тарелки, поэтому чистых не хватало. Один ребенок пожаловался на брата, который не относил на кухню свои грязные тарелки и не выбрасывал плесневеющие остатки пищи.

На все жалобы мать отвечала: «Мы обсудим это на следующем совете». И конечно, эта идея на встрече была единодушно отвергнута. Все дети хотели опять обедать вместе. Родители попросили каждого из них высказаться о том, как должны проходить семейные обеды.

Даже маленькие дети могут принимать участие в семейном совете. Роль председателя совета рекомендуем поручать всем по очереди, чтобы никто не становился в нем «главным». Председатель должен следить за тем, чтобы у каждого члена семьи была возможность высказаться. Даже если родители видят, что предлагаемый детьми план действий неудачен, они все равно должны подчиниться общему решению, смириться с вытекающими из него неудобствами и предоставить детям возможность убедиться в их неудачном выборе. Собственный опыт учит детей гораздо большему, чем родительские наставления или принуждение.

Мать предложила обсудить на семейном совете проблемы, возникающие из-за гостей, которых приглашали домой после школы десятилетняя Джин и семилетний Джерри. Когда сын и дочь приводили своих друзей в один "и тот же день, дома начиналось что-то ужасное. Дети бегали по квартире, выскакивали на улицу и обратно, гонялись друг за другом по лестнице, бегали наперегонки с собакой, играли на пианино «Чижик-пыжик», включали на полную мощность телевизор. Изложив причины своего недовольства, мать сказала: «Я думаю, вам надо приводить друзей по очереди в определенные дни и часы. Как вы на это смотрите?»

Джин согласилась и сказала, что она хотела бы приглашать ребят по понедельникам и пятницам после школы. Джерри сидел, утонув в кресле, и рисовал пальцами узоры. Он молчал. Мать спросила, согласен ли он приводить своих товарищей по вторникам и средам. Он кивнул с безразличным видом. «А как насчет шумной беготни по дому?— заговорил отец.— Вашим друзьям не мешало бы научиться вести себя». «Я думаю, вам нужно объяснить им, как следует вести себя у нас дома, не так ли?»— вмешалась мать. Джин согласилась. А Джерри, надувшись, молчал.

В следующий понедельник Джин привела домой двух подруг, и они спокойно играли. Джерри тоже привел приятеля. «Мне очень жаль, Джерри, но сегодня не твоя очередь приводить гостей».— «А можно мы поиграем во дворе?» — «Можно», В течение следующего часа Джерри четыре раза подходил к двери: он хотел знать, нельзя ли им посмотреть телевизор или выпить молока с печеньем. На каждую просьбу мать отвечала ему отказом. Через несколько минут мать случайно выглянула в окно и увидела, что Джерри стоит у забора, используя небольшую яму в качестве туалета. «Джерри! Мне очень жаль, но твоему другу придется уйти, а тебе — вернуться домой». Сын закричал: «Ты сама виновата, что не пустила меня домой и я не мог попасть в туалет».

Джерри подавлен тем, что его мать и «хорошая» сестра действуют в союзе. На совете он ничего не предложил, поскольку решил, что с ним все равно не станут считаться. Тем не менее он хотя и неохотно, но все-таки согласился с их решением, а потом, выражая свою обиду, стал плохо себя вести.

Наверное, лучше было бы, предложив проблему для обсуждения, спросить детей, как, по их мнению, следует поступить. В первый раз такой вопрос, возможно, поставил бы детей в тупик, и они не смогли бы ответить. Подождав немного, мать могла бы предложить свою идею в форме вопроса: «Как вы думаете, может быть, стоит приглашать друзей по очереди?»

После того как Джерри показал свое отношение к решению семейного совета, надо было обсудить этот вопрос на следующей встрече. Может быть, Джерри согласился бы участвовать в обсуждении, если бы мать проявила понимание его позиции: «Может быть, Джерри думает, что с ним не считаются. Кажется, решение предыдущего совета ему не очень понравилось. Что ты об этом думаешь, Джерри?» Начинается обсуждение. Наверное, надо дать мальчику возможность первому высказать свое мнение. Вначале он, может быть, и не захочет говорить. Но, если родители будут все время искренне интересоваться его мнением, он, скорее всего, преодолеет свое предвзятое отношение к вопросу и примет участие в разговоре.

Советуем родителям учитывать, что такое собрание перестает быть семейным советом, если говорят о своих проблемах и предлагают их решения только мать и отец. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети принимали в нем самое активное, равноправное участие.

Семья, состоящая из образованных и обеспеченных родителей и трех дочерей, собралась на семейный содет. Девочки знали, что родители хотят купить новый дом и думают посоветоваться об этом с детьми. Старшая девочка предложила свой вклад: пятнадцать долларов, средняя — десять, а младшая —пять долларов. Эти деньги были их личными сбережениями. Родителей охватила полная растерянность. Что же им теперь делать? Обеспокоенные и смущенные, они обратились за советом к специалистам.

Родители думали, что дочери ведут себя так, потому что понятия не имеют, сколько может стоить новый дом. Когда детей об этом спросили, они назвали примерно правильную большую цифру. Родители опять очень удивились. Что делать в такой ситуации? Отцу посоветовали в консультации внести свой вклад: пятьдесят долларов — и отправить девочек покупать дом. Он последовал этому совету, и на этом дело кончилось.

Подобные проблемы не будут приводить родителей в такую растерянность, если они дадут волю своему воображению и представят себе, как бы вели себя, если бы с такими предложениями выступали не дети, а их взрослые друзья. Родители могли бы сказать, сколько денег намерены внести они, и предложить детям еще раз обсудить проблему.
Успех деятельности семейного совета определяется тем, насколько члены семьи проявляют готовность подойти к данной проблеме именно как к проблеме, касающейся всех. Совместная жизнь предполагает постоянное взаимодействие всех членов семьи. Однако оно возможно при условии теплых, дружеских, доброжелательных отношений, основанных на взаимопонимании, доверии и уважении между всеми членами семьи. Атмосфера ответственности друг за друга и полного равенства создает самые благоприятные условия для воспитания детей, формирования их личности.